Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
жданам быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
- Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 № 755 «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу».
Дополнительно с данными мерами автор предлагает ввести еще одну категорию специалистов - командир воздушного судна, с целью разработки четких норм, регулирующие статус как русских, так и иностранных пилотов на борту воздушного корабля. Если же проигнорировать необходимость принятия новых норм и нанимать иностранцев на основе действующего законодательства, то в будущем Россия рискует столкнуться с большими проблемами. Причём, пострадают от этого не иностранные пилоты, интересы которых сможет защитить их родное государство. Пострадает в первую очередь Россия, которая либо недоберёт налогов, либо станет участником международного конфликта.
Таким образом, очевидна необходимость серьёзных перемен. Поэтому, в целом действия по внедрению законопроекта, хоть и являются запоздалой реакцией на сложившуюся ситуацию, всё-таки абсолютно оправданы, и при надлежащей правовой регламентации
должны привести к положительному результату. Ведь кадровый голод ведёт к неизбежному повышению нагрузки на действующих пилотов, тормозит рост авиаперевозок, приводит к неуправляемому росту зарплат пилотов, что, в свою очередь, вызывает рост цен на авиабилеты. Хочется выразить надежду, что приток иностранных пилотов хотя бы на время решит проблему недостатка летных кадров в российской авиации.
Библиографические ссылки
1. Воздушный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=117054;fld=1 34;dst=126;rnd=0.7068879504222423.
2. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : федер. закон [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/184755/.
3. Госдума одобрила законопроект об иностранных пилотах в российской авиации [Электронный ресурс]. URL: http://vz.ru/news/2014/3/11/676557.html.
4. Путин объяснил необходимость привлечения иностранных пилотов [Электронный ресурс]. URL: http ://vz.ru/news/2013/4/25/630331.html.
© Тихонова Е. В., 2014
УДК 34.096
Р. В. Шушеначев Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский федеральный университет, Красноярск
ПРОТИВОРЕЧИЯ ВОЗДУШНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОНВЕНЦИИ О МЕЖДУНАРОДНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Раскрываются некоторые пробелы в воздушном законодательстве Российской Федерации, которые мешают выполнению конвенции о международной гражданской авиации.
В соответствии со статьей 37 Конвенции о международной гражданской авиации «каждое Договаривающееся Государство обязуется сотрудничать в обеспечении максимально достижимой степени единообразия правил, стандартов, процедур, касающихся воздушных судов, персонала, воздушных трасс и вспомогательных служб по всем вопросам, в которых такое единообразие будет содействовать аэронавигации и совершенствовать ее». Статья 28, рассматриваемой Конвенции, обязывает каждое государство предоставлять всем участникам Конвенции на своей территории аэропорты и другие аэронавигационные средства и службы для использования гражданской авиацией и авиацией общего назначения в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой [1].
Воздушным кодексом Российской Федерации устанавливается, что сертификации подлежат все аэродромы и вертодромы (ст. 48 ВК РФ) [2]. В законодательстве США (пункт 139.1 «Part 139 Certification of airports») устанавливается, что не требуется сертификация аэродромов для осуществления регулярных коммерческих перевозок на воздушных судах с количеством посадочных мест для пассажиров 9 и менее,
нерегулярных коммерческих перевозок на воздушных судах с количеством посадочных мест для пассажиров 31 и менее. В законодательстве Австралии (пункты 1.1.12А, 1.1.1.2В, 1.1.1.3 и 3.1.1.1 «Manual of Standards Part 139 - Aerodromes») не подлежат обязательной сертификации аэродромы, использующиеся для осуществления регулярных и чартерных коммерческих перевозок на воздушных судах с количеством посадочных мест для пассажиров 30 и менее и взлетным весом, не превышающим 5 700 кг. Согласно стандартам и рекомендуемой практике, принимаемым ИКАО (Международная организация гражданской авиации), эти пункты должны быть более точно раскрыты в законодательных актах РФ, регулирующих сертификацию аэропортов [3].
В данный момент Российская Федерация не выполняет требования конвенции, поскольку современное законодательство не соответствует рекомендуемой практике в области сертификации аэродромов и вертодромов и всех обеспечивающих служб. В 2011 году Государственной Думе был представлен Проект ФЗ «Об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности в гражданской авиации Российской феде-
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
рации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации», но он до сих пор не принят, в этом году Министерство транспорта планирует рассмотреть данный проект снова. В пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской федерации в части реализации международных стандартов в области авиационной безопасности» Министерство транспорта РФ подчеркивает необходимость уточнения норм воздушного законодательства в части реализации положений стандартов Конвенции: «При разработке нормативных правовых актов, регулирующих деятельность гражданской авиации, в целях реализации стандартов в области контроля за обеспечением безопасности полетов Конвенции о международной гражданской авиации и приложений к ней выявлено, что в воздушном законодательстве Российской Федерации имеются пробелы, устранение которых требует внесения изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации. Кроме того, часть критически важных для обеспечения безопасности полетов норм по обеспечению безопасности при эксплуатации аэродромов не реализована в законах Российской Федерации» [4].
Изменение законодательства в рамках стандартизации работы отечественных аэропортов по примеру западных стран не только будет соответствовать тре-
бованиям конвенции, но и значительно упростит их работу. Принятие ФЗ «Об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности в гражданской авиации Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» должно устранить все несоответствия между нормами Конвенции и Воздушным кодексом РФ.
Библиографические ссылки
1. Конвенция о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944) (с изм. и доп., вступ. в силу на 01.01.2000).
2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 02.07.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.09.2013).
3. Руководство по управлению безопасностью полетов. 2013. Утв. генеральным секретарем и опубликовано с его санкции. 3-е изд. URL: http://www. icao .int/safety/SafetyManagement/Documents/Doc .9859. 3 rd%20Edition.alltext.en.pdf.
4. О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части реализации международных стандартов в области авиационной безопасности : Пояснительная записка. URL: http://www. intrans.ru/documents/detail.php?ELEMENT_ID=19962.
© Шушеначев Р. В., 2014
УДК 341.1/8
Д. В. Щеголькова Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОГЛАШЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ НА ЛУНЕ И ДРУГИХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛАХ
Осуществляется анализ основных положений и принципов Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах.
Нормы международного права регулируют поведение участников международных отношений не только на планете Земля, но и в космическом пространстве. В настоящий момент существует множество нормативно-правовых актов международного характера, регламентирующих правоотношения в области космического права. В данной работе рассматриваются основные положения Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах, принятого резолюцией 34/68 Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1979 года, далее - Соглашение.
Согласно статье 1 Соглашения субъектами, на которые распространяется его действие являются Луна, включая орбиты вокруг Луны и другие небесные тела Солнечной системы, за исключением Земли, однако, Соглашение не применяется «к внеземным материалам, которые достигают поверхности Земли естественным путем» [1].
В статье 2 декларируется, что вся деятельность на Луне, включая ее исследование и использование,
осуществляется в соответствии с международным правом.
Статья 3 провозглашает принцип мирного использования Луны, налагает запрет применения или угрозы применения силы равно как и любые другие враждебные действия.
Государства - участники обязаны не выводить объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать и не использовать такое оружие на поверхности Луны или в ее недрах. Также запрещается создание на Луне военных баз, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров, но использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не запрещается.
Статьи 4-8 устанавливают принципы проведения научных исследований.
«Исследование и использование Луны является достоянием всего человечества и осуществляется на