Научная статья на тему 'Противодействие преступлениям в сфере спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов: межотраслевые и внутриотраслевые рассогласования'

Противодействие преступлениям в сфере спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов: межотраслевые и внутриотраслевые рассогласования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
805
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ЗАЩИТА / НОРМА / ЗАКОН / ПОДКУП / СПОРТ / КОНКУРС / КОЛЛИЗИИ / STUDIES OF LAW / CRIME / ACT / LAW / BRIBE / SPORTS COMPETITIONS / ENTERTAINMENT COMMERCIAL COMPETITIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анцыгин Алексей Валерьевич

В настоящей статье рассматриваются вопросы применения статьи 184 УК РФ в части ответственности за подкуп участников и организаторов спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, формулируется понятийный аппарат конкурсной деятельности, причины отсутствия правоприменительной практики, межотраслевых и внутрисистемных рассогласований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анцыгин Алексей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of offences in the sphere of sports competitions and commercial entertainment contests: inter-industry and intra-industry mismatch

This article discusses the application of article 184 of the criminal code of the Russian Federation on the responsibility for bribing the participants and organizers of sports competitions and commercial entertainment contests, formulated the conceptual apparatus of tender activities, reasons for the lack of law enforcement practice, intersectoral and intrasystem of discordance.

Текст научной работы на тему «Противодействие преступлениям в сфере спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов: межотраслевые и внутриотраслевые рассогласования»

Анцыгин А.В. Противодействие преступлениям в сфере спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов: межотраслевые и внутриотраслевые...

УДК 343.46

Анцыгин Алексей Валерьевич Antsygin Aleksey Valerievich

консультант

Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (603000, Нижний Новгород, пл. Горького, 6)

consultant

Interregional department Federal financial monitoring service in Volga federal district (6 Gorkiy square, Nizhny Novgorod, 603000)

E-mail: e-p-o@yandex.ru

Противодействие преступлениям в сфере спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов: межотраслевые и внутриотраслевые рассогласования

Prevention of offences in the sphere of sports competitions and commercial entertainment contests: inter-industry and intra-industry mismatch

В настоящей статье рассматриваются вопросы применения статьи 184 УК РФ в части ответственности за подкуп участников и организаторов спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, формулируется понятийный аппарат конкурсной деятельности, причины отсутствия правоприменительной практики, межотраслевых и внутрисистемных рассогласований.

Ключевые слова: юриспруденция, преступность, защита, норма, закон, подкуп, спорт, конкурс, коллизии.

This article discusses the application of article 184 of the criminal code of the Russian Federation on the responsibility for bribing the participants and organizers of sports competitions and commercial entertainment contests, formulated the conceptual apparatus of tender activities, reasons for the lack of law enforcement practice, inter-sectoral and intra-system of discordance.

Keywords: studies of law, crime, act, law, bribe, sports competitions, entertainment commercial competitions.

Развитие общества и усложнение уровней взаимодействия между его участниками ставит перед правотворческой деятельностью задачи по их регулированию для достижения целей развития государства. Формирование позитивных и недопущение негативных социальных явлений требует накопления значительного правового массива, применение которого на практике, как оказалось, не всегда возможно. К причинам низкой эффективности его регуляторного воздействия необходимо отнести нарушение системности юридико-технического построения; рассогласования; ошибки, допущенные в процессе конструирования норм права, их «наслоение» друг на друга. Как отмечает В.Ф. Яковлев, залог успешного правового массива — его системное взаимодействие и межотраслевая урегулированность. Только в этом случае наглядна и реальна эффективность права [1, с. 4—6]. Соглашаясь с высказанной мыслью, следует сделать некоторое уточнение: комплексность регулятивного воздействия будет реальностью в том случае, если не будет содержать противоречий в функционирующей системе, иными словами — слаженность ее элементов предопределяет эффективность работы механизма, а возникающие

коллизии вносят дисбаланс в его целостность. Поэтому эффективно действующая, содержательная и правильно построенная норма сравнивается профессором Д.А. Керимовым с научным открытием [2, с. 2]. Другими словами, отрицание требований юридической техники в правотворческой деятельности при лавинообразном росте правового массива создает условия для распространения коллизий, межотраслевых и межуровневых противоречий.

Еще в 2002 году Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному собранию обратил внимание на то, что в текстах законов часты взаимоисключающие дефинирования однородных понятий, а утвержденные тексты норм еще до официального опубликования многократно корректируются [3]. В этой связи понятно и логично особое внимание ученых к проблеме конструирования нормы, унификации и согласованности отраслей права. Результаты проведенных исследований позволили выработать ряд наиболее значимых требований, исполнение которых существенно повлияет на повышение эффективности правоприменения: упразднение разобщенного регулирования сходных общественных отношений [4, с. 85], укрупнение нормативных актов [5, с. 200], формирование единообразия норм [6,

с. 97]; компактность формы и упрощение возможности применения правовых актов [7, с. 16—17].

Формулирование проблемы. Несмотря на значительное количество работ и предпринятые усилия правоведов по гармонизации законодательства, практически все исследователи, посвятившие свои научные труды изучению структуры УК РФ, неоднократно делали выводы о том, что используемые приемы законодательной техники несовершенны и не достигают цели. Подтверждением высказанному служит статья 184 УК РФ, призванная охранять отношения, складывающиеся в сфере спорта и зрелищных коммерческих конкурсов.

Отметим, что норма об ответственности за подкуп в сфере спорта и коммерческих конкурсов введена в Уголовный кодекс только в 1997 году и за время ее действия к уголовной ответственности по данной статье не был привлечен ни один гражданин. В связи с отсутствием правоприменительной практики учеными ставился вопрос о действенности статьи 184 УК РФ. А.Э. Жалинский указывал, что несмотря на наличие достаточных данных о возможном наличии подкупа российским гражданином судей спортивного соревнования, норма о подкупе участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов практически не действует [8, с. 315—316]. На отсутствие судебной практики по делам об указанной разновидности подкупа обращала внимание и Н.А. Лопашенко, указывая, что на всей территории государства по статье 184 УК РФ возбуждалось всего четыре уголовных дела, при этом к ответственности никто не привлечен [9, с. 463]. За истекший период времени с момента вскрытия указанными учеными проблем квалификации деяний по статье 184 УК РФ ситуация не изменилась — согласно сведениям официальной статистики по указанной статье осужден никто не был [10].

В июле 2013 года изучаемая норма в связи с принятием Федерального закона от 23 июля 2013 года № 198-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований» (вступил в силу в феврале 2014 года) [11] была законодателем значительно переработана, объединив в одной статье Уголовного кодекса отношения, складывающиеся в области официальных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов. Причины такой модернизации, очевидно, были связаны с подготовкой и проведением на территории России крупных международных соревнований — «Сочи 2014», Чемпионата мира по футболу 2018.

Однако, по нашему мнению, трудности в реализации и применении нормы вызваны отсутствием проработанного понятийного аппарата, которые с принятием озвученного закона устранены лишь частично. В частности — не сформулированы основ-

ные понятия: зрелищный коммерческий конкурс, участник зрелищного коммерческого конкурса, спортсмен, тренер, и др. Источниками названных дефиниций должны являться акты позитивного законодательства, устанавливающие правовые, организационные, социальные и экономические основы в регулируемой узкой сфере общественных отношений, призванные их разъяснять.

Обращение к действующему законодательству о конкурсах и зрелищных мероприятиях не позволило установить легального определения зрелищного коммерческого конкурса. Единый нормативный акт, регламентирующий его организацию и проведение, отсутствует. Законом определены только основы конкурсной деятельности, которые описаны в главах 57, 58 ГК РФ. Согласно статье 1057 ГК РФ под публичным конкурсом понимается выполнение работы или достижение иных результатов за установленную награду. Указанные главы в общих чертах регламентируют условия проведения публичного конкурса (объявление до начала его проведения правил и требований к кандидатам), порядок его отмены и возмещения расходов заинтересованным лицам, выплаты наград. Однако исследователями проблем проведения конкурсов в различных сферах общественных отношений указывается на отсутствие четких критериев его проведения, основ требований к участникам, преследуемым целям: как отмечает М.С. Баркасов, конкурс в России характеризуется отсутствием единой процедуры организации, общепринятых требований к документации, критериев оценок и экспертиз [12, с. 9].

Конкурсная деятельность представляет собой состязание, а ее итог — выявление лучших из числа представленных работ, участников [13, с. 563]. Значимость конкурса состоит в обновлении социокультурных традиций общества, передачи нравственно значимой информации, а его проведение направлено на личностную самореализацию участников [14, с. 7]. Неотъемлемой чертой конкурса является соперничество его участников в обусловленных мероприятием рамках для установления лучшего по определенным критериям. Идея противоборства как захватывающего зрелища, по мнению ученых, зародилась еще в Древней Греции, а стремление превзойти своих соотечественников в какой-либо сфере рассматривалось как важное жизненное кредо [15, с. 81, 88]. Само состязание приурочивалось к каким-либо значимым празднованиям в честь богов-покровителей и проводилось в области поэзии, музыки, театральных представлений, а также в виде спортивных игр [16, с. 96—104]. Сущность конкурсной деятельности складывается из нескольких составляющих:

— стремление к превосходству над иными участниками посредством использования имеющихся у конкурсанта способностей, данных, внешнее выражение которых заключено в художественном образе, музыкальном или научном произведении, труде. При этом успех обусловлен наличием оригинальной идеи, способностями, возможностью их реали-

Анцыгин А.В. Противодействие преступлениям в сфере спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов: межотраслевые и внутриотраслевые...

Анцыгин А.В. Противодействие преступлениям в сфере спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов: межотраслевые и внутриотраслевые...

зации, актуальностью, новизной, доступностью для восприятия окружающими и востребованностью работы (труда);

— оценка, сопоставление друг с другом (либо идеальной, желаемой моделью) указанных работ (трудов) экспертами ( членами жюри).

Исследователями особо подчеркивается, что конкурс представляет собой творческую и многогранную деятельность, посредством которой происходит самореализация личности. Ее предметным выражением служит раскрытие таланта и социальное признание модели миропонимания субъекта конкурса [17, с. 11—13].

Зрелище — это социокультурное явление, выступающее в современных реалиях одним из главных элементов отражения состояния общества, как «визуализация культуры» [18, с. 24], а также важной частью социального общения. Например, Н.Н. Благолев относит зрелищность к составляющей развития общества в XX—XXI веках, делая вывод, что возникновение кино, телевидения, компьютерных коммуникаций сыграло значимую роль в развитии человечества в эту эпоху [19, с. 33, 68]. Соглашаясь с этим, отметим, что более 90% информации человек получает посредством зрительного восприятия образов. То есть зрелище — не обыденное представление, а часть «культурной индустрии»: проявляемый интерес, рейтинг просмотров, об-суждаемость увиденного в современном мире предопределяет успех, популярность, известность, значимость. И в полной мере это относится и к коммерческой составляющей зрелищного конкурса, шоу, спортивного мероприятия. Публичность, по нашему мнению, соотносится со зрелищностью как общее и частное. Не каждое публичное действо представляет интерес для общества, то есть является зрелищным. Для целей извлечения прибыли своеобразным мерилом зрелищности является востребованность шоу для общества. Следствием отсутствия этого необходимого качества будет снижение коммерческой выгоды для организатора, влекущее прекращение мероприятия. Другими словами, публичность мероприятия — это не синоним зрелищности.

Ученые отмечают, что коммерческая составляющая конкурса содержит стремление максимизации в извлечении прибыли от его организации и показа [20, с. 513; 21, с. 161]. Но такая деятельность может проявляться не только в реализации билетов, проведении различных рекламных кампаний в ходе конкурса, платном использовании атрибутики конкурса, но и эксплуатации результатов работ, трудов конкурсантов (сценические, театральные образы, песни) для их тиражирования в целях продажи после конкурса. Таким образом, коммерческий интерес организации зрелищного конкурса заключается не только в самом его показе, но и дальнейшем использовании результатов. В этой связи под зрелищным коммерческим конкурсом будем понимать особый вид предпринимательской деятельности, направленный на организацию, показ и эксплуа-

тацию результатов культурно-массового мероприятия, основанного на состязании участников, обусловленного интересом (востребованностью) к нему публики.

Действующая до февраля 2014 года редакция статьи 184 УК РФ объединяла, по мнению законодателя, схожий зрелищному коммерческому конкурсу вид деятельности — профессиональные спортивные соревнования. В целях урегулирования отношений, возникающих в сфере спорта (физкультуры), одним из первых законодательных актов был Федеральный закон от 29 апреля 1999 года № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [22]. Закон устанавливал легальное определение профессионального спорта как предпринимательской деятельности, целью которой является удовлетворение интересов спортивных организаций и ее участников (спортсменов). Основной целью предпринимательской деятельности является извлечение прибыли, что установлено статьей 2 ГК РФ. Как отмечает в своем диссертационном исследовании С.В. Кузьмин, экономическая значимость предпринимательской деятельности в современном профессиональном спорте для общества весома, что послужило одной из причин государственной защиты такой деятельности от неправомерного вмешательства в процесс организации и проведения профессиональных спортивных соревнований [23, с. 24]. Ранее аналогичная точка зрения высказывалась рядом ученых [24, с. 243— 246; 25, с. 316—326; 26, с. 205]. Обусловленность названного понимания профессионального спорта отражает и охрану отношений (экономических), протекающих в нем. Законодателем статья 184 УК РФ была помещена в главу 22 Уголовного кодекса, общим видовым объектом которой выступают отношения в сфере экономической деятельности. То есть профессиональный спорт рассматривается как некий «продукт», реализуемый на рынке. Авторами этого продукта являются спортсмены, судьи, тренерский состав, менеджмент. Любой продукт должен продаваться на рынке, и спрос на него обусловлен качеством, значимостью, востребованностью. Продавец продукта заинтересован в максимальной его продаже, риски от отсутствия его реализации, издержки на производство и продвижение на рынке целиком ложатся на плечи продавца, следовательно — осуществляется предпринимательская деятельность в классическом ее понимании. Интересы и блага такой экономической деятельности в сфере профессионального спорта и охранялись уголовным законом наряду с иными интересами и благами нормальной экономической деятельности в других сферах, объединенными законодателем в главу 22 УК РФ. По нашему мнению, гармоничную связь указанных правовых актов необходимо рассматривать как результат комплексного регулятивного воздействия норм различных отраслей права.

Но редакция Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической куль-

туре и спорте в Российской Федерации» внесла межотраслевое рассогласование: под профессиональным спортом понималась не предпринимательская деятельность, а деятельность работников — профессиональных спортсменов, за участие в соревновательной деятельности и подготовку к которой им выплачивается соответствующее вознаграждение, то есть на первый план профессионального спорта выдвинуты трудовые отношения между спортсменом — профессиональным работником и работодателем в лице клуба (команды), а не предпринимательские цели. Регулированию возникающих между ними отношений посвящена глава 541 ТК РФ, а главными задачами этой отрасли права является выстраивание паритета и защита интересов их сторон [27]. Сформулированное законодателем определение профессионального спорта и перенесенный акцент на наиболее значимые в нем процессы — трудовые — имеет для изучаемого нами преступления существенное значение. Изложенное свидетельствует, что к основному непосредственному объекту подкупа в сфере профессиональной спортивной деятельности, предусмотренного статьей 184 УК РФ в редакции 2013 года, следует относить не экономические интересы предпринимательства, а трудовые отношения (интересы службы). Иными словами, возникает вопрос целесообразности нахождения статьи 184 УК РФ в главе 22 УК РФ и ее переноса в главу 23 УК РФ, видовым объектом преступлений которой являются интересы службы в коммерческих и иных организациях. Отметим, что ранее учеными уже делался вывод о необходимости переноса статьи 184 УК РФ в главу 23 УК РФ [23, с. 69; 28, с. 257].

Внесенные Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 198-ФЗ изменения в статью 184 УК РФ, по нашему мнению, лишь усугубили противоречия, объединив в одной норме преступления с различными основными непосредственными объектами посягательства. Согласно положениям Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» под официальным спортивным соревнованием следует понимать включенные в соответствующие планы спортивные мероприятия муниципального, регионального, межрегионального, всероссийского, международного уровня. Первостепенными их целями является не извлечение прибыли, а развитие и пропаганда спорта, выявление сильнейших спортсменов, реализация социальной и образовательной функции спорта. Проведение зрелищных коммерческих конкурсов продиктовано, прежде всего, мотивами извлечения прибыли от организации шоу.

Таким образом, перемещение статьи 184 УК РФ в главу 23 УК РФ в сегодняшней редакции не может рассматриваться верным шагом по причине наличия правовой коллизии — в одной статье объединены преступления с различными объектами посягательства. Другими словами, руко-

водствуясь требованиями юридической техники, целесообразно разделение статьи 184 УК РФ на две статьи: предусматривающую подкуп в целях оказания влияния на результат официальных спортивных соревнований и ее перемещение в главу 23 УК РФ и предусматривающую подкуп в целях оказания влияния на результат зрелищного коммерческого конкурса с нахождением ее в главе 22 УК РФ.

Уголовный закон представляет собой запрещаемую модель поведения индивидуума. Для выстраивания отношений по поводу «правильности» его поведения и соответствия его действий имеющимся правилам требуется, чтобы они (правила) представляли собой четко сформулированный, понятный, возможный к осуществлению вариант поведения, исключающий иносказательность. Как отмечает ГО. Петрова, от определения границ правового регулирования зависит, какими методами и средствами воздействия будет урегулировано то или иное отношение [29, с. 107]. Требование от индивидуума соблюдения правила поведения при фактическом отсутствии значимых его частей — дефиниций и наличии межотраслевых противоречивый предопределяет невозможность применения нормы, в результате чего констатируется отсутствие эффективности действий правоприменителя.

Примечания

1. Яковлев В.Ф. О системном применении права (выступление в Высшем Арбитражном Суде РФ) // Вестник ВАС РФ. 2007. № 3.

2. КеримовД.А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. М., 1998.

3. Путин В.В. России надо быть сильной и конкурентоспособной. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации (2002).

4. Смирнова Л.Е. Унификация в уголовном праве: дис. ... канд. юрид. наук. Ярославль, 2006.

5. Клейн Н.И. Унификация норм особых условий поставки // Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды ВНИИСЗ. М., 1975. Вып. 2.

6. Поленина С.В. Теоретические проблемы советского законодательства. М., 1979.

7. СенякинИ.Н. Специализация и унификация российского законодательства. Проблемы теории и практики. Саратов, 1992.

8. Жалинский А.Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный анализ. 2-е изд., пере-раб. и доп. М., 2009.

9. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК РФ) (постатейный). М., 2006.

10. 11Р1_: http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports

11. Собрание законодательства РФ. 2013. № 30, ч. I, ст. 4031.

12. Баркасов С.М. Совершенствование организации и проведения конкурсов проектов в научной сфере на основе информационных технологий: автореф. дис. . канд. экон. наук. М., 2007.

Анцыгин А.В. Противодействие преступлениям в сфере спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов: межотраслевые и внутриотраслевые...

Анцыгин А.В. Противодействие преступлениям в сфере спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов: межотраслевые и внутриотраслевые...

13. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб., 2000.

14. Афанасьева И.В. Художественный конкурс как средство актуализации процесса становления субъекта культуры: автореф. дис. ... канд. культурологии. Кемерово, 2011.

15. ЗайцевА.И. Культурный переворот в Древней Греции 8—5 вв. до н. э. Л., 1985.

16. Мягкова С.Н., Истягина-Елисеева Е.А. Эволюция принципа состязательности в античности и Западноевропейском средневековье // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. М.,

1998. Т. 5.

17. Коган Л.Н. Культура и творчество масс. Свердловск, 1976.

18. Хренов Н.А. Зрелища в эпоху восстания масс. М., 2006.

19. Благолев Н.Н. Спортивное зрелище как элемент визуальной культуры.: дис. ... канд. культурологии. М., 2011.

20. Уголовное право. Общая часть: учебное пособие / под ред. Л.Д. Гаухмана, М.П. Журавлева, Л.М. Колодкина, С.В. Максимова, Э.Ф. Побегайло. М., 1995. Вып. 3.

21. Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999.

22. Собрание законодательства РФ. 1999. №18, ст. 2206.

23. Кузьмин С.В. Уголовная ответственность за подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

24. Уголовное право России. Особенная часть / под ред. А.И. Рарога. М., 1996.

25. БогенМ.М. Терминологический анализ главы 1 Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // На рубеже XXI века. Год 2000-й. Научный альманах. Малаховка, 2000. Т. 2.

26. ЖолдакВ.И., Квартальнов В.А. Менеджмент спорта и туризма. М., 2000.

27. Собрание законодательства РФ. 2008. № 9, ст. 812.

28. Петрова Г.О. Уголовно-правовое регулирование и его средства: норма и правоотношение: дис. ... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2003.

Notes

1. Yakovlev V.F. About system use rights (speech in the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation) // Bulletin of the RF. 2007. № 3.

2. KerimovD.A. Legislative technique. Scientific-methodical and tutorial. Moscow, 1998.

3. Putin V.V. Russia should be strong and competitive. The message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation (2002).

4. Smirnova L.E. Unification of criminal law: dissertation... candidate of legal sciences. Yaroslavl, 2006.

5. Klein N.I. The unification of norms special delivery conditions // problems of improvement of Soviet legislation. Proceedings of VNIIST. Moscow, 1975. Vol. 2.

6. Polenina S.V. Theoretical problems of the Soviet legislation. Moscow, 1979.

7. Senakin I.N. Specialization and unification of the Russian legislation. Problems of theory and practice. Saratov, 1992.

8. GalinskiA.E. Supervision of the Criminal law in anticipation of a change: theoretical and instrumental analysis. Moscow, 2009.

9. Lopashenko N.A. Crimes in sphere of economy: author’s commentaries to the criminal law (section VIII of the criminal code) (article by article). Moscow, 2006.

10. URL: http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports

11. Collection of legislative acts of the RF. 2013. № 30, p. I, art. 4031.

12. Barkasov S.M. Improving the organization and holding of competitions of projects in the field of science based on information technology: author’s abstract... candidate ekon. sciences. Moscow, 2007.

13. The big encyclopaedic dictionary / ed. by A.M. Prokhorov, ed. 2nd edition, revised and enlarged supplementary. St. Petersburg, 2000.

14. Afanasyeva I.V. Art competition as a means of actualization of the process of formation of the subject of culture: author’s abstract... candidate cultural studies sciences. Kemerovo, 2011.

15. Zaitsev A.I. A cultural revolution in Ancient Greece 8—5 centuries BC. Leningrad, 1985.

16. Myagkova S.N., Istyagin-Eliseev E.A. The evolution of the adversarial principle in antiquity and Western European middle ages // Jubilee collection of works of scientists of RGFK, dedicated to the 80th anniversary of the Academy. Moscow, 1998. V. 15.

17. Kogan L.N. Culture and creativity of the masses. Sverdlovsk, 1976.

18. Khrenov N.A. Spectacle in the era of the uprising of the masses. Moscow, 2006.

19. Blagolev N.N. Sporting spectacle as an element of visual culture: dissertation... candidate cultural studies sciences. Moscow, 2011.

20. Criminal law. General part: textbook / under the editorship of L.D. Gauhman, M.P Zhuravleva, L.M. Kolodkin, S.V. Maksimova, A.F Pobegailo. Moscow, 1995. Vol. 3.

21. Volzhenkin B.V. Economic crimes. St. Petersburg,

1999.

22. Collection of legislative acts of the RF 1999. № 18, art. 2206.

23. Kuzmin S.V. Criminal liability for bribing the participants and organizers of professional sports competitions and entertainment commercial competitions: dissertation... candidate of legal sciences. Moscow, 2002.

24. Criminal law of Russia. Special part / ed. by A.I. Rarog. Moscow, 1996.

25. Bogen M. Terminological analysis in Chapter 1 of the Law «On physical culture and sports in the Russian Federation // At the turn of the 21st century. The year 2000. Scientific almanac. Moscow, 2000. Vol. 2.

26. Zholdak V.I., Kvartalnov V.A. Management of sport and tourism. Moscow, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Collection of legislative acts of the RF. 2008. № 9, art. 812.

28. Petrova O.G. Criminal-legal regulation and its tools: norm and relationship: dissertation... doctor of legal sciences. Nizhny Novgorod, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.