136 РАЗДЕЛ IX. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Аннотация
В работе дается фактическое и событийное описание террористических актов во Франции, представлен анализ антитеррористических мер и описание нормативно-правовых документов, которые представляют собой основу внутригосударственной политики в рамках борьбы с терроризмом. В статье формулируются выводы и дается оценка относительно эффективности политики противодействия террористической деятельности во Франции за последнее десятилетие.
Ключевые слова: Франция, терроризм, антитеррористические меры, нормативно-правовые акты, теракты, события.
Автор
Зайцев Александр Ярославович
Студент магистратуры факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия)
За последнее время одной из актуальных тем международной повестки стало комплексное изучение и реформирование деятельности по противодействию терроризму: многие страны вынуждены пересматривать устаревшие и неэффективные меры для отражения данной угрозы. Особо эта тема стала обсуждаться на территории стран Западной Европы, где увеличение террористических актов ожидали меньше всего.
После участия ряда европейских стран в процессе мирного урегулирования конфликта в Сирийской Арабской Республике террористические акты на их территории участились. В число таких государств вошла и Франция.
За последние несколько десятилетий пятая Французская республика пережила две волны терроризма на религиозной почве. • Середина 1990-х — начало 2000-х — первая волна исламистского террора, где теракты были ответной реакцией на произраильскую поли-
тику Парижа, а также на поддержку в Алжире военного режима [12]. • 2014 — наше время — вторая волна исламистского террора, где теракты связаны с войной в Сирии и борьбой Франции с международным терроризмом.
Если говорить об антитеррористической деятельности правительства в начале 2000-х, то власти активно работали по предотвращению террористической деятельности. Так, количество произошедших, неудавшихся и предотвращенных терактов с 2007 по 2012 г. составило более 800, большая часть из которых осуществлялась по сепаратистским мотивам. Из них только около 10 готовились религиозными фанатиками-террористами1.
Начиная с 2012 г., количество леворадикальных и сепаратистских настроений, а соответственно, и терактов на
1 European Union: Terrorism Situation and Trend Report. 2007 — 2012. URL: https://www.europol. europa.eu/activities-services/main-reports/eu-terrorism-situation-and-trend-report.
этой почве, значительно сокращается, однако начинается развитие террористической деятельности на почве радикального исламизма (увеличение готовившихся терактов в Европе и количество арестованных по подозрению в совершении теракта подтверждаются данными полицейской службы Европейского союза1).
Если в период с 2012 по 2014 г. количество предполагаемых терактов на религиозную тему составило всего 5, то только на 2015 г. пришлось 17 террористических актов, готовившихся радикальными исламистами2.
В первую очередь такой скачок связан с двумя главными факторами: участием Франции в международной коалиции, которая в конце сентября 2014 г. начала военную интервенцию на территории Сирии с целью борьбы с терроризмом [8]; резким увеличением количества беженцев в страны Европейского союза.
Самый крупный террористический акт за всю историю Франции произошел 13 ноября 2015 г., когда волна взрывов и убийств граждан прокатилась по всему Парижу. В этот день погибло 130 человек, а в стране на два года был объявлен режим чрезвычайного положения [14].
Что касается миграционного фактора, то здесь следует привести статистические данные: если в 2013 г. количество беженцев составило около 600 тыс. человек, то в 2014 г. их количество уже достигло 780 тыс. [9].
Только во Франции в 2014 г. прошения о предоставлении убежища подали 80 тыс. человек, что на 20 тыс. больше, чем за год до этого, и это не считая нелегалов [10]. Большая часть беженцев,
1 European Union: Terrorism Situation and Trend Report. 2015. URL: https://www.europol.europa.eu/ activities-services/main-reports/european-union-terrorism-situation-and-trend-report-2015.
2 European Union: Terrorism Situation and Trend Report. 2016. URL: https://www.europol.europa.eu/ activities-services/main-reports/european-union-terrorism-situation-and-trend-report-te-sat-2016.
в основном, является представителями стран Ближнего Востока, где непосредственно распространены радикальные религиозные взгляды.
Динамика современной ситуации складывается следующим образом:
• 2016 — количество готовящихся терактов — 23, 5 из которых организовывались джихадистами. Количество беженцев за год составило 217 тыс. человек [5].
• 2017 — количество готовящихся терактов 54, 11 из которых готовились радикальными исламистами. Количество мигрантов составило 262 тыс. человек [5].
• 2018 — было предотвращено 6 терактов3, при этом в результате совершенных погибло более 20 человек [6]. В 2018 г. страна находилась на 30-м месте в рейтинге глобального индекса терроризма4. Только официальных заявлений на предоставление гражданства было подано 123 тыс., что на 22% больше, чем в 2017 г.5.
По мнению заместителя секретаря Совета Безопасности РФ В. Назарова, «...для терактов во Франции <...> характерны: масштабность и массовые человеческие жертвы, отсутствие конкретных требований террористов, отсутствие свидетельств об исполнителях и заказчиках, наличие обострения противоречий между различными системами ценностей, возрастание роли СМИ и Интернета в информационно-психологическом давлении и
3 Во Франции за 2018 г. удалось предотвратить шесть терактов. Swissinfo [Электронный ресурс] — URL: https://www.swissinFo.ch/rus/международ-ные-новости/во-франции-за-2018-год-удалось-предотвратить-шесть-терактов/44542252..
4 Глобальный индекс терроризма — 2018. Arzuw news [Электронный ресурс] — URL: https://arzuw.news/8747/globalnyy-indeks-terrorizma-2018.html.
5 Число заявок на предоставление убежища во Франции подскочило на 22% в 2018 г. Вести Экономика. [Электронный ресурс] — URL: https:// www.vestifinance.ru/articles/113338.
манипулировании общественным сознанием» [11].
После террористических актов на территории стран Западной Европы приоритетным направлением для правоохранительных органов стран — членов Европейского союза стало выявление причин и условий возникновения преступлений, а не только их предотвращение.
Как и во многих странах, власти Франции осуждают терроризм во всех его проявлениях, при этом любая террористическая идеология является нечеловеческой и никаким образом не связана с политикой. Здесь же стоит отметить, что, несмотря на непримиримую борьбу с радикальными преступниками, правительство страны пытается придерживаться и совмещать при этом соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
В 2017 г. в стране был принят закон «Об усилении внутренней безопасности и борьбы против терроризма», предполагающий упрощение процедуры проведения обысков, передачу данных об авиапассажирах в общую базу данных ЕС, возможность запрета на деятельность объектов религиозного культа, а также введение наказаний за агитацию и приобщение к террористической деятельности детей со стороны их родителей [1].
В опубликованной правительством в 2006 г. «Белой книге» представлена доктрина борьбы с международным терроризмом, дана характеристика самому явлению, а также идеологическому аспекту данного феномена. Даны понятия двум новым терминам: «политический терроризм» и «терроризм идеологический». «Терроризм политический является утилитарным: выбирает конкретные цели, берет на себя ответственность за их уничтожение, использует насилие в тактических целях. Терроризм идеологический отвергает существующее мироустройство, любую возможность диалога или устрашения. Его цель — он сам. Поэто-
му его разрушительный потенциал не имеет ограничений» [15].
В документе рассматриваются возможные сценарии терактов, показана история возникновения современного исламского международного терроризма, а также представлены инструменты предупреждения терактов:
• осуществление контроля за средствами связи;
• контроль за иностранными гражданами, прибывающими в страну;
• привлечение воинских частей для отражения террористической угрозы как внутри государства, так и за его пределами. Использование любых мер, в том числе применение ядерного оружия (носителями французского ядерного оружия являются четыре субмарины, способные нести в совокупности 384 ядерных боезаряда (по официальным данным, на вооружении Франции находятся 300 ядерных боезарядов), и авиация — не менее 54 самолетов — носителей ядерных ракет ASMP [4]);
• установление слежения за воздушным пространством и готовность к перехвату воздушных целей. Заключение двусторонних соглашений по воздушной безопасности [7].
В 1978 г. по инициативе президента Ж. д'Эстена была создана национальная система тревожного оповещения об уровне террористической угрозы «Vi-gipirate» [2]. Данная система постоянно обновлялась и в настоящий момент имеет пять уровней опасности: белый, желтый, оранжевый, красный, алый. Система предусматривает увеличение количества патрулей, вмешательство в частную жизнь общества, приведение в боевую готовность жандармерии и, в крайнем случае, армейских частей.
«Во Франции борьбой стерроризмом занимаются подразделения контрразведки (DST), службы внешней разведки (DGSE), национальной полиции, правовой полиции, жандармерии. В особых случаях подключаются подразделения министерства обороны» [13].
Направлением внутреннего охранного обеспечения заведует Совет внутренней безопасности, созданный в 2002 г. В его состав входят руководители военных и экономических ведомств, а руководит работой непосредственно президент страны. В компетенцию Совета входит разработка шагов по обеспечению безопасности внутри государства, а также координация правоохранительных и военных ведомств для наиболее эффективного осуществления охранительных функций государства.
«В структурный состав национальной полиции Франции входитдивизия по борьбе с терроризмом (D.N.A.T.), задачей которой является выявление и подавление террористической деятельности. D.N.A.T. координирует деятельность правовой полиции в части, касающейся выявления, локализации и задержания лиц, готовящихся совершить теракт на территории страны» [13].
Помимо внутриполитического осуществления борьбы с терроризмом, правительство Франции активно сотрудничает в данной сфере с другими государствами и международными организациями.
Конечно же, в первую очередь это работа в рамках межгосударственных правоохранительных организаций, таких как Interpol и Europol, деятельность которых направлена на координацию усилий отдельных стран и проведение единой политики в области борьбы с международной преступностью (в том числе и терроризмом).
Франция осуществляет двустороннее сотрудничество с другими государствами на различных уровнях, в том числе и на уровне министерства внутренних дел, спецслужб, антитеррористических комитетов, сотрудники которых делятся оперативной информацией, продолжает работать закон об экстрадиции.
Внутри Европейского союза вводятся также соответствующие меры, позво-
ляющие государствам-членам получать больше информации о гражданах: введение биометрических параметров при выдаче виз и, возможно, при выдаче национальных паспортов, идея создания общеевропейской визовой базы и т.д.
«Французская сторона делает акцент на необходимости отслеживать наиболее радикально настроенных из бывших солдат после их возвращения во Францию и другие страны, где они могут сформировать тыловые отряды и начать действовать» [13]. Также важным является мониторинг лиц, осужденных за терроризм.
Франция стремится создать единую систему «еврообороны». По словам президента Франции Э. Макрона, Европа обязана иметь силы быстрого реагирования, единый военный бюджет и общую военную доктрину [4].
Все эти меры должны способствовать развитию антитеррористической деятельности, проводимой всеми членами Европейского союза, однако увеличение постоянного контроля за населением может привести к диктатуре или образованию полицейского, тоталитарного государства: «...усиление контроля за пересечением границ и финансовыми трансакциями ведет к уничтожению ключевых ценностей самого Европейского союза» [7].
Нельзя забывать, что существуют также другие проблемы между государствами и различными ведомствами:
• предоставление помощи может косвенно нанести ущерб национальным интересам и собственной безопасности;
• государства, предоставляя информацию межправительственным антитеррористическим организациям, теряют часть собственного суверенитета, что также является веской причиной для отказа от сотрудничества;
• различия в работе спецслужб и военных ведомств;
• огромная роль бюрократии, которая тормозит процесс. В случае терро-
ристическои угрозы нужны опера- межгосударственных отношениях и
тивные данные и быстрота работы проводить более слаженную политику
правоохранительных органов. государственных ведомств. Согласно социологическим опросам Однако уже сеИчас виден прогресс
2016-2017 гг., «...большинство францу- в антитеррористической деятельности
зов не чувствуют себя в безопасности европейских государств: сегодня госу-
(60%) и сомневаются, что государство дарства Европы, в том числе и Франция,
защитит их от терроризма (52%), кото- находятся на стадии формирования
рый стал основным источником бес- собственной антитеррористической
покойства населения (25%), опередив деятельности, так как многие из них
безработицу (22%)» [4]. еще не сталкивались с таким количе-
Для решения такого рода проблем ством неблагонадежных граждан и с
требуется постоянная работа и упорный таким количеством жертв. Только тща-
труд: теракты должны предотвращать- тельная и слаженная работа позволит
ся на стадии организации, а свершив- достичь нужного результата, но при
шийся взрыв или убийство граждан этом нельзя забывать о рациональном
является своеобразным промахом и реалистичном взгляде на вещи и не
правоохранительных органов. В этом следует «перегибать палку» для до-
отношении ситуация оставляет же- стижения результата, так как это может
лать лучшего. Чтобы минимизировать привести к необратимым последствиям
случаи совершаемых преступлений, не только для правительства, но и для
нужно избавиться от стереотипов в всего общества.
Литература
1. AFP: парламент Франции одобрил законопроект о борьбе с терроризмом // ТАСС [Электронный ресурс]. — URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4657765.
2. Vigipirate cuadcopter drone project // MIYÖ VAN STENIS [Электронный ресурс]. — URL: http://miyovanstenis.com/blog/vigipirate-cuadcopter-drone-project/.
3. Бочарников И.В. Истоки и эволюция террора и терроризма в мировой политической практике // Международные отношения. — 2016. — № 2. — C. 130-138.
4. ЗуеваК.П., ТимофеевП.П. Франция перед актуальными вызовами внешней и внутренней безопасности (2017-2018 гг.) // Интеллектуальная Россия [Электронный ресурс]. — URL: http://www.intelros.ru/readroom/mezhdunarodnaya-zhizn/m10-2018/36859-Franciya-pered-aktualnymi-vyzovami-vneshney-i-vnutrenney-bezopasnosti-2017-2018-gg.html.
5. Кто и зачем приезжает во Францию: миграционная статистика за 2017 // RFI [Электронный ресурс]. — URL: http://ru.rfi.Fr/Frantsiya/20180118-kto-i-zachem-priezzhaet-vo-Frantsiyu-migratsionnaya-statistika-za-2017-god.
6. Крупнейшие теракты 2018 года // Голос Армении [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.golosarmenii.am/article/74557/krupnejshie-terakty-2018-goda.
7. ЛуповИ.Ф. Противодействие терроризму в условиях развитой демократии: анализ западноевропейского опыта // Автореферат дисс. докт. полит. наук. — СПб, 2009. — С. 28.
8. Международная коалиция во главе с США против «Исламского государства» // РИА Новости [Электронный ресурс] — URL: https://ria.ru/20151002/1295279757.html.
9. Миграционный кризис в Европе: причины, масштабы, перспективы // Zagranportal [Электронный ресурс]. — URL: https://zagranportal.ru/spravochnaya/emigraciya/migranty-v-evrope.html.
10. Миграционная статистика во Франции: 2015 год против Марин Ле Пен // RFI [Электронный ресурс]. — URL: http://ru.rFi.Fr/Frantsiya/20160116-migratsionnaya-statistika-vo-Frantsii-za-2015-god-protiv-marin-le-pen.
11. Назаров В.П. Трансформация международного терроризма // Проблемы национальной стратегии. — 2015. — № 1. — C. 113-128.
12. Нестерова Ю. Террористические сети во Франции // Космополис. — 2007. — № 1 (17) [Электронный ресурс]. — URL: https://polit.ru/article/2007/07/02/netesova/.
13. Смирнова О.А., ПомазанА.С. Французский опыт противодействия терроризму // Вестник НГУ им. Н.И. Лобачевского. — 2010. — № 1. — С. 270-273.
14. Теракты в Париже 13 ноября 2015 года // РИА Новости. — [Электронный ресурс]. — URL: https://ria.ru/20161113/1481185385.html.
15. Франция впервые приняла доктрину борьбы против терроризма // Институт стран Ближнего Востока. — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.iimes.ru/?p=5071.