Научная статья на тему 'ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ГЛОБАЛИЗМОМ И РЕГИОНАЛИЗМОМ (РЕЦЕНЗИЯ НА СТАТЬЮ Е.В. САПИР, А.Д. ВАСИЛЬЧЕНКО "ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ПРОДУКТОВ ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ КАК ИНДИКАТОР ПРОТИВОСТОЯНИЯ РЕГИОНАЛИЗМА И ГЛОБАЛИЗМА В НАФТА")'

ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ГЛОБАЛИЗМОМ И РЕГИОНАЛИЗМОМ (РЕЦЕНЗИЯ НА СТАТЬЮ Е.В. САПИР, А.Д. ВАСИЛЬЧЕНКО "ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ПРОДУКТОВ ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ КАК ИНДИКАТОР ПРОТИВОСТОЯНИЯ РЕГИОНАЛИЗМА И ГЛОБАЛИЗМА В НАФТА") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗМ / РЕГИОНАЛИЗМ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ФИНАНСОВЫЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коречков Юрий Викторович, Великороссов Владимир Викторович

В рецензии охарактеризованы основные положения статьи Е.В. Сапир и А.Д. Васильченко, в которой исследованы тенденции развития экспорта промежуточных продуктов транспортного машиностроения как индикатор противостояния регионализма и глобализма. Показано, что в условиях обострения международных противоречий американское руководство срочно ищет альтернативы сложившемуся миропорядку, выстраивая новую систему финансово-экономических отношений. Отмечено, что обострение противоречий между глобалистами и национальными экономиками происходит из-за пренебрежения глобалистами местных условий, что придает глобализации последовательно неолиберальный корыстный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ГЛОБАЛИЗМОМ И РЕГИОНАЛИЗМОМ (РЕЦЕНЗИЯ НА СТАТЬЮ Е.В. САПИР, А.Д. ВАСИЛЬЧЕНКО "ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ПРОДУКТОВ ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ КАК ИНДИКАТОР ПРОТИВОСТОЯНИЯ РЕГИОНАЛИЗМА И ГЛОБАЛИЗМА В НАФТА")»

Противоречие между глобализмом и регионализмом (рецензия на статью Е.В. Сапир, А.Д. Васильченко «тенденции развития экспорта промежуточных продуктов транспортного машиностроения как индикатор противостояния регионализма и глобализма в нафта»)

Коречков Юрий Викторович

доктор экономических наук, доцент,

ОО ВО ЧУ «Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ)», Ярославль, Россия E-mail: koryv@mail.ru

Великороссов Владимир Викторович

доктор экономических наук, доцент,

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия E-mail: velikorossov.vv@rea.ru

Аннотация. В рецензии охарактеризованы основные положения статьи Е.В. Сапир и А.Д. Васильченко, в которой исследованы тенденции развития экспорта промежуточных продуктов транспортного машиностроения как индикатор противостояния регионализма и глобализма. Показано, что в условиях обострения международных противоречий американское руководство срочно ищет альтернативы сложившемуся миропорядку, выстраивая новую систему финансово-экономических отношений. Отмечено, что обострение противоречий между глобалистами и национальными экономиками происходит из-за пренебрежения глобалистами местных условий, что придает глобализации последовательно неолиберальный корыстный характер.

Ключевые слова: глобализм, регионализм, противоречия, международные экономические отношения, финансовый капитал.

JEL codes: F02; F15

Для цитирования: Коречков, Ю.В. Противоречие между глобализмом и регионализмом (рецензия на статью Е.В. Сапир, А.Д. Васильченко «тенденции развития экспорта промежуточных продуктов транспортного машиностроения как индикатор противостояния регионализма и глобализма в нафта») / Ю.В. Коречков, В.В. Великороссов. - Текст : электронный // Теоретическая экономика. - 2021 - №12. - С.97-101. - URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (Дата публикации: 30.12.2021)

Актуальность исследования Е.В. Сапир и А.Д. Васильченко обусловлена происходящими изменениями в системе мирохозяйственных связей, которые отражают противоречия между глобализмом и регионализмом (самостоятельностью и независимостью государств), между финансовым и реальным капиталом. Авторы на примере сектора транспортного машиностроения НАФТА оценивают противостояние тенденций глобализма и регионализма в развитии промышленных кооперационных связей в системе мирохозяйственных отношений, дают характеристику качественному изменению роли США и Мексики в индустрии транспортного машиностроения. Они справедливо подчеркивают, что сегодня ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что ключевые

98

Ю.В. Коречков, В.В. Великороссов

мировые экономические события и тренды формируются прежде всего вокруг макрорегиональных интересов, нежели вытекают из конкуренции отдельных стран [1, с.74].

В ХХ веке произошли три крупных геополитических взрыва (первая и вторая мировые войны, крах мировой социалистической системы). После последнего геополитического взрыва, который многие политики называют глобальной катастрофой, прошло уже более 30 лет. В мире накопился новый клубок противоречий, в основе которого лежит громадный государственный долг крупнейших мировых держав. По данным Международного валютного фонда объем государственного долга в мире поднялся к концу 2020 года до 97,6% ВВП по сравнению с 83,5% в 2019 г., его совокупная сумма составила 89,6 трлн. долларов США. Госдолг США в 2020 году почти достиг 129% ВВП [2]. В условиях пандемии были оказаны глобальные меры бюджетной поддержки в размере 14 трлн. долларов США. Однако они не решают возникших противоречий. Проблема государственного долга является важнейшей в системе мировых экономических отношений. Она будет возрастать в условиях усиления финансовой роли Китая, который выкупил значительную часть фьючерсов, предоставляет международные кредиты в юанях, зарезервировал у себя золото 92 стран. Это приведет к снижению доли доллара в системе международных расчетов и кредитных отношений. Возникают предпосылки валютных войн [3] в этих условиях американское руководство срочно ищет альтернативы сложившемуся миропорядку, выстраивая новую систему финансово-экономических отношений.

Следует отметить, что Североамериканское соглашение о свободной торговле(НАФТА) представляло собой институциональное образование, регулирующее отношения свободной торговли между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу1 января 1994 г. Оно заменяло действовавшее соглашение о свободной торговле между Канадой и США и включила в сферу своего действие Мексику. Ретроспективный анализ показывает, что развитие экономических отношений привело к тому, что еще с 1947 г., после принятия «плана Эббота», осуществлялось стимулирование американских инвестиций в важнейшие отрасли экономики Канады. В 1959 г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, позволившее внедрить американские стандарты в военное производство Канады. С 1965 г. были интегрированы производство и торговля продукцией автопрома. В 1980-е годы решался вопрос о создании энергетического союза. В 1988 г. было подписано Канадско-американское соглашение о свободной торговле (СиББТА), согласно которому в течение десяти лет между США и Канадой должна была быть сформирована зона свободной торговли.

Отличие НАФТА от интеграционных процессов в Евросоюзе заключается в том, что если в ЕС интеграция происходила по схеме «сверху вниз», то в Северной Америке - «снизу вверх», то есть инициатива принадлежала корпоративным структурам на микроуровне. Кроме того, если в ЕС интеграционные процессы охватывают, как экономическую, так и социальную сферу, то НАФТА представляла собой чисто экономическое интегративное объединение. Однако интеграционные процессы столкнулись со многими сложностями и продолжались 14 лет. Только с 1 января 2008 г. были отменены пошлины в торговых отношениях между Канадой и Мексикой и между Мексикой и США. Однако частично пошлины в аграрной сфере продолжали оставаться, а с 1 июня 2018 г. в США были введены пошлины на алюминий и сталь.

В условиях интеграционных процессов в экономиках европейских стран предполагалось, что создание НАФТА послужит противовесом европейскому экономическому объединению. Однако с самого начала создания НАФТА все три страны рассматривали североамериканское объединение с разных позиций, учитывая, в первую очередь, собственные интересы. Произошло увеличение импорта в США, который способствовал увеличению уже к 2005 г. дефицита торгового баланса США (свыше 720 млрд. долл.). Уровень заработной платы в Мексике оставался ниже, чем в США и Канаде. Вступивший в должность президента США в январе 2017 г. Д. Трамп сразу же заявил о готовности

заменить НАФТА новым соглашением, в большей степени учитывающим экономические интересы американской стороны. Он потребовал пересмотра условий соглашения, назвав НАФТА «худшим соглашением» из когда-либо существовавших в мире. В сентябре 2018 года США, Мексика и Канада достигли соглашения заменить НАФТА соглашением USMCA (United States - Mexico - Canada Agreement) (ЮСМКА), которое вступило в силу 1 июля 2020 года. Новое соглашение USMCA было подписано 30 ноября 2018 года. Трамп заявил, что после подписания нового соглашения Мексика и Канада станут чудесными торговыми партнерами США.

Многие аналитики задавались вопросом: почему Трамп ликвидировал проект НАФТА? Противоречил ли он целям экономического развития США или произошло изменение геополитических тенденций в условиях возникшего противоречия между глобализмом и регионализмом? Несомненно, на принятие решения о замене НАФТА на USMCA повлияли многие факторы, характеризующие структурные сдвиги в мировой торговле. Усиление глобализма в последние десятилетия неизбежно вызвало противодействие со стороны национальных экономических систем. После кризиса 20082009 гг. неолиберальная идея глобализма стала противоречить многим устоям экономической жизни в различных регионах мира. Произошел разрыв между геополитическими устремлениями «хозяев денег» к мировому господству и нравственными и социальными традициями разных народов. По справедливому мнению, В. Кувалдина, «экономическая, социальная и политическая практика неолиберализма вступила в кризисную полосу, своеобразной кульминацией которой стала пандемия COVID-19. То, каким выйдет мир из нее, во многом зависит от позиций национальных и глобальных элит» [4, с.5]. В результате создания ЮСМКА больше всех выиграли США, проводившие переговоры с позиции силы, в обстановке жесткого торга, угроз и нараставшего давления, что в целом было характерно для Трампа, меньше других- Мексика, вынужденная пойти на серьезные уступки [5, с.50]. Канада в этих условиях сумела отстоять свои основные экономические интересы.

В своей статье Е.В. Сапир и А.Д. Васильченко отмечают значимость регионального этапа развития Мексики для последующего её выхода на глобальный уровень производственной кооперации в транспортном машиностроении и, в частности, в автомобилестроении. Заметим, что США могут записать себе в актив существенное повышение норматива «североамериканского содержания» в стоимости автомобилей из Канады и Мексики и введение новой нормы, регламентирующей использование «дорогого» труда при их производстве. Институциональное положение о «дорогом труде» является новым политэкономическим явлением, ранее не упоминавшемся ни водном другом торговом соглашении.

Е.В. Сапир и А.Д. Васильченко в результате проведенного исследования тенденций развития торговли промежуточными продуктами в секторе транспортного машиностроения НАФТА и их взаимосвязи с проявлениями трендов глобализации и регионализма в Североамериканском регионе показывают стабильность и положительную динамику внутриблоковых связей. Анализируя изменения в системе экономических отношений отметим, что если на внутриамериканском театре мировой экономической системы Трамп сумел реализовать свои идеи, то в других регионах он их лишь только обозначил. В частности, обвиняя Китай в стремлении подорвать «ключевые интересы США», Трамп также резко критиковал и ключевых союзников (Японию и Южную Корею) за их «эгоистичную политику» и «недостаточный вклад в обеспечение безопасности в Азии». Трамп в январе 2017 г. подписал указ о выходе США из Транстихоокеанского партнерства (ТТП) с целью обеспечить рост американской экономики, вернуть капиталы и промышленное производство в США, создать новые рабочие места. В итоге США оказались за пределами трех формирующихся сейчас в АТР наиболее важных экономических механизмов, нацеленных на упорядочение экономических взаимоотношений в регионе (Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для Транстихоокеанского партнерства (ВПТТП), Всестороннее региональное экономическое партнёрство (ВРЭП) и Соглашение об экономическом партнерстве ЕС- Япония), что, по мнению многих экспертов, существенно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.