Научная статья на тему 'Противодействие незаконному выводу капитала за рубеж и отмыванию доходов, полученных преступным путём'

Противодействие незаконному выводу капитала за рубеж и отмыванию доходов, полученных преступным путём Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
942
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТТОК КАПИТАЛА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ОФФШОР / ВЫВОД КАПИТАЛА ЗА РУБЕЖ / НЕЗАКОННОЕ ОБОГАЩЕНИЕ / CAPITAL FLIGHT / ECONOMIC SECURITY / SHADOW ECONOMY / OFFSHORE / THE WITHDRAWAL OF CAPITAL ABROAD / ILLEGAL ENRICHMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Ольга Юрьевна, Котова Анна Викторовна

В статье приводится краткий анализ проблем оттока капитала и делаются выводы о необходимости принятия мер по предотвращению его бегства. Проанализированы основные способы вывода капитала из России при проведении внешнеэкономической деятельности. Предложены меры по совершенствованию функционирующей сегодня законодательной системы в сфере борьбы с противозаконным выводом капитала из РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERING ILLEGAL WITHDRAWAL OF CAPITAL ABROAD AND LAUNDERING INCOME OBTAINED BY CRIMINAL WAY

The article provides a brief analysis of capital flight and comes to a conclusion that the state should undertake measures to restrain this outflow. The article analyses the major ways of capital withdrawal from Russia in the foreign economic activities. The authors suggest taking steps to improve the active legislation regarding the counteraction of illegal export of capital from Russia.

Текст научной работы на тему «Противодействие незаконному выводу капитала за рубеж и отмыванию доходов, полученных преступным путём»

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ВЫВОДУ КАПИТАЛА ЗА РУБЕЖ И ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЁМ

Аннотация. В статье приводится краткий анализ проблем оттока капитала и делаются выводы о необходимости принятия мер по предотвращению его бегства. Проанализированы основные способы вывода капитала из России при проведении внешнеэкономической деятельности. Предложены меры по совершенствованию функционирующей сегодня законодательной системы в сфере борьбы с противозаконным выводом капитала из РФ.

Ключевые слова. Отток капитала, экономическая безопасность, теневая экономика, оффшор, вывод капитала за рубеж, незаконное обогащение.

Orlova O.Yu., Kotova A.V.

COUNTERING ILLEGAL WITHDRAWAL OF CAPITAL ABROAD AND LAUNDERING INCOME OBTAINED BY CRIMINAL WAY

Abstract. The article provides a brief analysis of capital flight and comes to a conclusion that the state should undertake measures to restrain this outflow. The article analyses the major ways of capital withdrawal from Russia in the foreign economic activities. The authors suggest taking steps to improve the active legislation regarding the counteraction of illegal export of capital from Russia.

Keywords. Capital flight, economic security, shadow economy, offshore, the withdrawal of capital abroad, illegal enrichment.

Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) предполагают использование в области борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, которые получены преступным путем, и финансовым обеспечением террористической деятельности риск-ориентированного подхода, который, в свою очередь, предполагает осуществление оценки рисков совершения операций (сделок) и дальнейшее размещение ресурсов с учетом результатов такой оценки. При последней оценке рисков совершения операций (сделок) специалисты Группы разработки ФАТФ выявили ряд ключевых и существенных рисков проведения операций (сделок) в кредитно-финансовой области:

а) реализация фиктивной финансово-экономической деятельности;

б) реализация переводов безналичных денежных средств в теневой наличный оборот;

в) противозаконное выведение денежных средств и прочих активов за рубеж;

г) проведение руководством и специалистами кредитно-финансовых предприятий противоправной деятельности, которая ориентирована на борьбу с интересами таких предприятий и их клиентов, включая организацию сопутствующих факторов для легализации (отмывания) доходов, которые были получены преступным путем.

ГРНТИ 06.56.71

© Орлова О.Ю., Котова А.В., 2019

Ольга Юрьевна Орлова - доктор экономических наук, профессор кафедры банков, финансовых рынков и страхования Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Анна Викторовна Котова - аспирант кафедры банков, финансовых рынков и страхования Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Котова А.В.):194362, Санкт-Петербург, п. Парголово, Заречная ул., 25 (Russia, St. Petersburg, Pargolovo, Zarechnaya str., 25). Тел.: +7 921 747-38-26. Е-mail: enotikmy@rambler.ru. Статья поступила в редакцию 20.07.2019.

В таких условиях основной целью национальной системы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, которые были приобретены преступным путем, и финансовым обеспечением терроризма, выступает рост продуктивности ее функционирования до уровня, где заметно станет обеспечиваться и поддерживаться оперативная уничтожение обнаруженных рисков при совершении операций (сделок). Среди основных факторов, вызывающих отток капитала из РФ, по нашему мнению, следует назвать отсутствие стабильности в экономике и политике, в том числе ухудшающиеся отношения с другими странами-конкурентами (США, Великобритания и т.д.), из которых идет достаточно существенный поток инвестиций.

Действующие санкции и риск наложения новых вынуждают инвесторов выводить свои активы из российских государственных облигаций, способствует этому и дорожающий доллар США. В 2008 году банковская система оказалась в кризисе и многие инвесторы, предприниматели и физлица потеряли в банках огромные денежные средств, что подорвало доверие к российской банковской системе. Сложная налоговая система, бюрократия и слабая правовая защищённость предприятий создают большое давление на бизнес. Предпринимателям проще уйти в «серую» экономику, чем работать в «белой».

Основные последствия вывода денежных средств - это, прежде всего, уменьшение поступления денежных средств в бюджет России. Отсутствие инвестиций извне, а также вывоз денежной массы отечественными бизнесменами приводят к закрытию предприятий, сокращению налоговых поступлений, росту безработицы и уменьшению ассигнований из бюджета, в результате всего этого, на социальные нужды.

Анализу материалов (статистических данных) Банка России показал, что авансовые платежи за импортируемые товары увеличились в 2018 г. на 8% по сравнению с 2017 г., на 1% выросли оплаты за импорт услуг, в то же время наблюдается значительное сокращение переводов по сделкам с ценными бумагами - на 6.1% и по исполнительным документам (ФССП) - на 9% [8]. Произошло это благодаря тесному взаимодействию между ФТС России, ФНС России, Банком России и Росфинмониторингом. Однако, такое сокращение, по нашему мнению, вызвало «переток» финансовых средств в небанковский сектор, что отразилось на росте транзитных операций повышенного риска по безналичной компенсации наличной выручки.

С учетом стремительно выросшего уровня передвижения капиталов и высокого уровня цифрови-зации финансовых рынков, особенно остро сегодня стоит вопрос аккумуляции и оперативного перетока «горячих денег». Оффшорам отводится наиважнейшее значение в качестве связующих звеньев и мест концентрации «горячих денег». За счет оффшорных зон, у держателей активов есть возможность минимизировать налоговые издержки, следовательно, они могут вкладывать капитал в более рискованные и менее прибыльные проекты [1]. Соответственно расширяется спектр возможностей выбора сфер применения капитала.

Многие эксперты, работающие в сфере экономики, расценивают оффшоры, в первую очередь, в качестве определенной схемы, которая обеспечивает возможности и способы для того, чтобы легализовать (отмыть) так называемые «грязные деньги», а также в качестве средства, помогающего избежать уплаты налогов, другими словами оффшоры - это своего рода «черные дыры экономики» [6]. Можно отметить ряд факторов, которые привлекают предприятия использовать подобные схемы с целью реализации своих преступных целей:

1) конфиденциальность. Сведения о том, кто в результате получает доход в оффшорной организации, урегулированы жесткими нормативно-правовыми актами, предусматривающими в себе пункты о конфиденциальности и банковской тайне. В случае распространения данных, которые содержат в себе банковскую либо коммерческую тайну, в обязательном порядке предполагается наказание в виде уголовной ответственности;

2) финансовая тайна. Ненарушение финансово-экономической тайны поддерживается за счет предоставления гарантий с позиции института номинальных держателей. Другими словами, выявление лица, которое является владельцем фирмы, либо выступает в роли лица, получающего прибыль, не предоставляется возможным, несмотря на возможный процесс судебного расследования или уголовного разбирательства. Это обуславливается тем, что в зонах оффшора существует крайне строгий порядок по защите банковской и коммерческой тайны. В случаях, где наблюдается очевидное несо-

блюдение собственных ограничений секретности и есть весьма ощутимое нарушение законодательной системы иностранного государства, оффшорные компании прекращают свою работу;

3) система валютного контроля. В обязательном порядке в каждой оффшорной зоне должна присутствовать система двойного валютного контроля. Система двойного валютного контроля сформирована на основании отличительных аспектов резидентов в сравнении с нерезидентами, национальной валюты по отношению к иностранной. Существует единое правило, которое заключается в том, что резиденты, в отличие от нерезидентов, испытывают на себе валютный контроль. Тем не менее, важно учитывать, что на нерезидентов распространяется контроль относительно местной валюты. Иностранцы наделены рядом возможностей для организации фирмы в оффшорном государстве для того, чтобы вести бизнес-деятельность. При наличии подобной ситуации, предприятие не испытывает на себе валютный контроль в зоне оффшора;

4) защита собственности от вероятного судебного преследования со стороны кредиторов, родственников, властей и прочих заинтересованных лиц. Так, предприятие, которое зарегистрировано на территории РФ, получив статус неплатежеспособного, прежде всего, станет удовлетворять претензии, которые были предъявлены со стороны кредиторов. Как правило, именно законодательная система выступает гарантом в том, что на оффшорном предприятии будет организована защита собственности от судебного преследования;

5) возможность использовать иностранную банковскую систему. Возможность обращаться к оффшорным компаниям способствует тому, что допускается размещение активов в твердой валюте, в наиболее безопасных банковских структурах, а также в безопасном государстве. Крупные корпорации имеют в своем арсенале ряд связей и могут предоставлять собственным клиентам возможности для открытия счетов в высококлассных банковских структурах за пределами России;

6) к положительным сторонам также относятся облегченные правила регистрации оффшорных предприятий. Для открытия оффшора сегодня нет необходимости в личном присутствии заинтересованного в этом лица. Для того, чтобы совершить процедуру регистрации, можно обратиться к помощи Интернет-сети; в дальнейшем, соответствующий комплект документов на оффшор будет отправлен международной экспресс-почтой вне зависимости от местоположения адресата [5].

На сегодняшний день в России уже образовался достаточно большой альянс бизнесменов, которые при ведении своей деятельности применяют оффшорные схемы. Можно отметить, что данная коммерческая деятельность в итоге выглядит следующим образом - достаточно активно осуществляется размещение валюты (как правило, эти средства получены криминальным путем) на собственные оффшорные счета за пределами РФ посредством заключения поддельных импортных или же экспортных договоров. На сегодняшний день сотрудники таможенной службы выделяют три основные схемы вывода денежных средств:

1. Использование подложных документов - деклараций, товарно-транспортных накладных, внешнеторговых контрактов - по сделкам, которые в реальности никогда не заключались. Раньше серьезной проблемой было получение от участников ВЭД уполномоченными банками поддельных деклараций, но эта проблема была урегулирована (банки стали получать декларации напрямую из ФТС). Взаимодействие с мегарегулятором постоянно совершенствуется, и сейчас информация обо всех сомнительных операциях, в том числе с использованием деклараций на товары, передается через ЦБ в уполномоченные банки по закрытым электронным каналам. Эти же сведения уходят в Росфинмони-торинг, который тоже следит за валютными сделками, при этом возможность подачи недостоверной декларации почти ликвидирована;

2. Схема «карусель». Это когда один и тот же товар неоднократно перемещается через таможенную границу. Сначала нерезидент продает его российской компании, которая потом уступает права на него другой фирме. Эта фирма снова вывозит покупку за границу и передает первоначальному поставщику. Так товар может «ездить» туда и обратно несколько раз, и всякий раз за него платят деньги. Схема фиксируется таможней благодаря системе управления рисками, путем досмотра, оценки, экспертизы перемещаемого товара. О подозрительной сделке таможенные органы информируют ЦБ;

3. Создание фирм-однодневок под конкретный контракт. Такая фирма заключает с поставщиком договор и переводит аванс, а потом исчезает. При обнаружении такой схемы участники внешнеэкономической деятельности привлекаются к административной и уголовной ответственности - в зави-

симости от ущерба. Сейчас таможенные органы сначала фиксируют неисполнение обязательств по контракту и только потом могут применять меры к нарушителю. Срок исполнения обязательств по контракту может составлять 5-10 лет, поэтому суммы задолженности по штрафам перед федеральным бюджетом колоссальные. За совершенное нарушение штраф равен 75-100 процентам от суммы выведенных средств, но фирма-однодневка, как правило, не оплачивает его.

Оффшорные схемы, по своей сути, представляют из себя способ легального планирования и минимизации налогообложения организации. Данные схемы созданы на основании сопоставления разных налоговых законодательных систем в мире, обращение к ним дает возможности для существенной экономии средств, позволяет выступать на «переднем крае» международной экономики. Проведенные исследования по оффшорной бизнес-деятельности указывают на то, что большая часть отечественных предпринимателей задается целью создать условия максимальной безопасности для своих активов за счет того, что они размещаются в высоколиквидных зарубежных авуарах, которые способствуют получению регулярной прибыли.

Производя вложения валютных средств в экономику России, эти предприниматели начинают выступать уже в статусе нерезидента, что, в свою очередь, позволяет этой категории представителей бизнеса обращаться ко всем существующим на сегодня преимущественным правам национальной валютной законодательной системы [7]. Ведь оффшорные компании могут вести в России бизнес, используя все возможности, которые предоставляет российское налоговое законодательство иностранным юридическим лицам (более льготный порядок исчисления и уплаты налога на прибыль; льготный порядок исчисления налогооблагаемой базы доходов от аренды имущества; льготы, вытекающие из двусторонних соглашений по устранению двойного налогообложения) [2].

Будущее оффшорного бизнеса и в России, и в мире зависит от баланса интересов тех, кто поддерживает его развитие, и тех, кто выступает против. Получающие налоговые и прочие льготы фирмы, очевидно, заинтересованы в существовании оффшорных зон, благодаря которым они могут более эффективно использовать финансовые ресурсы. Слабые в экономическом отношении регионы, не имеющие выраженных сравнительных преимуществ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат и, соответственно, приток инвестиций, без сомнения, являются сторонниками развития оффшорного бизнеса и создания оффшорных зон, поскольку это позволяет им аккумулировать финансовые ресурсы.

В поддержку оффшорного бизнеса выступают и небольшие страны, для которых оффшорные услуги являются сферой специализации в мировой экономике. Теряют же от оффшорного бизнеса, прежде всего, те страны и регионы, на территории которых функционируют фирмы, чьи налоговые выплаты концентрируются в оффшорных зонах. Причем зачастую это фирмы богатых стран, с избыточным количеством капитала. Именно они сейчас наиболее активно противодействуют развитию оффшорного бизнеса в мире. Но глобализация как объективный процесс постоянно воспроизводит благоприятные условия для развития оффшорного бизнеса, и рынок оффшорных услуг, по-видимому, будет и в ближайшем будущем играть важную роль в мировой экономике [3].

Основными задачами по противодействию незаконному выводу капитала из РФ и понижению уровня преступной деятельности, которая тесно взаимосвязана с отмыванием доходов, образованных за счет преступных действий, по нашему мнению, на современном этапе выступают:

а) расширение и совершенствование методов определения, тщательного разбирательства и раскрытия преступных деяний, которые имеют непосредственное отношение к легализации (отмыванию) доходов, которые были приобретены за счет преступных действий, посредством коррупции и финансового обеспечения террористической деятельности;

б) модернизация механизмов конфискации и прочих форм изъятия доходов, которые были приобретены преступным путем, у преступников, включая в данную задачу возмещение вреда и урона, которые были причинены противозаконными действиями предприятиям, обществу и государству в целом;

в) развитие и улучшение правоприменительной деятельности по оперативному определению и блокированию (замораживанию) капиталов;

г) развитие и модернизация работы органов, которые несут ответственность за исполнений полномочий в сфере предоставления международной нормативно-правовой помощи по уголовным делам,

работе в условиях международного взаимодействия по предупреждению, пресечению и расследованию преступных деяний в экономической области, включая возврат противозаконных переводов активов из зарубежных стран.

Анализируя сложившуюся ситуацию в российской экономике, мы можем наблюдать всё ещё высокой процент вывода капитала из РФ в связи с привлекательностью использования оффшорных компаний для достижения бизнесом преступных целей. Прежде всего, это связано с их конфиденциально -стью, финансовой секретностью, льготным налогообложением и защищённостью. В нашей статье мы рассмотрели наиболее часто используемые преступные схемы при осуществлении внешнеэкономической деятельности, такие как: использование фирм-однодневок, подложных документов и карусельной схемы перемещения товаров через таможенную границу РФ.

Развитие методик выявления, расследования и раскрытия преступлений, связанных с отмыванием доходов, полученных преступным путем, по нашему мнению, может дать ощутимый результат в будущем. К сожалению, вовлеченность некоторых специалистов кредитно-финансовых организаций затрудняет выявление новых схем, поскольку изобретаются ещё более хитроумные и хорошо завуалированные транзитные цепочки. Только благодаря тесному взаимодействию между такими структурами власти, как ФТС России, ФНС России, Банк России и Росфинмониторинг, можно наладить эффективный механизм противодействия незаконному выводу капитала за рубеж и отмыванию доходов, полученных преступным путём. Обмен информацией, использование современных аналитических систем отслеживания платежей и контрагентов с привлечением «искусственного интеллекта», высокий уровень подготовки кадров может создать действенный заслон на пути к незаконному выводу капитала из РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Самбурова Е.Н. Оффшорный бизнес в России: черная дыра экономики или инструмент развития // Россия и современный мир. 2000. № 3. С. 65-71.

2. Десять оффшоров подпишут соглашение об обмене данными по налогам // Налоги и бизнес. 2009. № 12 (515).

3. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М.: Юридическая литература, 2005. 40 с.

4. ФТС России: в 2018 году выявлены нарушения в сфере валютного регулирования на 420 млрд руб. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru (дата обращения 18.04.2019).

5. Хейфец Б. Офшорные финансовые сети российского бизнеса // Вопросы экономики. 2009. № 1. С. 52-67.

6. Бахарева А.Ю. Влияние статуса оффшорных компаний на нелегальный вывоз капитала из России // Вестник ОГУ. 2010. № 8.

7. Чернявский С.П. Международный оффшорный бизнес и банки. М.: Финансы и статистика, 2002.

8. Структура сомнительных операций в банковском секторе в 2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cbr.ru/Collection/Collection/File/15756/2018.pdf (дата обращения 20.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.