Научная статья на тему 'Противодействие распространению идеологии терроризма: духовное оздоровление общества как источник национальной безопасности'

Противодействие распространению идеологии терроризма: духовное оздоровление общества как источник национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
234
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ТЕРРОРИЗМ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / IDEOLOGY / TERRORISM / SPIRITUAL VALUES / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Куропаткин С.А.

Анализируются проблемы противодействия идеологии терроризма. Феномен терроризма как идеология насилия подвергается философскому осмыслению. Особое внимание уделено духовным факторам в обеспечении национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Counteraction to the Spread of the Ideology of Terrorism: Spiritual Recovery of Society as a Source of National Security

Problems of countering the ideology of terrorism are analyzed. The phenomenon of “terrorism” as the ideology of violence undergoes philosophical reflection. The author pays special attention to spiritual factors in ensuring national security.

Текст научной работы на тему «Противодействие распространению идеологии терроризма: духовное оздоровление общества как источник национальной безопасности»

УДК 327 ББК 66.4(0)

DOI 10.22394/1682-2358-2018-1-136-142

S.A. Kuropatkin, Candidate of Sciences (Philosophy), teacher of professional pedagogical college, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov

COUNTERACTION TO THE SPREAD OF THE IDEOLOGY OF TERRORISM: SPIRITUAL RECOVERY OF SOCIETY AS A SOURCE OF NATIONAL SECURITY

Problems of countering the ideology of terrorism are analyzed. The phenomenon of "terrorism" as the ideology of violence undergoes philosophical reflection. The author pays special attention to spiritual factors in ensuring national security.

Key words and word-combinations: ideology, terrorism, spiritual values, national security.

С.А. Куропаткин, кандидат философских наук, преподаватель профессионально-педагогического колледжа Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. (email s.a.kuropatkin@bhm)

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА: ДУХОВНОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА КАК ИСТОЧНИК НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. Анализируются проблемы противодействия идеологии терроризма. Феномен терроризма как идеология насилия подвергается философскому осмыслению. Особое внимание уделено духовным факторам в обеспечении национальной безопасности.

Ключевые слова и словосочетания: идеология, терроризм, духовные ценности, национальная безопасность.

И

1.деология насилия поражает новых последователей и приносит колоссальный ущерб стабильности и благополучию всего мирового сообщества. Лидеры террористических организаций, прикрываясь высокими идеалами и добродетелями, искажают общечеловеческие ценности, оправдывая радикальные методы борьбы со своими оппонентами.

Термин «идеология» (от греч. КеоХо^а) означает учение об идеях. Впервые «идеология» как термин был использован в конце

136

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 1

XVIII в. А. Дестютом де Траси для обозначения учения об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта [1]. К. Маркс в своей теории общественного развития определял идеологию как надстройку, которая детерминирована способом материального производства и составляет концептуальную основу классовой борьбы. С победой одного класса над другим идеология победителей обретает монополию в общественном сознании. При этом идеология в своем гносеологическом измерении мыслится автором как своего рода иллюзия [2, с. 15].

Позиция К. Маркса по отношению к природе идеологии во многом спровоцировала появление теорий, интерпретирующих идеологию исключительным образом с отрицательных сторон. В конце ХХ в. стали популярными теории о том, что любая идеология отрицательным образом влияет на развитие науки, человека и общества. Вместе с тем историческая практика свидетельствует о невозможности социального прогресса без понимания конкретного направления развития, разделяемого на уровне общественного сознания. В истории России идеология всегда выступала фундаментом социального прогресса. В досоветский период идеологической и культурной основой развития страны служили идеалы православия, в советский период — коммунистические идеалы. Сегодня ведутся поиски национальной идеи, научная и политическая элиты заинтересованы в определении векторов дальнейшего развития государства.

На сугубо теоретическом уровне понятие «идеология» в большинстве случаев употребляется исключительно для обобщенного представления об идейно-теоретических и практических взглядах движущих сил общества (социальные группы, политические партии, религиозные объединения и.т.д.). Нередко отмечаются попытки классифицировать рассматриваемый феномен, при этом выделяют различные типы идеологий: политические (консерватизм, либерализм), религиозные (православие, католицизм, ислам), гендерные (феминизм). Такие подходы дают более широкое представление о феномене идеологии, хотя и обходят стороной сущностные характеристики этого явления. Несмотря на все существующие противоречия, идеология выступает неотъемлемым теоретическим атрибутом описания социальной действительности.

Одним из деструктивных проявлений социальной реальности выступает угроза терроризма. Терроризм в соответствии с определением Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» [3] определяется как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Все террористические идеологии объединяет стремление идеализировать антигуманные методы отстаивания своих интересов, создание искусственных кумиров и образцов для подражания, пропаганда догматической формы мышления, искажение норм этики и морали, нетерпимость к инакомыслию, конструирование образа «врага». Сам образ «врага» (конкретной личности, социальной группы, нации, государства, государственного строя) является неотъемлемой частью террористической идеологии. «Враг» прямо или косвенно становится

Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 1 13 7

причиной всех негативных явлений социума, против которых якобы направлена деятельность террористического сообщества.

Многообразие террористических идеологий можно условно разделить на религиозную, националистическую и политическую. Религиозная террористическая идеология основывается на идее превосходства какого-либо религиозного культа, объединяет вокруг себя религиозных фанатиков-единоверцев, проповедуя необходимость борьбы с использованием радикальных методов против представителей других религий и инакомыслящих единоверцев. При этом определение «религиозный» при описании феномена «терроризм» является более чем условным. Основные принципы традиционного религиозного вероучения искажаются и интерпретируются в пользу террористической идеологии. Человек и человеческая жизнь не осознаются как основополагающие ценности. Идея спасения трактуется таким образом, что террорист, совершающий тяжкие грехи с точки зрения традиционных религий (самоубийство, убийство других людей) и общечеловеческих норм морали, признается праведником и богоугодным человеком. Такая подмена понятий подкрепляется вольным толкованием священных для конкретной религии текстов [4]. Как следствие, исполнителей самых тяжких преступлений террористической направленности героизируют, биографии этих преступников обрастают легендами и позиционируются как достойные образцы для подражания.

Следует отметить, что религиозный терроризм сегодня представляет собой наиболее опасную деструктивную идеологию. Извращенные религиозные догмы, опираясь на слепую веру носителей террористической идеологии, становятся теоретическим фундаментом социального хаоса [5]. Ярким представителем религиозной террористической идеологии является исламский радикализм. Самым известным, многочисленным и опасным движением подобного толка в настоящее время является «Исламское государство Ирака и Леванта». Преступники участвуют в боевых действиях против легитимных органов исполнительной власти государств Ближнего Востока, с особой жестокостью и цинизмом уничтожают мирных граждан и совершают террористические акты. Цель организации — создание теократического тоталитарного государства и борьба с любыми проявлениями инакомыслия.

Националистическая террористическая идеология основывается на тезисе о превосходстве одной нации над другими и (или) необходимости борьбы против существующего конституционного строя за независимость и создание собственного суверенного государства (при его отсутствии). Идеология объединяет вокруг себя радикально настроенных единомышленников и, как правило, представителей одной национальности или этнической группы. Радикальные и преступные акции признаются в качестве необходимых и приемлемых методов борьбы. Сознательно культивируется образ «врага», к которому причисляются представители других национальностей, органы исполнительной власти и силы правопорядка. «Враг» обвиняется в социально-экономических и политических проблемах нации, либо этнической группы.

В качестве примера можно привести преступный национал-социалистический режим А. Гитлера, создавшего теорию расового превосходства немцев над

^38 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 1

представителями других национальностей и развязавшего самую кровопролитную войну в истории человечества. Националистические идеи, претворяемые Гитлером в жизнь, привели к тому, что миллионы человек были убиты, покалечены, подвержены пыткам и унижениям.

Борьба за независимость с использованием террористических методов наблюдается в юго-западных регионах Франции и северных районах Испании, где основную этническую группу составляют баски. Исторически баски стремились к полной самостоятельности, а власти отказывали им в автономии. В Испании проживает около 2 млн басков, во Франции — 250 тыс. человек. Радикально настроенные баски стремятся отделиться от Испании и Франции, создать собственное государство, включающее все территории, населенные басками. Баски-сепаратисты объединились в организацию «Страна басков и свобода». Политическое крыло баскских террористов требует создания независимого баскского государства. Военная фракция организации «Страна басков и свобода» многие годы занимается террором против испанских государственных чиновников, полиции и армии. В испанских и французских тюрьмах находятся около 650 баскских террористов. Радикалы регулярно устраивают антиправительственные демонстрации, нападают на полицейских, приводят в действие самодельные взрывные устройства.

В Великобритании с помощью терактов пытается добиться независимости Северной Ирландии Ирландская республиканская армия. Борьба Северной Ирландии за свою независимость имеет многовековую историю.

Политическая террористическая идеология базируется на превосходстве какой-либо партии или иного объединения и необходимости использования радикальных противоправных методов борьбы со своими политическими оппонентами. Подобного рода идеологии нашли свое отражение в следующих террористических организациях: «Красные бригады» в Италии, «Объединенная красная армия» в Японии, «Аксьон директ» во Франции, «Группа Биадера — Майнкоф» и «Движение второго июня» в Германии.

Особого внимания заслуживают выделяемые зарубежными исследователями «одинокие», или индивидуалистические, террористические идеологии. Такие концепции базируются, как правило, на идее собственного личностного превосходства над другими согражданами и необходимости радикальных действий по отношению к последним. Идеи немецкого философа Ф. Ницше о сверхчеловеке и предостережения Ф. Достоевского, выраженные в его художественных произведениях «Бесы», «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы», находят воплощение в антигуманных индивидуалистических террористических идеологиях. Ярким примером такой идеологии выступает теория норвежского террориста Андерса Беринга Брэйвика. Выражая протест против нелегальной иммиграции в Норвегию, он с особой жестокостью расстрелял молодежный лагерь, а также совершил террористический акт в г. Осло. Индивидуалистические террористические идеологии, по мнению ряда исследователей, несут новые вызовы антитеррористической безопасности, поскольку носителей подобных идеологий практически невозможно своевременно выявить и предотвратить вынашиваемые ими преступные намерения [6].

Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 1 139

Исследователи сходятся во мнении, что одной из отличительных особенностей современного терроризма является стремление к уничтожению духовно-творческого потенциала нации, террористические акты совершаются в целях устрашения и деморализации населения [6]. Противодействие терроризму с этой точки зрения означает необходимость воспроизводства духовно-творческого потенциала нации посредством обращения к исконным социокультурным традициям. Воспитание населения с опорой на приоритет общечеловеческих ценностей и тезис о недопустимости применения насилия в качестве аргумента для разрешения политических, социально-экономических или межэтнических проблем позволит сформировать личность с развитой ценностно-смысловой сферой, способной противостоять вызовам террористической идеологии.

Российское государство со времени своего возникновения было многонациональным и поликонфессиональным. На протяжении российской истории вырабатывались и с успехом реализовывались принципы мирного и добрососедского существования представителей различных этно-религиозных культур. Российское государство сегодня носит светский характер, однако в силу исторической памяти и установившихся традиций духовное наследие выступает стабилизирующим фактором современной общественной жизни. Диалог традиционных религиозных мировоззрений и взаимное уважение представителей различных конфессий друг к другу стали основополагающими принципами российской действительности.

В 1990-е годы в российском обществе активизировался кризис духовности, отсутствие общегосударственной национальной идеи спровоцировало рост нетрадиционных религиозных культов, не имеющих ничего общего с ментальными особенностями и духовными традициями нашего народа. Следствием этого стало появление деструктивных идеологических смыслов. При отказе от исконных духовных традиций, свойственных определенному этносу, их место занимают другие, чуждые идеологические системы. Понимание этих закономерностей помогает субъектам, противостоящим идеологии терроризма, формировать устойчивое неприятие теории насилия в общественном сознании. В связи с этим духовные факторы обеспечения национальной безопасности приобретают новый смысл. В светских и духовных учебных заведениях страны практикуются учебные занятия с молодежью, направленные на развенчание мифов террористической идеологии. Духовными лидерами разъясняется подлинный смысл священных текстов, до верующих доводится установка на недопустимость применения насилия по отношению к другим людям вне зависимости от их национальности или вероисповедания. Государственными учреждениями и общественными организациями на регулярной основе проводятся массовые культурные мероприятия, направленные на усиление межконфессионального взаимопонимания и сотрудничества.

В условиях информационного общества главной площадкой идеологической борьбы становится глобальная информационно-телекоммуникационная сеть Интернет, поэтому работу, связанную с духовным оздоровлением общества, необходимо вести и в Интернете.

140

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 1

В целом сегодня выработаны различные комплексные подходы к проведению информационных мероприятий, направленных на развенчание идеологии терроризма, созданы законодательные барьеры для распространения информации террористической направленности, поощряются гражданские инициативы информационного противодействия терроризму. Условно существующие подходы делят на следующие составляющие: 1) мониторинг информационных ресурсов с целью выявления и последующего пресечения деятельности тех из них, которые проповедуют идеологию терроризма; 2) распространение информации, раскрывающей истинное лицо терроризма.

Первый подход, безусловно, важен, но на практике возникает ряд проблем. Так, существующая мобильная система регистрации и использования интернет-площадок (страницы в социальных сетях Facebook, Вконтакте и др.) позволяет быстро организовать процесс коммуникации и использовать информационное пространство для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм. Имеющиеся правовые и административные механизмы для блокирования подобных площадок требуют больших временных и трудоемких затрат. Специалисты свидетельствуют, что не всегда получается оперативно реагировать на появление интернет-ресурсов, осуществляющих пропаганду терроризма. Существуют и технические трудности блокировки сайтов, созданных за пределами Российской Федерации [7, с. 26—48].

Особую значимость в Интернете приобретает деятельность, направленная на противодействие (профилактику) терроризма, которая ориентирована в первую очередь на формирование в общественном сознании системы общечеловеческих ценностей. Не допускается спекуляция вокруг этих ценностей. По мнению зарубежных исследователей, развенчанию террористической идеологии способствуют не только навязчивые информационно-пропагандистские материалы, но и грамотная на терминологическом уровне подача информации при беспристрастном освещении событий вокруг преступлений, совершенных террористами [8].

Под грамотной подачей информации понимается недопустимость использования терминов, которые прямо или косвенно свидетельствуют о высоких моральных и нравственных императивах деятельности террористов. Вещи называются своими именами: преступник и террорист — это преступник и террорист, преследующий собственные корыстные цели или интересы преступного сообщества. Терроризм — логически противоречивая идеология, которая всегда апеллирует к высшим ценностям (свобода, независимость, правда) и не имеет ничего общего с ними. Провозглашая необходимость восстановления исторической справедливости, терроризм всегда выступает оппонентом исторически сложившимся религиозным и светским представлениям о нормах этики и морали.

Понимание того, что наряду с экономическими, политическими и социологическими факторами в обеспечении национальной безопасности немаловажную роль играют и духовные факторы, помогает противостоять террориз-

Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 1 141

му на идеологическом уровне. Идеология терроризма поражает общественное сознание только при условии, когда человек начинает утрачивать связь со своими исконными культурными традициями и духовными идеалами.

Государственная политика в области противодействия идеологии терроризма находит правильное понимание среди населения, в мероприятиях, связанных с осуждением деструктивных теорий, в которых принимает участие широкая общественность. Намеченные тенденции свидетельствуют об определенных успехах в консолидации общества в борьбе с глобальной угрозой XXI в.

Библиографический список

1. Тараси Д. Основы идеологии. Идеология в собственном смысле слова. М., 2013.

2. Зандкюлер Г.Й. Критика и позитивная наука. К эволюции марксовой теории // Историко-философский ежегодник, М., 1991.

3. О противодействии терроризму: Федер. закон от 6 марта 2006 r. № 35-Ф3 (в ред. от 6 июля 2016 г.) // Российская газета. 2016. 8 июля.

4. Мирновов В.В. Философское обоснование противодействия терроризму и экстремизму: выступление на II Всероссийской научно-практической конференции в МГУ имени М.В. Ломоносова, 13-14 октября 2010 г М., 2010.

5. Идеологическое противостояние этнорелигиозному терроризму в современной России / под ред. Е.В. Мочалова. Саранск, 2014.

6. Соснин В.А., Нестик Т.А. Современный терроризм: социально-психологический анализ. М., 2008.

7. Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской Федерации / под ред. В.В. Попова. М., 2013.

8. Forsberg T. The Ground without Foundation: Territory as a Social Construct // Geopolitics. 2003. Vol. 8:2. P. 7-24. URL: http: // www.mformaworld.com/smpp/title~content=t713635150

142

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.