Научная статья на тему 'Противодействие органов внутренних дел криминальному рынку наркотических средств как составной части теневой экономики и организованной преступности с позиции обеспечения экономической безопасности государства'

Противодействие органов внутренних дел криминальному рынку наркотических средств как составной части теневой экономики и организованной преступности с позиции обеспечения экономической безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
715
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / КРИМИНАЛЬНЫЙ РЫНОК / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мельников Александр Борисович, Терещенко Алексей Петрович

В статье рассматривается одна из основных концепций противодействия органов внутренних дел теневой экономике и организованной преступности борьба с рынком незаконного оборота наркотических средств, представляющего собой и внутреннюю и внешнюю угрозу экономической безопасности страны одновременно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противодействие органов внутренних дел криминальному рынку наркотических средств как составной части теневой экономики и организованной преступности с позиции обеспечения экономической безопасности государства»

Мельников Александр Борисович

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики, бухгалтерского учета и аудита Краснодарского университета МВД России

Терещенко Алексей Петрович

адъюнкт кафедры экономики, бухгалтерского учета и аудита Краснодарского университета МВД России

(тел.: 89615588505)

Противодействие органов внутренних дел криминальному рынку наркотических средств как составной части теневой экономики и организованной преступности с позиции обеспечения экономической безопасности государства

Аннотация

В статье рассматривается одна из основных концепций противодействия органов внутренних дел теневой экономике и организованной преступности - борьба с рынком незаконного оборота наркотических средств, представляющего собой и внутреннюю и внешнюю угрозу экономической безопасности страны одновременно.

Annotation

In article one of the main concepts of counteraction of law-enforcement bodies to shadow economy and organized crime - fight against the market of illicit trafficking in the drugs representing both internal and external threat to economic safety of the country at the same time is considered.

Ключевые слова: теневая экономика, организованная преступность, криминальный рынок, наркотические средства, экономическая безопасность.

Key words: shadow economy, organized crime, criminal market, drugs, economic safety.

твержденная Указом президента нальной безопасности через "национальную ус-

У РФ от 12 мая 2009 г. № 537 тойчивость - состояние, обеспечивающее дос-Стратегия национальной безо- таточную экономическую и военную мощь нации пасности Российской Федера- для противостояния опасностям и угрозам для ции до 2020 г. определяет эко- ее существования, исходящим, как из других номическую безопасность как самостоятельный стран, так и изнутри собственной страны" [1, объект государственного мониторинга и управ- c. 96].

ления на основе идентификации (выявления) со- В настоящее время в большинстве развитых ответствующих видов угроз и принятия мер к их западных стран преобладает понимание нацио-устранению. нальной экономической безопасности как защи-

Национальная экономическая безопасность в щенности национальной экономики в основном целом является обязательным компонентом на- от внешних угр°з. Чт° касается внутренних уг-циональной безопасности. Например, Амери- р°з’ то они признаются, но считаются от°ситель-канский подход основан на понимании нацио- но второстепенными.

307

Сегодня, к сожалению, аналогичное понимание нельзя однозначно отнести к России. Здесь по-прежнему сохраняется ситуация, когда наряду с внешними, имеют место и серьезные внутренние угрозы национальной экономической безопасности страны. К ним в частности относятся наличие значительного теневого сектора экономики, коррупция, являющаяся основным источником многих составляющих теневой экономики.

Одним из главных государственных инструментов в нейтрализации указанных внутренних угроз и противодействии теневой экономике и коррупции как ее составной части, является обеспечение системной, эффективной деятельности правоохранительных структур и органов внутренних дел в частности. Необходимым условием обеспечения системности и эффективности результатов работы должно быть изучение и аккумулирование международного опыта как в классификации указанных явлений, так и в способах борьбы с преступностью в целом и преступной деятельностью в экономической сфере конкретно.

В соответствии с методикой ООН к теневой экономике относятся следующие виды деятельности:

скрытая - законодательно разрешенная, но официально не учитываемая (полностью или частично) деятельность в рамках формализованных структур и процедур;

неформальная - законодательно разрешенная, но не учитываемая деятельность неформальных структур;

нелегальная - законодательно запрещенная деятельность (криминальная и иная противоправная).

Все проявления теневого сектора экономики можно разделить на две группы:

продуктивные виды деятельности, результаты которых учитываются в составе ВВП;

прочие виды экономических преступлений.

Учитывая степень угроз, первоочередному воздействию со стороны органов внутренних дел должны подвергаться нелегальные, то есть криминальные и иные противоправные виды деятельности. При исследовании данных понятий и выработки мер к их противодействию, первоочередными задачами органов внутренних дел является обеспечение борьбы с экономической преступностью или преступностью в сфере экономических отношений в целом.

До настоящего времени остается дискуссионным вопрос о границах экономической преступности с другими видами преступлений. Основой для руководства сегодня являются определения

преступлений в экономической деятельности, предусмотренные действующим Уголовным кодексом в гл. 22, ст. 169-199. Объединяет разные виды составов в этой главе УК РФ не их корыстная направленность (хотя многие из них совершаются по корыстным мотивам), а сфера деятельности, в которой они совершаются. Иными словами преступность в сфере экономических отношений составляют преступления, при совершении которых их субъекты преследуют незаконные экономические интересы, в том числе интересы корыстные, либо стремятся причинить вред законным интересам государства, общества, хозяйствующим субъектам или частным лицам [2, а 69]. Значительная часть преступлений, совершаемых в сфере экономики, зачастую носят спланированный и организованный характер. Однако спланированные и организованные преступления не всегда могут иметь связь с преступными сообществами (организованной преступностью) и совершаться отдельными преступниками. Согласно унифицированному понятию, выработанному ООН на Международном семинаре, прошедшем в г. Суздаль в 1991 г., организованная преступность определялась как функционирование относительно массовой группы устойчивых, управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как промыслом и создающих систему защиты от социального контроля с помощью насилия и коррупции. Таким образом, экономическая организованная преступность является той составной частью экономической преступности, где преступные организации и сообщества являются субъектами организованной преступности.

Из этого может следовать, что теневая экономика, экономическая и организованная преступность - это тесно связанные между собой понятия, имеющие много точек соприкосновения, однако не заменяющие и не перекрывающие друг друга. Иными словами, организованная экономическая преступность и теневая экономика- это пересекающиеся круги, полностью не накладывающиеся друг на друга [2, а 72].

Общий сегмент этого пересечения представляет собой явление, характерное и для теневой экономики, и для экономической, и для организованной преступности - это так называемый криминальный или "чёрный" рынок. В научной литературе криминальный рынок определяют как самостоятельный сектор, который является составным элементом криминальной экономики, ее ядром. Несмотря на достаточно продолжительное употребление, термина "криминальный рынок" даются различные определения. Например, А.И. Долгова определяет крими-

308

нальный рынок как "совокупность преступлений, объединяемых оборотом товаров и услуг, запрещенных к обороту" [3, а 3].

Более широкое в современном научном обороте толкование термина "криминальный рынок" предлагает А.Л. Репецкая: "Под криминальным рынком следует понимать объективно существующее социальное общественно опасное явление, представляющее собой предложение определенного вида преступной деятельности, обусловленное спросом на нее, а также вовлечение в эту деятельность различных социальных групп, что позволяет обеспечить ее осуществление, сопровождающееся получением субъектами данной деятельности неконтролируемых государством доходов". Учитывая тот факт, что сфера криминального рынка в целом имеет широкий спектр и не может существовать вне границ общественных экономических отношений, данное понятие можно конкретизировать и определить как общественно опасное явление, представляющее собой часть теневой экономики, связанной с наличием спроса и предложения на преступную деятельность в процессе производства, распределения, обмена, потребления различных материальных благ и услуг, как запрещенных, так и разрешенных в обороте с целью извлечения криминальных доходов.

В условиях наличия высокого уровня криминализации российского общества, криминальный рынок приобретает все большее значение, включая в себя традиционные виды преступной деятельности. Сегмент теневой экономики, где функционируют криминальные рынки в различных областях экономической деятельности, и является одной из главных угроз экономической безопасности государства.

Одной из основных концепций противодействия органов внутренних дел теневой экономике является борьба с рынком незаконного оборота наркотических средств, представляющего собой и внутреннюю и внешнюю угрозу экономической безопасности страны одновременно. Стратегией государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г., утвержденной указом главы государства от 9 июня 2010 г. № 690 определено, что одним из источников угроз национальной безопасности признана деятельность транснациональных преступных группировок и организаций, связанная с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров.

Как свидетельствует история,распространение наркомании в России протекает волнообразно. Наиболее существенный всплеск потребления и незаконного оборота наркотиков произошел в 90-е годы двадцатого столетия и продолжается

до сегодняшнего дня, постоянно расширяя свои границы и масштабы. Криминальный рынок наркотических средств сегодня является одним из наиболее доходных видов преступной деятельности. Преступные сообщества по отлаженным прочным связям с международной организованной наркопреступностью продолжают осуществлять ввоз и распространение наркотиков на территории России. Также одновременно они являются организаторами транзита наркотиков в Европу, Северную Америку и другие страны.

Особую тревогу продолжает вызывать контрабандный ввоз и распространение героина, поступающего в Россию из Афганистана, Пакистана, Таджикистана через территории Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Азербайджана. В последние годы ситуация с наркотиками в России определяется тем, что около 90% россиян, будучи наркозависимыми, являются потребителями афганского героина. Афганистан, по сути, превращен в абсолютного монополиста по производству опиатов. На его территории располагается не менее 93% всего мирового наркопроизводства.

По данным полиции Афганистана, значительная часть высокотехнологичных нарколабораторий располагается на территории соседнего Пакистана, где во многом существенное влияние на производство героина имеет движение Талибан. В целях снижения объемов выращивания опийного мака правительство Афганистана по целевой программе, из специально созданных с международным участием источников, выделяет по одному миллиону долларов США провинциям, отказывающимся от выращивания наркотического зелья. Средства направляются на создание новых рабочих мест в нормальной экономике, строительство объектов социальной сферы.

Однако эти меры имеют положительный эффект лишь в провинциях, подконтрольных официальным властям Афганистана. В таких провинциях как Гельмент, Урузган, Пактия, Хост, Нуристан, Кунар, Забуль данная программа не реализуется вследствие значительного влияния на эти территории сил движения Талибан.

Эксперты отмечают, что с момента ввода в Афганистан военных контингентов США и НАТО в 2001 г., урожаи наркотиков выросли более чем в 40 раз. Вследствие этого, кроме в первую очередь России, жертвами афганского наркотрафика являются как страны, через которые ведется транзит зелья, так и сам Афганистан. Засилие высокодоходным криминальным производством наркотических средств территории

309

Афганистана препятствует развитию нормальной экономики страны.

Распространение наркотиков в России стало острейшей проблемой, фактором подрыва демографического, социально-экономического и оборонного потенциала страны. Наркотики ежегодно уносят 30 тысяч молодых жизней. Численность наркозависимых насчитывает от 2 до 2,5 миллиона человек, преимущественно в возрасте 18-39 лет, и каждый год пополняется 80 тысячами новобранцев.

В непосредственной близости от России складированы колоссальные запасы опиатов. Они, по оценкам специалистов, достигают триллиона разовых доз. Этого объема количеству наркоманов, равному по численности сегодняшнему населению России, хватило бы на 100 лет. По доле населения, вовлеченного в злоупотребление опиатами, страна опережает государства Евросоюза в среднем в 5-8 раз, а например Германию -в 20 раз. Этот скачок произошел менее чем за двадцать лет [4].

По данным Госнаркоконтроля в Россию только за прошлый 2010 г. было ввезено около 550 тонн опиума, в Европу - свыше 700 тонн. И если в 2009 г. ведомство заявляло о 30 тысячах ежегодно умирающих граждан, то по данным 2011 г. ежегодно из - за наркотиков в России умирают более 100 тысяч человек [5]. Дополнительно к этому зависимые от наркотиков люди имеют существенные ограничения при трудоустройстве и осуществлении трудовой деятельности. Сегодня это является и одним из препятствий в модернизации экономики, подрывает социальные, морально-психологические устои общества, его экономическую и национальную безопасность в целом.

В 2011 г. объем перехваченных только в Киргизии наркотиков, идущих из Афганистана в Россию, по сравнению с прошлым годом увеличился в 23 раза. В Афганистане в 2011 г. собрано в два раза больше урожая опиума по сравнению с 2010 годом. Ожидается удвоение героинового давления на Центральную Азию и Россию. Все это убедительно свидетельствует о том, что в зоне военной операции Международных сил содействия безопасности в Афганистане под командованием НАТО зародилось новое героиновое цунами, готовое обрушиться и накрыть волной постсоветское пространство и Европейский Союз [6].

В настоящее время в России за употребление наркотических и психотропных средств полагается штраф в сумме от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток (ст. 6.9 КоАП). При добровольном обращении и

согласии на излечение, от штрафа нарушитель освобождается. К уголовной ответственности могут привлекаться только лица, задержанные за приобретение, хранение, перевозку, изготовление наркотиков, склонение к их употреблению, организацию и содержание наркопритонов, культивирование растений, содержащих наркотические средства (ст. 228-233 УК РФ).

В целях повышения эффективности борьбы с наркозависимостью одной из мер сегодня предлагается введение уголовной ответственности за систематическое немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ. Аналогичная ответственность применялась ранее в СССР после того, когда гражданин повторно попадался сотрудникам правопорядка. В этом случае ему грозило наказание до семи лет лишения свободы. На сегодняшний день уголовным преступлением употребление наркотиков признается в Греции, Финляндии, Франции и Швеции.

Ряд специалистов и правозащитников в России выступают против уголовной ответственности за употребление наркотиков. Мотивировкой при этом является то, что наркомания -это болезнь, что конституция России дает гражданам право самим распоряжаться своим здоровьем. С другой стороны зависимым от наркотиков гражданам, совершающим в состоянии наркотического воздействия различные преступления, не дано права распоряжаться жизнью и здоровьем других граждан, страдающих от этих преступлений.

Еще одним часто обсуждаемым вопросом является введение принудительного лечения алкоголиков и наркоманов. Это, по мнению экспертов, должно существенно снизить криминальный спрос и предложение на различные виды наркотических средств. МВД России готово выступить с инициативой о принудительном лечении алкоголиков и наркоманов. Необходимость подобной меры обусловлена ростом количества преступлений, совершенных в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Процесс алкоголизации и наркомании населения грозит перерасти в национальную катастрофу. Особенно настораживает молодой возраст пристрастившихся к пагубным привычкам [7].

Чтобы противостоять этому злу в глобальном масштабе, необходимо бороться не только с наркотрафиком, но и с теми социальными факторами, которые его порождают, а это такие факторы, как бедность, неравенство, коррупция. Поэтому сегодняшняя задача заключается в том, чтобы не допустить глобализации преступных потоков. А отсутствие действенной борьбы с нар-

310

кобизнесом, как показывает практика, подпитывает другие проблемы - и прежде всего, к сожалению, такую страшную проблему, как терроризм, наносит вообще ущерб нашему развитию, развитию человечества [8].

Одними из основных задач органов внутренних дел в обеспечении противодействия криминальному рынку наркотических средств должны являться:

1. Максимальное использование возможностей международных организаций и Интерпола в процессе выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств имеющих международный характер.

2. Совершенствование подходов к обеспечению противодействия транснациональной преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств, в первую очередь, обеспечив взаимодействие с органами внутренних дел республики Афганистан, и других стран Западной и Центральной Азии.

3. Оказание научного, методического и технического содействия Афганистану и другим странам Западной и Центральной Азии в противодействии афганской наркоугрозе.

4. Пресечение преступных связей с международным наркобизнесом, подрыв экономических основ наркопреступности.

5. Разрушение коррупционных связей, способствующих незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров.

6. Усовершенствование технического оснащения подразделений, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров.

7. Обеспечение мер по пресечению незаконного оборота наркотиков в местах проведения культурно - развлекательных мероприятий граждан.

8. В целях сокращения спроса и предложения на наркотики, инициирование принятия мер по ужесточению административной ответственности за незаконное потребление наркотиков, уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, в том числе за сбыт в учреждениях или местах, используемых для проведения учебных, спортивных, культурных, развлекательных и иных публичных мероприятий.

9. Обеспечение тесного доверительного взаимодействия с гражданами, прежде всего участковых уполномоченных полиции, по выявлению наркопритонов, мест реализации и употребления наркотических средств.

10. Широкое проведения таких мероприятий, как снятие информации с технических и прочих

каналов связи, контролируемая поставка, оперативное внедрение, оперативный эксперимент и создание легендированных предприятий.

11.Участие в создании и работе государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, а также выработка механизма взаимодействия органов внутренних дел с гражданами и институтами гражданского общества по вопросам противодействия немедицинскому потреблению и незаконному распространению наркотиков.

1. Проблемы определения безопасности: системы безопасности для предотвращения войн // Разоружение - периодический обзор ООН. 1991. № 4. Т. XIV. С. 96-97.

2. Репецкая А.Л. Организованная преступность. Теневая экономика. Криминальный рынок России. М.: Юрлитинформ, 2010. 192с.

3. Долгова А.И. Преступность, ее виды и организованная преступность //Проблемы борьбы с криминальным рынком, экономической и организованнойпреступностью. М., 2001. С. 3.

4. Сафонов О.А. заместитель директора ФСКН России. Распространение наркотиков в России стало острейшей проблемой. Ответы на вопросы представителей СМИ. [Электронный ресурс]/Электрон. дан. 17.07.2009. Режим доступа: http://news.samaratoday.ru/свободный. Загл. с экрана.

5. Богданов В. Россия и Пакистан будут совместно уничтожать нарколаборатории. "Российская газета". Федеральный выпуск № 5654 (278). 09.12.2011.

6. Богданов В. Наркополиция пришла в Белый Дом. "Российская газета". [Электронный ресурс] /Электрон. дан. 21.10.2011. Режим доступа: http:// www.rg.ru /свободный. Загл. с экрана.

7. Росмедпортал. Ком. МВД РФ готово выступить с инициативой о принудительном лечении алкоголиков и наркоманов. Выступление Министра внутренних дел РФ. [Электронный ресурс]/Электрон. дан. 04.10.2011. Режим доступа: http://www.rosmedportal.com/index / свободный. Загл. с экрана.

8. Медведев Д.А. Выступление на международном форуме "Афганское наркопроизводство - вызов мировому сообществу". М., 09.06.2010.

1. Problems of determination of safety: safety systems for uncoming of wars // Disarmament - the periodic review of the United Nations. 1991. № 4. T. XIV. P. 96-97.

2. Repetsky A.L. Organized crime. Shadow economy. Criminal market of Russia. M.: Yurlitinform, 2010. 192 p.

Э11

3. Dolgova A.I. Crime, its types and organized crime//Problems of fight against the criminal market, economic and organized crime. M., 2001. P. 3.

4. Safonov O.A. Deputy director of FSKN of Russia. Drug trafficking in Russia became a burning issue. Answers to questions of representatives of mass media. [Electronic resource ] /Electron. giv. 17.07.2009. Access mode:http://news.sa-maratoday.ru/free. See from the screen.

5. Bogdanov V. Russia and Pakistan will destroy in common narcolaboratories."The Russian newspaper". Federal release No 5654 (278). 09.12.2011.

6. Bogdanov V. The narcopolice came to the White House. "The Russian newspaper". [Electronic

resource]/Electron. giv. 21.10.2011. Access mode: http:// www.rg.ru/the free. See from the screen.

7. Rosmedportal. Lump. The Ministry of Internal

Affairs of the Russian Federation is ready to initiate compulsory treatment of alcoholics and addicts. Speech of the Minister of Internal Affairs of the Russian Federation. [Electronic resource] / Electron. giv. 04.10.2011. Access mode: http://

www.rosmedportal.com/index /the free. See from the screen.

8. Medvedev D.A. Performance at the international forum "The Afghan narcoproduction - a call to the world community". M., 09.06.2010.

312

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.