Научная статья на тему 'Противодействие насильственной преступности ОВД (на примере Воронежской области)'

Противодействие насильственной преступности ОВД (на примере Воронежской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
156
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противодействие насильственной преступности ОВД (на примере Воронежской области)»

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАСИЛЬСТВЕННОЙ

ПРЕСТУПНОСТИ ОВД

(на примере Воронежской области)

О.В. ХОТИН

Одним из наиболее специфических признаков большинства преступлений против личности является применение насилия. Именно это обстоятельство позволяет некоторым исследователям определять совокупность преступлений против личности как понятие, тождественное насильственной преступности. Под ним понимается совокупность таких преступлений (и лиц, их совершивших), в которых насилие или угроза его применения представляют собой элемент мотивации, а не просто средство достижения цели1.

Такой подход может вызывать обоснованные возражения, так как с уголовно-правовой точки зрения понятие преступлений против личности представляется гораздо более емким по своему содержанию. Это подтверждается тем, что в число преступлений против личности законодателем включены такие составы, как заражение венерической болезнью (ст. 121 УК), заражение ВИЧ-инфекцией (ст. 122), незаконное производство аборта (ст. 123), неоказание помощи больному (ст. 124), оставление в опасности (ст. 125). Четвертую часть предусмотренных законодателем преступлений против личности нельзя отнести к насильственным. Однако следует признать, что эти преступления против личности в судебной практике встречаются реже, чем преступления насильственные.

Насильственные преступления относятся к числу наиболее опасных посягательств. Они во многом определяют конфликтогенность общества, вызывают наибольший общественный резонанс, связаны прежде всего с умышленным посягательством на телесную неприкосновенность и свободу человека2. В юридической литературе встречается и более широкая трактовка криминального насилия. Некоторые авторы к этим деяниям относят, кроме прочего, преступления против общественной безопасности, против государственной власти3.

К насильственным преступлениям следует относить большинство преступлений против жизни и здоровья, половой свободы и половой неприкосновенности личности, хулиганство. Состояние и динамика этих преступлений преимущественно характеризуют насильственную преступность в целом.

Основой объединения рассматриваемых преступных деяний в отдельную криминологически значимую группу являются такие критерии, как способ действия, насильственная мотивация, форма вины и объект посягательства преступника. Иногда грабежи, разбои, захват заложников, терроризм и ряд других преступлений также рассматривают в группе насильственных. Одна-

ко, руководствуясь тем, что насилие здесь используется сугубо как средство достижения цели (политической, корыстной и др.), этот круг преступных деяний в числе насильственных нами не рассматривается.

К насильственным преступлениям против жизни и здоровья относятся все виды убийств (ст. 105—108 УК), доведение до самоубийства (ст. 110), умышленное причинение вреда здоровью различной степени тяжести (ст. 111—115), побои (ст. 116), истязание (ст. 117).

Убийства и другие преступления против жизни в последние годы перестают быть наименее латентными. Рост их латентности происходит за счет увеличения количества лиц, пропавших без вести, числа трупов с неустановленной причиной смерти и неопознанных трупов. Чаще всего подобные преступления имеют место в маргинальной среде, регионах, для которых характерны национально-этнические конфликты, в Вооруженных Силах РФ.

Тревожной тенденцией является увеличение доли убийств, совершаемых из корыстных побуждений; остается стабильно большой доля убийств, совершаемых из хулиганских побуждений. Особую тревогу вызывает распространение убийств, совершаемых на почве национальной ненависти, вражды, ранее не известных нашему обществу.

Значительную общественную опасность представляет уличная насильственная преступность. Ее состояние усугубляется увеличением количества экстремистских группировок, а также наличием национально-этнических конфликтов в отдельных регионах. Эти конфликты могут сопровождаться массовыми беспорядками, погромами, поджогами, изнасилованиями, убийствами. Именно к категории уличной насильственной преступности следует отнести получившие широкую огласку случаи убийств иностранных студентов и иных иностранных граждан, совершенные в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже и ряде других городов.

К следующей категории насильственных преступлений относятся преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности: изнасилование (ст. 131 УК), насильственные действия сексуального характера (ст. 132), понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133). Лица, совершающие такие преступления, руководствуются стремлением к удовлетворению половой страсти. Иногда сексуальные побуждения виновного в изнасиловании могут сочетаться с хулиганскими мотивами, стремлением унизить, отомстить, поглумиться над потерпевшей

и т.п. Чаще всего изнасилование сопровождается интенсивным применением виновным физического насилия либо характеризуется оказанием активного сопротивления со стороны потерпевшей.

К числу насильственных преступлений относится и хулиганство. Это объясняется общностью причин, способов совершения этих деяний, конкретных ситуаций совершения преступления, личностных качеств преступников. Многие насильственные преступления совершаются из хулиганских побуждений во время массовых беспорядков при межэтнических, межконфессиональных и межнациональных конфликтах.

Поскольку насильственная преступность включает в себя разнообразные по содержанию деяния, специфичны причины и условия их возникновения. Система криминогенных детерминант насилия рассматривается в юридической литературе преимущественно в классическом варианте на каждом из трех уровней исследования социальных процессов: общесоциальном, локальном (микросреды) и индивидуальном, что, впрочем, не исключает и других подходов4.

Противоречия, продуцирующие насилие на национальной почве, связаны с разными криминогенными факторами, обусловливающими преступное поведение. Помимо факторов, обусловливающих воспроизводство и прирост преступности, они включают:

Ф противоречия в политической сфере между отдельными слоями общества в борьбе за власть, выражающиеся в противостоянии разных ветвей власти, противоборстве политических партий, общественных организаций и движений;

Ф противоречия в духовно-нравственной сфере, реализующиеся в насаждении идеологических догматов, националистических призывах отдельных общественных деятелей, конфликтах на национально-этнической почве, культе насилия, агрессивности, разнузданности;

Ф противоречия между социальными группами, основанные на разных целях, мировоззрении, достатке.

Межнациональная напряженность на постсоветском пространстве и связанный с ней поток мигрантов продуцируют насильственные преступления5. Отсутствие сплошной хорошо охраняемой границы России с государствами СНГ, а также упрощенная система выдачи виз и порядка въезда граждан государств СНГ относятся к факторам, ухудшающим криминогенную ситуацию.

Статистические данные позволяют сделать вывод о некотором сокращении количества насильственных преступлений и снижении их удельного веса в последние годы как в целом по России, так и в Воронежской области в частности. Сокращение носит объективный характер и свидетельствует о наличии устойчивой тенденции к дальнейшему снижению их числа.

В 2006 г. количество убийств и покушений на убийство сократилось на 11% по сравнению с 2005 г., а в 2007 г. — на 19,1% по сравнению с 2006 г. В Воро-

нежской области в 2007 г. зарегистрировано 213 преступлений, предусмотренных ст. 105 УК, а в 2006 г. их было зарегистрировано 252 (снижение на 15,4%). За последние три года на территории Воронежской области имеется устойчивая тенденция снижения количества таких преступлений, как убийство и покушение на убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.

К сожалению, этого нельзя утверждать относительно динамики количества изнасилований. С 1999 по 2007 г. количество этих преступлений волнообразно колебалось, достигая максимумов в 1999 и 2004 гг. Существенное снижение, имеющее характер тенденции, наметилось только в 2005 г. Снижение весьма существенно: в 2005 г. - 24%, в 2005 г. - 25 и в 2007 г. - 14,7%. Предпосылки для прогноза снижения количества изнасилований в ближайшие несколько лет существуют. Эти преступления совершаются, как правило, лицами в возрасте 14-29 лет (в 2006 г. в стране этой категорией лиц совершено 66,7% преступлений), а в силу существенного снижения рождаемости в 1990-х годов структурная доля этой возрастной группы также демонстрирует устойчивое сокращение.

Москва и Воронежская область относятся к группе регионов с наименьшими коэффициентами преступлений против личности в расчете на 100 тыс. населения, причем этот коэффициент также проявляет тенденцию к снижению.

Вместе с тем за внешними позитивными изменениями статистических показателей нами не исключается рост латентной части преступлений против личности. Об этом свидетельствует рост числа лиц, пропавших без вести (в Воронежской области в 2007 г. в розыске находилось 396 пропавших без вести граждан). Кроме того, по данным исследований ряда зарубежных и отечественных ученых, до 80-90% потерпевших женщин не обращаются в правоохранительные органы по фактам изнасилования, не надеясь на получение помощи, опасаясь возможной расправы со стороны преступников и их окружения, опасаясь огласки и т.д.

На состоянии борьбы с насильственной преступностью негативно отражаются отсутствие эффективной системы защиты жертв преступлений и помощи им, недостаточная законодательная урегулирован-ность этой проблемы. К сожалению, слабо решаются проблемы реставрации положительных форм работы и участия населения в профилактике преступности. Народные дружины, молодежные, в частности студенческие, оперативные отряды содействия милиции составляют исключение. Целевые комплексные программы по борьбе с преступностью несовершеннолетних, наркопреступностью и др. не достигают желаемого результата по причине разобщенности действий исполнителей и слабой материально-технической, ресурсной обеспеченности.

Одним из наиболее значимых факторов, влияющих на криминогенную ситуацию, является состояние и

результаты работы правоохранительных органов. От эффективности их деятельности зависит уровень преступности в регионе. Несмотря на проблемы профессиональной компетентности сотрудников, материальной обеспеченности, технической оснащенности, социальной защищенности, недостаточного финансирования и др., следует отметить ряд положительных моментов, связанных с активизацией деятельности органов власти и правоохранительных органов Воронежской области по профилактике, предупреждению, пресечению и раскрытию насильственных преступлений и правонарушений.

Постановлениями губернатора области образована Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений на территории Воронежской области, дополнительно введена штатная численность милиции общественной безопасности в количестве 273 единиц.

Воронежской областной думой одобрены коррективы в целевую программу профилактики правонарушений на 2007—2011 гг. для придания ей комплексного характера и увеличения объемов финансирования, принят разработанный областной прокуратурой и ГУВД по Воронежской области Закон «О профилактике правонарушений».

Система ОВД и прокуратура области стали более открытыми для граждан. Возросло количество телевизионных, радиопередач и публикаций правоохранительной направленности. Открыты и начали функционировать официальные интернет-сайты областной прокуратуры и ГУВД по Воронежской области, на которых, в частности, предусмотрено несколько элементов онлайн-общения с населением, а также проведение интерактивных социологических опросов.

В 2007 г. создан Общественный совет при ГУВД по Воронежской области. В его состав вошли люди с активной гражданской позицией, знающие проблемы правоохранительной деятельности.

Изучен опыт Ростовской области по созданию комплексной системы видеонаблюдения «Безопасный город». Проведен предварительный подсчет финансирования на приобретение оборудования, необходимого для функционирования системы «Безопасный город» на территории Воронежа. Внедрение этой системы позволит:

Ф эффективно проводить профилактические мероприятия;

Ф оптимизировать систему управления силами и средствами;

Ф уменьшить затраты на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, в том числе насильственных, совершенных на территории Воронежа;

Ф сбалансировать нагрузку на личный состав, осуществляющий охрану общественного порядка;

Ф оперативно реагировать на изменения криминогенной обстановки в городе;

Ф минимизировать возможность совершения терактов;

Ф повысить уровень безопасности объектов разной категории важности.

Во взаимодействии с заинтересованными ведомствами и учреждениями регулярно проводятся оперативно-профилактические мероприятия: «Условник», «Бытовик», «Профилактика», «Подросток», «Мак», «Нелегальный мигрант», «Арсенал». Организованы мероприятия, направленные на предупреждение экстремистских проявлений и ксенофобии, в том числе в молодежной среде. Работа по предупреждению подростковой насильственной преступности строится в тесном взаимодействии с учреждениями системы профилактики. В 2007 г. в ходе проведения совместных целевых мероприятий выявлено 2382 безнадзорных несовершеннолетних и детей, находящихся в социально опасном положении, каждому второму оказана комплексная помощь со стороны государства.

На территории Воронежской области в течение 2007 г. проводилась акция «Здравствуйте, я ваш участковый!». Участковые уполномоченные милиции посетили более 600 тыс. квартир и около 800 тыс. частных домовладений. Все проживающие там граждане лично познакомились со своими участковыми, получили их визитные карточки с контактными телефонами, информацией о днях и часах приема, а также со сведениями о способах защиты от преступных посягательств. В жилом секторе на зданиях многоквартирных домов, общественных сооружениях размещено почти 17 тыс. информационных табличек, содержащих сведения об участковом уполномоченном милиции, который обслуживает данный административный участок.

В рамках акции «Здравствуйте, я ваш участковый!» удалось обратить внимание руководителей всех звеньев исполнительной власти на низкий уровень материально-технического обеспечения деятельности участковых. Главами районов было дополнительно выделено более 15,5 млн руб. для закупки служебного автотранспорта, компьютеров, оргтехники, мебели, а также для ремонта участковых пунктов милиции. Выделено 100 помещений под участковые пункты милиции, отремонтировано 282 пункта, в том числе 38 — в Воронеже.

По области в ходе проведения акции «Здравствуйте, я ваш участковый уполномоченный милиции!» в 2007 г. оснащенность службы автотранспортом возросла более чем на 25% по сравнению с 2006 г., компьютерной и оргтехникой — на 7, мобильными радиостанциями — на 3,5%.

Укрепление материально-технической базы не могло не оказать положительного влияния на результаты работы сотрудников службы. По итогам деятельности в 2007 г. каждое четвертое преступление общего числа раскрытых в области лично раскрыто участковым уполномоченным милиции. С начала акции раскрыто 930 преступлений, задержано 25 подозреваемых. Количество особо тяжких и бытовых преступлений снизилось.

За время проведения акции укрепилось доверие к ОВД со стороны населения. Это подтверждают дан-

ные мониторинга общественного мнения. Работу участковых уполномоченных милиции оценили как удовлетворительную около 66% опрошенных.

Эффективная работа по профилактике насильственной преступности невозможна без привлечения социально активной части населения к охране правопорядка. В области действует 1700 общественных формирований правоохранительной направленности численностью более 7 тыс. человек, в том числе 337 народных дружин, 24 - казачьих, 1968 внештатных сотрудников милиции. В 2007 г. с участием общественности раскрыто 2656 преступлений.

Приняты меры по обеспечению контроля над местами массового пребывания граждан. В условиях недостаточного финансирования в области имеются 81 система видеонаблюдения, из них в Воронеже - 60; три передвижных пункта милиции в Воронеже; 21 стационарный пост милиции, из них в областном центре - 16; две системы экстренного оповещения «гражданин - милиция» в Борисоглебском районе.

Налажено информационное обеспечение профилактики. В региональных печатных и электронных средствах массовой информации с начала 2007 г. опубликовано свыше 2 тыс. материалов профилактического характера. Регулярно освещались мероприятия профилактической направленности, проводимые ГУВД и ГРУОВД области, положительные примеры раскрытия преступлений и задержания лиц за совершение правонарушений.

В практику вошли социологические опросы общественного мнения, которые проводит независимый

центр «Контент». Выясняется мнение населения по поводу эффективности профилактических мер, принимаемых воронежской милицией. Результаты публикуются в программе «Градус народной любви» на телеканале «РБК-«Край Воронежский».

Осуществление этих и других мероприятий положительно влияет на состояние оперативной обстановки в области. Все это позволило добиться улучшения криминогенной ситуации. Безусловно, многое предстоит сделать для эффективности противодействия насильственной преступности, однако опыт такой работы в Воронежской области может быть полезен и для других субъектов Федерации.

1 См.: Насильственная преступность / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. — М., 1997.

2 См.: Криминология: Курс лекций / Под ред. В.А. Леле-кова, С.Т Гаврилова, А.Н. Ильяшенко, А.В. Долгова. — Воронеж, 2004.

3 См.: Шестаков Д.А. Криминология. Преступность как свойство общества: Краткий курс. — СПб., 2001; Гилинский Я.И. Криминология: Курс лекций. — СПб., 2002; Криминология — ХХ век: Науч.-учеб. издание / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. - СПб., 2000.

4 См.: Максимов С.В., Ревин В.П. Насильственные преступления в сфере семейно-бытовых отношений и проблемы их профилактики: Учеб. пособие. — М., 1993.

5 См.: Кобец П.Н., Гладких В.И. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых жителями стран СНГ в Москве. — М., 2001.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ

В.С. ЧЕТВЕРИКОВ,

В последнее время в центре внимания юридической науки находятся конституционные и административно-правовые проблемы обеспечения целостной системы функционирования исполнительной власти как основы обеспечения качества государственного управления1. Для проведения реформы необходимо выявить актуальную проблему, сформулировать ее цели, определить объекты реформирования и их этапы проведения с учетом наличия ресурсного обеспечения. Недопустимо игнорировать общемировые тенденции применения теории разделения властей, преемственность отечественного положительного опыта, традиции и состояние правовой культуры развития общества. В настоящее время они проявляются

кандидат технических наук

в новом понимании роли государства, его функций и задач, взаимоотношений общества и государства в лице его органов. Потребность в оптимальной системе государственной власти обусловлена как неотложными социально-экономическими проблемами, задачами повышения уровня и качества жизни населения, так и изменением роли государства, превращением его из надзирателя в партнера, действующего в интересах общества2. Именно этой основной цели должны соответствовать прогнозируемые результаты административной реформы.

Анализ теории и практики законодательного регулирования деятельности федеральной системы исполнительной власти как управляющей подсистемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.