Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РОССИИ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ДАВЛЕНИЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РОССИИ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ДАВЛЕНИЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CАНКЦИИ / ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / ЭКОНОМИКА / РОССИЙСКИЙ РЫНОК / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИЗОЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хавень Тимофей Сергеевич

В статье рассматривается влияние санкций на экономическую систему Российской Федерации, оценивается нанесённый ущерб и принятые меры по преодолению санкционного давления. На основе проанализированных данных выявляются сильные и слабые стороны противостояния недружественным государствам, выводятся потенциальные меры, которые смогли бы помочь преодолеть кризис, оценивается деятельность государственного аппарата в сфере защиты российского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA'S RESISTANCE TO ECONOMIC PRESSURE IN MODERN CONDITIONS

The article examines the impact of sanctions on the economic system of the Russian Federation, assesses the damage caused and the measures taken to overcome the sanctions pressure. Based on the analyzed data, the strengths and weaknesses of the confrontation with unfriendly states are identified, potential measures that could help overcome the crisis are deduced, and the activities of the state apparatus in the field of protecting the Russian market are evaluated.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РОССИИ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ДАВЛЕНИЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Противодействие России экономическому давлению в современных условиях Russia's resistance to economic pressure in modern conditions

Хавень Тимофей Сергеевич

Студент 1 курса Факультет Институт права Самарский государственный экономический университет 443090, Самара, ул. Советской Армии, 141 e-mail: timofeykhaven@gmail. com

Khaven Timofey Sergeevich

Student 1 term Faculty of Institute of Law Samara State University of Economics 141 Sovetskaya Armiya str., Samara, 443090 e-mail: timofeykhaven@gmail.com

Научный руководитель Мухамбеталиева Ольга Рамилевна

Преподаватель

Самарский государственный экономический университет 443090, Самара, ул. Советской Армии, 141 e-mail: mukhambetalievao.r@sseu.ru

Scientific adviser Mukhambetalieva Olga Ramilevna

Lecturer

Samara State University of Economics 141 Sovetskaya Armiya str., Samara, 443090 e-mail: mukhambetalievao.r@sseu.ru

Аннотация.

В статье рассматривается влияние санкций на экономическую систему Российской Федерации, оценивается нанесённый ущерб и принятые меры по преодолению санкционного давления. На основе проанализированных данных выявляются сильные и слабые стороны противостояния недружественным государствам, выводятся потенциальные меры, которые смогли бы помочь преодолеть кризис, оценивается деятельность государственного аппарата в сфере защиты российского рынка.

Annotation.

The article examines the impact of sanctions on the economic system of the Russian Federation, assesses the damage caused and the measures taken to overcome the sanctions pressure. Based on the analyzed data, the strengths and weaknesses of the confrontation with unfriendly states are identified, potential measures that could help overcome the crisis are deduced, and the activities of the state apparatus in the field of protecting the Russian market are evaluated.

Ключевые слова: Cанкции, ограничительные меры, экономика, российский рынок, противодействие изоляции.

Key words: Sanctions, restrictive measures, economy, Russian market, countering isolation.

Актуальность темы: данная тема на сегодняшний день является одной из основных и наиболее актуальных для экономической системы Российской Федерации. От экономической стабильности, которая находится в подвешанном состоянии из-за налагаемых на неё санкций и ограничений, зависит будущее Российской Федерации, перспектива её существования и дальнейшего положения на мировой арене, а так же благосостояния и богатства её граждан. Именно поэтому крайне необходимо эффективно противостоять давлению со стороны недружественных государств, которые своей деятельностью пытаются навязать России, путём экономических рычагов принуждения, наиболее благоприятные для себя условия по её капитуляции.

Начать стоит с определения того, с помощью каких регуляторов недружественные страны оказывают на экономику Российской Федерации давление. Пожалуй, одним из основных регуляторов данного воздействия является мера принуждения. Санкции — ограничительные меры политического и экономического характера, вводимые как международными организациями, так и отдельными государствами в отношении политических деятелей, отдельных экономических субъектов, а так же экономической системы Российской Федерации в целом [1]. Данный регулятор направлен на изолирование экономики, подрыв логистических путей сообщения и закрытие отдельных компаний, которые, в условиях тотальной нехватки капитала и ресурсов, начали бы стремительно останавливать производство и разоряться. Данный метод рассчитан на бесконтактное изнурение и ослабление российской экономической системы, её дальнейшее выдвижение ультимативных требований по капитуляции [2]. Глава VII устава ООН устанавливается возможность Совета безопасности решать, какие меры, не связанные с использованием вооружённых сил, могут применяться для осуществления решений, Организация имеет право требовать от членов ООН осуществления этих мер. Так, 41 статья той же главы уточняет, что эти меры могут включать в себя полный или частичный перерыв экономических отношений, морских, воздушных, железнодорожных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений [3].

В первые недели после признания независимости Луганской и Донецкой народных республик вводимые ограничительные меры представлялись как огромная угроза для российской экономической системы. Министр экономики Максим Решетников по прошествии пары месяцев в своём письме Геннадию Зюганову так оценивал ущерб, нанесённый введёнными санкциями: «Непосредственно запреты и иные количественные ограничения затрагивают порядка 20% российского экспорта. Основная проблема с осуществлением поставок лежит в плоскости ограничений на перевозки и платежи». Нельзя сказать, что прогнозы носили ярко выраженный пессимистический характер. В целом, несмотря на ожидания худшего, российские и зарубежные экономисты положительно оценили противодействие давлению в краткосрочном периоде, отмечая, что санкции смогут стать проблемой для экономической системы лишь в отдалённой перспективе. Так, германский учёный Янис Клуге считает, что последствия санкций для российской экономики и, в частности, военной промышленности весьма серьёзные. Он выдвинул предположение, что на время Россия останется дееспособной за счёт принятых мер по поддержке экономики, но они будут лишь истощать бюджет страны, что пока санкции нанесли урон лишь отдельным, уязвимым местам экономики, но в будущем они начнут сказываться на всё больших её секторах. По официальным данным «Федеральной службы государственной статистики», рост ВВП к предыдущему году в процентном соотношении снизился на 2.1%, что намного меньше того, что обещали пессимистичные прогнозы экспертов. Так, к примеру, во время пандемии «Соу1^19», в 2020 году, темп роста ВВП снизился на 2.7% [4].

Как мы можем увидеть, рассматривая данный график, ВВП, действительно, не только не стал отрицательным относительно базового года, но и, напротив, не подтвердив опасения экспертов, снизившись всего на 2.7% относительно предыдущего года. Несомненно, это заслуга Центрального Банка и смежных структур, предотвративших обвал рубля.

Перейдём к непосредственной оценке нанесённого экономике Российской Федерации ущерба. В общем, применяемые ограничительные меры можно разделить на несколько больших групп:

1. Санкции, воздействующие на финансовый рынок.

2. Санкции, затрудняющие логистические пути сообщения.

3. Санкции, прерывающие дипломатические отношения, приостанавливающие действие и выдачу виз.

4. Санкции, усложняющие или приостанавливающие экспорт и импорт.

5. Персонифицированные ограничительные меры для российских предпринимателей, государственных служащих и чиновников.

Как мы видим, спектр, затрагиваемый налагаемыми санкциями чрезвычайно широк. Как было отмечено ранее, данные меры направлены на подавление экономической системы Российской Федерации. По мнению недружественных государств, вводимые санкции со временем ослабят Россию и принудят её к ведению переговоров.

Под санкции, которые повлияют на расчеты с клиентами, попали российские банки - ПАО ВТБ, АО Новикомбанк, ПАО Совкомбанк, ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие», ПАО Промсвязьбанк. Данные банки включены в черный список SDN. Также данные банки отключили от SWIFT [6]. Отключение от системы SWIFT в значительной мере затрудняет взаимодействие с внешнеэкономическими агентами, импорт облагается дополнительными комиссиями, связанными с необходимостью находить менее выгодные способы исполнения платежей по поставкам, а сами сроки этих поставок в значительной мере увеличиваются. Российский рубль в таких условиях значительно ослаб, на пике достигая рекордное значение - 158 рублей за 1 доллар США. Стабилизировать его удалось лишь после заявления о продолжения поставок газа в недружественные страны.

Одна из основных проблем социально-экономического характера, связанных с санкционным воздействием — это безработица, вызванная с уходом с российского рынка товаров и услуг иностранных фирм и компаний: LG Electronics, General Motors, CMA CGM, UPS, Asus, а так же множества других [7]. Служащие данных компаний были сокращены на фоне введения ограничительных мер, что негативно сказалось как на гражданах Российской Федерации, так и на экономической системе в целом. Уменьшились налоговые

поступления, усилилась социальная дифференциация, упал уровень жизни, выросло количество протестных настроений.

Если в 2021 году на долю недружественных государств приходилось 56% российского экспорта, то в реалиях нынешнего времени часть этого экспорта вынуждена будет быть реализована частично на внутреннем рынке, а частично в неприсоединившихся к санкциям экономиках. Большая часть таких поставок, разумеется, придётся на Китай. Тем не менее, стоит отметить, что данное переориентирование, несомненно, скажется на стоимости товара и, впоследствии, обернётся дополнительными издержками для российских поставщиков. Объективно оценить статистические данные по экспортируемой и импортируемой продукции на данный момент не представляется возможным. Ответственные за то структуры — Росстат и Центробанк, в целях защитного противодействия и предупреждения манипуляций статистикой, не разглашают сведения по данным за 2022 год.

После небольшой оценки сложившейся на российском рынке ситуации перейдём к непосредственным мерам противодействия экономическому давлению недружественных государств. Одной из таких мер является введение ответных санкций. Так, например, в рамках их реализации указом президента от 31 марта 2022 года «О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа» введшие против Российской Федерации страны будут обязаны оплачивать газ рублями [8]. «Перевод расчетов за газ в национальной валюте России позволит российской топливной отрасли рассчитывать на бесперебойное поступление экспортной выручки, а федеральному бюджету — на стабильные налоговые платежи», — говорится в сообщении Министерства финансов России. Помимо этого, данная мера будет способствовать повышению роли рубля в международных расчетах, полагает Минфин.

Сдержать последствия эмбарго помог параллельный импорт [9]. Постановление правительства от 29 марта 2022 года легализовало его. В условиях внешних ограничений принятое решение поможет обеспечить внутренний рынок востребованными товарами и позволит стабилизировать цены на них. Проблема экспорта, как было отмечено ранее, решается переориентированием рынка. В первую очередь, как это ни странно, в условиях санкционного давления, появилась возможность часть нереализованного в Европе продукта задействовать на внутреннем рынке. Благодаря этому, российские компании смогут провести модернизацию производства, что в дальнейшей перспективе поспособствует создание конкурентоспособных на международной арене товаров от отечественных производителей. Другая часть нереализованного экспорта будет перенаправлена на ранее незадействованные рынки Китая, Индии, стран ближнего востока и Африки.

К мерам противодействия так же можно отнести и политику по улучшению отечественных информационных технологий. Так, на фоне изолирования Российской Федерации от «благ западного мира», президент своим указом «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» внёс значительный вклад в развитие 1Т-технологий, который в будущем, несомненно, поспособствует сокращению отставания по соответствующим направлениям от передовых европейских держав [10]. В рамках указа будут выделяться гранты на реализацию «перспективных разработок отечественных решений в области информационных технологий», а так же финансовые средства для осуществления деятельности в области информационных технологий и улучшения жилищных условий работников этих организаций, обеспечения повышения уровня их заработной платы. Что немаловажно, подпадающие под условия организации, помимо прочего, освобождаются от налогового и валютного государственного контроля на срок до трёх лет. Подобные меры, потенциально, станут мощным рывком, который выведет отрасль на совершенно новый уровень. По данным главы Минцифры РФ Максута Шадаева, налоговый сбор в 2021 году с 1Т-компаний составил более 87 млрд рублей. В сложившейся ситуации эти средства могут быть реализованы в рамках развития информационных технологий, повышения квалификации кадров и расширения сферы деятельности

отечественных 1Т-специалистов. «Важно не допустить снижения темпов развития 1Т-отрасли в нашей стране даже в условиях санкционных ограничений. Нужно обеспечить устойчивое и бесперебойное функционирование информационной инфраструктуры. И конечно, сохранить кадровый потенциал», — подчеркнул председатель правительства Михаил Мишустин.

Если говорить о направлении финансового регулирования, то первостепенно следует отметить ряд постановлений, которые при содействии «Фонда национального благосостояния» позволяют докапитализировать «Российские железные дороги» [11], а так же ряд авиакомпаний-перевозчиков. Помимо этого, в региональные фонды развития промышленности будут направлены дополнительные капиталы за счёт федеральных средств из резервного фонда Правительства. В целом, несмотря на всяческие попытки недружественных государств максимально заморозить имеющиеся в распоряжении РФ капиталы и активы, благодаря грамотной финансовой политике удалось задействовать множество внутренних резервов, которые были перенаправлены на льготное содержание ключевой логистической инфраструктуры РФ, без которой поддержание здоровой жизнедеятельности экономики представляется едва ли возможной.

Помимо перечисленных мер, правительство утвердило проект, позволяющий более 80-ти видам деятельности получить отсрочку от уплаты страховых взносов, высвобожденные средства будут направлены на текущие расходы: логистику, перестройку, расширение бизнеса, выплату заработной платы работникам [12].

Все эти меры носят ярко выраженный протекционистский характер. На фоне максимальной изоляции, Российская Федерация предприняла верное решение. Незадействованные ресурсы задействуются во внутреннем рынке, они перенаправляются на модернизацию и сокращение отставания по технологическому прогрессу от стран Запада. Переориентируясь на восточных партнёров, Россия не только предотвращает экономический кризис, но и обеспечивает дальнейшую независимость от экономик передовых европейских государств.

Если говорить о дипломатических и персонифицированных санкциях, то перспектива преодолеть их сейчас, пожалуй, не представляется возможной. 143 страны осудили специальную военную операцию в ООН [13], 47 из них включены в список недружественных государств, любое сообщение с ними закрыто. Свыше двухсот чиновников, экономистов, предпринимателей, военнослужащих подпали под санкции стран Евросоюза и США. Данные санкции ознаменуют полный запрет на въезд подпавших, на пользование какими-либо экономическими благами внутри данных государств. Их имущество оказалось изъято в пользу недружественных государств. Это огромная проблема, свидетельствующая пренебрежительному отношению к правам частной собственности и правам человека со стороны стран-агрессоров.

В завершении, после проделанной работы по сбору и анализу информации, мы выработали рекомендации по дальнейшему противостоянию санкционному воздействию на российскую экономику извне.

В основном опасность заключается в технологическом отставании и снижению темпов роста основных макроэкономических показателей. Российские экономисты, взаимодействуя с правительством и прочими государственными структурами, стараются предотвратить назревающие трудности поддержкой отечественных производителей, а так же выделением дополнительные средств для развития 1Т-технологий. Необходимо усилить меры, поддерживающие данную сферу, так мы сможем снизить отставание от передовых государств в долгосрочной перспективе.

Вместе с тем, сделаны серьёзные шаги по преодолению эмбарго, однако, я думаю, что российская экономика и российские граждане нуждаются в куда большем спектре товаров и услуг, которые не подпадают под статус «первая необходимость». Это позволит в меньшей степени ощущать гнёт из-за вводимых ограничительных санкций, данное решение позволит покрыть куда более большую область нужд российских домохозяйств и предприятий.

По нашему мнению, меры противодействия должны носить не только протекционисткский характер, необходимо противопоставить нечто более серьёзное, что-то, что угрожает стабильности экономик недружественных государств. К примеру, очень серьёзной проблемой для США станет запрет на ввоз зерна. Было подсчитано, что Российская Федерация по экспорту зерна в 2021 году занимала 18% от мировых поставок. В Европе же очень остро стоит вопрос энергетики, Европа находится в прямой зависимости от наших нефти и газа. На западноевропейский рынок приходится основной объем российских поставок. В 2020 г. «Газпром экспорт» поставил на рынки стран региона 135,75 млрд. куб. м газа [14]. Крупнейшими импортерами являются Германия, Италия, Австрия, Турция и Франция. Снижения объёма поставок грозит огромным энергетическим кризисом для стран Западной Европы. Подобное решение станет эффективной контрмерой, которая сможет подвести недружественные государства к переговорам по снятию или послаблению санкционных мер. Конечно, это скажется и на экономике Российской Федерации, но при осуществлении переориентирования рынка, есть основания полагать, что европейская экономика придёт к кризисному состоянию раньше.

Список используемой литературы:

1. Жданов Ю.Н. Принудительные меры в международном праве: Доктор юридических наук. - Москва, 1999. - 258 с.

2. Айдиев Э.А. САНКЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ // ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. - 2022. - 140. - 40-44.

3. Устав ООН. // Официальное издание ООН. - Нью-Йорк, 1998.

4. Динамика валового внутреннего продукта по подсчётам Росстата за период с 2016 по 2022 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://showdata.gks.ru/report/280029 (дата обращения 02.05.2023).

5. Статья Интерфакс от 20.02.2023 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/887045 (дата обращения 29.04.2023).

6. Статья banki.ru от 26.02.2023 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10965728 (дата обращения 29.04.2023).

7. Баширина Е.Н., Рахимов Д.Р. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. - 76. - 169-172 с.

8. Указ Президента РФ от 31.03.2022 N 172 (ред. от 30.12.2022) «О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа».

9. Постановление правительства РФ от 29 марта 2022 Г. N 506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы».

10. Указ Президента РФ от 02.03.2022 N 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации».

11. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2022 г. N 602 «О приобретении за счет средств Фонда национального благосостояния привилегированных именных акций открытого акционерного общества "Российские железные дороги».

12. Постановление Правительства РФ от 17 января 2023 г. № 28 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2022 г. N 776»

13. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН ES-11/4.

14. Статистика поставок Газпром экспорт за 2020 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://gazpromexport.ru/statistics (дата обращения 30.04.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.