Научная статья на тему 'Процедура проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в органах государственной и муниципальной власти субъекта Российской Федерации (из опыта Орловской области)'

Процедура проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в органах государственной и муниципальной власти субъекта Российской Федерации (из опыта Орловской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
581
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС / КОНКУРСНАЯ КОМИССИЯ / ОЦЕНКА КАНДИДАТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозова Елена Николаевна

В статье описывается процедура прохождения по конкурсу на государственную службу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Морозова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процедура проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в органах государственной и муниципальной власти субъекта Российской Федерации (из опыта Орловской области)»

УДК [342.55:323.331](470.319)

Морозова Е.Н. Процедура проведения конкурса

на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в органах государственной и муниципальной власти субъекта Российской Федерации (из опыта Орловской области)

В статье описывается процедура прохождения по конкурсу на государственную службу.

Ключевые слова: конкурс, конкурсная комиссия, оценка кандидатов.

Morozova E.N. The procedure of carrying out a

competition for filling vacancies of the state civil service in the state and municipal authority of the subject of the Russian Federation (from the experience of the Oryol Region)

In the article the selection procedure for filling vacancies in the civil service is described.

Key words: a competition, the competitive commission, estimation of candidates.

Принцип равного доступа к государственной гражданской службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой нашел непосредственное закрепление в положениях, регламентирующих поступление на государственную гражданскую службу в исполнительных органах государственной власти Орловской области, которое осуществляется либо на конкурсной основе, либо из резерва, сформированного на конкурсной основе. Во исполнение Федерального закона «О государственной гражданской службе Рос-

сийской Федерации», Закона Орловской области «О государственной гражданской службе Орловской области» приняты:

- указ Губернатора области от 27.09.2005 г. № 257 «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Орловской области»;

- указ Губернатора области от 30.06.2006 г. № 144 «Об утверждении Порядка поступления на государственную гражданскую службу для замещения должности гражданской службы в исполнительных органах государ-

Елена Николаевна Морозова - начальник управления государственной службы и кадров аппарата Губернатора и Коллегии Орловской области, кандидат политических наук.

ственной власти специальной компетенции Орловской области» (в редакции указа Губернатора области от 25.10.2006 Г. № 274).

В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами во всех органах исполнительной государственной власти Орловской области сформированы конкурсные комиссии, в состав которых входят в том числе и независимые эксперты.

Объявления о проведении конкурсов публикуются в областной газете «Орловская правда» и на сайте администрации области в информационно-телекоммуникационной сети. Конкурс на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы проводится в форме отбора по данным документов, представленных кандидатами на участие в конкурсе, тестирования, индивидуальных собеседований с руководителем линейного подразделения(отде-ла) аппарата и с конкурсной комиссией.

После предварительного рассмотрения документов от претендентов на замещение должностей госслужбы кадровыми структурами органов исполнительной власти готовятся заключения об их соответствии требованиям Указа Президента РФ от 01.02.2005 г № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» для членов конкурсных комиссий.

На первом этапе работы конкурсная комиссия:

- рассматривает подготовленное заключение; документы, представленные кандидатами для участия в конкурсе;

- оценивает на основе анализа представленных документов соответствие требованиям, предъявляемым к ним, а также на их основании соответствие кандидатов квалификационным требованиям, установленным должностным регламентом по должности, на замещение которой проводится конкурс, успешность профессиональной карьеры, а также (косвенно) особенности профессиональной мотивации.

По результатам оформляется протокол заседания конкурсной комиссии, которым утверждается список кандидатов, соответствующих на основании анализа представленных документов квалификационным требованиям и допущенных до второго этапа конкурса. На основании протокола пре-

тенденты письменно извещаются о результатах конкурсного отбора, а также дате и месте проведения второго этапа.

На втором этапе проводятся конкурсные процедуры, которые включают в себя тестирование, индивидуальные собеседования с руководителем исполнительного органа власти и с членами конкурсной комиссии. По результатам тестирования, индивидуальных собеседований конкурсная комиссия оценивает: уровень профессиональных знаний и навыков кандидатов, необходимых для исполнения обязанностей по должности, на замещение которой проводится конкурс; стаж (опыт) работы по специальности или государственной службы; личностно-дело-вые качества; индивидуальные ценности и моральный облик кандидатов; мотивацию кандидатов и соответствие их корпоративной культуре государственной службы в целом и органа власти в частности. При этом конкурсная комиссия строго учитывает соответствующие квалификационные требования к кандидату на замещение вакантной должности, к исполнению должностных обязанностей по этой должности, предъявляемые законодательством, положениями Должностного регламента профессиональной служебной деятельности гражданских служащих Орловской области.

После всестороннего и объективного изучения профессиональных, деловых и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия оценивает кандидатов на замещение вакантных должностей гражданской службы в органе исполнительной власти с использованием следующих критериев:

1. Соответствие культуре гражданской службы, что включает целый ряд социально значимых позиций, среди которых:

1. Профессиональная мотивация, проявляющаяся в стремлении к профессиональной самореализации на гражданской службе, ориентации на служебный рост в сфере государственного управления.

2. Гражданская позиция, проявляющаяся в следовании в профессиональной деятельности принципам служения обществу и государству, строгом соблюдении закона, правил служебной этики.

3. Активность профессиональной позиции, проявляющаяся в инициативности при решении поставленных задач, готовно-

сти прилагать существенные усилия для получения наилучшего результата, способности эффективно действовать в условиях физических и эмоциональных нагрузок.

4. Готовность к саморазвитию, проявляющаяся в постоянном стремлении к совершенствованию своихзнаний, умений и навыков, расширению кругозора, приобретению новых знаний и опыта в смежных профессиональных областях.

2. Профессиональная компетентность кандидата на замещение вакантной должности гражданской службы, что предполагает:

1. Соответствующий образовательный уровень, указывающий уровень, профиль и качество основного, а также дополнительного профессионального образования.

2. Профессиональный опыт, подтверждающий продолжительность и особенности деятельности в соответствующей профессиональной сфере; достижение конкретных результатов в профессиональной деятельности, указывающих на особенности карьеры.

3. Специальные профессиональные знания, умения и навыки, свидетельствующие об уровне профессиональных знаний в соответствующей сфере, позволяющем эффективно выполнять должностные обязанности, о знании федерального и областного законодательства, регламентирующего профессиональную деятельность, овладении современными профессиональными технологиями.

4. Общие инструментальные навыки, подтверждающие уровень владения умениями, повышающими общую эффективность профессиональной деятельности (владение компьютером, общая грамотность, владение иностранными языками и т.п.).

3. Личностно-деловые качества кандидата на замещение вакантной должности гражданской службы, которые предполагают:

1. Аналитические способности, подтверждающие уровень системности и гибкости мышления, позволяющие решать сложные задачи, требующие анализа и структурирования информации, способность находить новые, нестандартные решения.

2. Навыки эффективной коммуникации, проявляющиеся в способности соблюде-

ния этики делового общения, аргументированно отстаивать собственную точку зрения и убеждать оппонентов, владение навыками ведения деловых переговоров.

3. Ответственность кандидата на должность, проявляющаяся в способности к принятию обоснованных и самостоятельных решений, готовности следовать взятым на себя обязательствам в достижении результата.

Наконец, организаторские способности, подтверждающие умение достигать результата за счет эффективного планирования собственной деятельности и деятельности подчиненных, постановки задач, распределения функций, полномочий и ответственности.

Конкурсная комиссия оценивает кандидатов по балльной системе.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае получения данных о кандидате, свидетельствующих об отсутствии либо крайней недостаточности у него профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнения обязанностей по должности, на замещение которой проводится конкурс; опыта работы по специальности; необходимых личностно-деловых качеств, профессиональной мотивации, корпоративной культуры, а также при неправильных ответах на задаваемые вопросы или полном их отсутствии.

Оценка «удовлетворительно» ставится в случае получения данных о кандидате, свидетельствующих о недостаточности у него профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнения обязанностей по должности, на замещение которой проводится конкурс; опыта работы по специальности; необходимых личностно-деловых качеств, профессиональной мотивации, корпоративной культуры; поверхностных знаниях нормативных правовых актов (без знания их содержания), владение которыми необходимо при прохождении гражданской службы, в том числе применительно к вакантной должности, а также если кандидатом формально, в общих словах указываются либо не указываются вообще специфические черты гражданской службы, конкретно не освещаются формы и методы работы и т.п.

Оценка «хорошо» предусматривает достаточно полное обладание кандидатом

профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для исполнения обязанностей по должности, на замещение которой проводится конкурс, наличие приемлемого опыта работы по специальности, необходимых личностно-деловых качеств, профессиональной мотивации, корпоративной культуры, владение содержательной информацией об основных нормативных правовых актах, регламентирующих прохождение гражданской службы, деятельность, связанную с исполнением должностных обязанностей, наличие представления о направлениях служебной деятельности, ориентированность в преобладающих формах и методах работы и т.п.

Оценка «отлично» предполагает наличие у кандидата достаточных профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнения обязанностей по должности, на замещение которой проводится конкурс, опыта работы по специальности, необходимых личностно-деловых качеств, профессиональной мотивации, корпоративной культуры, исчерпывающее знание кандидатом необходимых нормативных правовых актов, специфики служебной деятельности на вакантной должности, свободное ориентирование в формах и методах работы и т.п.

По результатам проведения конкурса конкурсная комиссия принимает решение о победителе конкурса на вакантную должность гражданской службы в аппарате органа власти. Секретарем комиссии оформляется соответствующий протокол, в соответствии с которым претенденты письменно оповещаются о результатах конкурса. Итоговая информация также размещается на сайте администрации области в информационно-телекоммуникационной сети.

В 2006 году по конкурсу было замещено 55 должностей государственной граж-

данской службы в исполнительных органах власти области (4 - в категории «руководители»; 40 - в категории «специалисты»; 11 - в категории «обеспечивающие специалисты»). 50 должностей замещены гражданами, не являющимися гражданскими служащими, в том числе 3 категории «руководители». 4 должности замещены гражданскими служащими в порядке должностного роста, в том числе 1 должность категории «руководители».

В первом квартале 2007 года по результатам конкурса замещено 28 должностей государственной гражданской службы в исполнительных органах власти области (5

- в категории «руководители»; 16 - в категории «специалисты»; 7 - в категории «обеспечивающие специалисты»). 19 должностей замещены гражданами, не являющимися гражданскими служащими, в том числе 1 должность категории «руководители». 3 должности замещены гражданскими служащими в порядке должностного роста, в том числе 2 категории «руководители».

В 2006 году не состоялись конкурсы, объявленные на замещение 11 должностей государственной гражданской службы, из них на 3 - категории «руководители», 5

- категории «специалисты», 3 - категории «обеспечивающие специалисты».

В 2007 году не состоялись конкурсы, объявленные на замещение 15 должностей государственной гражданской службы, из них 4 - категории «руководители», 8 -категории «специалисты», 3 - категории «обеспечивающие специалисты».

Основными причинами того, что конкурсы не состоялись, являются: отсутствие претендентов и участие в конкурсных испытаниях претендентов, не соответствующих квалификационным требованиям, установленным действующим законодательством о государственной гражданской службе и должностными регламентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.