Научная статья на тему 'О некоторых причинах криминального вмешательства в спортивные соревнования: сравнительно-правовое исследование отечественного и зарубежного опыта'

О некоторых причинах криминального вмешательства в спортивные соревнования: сравнительно-правовое исследование отечественного и зарубежного опыта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
368
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ / ИГОРНЫЙ БИЗНЕС / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / ГЭМБЛИНГ / СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ИГОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / COMPARATIVE JURISPRUDENCE / GAMBLING / FORGERY / CRIME / ENTERTAINMENT EVENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анцыгин А.В.

Настоящая статья посвящена проблемам игорной деятельности, извлечение дохода которой основано на противоправном влиянии на результаты спортивных соревнований и иных зрелищных мероприятий. В статье делается вывод о том, что одной из основных причин вмешательства в их организацию и проведение являются экономические интересы участников азартных игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анцыгин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present article is devoted to the problems of gambling activities, income-generation which is based on unlawful influence on the results of sports competitions and other entertainment events. The article concludes that one of the main reasons for interference in sports competitions and entertainment events are the economic interests of participants of gambling.

Текст научной работы на тему «О некоторых причинах криминального вмешательства в спортивные соревнования: сравнительно-правовое исследование отечественного и зарубежного опыта»

Анцыгин А.В.,

заместитель начальника отдела анализа и оценки рисков МРУ Росфинмониторинга по ПФО

E-mail: e-p-o@yandex.ru

О НЕКОТОРЫХ ПРИЧИНАХ КРИМИНАЛЬНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Настоящая статья посвящена проблемам игорной деятельности, извлечение дохода которой основано на противоправном влиянии на результаты спортивных соревнований и иных зрелищных мероприятий. В статье делается вывод о том, что одной из основных причин вмешательства в их организацию и проведение являются экономические интересы участников азартных игр.

Ключевые слова: сравнительное правоведение, игорный бизнес, фальсификация, гэмблинг, состав преступления, игорные отношения.

A. V Antsygin

ABOUT SOME OF THE REASONS FOR CRIMINAL INTERVENTION IN SPORTS COMPETITIONS: A COMPARATIVE LEGAL RESEARCH OF DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

The present article is devoted to the problems of gambling activities, income-generation which is based on unlawful influence on the results of sports competitions and other entertainment events. The article concludes that one of the main reasons for interference in sports competitions and entertainment events are the economic interests of participants of gambling.

Кeywords: comparative jurisprudence, gambling, forgery, crime, entertainment events.

Преобразования общественных отношений и новые возможности реализации инициатив граждан обусловили существенные изменения в российском обществе, что не могло не отразиться на сфере азартных игр и зрелищных мероприятий. Их доступность для широких кругов населения в различных частях света, сформированная за счет развития коммуникационных технологий, в значительной степени повлияла на коммерциализацию спортивных турниров и экономическую привлекательность отрасли. Сегодня оценке финансовой отдачи от вложений подвергаются все сферы спортивного события - от освещения в СМИ до заключения рекламных контрактов со спортсменами. Вместе с тем поступление денежных потоков в изучаемую сферу общественных отношений проявило, помимо положительных (развитие инфраструктуры и ее социальная доступность, появление современного оборудования и научное обеспечение спортивной деятельности и т.п.), ряд отрицательных явлений: оборот крупных сумм капиталов увеличили возможности для быстрого обогащения, что негативно сказалось на рисках коррупции, распространения незаконной букмекерской деятельности, отмывания криминальных доходов [1, с. 4-5].

Очевидно, что между азартными играми и спортом существует тесная связь. Ставки на исход спортивных соревнований исторически были важным источником доходов для спорта: на законодательном уровне установлены целевые отчисления от букмекерской деятельности для финансирования мероприятий по развитию профессионального и детско-юношеского спорта [2]. Однако не стоит забывать и о сопутствующих им негативных явлениях -возрастающие организационные расходы нередко предопределяют нечестный путь обогащения через организацию договорных матчей для извлечения преступных доходов через основанные на спортивных соревнованиях азартные игры. Созданная

под эгидой FIFA (Международная федерация футбола) рабочая группа в своих отчетах указывает, что футбол из-за организационной структуры и необходимости значительного финансирования в короткие сроки стал соблазнительной площадкой для организации махинаций на тотализаторе [3].

Непредсказуемость спортивного соревнования является тем центром притяжения внимания зрителя, который эксплуатируется букмекерами. Неправомерное влияние на состязание в целях создания большей его определенности и предсказуемости (в том числе для извлечения материальных выгод), по мнению зарубежных специалистов, определяется не иначе, как коррупция, поэтому даже единичные случаи вовлечения спортсменов в порочный круг торговли спортивными результатами должен сурово караться, так как нарушает целостность спортивной семьи и подрывает доверие к нему [4]. Учеными указывается на необходимость детальной регламентации и систематизации отношений, связанных со ставками на спорт: распространение во многих частях мира коррумпированного спортивного гэмблинга с развитием сети Интернет оформилось в широкомасштабный нелегальный бизнес [5]. Поэтому нельзя не согласиться с мнением американских исследователей о том, что ничто не разрушает спорт сильнее, чем основанные на нем азартные игры: сделавший ставку более не интересуется судьбой команды, он лишь цинично ожидает свой денежный выигрыш [6].

Факты сговора спортивных функционеров с букмекерскими конторами неоднократно выявлялись на территории Америки и Европы. 23 мая 2011 года прокурором Соединенных Штатов Америки в округе Мэриленд объявлены обвинительные заключения в отношении лиц, причастных к организации незаконных он-лайн ставок на спортивные состязания и отмыванию преступных доходов. В ходе проведенного расследования правоохранительные органы выявили схему организации азартных игр в сети Интернет со ставками на спортивные соревнования через букмекерские

организации, зарегистрированные в Канаде и Республике Кипр. Изучение банковских счетов только одной из выявленных букмекерских контор позволило установить более 300 000 нелегальных ставок на общую сумму около 33 млн долларов США, включая операции с физическими лицами [7].

Менее чем за год до начала чемпионата мира по футболу 2006 в Германии был вскрыт факт сговора нескольких арбитров с крупным подпольным букмекерским синдикатом, базирующимся в Хорватии. Судьи «на заказ» влияли на исход матчей второй и третьей лиги, а также на некоторые игры национального Кубка. Главным действующим лицом скандала стал рефери Роберт Хойцер (Robert Hoyzer), который в итоге был приговорен к двум с половиной годам тюремного заключения. Глава преступной организации Анте Сапина (Ante Sapina) был осужден на три года; другие фигуранты дела отправились за решетку на меньшие сроки [8].

Однако наиболее ярко проблема незаконных азартных игр, связанных со спортивными соревнованиями, проявилась в странах Азии. Начиная с 2007 года Интерпол координирует тактическую операцию под кодовым названием «Soga» (сокращение от SOccer GAmbling), цель которой - выявление, противодействие и предупреждение международным преступным синдикатам, преступная деятельность которых нацелена на извлечение прибыли от организации ставок на футбольные матчи, особенно во время крупных футбольных турниров, таких как чемпионат мира по футболу или Кубок УЕФА. В результате проведенной в 2008 году операции «Soga II» было арестовано более 1 300 человек в Китае (включая Гонконг и Макао) Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Таиланде, Вьетнаме по подозрению в организации незаконного тотализатора; конфисковано в общей сложности около 16 миллионов долларов США. Как отметил руководитель ИНТЕРПОЛа по полицейским службам Жан-Мишель Лубутен (Jean-Michel Louboutin), большинство из раскрытых подпольных игорных заведений были свя-

заны с организованной преступностью и по экспертным оценкам оборот ставок на спортивные соревнования в них составлял более 1,5 миллиарда долларов США [9]. Проведенная в 2014 году операция «Soga V» позволила выявить нелегальные ставки на сумму более 2,2 млрд долларов США, сделанных в ходе чемпионата мира по футболу 2014 года в игровых заведениях стран Азии. В пресс-релизе Интерпола отмечено, что в ходе полицейских рейдов арестовано более 1400 участников незаконных азартных игр и изъято почти 12 миллионов долларов США. Названная операция проводилась в течение шести недель сотрудниками правоохранительных органов Китая, Малайзии, Сингапура, Вьетнама. Как и во время предыдущих операций, выявлены факты участия организованной преступности в незаконных азартных играх, связанных со ставками в футболе [10]. Поэтому, оценивая результаты всех проведенных операций Soga, глава подразделения по борьбе с коррупцией и финансовым преступлениям Интерпола Джеймс Андерсон (James Anderson) отметил, что незаконные азартные игры являются источником финансирования сетей организованной преступности, связанных с коррупцией, торговлей людьми и отмыванием денег, а более 12 500 арестов и изъятые суммы преступных доходов (около 53 млн долларов США) свидетельствуют о масштабах распространения преступных синдикатов, обеспечивающих работу подпольных игровых заведений [11].

Все это подтверждает тезис о том, что финансовая сторона спорта привлекательна для преступных посягательств и требует соответствующего регулирования. Очевидно, что проведение чемпионата мира по футболу в России в 2018 году требует особого внимания к указанной проблеме и необходимость изучения международного опыта противодействия проникновению организованной преступности в спорт.

Международным сообществом

названный вопрос решается в двух направлениях: установление внутренних правил предупреждения и выявления фактов использования спортивных состязаний для

незаконных букмекерских ставок и соответствующие меры государственного регулирования интересов их участников.

В Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями от 18 сентября 2014 года [12] (Распоряжением Президента РФ от 18.09.2014 № 302-рп «О подписании Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями» от имени Российской Федерации подписать Конвенцию поручено Минспорта России

[13]) основой спорта признается честное и равное соревнование, непредсказуемость которого отвечает духу соперничества. Поэтому эффективным механизмом противодействия и искоренения коррупции в спорте является последовательность в принципах добросовестного поведения сторон спортивных состязаний, автономии его от вмешательств и манипулирования. Несмотря на принцип независимости спорта Конвенция определяет, что отдельные функции охраны спортивных соревнований должны обеспечиваться органами государственной власти. Статьями 9-11 документа уделено особое внимание «сращиванию» букмекерской деятельности и нечестных спортсменов, - регулирование их отношений требует применения мер уголовного, административного, гражданского права в целях предупреждения манипулированием спортивными соревнованиями.

В 2015 году Международный олимпийский комитет принял Кодекс Олимпийского движения о предотвращении манипуляций состязаниями, который подтвердил заложенные Советом Европы принципы запрета манипулированием спортивными соревнованиями и их независимости от внешних вмешательств, обусловленных незаконными азартными играми. Из-за серьезности характера угроз документ содержит положения о решающем значении сотрудничества с органами государственной власти и правоохранительными органами в целях предупреждения коррупции в спорте

[14]. Кодексом регулируются отношения по организации и проведению любого спортивного турнира, поединка, матча или встречи по регламентированным правилам

соответствующей федерации или ее аффилированных лиц. Запрету подвержены любые действия непосредственных участников соревнований по осуществлению денежных или иных имущественных (ценностных) ставок в ожидании преумножения поставленных активов, в связи со спортивным состязанием. Другими формами противоправного поведения являются:

- вмешательство в непредсказуемость результата спортивного мероприятия (манипулирование им), направленное на ненадлежащее изменение его результата в целом или отдельной встречи для получения выгод для себя или других лиц;

- коррупционные действия третьих лиц, целью которых является противоправное оперирование конкурентной борьбой в спортивном состязании или предоставление любой внутренней информации о состязании, способной повысить шансы на выигрыш от ставки;

- любые формы помощи, подстрекательства к описанным выше действиям.

Приведенные факты свидетельствуют о том, что к одной из главных причин вмешательства ход спортивных состязаний международное сообщество относит экономические интересы организаторов и участников незаконных азартных игр, связанных со спортом. Ответные меры государственного воздействия на угрозы спорту реализуются в основном уголовно-правовыми мерами, хотя звучали предложения о расширении полномочий Всемирного антидопингового агентства (WADA) для противодействия коррупционным действиям [15].

В целях регулирования изучаемых отношений в Великобритании в 2005 году был принят Закон об азартных играх [16]. В нем законодатель признает уголовным преступлением «коррупционные ставки», под которым понимаются любой сговор в целях улучшения шансов на выигрыш, использование недопустимых правилами уловок для этих целей или заведомое бездействие в отношении участника, подвергшегося обману в игре. Статьей 42 указанного Закона преступными признаются как действия тех, кто делает эти ставки, так и тех, кто непосредственно является

участником спортивного соревнования или принимает участие в сговоре. Ответственность наступает независимо от общественно опасного последствия в виде неправомерного выигрыша, - наказуемо фактическое вмешательство или попытки обмана в азартной игре или спортивном событии, к которому относится (на которую сделана) ставка. Лица, виновные в совершении противоправных деяний могут быть подвержены тюремному заключению на срок до двух лет и (или) штрафу.

Раздел 3.8А Уголовного кодекса Австралии (Criminal Code 2002) - «Обман при азартной игре» (Cheating at gambling) [17] содержит нормативные предписания о запрете обманных действий во всех проявлениях азартных игр и пари. Статьей 363С раздела 3.8А запрещены любые формы махинаций при заключении пари на результат какого-либо события. Норма регулирует отношения участников денежных ставок на результат неопределенного рода мероприятий - «event». Кэмбриджский словарь английского языка содержит несколько значений слова «event». Это может быть какое-либо событие, которое произойдет (особенно значимое или необычное); спортивное состязание, гонка, соревнование, иное социальное мероприятие [18]. Другими словами, законодатель Австралии сделал акцент не на области проведения состязания (оно может быть любого рода -спортивное, зрелищное, политическое и т.п., - главной особенностью его является неопределенность (неизвестность) наступления результата, на исход которого заключается пари), а на экономических интересах участвующих в споре сторон. К предмету рассматриваемого преступления отнесены денежные средства, материальные активы и имущественные выгоды, которые может получить злоумышленник либо которых лишается оппонент. Деяние считается оконченным с момента наступления негативного последствия в виде имущественного ущерба или угрозы его причинения участникам пари либо при установлении намерения виновного совершить противозаконные действия по получению экономических выгод для себя

или третьих лиц. Содержание противоправных действий раскрывается в статье 363F-363G. Они выражаются в участии в пари с денежной ставкой если:

- результат спора был заранее известен одному из участников;

- субъект совершил действия для фальсификации исхода пари;

- относился к своим действиям равнодушно, но они были способны повлиять на пари.

Необходимым условием преступности деяния является наличие цели получения материальных выгод либо угроза их потери другим участником. Санкция за совершение преступления предусматривает лишение свободы на срок до десяти лет.

Правительство США рассматривает криминализацию действий букмекеров по влиянию на спортивные соревнования как необходимую работу по противодействию коррупции. Первоначально вопрос противоправного вмешательства в спорт был поднят в связи с кампанией против организованной преступности в международной торговле. Созданный в рамках ее проведения комитет установил, что значимым источником финансирования преступников была сеть подпольных азартных заведений, контролирующих конфиденциальную информацию о спортивных матчах, что по-кровительствовалось отдельными представителями полиции и государственными должностными лицами США. По результатам работы Федеральному правительству было рекомендовано ввести запрет ставок, осуществляемых посредством радио, телевидения, телеграфной и телефонной связи. Инициатива была одобрена и реализована в законе «О проводах 1961 года» (Wire Act of 1961) [19].

В п. а) §1084 Раздела 18 «Преступления и уголовный процесс» Кодекса Соединенных Штатов [20] упоминается о запрете под страхом уголовного наказания пари, в котором использована переданная посредством проводной связи информация, способствовавшая размещению ставки на любое спортивное мероприятие или конкурс для получения денежного выигрыша. Виновный подлежит наказанию в виде штра-

фа и/или лишения свободы на срок до двух лет [21].

Не отрицая, что движущей силой вмешательства в спортивные состязания являются интересы букмекерских контор, решающее значение для исхода состязания зависит от действующих лиц - спортсменов, судей, тренерского и обеспечивающего состава, руководителей команд. Внимание к ним обусловлено не только в связи с самим спортивным состязанием, видимым зрителям, но и функциональными обязанностями и компетенцией, скрытой от «посторонних глаз».

Созданная в 2009 году при поддержке Международного олимпийского комитета (МОК), Международной федерации футбола (FIFA), Европейской ассоциации спортивной безопасности (ESSA) - Ассоциация азартных игр (EGBA) - объединила под своей эгидой ведущих операторов азартных игр, действующих по всей Европе. Деятельность организации направлена на обеспечение усилий отрасли в противодействии договорным матчам и связанной с этим коррупцией в спорте. Одной из реализуемых ею практик по искоренению преступного гэмблинга является программа «Европейский атлет» (EU Athletes), цель которой обозначена в виде просвещения участников спортивных состязаний об азартных играх. Разработанный Ассоциацией Кодекс поведения игроков [22] предусматривает основополагающие правила, которых следует придерживаться спортсменам и представителям команд по всей Европе по вопросам, связанным с организацией матчей и ставками на них. Главные тезисы кодекса - запрет на ставки в соревнованиях «на себя» или своего противника; нулевая толерантность к предложениям об организации договорных матчей с обязательным уведомлением об этом компетентных органов; запрет на разглашение конфиденциальной информации, ставшей известной в связи с профессиональными действиями в команде, клубе, спортивной организации.

Примерно в это же время в украинском обществе возникли призывы о необходимости введения ответственности за противоправное поведение участников

азартных игр. Президент Ассоциации букмекеров Украины Ольга Зинченко сделала заявление о том, что необходимо привлекать к уголовной ответственности лиц, обладающих возможностью по роду своей профессиональной деятельности, манипулировать результатами спортивных состязаний и извлекать от этого выгоду, делая ставки на тотализаторе. Для реализации поправок ею был предложен ряд запретов и ограничений для связанных со спортом лиц: пожизненный запрет на осуществление ставок на спортивные события профессиональным спортсменам, судьям, тренерам и владельцам клубов, а также их руководству. Названные действия, по мнению букмекеров, позволили бы исключить из списка участников азартных игр лиц, влияющих на исход спортивных событий, что предотвратит коррупционные проявления от использования своих полномочий, знаний и навыков [23].

Но несмотря на очевидные доводы профессионального объединения букмекеров Украины, принятие закона затянулось на шесть лет и только 3 ноября 2015 года Верховной Радой единогласно был принят Закон Украины №743-VIII «О предотвращении влияния коррупционных правонарушений на результаты официальных спортивных соревнований» [24], призванный охранять от коррупционных посягательств азартные игры, основанные на ставках на результаты спортивных состязаний и предотвращать неправомерные действия в ходе их проведения. В ч. 2 ст. 17 названного закона предусмотрен запрет заинтересованным сторонам официального спортивного соревнования, в котором они принимают участие, осуществлять ставки в азартных играх. Нарушение антикоррупционного запрета или манипулирование результатами состязаний влечет в соответствии с ч. 3 ст. 369-3 Уголовного кодекса Украины «Противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований» наказание в виде ограничения или лишения свободы на срок от двух до пяти лет, а равно штрафа от семисот до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан [25].

Российским законом запрет на незаконное участие лиц в азартных играх, связанных со ставками на исход спортивных соревнований, предусмотрен административным законодательством и Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [26]. В связи со вступлением в силу в 2013 году Федерального закона от 23.07.2013 № 198-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований» [27] базовый закон о спорте был дополнен статьей 26.2 «Предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьба с ним». К мерам, направленным на предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований, отнесен запрет на азартные игры в букмекерских конторах и тотализаторах для спортсменов, тренеров, руководителей команд судей, спортивных агентов. Им запрещено осуществлять ставки на исход официального соревнования по тем видам спорта, непосредственными участниками которых они являются. Применение мер ответственности к нарушителям указанного запрета возлагается на соответствующие общероссийские, региональные и местные спортивные федерации, предусматривая как основную из них спортивную дисквалификацию. В случае же выявления фактов противоправного поведения субъектов под угрозой лишения государственной аккредитации находится сама федерация. Примечательно, что названный закон также дополнил Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 6.22, которой предусмотрена ответственность организаторов официального спортивного соревнования за не включение в регламент проведения состязания требований о запрете противоправного влияния на его результат, а также предупреждение о воспрещении участия в азартных играх, связанных со ставками на

исход спортивного мероприятия, действующими лицами которых они являются, спортсменов, спортивных судьей, тренеров, руководителей спортивных команд.

Таким образом, кроме порицания от имени соответствующих федераций и спортивных санкций к нарушителям иных мер ответственности законодатель не предусмотрел. Ограничений и запретов, касающихся участия в азартных играх, предметом ставок которых являются зрелищные коммерческие конкурсы, для организаторов и участников и членов жюри в российском законодательстве не содержится.

Еще на стадии обсуждения законопроекта Федерального закона от 23.07.2013 № 198-ФЗ рецензенты указывали на его спорное содержание. Например, И.М. Амиров и А.Н. Миронов моделируют ситуации, в которых предусмотренный статьей 26.2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» запрет возможно обойти путем привлечения третьих лиц для осуществления необходимой ставки в букмекерской конторе или тотализаторе. Кроме этого, оценивая затраты материальных и людских ресурсов спортивных федераций, противоправное поведение участников которых угрожает их легитимному функционированию, авторы ставят под сомнение эффективность нормы и указывают на необоснованные усилия по установлению описываемых в законе событий [28, с. 53-55].

Российский уголовный закон содержит отдельную норму, призванную охранять интересы участников спортивных состязаний -ст. 184 УК РФ «Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса». Конструкция нормы сформулирована законодателем казуально, то есть описаны запрещенные под страхом уголовного наказания действия - передача или получение предмета подкупа либо посредничество в нем. Ответственность за противоправное действие наступает, в случае если оно осуществлено в целях влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого

конкурса. Исследуемое противоправное деяние носит коррупционный характер [29], значимости выявления и предупреждения которых отведено едва ли не центральное место в современной уголовно-правовой политике. Противодействию коррупции в современной России отводится первостепенное значение - она признана «врагом номер один» для развития общества с полноценными демократическими институтами. Например, по сведениям ГИАЦ МВД в 2016 году зарегистрировано 32 924 преступления коррупционной направленности [30].

Практически все авторы, посвятившие свои исследования проблематике противодействия коррупционным преступлениям, объясняют такое положение вещей латентностью коррупции [31, Мондохонов, с. 38-40; Покровский, с. 28-30; Годунов, 336 с.; Федоровская, с. 98; Лунеев, с. 181; Лунеев, с. 267]. Исследуемая статья УК РФ неоднократно законодателем изменялась. В частности, редакцией Федерального закона от 23.07.2013 № 198-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований» [32]:

- изменено название нормы;

- расширен круг общественных отношений, затрагиваемых противоправным деянием - к ним законодателем отнесены все официальные спортивные соревнования;

- криминализован сговор, понуждение или склонение, направленные на противоправное влияние на результат зрелищного коммерческого конкурса либо соревнования (указанные активные действия совершаются лицом, в чьи интересы входит изменение результата спортивного поединка или конкурса);

- признано преступным поведение субъекта-участника зрелищного мероприятия или состязания по получению предмета подкупа (деньги, ценные бумаги, иное имущество), пользованию услугами имущественного характера;

- закреплен новый субъект преступления - участники зрелищного коммерческого конкурса;

- к категории преступлений средней тяжести отнесены деяния, предусмотренные частью первой, третьей и четвертой, к тяжким - части второй (в предыдущей редакции закона [33] части первая, третья и четвертая были отнесена к категории преступлений небольшой тяжести, часть вторая - к преступлениям средней тяжести).

Предпосылками модернизации послужила необходимость качественного изменения действующего законодательства в области спорта, реализация положений Стратеги развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101 -р [34], крупные международные спортивные соревнования [35]. Однако фактов осуждения виновных за совершение преступления, предусмотренного ст. 184 УК РФ, за этим не последовало [36]. По нашему мнению, причины отсутствия правоприменительной практики кроются не только в невозможности выявления указанного вида преступления вследствие «закрытости» среды, в которой они совершаются, но и обусловлены сложностью конструкции нормы и допущенных законодателем противоречий [37, Анцыгин, с. 100-104; Анцыгин, с. 181-185]. На проблемы правоприменения указывают и другие авторы [38, Изаак, Аристова, с. 14; Сараев, с. 9-10; Бавсун, Векленко, Сараев, с. 1519;], что позволяет говорить о ее несовершенстве.

Мировым сообществом противоправное вмешательство в организацию и проведение спортивных соревнований и зрелищ рассматривается в неразрывной связи друг с другом, а весомыми причинами называются экономические интересы участников азартных игр. В этой связи полагаем, что следует заострить внимание законодателя на указанной проблеме, гармонично имплементировав опыт зарубежных коллег на российские реалии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Орлова Л.А. Право и правила игры: Дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2011.

2. См. подробнее: Федеральный закон от 28.03.2017 № 44-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования механизмов увеличения доходов субъектов детско-юношеского спорта и субъектов профессионального спорта» // СЗ РФ. - 2017. - № 14. - Ст. 2003

3. [Электронный ресурс] URL: http://www.fifa.com/governance/news/y=201 1/m=3/news=the-dally-flght-agalnst-match-fixlng-1406431.html (дата обращения 20.18.2018).

4. См. например: Richard H. McLaren Corruption: Its impact on Fair Play / [Электронный ресурс] URL: http://scholarshlp.law.marquette.edu/cgl/vlew content.cgl? article=1022& context=sportsl aw (дата обращения - 09.04.2017); John Grady & Annie Clement Gambllng and Colleglate Sport / электронный ресурс URL: http://j ournals.hum anklnetlcs.com/dol/abs/10. 1123/jlas.15.1.95 (дата обращения -09.04.2017).

5. См. например: Adam Hosmer-Henne Preventlng Game Flxlng: Sports Books as Information Markets / [Электронный ресурс] URL: http://online.liebertpub.com/doi/ abs/10.1089/glre.2010.14107?journalCode=gl re (дата обращения - 09.04.2017); Ben Van Rompuy Llmltatlons on the Sports Bettlng Offer to Combat Match Flxlng: Experlences from Europe / [Электронный ресурс] URL: http://onllne.llebertpub.com/dol/pdfplus/10.10 89/glre.2014.18105?src=recsys (дата обращения - 09.04.2017).

6. John Underwood et al., The Blggest Game in Town. / [Электронный ресурс] URL: http://sportslllustrated.cnn.com/vault/ artlcle/magazlne/MAG1064574/5/lndex.htm (дата обращения - 09.04.2017).

7. [Электронный ресурс] URL: https://www.justlce.gov/archlve/usao/md/new s/archlve/OperatorsofInternetGambllngSltesa ndTheirBusinessesIndicted.html (дата обращения - 09.04.2017).

8. [Электронный ресурс] URL: http://www.sport-express.ru/football/foreign/ news/85917/ (дата обращения: 05.04.2017).

9. [Электронный ресурс] URL: https://www.interpol.int/News-and-media/News/2008/PR035 (дата обращения: 03.04.2017).

10. [Электронный ресурс] URL: https://www.interpol.int/News-and-media/ News/2014/N2014-133 (дата обращения: 03.04.2017).

11. [Электронный ресурс] URL: https://www.interpol.int/en/News-and-media/News/2016/N2016-095 (дата обращения: 03.04.2017).

12. Council of Europe Convention on the Manipulation of Sports Competitions Magglingen/Macolin, 18.IX.2014 // Сайт Совета Европы. [Электронный ресурс] URL: https://www.coe.int/en/web/conventions/full-list/-/conventions/rms/09000016801cdd7e (дата обращения: 03.04.2017).

13. СЗ РФ. - 2014. - №38. - Ст. 5061.

14. Olympic Movement Code on the Prevention of the Manipulation of Competitions // Сайт Международного Олимпийского комитета [Электронный ресурс] URL: https://stillmed.olympic.org/ media/Document%20Library/OlympicOrg/IO C/Who-We-Are/Commissions/Ethics/Good-Governance/olympic_movement_code_on_th e_prevention_of_the_manipulation_of_compe titions-2015-en.pdf#_ga=1.23978296. 382474889.1491584839 (дата обращения: 03.04.2017).

15. См. подробнее: Michael Herborn Betting Industry Leader Calls for Sport World Anti-Corruption Agency, Apr. 8, 2008. [Электронный ресурс] URL: http://www. playthegame.org/Home/News/Up_To_Date/ Betting_industry_leader_calls_for_sport_worl d_anti_corruption_agency_08040001.aspx ((дата обращения: 07.02.2016).

16. [Электронный ресурс] URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2005/19/ contents (дата обращения: 03.04.2017).

17. [Электронный ресурс] URL: http://www.legislation.act.gov.au/a/2002-51/default.asp (дата обращения -23.07.2015).

18. [Электронный ресурс] URL: http://di cti onary. cambridge.org/ru/event (дата обращения - 23.07.2015).

19. [Электронный ресурс] URL: https://wwwlaw.comeU .edu/uscode/text/18/1 084 (дата обращения - 23.07.2018).

20. [Электронный ресурс] URL: http://uscode.house.gov/view.xhtml?req=(title :18%20section:1084%20edition:prelim)%20 OR%20(granuleid:USC-prelim-title18-section1084)&f=treesort&edition=prelim&nu m=0&jumpTo=true (дата обращения -23.07.2018).

21. [Электронный ресурс] URL: http://uscode.house.gov/view.xhtml?req=(title :18%20section:1084%20edition:prelim)%20 OR%20(granuleid:USC-prelim-title18-section1084)&f=treesort&edition=prelim&nu m=0&jumpTo=true (дата обращения -23.07.2018).

22. [Электронный ресурс] URL: http://www.egba.eu/pdf/Athletes_COC_A5_E N_v08.pdf (дата обращения 14.12.2017).

23. [Электронный ресурс] URL: http://www.strategya.com/bukmekery-trebuyut-vvesti-ugolovnuyu-otvetstvennost-dlya-sportsmenov-za-stavki-na-totalizatore/ (дата обращения 14.12.2017).

24. [Электронный ресурс] URL: http://rada.gov.ua/ru/news/Novosty/Soobshch enyya/118031.html (дата обращения 14.12.2017).

25. [Электронный ресурс] URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2341-14/ed20120504 (дата обращения 14.12.2017).

26. СЗ РФ. - 2007. - №50. - Ст. 6242.

27. СЗ РФ. - 2013. - № 30 (Часть I). -Ст. 4031.

28. Амиров И.М., Миронов А.Н. Анализ проекта Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований // Спорт: экономика, право, управление. 2013. № 4.

29. Совместным указом Генпрокуратуры России № 870/11 и МВД России № 1

от 27.12.2017 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» отмеченное деяние отнесено к категории коррупционных.

30. См. сведения ГИАЦ МВД России за 2013-2016 г.г.

31. См. например: Мондохонов А.Н. Признаки преступного сообщества (преступной организации) // Законность, 2010. № 9; Покровский М.Н. Противодействие коррупции в России: административно-правовые и этические аспекты // Административное и муниципальное право, 2010. № 6; Годунов И.В. Противодействие организованной преступности: Учебное пособие. - М, 2003; Федоровская М.А. Коррупция и должностные преступления в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы. - М., 2004; Лунеев В.В. Эпоха глобализации и преступность. - М.: Норма, 2007; Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, религиозные и российские тенденции. - М.: НОРМА, 1997.

32. СЗ РФ. - 2013. - № 30 (часть I). -Ст. 4031.

33. СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954

34. СЗ РФ. - 2009. - № 33. - Ст. 4110.

35. Федеральный закон от 23.07.2013 № 198-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований» вступил в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования - 21.01.2014, - то есть за две недели до официального открытия XXII Зимних олимпийских игр // СЗ РФ. -2013. - № 30 (часть I). - Ст. 4031.

36. См. сведения ГИАЦ МВД России за 2013-2017 г.г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. Анцыгин А.В. О некоторых вопросах уголовной ответственности за подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований / А.В. Анцыгин // Проблемы малого и среднего предпринимательства России: Материалы

всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: 04-05 октября 2012 г. - Н. Новгород: НИМБ, 2012; Анцыгин А.В. Проблемы отграничения преступления, предусмотренного статьей 184 УК РФ, от смежных составов преступлений /А.В. Анцыгин // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2013. №24.

38. См. например: Изаак С.И., Аристова Л.В. Совершенствование правового обеспечения предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований // Спорт: экономика, право, управление. 2013. № 2; Сараев В.В. Законодательное обеспечение борьбы с договорными матчами: теория и практика // Спорт: экономика, право, управление. 2012. № 2; Бавсун М.В., Векленко ВВ., Сараев В.В. Перспективы уголовно-правовой охраны профессионального спорта в России // Журнал Российского права. 2011. № 3.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Orlova L.A. Law and the rules of the game: Dls. ... cand. jurld. sclences. -N.Novgorod, 2011.

2. See more detalls: Federal Law No. 44-FZ of March 28, 2017 "On Amendments to Certaln Leglslatlve Acts of the Russlan Federatlon Regardlng the Formatlon of Mechanlsms for Increaslng Income of the Subjects of Chlldren's and Youth Sports and Subjects of Professlonal Sports" // SZ RF. -2017. - No. 14. - Art. 2003

3. [Electronlc resource] URL: http://www.flfa.com/governance/news/y=201 1/m=3/news=the-dally-flght-agalnst-match-flxlng-1406431.html (clrculatlon date 20.18.2018).

4. See, for example: Rlchard H. McLaren Corruption: Its lmpact on the Falr Play URL: http://scholarshlp.law.marquette. edu/cgl/vlewcontent.cgl?artlcle=1022&contex t=sportslaw (date of reference - 04/09/2017); John Grady & Annle Clement Gambllng and Colleglate Sport / electronlc resource URL: http://j ournals.hum anklnetlcs.com/dol/abs/10. 1123/jlas.15.1.95 (reference date ls April 9, 2017).

5. See, for example: Adam Hosmer-Henne Preventing Game Fixing: Sports Books as Information Markets URL: http://online.liebertpub.com/doi/abs/10.1089/ glre.2010.14107?journalCode=glre ( date of circulation - 04/09/2017); Ben Van Rompuy Limitations on the Sports Betting Offer to Combat Match Fixing: Experiences from Europe URL: http://online.liebertpub.com/ doi/pdfplus/10.1089/glre.2014.18105?src=rec sys (circulation date - 04/09/2017).

6. John Underwood et al., The Biggest Game in Town. / [Electronic resource] URL: http://sportsillustrated.cnn.com/vault/article/m agazine/MAG1064574/5/index.htm (circulation date is April 9, 2017).

7. [Electronic resource] URL: https://www.justice.gov/archive/usao/md/new s/archive/OperatorsofInternetGamblingSitesa ndTheirBusinessesIndicted.html (circulation date is 09/04/2017).

8. [Electronic resource] URL: http://www.sport-express.ru/football/foreign/ news/85917/ (reference date: 05/04/2017).

9. [Electronic resource] URL: https://www.interpol.int/News-and-media/News/2008/PR035 (reference date: 04/03/2017).

10. [Electronic resource] URL: https://www.interpol.int/News-and-media/News/2014/N2014-133 (reference date: 04/03/2017).

11. [Electronic resource] URL: https://www.interpol.int/en/News-and-media/News/2016/N2016-095 (reference date: 04/03/2017).

12. Council of Europe Convention on the Manipulation of Sports Competitions Magglingen / Macolin, 18.IX.2014 // The website of the Council of Europe. [Electronic resource] URL: https://www.coe.int/en/web/ conventions/full-list/-

/conventions/rms/09000016801cdd7e (date of circulation: 04/03/2017).

13. NW of the RF. - 2014. - №38. -Art. 5061.

14. Olympic Movement Code on the Prevention of the Manipulation of Competitions // Website of the International Olympic Committee [Electronic resource] URL: https://stillmed.olympic.org/media/

Document%20Library/OlympicOrg/IOC/Who

-We-Are/Commissions/Ethics/Good-

Governance/olympic_movement_code_on_th

e_prevention_of_the_manipulation_of_compe

titions-2015-en.pdf#_ga=1.23978296.382474

889.1491584839 (reference date:

04/03/2017).

15. See more: Michael Herborn Betting Industry Leader Calls for Sport World AntiCorruption Agency, Apr. 8, 2008. [Electronic resource] URL: http://www.playthegame.org/ Home/News/Up_To_Date/Betting_industry_l eader_callsforsport_world_anti_corruption_ agency_08040001.aspx (date of circulation: 07.02.2016).

16. [Electronic resource] URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2005/19/ contents (date of circulation: 04/03/2017).

17. [Electronic resource] URL: http:// www.legislation.act.gov.au/a/2002-51/ default.asp (circulation date is July 23, 2015).

18. [Electronic resource] URL: http://di cti onary. cambridge.org/en/event (reference date is July 23, 2015).

19. [Electronic resource] URL: https://www.law.cornell .edu/uscode/text/18/1 084 (reference date is July 23, 2018).

20. [Electronic resource] URL: http://uscode.house.gov/view.xhtml?req=(title :18%20section:1084%20edition:prelim)%20 OR%20(granuleid:USC-prelim-title18-section1084) & f = treesort & edition = prelim & num = 0 & jumpTo = true (circulation date is July 23, 2018).

21. [Electronic resource] URL: http://uscode.house.gov/view.xhtml?req=(title :18%20section:1084%20edition:prelim)%20 OR%20(granuleid:USC-prelim-title18-section1084) & f = treesort & edition = prelim & num = 0 & jumpTo = true (circulation date is July 23, 2018).

22. [Electronic resource] URL: http:// www.egba.eu/pdf/Athletes_COC_A5_EN_v0 8.pdf (circulation date on December 14, 2017).

23. [Electronic resource] URL: http://www.strategya.com/bukmekery-trebuyut-vvesti-ugolovnuyu-otvetstvennost-dlya-sportsmenov-za-stavki-na-totalizatore/ (circulation date 14.12.2017).

24. [Electronic resource] URL: http://rada.gov.ua/en/news/Novosty/Soobshch

enyya/118031.html (circulation date on December 14, 2017).

25. [Electronic resource] URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2341-14/ed20120504 (circulation date on December 14, 2017).

26. NW of the RF. - 2007. - №50. -Art. 6242.

27. NW Russia. - 2013. - No. 30 (Part I). - Art. 4031.

28. IM Amirov, Mironov AN Analysis of the draft Federal Law on Amendments to the Federal Law "On Physical Culture and Sport in the Russian Federation" and some legislative acts of the Russian Federation in order to prevent illegal influence on the results of official sports competitions // Sports: Economics, Law, Management. 2013. No. 4.

29. A joint decree of the Prosecutor General's Office of Russia No. 870/11 and the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 1 dated December 27, 2017 "On the enactment of lists of articles of the Criminal Code of the Russian Federation used in the formation of statistical reporting" noted the act as a corruption.

30. See the information of the GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia for 2013-2016.

31. See, for example: A. Mondokhonov. Signs of a criminal community (a criminal organization) // Legality, 2010. No. 9; Pokrovsky M.N. Counteraction of corruption in Russia: administrative and legal and ethical aspects // Administrative and municipal law, 2010. № 6; Godunov I.V. Counteraction to organized crime: Textbook. - M, 2003; Fedorovskaya MA Corruption and misconduct in the Russian Federation: state, problems, prospects. - M., 2004; Luneev V.V. The era of globalization and crime. - Moscow: Norma, 2007; Luneev V.V. Criminality of the XX century. World, religious and Russian trends. -M .: NORMA, 1997.

32. SZ RF. - 2013. - No. 30 (Part I). -Art. 4031.

33. SZ RF. - 1996. - No. 25. - Art. 2954

34. SZ RF. - 2009. - No. 33. - Art. 4110.

35. Federal Law of July 23, 2013 No. 198-FZ "On Amendments to the Federal Law" On Physical Culture and Sport in the Russian Federation "and certain legislative acts of the Russian Federation in order to prevent unlawful influence on the results of official sports competitions" came into force on the expiry of one hundred and eighty days after the day of its official publication -January 21, 2014 - that is, two weeks before the official opening of the XXII Winter Olympic Games // SZ RF. - 2013. - No. 30 (Part I). - Art. 4031.

36. See the information of the GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia for 2013-2017.

37. Antsygin A.V. On some issues of criminal responsibility for bribery of participants and organizers of professional sports competitions / A.V. Antsygin // Problems of small and medium-sized business in Russia: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Nizhny Novgorod: 04-05 October 2012 - N. Novgorod: NIMB, 2012; Antsygin A.V. The problems of delineation of the crime provided for in Article 184 of the Criminal Code of the Russian Federation, from adjacent offenses / AV. Antsygin // Juridical Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. N. Novgorod: Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013. № 24.

38. See, for example: See, for example: Isaak SI, Aristova L.V. Perfection of legal maintenance of prevention of illegal influence on results of official sports competitions // Sports: the economy, the right, management. 2013. No. 2; Sarayev V.V Legislative support of the fight against contractual matches: theory and practice // Sport: economics, law, management. 2012. № 2; Bavsun MV, Veklenko VV, Sarayev VV Prospects of criminal law protection of professional sports in Russia / / Journal of Russian Law. 2011. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.