УДК: 342.951:351.82
Соколов Михаил Владимирович - аспирант кафедры политологии и государственной политики, Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Российская Федерация, г. Орёл), e-mail: fmmy@yandex.ru
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Статья посвящена актуальным проблемам сотрудничества государства и гражданского общества в деле противодействия экстремизму в современной России. Автор указывает на роль общественных объединений и организаций в деле борьбы с экстремистскими проявлениями, определяет приоритеты их сотрудничества с органами государственной власти. Выявлено содержание проблем, возникающих в процессе взаимодействия между общественными объединениями и государственным управлением в области противодействия политическому экстремизму. Приводятся авторские рекомендации по совершенствованию поддержки институтов гражданского общества, содействующих органам государственной власти в деле борьбы с экстремизмом.
Ключевые слова: гражданское общество, политический экстремизм, институты гражданского общества, политика противодействия политическому экстремизму, национальная безопасность.
SOKOLOV M. V. - post-graduate student of the Department of political science and public policy, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: fmmy@yandex.ru
COUNTERING POLITICAL EXTREMISM IN MODERN RUSSIA: PROBLEMATIC ASPECTS OF POLITICAL THEORY
The article is devoted to topical issues of cooperation between the state and civil society in countering extremism in modern Russia. The author points to the role of public associations and organizations in the fight against extremist manifestations, determines the priorities of their cooperation with public authorities. Identified the content of the problems arising in the process of interaction between public associations and state management in the area of countering political extremism. Provides the author's recommendations for improving the support of civil society institutions contributing to the public authorities in the fight against extremism.
Keywords: civil society, political extremism, civil society, politics of countering political extremism, national security.
Несмотря на создании ключевых предпосылок для формирования в стране гражданского общества и его институтов, очевидный прогресс в деле построения демократической политической системы, феномен экстремизма сохраняет, непосредственное влияние на содержание развития общественно-политических процессов в современной Российской Федерации. На российский политический процесс оказывают влияние многовекторные тенденции как внутреннего, так и внешнего происхождения, провоцирующие и транслирующие и продуцирующее попытки решения актуальных социально-политических проблем при помощи радикальных методов, приемов и технологий антиконституционного характера. После создания и укрепления «вертикали власти» в Российской Федерации были ликвидированы предпосылки территориально-политической дезинтеграции нашей страны, существенно повысился уровень защищенности ее национальных интересов.
Однако нерешенность многих актуальных вопросов политико-экономического и социально-политического характера, незавершенность и неустойчивость гражданских институтов, помноженные на весьма опосредованную связь общества с государственной бюрократией, способствуют распространению экстремистских проявлений в общественном мнении и практике социально-политической деятельности современной России. Как подчеркивается в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, «экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, подрывает общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации, создает реальную угрозу сохранению основ конституционного строя, межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия»1.
Свою роль в распространении экстремизма играют и последствия глобализации и интеграции Российской Федерации в мировое сообщество. Помимо продуктивных последствий отмеченные факторы приводят к возрастанию зависимости российского общества от явлений, имеющих транснациональную природу, когда миграционные процессы, организованная преступность, международный терроризм, зарубежные радикальные идеологии и идейные установки, становятся факторами, провоцирующими экстремистские проявления в общественной среде современной России.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, угрозу для России представляет не только террористические и экстремистские организации, стремящиеся к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации, но и деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование "цветных революций", разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей»2.
Таким образом, феномен политического экстремизма детерминируется общественно-политической практикой и в настоящее время предстает сложной, многоуровневой конструкцией, представляющей деятельность индивида и социальных групп, направленную на активное неконституционное воздействие на общественно-политический процесс. Экстремизм характеризует политически организованное общество на
1 Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, (утверждена Президентом РФ).-2014.
2 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. «О Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации» - URL: http://nalscom.ru/up-load/iblock/ 2f1/2f1ad4be 9tb819fa4e42a909bae48659.pdf, (дата обращения 15.09.2017). - 2015. - №683.
различных уровнях, которые подрывают перспективы цивилизованной и гуманной борьбы за обладание государственной властью, выводят ее за рамки правового поля.
Проблема эффективности государственной политики противодействия политическому экстремизму в современной России практически не рассматривалась как самостоятельное направление политологии. Не принимается во внимание тот факт, что обеспечение прогрессивного политического развития Российской Федерации актуализирует потребность в создании адекватной теоретико-методологической базы борьбы с экстремистскими проявлениями1.
До настоящего времени не сформирован инструментарий для всестороннего решения проблемы противодействия экстремизму в условиях построения в современной России политической демократии. Несмотря на весьма подробную проработку комплекса теоретических вопросов, тема повышения эффективности борьбы с проявлениями экстремизма долгое время не избиралась объектом политологического анализа.
В российской политической теории необходимо обобщить различные подходы на проблему возникновения политического экстремизма, уточнить методологический и понятийный аппарат, позволяющей формировать достоверное представление об экстремистских проявлениях в современной России. В интересах укрепления демократического пути развития Российской Федерации сохраняется потребность в совершенствовании комплекса взглядов о сущности и трансформации политического экстремизма. Требуют научного толкования и док-тринального закрепления приоритеты противодействия экстремистским проявлениям, в том числе разработка концептуальных основ эффективной стратегии противодействия проявлениями экстремизма в публичной политике, а также
1 Морозов И.Л. Политический экстремизм в современной России - новые тенденции //Polit Book. - 2012. - № 3. -С. 97- 107.
2Цыбаков Д.Л. Милитаризация общественных отноше-
ний: политическая природа, традиционные и современные формы. Орел. -2007,- С.131._
недопущения распространения радикальных идейных установок в молодежной среде в современной России.
Многое в деле борьбы с экстремизмом зависит от степени устойчивости гражданского общества и его институтов. Заслуживает поддержки мнение Д.Л. Цыбакова о том, что реальное состояние современных общественных процессов позволяет выявить наличие субъектов негосударственного происхождения, которые, обладая национальной принадлежностью, являясь продуктом самодеятельной общественной инициативы, занимают особое место среди институтов гражданского общества2. Именно они, на наш взгляд, способны выступить в качестве автономных партнеров государства в деле ограничения деструктивных социальных процессов.
Поэтому требуется сконцентрировать научный интерес на задаче выработки приоритетов борьбы с экстремизмом в политике, добиться необходимого баланса между теоретическим и практическим знанием, дополнить практический инструментарий противодействия радикализации массового сознания и политического процесса в современной Российской Федерации3.
Несмотря на весьма подробное рассмотрение многих теоретических вопросов, тема противодействия экстремизму в российском полити-куме до настоящего времени не стала предметом всестороннего политологического исследования. Не введен в оборот методологический и понятийный аппарат, позволяющей раскрыть потенциал государственной политики борьбы с экстремизмом в политических отношениях в Российской Федерации. В интересах укрепления демократической государственности и гражданского общества сохраняется потребность в обобщении подходов к природе и эволюции экстремизма в современном политическом процессе. Требуется создать концептуальные приоритеты эффективной политики, нацеленной на
3 Галкина Е.В. Противодействие политическому экстремизму и терроризму: новый взгляд /Яеория и практика общественного развития. - 2014,- №1.-С. 341 - 344.
формирование правовой культуры и направлений сотрудничества с гражданским обществом в деле защиты политической системы от вызовов, опасностей и угроз со стороны идеологии и практики политического экстремизма.
Обоснуем, что необходимость формирования научно-методологической базы противодействия политическому экстремизму требует концентрации внимания исследовательского сообщества современной России на следующих проблемных аспектах:
- исследование сущности и содержания политического экстремизма во взаимовлиянии с развитием гражданского общества;
- дополнение понятийного аппарата политической теории;
- проведение сравнительного анализа зарубежных практик государственного противодействия политическому экстремизму среди молодежи;
- определение политико - правовых оснований политики противодействия экстремизму в Российской Федерации;
- рассмотрение эффективности государственной системы мер предупреждения и профилактики политического экстремизма в Российской Федерации;
- разработке технологий вовлечения институтов гражданского общества в борьбу с проявлениями экстремизма в социально-политических процессах;
- систематизации механизмов и методик оценки результативности государственной политики противодействия экстремизму в политике;
- рационализации взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в борьбе с проявлениями политического экстремизма;
- формирования демократической политической и правовой культуры современного российского общества в деле противодействия политическому экстремизму.
Библиография:
1. Галкина Е.В. Противодействие политическому экстремизму и терроризму: новый
взгляд.//Теория и практика общественного развития.-2014,- №1.-С. 341-344.
2. Морозов И.Л. Политический экстремизм в современной России - новые тенденции// PolitBook. - 2012. - № 3. - С. 97- 107.
3. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, (утверждена Президентом РФ). - 2014.
4. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». - 2015. - №683.
5. Цыбаков Д.Л. Милитаризация общественных отношений: политическая природа, традиционные и современные формы. - Орел. - 2007. -С.168.
References:
1. Galkina E.V. Protivodejstvie politicheskomu jekstremizmu i terrorizmu: novyj vzgljad. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. - 2014. - № 1. -S. 341 -344.
2. Morozov I.L. Politicheskij jekstremizm v sov-remennoj Rossii - novye tendencii///PolitBook. -2012.-№ 3.-S. 97-107.
3. Strategija protivodejstvija jekstremizmu v Ros-sijskoj Federacii do 2025 goda. (utverzhdena Pre-zidentom RF).-2014.
4. Ukaz Prezidenta RF ot31 dekabrja 2015 goda "O Strategy nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii». -2015. -№683.
5. Cybakov D.L. Militarizacija obshhestvennyh otnoshenij: politicheskaja priroda, tradicionnye i sov-remennye formy. Orel. -2007. - P. 168.