Научная статья на тему 'Противостоящие культуре условия и путь к развитию культуры в рамках философии Швейцера'

Противостоящие культуре условия и путь к развитию культуры в рамках философии Швейцера Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
387
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противостоящие культуре условия и путь к развитию культуры в рамках философии Швейцера»

Н. П. Ильин позаимствовал у В. В. Зеньковского понятие «динамической природы разума»1. Но у Зеньковского «рaзум не является функцией индивидуального сознания. Это знaчит, что в некоторых своих функциях (собственно, во всех, кода они рaзвивaют себя до концa) "рaзум" не просто нaдындивидуaлен, но он вообще не вмещается в пределы индивидуального сознания, он вседа движется к нaдындивидуaльной знaчимости. Срaзу бросaется в глaзa непостижимaя "одинaковaя" рaботa рaзумa, ее полнaя приемлемость другими сознaниями»2. Субъект познания Зеньковский не упрощает до персоны - самосознания, личности, субстанции, монады, как это делают философы-персоналисты.

Таким образом, претензия метафизического персонализма называться христианской философией, высказанная столь

безапелляционно Е. А. Бобровым, в ее антропологическом срезе предстает внутренне противоречивой и ограниченной: изучение человеческой сущности разумом, утверждаемым в качестве рассудочного мышления, с опорой на эмпирические методы психологии замыкает субъекта познания в плоскости

индивидуального сознания.

Г.А. Колосов

Противостоящие культуре условия и путь к развитию культуры

в рамках философии Швейцера

При рассмотрении противостоящих культуре условий следует выявить сущностный характер этих условий и их воздействие на человека и культуру. Противостоящие культуре условия выявляют кризис современной культуры, который может и должен смениться развитием культуры. В рамках статьи делается попытка найти путь к развитию культуры при помощи основных концепций философии Швейцера.

Культурный кризис присутствует в жизни человека на мировоззренческом уровне и в окружающей человека

действительности. Швейцер указывает на системность причин, которые приводят культуру к кризису: «Наряду с

несостоятельностью мышления как решающей причиной заката культуры нашему времени приходится сталкиваться с целым рядом

1 См.: Зеньковский В. В. Основы христианской философии. М.: Канон,

1997. С. 47.

2 Там же. С. 48.

124

других обстоятельств, затрудняющих борьбу за становление культуры»1.

Можно предположить, что причиной кризиса является неудавшееся стремление человека к прогрессу. Система проблем возникает в результате отсутствия определённого элемента в действиях человека. Кризис окружающей человека культуры начинается с ошибки, которая носит мировоззренческий характер. Мышление занимает значительное место в развитии культуры, так как мышление основной своей задачей имеет снятие противоречия в мировоззрении человека.

Мировоззрение человека формируется индивидуально. В процессе формирования мировоззрения человек решает задачи, которые перед ним возникают в процессе его существования. От того, каким будет ответ на возникающий в жизни вопрос, будет зависеть сущность мировоззрения. Голубёва выделила в творчестве Швейцера мысль, которая является важной для мировоззрения: «Человек должен воспринимать как зло любое принижение и уничтожение жизни»2. Осознать наличие зла и выявить его причину является важным для мировоззрения действием. Зло препятствует развитию культуры, так как представляет собой ошибку, которая нуждается в исправлении. Утверждение жизни является гуманным действием, которое направлено на развитие культуры.

Гуманизм представляет собой учение о человеке, согласно которому человек является наиважнейшим элементом бытия. Человек может являться наиважнейшим элементом бытия в том случае, если он гуманен. Гуманизм делает сущностью человека гуманность. Творчество человека должно быть гуманным, если человек желает создать культуру. Целью человеческой деятельности может являться гуманность.

Швейцер даёт простое и ёмкое определение культуры: «В наиболее общих чертах культура - это прогресс, материальный и духовный прогресс как индивидов, так и всевозможных сообществ»3. Прогресс можно рассматривать как правильное решение человеком тех задач, которые перед ним возникают. Прогресс человеческих действий связан с гуманностью, которая является мировоззренческим ориентиром человека.

1 Швейцер А. Упадок и возрождение культуры // Избр. М.: Прометей, 1993. С. 238.

2 Голубёва Л. Лев Толстой и Альберт Швейцер об «устроении цивилизации» // Высш. образование в России. 2000. № 6. С. 110.

3 Швейцер А. Упадок и возрождение культуры // Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М.: Прометей, 1993. С. 249.

125

Швейцер рассматривает гуманность как благоговение перед жизнью: «Дух гуманности... затрагивает не только наших

собратьев - людей, он вбирает в свою сферу всё. Он не нуждается в ином знании жизни и мира помимо знания того, что всё существующее есть жизнь, и признания того, что мы должны относиться с величайшим благоговением ко всякой жизни как к самой дорогой и незаменимой ценности»1. Гуманность как идея является наиболее простой и содержательной. Культура возникает в результате стремления человека к идее. Если человек хочет создавать истинную культуру, он должен руководствоваться идеей, которая не противоречит принципам гуманности.

Гуманизм кроме идеи о гуманности содержит в себе идею о творчестве, так как гуманизм утверждает человека через сущность человека. Творчество является существенной чертой человека, но творчество должно находиться под властью гуманности. Гуманизм связан с культурой, так как утверждает в человеке творческое начало.

Материальная составляющая жизни человека тесно связана с духовностью. Место для жизни является материальной частью жизни, но место для жизни должно отражать индивидуальность человека. Так как человек индивидуален, место для его жизни должно позволять ему быть свободным. Швейцер указывает на необходимость наличия у человека собственного места для жизни: «Утверждение о том, что с потерей собственного участка земли и собственного жилища у человека начинается противоестественная жизнь, оказывается слишком правильным, чтобы считаться парадоксальным»2.

Частично культура представляет собой внутреннее убеждение человека. Чтобы человек мог иметь своё убеждение, он должен мыслить. Фрайер пишет о том, что мышление лежит в основе поиска истины: «Отказ от мышления равносилен духовному банкротству; там, где нет убеждения, что человек силой своего мышления способен постичь истину, там начинается скептицизм»3. Отсутствие желания мыслить представляет собой противостоящее культуре условие. Если собственное жилище и собственный участок земли не всегда зависят от человека, то желание человека мыслить вырабатывается самим человеком.

Для создания культуры человек должен обладать свободой. Свобода позволяет человеку найти идею. Идея может вдохновлять человека создавать культуру, если эта идея близка человеку.

1 Швейцер А. «Я защищал то, во что верил.» // Человек. 2000. № 1. С. 119.

2 Швейцер А. Упадок и возрождение культуры // Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М.: Прометей, 1993. С. 240.

3 Фрайер П.Г. Альберт Швейцер. Картина жизни. М.: «Наука», 1982. С. 149.

126

Свобода может быть рассмотрена как причина возникновения нового. Существует подход к гуманизму как к учению о человеке, который занимает своё высокое положение в бытии, так как он является гуманным существом. Гуманность связана со свободой, но свобода в гуманности носит другой характер, чем в творческом понимании свободы. Свобода в гуманности связана с жизнью, поэтому обретает индивидуальный характер. Свобода как творчество направлена на преобразование действительности. Свобода в гуманности связана с жизнью, так как гуманность представляет собой истинно доброе отношение к ближнему.

Отсутствие взаимодействия между материальным и духовным началом затрудняет борьбу за развитие культуры. Взаимодействие является важным элементом развития культуры. Гуманность можно рассматривать как вид взаимодействия. Современный человек не может способствовать развитию культуры, так как испытывает неблагоприятное внешнее воздействие, которое по своей сути антигуманно. Антигуманность начинается там, где человек не рассматривается как личность. Человек должен вырабатывать идеи, которые будут противостоять действительности. Эти идеи должны быть направлены на прогресс человечества.

Гуманность может быть рассмотрена как общечеловеческий идеал. Гуманность обладает утвердительным значением, которое наделяет гуманность способностью воздействовать на человеческие убеждения. Гуманность как идея стремится охватить интересы всех людей. Когда гуманность сталкивается с действительностью, то законы действительности вступают в необходимое противоречие с законами гуманности. Клюзова указывает на неизбежность такого противоречия: «Обнаруживая собственное существование в осознании свободного проявления своей воли, человек неизбежно сталкивается с её раздвоением, отделением собственной воли к жизни от иных, чуждых ему воль, порождающим опасный конфликт одной воли к жизни с другими»1.

Чтобы человек мог развивать культуру, он должен быть мыслящим и свободным. Мышление человека помогает создавать мировоззренческий идеал. Свобода позволяет человеку распространять свой идеал и воплощать его в жизни. Доброе отношение к ближнему представляет собой благоговение перед его жизнью, в основе которой лежит свобода. Творческая свобода тяготеет к созданию материальной культуры. Индивидуальная свобода тяготеет к созданию духовной культуры. Свобода, которая проявляется через творчество, ориентирована на преобразование

1

1 Клюзова М.Л. Л.Н. Толстой и А. Швейцер: о рационализме и мистике в этике // Вопросы философии. 2006. № 4. С. 123.

127

действительности. Когда человек преобразовывает действительность, он ищет новое, но не реализует собственные идеалы. Свобода, которая проявляется через индивидуальность, стремится через действительность подчеркнуть индивидуальность человека, его непохожесть на действительность. Борьба человека за своё существование заставляет его вырабатывать идеалы, которые направлены на улучшение условий существования. Вырабатываемые человеком идеалы связаны с условиями существования. Такая связь указывает на зависимость друг от друга материального и духовного начала.

Распространение идеалов гуманности требует от человека способности и возможности быть свободным. Зюзюкин пишет о том, что человек, который посвятил себя служению людям, является счастливым человеком: «Тех, кому, несмотря ни на что, удаётся встать на путь служения людям, Швейцер называет счастливцами -прежде всего за то, что они бросают вызов привычным представлениям о счастье»1.

Таким образом, можно прийти к выводу, что противостоящие культуре условия представляют собой отсутствие взаимодействия между материальным и духовным началом. В рамках отсутствия данного взаимодействия современный человек не рассматривается как личность, поэтому не может способствовать развитию культуры. Развитие культуры нуждается в идеале, который должен быть направлен на прогресс человечества и должен противостоять действительности.

Н.В. Смыкало

Рок-культура Запада как феномен культуры второй половины ХХ в.

Рок-культура стала одним из самых заметных и значимых явлений в культуре второй половины ХХ в. Возникнув на основе музыкального жанра, она приобрела свою философию, атрибутику, своих героев. Ее элементы проникли в моду, кино, беллетристику, повседневную жизнь. Как музыкальный стиль рок включает в себя рок-н-ролл, блюз, хард-рок, хэви-металл, панк-рок, глэм-рок и др. направления.

Невозможно однозначно определить статус рок-культуры - это и субкультура, и контркультура, и явление массовой культуры. Г.Ю. Квятковский рассматривал её как трансформацию молодежной

1 Зюзюкин И. Гений доброты // Смена. 2001. № 5. С. 245.

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.