Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ В РАМКАХ РАБОТЫ ШОС'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ В РАМКАХ РАБОТЫ ШОС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
115
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШОС / терроризм / исламский радикализм / Центральная Азия / Китай / Россия / SCO / terrorism / islamic radicalism / Central Asia / China / Russia

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кулага Максим Вадимович

Шанхайская организация сотрудничества является одной из базовых структур для обеспечения безопасности на пост советском пространстве и в АзиатскоТихоокеанском регионе. Формирование организации и механизмы ее работы разрабатыва лись в соответствии с вызовами внешней среды, что обеспечивало их актуальность и эффективность работы. ШОС прошла длитель ный период развития, который, на разных этапах, соответствовал росту международных угроз. Увеличение количества террористиче ских группировок на территории Центральной Азии, а также рост разнообразия их деятельности подталкивает государствачленов к более тесной интеграции и разработки единообразной нормативной базы для преодоления экстремистских проявлений. Несомненно, ШОС находится на переднем крае борьбы с меж дународным терроризмом, поэтому выстраивание устойчивых меха низмов коммуникации между странамичленами этой организации по столь важному вопросу не теряет актуальности. Опыт ШОС по противодействию терроризму может оказаться полезным и для дру гих международных структур, поскольку включает в себя множество подходов и ситуаций, которые необходимо было преодолевать, и потому считается одним из самых передовых в мире. Конечно, во многом такой опыт обусловлен действиями наиболее влиятельных членов организации — Китая и России, однако страны Централь ной Азии также внесли свой ощутимый вклад. ШОС стремится к непредвзятости и реальным результатам в своей деятельности, а также к формированию новых, более успеш ных способов противодействию терроризма. Учитывая факт транс региональности организации, государствачлены организации поразному воспринимают направления развитии организации и в различной степени влияют на ее развитие. Соответственно, такие государства как Китай и Россия видят развитие организации в раз ных направлениях, что может сдерживать развитие данной струк туры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Countering terrorism within the framework of the SCO

The Shanghai Cooperation Organization is one of the basic structures for ensuring security in the postSoviet space and in the AsiaPacific region. The formation of the organization and the mecha nisms of its work were developed in accordance with the challenges of the external environment, which ensured their relevance and efficiency of work. The SCO has gone through a long period of development, which, at different stages, corresponded to an increase in international threats. The increase in the number of terrorist groups in Central Asia, as well as the growing diversity of their activities, is pushing the member states to wards closer integration and the development of a uniform regulatory fra mework to overcome extremist manifestations. Undoubtedly, the SCO is at the forefront of the struggle against in ternational terrorism, so building sustainable communication mecha nisms between the member countries of this organization on such an im portant issue does not lose its relevance. The SCO’s experience in coun tering terrorism can also be useful for other international structures, since it includes many approaches and situations that had to be overcome, and therefore is now considered one of the most advanced in the world. Of course, much of this experience is due to the actions of the most influen tial members of the organization — China and Russia, but the countries of Central Asia have also made a tangible contribution. The SCO strives for impartiality and real results in its activities, as well as for the formation of new, more successful ways to counter terro rism. Given the fact that the organization is transregional, the member states of the organization perceive the directions of the organization's de velopment in different ways and influence its development to varying de grees. Accordingly, states such as China and Russia see the development of the organization in different directions, which can hinder the develop ment of this structure.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ В РАМКАХ РАБОТЫ ШОС»

DOI: 10.48647/IFES.2021.76.64.006

М.В. Кулага

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ В РАМКАХ РАБОТЫ ШОС

Аннотация. Шанхайская организация сотрудничества является одной из базовых структур для обеспечения безопасности на постсоветском пространстве и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Формирование организации и механизмы ее работы разрабатывались в соответствии с вызовами внешней среды, что обеспечивало их актуальность и эффективность работы. ШОС прошла длительный период развития, который, на разных этапах, соответствовал росту международных угроз. Увеличение количества террористических группировок на территории Центральной Азии, а также рост разнообразия их деятельности подталкивает государства-членов к более тесной интеграции и разработки единообразной нормативной базы для преодоления экстремистских проявлений.

Несомненно, ШОС находится на переднем крае борьбы с международным терроризмом, поэтому выстраивание устойчивых механизмов коммуникации между странами-членами этой организации по столь важному вопросу не теряет актуальности. Опыт ШОС по противодействию терроризму может оказаться полезным и для других международных структур, поскольку включает в себя множество подходов и ситуаций, которые необходимо было преодолевать, и потому считается одним из самых передовых в мире. Конечно, во

многом такой опыт обусловлен действиями наиболее влиятельных членов организации — Китая и России, однако страны Центральной Азии также внесли свой ощутимый вклад.

ШОС стремится к непредвзятости и реальным результатам в своей деятельности, а также к формированию новых, более успешных способов противодействию терроризма. Учитывая факт транс-региональности организации, государства-члены организации по-разному воспринимают направления развитии организации и в различной степени влияют на ее развитие. Соответственно, такие государства как Китай и Россия видят развитие организации в разных направлениях, что может сдерживать развитие данной структуры.

Ключевые слова: ШОС, терроризм, исламский радикализм, Центральная Азия, Китай, Россия.

Автор: Кулага Максим Вадимович, студент второго курса магистратуры исторического факультета специальности Международные отношения, ГОУ ВПО Донецкий национальный университет. E-mail: maks.kulaga.97@mail.ru.

Kulaga M.V.

Countering terrorism within the framework of the SCO

Abstract. The Shanghai Cooperation Organization is one of the basic structures for ensuring security in the post-Soviet space and in the Asia-Pacific region. The formation of the organization and the mechanisms of its work were developed in accordance with the challenges of the external environment, which ensured their relevance and efficiency of work. The SCO has gone through a long period of development, which, at different stages, corresponded to an increase in international threats. The increase in the number of terrorist groups in Central Asia, as well as the growing diversity of their activities, is pushing the member states towards closer integration and the development of a uniform regulatory framework to overcome extremist manifestations.

Undoubtedly, the SCO is at the forefront of the struggle against international terrorism, so building sustainable communication mechanisms between the member countries of this organization on such an important issue does not lose its relevance. The SCO's experience in countering terrorism can also be useful for other international structures, since it includes many approaches and situations that had to be overcome, and therefore is now considered one of the most advanced in the world. Of

course, much of this experience is due to the actions of the most influential members of the organization — China and Russia, but the countries of Central Asia have also made a tangible contribution.

The SCO strives for impartiality and real results in its activities, as well as for the formation of new, more successful ways to counter terrorism. Given the fact that the organization is trans-regional, the member states of the organization perceive the directions of the organization's development in different ways and influence its development to varying degrees. Accordingly, states such as China and Russia see the development of the organization in different directions, which can hinder the development of this structure.

Keywords: SCO, terrorism, islamic radicalism, Central Asia, China, Russia.

Author: Maksim V. KULAGA, second year student of master's degree of the Faculty of History, Faculty of International Relations, Donetsk National University (е-mail: maks.kulaga.97@mail.ru).

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является одной из наиболее динамично развивающихся международных структур безопасности в настоящее время. Одной из ее важнейших целей является противодействие терроризму и экстремизму на территории стран-членов. В эпоху повышенной террористической опасности, связанной с повышением религиозной, этнической и социальной радикализации, объединенные усилия евразийских государств является необходимым для того чтобы обеспечить стабильность и безопасность на континенте.

Прежде всего, следует отметить несколько этапов развития ШОС, которые задавали новые механизмы взаимодействия государств-участников, а также задавал основные векторы направления деятельности ШОС в целом [Iskakova, ss. 238—239]. В первую очередь следует говорить про период с 1996—2001 гг., до непосредственного создания организации. В этот период важным элементом разрядки государств Центральной Азии (ЦА), России и Китая являлось урегулирование территориальных споров. Следует отметить, что в этот период с инициативы Китая была создана «Шанхайская пятерка», которая должна была укреплять военное сотрудничество государств ЦА с КНР и Россией. Большую роль в популяризацию и ин-ституционализацию данного положения внес Н. Назарбаев, привле-

кая большие ресурсы к деятельности организации. Также в этот период начинает формироваться национальная законодательная база противодействия терроризму, например, закон «О противодействии экстремизму» и «О противодействии терроризму» от 13 июля 1999 г. в Казахстане, «О борьбе с терроризмом» от 2000 г. в Узбекистане и т. д. При этих положительных шагах необходимо понимать, что в результате передела государственных границ были частично нарушены естественноисторические этнические границы, что заложило основу для дальнейшего сепаратизма и терроризма.

Вторым важным этапом развития организации стало официальное объявление о создании полноценной структуры ШОС и принятия соответствующего устава в 2001 г. При этом, особенное внимание уделялось понятию экстремизм и терроризм, которые закреплялись в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Мотивацией для борьбы с терроризмом стал теракт 11 сентября в США, что явно обозначило борьбу всего мира против международного терроризма. Следует отметить, что в положениях, которые были заложены по противодействию терроризму в 2001 г. существует множество неточностей и недоговорок. В частности, не указывается область деятельности организации, не уточнялся и политический формат организации, лишь констатировался тот факт, что ШОС будет служить гарантом безопасности региона и препятствовать распространению терроризма. Механизм взаимодействия стран — участников ШОС ограничен сферой безопасности, экономикой, гуманитарной сферой и в соответствии с ее нормативными документами предусматривает неприменение силы или угрозы силой и исключает ведение военной деятельности [Nikitenko, ss. 30—32]. Важным шагом к непосредственной борьбе с терроризмом было создание Регионального антитеррористической структуры (РАТС) ШОС в 2002 г., которая была призвана координировать действия государств-членов по противодействию терроризму. Вместе с внедрением началась постоянная практика принятия трехлетнего плана деятельности организации, что положительно показало себя в дальнейшем. Кроме того, было налажено сообщение с Афганистаном, как одним из главных экспортеров террористов в ЦА и на институциональном уровне установлена борьба с «тремя золами»: терроризмом, экстремизмом и се-

паратизмом. Следует особенно отметить вопросы сепаратизма и экстремизмом, так как Китай активно использует данные положения в свою пользу. Так как в западном, Синцзьян-Уйгурском регионе, страны проживает большое количество мусульман, недовольных своим положением и стремящимся к большей автономии, то Китай часто прибегает к жестким мерам принуждения и использования силы в их отношении, при этом именно ссылаясь на положения Хартии ШОС, что делает его действия правомерными, с правовой точки зрения. Важно понимать, что в этот период деятельность организации была направленна именно на борьбу с непосредственными террористами, но не с его причинами. Это исправила «Концепция сотрудничества государств — членов ШОС по противодействию терроризму, экстремизму и сепаратизму» в 2005 г. В этой концепции описывается необходимость большей кооперации между странами в борьбе с основой терроризма, а не только с существующими проблемами. Предлагалось создание специального банка данных и единого розыскного реестра для отслеживания террористов в странах-участниках ШОС и большей систематизации, что было сделано в последующие года.

Важно также обратить внимание на основные группировки, которым противостоит ШОС сейчас. В первую очередь, это «Исламское государство», которое активно ведет пропаганду в странах ЦА, на западе Китая и южных регионах России. В частности, можно отметить большой поток вербовщиков и боевиков, которые идут с территории Афганистана. В этой связи, необходимо отметить особенное место Таджикистан, как «буферной зоны» ШОС от очагов распространения терроризма. Именно поэтому, это государство занимает особенное место во внешнеполитической повестке России. Необходимо отметить, что именно в Таджикистане располагается 201-я российская военная база, которая призвана помочь антитеррористическим структурам государства противодействовать террористам. Можно также отметить, что Россия проводит бесплатные тренинги для таджикских военных с целью обмена опытом, а также повышения степени кооперации. Кроме того, в 2017 г. Россия передала Таджикистану большую поставку военной техники, что способствовало укреплении сотрудничества в сфере безопасности [Страны ШОС...]. При этом, на территорию Таджикистана сущест-

вуют автономные террористические группы, такие как «Исламское движение Таджикистана», «Хизб-ут-Техрир» и др., что также создает достаточно опасную ситуацию в регионе. Особенно опасность представляет заявления многих террористических организаций о стремлении создать в ЦА «государство исламского халифата» shina, ss. 104—105].

Третий период развития организации — 2006—2009 гг. Этот период связан с активным развитием совместных военных учений. Например, в марте 2006 г. на территориях Киргизии, Таджикистана и Узбекистана было проведено совместное учение «Восток-Антитеррор — 2006». В 2008 г. на территории нашей страны — «Волгоград-Антитеррор — 2008». В этот период было сделано несколько важным координационных изменений. В первую очередь была отмечена роль нелегальной торговли международными террористическими организациями и необходимость борьбы с ней, так она позволяет террористам обеспечивать себя средствами и продолжать неправомерную борьбу. Источниками доходов «Исламского государства» является нелегальная торговля нефтью. На захваченных территориях боевики группировки «Исламское государство» объявили о введении в обращение собственной валюты — динара [«Исламское государство»...].

Дальнейшее сотрудничество в четвертый период развития (2010—2016 гг.) ШОС активно использовала для привлечения к себе новых членов, таких как Индия, Пакистан, а также включение Ирана, в качестве партнера по диалогу. Место Ирана в системе ШОС обозначалось, как стратегическое направление для профилактики экстремизма и дальнейшего разрешение конфессиональных проблем на основе диалога культур. Индия и Пакистан, в этом контексте, также должны были стать сдерживающим фактором, а также в целом ослабить напряженность в Азиатско-тихоокеанском регионе. Расширение ШОС, несмотря на появление при этом определенных проблем, безусловно, стратегически выгодно как для России, так и внешнеполитических амбиций самой Организации. Это укрепило бы международный авторитет и стратегическую жизнеспособность ШОС, вывело бы ее на новую геополитическую высоту. Вместе с тем даже при самом поверхностном взгляде совершенно очевидно, что эволюция «шестерки» станет для нее не только важнейшим рубежом

развития, но и серьезным внутренним вызовом. Речь идет об оперативном встраивании новых членов во все структуры Организации и обеспечении в новых условиях не только сохранения, но и повышения эффективности механизмов сотрудничества — от низовых до высших [Konarovskiy, ss. 154—159].

В 2017 г. в рамках ШОС была разработана и принята конвенция, посвященная исключительно борьбе с экстремизмом — Конвенция Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму. Данный Конвенция, с одной стороны, сохраняет преемственность двух нами проанализированных актов и вносит новые элементы в механизм противодействия экстремизму, с другой стороны, в частности, по сравнению с Конвенцией 2001 г. Конвенция 2017 г.: а) расширила понятие «экстремизм», под ним понимается «идеология и практика, направленные на разрешение политических, социальных, расовых, национальных и религиозных конфликтов путем насильственных и иных антиконституционных действий»; б) ввела новое понятие экстремистский акт: в него вошли деяния, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 статьи Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г.

Тем не менее, следует отметить, что принятие в состав Индии и Пакистана вызвало некоторые осложнения ведения антитеррористической политики. В большей степени это связано с тем, что отношения Индии и Пакистана длительный период времени были конфликтными и террористические группы активно пользуются этим положением для поднятия радикальных групп на теракты. Таким образом, становиться трудно урегулировать основные причины терроризма на этой территории и остается бороться непосредственно с террористическими ячейками. В этом контексте РАТС должно активно сотрудничать со спецслужбами обоих государств, но их взаимодействие до сих пор остается на низком уровне. С одной стороны, РАТС продолжает свою работу даже в период обострения отношений между государствами, с другой — ставит под сомнение репутацию ШОС, как гаранта мира в регионе. Сейчас параметры взаимодействия Индии, Пакистана и ШОС, в основном, регулируются через КНР, которая занимает особенное положение по данной проблеме [Kupriyanov А.]. Китай заинтересован в ослаблении Индии и

поддержания баланса сил с Исламабадом, что ведет к ситуации, когда необходимо принимать реальные действия для противостояния терроризма, с одной стороны, и реализации своей политической позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, с другой.

В последние годы также наблюдается явный рост активности исламских радикалов в Казахстане, который ранее считался в этом отношении значительно более безопасным государством, нежели Узбекистан или Таджикистан. Ответственность за террористические акты, которые были осуществлены на территории Казахстана, например, в 2012 г. теракты в некоторых городах взяла на себя исламистская организация «Солдаты Халифата». Как выяснилось в 2017 г., она была основана гражданином Таджикистана Д. Зналиевым вместе с двумя гражданами Казахстана на территории Пакистана в зоне свободных племен Северного Вазиристана. В начале 2017 г. Д. Зна-лиев был пойман на территории Афганистана и экстрадирован в Казахстан, где состоялось судебное разбирательство. По его итогам Д. Зналиев был признан виновным и приговорен к тюремному заключению сроком на 20 лет [В Казахстане вынесен...].

В 2020 г., в период мировой пандемии коронавируса, деятельность ШОС стала сильно ограниченной, но не прекратилась. Следует выделить участие Исполнительного комитета РАТС в виртуальной контртеррористической неделе, организованную на площадке ООН [Об участии делегации...]. В ее рамках исполнительный комитет отметил увеличивающееся число мигрантов, выехавших с территории стран — членов ШОС для участия в боевых действиях на территории Сирии и Ирака в качестве добровольцев на стороне «Исламского государства». В связи с этим, заместитель главы Исполнительного комитета РАТС, В.В. Борчук, подчеркнул важность международного сотрудничества в рамках противодействия терроризму. В частности, было озвучено желание более плотного сотрудничества с Интерполом, а также созданным в рамках ООН контртеррористическим управлением ООН для дальнейшего регулирования международной безопасности. Кроме того, была подчеркнута важность нераспространения биологического оружия и противодействия кибертерро-ризму, которые во время действия пандемии могут нанести особенно серьезный урон.

Подводя итог, необходимо отметить планомерное развитие понятий и подходов к противостоянию терроризму в рамках ШОС. Организация постепенно меняла модели поведения и расширяла область взаимодействия по проблемам терроризма. Внимание, уделяемое институциональной базе исследования, положительно сказывается на динамике развития организации, а также формировании международного статуса организации. В рамках противодействия терроризму ведутся не только непосредственные операции, но и разрабатывается перечень способов отслеживания террористов, с помощью баз данных, а также уменьшения их доходов и предотвращения предпосылок к распространению их влияния на общество в целом.

Библиографический список

В Казахстане вынесен приговор организатору группировки «Солдаты Халифата». URL: https://informburo.kz/novosti/organizatora-terroristicheskoy- gruppirovk i-soldaty-halifata-osudili-na-20-let-v-kazahstane.html (дата обращения: 25.10.2020).

Искакова Г.К. Взаимодействие и сотрудничество государств — членов ШОС в контексте региональной безопасности: уроки, вызовы и перспективы // Экономика региона. 2012. № 4. С. 237—243.

«Исламское государство» заявило о вводе в обращение собственной валюты. 31.08.2015. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/55e37f829a7947e7b5d81219 (дата обращения: 26.10.2020).

Кокошина З.А. Роль Шанхайской организации сотрудничества в противодействии терроризму и экстремизму на постсоветском пространстве // Вестник Московского университета. Международные отношения и мировая политика. 2017. Т. 9. № 4. С. 97—123.

Конаровский М.А. Россия — ШОС: некоторые элементы стратегии // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. Т. 11. № 4. С. 149—161.

Куприянов А. БРИКС, ШОС и терроризм в Кашмире. URL: https://russiancou ncil.ru/analytics-and-comments/analytics/briks-shos-i-terrorizm-v-kashmire/ (дата обращения: 21.10.2020).

Никитенко В.И. Евразийские векторы сотрудничества стран — участников Шанхайской организации сотрудничества по обеспечению международной и ре-

гиональной безопасности // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2018. № 1 (14). С. 25—34.

Об участии делегации Исполнительного комитета РАТС в виртуальной контртеррористической неделе Организации Объединенных Наций. URL: http:// ecrats.org/ru/news/7571 (дата обращения: 26.10.2020).

Страны ШОС находятся на передовом фланге противостояния международному терроризму. URL: http://www.infoshos.ru/ru/?idn=17786 (дата обращения: 25.10.2020).

References

V Kazakhstane vynesen prigovor organizatoru gruppirovki "Soldaty Khaliphata" [A Verdict has been Passed in Kazakhstan to the Organizer of the "Soldiers of the Caliphate" Group], Informburo.kz. 25.08.2017. URL: https://informburo.kz/novosti/ organizatora-terroristicheskoy-gruppirovki-soldaty-halifata-osudili-na-20-let-v-kazahs tane.html (accessed: 25.10.2020).

Iskakova, G.K.(2012). Vzaimodeistvie i sotrudnichestvo gosudarstv — chlenov SHOS v kontekste regional'noi bezopasnosti: uroki, vyzovy i perspektivy [Interaction and Cooperation of the SCO Member States in the Context of Regional Security: Lessons, Challenges and Prospects] // Ekonomika regiona, No. 4: 237—243.

"Islamskoe gosudarstvo" zayavilo o vvode v obraschenie sobstvennoi valyuty ["Islamic State" Announced the Introduction of its Own Currency], RBC. 31.08.2015. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/55e37f829a7947e7b5d81219 (accessed: 26.10.2020).

Kokoshina, Z.A. (2017). Rol' Shangkhaiskoi organizatsii sotrudnichestva v protivodeistvii terrorizmu i ekstremizmu na postsovetskom prostranstve [The role of the Shanghai Cooperation Organization in Countering Terrorism and Extremism in the Post-Soviet States] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Mezhdunarodnye otnosheniya i mirovayapolitika, V. 9, No. 4: 97—123.

Konarovskiy, M.A. (2016). Rossiya — SHOS: nekotorye elementy strategii [Russia — SCO: Some Elements of Strategy] // Vestnik mezhdunarodnykh organiz,atsii: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika, V. 11, No. 4: 149—161.

Kupriyanov, A. BRIKS, SHOS i terrorizm v Kashmire [BRICS, SCO and Terrorism in Kashmir], RIAC. 08.04.2019, URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-co mments/analytics/briks-shos-i- terrorizm-v-kashmire/ (accessed: 21.10.2020).

Nikitenko, V.I. (2018). Evraziiskie vektory sotrudnichestva stran — uchastnikov Shankhaiskoi organizatsii sotrudnichestva po obespecheniyu mezhdunarodnoi i regional'noi bezopasnosti [Eurasian Vectors of Cooperation of the Member Countries of

the Shanghai Cooperation Organization to Ensure International and Regional security] // Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo evraziiskikh gosudarstv: politika, economika, pravo, No. 1 (14): 25—34.

Ob uchastii delegatsii ispolnitel'nogo komiteta RATS v virtual'noi kontrter-roristicheskoi nedele Organizatsii Ob'edinennykh Natsii [On the Participation of the Delegation of the RATS Executive Committee in the Virtual Counter-Terrorism Week of the United Nations], Ecrats.org. URL: http://ecrats.org/ru/news/7571 (accessed: 26.10.2020).

Strany SHOS nakhodyatsya na peredovom flange protivostoyaniya mezhduna-rodnomu terrorizmu [The SCO Countries are on the Forefront of Confronting International Terrorism], Infoshos.ru. 18.01.2018, URL: http://www.mfos hos.ru/ru/ ?idn=17786 (accessed: 25.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.