Научная статья на тему 'Противоречивость взаимоотношений государства и Русской православной церкви в первые послевоенные годы (поматериалам Мордовской АССР)'

Противоречивость взаимоотношений государства и Русской православной церкви в первые послевоенные годы (поматериалам Мордовской АССР) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
323
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД / МОРДОВСКАЯ АССР / АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кабанов Игорь Владимирович

В статье анализируются особенности взаимоотношений Советской власти и Русской православной церкви во второй половине 1940-х гг. на территории Мордовской АССР. Основное внимание автор уделяет духовному возрождению в годы войны и укреплению позиций Русской православной церкви среди населения республики в послевоенный период. Рассматриваются попытки активизации работы по ограничению влияния Церкви, в том числе развертывание атеистической работы партийных и советских органов автономной республики. Автор на конкретных примерах показывает, что результативность пропаганды атеизма в указанный период была невысокой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противоречивость взаимоотношений государства и Русской православной церкви в первые послевоенные годы (поматериалам Мордовской АССР)»

УДК 94(470.345)«1917/1991 »(045)

Кабанов Игорь Владимирович

аспирант кафедры отечественной истории и этнологии Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева [email protected]

Противоречивость

ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (ПОМАТЕРИАЛАМ МОРДОВСКОЙ АССР)

Igor V. Kabanov

graduate student at the Department of national history and ethnology. Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev [email protected]

The inconsistency of

RELATIONS BETWEEN THE STATE AND THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE EARLY POSTWAR YEARS (ON THE DATA OF MORDOVIAN ASSR)

Аннотация. В статье анализируются особенности взаимоотношений Советской власти и Русской православной церкви во второй половине 1940-х гг. на территории Мордовской АССР. Основное внимание автор уделяет духовному возрождению в годы войны и укреплению позиций Русской православной церкви среди населения республики в послевоенный период. Рассматриваются попытки активизации работы по ограничению влияния Церкви, в том числе развертывание атеистической работы партийных и советских органов автономной республики. Автор на конкретных примерах показывает, что результативность пропаганды атеизма в указанный период была невысокой.

Ключевые слова: Советская власть, Русская православная церковь, послевоенный период, Мордовская АССР, антирелигиозная пропаганда.

Annotation. The article analyses the peculiarities of the relations between the Soviet State and the Russian Orthodox Church in the second half of 1940-ies in Mordovian ASSR. The author pays the main attention to the spiritual revival during the war and consolidation of position of the Russian Orthodox Churchamong the republic population in the postwar years. Efforts on church influence limitation are considered, including the deploy-ment of atheistic propaganda of Soviet Party organs of the autonomic republic. Giving specific examples, the author shows that atheistic propaganda results during the stated period were rather low.

Keywords: Soviet power, the Russian Orthodox Church, postwar period, Mordovian ASSR, antireligious propaganda.

1943/44 - начало 1950-х гг. выделяются на общем негативном фоне отношения Советской власти к Русской православной церкви (РПЦ) как период вынужденной «либерализации» и умеренных послаблений. Поддержка РПЦ, несомненно, способствовала окончательному успеху в войне с нацистской Германией, её патриотическая позиция и поддержка курса Советского государства не могла быть не замечена со стороны руководства СССР.

Наша страна вышла победителем из Второй Мировой войны, но победа эта досталась ценой огромных лишений и жертв. Неисчислимые страдания и потери, выпавшие на долю советского народа в годы войны, трудности первых послевоенных лет содействовали оживлению религиозных настроений, создавали благоприятную почву, как для активизации деятельности Церкви, так и для ответных репрессивно-ограничительных мер со стороны Советского государства в послевоенный период.

Начавшаяся с 1943/44 гг. «либерализация» привела к тому, что на территории Мордовской АССР, где к началу войны не осталось ни одной действующей церкви, стали вновь функционировать рели-

гиозные учреждения. Ситуация кардинальным образом изменилась в 1944 г., когда в республике стали функционировать 4 церкви [3, с. 153], в 1945 г. - уже действовало 7 церквей (одна в г. Саранске и шесть - в селах и деревнях) [1, с. 157]. Следует отметить, что при этом за 3 года (1944, 1945, 1946 гг.) в Мордовской АССР было подано 514 заявлений от 170 населенных пунктов [7, л. 1].

Возрождение религиозного сознания, активизация деятельности духовенства не могло не беспокоить советско-партийное руководство. Современные историки (например, М.Ю. Одинцов [4, с. 362-363], М.В.Шкаровский [9, с. 242] и др.) считают 1948 г. как переломный в государственно-церковных отношениях последнего десятилетия нахождения у власти И. В. Сталина.

А.А. Кругловтак охарактеризовал произошедшие в послевоенные годы трансформации, как в самой Церкви, так и в отношении партии и государства к ней: «... Если раньше церковь была политическим и идейным противником, то теперь она является, как правило, только идейным, причем открытым, легально существующим нашим противником» [2, с. 291].

161

Государство вновь начало наступление на Церковь, правда, пока не так открыто, как это было в довоенный период. При этом, одним из направле-

ний стал отказ на открытие церквей без какого-либо объяснения причин в ответ на непрекращающийся поток заявлений об открытии церквей.

Таблица 1

Количество заявлений об открытии церквей за 1947-1949 гг.[7, л. 1]

Годы По кварталам Всего за год От какого количества населенных пунктов

1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.

1947 34 26 33 18 111 54

1948 30 36 23 17 106 52

1949 30 25 25 6 86 32

Итого за 3 года 94 87 81 41 303 138

За 1950 г. - 17 заявлений от 11 населенных пунктов [1, с. 157].

Из таблицы 1 видно, что количество ходатайств об открытии церквей из населенных пунктов уменьшалось с каждым годом. Очевидно, что верующие, видя безрезультатность ходатайств, пошли по пути организации нелегального богослужения. Так, например, группа верующих из с. Атюрьево Атюрьевского района с 1945 г. несколько лет ходатайствовала об открытии церкви, не получив разрешение, в 1947 г. организовала нелегальное богослужение, прекратив ходатайствовать. Однако в конце 1949 г., когда церковная служба была прекращена в связи с арестом священника, снова подали заявление об открытии церкви.

Верующие из с. Чето-Варжелей Торбеевского района ходатайствовали об открытии церкви с 1946 и до конца 1948 г., а затем прекратили ходатайствовать и в следующем году организовали нелегальную церковную службу. Такие же примеры можно привести и по селениям других районов МАССР: с. Троицк Ковылкинского района, с. Старый Ковыляй Пурдошанского района и ДР. [7, л. 1-2].

Несмотря на то, что большинство ходатайств все же не удовлетворялись и власть старалась держать под жестким контролем духовную жизнь граждан, религиозная жизнь в послевоенной Мордовии оживлялась.

В связи с изменением отношения и Церкви к Советскому государству, духовенство республики стало активно пропагандировать, что религия не противоречит коммунизму. К примеру, настоятель церкви г. Саранска Любимцев в своих проповедях всячески восхвалял существующую в СССР свободу отправления религиозных обрядов и призывал «не смущаться каким-то страхом посещения храма Божьего в свободное от мирских занятий время». Настоятель церкви села Покасс Ширингушского района Соколов в своих проповедях подчеркивал, что он как пастор отвечает за своих «пасомых, как перед богом, так и перед властью» [5, л. 1].

К августу 1946 г. на территории республики действовало 19 церквей и молитвенных домов, а к

концу 1947 г. же 27 церквей, зарегистрировано 39 священников [1, с. 149], к 1950 г. - 27 церквей, 2 мечети и 5 молитвенных домой. Кроме того, имеются сведения о существовании незарегистрированных 8 христианских, 7 сектантских и большого числа мусульманских религиозных общин. Так, из проверенных уполномоченным по делам религиозных культов при Совете Министров МАССР 12 татарских сел и деревень Лям-бирского района, во всех функционируют незарегистрированные религиозные общины [5, л. 1].

Часто отказ в открытии храмового здания или допуск священнослужителя приводили к тому, что появлялись следующие интересные факты. Так, в 1948 г. в с. Старые Найманы Большеберезников-ского района был выявлен факт поклонения жителей из других районов святым местам - камню и источнику, а в 1949 г. в связи с годовщиной «открытия» этого камня и источника была отмечена новая попытка организовать паломничество к ним [5, л. 26].

Другим направлением работы стала попытка активизации атеистической пропаганды в республике, но и здесь особых успехов, как следует из архивных документов, не было достигнуто к концу 1940-х гг.

В справке «О состоянии научно-атеистической пропаганды в республике» за подписью зав. отделом пропаганды и агитации Обкома ВКП(б) Петрушкина мы можем найти следующие данные: «Лекции, доклады и беседы на естественно-научные и антирелигиозные темы читаются редко и охватывают лишь незначительную часть населения. Так, за шесть месяцев 1949 года в республике прочитано на естественно-научные и антирелигиозные темы всего около 1500 лекций и докладов, что в среднем не составляет одной лекции на колхоз. К примеру, в Атюрьевском районе за этот период при наличии 61 колхоза прочитано 29 лекций, в Мельцанском районе -при 42колхозах - 14 лекций, в Ст. Шайговском районе при 37 колхозах - 13 лекций. Даже на предприятиях г. Саранска они являются редкостью» [5, л. 1]. В некоторых же населенных пунктах такие лекции не читались годами, при этом качество лекций, докладов и бесед зачастую было невысокое.

162

При этом ставка на интеллигенцию и школу в антирелигиозной пропаганде также себя не оправдала. «Во многих школах республики работа по антирелигиозному воспитанию учащихся не планируется, на заседаниях педагогических советов не обсуждается. Антирелигиозная пропаганда не стала неотъемлемой частью коммунистического воспитания учащихся, а отдельные школы и учителя вместо активной борьбы против религиозных предрассудков и суеверий среди учащихся встали на путь пассивного, примирительного отношения к ним» - указал в своем докладе зав. сектором школ Мордовского обкома ВКП(б) Кузовенков [8, л. 43]

Характеризуя положение с отправлением религиозного культа среди работников образования республики, он приводил следующие примеры: «... учителя Куликовской школы Кадошкинского района Ликинов и Алышев, оба члены ВКП(б), для исполнения религиозных обрядов приглашали к себе на дом попа; военрук той же школы Колдырманов, член ВКП(б), в религиозные праздники посещает церковь; учителя Шугуровской средней школы Большеберезниковского района Железовы, некоторые учителя Кишалинской средней школы Атю-рьевского района и другие в квартирах имеют иконы и т.д.» [6, л. 13]. «Даже в педагогическом и учительских институтах и педучилищах учащимся не дается достаточно глубоких знаний марксистколенинской материалистической теории, вследствие чего среди студентов и среди учителей -воспитанников этих учебных заведений имеются факты посещения церкви, совершения обрядов крещения, венчания, гадания и другие проявления религиозных пережитков» [6, л. 13].

Республиканская печать и радиовещание также не оправдали надежды Мордовского обкома ВКП (б).

Литература:

1. Белкин AM. Государственно-церковные отношения в Мордовии в 20-е - начале 60-х годов XX века (по материалам русского православия) : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02. отечественная история. Александр Иванович Белкин. Саранск. 1995. 250 с.

2. Круглов АЛ. Основы научного атеизма /

A. А. Круглов. Мн. 1983. 319 с.

3. Мордовия в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в 2 т. Т. 2 под общ. ред.

B. А. Юрченкова. НИИ гуманитар. наук при Правительстве РМ. Саранск, 2005. 424 с.

4. Одинцов ММ. Русская православная церковь накануне и в эпоху сталинского социализма. 1917-1953 гг. М. : Политическая энциклопедия, 2014. 424 с.

5. Центральный государственный архив Республики Мордовия (далее - ЦГА РМ). Ф. 269-П, оп. 5, д. 143

6. ЦГА РМ. Ф. 269-П, оп. 5, д. 259.

По его данным, за 7 месяцев 1949 г. газета «Красная Мордовия» поместила всего 7 статей на естественно-научные и научно-материалистические темы, а «Эрзянь коммуна» - только 2 статьи, практически не использовались возможности кинематографа [5, л. 2].

Пользуясь тем, что партийные, советские и общественные организации, не получая четких указаний, как действовать в отношении конфессий после Победы, религиозные организации в данный период расширили влияние на некоторую часть населения. Только по 17 церквям МАССР на богослужении в праздник рождества 7 января 1949 г. присутствовало больше 8,5 тыс. чел., а в день крещения 19 января 1949 г. - почти 11 тыс. чел., в том числе много молодежи. В Лямбирском, Темниковском и других районах республики на молитвенных собраниях в большие праздники участвовало до 70 % всего взрослого татарского населения [5, л. 2].

Таким образом, видно, что послабление в годы войны с гитлеровской Германией дало новый толчок к росту религиозных чувств населения Мордовской АССР, только укреплявшихся и в послевоенный период. Отметим, что в данный период своей религиозности не скрывали не только значительные слои крестьян, но также и некоторая часть рабочих, интеллигенции и учащаяся молодежь.

К концу 1940-х гг. во взаимоотношениях государства и Церкви намечается относительное «похолодание», перешедшее после смерти И .В. Сталина и прихода к власти воинствующих атеистов во главе с Н.С.Хрущевым в условиях провозглашения курса на строительство коммунизма в новые гонения на РПЦ и другие конфессии.

Literature:

1. Belkin A.I. State-Church relations in Mordovia in the 1920-60-s. : diss. ... cand. hist. Sciences. Saransk, 1995. 205p.

2. Kruglov A.A. Fundamentals of scientific atheism / A.A. Kruglov 1983. 319 p.

3. Modovia during the Great Patriotic war of 19411 945. e d . by V.A. Yurchenkov. Vol. 2. RM Government SRI of the Humanities. Saransk, 2005. 424 p.

4. Odintsov M.I. The Russian Orthodox Church before and during Stalin socialism. 1917-1953. M. : Political encyclopedia. 2014. 424 p.

5. Central State Archive of Republic Mordovia (hereafter CSA RM). Fund. 269-P, inv. 5, file 143.

6. CSA RM. F. 269-P, inv. 5, file 259.

163

7. ЦГА РМ. Ф. 269-П, on. 5, д. 338.

8. ЦГА РМ. Ф. 269-П, оп. 5, д. 341.

9. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. М.В. Шкаровский. М. : Изд-во Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории,2005.424 с.

7. CSA RM. F. 269-P, inv. 5, file 338.

8. CSA RM. F. 269-P, inv. 5, file 341.

9. Shkvarovskii M. V. The Orthodox Church during the Stalin and Khrushchev rule. Church history enthusiast society. M. : Krutitskoe Podvor'e, 2005. 424 p.

164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.