Научная статья на тему 'ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР В КОНЦЕ 1950-Х – НАЧАЛЕ 1960-Х ГГ'

ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР В КОНЦЕ 1950-Х – НАЧАЛЕ 1960-Х ГГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудовое воспитание / реформа народного образования / школы-интернаты / политехнизация школы / государственная образовательная политика / высшее образование / профессионально-технические училища / labor education / reform of public education / boarding schools / polytechnic schools / state educational policy / higher education / vocational schools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горлов Владимир Николаевич

Введение. Актуальность темы статьи обусловлена значимостью советской системы образования в развитии российского общества, несмотря на политические, экономические и социальные перемены в обществе. В статье анализируются причины реформы народного образования в СССР в конце 1950-х – начале 1960-х гг., рассматривается концепция политехнической подготовки в советских общеобразовательных школах в конце 1950-х гг., соединение школьного обучения с производительным трудом. Материалы и методы. Данное исследование основано на анализе документов, связанных с партийным делопроизводством 196080-х годов: постановлений, резолюций и решения съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС. Методологической основой исследования является комплекс общенаучных, специальных исторических методов, а также теория модернизации. Большую сыграл ретроспективный метод, оценивающий события и явления в их историческом развитии. Сравнительный анализ позволил сопоставить документацию разного времени для установления качественного уровня происходящих в СССР изменении в области образования. Результаты. Концепция политехнической подготовки в советских общеобразовательных школах стимулировала проведение реформы народного образования. Перестройка общеобразовательной и высшей школы была призвана сыграть большую роль в ликвидации существенного различия между физическим и умственным трудом, в создании условий, необходимых для перехода страны к коммунизму. В статье анализируются проблемы формирования советской политехнической школы. В условиях плановой экономики техникумы и профессиональнотехнические училища СССР готовили специалистов в первую очередь на нужды советской промышленности. Рассматривается роль общественного воспитания, увеличение количества школ продленного дня и школ-интернатов. Анализируется противоречивость проведения реформы народного образования в СССР, которая не принесла ожидаемых результатов. Акцент на политехнизацию школы не давал возможности развивать научную компоненту, мешая интеллектуальному развитию учащихся школ, реформа образования привела к ухудшению качества изучения основных наук. В статье использованы специальные исторические методы: сравнительно-исторический, ретроспективный, хронологический. Исследование выполнено на основе проблемно-исторического анализа с учётом социальных условий того времени. В целом реформа народного образования была противоречивой. С одной стороны, курс на сближение вузов и школ с экономическими потребностями советского государства был обоснован. Очень важно, что советское государство решило задачу всеобщего неполного среднего (восьмилетнего) образования. Был сделан существенный шаг вперед в народном образовании по сравнению с послевоенной эпохой. Начиная с конца 1950-х гг. в стране наметилось стремление к получению среднего образования и продолжению образования после окончания средней школы. Заключение. Престиж образования постоянно рос. Всё больше школьников после окончания средней школы желали продолжать образование в высших учебных заведениях. Учебные заведения в значительной степени были ориентированы на индустриальные виды профессий. Численность обучающихся на предприятиях увеличивалась.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRADICTION OF THE PUBLIC EDUCATION REFORM IN THE USSR AT THE END OF THE 1950s. – EARLY 1960s

Introduction. The relevance of the topic of the article is due to the importance of the Soviet education system in the development of Russian society, despite political, economic and social changes in society. The article analyzes the reasons for the reform of public education in the USSR in the late 1950s – early 1960s, examines the concept of polytechnic training in Soviet secondary schools in the late 1950s, combining schooling with productive labor. The concept of polytechnic training in Soviet secondary schools stimulated the reform of public education. The restructuring of secondary and higher education was designed to play a major role in eliminating the essential difference between physical and mental labor, in creating the conditions necessary for the country's transition to communism. Materials and methods. This study is based on an analysis of documents related to party office work in the 1960s-80s: decrees, resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee of the CPSU. The methodological basis of the research is a complex of general scientific, special historical methods, as well as the theory of modernization. The retrospective method, evaluating events and phenomena in their historical development, played a big role. A comparative analysis made it possible to compare the documentation of different times in order to establish the qualitative level of the changes taking place in the USSR in the field of education. Results. The article analyzes the problems of the formation of the Soviet polytechnic school. In the conditions of a planned economy, technical schools and vocational schools of the USSR trained specialists primarily for the needs of Soviet industry. The role of public education, the increase in the number of extended-day schools and boarding schools is considered. The inconsistency of the reform of public education in the USSR, which did not bring the expected results, is analyzed. The emphasis on the polytechnic school did not allow the development of the scientific component, interfering with the intellectual development of school students, the education reform led to a deterioration in the quality of the study of basic sciences. Conclusion. The article uses special historical methods: comparative historical, retrospective, chronological. The study was carried out on the basis of a problem-historical analysis taking into account the social conditions of that time

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР В КОНЦЕ 1950-Х – НАЧАЛЕ 1960-Х ГГ»

DOI: https://doi.org/10.24888/2410-4205-2023-36-3-159-171 УДК 94(47+57)

ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР В КОНЦЕ 1950-Х - НАЧАЛЕ 1960-Х ГГ.

Владимир Н. Горлов

Московский гос.удасртвенный Лингвистический университет, ул. Остоженка дом 38 аир., Москва, 1119034, Российская Федерация

Аннотация

Введение. Актуальность темы статьи обусловлена значимостью советской системы образования в развитии российского общества, несмотря на политические, экономические и социальные перемены в обществе. В статье анализируются причины реформы народного образования в СССР в конце 1950-х - начале 1960-х гг., рассматривается концепция политехнической подготовки в советских общеобразовательных школах в конце 1950-х гт., соединение школьного обучения с производительным трудом. Материалы и методы. Данное исследование основано на анализе документов, связанных с партийным делопроизводством 196080-х годов: постановлений, резолюций и решения съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС. Методологической основой исследования является комплекс общенаучных, специальных исторических методов, а также теория модернизации. Большую сыграл ретроспективный метод, оценивающий события и явления в их историческом развитии. Сравнительный анализ позволил сопоставить документацию разного времени для установления качественного уровня происходящих в СССР изменении в области образования. Результаты. Концепция политехнической подготовки в советских общеобразовательных школах стимулировала проведение реформы народного образования. Перестройка общеобразовательной и высшей школы была призвана сыграть большую роль в ликвидации существенного различия между физическим и умственным трудом, в создании условий, необходимых для перехода страны к коммунизму. В статье анализируются проблемы формирования советской политехнической школы. В условиях плановой экономики техникумы и профессионально-технические училища СССР готовили специалистов в первую очередь на нужды советской промышленности. Рассматривается роль общественного воспитания, увеличение количества школ продленного дня и школ-интернатов. Анализируется противоречивость проведения реформы народного образования в СССР, которая не принесла ожидаемых результатов. Акцент на политехнизацию школы не давал возможности развивать научную компоненту, мешая интеллектуальному развитию учащихся школ, реформа образования привела к ухудшению качества изучения основных наук. В статье использованы специальные исторические методы: сравнительно-исторический, ретроспективный, хронологический. Исследование выполнено на основе проблемно-исторического анализа с учётом социальных условий того времени. В целом реформа народного образования была противоречивой. С одной стороны, курс на сближение вузов и школ с экономическими потребностями советского государства был обоснован. Очень важно, что советское государство решило задачу всеобщего неполного среднего (восьмилетнего) образования. Был сделан существенный шаг вперед в народном образовании по сравнению с послевоенной эпохой. Начиная с конца 1950-х гг. в стране наметилось стремление к получению среднего образования и продолжению об-

разования после окончания средней школы. Заключение. Престиж образования постоянно рос. Всё больше школьников после окончания средней школы желали продолжать образование в высших учебных заведениях. Учебные заведения в значительной степени были ориентированы на индустриальные виды профессий. Численность обучающихся на предприятиях увеличивалась.

Ключевые слова: трудовое воспитание, реформа народного образования, школы-интернаты. политехнизация школы, государственная образовательная политика, высшее образование, профессионально-технические училища

Горлов В. Н. Противоречивость проведения реформы народного образования в СССР в конце 1950-х - начале 1960-х гг.) // История: Факты и символы. 2023. № 3 (36). С. 159-171, https://doi.org/10.24888/2410-4205-2023-36-3-159-171

Статья поступила: 12.05.2023 Статья принята в печать: 25.08.2023 Статья опубликована: 22.09.2023 © Горлов В., 2023

THE CONTRADICTION OF THE PUBLIC EDUCATION REFORM IN THE USSR AT

THE END OF THE 1950s. - EARLY 1960s.

Vladimir N. Gorlov

Moscow State Linguistic University, st. Ostozhenka building 38, Moscow, 1119034, Russian Federation

Abstract

Introduction. The relevance of the topic of the article is due to the importance of the Soviet education system in the development of Russian society, despite political, economic and social changes in society. The article analyzes the reasons for the reform of public education in the USSR in the late 1950s - early 1960s, examines the concept of polytechnic training in Soviet secondary schools in the late 1950s, combining schooling with productive labor. The concept of polytechnic training in Soviet secondary schools stimulated the reform of public education. The restructuring of secondary and higher education was designed to play a major role in eliminating the essential difference between physical and mental labor, in creating the conditions necessary for the country's transition to communism. Materials and methods. This study is based on ail analysis of documents related to party office work in the 1960s-80s: decrees, resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee of the CPSU. The methodological basis of the research is a complex of general scientific, special historical methods, as well as the theory of modernization. The retrospective method, evaluating events and phenomena in their historical development, played a big role. A comparative analysis made it possible to compare the documentation of different times in order to establish the qualitative level of the changes taking place in the USSR in the field of education. Results. The article analyzes the problems of the formation of the Soviet polyteclmic school, hi the conditions of a planned economy, technical schools and vocational schools of the USSR trained specialists primarily for the needs of Soviet industry. The role of public education, the increase in the number of extended-day schools and boarding schools is considered. The inconsistency of the reform of public education in the USSR, which did not bring the expected results, is analyzed. The emphasis on the polyteclmic school did not allow the development of the scientific component, interfering with the intellectual development of school stu-

dents, the education reform led to a deterioration in the quality of the study of basic sciences. Conclusion. The article uses special historical methods: comparative historical, retrospective, chronological. The study was carried out on the basis of a problem-historical analysis taking into account the social conditions of that time.

Keywords: labor education, reform of public education, boarding schools, polyteclmic schools, state educational policy, higher education, vocational schools

For citation: Gorlov V. The contradiction of the public education reform in the USSR at the end

of the 1950s. - early 1960s.) // History: Facts and symbols. 2023. Vol. 36. No. 3, pp. 159-171,

https://doi.org/10.24888/2410-4205-2023-36-3-159-171

Received: 12.05.2023

Revised: 29.08.2023

Published: 22.09.2023

©Gorlov V., 2023

1. Введение

Период «хрущёвской оттепели» был одним из самых динамичных периодов в истории Советского Союза. Перед советским государством стояла задача «добиться значительного повышения материального благосостояния и культурного уровня советского народа» [5, с. 117]. «Хрущев верил в свой строй, не сомневался, что возможности этого строя поистине безграничны, что цели выбраны правильно и надо идти к ним и только к ним - не шататься, не отклоняться, не допускать уступок всему не нашему, частному, единоличному» [15, с. 258].

2. Материалы и методы

Данное исследование основано на анализе документов, связанных с партийным делопроизводством 1960-80-х годов: постановлений, резолюций и решения съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС. Методологической основой исследования является комплекс общенаучных, специальных исторических методов, а также теория модернизации. Большую сыграл ретроспективный метод, оценивающий события и явления в их историческом развитии. Сравнительный анализ позволил сопоставить документацию разного времени для установления качественного уровня происходящих в СССР изменении в области образова-

3. Результаты

Наряду с задачами хозяйственного строительства руководство СССР решало назревшие вопросы коммунистического воспитания советских граждан, особенно подрастающего поколения. Огромное значение для советского общества имела перестройка народного образования в стране.

При всех своих успехах в работе советской общеобразовательной школы накопились серьезные недостатки. Главный недостаток, по мнению руководства государством, заключался в том, что школа, давая теоретические знания, слабо готовила молодое поколение к практической деятельности, не придавала ему трудовых навыков. Этот отрыв обучения от жизни противоречил задачам коммунистического строительства и не мог быть дольше тер-

Руководители советского государства посчитали, что теоретические стороны образования в советских школах вытеснили практическую сторону, не оказывая ей должного внимания. Эту проблему действительно необходимо было решать, так как советская молодежь по окончании школы не совсем была готова к практической деятельности. Ещё сложнее было с выпускниками институтов и техникумов, которые не обладали опытом и способностя-

ми работать на предприятиях. Другими словами, советское образование не соответствовало практическим потребностям советской экономики.

Руководство советского государства придавало системе образования огромное значение, считая её одной из первостепенных сфер жизнедеятельности советского общества, влияющей на социалистическое развитие страны. Глава партии и правительства Н. С. Хрущёв решился на реформу советской образовательной системы, понимая, какое влияние на развитие социалистической экономики оказывает разворачивающаяся во всем мире научно-техническая революция, которая обязывала подготавливать качественные технические кадры для отраслей народного хозяйства.

Необходимо отметить, что ещё до лидерства Н. С. Хрущева на XIX съезде КПСС, который проходил в октябре 1952 года, была рекомендована концепция политехнической подготовки в советских общеобразовательных школах. Именно это направление - политехнизация обучения - стимулировало проведение реформы народного образования. Вектор реформы был определен, но необходимо было тщательно подготовиться к необходимым преобразованиям советского образования.

Начиная с 1954 г. в газетах и журналах страны началось активное обсуждение наиболее злободневных вопросов советского образования. Этому предшествовало тщательное исследование способностей выпускников школ к производительному труду на предприятиях. Выводы были неутешительные - школы пока ещё не были готовы выпускать из своих стен молодых людей, способных к производственной работе.

Чтобы ускорить подготовку квалифицированных рабочих кадров, предлагалось открыть в школах курсы (от б месяцев до 2-х лет) по важнейшим для государства специальностям (электромонтёр, животновод и др.). Предлагали школьников знакомить с организацией народного хозяйства, систематически приглашать в школы передовиков производства и организовывать как можно чаще экскурсии на заводы и фабрики. Предлагалось увеличить в первую очередь вечерние и заочные отделения институтов, чтобы рабочие без отрыва от производства обучались необходимым для страны специальностям.

Менялись главные установки общеобразовательной школы. Средняя школа подготавливав школьников к поступлению в институты. Теперь стояла задача максимально приблизить школу и вузы к работе на производстве. С начальной школы школьников готовили к производительному труду. В городах старшеклассники проходили каждую неделю производственную практику на предприятиях. В сельской местности старшеклассники активно помогали своему колхозу, работая в ученических производственных бригадах.

Н. С. Хрущев в своём докладе на XX съезде КПСС предлагал в школах на практике знакомить учащихся с работой на предприятиях: «...перестроить учебную программу средней школы в сторону большей производительной специализации с тем, чтобы юноши и девушки, оканчивающие десятилетку, имели хорошее общее образование, открывающее путь к высшему, и, вместе с тем. были подготовлены к практической деятельности...» [2, с. 82]. В резолюции съезда были обозначены главные направления реформы народного образования [6, с. 72-73].

После XX съезда КПСС Н.С. Хрущев подверг резкой критике правительство страны за неэффективные меры по политехнизации советской школы, за отрыв обучения в школах от жизни, что выражалось в неподготовке выпускников школ к производственной деятельности. От лидера партии досталось и Академии педагогических наук, которая, по его мнению. оказалась неготовой к практическому преобразованию народного образования. Н. С. Хрущёв взял реформу образования под особый контроль, определив эту реформу как одну из главных задач советского государства. Развернулись многочисленные дискуссии в течение нескольких лет по поводу предстоящей реформы народного образования.

В 1958 г. руководство советского государства поставило вопрос о перестройке среднего и высшего образования. Н. С. Хрущёв направил 26 сентября 1958 г. в Президиум ЦК

КПСС Записку «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране». В этом документе лидер партии с огорчением отмечал, что «юноши и девушки, в силу оторванности программы обучения в средней школе от жизни, совершенно не знают производства» [13, с. 850].

Н. С. Хрущев в этом документе подчеркнул, что «соображения по вопросу реформы среднего и высшего образования нашли довольно широкий отклик и положительное отношение в стране». Он посчитал необходимым обсудить эти вопросы на Пленуме ЦК. Далее Н. С. Хрущёв высказал свою позицию, что «после обсуждения на Пленуме ЦК, может быть, будет признано полезным разработать соответствующие тезисы для всенародного обсуждения этих вопросов, а затем созвать сессию Верховного Совета СССР, где тоже подвергнуть обсуждению вопросы народного образования в стране и наметить общую линию их решения. Н. С. Хрущев подчеркнул, что «улучшение всего дела народного образования в стране настоятельно диктуется жизнью» [13, с. 850-851].

Предложения, изложенные в публикуемой записке товарища Н. С. Хрущёва, были одобрены Президиумом ЦК КПСС. Основные положения реформы были изложены в тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» [9]

Реформа затрагивала интересы всего советского народа. Этот вопрос был вынесен на всенародное обсуждение. Опубликованные в печати тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР получили широкий отклик и одобрение миллионов советских граждан [1]. Советская общественность признала перестройку школы назревшей задачей. Основные положения тезисов, одобренные советским народом, были закреплены в законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» [3, с. 6-13]. принятом сессией Верховного Совета СССР 24 декабря 1958 года.

Всеобщее обязательное восьмилетнее образование должно было заменить всеобщее обязательное семилетнее образование. Ремесленные, железнодорожные, строительные училища и другие профессиональные учебные заведения должны быть преобразованы в городские и сельские профессионально-технические училища, куда пойдет молодежь после окончания восьмилетней школы. Обучение в ПТУ должно проводиться в тесной связи с предприятиями, стройками, совхозами и колхозами. Полное общее среднее образование становится одиннадцатилетним. В высшие учебные заведения должны были приниматься лица, получившие полное среднее образование.

Следует отметить, что система образования в СССР сформировалась как единая и государственная, управление в государственной системе непрерывного образования было централизованным. Единые квалификационные требования устанавливались централизованно и директивно. Учебные программы, нормативы и т.п. утверждались и менялись во всей системе по указанию сверху, из Министерства. Какие-либо отклонения были недопустимы. Кроме того, обучение планировалось в количественных показателях. Планировалось количество обучающихся во всех частях образовательной системы СССР (базовой и дополнительной профессиональной1). Базовая система была направлена на включение советского человека в трудовой процесс. Планирование основывалось на потребностях отраслей

1 Система образования в СССР в этот период включала две относительно самостоятельные системы: основное (базовое) и дополнительное образование. Базовая система состояла из дошкольного воспитания в учреждениях яслей, детсадов и т.п.; начального и неполного среднего образования: среднего специального образования в техникумах и училищах: полное общее среднее образование: высшее образование получали в институтах, университетах, академиях.

Дополнительное образование в границах государственной системы включало переподготовку кадров, образование для получения новой профессии, повышение квалификации по основной профессиональной специальности рабочих всех отраслей народного хозяйства, специалистов высшего звена, советских руководящих кадров.

народного хозяйства в подготовке и профессионального совершенствования кадров. Все образовательные звенья были объединены вертикальными связями, которые обеспечивали преемственность централизованно установленными едиными правилами в отношении объема и содержания знаний для каждого образовательного звена, унифицированными типовыми государственными программами.

Система была отлажена и обеспечивала достаточно равные возможности и перспективы для обучающихся в разных типах советских учебных заведений во всех областях и краях нашей страны. Главная задача системы образования Советского Союза заключалась в обеспечении советских людей бесплатным образованием, возможности развивать своё образование на протяжении всей своей жизни.

Учебные заведения всех видов финансировались из госбюджета. Целенаправленная концентрация денежных ресурсов позволяла решать многие проблемы в этой сфере. Численность обучающихся в учебных заведениях различных видов возрастала. Относительно стабильным было число обучающихся в школе. Его изменения были обусловлены сокращением или ростом рождаемости. Так, детей в 1960 г. в СССР родилось в 1,5 раза больше, чем в 1970 г. [17, с. 67].

Перестройка средней и высшей школы на основе её тесной связи с материальным производством и производительным трудом была проникнута заботой о воспитании молодого поколения, о дальнейшем расширении и улучшении образования в стране, о формировании нового человека, всесторонне развитого, гармонически сочетающего умственный и физический труд в едином процессе общественного труда. Тем самым перестройка общеобразовательной и высшей школы была призвана сыграть большую роль в ликвидации существенного различия между физическим и умственным трудом, в создании условий, необходимых для перехода страны к коммунизму.

Реформа образования в СССР в 1958 г. повысила направление общеобразовательной школы на профессиональное обучение советских школьников, включение их в трудовую деятельность, что обусловило политехническую направленность школьного образования и привело к повышению профессионально-производственной подготовки школьников. Советские старшеклассники проходили подготовку к трудовой деятельности в учебных мастерских, цехах, непосредственно на производстве.

В СССР довольно настойчиво и последовательно ставились и решались задачи сначала всеобщего обязательного школьного образования (четыре класса в 1930-е гг.), затем неполного среднего образования (с 1949 г. семилетнего, с 1958 г. - восьмилетнего), затем обязательного полного среднего. Начальная школа и неполная средняя школа после реформы образования 1958 г. перестали быть самостоятельными, завершая определенный этап обучения, а превратились в звенья общего среднего образования. Сеть школ, обеспечивающих общее образование, постоянно увеличивалась. Всё больше увеличивалась численность специализированных школ по каким-либо предметам (математики, иностранных языков и др.), которые стали открываться в 1950-е гг.

Профессионально-техническое образование в СССР являлось составной частью централизованной, государственной системы народного образования. Оно подготавливало квалифицированные кадры рабочих для самых разных отраслей социалистического планового хозяйства. Профессионально-отраслевая структура будущих специалистов народного хозяйства показывала трудовую и политехническую ориентацию в общем образовании советских школьников. В условиях государственной плановой экономики техникумы и профессионально-технические училища СССР готовили специалистов в первую очередь на нужды советской промышленности. Наибольший высокий удельный вес в подготовке кадров насчитывали будущие инженеры строительства, промышленности, связи, транспорта. В структуре учащихся профессионально-технических училищ преобладали будущие специалисты для тяжелой промышленности (металлообработка, машиностроение, горнодобываю-

щая и прочие отрасли промышленности). Таких специалистов было почти треть выпускников ПТУ.

4. Результаты

Образование, осуществляемое в вечерних и заочных учебных заведениях, характеризовалось увеличением контингента обучающихся. Заочное и вечернее образование происходило на основе единых требований, соотнесенных с аналогичными программами дневного обучения. Стимул при таком обучении поддерживался льготами для учащихся, установленными Постановлением Совета Министров СССР «О льготах для студентов вечерних и заочных вузов и учащихся вечерних и заочных средних специальных учебных заведений» [11]. И заочное, и вечернее обучение в средних общеобразовательных школах стимулировались постановлением Совмина СССР о льготах для учащихся: сокращенной рабочей неделей, сокращенным рабочим днём, ежегодными оплачиваемыми по среднемесячной зарплате отпусками [12]. Эти формы обучения помогали рабочим и служащим повышать свой общий, образовательный уровень, а также профессиональный, специализированный уровень. Численность таких обучающихся значительно возросла в 1960-е гг.

Дополнительное профессиональное образование, включающее переподготовку кадров рабочих и служащих, повышение их квалификации регулировалось межведомственным советом, функционировавшим при Министерстве высшего и среднего специального образования СССР.

Согласно реформе образования в Советском Союзе открывались заочные школы и специализированные школы, появились образцово-показательных школы, куда приглашались лучшие учителя. На эти школы равнялись обычные средние школы. Во второй половине 1950-х гг. значительно возросло в Советском Союзе число учащихся школ рабочей молодёжи, переименованных по Закону об образовании 1958 г. в вечерние (сменные) шко-

Надо отдать должное советскому руководству, которое понимало, что успешное проведение реформы в первую очередь зависит от её главного исполнителя - учителя, положение которого было вполне достойным. А самое главное, профессия педагога была престижна и более трети учителей составляли учителя-мужчины. Реформа образования направляла педагогические кадры на увеличение политехнизации в обучении учащихся.

Реформа образования коснулась высшей и средней профессиональной школы. Одной из сложных проблем было распределение выпускников институтов и техникумов. Несмотря на все государственные меры, не все специалисты - выпускники институтов и техникумов -прибывали на места распределения молодых специалистов. Поэтому лидер государства стремился приблизить высшие учебные заведения к производству. Проблемой становился и блат при приеме в вуз.

Правила приема в институты изменили. Преимущество при поступлении в вуз имели молодые люди с двухлетним стажем работы на производстве после окончания средней школы или демобилизованные из рядов Вооруженных Сил СССР. В данном случае решались сразу две задачи. С одной стороны, у молодежи повышался стимул служить в армии, работать в колхозе или на заводе, с другой стороны, среди студентов появлялись люди, имеющий трудовой жизненный опыт, что должно было укрепить студенческий коллектив. В помощь таким группам абитуриентов для них открывались специальные курсы, преобразованные в 1960-е гг. в подготовительные отделения или рабфаки. Данная система выдержала проверку временам и была наиболее эффективна среди нововведений. За многие десятилетия миллионы вчерашних колхозников и рабочих получили высшее образование.

Проблема распределения молодых специалистов, окончивших институты и техникумы, несмотря на предпринятые государственными органами меры, никак не решалась. Почти половина выпускников вузов и техникумов уклонялись от работы по распределению, что наносило непоправимый экономический ущерб государству, так как бесплатное высшее

и среднее специальное образование не компенсировалось работой специалистов в различных отраслях народного хозяйства. Необходимо отметить, что одной из причин уклонения от работы по распределению были низкого качества жилищно-бытовые условия на местах. Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки и использованию специалистов» 1963 г. обязывало организации, куда прибывал молодой специалист, предоставлять жилую площадь на соответствующем уровне [7, с. 344-351].

Проблемой оставалась нехватка подготовленных специалистов в некоторых важных отраслях народного хозяйства (электроника, приборостроение, химия и др.). В тоже время стали сокращать количество творческих вузов, так как, по мнению руководителей государства, они не работали в народном хозяйстве и меньше приносили пользы советской экономике [10, с. 79-80].

Чтобы решить проблему распределения выпускников вузов, изменили порядок выдачи дипломов о высшем образовании. ЦК КПСС и Совет Министров СССР в 1963 г. приняли постановление, которое разрешало выдачу диплома выпускникам вузов не ранее чем через год работы по распределению. А вначале им выдавали временную справку об окончании вуза [4, с. 427]. После ухода Н. С. Хрущёва на пенсию от этой практики отказались, посчитав её произволом и самодурством. Государство стало искать другие меры по воздействию на выпускников институтов.

Следует отметить, что одновременно очень большое значение придавали коммунистическому воспитанию. В результате реформы образования стали распространяться школы-интернаты. Лидер партии искренне верил в коммунистическое будущее и считал школы-интернаты важным инструментом для построения коммунистического общества. Именно они наиболее плодотворно будут воспитывать строителей коммунизма. В этих учреждениях также воплощалась идеологическая политика Н.С. Хрущева - соединение обучения с производительным трудом. В первых школах-интернатах работали наиболее подготовленные педагоги, закончившие специальные курсы. В школы-интернаты зачисляли по добровольному желанию детей, в отличие от подобных заведений 1920-х гг., куда беспризорников отправляли по решению ВЧК-ОГПУ. Всего за несколько лет эти учебные заведения получили широкое признание учащихся.

С конца 1950-х гг. началась волна интенсивного вовлечения женщин в профессиональную деятельность. Она сопровождалась идеологией «семьи без быта» и «женщины-работницы». Эти идеалы 1930-х гг. были перенесены в принципиально иное время и иные социально-экономические условия. С конца 1950-х гг. развёртывались обсуждения о приобщении женщин к общественно-полезной деятельности, о необходимости освобождения женщин в течение рабочего дня. а иногда и вечером от забот по присмотру за детьми и от приготовления пищи.

Одним из способов частичного освобождения женщины должны были стать дневные детские учреждения: пребывание детей в круглосуточных детских садах-яслях или школах-интернатах. Здесь одним из главных вопросов участников обсуждений был вопрос слишком длительного отрыва детей от семьи. Часть социологов считали, что в современных условиях никакая семья не способна взять на себя функции главного воспитателя детей школьного возраста, использовать школу только в качестве помощника. В те годы считали, что вся полнота общественной морали, навыков и поведения детей может сформироваться у них лншь в условиях постоянного воздействия детского коллектива, воспитателей и семьи. Программа КПСС провозглашала, что «воспитательное влияние семьи на детей должно все более органически сочетаться с их общественным воспитанием. Коммунистическая система народного образования основывается на общественном воспитании детей» [8, с. 414].

Наиболее плодотворно это сочетание осуществлялось в условиях территориального и функционального объединения жилища и детских учреждений. И наоборот, территори-

альная разобщенность жнлиша, детских учреждений и школ-интернатов ослабляла контакты членов семьи при общественном воспитании детей. «Жить рядом» - вот один из способов достигнуть этого «сочетания». Другое заключалось в том, чтобы помимо квартиры в самих зданиях школ-интернатов создать условия для контактов учащихся.

Программа КПСС предусматривала, что «в следующем десятилетии будет предоставлена для всех возможность получения полного среднего образования» [8, с. 413].

Всемерное развитие бесплатного общественного воспитания и образования детей должно было вызвать увеличение потребностей в школах продленного дня и школах-интернатах. В связи с этим предполагали, что различными типами школ-интернатов в перспективе будут охвачены большинство школьников, за исключением незначительной группы детей с ослабленным здоровьем или хроническими заболеваниями. Эти дети могут воспитываться в специальных загородных школах. Таким образом, исходя из условий коммунистического воспитания детей, охват восьмилетними школами-интернатами должен был составить примерно 90 проц. советских детей. Охват интернатами учащихся старшего возраста (16-17 лет) будет значительно меньшим. Некоторые из старшеклассников пойдут работать на производство и будут одновременно продолжать образование, проживая в коллективных домах - самостоятельно или в семьях. Другие после окончания восьмилетки будут учиться в техникумах. Таким образом, количество учащихся старшего возраста, которые останутся в интернатах, составит около 30-40 проц. [8, с. 414].

В ближайшие годы планировалось все школы перевести на односменные занятия и преобразовать в школы продленного дня. В дальнейшем школы-интернаты должны были получить преимущественное развитие на базе школ, расположенных в микрорайонах. Число мест в школах постепенно должно было увеличиваться по мере роста экономических возможностей советского общества и внедрения идеи «бесплатного общественного воспитания детей».

В дальнейшем одним из массовых школ должна была стать средняя общеобразовательная универсальная школа с режимом продленного дня и частичным развивающимся интернатом. Средним образованием должны были быть охвачены все дети старшего возраста, включая занимающихся вечером, без отрыва от производства. В перспективе средние школы представляли бы собой единый тип учебно-воспитательного учреждения, объединяющий общественное воспитание, образование и всестороннее развитие молодого поколения вплоть до совершеннолетия при полном бесплатном государственном обеспечении. В дальнейшем, когда объемы строительства интернатов возрастут, загородные школы-интернаты будут предназначены в основном для детей, нуждающихся в укреплении здоровья, а большая часть школ-интернатов разместится в микрорайонах наряду со школами, имеющими в своем составе частичные интернаты.

5. Заключение

В целом реформа народного образования была противоречивой. С одной стороны, курс на сближение вузов и школ с экономическими потребностями советского государства был обоснован. Очень важно, что советское государство решило задачу всеобщего неполного среднего (восьмилетнего) образования. Был сделан существенный шаг вперед в народном образовании по сравнению с послевоенной эпохой. Начиная с конца 1950-х гг. в стране наметилось стремление к получению среднего образования и продолжению образования после окончания средней школы. Престиж образования постоянно рос. Всё больше школьников после окончания средней школы желали продолжать образование в высших учебных заведениях. Учебные заведения в значительной степени были ориентированы на индустриальные виды профессий. Численность обучающихся на предприятиях увеличивалась. Доля лиц с высшим и средним специальным образованием среди населения росла. Повышение роли науки в руководстве народным хозяйством сопровождалось ростом потребности в высококвалифицированных кадрах. Это должно было создать базу для охвата в дальнейшем

большинства населения высшим образованием. Н. С. Хрущёв же стремился ограничить приток выпускников школ в институты, чтобы направить их на работы, связанные с физическим, а не с интеллектуальным трудом, чтобы они шли непосредственно после школы на заводы, а не направлялись после окончания институтов в КБ или НИИ.

С другой стороны, часто акцент на политехнизацию школы не давал возможности развивать научную компоненту, мешая интеллектуальному развитию учащихся школ, реформа образования привела к ухудшению качества изучения основных наук. Реализация проводимой реформы сразу же столкнулась со множеством проблем. Средства, выделяемые на оборудование мастерских, часто не обеспечивали нужд школ. Часто общеобразовательные школы не были обеспечены необходимыми материальными и финансовыми ресурсами для проведения реформы,

не хватало профессиональных педагогических кадров, способных качественно проводить практические занятия по машиноведению, электротехнике и т.п. Постепенно общеобразовательная школа превращалась в механизм подготовки рабочей силы для народного хозяйства снижая образовательную и культурно-просветительскую роль школы.

Привилегии абитуриентов с производственным стажем действительно изменили социальный состав студентов, о чем мечтал лидер партии, но это привело к снижению уровня образования, т.к. фактически такие абитуриенты поступали без конкурса, что вызывало недовольство многих советских граждан. Успеваемость у студентов с двухлетним стажем работы на производстве была гораздо гаже успеваемости студентов, получившие полное среднее образование. Успеваемость студентов дневных отделений оказалась выше, чем вечерников или заочников, т.к. свободного времени у дневников было значительно больше [16, с. 3-8]. Выпускник, обучавшийся на дневном отделении, продвигался быстрее по служебной лестнице, чем бывший вечерник или заочник [14. с. 16-18].

Всё больше школьников покидало школу после 8-го класса. Те, кто хотел работать на производстве, получали за год-два рабочую специальность в училище и не собирались учиться в школе ещё 3 года. Те, кто стремился поступить в институт, могли сразу «убить двух зайцев»: за два года окончить вечернюю школу (вместо трех лет в полной средней школе) и получить заветный двухлетний производственный стаж, необходимый для льготного поступления в вуз.

Практика старшекурсников институтов не приносила ожидаемых результатов. Бытовые условия студентов-практикантов были часто на низком уровне. Администрация пред-прятий часто рассматривала практикантов как временных рабочих, вносивших беспорядок и дезорганизацию в производство. Студентов-практикантов очень часто использовали на подсобных работах в качестве дешёвой рабочей силы, а не на работах по изучаемой специальности, что приводило к снижению трудовой дисциплины.

Такая ситуация, возникшая в начале 1960-х гг., очень тревожила органы народного образования. Недовольство проведением реформы образования почти всеми слоями советского общества вынудило руководство советского государства пойти на корректировку государственной политики в области политехнизации советской школы.

Реформа не принесла ожидаемых результатов, и поэтому стала постепенно сворачиваться. Советская школа в 1964 г. снова вернулась на десятилетнее образование. Средняя общеобразовательная школа только выиграла от этого, т.к. стала снова давать школьникам глубокие знания по предметам гуманитарного и естественного цикла. С другой стороны, опыт политехнизации школы, опыт профтехучилищ, созданных во время реформы, в условиях сегодняшнего распада системы профтехобразования является чрезвычайно ценным для осознания необходимости создания специальной системы подготовки квалифицированных рабочих.

Список источников и литературы

1. Всенародное обсуждение вопроса об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране: материалы, опублик. в газете «Правда» (с 16 ноября по 15 декабря 1958 г.) (1958). Москва: Правда. 288 с.

2. XX съезд Коммунистической партии Советского Союза: Стенографический отчет. (1956). Москва: Госполитиздат. Т. 1. 640 с.

3. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР (1959) // Вестник высшей школы. № 1 (63). С. 6-13.

4. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. (1985). Москва: Политиздат. 9-е изд. Т. 8. 542 с.

5. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. (1971). Москва: Политиздат. 8-е изд. Т. 7. 557 с.

6. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. (1986). Москва: Политиздат. 9-е изд. Т. 9. 574 с.

7. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. (1986). Москва: Политиздат. 9-е изд. Т. 10. 493 с.

8. Материалы XXII съезда КПСС. (1961). Москва: Госполитиздат. 464 с.

9. Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране: Тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР. (1958). Москва: Госполитиздат. 48 с.

10. Паначин, Ф. Г. (1977). Управление просвещением в СССР. Москва: Просвещение.

208 с.

11. Постановление Совета Министров СССР от 2 июля 1959 г. M 720 «О льготах для студентов вечерних и заочных вузов и учащихся вечерних и заочных средних специалъ-ныхучебных заведений» (1959) //СП СССР. № 14. ст. 90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Постановление Совета Министров СССР от 5 ноября 1959 г. M 1233 «Об установлении сокращенного рабочего дня или сокращенной рабочей недели для лиц, успешно обучающихся без отрыва от производства в школах рабочей и сельской молодежи — вечерних (сменных, сезонных) и заочных средних общеобразовательных школах» (1959) // СП СССР. №19. ст. 157.

13. Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Черновые протокольные записи заседаний: стенограммы, постановления: в 3 т. (2006). Москва: РОССПЭН. Т. 2. 1120 с.

14. Самойлова, И. Д. (1965). Какая форма подготовки специалистов эффективнее? И Вестник высшей школы. № 9 (141). С. 16-18.

15. Стреляный, А. И. (1989). Последний романтик // Свет и тени «великого десятилетия»: Н. С. Хрущев и его время. Ленинград: Лениздат. 472 с.

16. Укреплять связь высшей школы с жизнью: совещание работников высшей школы (1958) // Вестник высшей школы. № 10 (60). С. 3-8.

17. Численность и состав населения СССР. (1984). Москва: Финансы и статистика.

366 с.

References

1. Vsenarodnoe obsuzhdenie. (1958). Vsenarodnoe obsuzhdenie voprosa ob iikreplenii svyazi slikoly s zliizn'yu i о dal'nejshem razvitii sisteiny narodnogo obrazovaniya v s trail e: materialy, opublik. v gazete «Pravda» (s 16 noyabrya po 15 dekabrya 1958 g.) [National discussion of the issue of strengthening the connection of schools with life and the further development

of the public education system in the country: materials, published, in the newspaper "Pravda" (from November 16 to December 15, 1958)] Moscow: Pravda. (in Russian).

2. XX s"ezd. (1956). XX s"ezd Kommmiisticheskoj paitii Sovetskogo Soyuza: Steno-graficheskij otchet [XX with"The Communist Party of the Soviet Union: A Verbatim Report] Moscow: Gospolitizdat. Publ. 1. (in Russian).

3. Zakon ob ukreplenii. (1959). Zakon ob ukreplenii svyazi shkoly s zhizn'yu i o dal'nejshem razvitii sistemy narodnogo obrazovaniya v SSSR [The Law on strengthening the connection of school with life and oil the further development of the public education system in the USSR] in Vestnik vysshej shkoly. № 1, 6-13. (in Russian).

4. KPSS v rezolyuciyah. (1985). KPSS v rezolyuciyah i resheniyah s"ezdov, konferencij i plenumov CK [The CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee] Moscow: Politizdat. Izd. 9. Publ. 8. (in Russian).

5. KPSS v rezolyuciyah. (1971). KPSS v rezolyuciyah i resheniyah s"ezdov, konferencij i plenumov CK [The CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee] Moscow: Politizdat. Izd. 8. Publ. 7. (in Russian).

6. KPSS v rezolyuciyah. (1986). KPSS v rezolyuciyah i resheniyah s"ezdov, konferencij i plenumov CK [The CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee] Moscow: Politizdat. Izd. 9. Publ. 9. (in Russian).

7. KPSS v rezolyuciyah. (1986). KPSS v rezolyuciyah i resheniyah s"ezdov, konferencij i plenumov CK [The CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee] Moscow: Politizdat. Izd. 9. Publ. 10. (in Russian).

8. Materialy. (1961). Materialy XXII s"ezda KPSS [Materials XXII s"riding of the CPSU] Moscow: Gospolitizdat. (in Russian).

9. Ob ukreplenii (1958). Ob ukreplenii svyazi shkoly s zhizn'yu i o dal'nejshem razvitii sistemy narodnogo obrazovaniya v strane : Tezisy CK KPSS i Soveta Ministrov SSSR [On strengthening the connection of the school with life and on the further development of the public education system in the country : Theses of the Central Committee of the CPSU and the Council of Ministers of the USSR] Moscow: Gospolitizdat. (in Russian).

10. Panacliin, F. G. (1977). Upravlenie prosveshcheniem v SSSR [Management of education in the USSR] Moscow: Prosveshchenie. (in Russian).

11. Postanovlenie. (1959). Postanovlenie Soveta Ministrov SSSR ot 2 iyulya 1959 g. № 720 "O Vgotah dlya studentov vechernih i zaochnyh vnzov i uchashchihsya vechernih i zaochnyh sred-nih special'nyh uchebnyh zavedenij" [Resolution of the Council of Ministers of the USSR of July 2, 1959 No. 720 "On benefits for students of evening and correspondence universities and students of evening and correspondence secondary specialized educational institutions"] in SP SSSR. No. 14. Article 90. (in Russian).

12. Postanovlenie. (1959). Postanovlenie Soveta Ministrov SSSR ot 5 noyabrya 1959 g. № 1233 "Ob ustanovlenii sokrashchennogo rabochego dnya ili sokrashchennoj rabochej nedeli dlya lie, uspeshno obuchayushchihsya bez otryva ot proizvodstva v shkolah rabochej i sel'skoj mo-lodezhi - vechernih (smennyh, sezonnyh) i zaochnyh srednih obshcheobrazovatel'nyh shkolah" [Resolution of the Council of Ministers of the USSR of November 5, 1959 No. 1233 "On the es-tablislmient of a shortened working day or a shortened working week for persons successfully studying on-the-job in schools of working and rural youth - evening (shift, seasonal) and correspondence secondary schools"] in SP SSSR. No. 19. Article 157. (in Russian).

13. Prezidium CK KPSS. 1954-1964. (2006). Prezidium CK KPSS. 1954-1964. CHerao-vye protokol'nye zapisi zasedanij: stenogrammy, postanovleniya: v 3 t. [Presidium of the Central Committee of the CPSU. 1954-1964. Draft protocol records of meetings: transcripts, resolutions: in 3 vols.] Moscow: ROSSPEN. Publ. 2. (in Russian).

14. Samojlova, I. D. (1965). Kakaya forma podgotovki specialistov effektivnee? [Which form of specialist training is more effective?] in Vestnik vysshej shkoly. No. 9 (141). pp. 16-18. (in Russian).

15. Strelyanyj, A. I. (1989). Poslednij romantik//Svet i teni "velikogo desyatiletiya" : N. S. Hrushchev i ego vremya [The Last Romantic // Light and shadows of the "great Decade" : N. S. Khrushchev and his time] Leningrad: Lenizdat. (in Russian).

16. Ukreplyat' svyaz'. (1958). Ukreplyat' svyaz' vysshej shkoly s zliizn'yu: soveshchanie rabotnikov vysshej slikoly [Strengthen the connection of higher education with life: a meeting of higher school employees] in Vestnik vysshej slikoly No. 10. pp. 3-8. (in Russian).

17. CHislennost'. (1984). CHislennost' i sostav naseleniya SSSR [The number and composition of the population of the USSR] Moscow: Finansy i statistika. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.