Научная статья на тему 'Процедура разработки и реализации кредитной политики корпорации'

Процедура разработки и реализации кредитной политики корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2162
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОЦЕНТ / СКИДКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / MANAGEMENT / ACCOUNTS RECEIVABLE / CREDIT POLICY / PERCENT / DISCOUNT / PERFORMANCE INDICATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаранина С. А.

Представлено современное понимание процедуры разработки и реализации кредитной политики корпораций, определены ее основные этапы, выявлены критерии эффективности кредитной политики корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The procedure of development and implementation of the credit policy of the corporation

The article presents the contemporary understanding of the procedures for the development and implementation of the credit policy of corporations, defined its main stages, as well as the criteria of the effectiveness of the credit policy of corporations.

Текст научной работы на тему «Процедура разработки и реализации кредитной политики корпорации»

УДК 336.71

ПРОЦЕДУРА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ КОРПОРАЦИИ

THE PROCEDURE OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF THE CREDIT POLICY OF THE CORPORATION

С.А. Г аранина

S.A. Garanina

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Представлено современное понимание процедуры разработки и реализации кредитной политики корпораций, определены ее основные этапы, выявлены критерии эффективности кредитной политики корпораций.

The article presents the contemporary understanding of the procedures for the development and implementation of the credit policy of corporations, defined its main stages, as well as the criteria of the effectiveness of the credit policy of corporations.

Ключевые слова: управление, дебиторская задолженность, кредитная политика, процент, скидка, эффективность.

Key words: management, accounts receivable, credit policy, percent, discount, performance indicator.

Эффективное управление оборотным капиталом ведет к увеличению доходов и снижает риск дефицита денежных средств корпорации. С помощью оптимального управления дебиторской задолженностью корпорация может максимизировать норму прибыли и минимизировать свою ликвидность и коммерческий риск. Следует не забывать также о том, что управляемой дебиторской задолженностью является лишь нормальная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков. Одним из инструментов управления дебиторской задолженностью корпорации является ее кредитная политика. В настоящее время разработка и внедрение кредитной политики играют важную роль в повышении эффективности управления оборотным капиталом любой корпорации.

Существуют различные точки зрения относительно того, что представляет собой кредитная политика корпорации и каково ее экономическое содержание. Рассматривая кредитную политику как инструмент управления дебиторской задолженностью, мы поддерживаем позицию М.В. Кудиной и Н.В. Никитиной, которые утверждают, что кредитная политика -комплекс решений, включающих срок действия кредита корпорации, стандарты кредитоспособности, порядок погашения покупательской задолженности и предполагаемые скидки.

Целью кредитной политики следует рассматривать обеспечение качества дебиторской задолженности, ее рыночной стоимости, повышение текущих доходов (доходности) и рыночной стоимости бизнеса корпорации. Достижение этой цели может быть реализовано через повышение конкурентоспособности и деловой репутации бизнеса, его капитализации и инвестиционной привлекательности.

Под процедурой разработки и реализации кредитной политики мы будем понимать совокупность мер для целей управления задолженностью покупателей (дебиторской задолженностью).

Основными этапами такой процедуры являются:

1) разработка целей, задач кредитной политики;

2) формирование круга потенциальных клиентов, которых планируется кредитовать;

3) определение основных параметров кредитной политики текущего периода;

4) реализация кредитной политики (выдача товарных кредитов);

5) расчет экономических эффектов в результате проведения кредитной политики и ее эффективности.

Наибольшее значение при разработке и реализации кредитной политики имеют сле-

© С.А. Гаранина, 2013

дующие три этапа: формирование круга потенциальных клиентов, определение ее основных параметров и оценка эффективности кредитной политики.

На первом этапе процедуры разработки кредитной политики необходимо правильно сформулировать цель и задачи кредитной политики корпорации. Основной целью такой политики является обеспечение качества дебиторской задолженности, ее рыночной стоимости, повышение текущих доходов (доходности) и рыночной стоимости бизнеса корпорации. Затем с учетом допустимого уровня риска определяется тип кредитной политики корпорации (консервативный, умеренный, агрессивный).

Только после этого формируется круг потенциальных клиентов корпорации, т. е. тех контрагентов (покупателей, заказчиков), которых она готова кредитовать.

Для этого проводится оценка кредитоспособности (надежности) клиента, т. е. оценка способности покупателя исполнить свои обязательства.

Каждая корпорация должна разрабатывать свою собственную методику оценки кредитоспособности ее потенциальных клиентов.

В настоящее время основными методами отбора потенциальных клиентов являются:

^ Методика оценки кредитоспособности клиента Ю.М. Бахрамова и В.В. Глухова;

^ Схема анализа кредитоспособности Р.В. Колб и Р.Дж. Родригес;

^ Метод АВС;

^ Скоринг-метод;

^ Метод финансовых коэффициентов;

^Рискориентированный подход В.А. Вол-нина;

^ Метод Е. Дмитриевой;

^ Метод Н.А. Соколовой;

^ ABC-XYZ анализ .

В ходе этого этапа корпорации, как и профессиональные участники кредитного рынка -коммерческие банки, используют кредитную историю клиента, под которой понимается документальный отчет потенциального или уже существующего клиента о том, как он выполнял свои прежние заемные обязательства.

Типичная кредитная история, по мнению М.В. Кудиной, обычно содержит следующую информацию:

1) сводный балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках;

2) ряд ключевых коэффициентов с информацией о тенденциях развития корпорации;

3) информацию, полученную от банков и поставщиков корпорации о том, быстро или

медленно она платит, и о том, не просрочивала ли она платежи в последнее время;

4) описание физического состояния операций корпорации;

5) описание биографий владельцев корпорации, включая любые прежние банкротства, судебные иски, обман и тому подобное;

6) суммарный рейтинг корпорации.

Результаты распределения клиентов по

группам риска неплатежеспособности направляются главному бухгалтеру, который, в свою очередь, использует их при определении сомнительности того или иного долга.

После распределения всех дебиторов по группам с разным уровнем кредитного рейтинга финансовый менеджер работает над определением групповых условий коммерческого кредитования - определяет оптимальные: стоимость кредита, срок кредитования и размер предоставляемого кредита.

Основными параметрами кредитной политики являются:

1) сумма дебиторской задолженности (размер кредитного ресурса), которую может обслужить корпорация;

2) процентные платежи по коммерческому кредиту в товарной форме;

3) срок или период кредитования (срок отсрочки платежа по договору).

Следует отметить, что подсистемы взыскания долгов, создания резервов по сомнительным долгам, штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями относятся к политике управления дебиторской задолженностью в целом, а не конкретно к кредитной политике корпорации, поэтому они не включены в состав основных параметров.

Корпорация, разрабатывая свою кредитную политику, должна четко представлять, какую дебиторскую задолженность она может содержать. Бессистемный подход к изменению лимитов и сроков может обернуться для корпорации проблемами с ликвидностью или потерей существенной доли клиентов.

Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому ему товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Его размер устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите - средней стоимости реализуемых в

кредит товаров), финансового состояния корпорации-кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции [1, с. 253].

Допустимый уровень дебиторской задолженности может быть определен на основе статистических данных. Это может быть фиксированная сумма исходя из накопленной статистики работы корпорации за предыдущие периоды или процентное соотношение размера дебиторской задолженности к выручке, также установленное на основании анализа прошлого опыта корпорации.

Максимально допустимое значение дебиторской задолженности можно установить на основании показателей оборачиваемости исходя из данных по отрасли или региону.

Выделяют два основных подхода, характеризующих особенности построения лимитной политики корпорации. В соответствии с первым подходом лимит конкретного дебитора определяется на основе накопленной статистики среднемесячных поступлений денежных средств, а в соответствии со вторым - на основе общего лимита задолженности, рассчитанного по предприятию в конкретном периоде.

Необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, также может рассчитываться по следующей формуле:

Идз = [ОРк х Кс/Ц х (ППКср + ПРср)] / 365, (1)

где Идз - необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность; ОРк - планируемый объем реализации продукции в кредит; Кс/Ц - коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью; ППКср -средний период предоставления кредита покупателям, в днях; ПРср - средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях [2, с. 36].

Аналогичная формула встречается у Е.И. Шохина, В.В. Пленкиной, В.А. Волнина и у других авторов. В.А. Волнин уточняет, что рассчитанный соответствующим образом лимит распределяется среди дебиторов в соответствии с их рейтингом надежности и выгодности для корпорации:

ДЗЛим_г = ДЗлим X Де_г X Кн_в, (2)

где Дв г - доля покупателя в выручке; Кн в -коэффициент надежности и выгодности клиента [3, с. 20].

Данный подход к определению лимита задолженности представляется наиболее оправ-

данным к применению, поскольку позволяет учесть не только индивидуальные особенности конкретного дебитора, но и стратегические интересы самой корпорации-продавца. Совершенно очевидно, что в данном случае общий размер дебиторской задолженности учитывает особенности развития и финансирования корпорации, позволяя оптимизировать соотношение между величиной объема продаж, операционными и вмененными издержками, связанными с возникновением дебиторской задолженности.

Определение категории клиента, его выгодности для корпорации и величины соответствующего коэффициента, по мнению В.А. Вол-нина, целесообразно осуществлять по таким параметрам, как:

• длительность работы с клиентом;

• объем поступлений денежных средств от клиента;

• процент поступлений денежных средств по клиенту в общем объеме продаж.

Формализуя параметры в табличной форме, менеджмент корпорации самостоятельно присваивает баллы по каждому из трех параметров, а затем путем перемножения получает итоговую сумму баллов по конкретному клиенту. После того как была определена итоговая сумма баллов, клиенту присваиваются соответствующая категория и коэффициент надежности.

Оптимальный размер текущей дебиторской задолженности, удовлетворяющий следующему условию, служит критерием оптимальности осуществляемой корпорацией кредитной политики:

ДЗо ^ ОПдр > ОЗдз + ПКдз, (3)

где ДЗо - оптимальный размер текущей дебиторской задолженности корпорации при нормальном ее финансовом состоянии; ОПдр - дополнительная операционная прибыль, получаемая корпорацией от увеличения продажи продукции в кредит; ОЗдз - дополнительные операционные затраты корпорации по обслуживанию текущей дебиторской задолженности; ПКдз - размер потерь капитала, инвестированного в текущую дебиторскую задолженность, из-за недобросовестности (неплатежеспособности) покупателей [1, с. 269].

Следующий элемент кредитной политики корпорации, характеризующий второй основной ее параметр - процентные платежи по коммерческому кредиту в товарной форме - цена кредитов, предоставляемых клиентам. Цена кредита устанавливается процентом или скидкой к отпускной цене.

В современных условиях организации финансовых отношений с клиентами цена в виде процента используется редко, поскольку ее применение предусматривает дополнительный документооборот, нарушение которого негативно сказывается на налоговых обязательствах клиентов. Поэтому в современном деловом обороте цена кредита задается обычно скидкой к отпускной цене.

Скидка является составной частью условий продажи. Она оказывает двоякое воздействие на прибыльность корпорации. С одной стороны, предоставление скидки ведет к снижению выручки от продаж, но с другой - способствует ускорению платежей, вследствие чего сокращаются дебиторская задолженность и соответственно расходы по ее финансированию, учету и взысканию. Задача заключается в определении размера скидки, обеспечивающего приемлемый компромисс между снижением выручки и экономией перечисленных выше затрат.

В экономически развитых странах одной из наиболее распространенных является схема типа «d/к чисто n» (d/k net n), означающая, что:

1) покупатель получает скидку в размере d % в случае оплаты полученного товара в течение k дней с начала периода кредитования (например, с момента получения или отгрузки товара);

2) покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с (k + 1)-го по n-й день кредитного периода (отсюда, кстати, видна смысловая нагрузка термина net - к концу срока кредитования покупатель обязан «расчистить» свои обязательства перед поставщиком);

3) в случае неуплаты в течение n дней покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьироваться в зависимости от момента оплаты [4, с. 527].

Размер скидок может определяться экспертным путем, на основании среднеотраслевых показателей или на основе сопоставления с показателями основных конкурентов [3, с. 21].

Вместе с тем на практике существуют и математические способы определения размера скидок, использование которых позволяет получить более обоснованные цифры.

Алгоритм определения размера скидки может выглядеть следующим образом:

1. На основании аналитических данных за предыдущий год и планируемых показателей на предстоящий (с детализацией по видам продукции и с учетом фактора сезонности) опреде-

ляется точка безубыточности, при расчете которой цена и себестоимость продукции должны быть скорректированы на индекс инфляции.

2. Определяется минимальный размер партии (Qmin), за который может предоставляться скидка, посредством деления полученного объема продаж на количество заказов, поступивших за аналогичный период предыдущего года.

3. Определяется максимальный размер скидки, которую можно предоставить клиенту:

Максимальный размер скидки = Рбаз -

- С - [(Рбаз - С) X Qmin] / Qз, (4)

где Рбаз - базовая цена без учета скидок; С -себестоимость единицы продукции; Qs - объем партии, заказанной покупателем.

4. Определяется максимальный размер скидки с учетом некоторого запаса прочности в виде дополнительной нормы прибыли:

Максимальный размер скидки = Рбаз -

- С - [(Рбаз - С) X Qmi„ X (1 + N)] / Q3, (5)

где N - дополнительная норма прибыли по сделке, в долях.

Для стимулирования роста объемов продаж запас прочности целесообразно принять как величину, находящуюся в обратной зависимости от объема заказа. В таком случае при увеличении объема закупки скидка будет расти в геометрической прогрессии [3, с. 22].

По мнению В. Круть, такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении. Расчет выглядит так:

ПСк = (ЦСн X 360) / СПк, (6)

где ПСк - годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит; ЦСн - ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретаемую продукцию, в проц. ; СПк - срок предоставления кредита (кредитный период), в днях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В принципе, годовая ставка процента, связанная с условиями кредита на условиях «d/n net T», равна:

r = [d / (100 - d)] X [365 / (T - n)], (7)

где r - годовая ставка процента; d - размер скидки, в проц.; Т - период оплаты по договору, в днях; n - период скидки, в днях [5, с. 297].

То есть (T - n) - это кредитный период по одной операции, а 365 / (T - n) - количество операций по товарному (коммерческому) кредиту в год.

Устанавливая стоимость товарного (коммерческого) или потребительского кредита, не-

обходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.

Однако в условиях ограничения доступа покупателей к банковским кредитам из-за несоответствия клиента требованиям качественного банковского заемщика и обязанности предоставления обеспечения банковского кредита цена товарного (коммерческого) кредита может превышать процентные ставки, предлагаемые коммерческими банками.

Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предъявляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых ресурсов, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла корпорации. Расчет оптимального срока предоставления кредита сводится к сопоставлению дополнительных доходов, полученных в результате роста продаж, и затрат на финансирование возросшей дебиторской задолженности. Поэтому, устанавливая продолжительность кредитного периода, обязательно оценивают его влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности корпорации.

Предоставление более продолжительных сроков по отсрочке платежа может существенно отразиться на уровне «качества» дебиторской задолженности и увеличить риск не-погашения. Установление более жестких сроков кредита может привести к негативной реакции клиентов и снижению объемов продаж.

Основными факторами, способными оказать влияние на продолжительность кредитного периода, являются: скорость оборота продукции, по продаже которой предоставляется кредит; ценность покупателя для корпорации; наличие конкуренции на рынке сбыта; финансовое состояние корпорации.

После того как все основные кредитные условия были разработаны, корпорация переходит к этапу реализации его кредитной политики, т. е. осуществляет предоставление то-

варных (коммерческих) или потребительских кредитов. А уже затем может производить расчет экономических эффектов от проведения данной кредитной политики.

Для этих целей могут быть рассчитаны следующие показатели:

1. Прибыль по кредитной политике (расчет экономического эффекта):

ПрКП = Д - Р, (8)

где Прш - прибыль по кредитной политике; Д - доходы от кредитной политики; Р - расходы по кредитной политике.

При этом следует отметить, что к доходам будут относиться:

^ процентные платежи (при консервативной кредитной политике) или сумма процентных платежей в виде дисконта (умеренный тип);

^ дополнительная прибыль от продаж за счет экономии на постоянных расходах (агрессивный тип).

А к расходам, в свою очередь, можно отнести:

• процентные платежи на обслуживание заемных источников для корпорации-кредитора;

• ресурсы, используемые на организацию финансовой деятельности (заработная плата, обеспечение рабочих мест, косвенные общехозяйственные расходы, претензионная работа с дебиторами, факторинговые операции);

• убытки, связанные с невозвратом долгов.

2. В случае невозможности включения кредитного процента в продажную цену корпорации применяется следующая формула (расчет экономического эффекта):

Э ДПупр Рпер Реди^ (9)

где Э - экономический эффект, или экономия; дПупр - дополнительная прибыль, полученная на условно постоянных расходах; Рпер - периодические расходы; Редин - единовременные расходы.

Периодические расходы возникают при обслуживании дебиторской задолженности (заработная плата работников, который занимается мониторингом состояния дебиторской задолженности; стоимость переговоров, заказных писем и т. д.). К единовременным расходам относят списанную в убыток дебиторскую задолженность или безнадежный долг.

3. Эффективность кредитной политики оценивается через основное неравенство экономического эффекта деятельности корпорации (неравенство экономического роста корпорации):

^Впр < ^Ппродаж < ^ЧП < 1Re , (10)

где 1Впр - индекс выручки от продаж (динамика продаж); 1Ппродаж - индекс прибыли от продаж (динамика прибыли от продаж); 1ЧП - индекс чистой прибыли (динамика чистой прибыли); 1^ск - индекс рентабельности собственного капитала (динамика рентабельности собственного капитала).

При выполнении неравенства экономического роста корпорации следует говорить об экономической эффективности кредитной политики.

Таким образом, процедура разработки и реализации кредитной политики - это совокупность мер для целей управления задолженностью покупателей (дебиторской задолженностью). Основными этапами такой процедуры являются: разработка целей и задач кредитной политики, формирование круга потенциальных клиентов, определение ее основных параметров, реализация кредитной политики и расчет экономических эффектов или экономии в результате ее проведения. Однако наибольшее значение при разработке кредитной политики имеют следующие три этапа: формирование круга потенциальных клиентов, определение ее основных параметров и оценка эффективности кредитной политики.

1. Арутюнов Ю. А. Финансовый менеджмент : учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2008. - 312 с.

2. Круть В. Управление дебиторской задолженностью // Справочник экономиста. -2011. - № 1. - С. 31-40.

3. Волнин В. А. Кредитная политика корпорации: переход к системному управлению // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2010. - № 5. -С. 9-23.

4. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. - М. : Финансы и статистика, 2007.

- 768 с.

5. Колб Р. В., Родригес Р. Дж. Финансовый менеджмент : учебник; пер. 2-го англ. издания; предисл. к русс. изд. Е. Л. Драчевой. -М. : Финпресс, 2001. - 496 с.

6. Кудина М. В. Финансовый менеджмент : учебное пособие. - М. : ФОРУМ; ИНФРА-М, 2011. - 256 с.

7. Шохин Е. И. Финансовый менеджмент : учебник / коллектив авторов; под ред. Е. И. Шохина. 3-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2011. -480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.