Научная статья на тему 'Противоречия современного общества в зеркале феминизма'

Противоречия современного общества в зеркале феминизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
794
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕМИНИЗМ / ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ФЕМИНИЗМ / РАДИКАЛЬНЫЙ ФЕМИНИЗМ / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / ПАТРИАРХАТ / FEMINISM / LIBERAL FEMINISM / RADICAL FEMINISM / CONSUMER SOCIETY / PATRIARCHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Армен А. С.

Статья посвящена рассмотрению феминизма как закономерного явления эпохи капитализма, спровоцировавшего коренной сдвиг в культурном, социальном и политическом пространстве западного общества, а также теоретической доктрины, в которой нашли отражение основные тенденции общественного развития. Внимание автора сосредоточено на либеральном и радикальном крыле феминизма второй волны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRADICTIONS OF MODERN SOCIETY IN THE MIRROR OF FEMINISM

The paper is devoted to the consideration of feminism as a regular phenomenon of the era of capitalism, which provoked a radical shift in the cultural, social and political area of Western society, as well as a theoretical doctrine, which reflected the main trends in social development. The author's attention is focused on the liberal and radical wing of theoretical feminism of the second wave.

Текст научной работы на тему «Противоречия современного общества в зеркале феминизма»

УДК 396.1

А. С. Армен

(ст. преподаватель) ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет» (г. Донецк, Донецкая Народная Республика) E-mail: armenanastasiya@gmail.com

ПРОТИВОРЕЧИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА В ЗЕРКАЛЕ ФЕМИНИЗМА

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению феминизма как закономерного явления эпохи капитализма, спровоцировавшего коренной сдвиг в культурном, социальном и политическом пространстве западного общества, а также теоретической доктрины, в которой нашли отражение основные тенденции общественного развития. Внимание автора сосредоточено на либеральном и радикальном крыле феминизма второй волны.

Ключевые слова. Феминизм, либеральный феминизм, радикальный феминизм, общество потребления, патриархат.

Современный этап развития социума характеризуется обилием противоречивых явлений и процессов в культурной, политической, общественной сферах. Кризис индустриальной цивилизации, интенсивное распространение средств массовой коммуникации, либерализация, формирование общества нового типа обусловили появление ряда общественных и политических движений которые получили поддержку, распространение и соответствующую теоретическую базу.

Одним из таких явлений, без сомнения, можно считать феминизм - идеологию и практику борьбы за права и человеческое достоинство женщин. Начавшись, как борьба за равенство экономических и гражданских прав женщин правам мужчин в рамках капиталистической цивилизации, феминизм в своём дальнейшем развития перешёл к критике не только экономических и правовых устоев этой цивилизации, но и её системы воспитания и образования, политической системы, морали, религии и философии. Марксистский феминизм доводит эту критику до отрицания капиталистической цивилизации. Либеральное и радикальное течения феминизма пытаются разрешить противоречия этой цивилизации, не отрицая её основ. Развитие феминизма сопровождает развитие капиталистической цивилизации, а её противоречия образуют узловые проблемы феминистских доктрин. Это позволяет нам рассматривать феминизм как зеркало современной цивилизации, которое позволяет разглядеть её черты более пристально.

В рамках данной статьи мы рассмотрим некоторые особенности отражения капиталистической цивилизации в так называемой второй волне феминизма. Она пришлась на 60-70-е годы XX века и представляет собой явление крайне неоднородное. Представители его отдельных ветвей (либеральной, радикальной, социалистической) фокусируют своё внимание на различных аспектах женской экзистенции и различных сферах проявления неравенства и угнетения. Объективные социально-политические и экономические условия для возникновения феминизма как специфического общественного феномена складывались параллельно с развитием капитализма, когда женщина всё в большей и большей степени наряду с мужчиной стала непосредственно включаться в систему социально-экономических отношений. Итак, феминизм является закономерным явлением, по сути, результатом накопленных социальных ожиданий и запросов. Необходимость пересмотра тради-

ционных взглядов на женскую природу, роль и место женщины в культурном, политическом и историческом процессе, признание существования специфического женского опыта была очевидна. С другой стороны, его последователи подвергли жёсткой критике всю систему ценностей и институтов западного образца.

Либеральное крыло феминизма (Б. Фридан, Дж. Бернард) справедливо считается наиболее умеренным, в фокусе внимания представителей которого расширение и юридическое закрепление прав и свобод, раскрепощение женского самосознания и достижение эгалитарности в браке и сфере наёмного труда. Одна из ключевых идеологов либерального феминизма Б. Фридан в своём труде «Мистика женственности» (1963) возлагает ответственность за женскую пассивность и подчинённое положение на сложившееся к 60-м гг. XX века общество потребления. Последнее, посредствам массовой культуры, системы образования и средств массовой информации навязывает женщинам, по мнению Фридан, стереотипные представления об истинной женственности. «Истинная женственность» исключает образовательные и карьерные притязания, закрепляя в сознании единственно возможный жизненный сценарий для любой женщины - супружество и материнство. В основе навязанного образа лежало убеждение, что женщины «не могут желать себе лучшей судьбы, чем прославление собственной женственности» [1]. Потребительский рай, в котором безбедно существовала белая американка среднего класса, Бетти Фридан называла «уютным концлагерем», в котором женщина подобно узнику обрекает себя на лишение идентичности, подавление интеллекта, профессиональных и социальных интересов, личностной значимости посредством рекламной индустрии и женских журналов. Тезис о том, что женщинам, обладающим «истинной женственностью», не нужна карьера, - им не нужно высшее образование и политические права - одним словом, им не нужны независимость и возможности, за которые боролись феминистки первой волны. Всё, что от них требуется, - это с раннего девичества посвятить себя поискам мужа и рождению детей. Освобождение женщин от «мистики женственности», по мнению автора, было необходимо ещё и с точки зрения общественных интересов и воспитания молодого поколения американцев. Отсутствие индивидуальности, образования, сложившегося мировоззрения и системы ценностей у большинства матерей привели к прогрессирующей дегуманизации их детей, а душевные болезни, алкоголизм, рост количества самоубийств среди женщин стали социальными последствиями «проблемы, у которой нет названия» [1].

Необходимо отметить, что книга спровоцировала пробуждение женского самосознания, однако, спустя более чем 50 лет, «мистика женственности» вновь оказывает разрушающее влияние, но уже на женщин современного общества. Субкультура пользователей социальных сетей транслирует весьма конкретные и в то же время сомнительные образцы женской самопрезентации и женского предназначения. Так, в XXI веке, тема супружества и материнства исключена из формирования женского образа. Потребительское отношение к жизни, к партнёру (мужчине), стремление к беззаботной и красивой жизни, обилие материальных благ вещного характера и гламурный внешний вид являются основополагающими аспектами самопрезентации успешной женщины в информационном поле.

В своём труде Б. Фридан настаивала на том, что наиважнейшая задача в борьбе за равноправие - показать женщинам возможности свободы и самореализации вне семьи и дома, искусственный характер ограничений и исключительную важность образования как фактора успешной социализации. Означает ли это, что

борьба за равноправие в социальной сфере дала обратный результат? Женщинам более не нужны права и возможности самореализации в труде, творчестве, самораскрытии?

Заявив о том, «что личное есть политическое» представители радикального феминизма (К. Миллет, А. Дворкин, С. Файерстоун) впервые перевели весь спектр проблем, на протяжении столетий считавшихся исключительно женскими и относящимися к приватному пространству, в плоскость сферы принятия политических решений. Насилие, проблемы на рабочем месте, связанные с сексуальными домогательствами, проблемы личной репродуктивной свободы и свободы в выборе сексуальной ориентации стали частью политической повестки. Однако, феминистки радикального толка не просто вывели в публичное пространство вопросы традиционно приватной сферы, они словно из ящика Пандоры выпустили самые острые и резонансные явления XX века: разложение половой морали, кризис духовности, падение уровня рождаемости в постиндустриальном обществе.

Так, очевидно, что половая мораль трансформировалась вместе с развитием человеческого сообщества и чем выше была ступень развития, тем больше ограничений и запретов имело место. Нравственность как некая система правил и запретов жизненно необходима для существования социума, для поддержания стабильности и развития. Согласно О. Форелю, главная заповедь половой этики звучит так: отношения между полами не должны не только «...не вредить отдельным личностям, а в особенности человечеству, но ещё и способствовать их подъёму» [2]. Данное утверждение предполагает нравственным (а значит, нормальным) всё то, что способствует счастью и преуспеванию человечества, а безнравственным (то есть ненормальным) - то, что причиняет ему вред. Характер половой морали определяется эпохой, экономическим и общественным строем, соответственно в её нормах выражаются интересы тех, кто формулирует нравственные законы. Не случайно поэтому присутствие в сексуальной культуре двойной половой морали, мои V-* / \ и

рали различных эпох и цивилизаций, классовой (социальной) половой морали и некоторых других. Поднимая вопросы половой морали и сексуальности, феминистки упустили тот факт, что последняя является могучей силой, возможно наиболее мощной из всех людских сил. Сексуальный союз включает в себя любовный импульс, создание жизни и передачи наследственности потомству. Вне взаимной привязанности, любви, доверия секс часто оказывался разочаровывающим и болезненным опытом.

Исторически возник и глубоко укоренился некий синкретизм между человеческой сексуальностью, любовью, браком и воспроизводством населения. Однако эта социокультурная взаимосвязь любви, семейной жизни и продолжения рода стала подвергаться представителями радикального феминизма яростным нападкам. Подобное изменение репродуктивных норм и социальной регуляции в сфере брака и семьи привело к дальнейшей переоценке сексуальности. Этика свободной любви стала доминирующей в западной поп-культуре, начиная с 60-х годов XX века. Свободная любовь, отделённая от деторождения, превратилась в самоцель, оправдывая множественность сексуальных партнёров для насыщения сиюминутных желаний. Сексуальная революция обещала свободную любовь, но взамен дала ничем не ограничиваемый хаос секса, который породил изломанное и разочарованное поколение. Женщины, возможно, сами оказались первыми жертвами сексуальной революции, если принимать во внимание сексуальное насилие и душевную усталость. Отметим, что многие активистки радикального феминизма пережили подобного

рода травмирующий опыт, с чем, очевидно связаны некоторые суждения, часто лишённые здравого смысла и объективности.

Безусловно, существование двойной морали и ханжеских представлений о женской сексуальности является проявлением патриархального общества и критерием неравенства. Однако новые тенденции межполового взаимодействия привели к появлению так называемых альтернативных жизненных стилей, которые существенно подорвали ценностные основы института семьи. Кроме того, брак и семья определялись в феминистском дискурсе в качестве институтов, закрепляющих патриархальную зависимость женщин, а необходимость воспроизводства населения вообще не принималась во внимание.

Активистка радикального крыла С. Файерстоун полагала, что источник пат-риархатного уклада и женского угнетения есть само женское тело, то есть уникальная способность к деторождению. Однако, по мнению одной из ключевых теоретиков радикального феминизма, эта биологическая основа, хоть и коренится в природе, не является неизменной. В то же время научно-техническая революция 19501960-х годов могла бы способствовать разрыву связи биологии и освобождению женщин от их репродуктивной роли посредством новых репродуктивных технологий (через искусственное осеменение, оплодотворение «в пробирке», трансплантацию эмбрионов и т. д.) В своём труде, ставшем классикой феминистской теории «Диалектика пола» (1970) С. Файерстоун рассуждает: «Беременность не является удовлетворяющим и творческим опытом, это «временная деформация тела индивида ради сохранения вида», рождение ребенка попросту болезненно, а с сопутствующими собственничеством и эмоциональным манипулированием оно психологически вредит как матери, так и ребенку» [3, с. 215].

Однако самым радикальным шагом в разрушении тысячелетних норм взаимоотношений полов стало феминистское отрицание гетеросексуальности как биологической данности и обязательной личностной характеристики. Основываясь на драматическом личном опыте, такие феминистки, как А. Дворкин, видят в отношениях мужчин и женщин лишь «злоупотребление властью», используя при анализе такие категории, как «унижение», «манипулирование», «порабощение». Более того, в феминистской риторике появляется такая категория как «принудительная гетеро-сексуальность». Последняя провозглашалась скорее политическим установлением, механизмом контроля, нежели естественным выражением сексуального желания. Ожесточённые нападки на гетеросексуальность привели некоторых радикальных феминисток к идее о «политически корректной» сексуальной активности, что подразумевало прекращение сексуальных отношений с мужчинами. «Мужчины - враги. Гетеросексуальные женщины - пособницы врагов» [3, с. 221]. Парадоксально, но к началу XXI века гетеросексуальность утрачивает характер нормы поведения и уже нуждается в защите. Но вопреки логике, за революцией не последовало реакционного отката. Приведённые выше тезисы, несмотря на свою экстравагантность и иррациональность были абсорбированы обществом и приобрели сторонников за пределами узкого круга борцов за права женщин.

Невзирая на то, что радикальный феминизм объективно потерял связь с интересами и проблемами большинства женщин, последствием стал сдвиг западной культуры к бессемейному матриархату и, как уже было сказано, усилению ценностного кризиса семьи. Веками в общественном сознании семья определялась как средство снятия морально-психологического напряжения индивида; именно стабильная семья выступает в сознании многих людей как один из гарантов прочности

общественного строя, развития гармоничной личности и залогом здоровых межличностных отношений. Английский футуролог О. Тоффлер в своём труде «Шок будущего» так описывает значимость семьи: «Некогда семья считалась «могучим средством от ударов общества»; после сражений с большим миром человек возвращался в семью избитым, в синяках и обретал здесь единственно устойчивое место среди всё более изменчивого окружения» [4, с. 460]. Однако, тенденция развития межличностных отношений на современном этапе такова, что брак и семейный образ жизни рассматриваются не в качестве жизненного приоритета, а лишь в ключе долга, обязательств, самоотречения, ответственности. То есть, таких сложных психо-эмоциональных состояний, переживать которые в полной мере современный индивид не стремится. Это неудивительно, ведь ценности современного общества -это индивидуализм, свобода во всех её проявлениях, культ личностного роста, а его реалией становится, так называемая «семьебоязнь». Увы, среди её последствий социальное одиночество, увеличение количества суицидов и т.д.

Явление феминизма спровоцировало осознание необходимости переоценки системы ценностей и звучания запросов прежде «неинтересных» для общества групп (женщин, представителей сексуальных меньшинств, инвалидов, детей, пожилых людей) в центральное русло общественной политики и поставило вопрос об их реальном влиянии на процесс принятия политических решений. Вместе с тем, представители феминизма в своих работах впервые подвергли критике биологическую природу пола, что спровоцировало переосмысление биологического начала человека в традиционной науке и привело к кризису человеческой идентичности в современном обществе, а отклонения от тысячелетних норм сексуального поведения не могли не иметь катастрофических последствий для института семьи.

Так, отрицание гетеросексуальности, повлиявшее на формирование во многих государствах Западной Европы и США специфической государственной политики заставляет всерьёз задуматься о перспективах развития человеческого сообщества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Б. Фридан Загадка женственности // Электронная библиотека RoyalLib.com [Электронный ресурс] . - Режим доступа: https://royallib.com/read/fridan_betti/zagadka_genstvennostithe_feminine_mystique.html#0

2. Форель О. Половой вопрос // Электронная библиотека RoyalLib.com [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://royallib.com/book/forel_avgust/polovoy_vopros.html

3. Брайсон В. П. Политическая теория феминизма: Пер. с англ. О. Липовской и Т. Липовской. М.: Идея-Пресс, 2001. - 304 с.

4. Тоффлер О. Шок будущего: Пер. с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 557 с.

А. S. Armen (Senior Lecturer) SEI HPE «Donetsk National Technical University» (Donetsk, Donetsk People's Republic) E-mail: armenanastasiya@gmail.com CONTRADICTIONS OF MODERN SOCIETY IN THE MIRROR OF FEMINISM

Annotation. The paper is devoted to the consideration offeminism as a regular phenomenon of the era of capitalism, which provoked a radical shift in the cultural, social and political area of Western society, as well as a theoretical doctrine, which reflected the main trends in social development. The author's attention is focused on the liberal and radical wing of theoretical feminism of the second wave.

Keywords. Feminism, liberal feminism, radical feminism, consumer society, patriarchy.

Поступила в редакцию 9 ноября 2019 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.