УДК 342.951 ББК 67.400.7 (2Рос)
ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Б А ТОР ЦЫДЕНДАМБАЕВИЧ ЖАЛСАНОВ,
доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.024 — конституционное право, муниципальное право
E-mail: [email protected] Рецензент: кандидат юридических наук Климкина Е.В.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Иерархическая структура нормативных правовых актов российского законодательства может быть установлена путем принятия Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации». Особую актуальность при этом приобретает анализ зарубежного опыта принятия подобных законов.
Ключевые слова: нормативный правовой акт, законодательство Кыргызстана, федеральный закон, нормотворчество.
Annotation. The hierarchical structure of normative legal acts of the Russian legislation can be established through the adoption of the Federal Law «On normative legal acts of the Russian Federation». Relevance in this case takes on the analysis of foreign experience of adopting similar laws.
Keywords: normative legal act, Kyrgyz law, federal law, rule-making.
Значительное увеличение объема нормативных правовых актов в Российской Федерации на всех уровнях государственного управления выявило проблему правового регулирования законодательного процесса в государстве. С увеличением количества нормативных источников обозначается проблема их эффективности, иерархичности, а значит, и качества законодательной техники подготовки и принятия нормативных правовых актов.
В свою очередь, предложенный в 2014 г. Правительством РФ проект федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» отражает в своих положениях ряд нерешенных вопросов нормотворческой деятельности органов исполнительной власти и иных органов, осуществляющих исполнительную власть в Российской Федерации. Кроме того, проект впервые дает легальное определение нормативному правовому акту, регламентирует порядок подготовки, оформления, принятия и регистрации многих из них, что позволяет систематизировать и значительно повысить качество одного из важнейших инструментов государственного управления.
На сегодняшний день ряд государств постсоветского пространства уже решают вышеобозначенные задачи, приняв законы о нормативных правовых актах или о правотворчестве. Не является исключением
в этом ряду и Кыргызская республика, принявшая закон «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» в 2009 г.
В настоящей статье предлагается юридический анализ наиболее значимых положений данного закона, которые могут быть полезны для российской правовой системы.
Рассматриваемый закон определяет принципы нормотворческой деятельности, устанавливает понятия и виды нормативных правовых актов, их системную взаимосвязь, а также правила их действия, толкования и разрешения коллизий.
В ст. 2 закреплены основные понятия, применяемые в законе. Так, в соответствии с законом даются определения: «Законодательство Кыргызстана — совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения; нормотворческая деятельность — научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, принятию (изданию), изменению, дополнению, толкованию, приостановлению действия, признанию утратившими силу либо отмене нормативных правовых актов; нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), органа местного само-
-дЛ^^ИЙ-
управления или путем референдума, направленный на установление, изменение или отмену норм права (правовых норм)».
В указанной статье особый интерес представляет определение понятия «пробелы в законодательстве». В соответствии с указанной статьей, правоприменители должны понимать, что отсутствие норм права (правовых норм), необходимость которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, принципами и нормами международного права это и есть пробелы в законодательстве.
Теория российского права, в свою очередь, указывает, что пробелом в законодательстве является полное или частичное отсутствие конкретного юридического правила в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования. Проще говоря, в законодательстве отсутствует то, что должно там быть в силу объективных причин; отсутствует правовое предписание, рассчитанное на юридически значимый случай. Это значит, что, в отличие от кыргызского законодательства, российское право устанавливает, что не всякую «неурегулированность» закона следует расценивать в качестве пробела. Те факты, обстоятельства, которые находятся вне рамок юридического поля (не путать с правовым полем), объективно не могут и не должны приобретать юридическое значение, и соответственно не требуют юридического решения. Юридической теорией сформулированы определенные предпосылки, при наличии которых пробел в законодательстве считается действительным. Таким образом, следует сделать вывод, что указанное определение «пробела в законодательстве» в рассматриваемом законе требует более детального раскрытия.
Следующим некорректным определением, на наш взгляд, является определение нормотворческого органа (должностного лица) — государственный орган (должностное лицо), орган местного самоуправления, уполномоченный (уполномоченное) принимать (издавать) нормативные правовые акты (ст. 2 Закона Кыргызстана «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики»). Изначально само сравнение понятий нормотворческого органа и нормотворческого должностного лица некорректно, поскольку в рассматриваемом законе есть ссылка на органы, но нет ссылки на должностных лиц.
Но в целом, рассматриваемый закон оставляет хорошее впечатление как правовой акт, устанавливающий и раскрывающий нормотворческую технику
принятия нормативных правовых актов органов и должностных лиц, осуществляющих (реализующих) исполнительную власть.
Системе правил подготовки, принятия и регистрации проектов нормативных правовых актов, посвящена гл. 4 рассматриваемого закона.
Нормативные правовые акты исполнительной власти издаются на основе и во исполнение законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства Кыргызстана, а также по инициативе органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Нормативные правовые акты издаются органами исполнительной власти Кыргызстана в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Правительство Кыргызстана ежегодно разрабатывает и утверждает план законопроектных работ в отношении наиболее актуальных нормативных правовых актов, призванных эффективно решать насущные вопросы государства. Насущность и актуальность вопросов определяется Президентом, депутатами Жо-горку Кенеша, заинтересованными органами, научными учреждениями, представителями гражданского общества.
Нормативный правовой акт может быть подготовлен и издан совместно несколькими органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими, а также вне плана законопроектных работ.
Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством, а также, если в нормативном правовом акте содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других министерств и ведомств. Согласование нормативного правового акта оформляется визами.
Виза включает в себя наименование должности руководителя министерства (ведомства) или его заместителя и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату.
Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за под-
готовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости — организации, привлекаемые к этой работе. Проект нормативного правового акта перед его внесением Президенту, Правительству подлежит в обязательном порядке согласованию с Министерством юстиции Кыргызской Республики, по вопросам, предусматривающим сокращение доходов или увеличение расходов государства, — с Министерством финансов Кыргызской Республики, направленные на регулирование деятельности субъектов предпринимательства — с уполномоченным государственным органом по развитию предпринимательства, с другими государственными органами, если в нормативном правовом акте содержатся нормы, касающиеся их компетенции. Следовательно, в подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридическая служба органа исполнительной власти.
Проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, подлежат обязательному общественному обсуждению посредством размещения на официальном сайте нормотворческого органа или в средствах массовой информации. Ярким примером в Российской Федерации такого общественного обсуждения является механизм принятия проекта федерального закона «О полиции».
В тоже время, законодатель устанавливает срок общественного обсуждения, который составляет не менее двух месяцев для проектов законов и не менее одного месяца — для проектов других нормативных правовых актов. Исчисление срока общественного обсуждения начинается со дня, следующего за днем обнародования проекта нормативного правового акта.
В российской нормотворческой практике срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.
Если российское законодательство устанавливает, что по просьбе федеральных органов исполнительной власти и в соответствии с заключенными с ними договорами Министерство юстиции Российской Федерации может осуществлять юридическую экспертизу проектов подготовленных ими нормативных правовых актов, то закон Кыргызстана закрепляет в ст. 20 обязательность правовой, правозащитной, гендерной, экологической, антикоррупционной и иной научной
экспертизы (в зависимости от правоотношений, на регулирование которых направлен проект нормативного правового акта). Существует также условие, что в качестве экспертов должны привлекаться лица, не принимавшие непосредственного участия в подготовке проекта нормативного правового акта.
Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть — преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
Государственная регистрация нормативных правовых актов в Российской Федерации осуществляется Министерством юстиции, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
В Кыргызской Республике регистрацию осуществляют в отношении:
♦ конституционных законов, кодексов, законов и указов Президента — Администрация Президента;
♦ постановлений Жогорку Кенеша — Аппарат Жогорку Кенеша;
♦ постановлений Правительства — Аппарат Правительства;
♦ актов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов — Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов;
♦ актов Национального банка — Национальный банк;
♦ нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления — аппараты представительных органов местного самоуправления.
В соответствии с Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
На государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их дей-
-дЛ^^ИЙ-
ствия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок)), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Зарегистрированные нормативные правовые акты включаются в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. Ведение Государственного реестра нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции в электронной и бумажной формах на государственном (кыргызском) и официальном (русском) языках. Кроме того, нормативный правовой акт, не включенный в Госу-
дарственный реестр нормативных правовых актов, не имеет юридической силы.
Положение о порядке ведения Государственного реестра нормативных правовых актов Кыргызской Республики утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики от 8 декабря 2009 г. № 743.
Принятие Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» будет способствовать усилению эффективности механизма правотворчества, согласованности системы нормативных правовых актов в России, установит их иерархичность.
УДК 342.951 ББК 67.401.041
К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ЗЫРЯНОВ,
профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
доктор юридических наук, профессор Научная специальность 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право
E-mail: [email protected] Рецензент: кандидат юридических наук Хадисов Г.Х.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются особенности публично-правовой ответственности юридических лиц в Российской Федерации с точки зрения соотношения административной и уголовной ответственности. Автор отмечает, что ни законодатель, ни юридическая теория не смогли предложить каких либо сущностных отличий между уголовной и административной ответственностью. Уголовная ответственность юридических лиц устанавливается в зарубежных странах, в которых административная ответственность не получила такой степени обособления как в России, поэтому ссылки на зарубежный опыт в данном случае также неосновательны. В результате автор приходит к выводу о том, что дискуссия о целесообразности установления уголовной ответственности юридических лиц в нашей стране лишена смысла.
Ключевые слова: юридическое лицо, административная ответственность, уголовная ответственность, вина.
Annotation. Administrative responsibility used as an universal controller public relations. But there are no objective cri-terias to distinguish it from criminal responsibility. Legal person can to be a subject to criminal responsibility in that states, where are no administrative responsibility as a kind of publicity liability. So we have no reasons to install criminal responsibility of legal persons instead of or along with the administrative responsibility.
Keywords: administrative responsibility, criminal responsibility, legal person, guilt.
Время от времени в российском праве возрождается дискуссия на тему об уголовной ответственности юридических лиц, о необходимости и о возможности ее установления1. Очередной импульс дис-
куссии был дан появлением соответствующей рекомендации ГРЕКО для России2 в соответствии с требованиями Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию.
1 Эта дискуссия продолжается уже длительное время, а ее корни обнаруживаются в немецкой юридической науке позапрошлого века (Таганцев Н.С. Курс русского уголовного права. Часть Общая: Кн. 1. Учение о преступлении. СПб., 1874. С. 9; Бернер А.Ф. Учебник уголовного права. Части Общая и Особенная. Т. I. Часть Общая. СПб., 1865. С. 339.
2 Отчет по Российской Федерации о соответствии рекомендациям ГРЕКО, одобренный Группой государств против коррупции (ГРЕКО) на 49-м пленарном заседании (Страсбург, 29 ноября — 3 декабря 2010 г.). Страсбург, 2010.