ванных маркетинговых усилий является ее рейтинговая оценка в сравнении с территориями конкурентами в определенном направлении развития.
Источники:
1. Важенина И.С., Важенин С.Г. Территориальная индивидуальность региона / И.С.Важенина, С.Г. Важенин // Журнал экономической теории. - 2017. - № 3. - С. 33-39.
2. Дубова Ю.И. Региональный маркетинг как фактор развития регионов России в условиях рыночной экономики / Ю.И. Дубова // Научное обозрение. Экономические науки. - 2015. - N° 1. - С. 144-144.
3. Карвицкая Г.В. Использование инструментов территориального маркетинга в регионе: оценка эффективности / Г.В. Карвицкая// Дискуссия. - 2016. - № 1.(64). - С. 30-36.
4. Котлер Ф., Хайдер Д., Асплунд К. Маркетинг мест : привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы / Филип Котлер [и др.] ; [пер. с англ.: М. Аккая, В. Мишучков]. - Санкт-Петербург : Стокгольмская шк. экономики в Санкт-Петербурге. - 2005. - 376 с.
5. Полякова Н.В., Залешин В.Е., Поляков В.В., Ван С. Формирование и реализация стратегии развития туристской дестинации на основе концепции территориального маркетинга / Н.В. Полякова, В.Е. Залешин, В.В. Поляков // Baikal Research Journal. - 2021. - Т. 12. - № 3.
6. Тарасов П. С., Смирнова Д. Ш. Интегральные показатели оценки эффективности территориального маркетинга / П. С. Тарасов, Д. Ш. Смирнова //Вестник АГТУ Сер.: Экономика. - 2012. - № 2. - С.152-158.
7. Чистякова О.В. Использование рекреационных возможностей Иркутской области для инновационного развития региона / О.В.Чистякова //Baikal Research Journal. - 2021. - Т. 12. - № 4.
8. Шобдоева, Н. В. Сельская агломерация как стратегия устойчивого развития сельских территорий / Н. В. Шобдоева // Актуальные вопросы повышения экономической эффективности агропромышленного комплекса в современных условиях : Материалы международной научно-практической конференции, Улан-Удэ, 31 октября 2023 года. - Улан-Удэ: Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова, 2023. - С. 70-76. - EDN XCPKQP.
9. Ячменева В.М., Ячменев Е.Ф. Имиджевая политика региона как инструмент повышения конкурентоспособности рекреационной территории / В.М. Ячменева, Е.Ф. Ячменев // Baikal Research Journal. - 2021. - Т. 12. - № 1.
10. Консультант плюс https://www.consultant.ru/legalnews/11899/.
11. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Иркутской области. URL: https://irkobl.ru/sites/agroline/.
12. Официальный портал Казани. URL: https://kzn.ru/o-kazani/istoriya-kazani/.
13. Официальный портал Правительства Иркутской области. URL: https://irkobl.ru/sites/tour/report/.
14. Сайт Агентства стратегических инициатив. URL: https://asi.ru/government_officials/rating/.
15. Сайт Корпорации развития Иркутской области. URL: https://krio.devindex.ru/upload/docs/invest-pass-rus-2024.pdf.
16. Niedomysl T., Ring M. Towards a theory of place marketing / Niedomysl T., Ring M. // Journal of Place Management and Development. - 2012. -№ 5(3). - P.223-230.
EDN: VGSQKT
Л.П. Королева - к.э.н., доцент кафедры экономической безопасности и управления рисками, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, [email protected],
L.P. Koroleva - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economic Security and Risk Management, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia;
А.А. Васильев - помощник эксперта ООО «Финансовые расследования и налоговые экспертизы», Москва Россия, [email protected],
A.A. Vasiliev - assistant expert of LLC «Financial Investigations and Tax Expertise», Moscow, Russia.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ УГРОЗАМ ОТМЫВАНИЯ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ
В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК COUNTERING THE THREATS OF MONEY LAUNDERING IN THE FIELD OF PUBLIC PROCUREMENT
Аннотация. Усиление роли государства в экономике в ответ на крупные вызовы и угрозы национальной безопасности сопряжено с ростом объемов государственных закупок. Это, а также ряд послаблений в законодательстве в ответ на рост санкционного давления, способствует обострению угроз отмывания доходов, полученных преступным путем в сфере государственных закупок. Противодействие данным угрозам отнесено к полномочиям нескольких контрольно-надзорных органов. В связи с этим цель исследования - провести анализ угроз отмывания доходов, полученных преступным путем в сфере государственных закупок, и разработать предложения по совершенствованию противодействия им при взаимодействии Росфинмониторинга и Федеральной антимонопольной службы России. В статье представлен анализ судебной статистики за 2013-2022 гг. по преступлениям, создающим максимальные угрозы для отмывания доходов, полученных преступным путем в сфере государственных закупок: мошенничество, присвоение и растрата, коррупция. Предложено повысить меры ответственности на примере деяний по нецелевому использованию бюджетных средств. Проведен анализ количества и структуры жалоб от участников закупок в Федеральную антимонопольную службу России за 2013-2022 гг. и предложены меры по использованию сведений, полученных в рамках их рассмотрения, для противодействия отмыванию преступных доходов. Рассмотрена законодательная инициатива ФАС России по созданию ГИС «Антикартель» и обоснованы предложения по ее применению в противодействии угрозам отмывания преступных доходов.
Abstract. Currently, the role of the state in the economy is strengthening in response to major challenges and threats to national security. This leads to an increase in the volume of government procurement. A number of relaxations have been introduced into procurement legislation in response to increasing sanctions. This contributes to the exacerbation of the threat of money laundering in the field of public procurement. In the Russian Federation, several control and supervisory authorities are countering these threats. In this regard, the purpose of the study is to analyze the threats of laundering proceeds from crime in the field of public procurement, and to develop proposals for improving countermeasures by the Federal Service for Financial Monitoring of Russia and the Federal Antimonopoly Service of Russia. The article presents an analysis of judicial statistics for 2013-2022. on crimes that create threats to laundering criminal proceeds in the field of procurement: fraud, misappropriation and embezzlement, corruption. It is proposed to increase liability measures using the example of acts of misuse of budget funds. An analysis of the number and structure of complaints from procurement participants to the Federal Antimonopoly Service of Russia for 2013-2022 was carried out. Measures are proposed to use the information obtained as part of their consideration to combat the laundering of criminal proceeds. The legislative initiative of the Federal Antimonopoly Service of Russia to create the GIS "Anti-Cartel" was considered. Proposals for its use in countering the threat of money laundering are substantiated.
Ключевые слова: государственные закупки, противодействие отмыванию преступных доходов, финансовый мониторинг, угроза отмывания преступных доходов, картельный сговор
Keywords: government procurement, anti-money laundering, financial monitoring, threat of money laundering, cartel conspiracy
Введение
Государственные закупки являются важнейшим инструментом участия государства в экономике. Посредством государственных закупок обеспечивается деятельность всех органов государственной власти и ведомств, государственных учреждений, корпораций, унитарных предприятий. Кроме того, государственный заказ используется как инструмент государственного регулирования экономики. На его основе происходит консолидация ресурсов государства и бизнеса для реализации проектов, приоритетных для экономического развития страны, а также крупных инфраструктурных проектов. В последние годы существенно наращиваются расходы на национальную безопасность и оборону, которые также размещаются в оборонной промышленности на основе государственного заказа.
В 2023 г. по Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44 (далее 44 ФЗ) на портале государственных закупок вели деятельность 93599 заказчиков, которые разместили извещения о закупках на общую сумму 10613,7 млрд руб. Стоимостной объем заключенных контрактов по результатам закупочных процедур составил 5264,6 млрд руб. Кроме того, закупки на государственные средства осуществлялись по федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-Ф3 (далее 223 ФЗ). На основании данного закона 26 256 заказчиков разместили извещения на общую сумму 14003,7 млрд руб. Было заключено договоров на поставку в отчетном периоде на сумму 8213,9 млрд руб. [Министерство финансов РФ. Сводный аналитический отчет о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за 2023 г. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2024/05/main/Svodnyy_2023.pdf].
Высокая важность государственного заказа и огромные объемы государственных закупок обусловили необходимость пристального контроля и надзора. Государственные закупки являются объектом внимания в деятельности сразу нескольких контрольно-надзорных органов. Наиболее глубоко исследованы вопросы финансового контроля государственных закупок [13]. Финансовый контроль предполагает выявление нарушений заказчиками законодательства в сфере государственных закупок в части расходования бюджетных средств [5]. Предлагаются направления его совершенствования [8]. Внешний финансовый аудит обеспечивает независимость суждений о финансовой дисциплине в сфере государственных закупок [11]. Аудит и мониторинг государственных закупок рассматриваются как информационная база для повышения эффективности государственных закупок [10]. Единичные исследования обосновывают важную роль государственных закупок для обеспечения экономической безопасности и предлагают расширить полномочия Министерства финансов РФ по их мониторингу [7]. Проблемы финансового мониторинга государственных закупок со стороны Росфинмонито-ринга и субъектов первичного мониторинга (финансовых организаций) остаются малоизученными [2; 4], поскольку названные субъекты не являются уполномоченными органами по какому-либо этапу управления государственными закупками (контроль, аудит, мониторинг). Но их деятельность в части финансовых расследований участия публичных должностных лиц в отмывании преступных доходов, незаконных финансовых операций с бюджетными средствами и др. тесно связана со сферой государственных закупок.
В связи с этим цель данного исследования - провести анализ угроз отмывания доходов, полученных преступным путем в сфере государственных закупок, и разработать предложения по совершенствованию противодействия им при взаимодействии Росфинмониторинга и Федеральной антимонопольной службы России (ФАС России).
Методы исследования
Исследование проведено с применением общенаучных методов (индукция, дедукция, сравнение, синтез, анализ), а также методов экономического анализа (вертикальный, горизонтальный) и методов анализа схем отмывания преступных доходов. Исследование проведено по материалам конкретных громких судебных разбирательств, касающихся предикатных преступлений в сфере государственных закупок и отмывания полученных от них преступных доходов. Названия задействованных в них юридических лиц изменены. Информационной основной исследования явились портал государственных закупок РФ, а также данные Министерства финансов РФ, ФАС России и судебной статистики.
Результаты и обсуждения
Под угрозой отмывания доходов понимается деятельность, которая нанесла или может нанести ущерб государству, обществу, экономике, гражданам, и сопровождающаяся извлечением незаконного дохода, деятельность по отмыванию (легализации) незаконного дохода, а также причастные либо могущие быть причастными к указанным видам деятельности лица, организации и их группы. Ключевые угрозы образования преступного дохода в сфере государственных закупок создают мошенничество, коррупция, растрата и присвоение [Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов 2021-2022 гг. URL: https://www.fedsfin.ru/content/files/отчеты%20нор/нор-од-2022-6.pdf].
Мошенничество является распространенной статьей в привлечении к уголовной ответственности в сфере государственных закупок. Однако, согласно статистике Верховного Суда (ВС) наблюдается явная тенденция сокращения числа выявленных обвинительных приговоров (рисунок 1).
Отчасти такая динамика результат гуманизации уголовного законодательства. Так в 2023 г. количество обвинительных приговоров в целом по сравнению с 2022 г. сократилось на 4 % [Верховный суд сообщил о сокращении на 4% числа обвинительных приговоров в 2023 году. URL: https://www.vsrf.ru/press center/mass_media/33442/].
Рисунок 1 - Вынесенные обвинительные приговоры по статье 159 УК РФ Мошенничество
(Источник: данные судебной статистики РФ. URL: https://sudstat.ru/)
Однако, при этом в судебных делах нередко фигурируют суммы в особо крупном размере. К примеру, в 2021 г. ФАС России раскрыла картельный сговор при закупках ремонтных работ в Московской области с совокупной ценой заключенных контрактов почти 2 млрд рублей при участии 7 организаций, в отношении должностных лиц которых возбуждены дела по статье мошенничество [ФАС раскрыла картель на торгах на выполнение ремонтных работ в Московской области. URL: https://fas.gov.ru/news/31478]. Поэтому мы поддерживаем предложения о необходимости повышения криминализации мошенничества в сфере государственных закупок [12].
Довольно распространенной по 223 ФЗ является схема мошенничества фиктивных заказчиков, которые использовали законодательство о закупках в своих корыстных интересах (рисунок 2).
Рисунок 2 - Схема мошенничества фиктивного заказчика
Схема мошенничества предполагала регистрацию фирм однодневок в ЕИС в качестве заказчика по 223 ФЗ, объявление фиктивных закупок и присвоение денежных средств, полученных в качестве обеспечения договоров. Среднестатистическим сбором в качестве обеспечения договора по 223 ФЗ, как правило, является 5-10 % от начальной максимальной цены контракта, однако, в данном случае, мошенники запрашивали от 20 до 35 %. Таким образом, денежные средства официально поступали на счёт фирмы-мошенника, далее после нескольких проведенных мошеннических операций фирма подавала на банкротство.
По статье 160 УК РФ за присвоение и растрату привлекаются лица, имеющие доступ к имуществу на основании специальной доверенности или в силу своих полномочий. Количество обвинительных приговоров по данной статье также сокращается (рисунок 3).
Рисунок 3 - Вынесенные обвинительные приговоры по 160 УК РФ Присвоение или растрата
(Источник: данные судебной статистики РФ. URL: https://sudstat.ru/)
Как правила, данные деяния реализуются не в процессе осуществления государственной закупки, а в процессе реализации государственного контракта по 44 ФЗ или договора по 223 ФЗ. Когда лица, имеющие полномочия по приемке товаров, работ, услуг осуществляют злоупотребления своим должностными полномочиями и присваивают себе часть имущества, либо используют его по собственному усмотрению. В группу риска совершения таковых преступных деяний относятся: руководитель заказчика (уполномоченного органа), контрактный управляющий, члены приемочной комиссии.
Снижение количества обвинительных приговоров по статье 160 УК РФ также является результатом декриминализации уголовного наказания. Вопреки позиции обвинения, установление такого квалифицирующего признака присвоения и растраты, как использование служебного положения, для суда, в большинстве случаев, не является препятствием при признании соответствующего деяния малозначительным. Нередко в основу такого решения суда ложится факт возмещения ущерба [9]. Такой подход не несет в себе превентивного влияния на преступные деяния. Совершая присвоение и растрату бюджетных средств, многие преступники осознают, что в случае раскрытия понесут малозначительную ответственность.
Более криминализированный подход используется в отношении деяний коррупционной направленности. На рисунке 4 представлена статистика ВС РФ по коррупционным статьям согласно перечню № 23 МВД РФ [Указание Генпрокуратуры России N 401/11, МВД России № 2 от 19.06.2023 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»].
119 9051 __|10 560|
I« [77762] I
...lililí
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Рисунок 4 - Вынесенные обвинительные приговоры по коррупционным статьям перечня №23 МВД РФ
(Источник: данные судебной статистики РФ. URL: https://sudstat.ru/)
Как видно по данным рисунка 4, некоторое сокращение числа обвинительных приговоров наблюдалось в 2020 г. Очевидно, что причина этому - ограничения деятельности как организаций, в которых вели трудовую деятельность преступники, так и судов в условиях пандемии COVID 19. В целом за анализируемый период просматривается как значительное количество обвинительных приговоров, так и тенденция роста. В 2022 г. было вынесено максимальное количество обвинительных приговоров за анализируемые 10 лет. Позиция судов здесь вполне очевидна. Эти преступления нарушают основу государственной власти, принципы адекватной управленческой деятельности, подрывают авторитет государственных и муниципальных органов, деформируют правосознание граждан и препятствует экономическому развитию, то есть наносят значительный ущерб, а значит требуют адекватного наказания [1].
Преступные доходы, получаемые государственными служащими, по указанным составам преступлений в дальнейшем отмываются с использованием довольно тривиальных схем. Приведем пример из реальной судебной практики. Публичное должностное лицо (ПДЛ) является бенефициаром нескольких компаний, зарегистрированных на территории страны, включенной РФ в перечень офшорных зон. Данная информация им не разглашается, так как противоречит законодательству РФ, в соответствии с которым ПДЛ не имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность. Компании на полученные преступные доходы от ПДЛ приобретают пакеты акций разных российских эмитентов, осуществляющих деятельность в рентабельных сферах. Спустя некоторое время акции выгодно перепродаются, доходы от продажи поступают на банковские счета подконтрольных ПДЛ компаний и конвертируются в иностранную валюту.
Противодействие угрозам отмывания доходов, полученных преступным путем в сфере государственных закупок, осуществляет силами сразу нескольких контрольно-надзорных и правоохранительных органов, среди которых Росфинмониторинг имеет довольно узкие полномочия и права доступа к необходимой информации. Так мониторинг сферы государственных закупок осуществляет Министерство финансов РФ, аудит - контрольно-счетные органы, бюджетный мониторинг - Федеральное казначейство РФ, контроль - Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС РФ), а также органы внутреннего ведомственного контроля. Росфинмониторинг принимает активное участие в повышении прозрачности бюджетной сферы, осуществляя информационное взаимодействие с ними. Вместе с Федеральным казначейством РФ участвует в бюджетном мониторинге, а также получает и анализирует сообщения от субъектов первичного мониторинга о подозрительных операциях с бюджетными средствами. Объектом мониторинга является расходование средств в рамках государственных контрактов. В особом порядке контролируется расходование бюджетных средств, выделенных на государственный оборонный заказ, национальные проекты и федеральные целевые программы, а также стратегически важным системообразующим предприятиям.
Поводом для финансовых расследований в сфере государственных закупок могут являться жалобы, поступающие от их участников, заинтересованных в честной конкуренции за бюджетные средства. Статистика жалоб, рассмотренных органами Федеральной антимонопольной службы по существу свидетельствует о высокой активности участников закупок (рисунок 5).
Сокращение числа жалоб в 2022 г. объясняются эффективной борьбой с профессиональными жалобщиками. В 2023 г. количество жалоб в ФАС России выросло на 14,5 % по сравнению с 2022 г., в том числе по причине увеличения общего количества закупок. По существу было рассмотрено 45 908 жалоб [Федеральная антимонопольная служба России. В 2023 году в ФАС поступило 53 955 жалоб от участников госзакупок. URL: https://fas.gov.ru/news/33030]. Следовательно, говорить о каких=либо тенденциях в динамике общего количества жалоб не приходится. Их число зависит, прежде всего, от объемных показателей государственных закупок.
25 000 20 000 15 000 10 000 SOOO 0
Рисунок 5 - Количество жалоб от участников государственных закупок, рассмотренных ФАС России по существу
(Источник: данные ФАС России. URL:https://fas.gov.ru/)
Негативным фактором с точки зрения выявления реальных поводов для финансовых расследований является высокая доля жалоб, признанных необоснованными (рисунок 6).
Рисунок 6 - Количество жалоб от участников государственных закупок, признанных ФАС России необоснованными и обоснованными (частично)
(Источник: данные ФАС России. URL:https://fas.gov.ru/)
Как видно по данным рисунка 6, необоснованных жалоб на 30-60 % больше, чем обоснованных. В 2023 г. обоснованными были признаны всего 42,5 % жалоб (19503). Это создает информационный шум, увеличивает трудоемкость работы контрольно-надзорных органов всех уровней.
Для повышения эффективности реагирования на жалобы необходимо проводить информационную работу с участниками: информировать их о критериях оценки жалоб и наиболее распространенных ситуациях, в которых жалобы признаются необоснованными. При рассмотрении и анализе жалоб важно использовать риск-ориентированный подход, который позволит из большого массива жалоб, признанных обоснованными, выявить закупки имеющие признаки, указывающие на намерения ограничить конкуренцию, совершить незаконные финансовые операции, коррупционные деяния, мошенничества и другие преступления, являющиеся предикатными для отмывания доходов, полученных преступным путем. Конструктивным решением является передача обязанностей по рассмотрению жалоб на закупки с высокой начальной максимальной ценой контракта от территориальных органов ФАС Центральному аппарату, а также снижение применяемого для этих целей минимального предела максимальной цены закупки с 1 млрд руб. до 700 млн руб. [Приказ Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2023 n 1010/23 «О внесении изменений в Приказ ФАС России от 13 октября 2015 г. n 955/15 «О координации деятельности центрального аппарата ФАС России и территориальных органов ФАС России при осуществлении контроля в сфере закупок в соответствии с федеральным законом от 05.04.2013 n 44-фз "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также при осуществлении полномочий по ведению реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (зарегистрировано в Минюсте РФ 29.12.2023 n 76755)].
В настоящее время ФАС России использует риск-ориентированный подход при проведение антимонопольного контроля и контроля за участниками государственного оборонного заказа. Между ФАС России и Росфинмониторингом заключено соглашение об информационном взаимодействии, на основании которого совместно и довольно успешно проводятся расследования, связанные с выявлением картельных соглашений и иных сговоров [Росфинмониторинг. Росфинмониторинг и ФАС России подписали протокол к соглашению об информационном взаимодействии. URL: https://www.fedsfm.ru/releases/3384]. Однако само соглашение не представлено в открытом доступе, в связи с чем нет возможности судить о конкретных формах и методах взаимодействия, в том числе в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.
ФАС России ведет совместную работу с правоохранительными органами по выявлению, пресечению и расследованию преступлений, связанных с ограничением конкуренции, наказуемых по статье 178 УК РФ. Довольно часто они совершаются совместно с рядом преступлений смежных составов: мошенничество (ст. 159 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ), (злоупотребления полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (ст. 201.1 УК РФ), злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 200.4 УК РФ) и др. Любые преступления, приносящие лицам, их совершившим, доходы считаются предикатными для легализации (отмыва-
ния) преступных доходов согласно рекомендациям ФАТФ и законодательству РФ. Поэтому совершенствование деятельности ФАС России и правоохранительных органов по борьбе с данными преступлениями способствует снижению угроз для отмывания доходов, полученных преступным путем.
Для повышения эффективности противодействия мы предлагаем разработать стандартные процедуры выявления поводов для финансовых расследований Росфинмониторинга на основе риск-ориентированного подхода к рассмотрению и анализу жалоб от участников государственных закупок, поступающих в ФАС России. В случае если выявленные в рамках анализа жалоб факты не относятся прямо к сфере деятельности ФАС России, не доказывают нарушения законодательства в сфере государственных закупок, преступных деяний, требующих вмешательства правоохранительных органов, но имеют признаки подозрительности, необходимо передавать информацию о них в Росфинмониторинг. Возможно для улучшения совместной работы ФАС России и Росфинмониторинга разработать методические рекомендации по аналогии с рекомендациями по взаимодействию ФАС России и правоохранительных органов [Приказ ФАС России от 08.08.2019 № 1073/19 «Обутверждении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями об организации взаимодействия ФАС России с заинтересованными правоохранительными органами по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с ограничением конкуренции (статья 178 Уголовного кодекса Российской Федерации)»)].
Важной превентивной мерой в противодействии образованию преступных доходов в сфере государственных закупок является повышение ответственности за совершение наиболее распространенных правонарушений и преступлений. Так, в настоящее время (на 01.07.2024 г.) за нецелевое расходование бюджетных средств предусмотрена:
1) административная ответственность, согласно статье 15.14 КоАП РФ:
- от 20 000 руб. до 50 000 руб. для должностных лиц;
- от 5 % до 25 % от суммы, использованной не по назначению для юридических лиц.
2) уголовная ответственность, согласно статье 285.1 УК РФ:
- от 100 000 руб. до 300 000 руб. (200 000 руб. до 500 000 руб.);
- штраф в размере зарплаты (двухлетний доход);
- обязательные работы с отстранением от должности на 1-3 года (до 5 лет);
- лишение свободы до 2 лет (5 лет) и запрет на занятие должностей в течение 3 лет.
Предлагаемые изменения мер ответственности представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Изменение ответственности за нецелевое расходование средств
Административная ответственность Уголовная ответственность
• переход на процентную систему штрафов для должностных лиц: от 3% до 7% от суммы, использованной не по назначению; • для юридических лиц от 15% до 50% от суммы, использованной не по назначению. • переход на процентную систему штрафов для должностных лиц: от 5% до 10% от суммы, использованной не по назначению; • обязательные работы с отстранением от должности на бессрочный период; • лишение свободы до 4 лет и запрет на занятие должностей на бессрочный период.
В мае 2024 г. ФАС России вынесло на обсуждение проект закона, предполагающий доработку используемой в экспериментальном режиме (АИС) «Антикартель» до полноценной государственной информационной системы (ГИС). Ключевая ее новация - использование искусственного интеллекта для целей мониторинга и контроля сферы государственных закупок Она будет позволять ежедневно и с использованием риск-ориентированного подхода анализировать информацию на портале государственных закупок, а также в иных государственных информационных системах [Федеральный портал проектов нормативно-правовых актов. Проект «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» Разработчик: ФАС России. ID проекта:147862. URL: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=147862]. Необходимость такого решения очевидна. Это позволит сделать систему государственных закупок намного более прозрачной с позиций антимонопольного законодательства. Кроме того, в перспективе необходима доработка функционала ГИС «Антикартель» и на предмет противодействия иным преступным деяниям в сфере государственных закупок, создающим предикаты для отмывания преступных доходов. Возможно интеграция ГИС «Антикартель» с АИС Росфинмониторинга.
Важной функцией данной ГИС должно стать выявление аффилированности участников закупок и заказчиков, сбор и анализ информации о бенефициарах участников закупок [6]. Алгоритм работы указанной функции должен включать следующие этапы:
1) сбор и обработка данных из открытых и государственных источников;
2) анализ связей между заказчиками и поставщиками на основе предоставленных данных;
3) выявление признаков договорных тендеров;
4) предложения по дополнительной проверке выявленных подозрительных тендеров, возможно в ручном режиме в случае недостатка данных в ГИС.
Для этого необходимо добавление в аналитические базы признаков договорных тендеров, таких как совпадающие IP-адреса участников тендера, похожие данные о компаниях в ЕГРЮЛ и открытых источниках (адрес, телефон, руководители), «необычное» поведение участников во время проведения торгов, ретроспективный анализ проведённых закупок заказчика и участников, подозрительные действия заказчика или его представителей.
Важным для получения достоверной информации являются также возможности ГИС по:
1) проведению ретроспективного анализа реализованных государственных закупок заказчиков и поставщиков путем изучения истории их взаимодействия, анализа результатов ранее исполненных тендеров;
2) определению IP-адресов, с которых происходит участие в торговых процедурах, при совпадении IP-адресов нескольких поставщиков, проверка их аффилированности.
3) обучению искусственного интеллекта нахождению «необычных» требований к поставщикам, ограничивающих конкурентные права участников и отправке закупок с подобными признаками в категорию с высоким риском для дополнительной проверки ФАС России и, при необходимости, Росфинмониторингу.
Условиями эффективной работы ГИС с элементами искусственного интеллекта является его постоянное обучение на основе базы данных о стандартных и необычных требованиях к поставщикам; предоставление широкого доступа к информации о тендерах, включая закупочную документацию, извещение о закупке и проекты контрактов и тд.
Для противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма считаем необходимым в перспективе на базе ведомственной единой информационной системы Росфинмониторинга создать Государственную интегрированную информационную систему в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, которая интегрирует в себе необходимый функционал ГИС «Антикартель», наряду с АИС других контрольно-надзорных органов. Это позволит повысить оперативность реагирования и противодействия отмыванию доходов, в том числе полученных в сфере государственных закупок.
Заключение
Проведенное исследование показало, что среди ключевых угроз отмывания доходов, полученных преступным путем в сфере государственных закупок, наиболее усиленное противодействие оказывается преступным деяниям коррупционной направленности. Количество вынесенных обвинительных приговоров по ним за последние 10 лет выросло более чем в 2 раза. По мошенничеству с бюджетными средствами, присвоению и растрате наблюдается декриминализация преступлений, что проявляется в сокращении вынесенных обвинительных приговоров. Учитывая важность сферы государственных закупок не только для обеспечения деятельности самих заказчиков, но и для национальной безопасности всей страны, а также безопасности общества и личности, получающих за счет бюджетных средств как общественные блага, так и социальную поддержку, предлагается повысить ответственность за преступные деяния с бюджетными средствами. В качестве примера рассмотрены меры административной и уголовной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств.
Учитывая ограниченные полномочия Росфинмониторинга в части противодействия угрозам отмывания доходов, полученных преступным путем в сфере государственных закупок, необходимо расширять взаимодействие ФАС России и Росфинмониторинга. В настоящее время оно более детализировано по вопросам противодействия картелям и иным сговорам. Риск-ориентированный подход к анализу жалоб участников закупки может использоваться для выявления поводов для финансовых расследований. Для повышения эффективности противодействия предложено разработать методические рекомендации по взаимодействию ФАС России и Рос-финмониторинга в сфере Противодействия отмыванию преступных доходов.
Большие надежды возлагаются на обсуждаемый в настоящее время законопроект по созданию ГИС «Антикартель» с элементами искусственного интеллекта, которая позволит улучшить противодействие не только картельным сговорам, но и угрозам отмывания доходов, полученных преступным путем в сфере государственных закупок.
Источники:
1. Бакшеева А.Р., Гусарская Т.А., Беляева В.П. Особенности реализации государственной антикоррупционной политики в современной России: механизм государственного контроля в контрактной системе государственных закупок // Вопросы политологии. 2020. Т. 10. № 3 (55). С. 761-768.
2. Белова С.Н. Финансовый мониторинг в бюджетной сфере: сущность и направления совершенствования // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2020. Т. 22. N° 4. С. 110-121.
3. Голикова Н.В., Родин О.А., Поплавская Е.Ю., Васильев С.В. К вопросу о триггерах контроля в сфере государственных закупок и их влияния на эффективность процедур закупок // Вестник Академии знаний. 2023. № 6 (59). С. 132-135.
4. Золотарчук В.В., Кушкова О.К. Мониторинг в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Ученые заметки ТОГУ. 2020. Т. 11. № 4. С. 320-324.
5. Исубуттаева Р.М., Джафарова З.К. Государственный финансовый контроль в сфере государственных закупок товаров (работ, услуг) // Финансовый бизнес. 2023. № 2 (236). С. 72-74.
6. Королева Л.П. Совершенствование механизма установления бенефициарных владельцев в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2023. Т. 19. № 12 (429). С. 2277-2300.
7. Кравченко В.В., Кудрявцева Т.Ю. Мониторинг государственных закупок как элемента системы экономической безопасности региона: пути его совершенствования // Экономические науки. 2021. № 197. С. 123-127.
8. Кришталева Т.И., Кешишян А.А. Совершенствование государственного финансового контроля государственных закупок // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2021. № 10. С. 17-24.
9. Никонорова Ю.В. Присвоение и растрата как малозначительное деяние: аналитический обзор судебной практики // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. С. 224-228.
10. Суровцева С.В. Аудит и мониторинг государственных закупок как информационная база повышения эффективности бюджетных расходов // Аудиторские ведомости. 2021. № 2. С. 17-19.
11. Терентьев А.В. Роль государственного аудита в системе государственных закупок // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2021. № 1 (27). С. 157-162.
12. Циома В.Н. Социальная обусловленность криминализации злоупотреблений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2022. Т. 13. № 3 (49). С. 79-86.
13. Шишкина М.А. Система финансового контроля в сфере закупок и анализ основных нарушений в сфере государственных и муни-циипальных закупок // Вестник науки и образования. 2020. № 15-2 (93). С. 20-25.