Научная статья на тему 'Противоречия, существующие в уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах Республики Казахстан, по исполнению наказаний в виде исправительных работ'

Противоречия, существующие в уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах Республики Казахстан, по исполнению наказаний в виде исправительных работ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
271
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / УГОЛОВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / КОЛЛИЗИЯ / PUNISHMENT / CORRECTIONAL INSTITUTIONS / CRIMINAL LAW / CRIMINAL OFFENSE / PENAL LAW / CORRECTIONAL WORK / CONTRADICTIONS / CONFLICT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иманбаев Серик Марденович, Дарменова Диана Батыржановна

В статье проведен анализ проблемных вопросов, связанных с противоречиями (коллизиями), существующими в действующих Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах Республики Казахстан, по исполнению наказания в виде исправительных работ, порядком, размером и сроками его исполнения, а также с составами уголовных правонарушений, в отношении которых назначаются исправительные работы. Предлагаются меры по устранению выявленных противоречий между уголовным и уголовно-исполнительным законодательством и улучшению законодательных конструкций в целях их единообразного применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRADICTIONS EXISTING IN THE CRIMINAL AND PENAL CODES OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN ON EXECUTION OF PUNISHMENTS IN THE FORM OF CORRECTIONAL LABOUR

The authors of the article analyzed the problematic issues related to the contradictions (conflicts) existing in the existing Criminal and Penal codes of the Republic of Kazakhstan on the execution of punishment in the form of correctional labor. The order, size and terms of its execution, as well as elements of criminal offense against which corrective labor are appointed, are considered. The authors propose measures to eliminate the identified contradictions between the criminal and penal enforcement legislation and improve legislative structures for their uniform application.

Текст научной работы на тему «Противоречия, существующие в уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах Республики Казахстан, по исполнению наказаний в виде исправительных работ»

УДК 343.847(574)

DOI 10.33463/2072-2427.2019.14(1-4).3.250-256

СЕРИК МАРДЕНОВИЧ ИМАНБАЕВ,

кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры национального и международного права, Университет «Туран-Астана», г. Астана, Республика Казахстан, е-mail: esirgep57@mail.ru;

ДИАНА БАТЫРЖАНОВНА ДАРМЕНОВА, магистрант 2-го курса научно-педагогического направления кафедры национального и международного права, Университет «Туран-Астана», г. Астана, Республика Казахстан, е-mail: dianadarmenova 88@gmail.com

ПРОТИВОРЕЧИЯ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В УГОЛОВНОМ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ КОДЕКСАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ПО ИСПОЛНЕНИЮ НАКАЗАНИЙ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Для цитирования

Иманбаев, С. М. Противоречия, существующие в Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах Республики Казахстан, по исполнению наказаний в виде исправительных работ / С. М. Иманбаев, Д. Б. Дарменова // Уголовно-исполнительное право. - 2019. -Т. 14(1-4), № 3. - С. 250-256. - DOI : 10.33463/2072-2427.2019.14(1-4).3.250-256.

Аннотация. В статье проведен анализ проблемных вопросов, связанных с противоречиями (коллизиями), существующими в действующих Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах Республики Казахстан, по исполнению наказания в виде исправительных работ, порядком, размером и сроками его исполнения, а также с составами уголовных правонарушений, в отношении которых назначаются исправительные работы. Предлагаются меры по устранению выявленных противоречий между уголовным и уголовно-исполнительным законодательством и улучшению законодательных конструкций в целях их единообразного применения.

Ключевые слова: наказание, исправительные учреждения, уголовное право, уголовное правонарушение, уголовно-исполнительное право, исправительные работы, противоречия, коллизия.

Гуманизация уголовной политики Республики Казахстан предусматривает создание дифференцированной системы уголовных санкций, позволяющей экономить ка© Иманбаев С. М., Дарменова Д. Б., 2019

1^®©© Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

рательные методы и широко применять эффективные меры наказания, не связанные с лишением свободы.

Наказания, не связанные с лишением свободы, выполняют важную роль в борьбе с преступностью. Их применение наиболее целесообразно для достижения целей наказания в отношении лиц, не представляющих большой общественной опасности и не нуждающихся для своего исправления в изоляции от общества.

Судебная практика развивается по пути расширения применения мер, не связанных с лишением свободы. Сейчас они составляют около 60 % от всех назначаемых видов наказаний.

Так, за 12 месяцев 2018 г. увеличилось число случаев назначения общественных работ на 10,2 % (с 5026 до 5536), ограничения свободы - на 6,3 % (с 9433 до 10 023), штрафов на 27,7 % (с 3859 до 4931).

Значительным шагом по расширению применения наказаний, не связанных с лишением свободы, следует отметить введенный с 31 июля 2018 г. Закон о снижении репрессивности в уголовном процессе. Данным Законом были внесены изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан.

Как один из видов уголовного наказания исправительные работы - это денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Казахстан (УК РК), в размере, соответствующем определенному количеству месячных расчетных показателей, и исполняемое путем ежемесячного удержания и перечисления в Фонд компенсации потерпевшим заработной платы (денежного содержания) по основному месту работы осужденного до полного погашения размера наказания в соответствии с приговором суда.

Осужденный к исправительным работам не лишается свободы, не отрывается от семьи, продолжает работать в том же трудовом коллективе. Его исправление может быть достигнуто без изоляции от общества и удаления из того населенного пункта, в котором он проживает. Это позволяет осуществлять контроль за осужденным администрацией трудового коллектива, членами семьи и близкими.

Вместе с тем исправительные работы, так же как и лишение свободы, сопряжены с определенными карательными воздействиями на осужденного. Это означает, что процесс исправления осужденного строится на основе обязательности участия в общественно полезном труде в прежней или иной организации.

В соответствии со ст. 40, 42 УК РК законодатель определил исправительные работы как основной вид наказания за уголовное правонарушение.

Согласно ст. 52 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (УИК РК) законодатель определил порядок исполнения наказания в виде исправительных работ.

Во-первых, согласно ст. 42 УК РК исправительные работы исполняются путем ежемесячного удержания и перечисления в Фонд компенсации потерпевшим от 10 до 50 % заработной платы (денежного содержания) осужденного за вычетом средств, подлежащих периодической уплате (взысканию) в счет алиментов, возмещения вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца. В то время ч. 1 ст. 52 УИК РК предусмотрено, что исправительные работы исполняются по основному месту работы осужденного с ежемесячным перечислением от 20 до 40 % заработной платы (денежного содержания) в Фонд компенсации потерпевшим до полного погашения размера наказания в соответствии с приговором суда. Кроме того, удержания производятся из всех видов заработной платы по основному месту работы

независимо от наличия претензий к осужденному по исполнительным документам за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы (ч. 3 ст. 52 УИК РК).

Таким образом, в данном случае имеют место существенные разночтения по процентам размера удержания и перечисления в Фонд компенсации потерпевшим:

- согласно ч. 2 ст. 42 УК РК - от 10 до 50 % заработной платы;

- согласно ч. 1 ст. 52 УИК РК - от 20 до 40 % заработной платы.

Более того, в соответствии с ч. 2 ст. 42 УК РК из заработной платы осужденного вычитаются средства, подлежащие уплате (взысканию) в счет алиментов, возмещения вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, тогда как в УИК РК такого пункта не предусмотрено (независимо от наличия претензий к осужденному по исполнительным документам). Такое нескорреспон-дированное обозначение по процентам размера удержания и перечисления в Фонд компенсации потерпевшим денежных сумм ведет к путанице, нивелированию положений уголовного закона и решения суда, когда суд от имени государства определяет конкретный вид наказания, основываясь на положениях УК РК, а УИК РК позволяет исполнять это наказание в суммах удержания из заработной платы, не предусмотренных в УК РК. Данные разночтения, как следствие, могут привести к некорректному удержанию процентов размера из заработной платы осужденного, что негативно отразится на бухгалтерской и налоговой отчетности компании, которая производит соответствующие удержания.

Во-вторых, за уголовные проступки исправительные работы устанавливаются в пределах от 20 до 200 месячных расчетных показателей (МРП), за преступления - в пределах от 200 до 10 000 месячных расчетных показателей согласно ч. 3 ст. 42 УК РК, тогда как в УИК РК отсутствует такое разделение, то есть не указаны размеры МРП, подлежащих взысканию с заработной платы осужденного. В данном случае отражение требований УК РК должно быть зеркальным и в УИК РК, так как согласно приговору суда суд от имени государства определяет конкретный вид наказания за уголовное правонарушение, основываясь на положении УК РК, а УИК РК из-за отсутствия законодательного регулирования не позволяет дифференцированно применять это наказание.

В-третьих, в соответствии с УИК РК удержания не производятся из пособий, получаемых в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, тогда как УК РК не предусматривает пункт об удержаниях, которые не производятся из определенных видов пособий и выплат.

В-четвертых, согласно ч. 7 ст. 42 УК РК исправительные работы не назначаются лицам, признанным нетрудоспособными либо не имеющим постоянной работы или обучающимся в учебных заведениях с отрывом от производства. Тогда как в ч. 6 ст. 52 УИК РК говорится о том, что пособия по временной нетрудоспособности осужденным к исправительным работам исчисляются из заработной платы без вычета удержаний, назначенных приговором суда. В данном разночтении наглядно представлено явное противоречие Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов Республики Казахстан по назначению исправительных работ лицам, признанным нетрудоспособными. Если исправительные работы не могут быть назначены нетрудоспособным, то ч. 6 ст. 52 УИК РК не должно быть в принципе.

Согласно ч. 5 ст. 42 УК РК в случае утраты трудоспособности осужденный может быть освобожден от исполнения оставшейся части наказания либо неисполненная часть заменяется штрафом. При возникновении иных обстоятельств, препятствующих исполнению исправительных работ, они заменяются:

1) осужденным за уголовный проступок - привлечением к общественным работам либо арестом из расчета один час общественных работ за один невзысканный месячный расчетный показатель, одни сутки ареста за четыре невзысканных месячных расчетных показателя;

2) осужденным за преступление небольшой или средней тяжести - ограничением свободы либо лишением свободы из расчета один день ограничения свободы или лишения свободы за четыре невзысканных месячных расчетных показателя;

3) осужденным за тяжкое преступление - лишением свободы из расчета один день лишения свободы за четыре невзысканных месячных расчетных показателя.

Согласно же ч. 7 ст. 52 УИК РК осужденный, служба пробации или администрация организации, где он работает, вправе заявлять в суд ходатайство о снижении размера удержаний из его заработной платы в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного. В этом случае в целях единообразного подхода нами предлагается заменить трактовку в УИК РК о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного:

- на привлечение к общественным работам согласно УК РК;

- арест согласно УК РК;

- ограничение или лишение свободы согласно УК РК.

Данный подход должен быть применен при ухудшении материального положения осужденного, а не при снижении размера удержаний из его заработной платы по ходатайству службы пробации или организации, в которой работает осужденный. Это позволит обеспечить единый подход к назначению исполнения наказания в виде исправительных работ.

В ч. 8 ст. 52 УИК РК предусмотрено, что при наступлении беременности осужденной в период отбывания наказания служба пробации вносит в суд представление об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам. При признании осужденного инвалидом первой или второй группы служба пробации вносит в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.

Вместе с тем в УК РК отсутствует пункт по данной категории лиц, а именно по беременным и инвалидам первой или второй группы, осужденным в период отбывания наказания об отсрочке или освобождении от дальнейшего отбывания наказания. Данное несоответствие, на наш взгляд, должно быть устранено путем дополнения ст. 42 УК РК отдельным пунктом, а также изменением редакции ч. 7 ст. 42 УК РК, о котором упоминалось выше («исправительные работы не назначаются лицам, признанным нетрудоспособными...»). Известно, что женщина, находясь в состоянии беременности с 7-го месяца, а также инвалиды первой или второй группы признаются нетрудоспособными согласно заключению специалиста или комиссии медицинского учреждения.

Более наглядно вышеуказанные противоречия и разночтения представлены в сравнительной таблице по коллизии, существующей в УК РК по назначению наказаний и УИК РК по исполнению наказаний в виде исправительных работ.

Наряду с этим следует отметить, что на сегодняшний день исправительные работы крайне редко назначаются судами в качестве уголовного наказания. Нужно также уточнить причины слабой востребованности данного вида наказания, ибо они кроются не в «сокращении рабочих мест или ликвидации организации, где работают осужденные». Проведенные ранее исследования по этому вопросу показали, что недостаточной востребованности исправительных работ способствует устаревшая и не отвечающая современным условиям законодательная конструкция данного вида наказания.

Таблица

Сравнительная таблица противоречий Уголовного кодекса Республики Казахстан по назначению наказаний и Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан по исполнению наказаний в виде исправительных работ

Статья 42. Исправительные работы Уголовного кодекса Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.01.2019) Статья 52. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ главы 11 «Исполнение наказания в виде исправительных работ» Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2018) Комментарии

1 2 3

2. Исправительные работы исполняются путем ежемесячного удержания и перечисления в Фонд компенсации потерпевшим от десяти до пятидесяти процентов заработной платы (денежного содержания) осужденного за вычетом средств, подлежащих периодической уплате (взысканию) в счет алиментов, возмещения вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца 1. Исправительные работы исполняются по основному месту работы осужденного с ежемесячным перечислением от двадцати до сорока процентов заработной платы (денежного содержания) в Фонд компенсации потерпевшим до полного погашения размера наказания в соответствии с приговором суда. 3. Удержания производятся из всех видов заработной платы по основному месту работы независимо от наличия претензий к осужденному по исполнительным документам за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы 1. Разночтения по процентам удержания и перечисления в Фонд компенсации потерпевшим: - согласно УК РК от 10 до 50 % заработной платы; - согласно УИК РК от 20 до 40 % заработной платы. 2. Согласно УК РК из заработной платы осужденного вычитаются средства, подлежащие уплате в счет алиментов и т. д., тогда как в УИК РК такой пункт не прописан (независимо от наличия претензий к осужденному по исполнительным документам)

3. За уголовные проступки исправительные работы устанавливаются в пределах от двадцати до двухсот месячных расчетных показателей, за преступления - в пределах от двухсот до десяти тысяч месячных расчетных показателей 1. В УИК РК не указаны размеры МРП, подлежащих взысканию с заработной платы осужденного, в то время как в УК РК прописано. Таким образом, отсутствует дифференциация

5. Удержания не производятся из пособий, получаемых в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера 1. В УК РК не указан пункт об удержаниях, которые не производятся из определенных видов пособий и выплат

Окончание таблицы

1 2 3

7. Исправительные работы не назначаются лицам, признанным нетрудоспособными либо не имеющим постоянной работы или обучающимся в учебных заведениях с отрывом от производства 6. Пособия по временной нетрудоспособности осужденным к исправительным работам исчисляются из заработной платы без вычета удержаний, назначенных приговором суда 1. Согласно УК РК исправительные работы не назначаются лицам, признанным нетрудоспособными, в то время как в УИК РК исчисляются пособия по временной нетрудоспособности осужденным к исправительным работам

5. В случае утраты трудоспособности осужденный может быть освобожден от исполнения оставшейся части наказания либо неисполненная часть заменяется штрафом. В случае возникновения иных обстоятельств, препятствующих исполнению исправительных работ, они заменяются: 1) осужденным за уголовный проступок - привлечением к общественным работам либо арестом из расчета один час общественных работ за один невзысканный месячный расчетный показатель, одни сутки ареста за четыре невзысканных месячных расчетных показателя; 2) осужденным за преступление небольшой или средней тяжести -ограничением свободы либо лишением свободы из расчета один день ограничения свободы или лишения свободы за четыре невзысканных месячных расчетных показателя; 3) осужденным за тяжкое преступление - лишением свободы из расчета один день лишения свободы за четыре невзысканных месячных расчетных показателя 7. Осужденный, служба проба-ции или администрация организации, где он работает, вправе заявлять в суд ходатайство о снижении размера удержаний из его заработной платы в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного 1. Согласно УК РК в случае возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению исправительных работ (в качестве которого может рассматриваться ухудшение материального положения осужденного согласно УИК РК), они заменяются: - привлечением к общественным работам; - арестом; - ограничением или лишением свободы. Данный подход также может быть применен при ухудшении материального положения осужденного, а не при снижении размера удержаний из его заработной платы по ходатайству службы пробации или организации, в которой работает осужденный. Это обеспечит единый подход к исполнению наказаний по исправительным работам

8. При наступлении беременности осужденной в период отбывания наказания служба пробации вносит в суд представление об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам. 9. При признании осужденного инвалидом первой или второй группы служба пробации вносит в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания 1. В УК РК отсутствует пункт по беременным и инвалидам первой или второй групп, осужденным в период отбывания наказания, об отсрочке или освобождении от дальнейшего отбывания наказания

Так, согласно ст. 42 УК РК и ст. 52 УИК РК исправительные работы отбываются по месту работы осужденного с удержанием части заработной платы в доход государства. В современных рыночных условиях, когда большинство рабочих объектов находится в частной собственности, работодателю не представляет особого труда уволить привлекаемого к уголовной ответственности работника, что и происходит часто на практике. В силу этого к моменту вынесения приговора бывает, что подсудимый, который еще недавно имел работу, становится безработным и у суда нет правового основания назначать исправительные работы. Иными словами, следует говорить не о «сокращении рабочих мест или ликвидации организации, где работают осужденные», а о банальном увольнении работника, привлекаемого к уголовной ответственности.

Однако, как бы то ни было, перспективы развития и эффективное применение исправительных работ как одного из основных видов наказания, не связанных с лишением свободы, имеются, так как нахождение места отбывания наказания является проблемой не осужденного, а государства в лице местного исполнительного органа и службы про-бации. Важно также то, что исправительные работы позволяют использовать квалифицированных специалистов по профессии, не привлекая их к низкоквалифицированному труду, как это имеет место при привлечении к общественным работам.

Таким образом, с учетом проведенного анализа, изучения судебной и следственной практики правоохранительных органов, а также положительного опыта зарубежных стран исправительные работы как вид уголовного наказания необходимо, на наш взгляд, реанимировать путем устранения выявленных противоречий (коллизий) между уголовным и уголовно-исполнительным законодательством и улучшения законодательной конструкции, что будет способствовать продолжению правовой реформы, проводимой Республикой Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.