Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ В МЕХАНИЗМЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ В МЕХАНИЗМЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОРРУПЦИОГЕННЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / НАЦИОНАЛЬНАЯ УГРОЗА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власов Валерий Александрович, Кочетова Полина Олеговна

В статье рассматривается коррупция как деструктивное негативное явление в механизме государства не только с доктринальной точки зрения, но и приводятся конкретные примеры ее проявления в Красноярском крае за 2020 год. Делается вывод о том, что необходимо разрабатывать и применять системные меры по противодействию данного негативного феномена, а также осуществлять взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества по его искоренению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERING CORRUPTION MANIFESTATIONS IN THE MECHANISM OF THE MODERN RUSSIAN STATE: SOME ISSUES OF THEORY AND PRACTICE

The article examines corruption as a destructive negative phenomenon in the mechanism of the state, not only from a doctrinal point of view, but also provides specific examples of its manifestation in the Krasnoyarsk Territory in 2020. It is concluded that it is necessary to develop and apply systemic measures to counteract this negative phenomenon, as well as to interact with public authorities and local authorities with civil society institutions to eradicate it.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ В МЕХАНИЗМЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_6_206 УДК 342

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ В МЕХАНИЗМЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ COUNTERING CORRUPTION MANIFESTATIONS IN THE MECHANISM OF THE MODERN RUSSIAN STATE: SOME QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE

ВЛАСОВ Валерий Александрович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного права и экологических экспертиз Красноярского государственного аграрного университета, доцент кафедры гражданского права и процесса Сибирского юридического института МВД России, доцент кафедры государственного и муниципального управления Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России,

действительный член РАЕН, член РАЮН, член Общественной палаты г. Красноярска, член Совета Красноярского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». 660131, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Рокоссовского, 20. E-mail: vav.70@mail.ru;

КОЧЕТОВА Полина Олеговна,

слушатель Сибирского юридического института МВД России, г. Красноярск. 660131, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Рокоссовского, 20. E-mail: kpo.kras@rambler.ru;

VLASOV Valery Aleksandrovich,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Land Law and Environmental Expertise Krasnoyarsk State Agrarian University, Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Associate Professor

of the Department of State and Municipal Administration Siberian Fire and Rescue Academy of the Ministry of Emergency Situations of Russia,

full member of the Russian Academy of Emergency Situations, member of the Russian Academy

of Emergency Situations, member of the Public Chamber of Krasnoyarsk, member of the Council

Krasnoyarsk regional branch of the All-Russian public organization "Association of Lawyers of Russia".

660131, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Rokossovsky str., 20.

E-mail: vav.70@mail.ru ;

KOCHETOVA Polina Olegovna,

student of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnoyarsk. 660131, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Rokossovsky str., 20. E-mail: kpo.kras@rambler.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается коррупция как деструктивное негативное явление в механизме государства не только с доктринальной точки зрения, но и приводятся конкретные примеры ее проявления в Красноярском крае за 2020 год. Делается вывод о том, что необходимо разрабатывать и применять системные меры по противодействию данного негативного феномена, а также осуществлять взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества по его искоренению.

Abstract: The article examines corruption as a destructive negative phenomenon in the mechanism of the state, not only from a doctrinal point of view, but also provides specific examples of its manifestation in the Krasnoyarsk Territory in 2020. It is concluded that it is necessary to develop and apply systemic measures to counteract this negative phenomenon, as well as to interact with public authorities and local authorities with civil society institutions to eradicate it.

Ключевые слова: Красноярский край, противодействие, коррупция, коррупционные проявления, коррупционные отношения, коррупционная деятельность, коррупциогенные стереотипы, антикоррупционная политика, механизм государства, государственный аппарат, функции государства, национальная угроза, гражданское общество.

Keywords: Krasnoyarsk Territory, counteraction, corruption, manifestations of corruption, corruption relations, corruption activities, corruption-generating stereotypes, anti-corruption policy, state machinery, state apparatus, state functions, national threat, civil society.

Дата направления статьи в редакцию: 17.01.2021

Дата публикации: 30.06.2021

Коррупция в доктринальных исследованиях понимается как сложный комплексный феномен, имеющий место быть всех государствах, включающий в свое содержание исторические, социальные, политические, экономические и иные аспекты. Современное Российское государство все чаще становится подверженным негативным влияниям различных явлений социального и правового характера. Коррупция, крепко укоренившаяся во многих процессах и отношениях современности, достигла масштабов национальной угрозы в Российской Федерации (далее - РФ) [13].

Сформировавшееся государство в традиционном его понимании, обладает рядом характерных качеств. Во - первых, имеется легальная и легитимная публичная власть, которая обеспечивает реализацию интересов народа. При этом существует правовая связь населения и государства, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей. Во - вторых, такое государство суверенно и самостоятельно, оно обладает независимостью от международных организаций и других стран. В - третьих, отношения в обществе регулируются формально закрепленными нормами права, несоблюдение которых может повлечь принуждение, на которое у государства имеется монополия.

Перечисленные признаки не исчерпывающие и являются тем продуктом деятельности государства и гражданского общества, которая

проходила веками. В разное время приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а, следовательно, реализуются различные его функции.

На данном этапе развития государства и гражданского общества возникает необходимость поддержания и укрепления демократического устройства нашего государства, обеспечения верховенства права, справедливости и равенства всех перед законом, обеспечения прав и свобод всех граждан. Поставленные задачи решаемы с помощью функций государства, реализуемых через государственный механизм.

В данной статье не рассматривается вопрос о соотношении понятий механизма государства и государственного аппарата. Однако, следует отметить, что авторы данного научного исследования разделяют позицию отдельных ученых, которые: «под механизмом государства понимают целостную систему государственных и негосударственных институтов и органов, подчиненные единым принципам организации, их полномочия, формы и методы воздействия на общественные отношения, с помощью которых государство решает задачи и выполняет свои функции» [19, с. 105], [11, с. 99].

Итак, включенные в механизм государства элементы (являющиеся государственным аппаратом), призваны осуществлять власть и создавать общественные блага. Важность правильной и исправной работы государственного механизма состоит, прежде всего, в том, что государство берет на себя ответственность по обеспечению нормальной жизнедеятельности граждан. Однако, возникает вопрос о возможности в целом и о качестве в частности, реализации функций государства при возникновении и охвате государственного аппарата различными негативными явлениями.

Так, В.Е. Чиркин, среди проблем, подстерегающих профессиональный государственный аппарат любого государства, называет коррупцию [20, с. 246]. Действительно, коррупция мешает развитию демократических отношений в государстве, ограничивая реализацию конституционных прав граждан, препятствует контролю за деятельностью государственных органов, и в целом снижает доверие граждан к власти, одновременно ухудшая авторитет государства в международном сообществе [13, с. 45].

Среди всех сфер жизни общества, среди различных систем государства, следует констатировать, что глубже всего коррупция проникла в систему государственных органов. Это, пожалуй, основная обитель для развития коррупционных отношений. Крайне высокую опасность представляет коррупция именно в аппаратах государственной и муниципальной власти, поскольку они призваны защищать интересы граждан.

В 2019 году было зарегистрировано 30 991 преступление коррупционной направленности, что составило 1,53% в общей структуре преступности в России. В структуре коррупционной преступности основную долю составили: взяточничество - 44,7%; мошенничество, совершенное с использованием служебного положения - 23,7%; присвоение или растрата с использованием служебного положения - 10,5 %; служебный подлог - 7,2%.

В начале 2020 года Левада - Центр поделился ожиданиями граждан от предстоящего года. Так, коррупционных скандалов и отставок ожидали 66% опрошенных среди населения нашей страны, а это максимум с 2013 года. Нам видится, что причиной таких мнений являются происходящие события. То есть, опрашиваемые граждане чаще в качестве ожиданий называют то, что и так происходит фактически. Таким образом, ожидая коррупционных скандалов и отставок, россияне экстраполируют на будущее то, что слышали в последнее время [12]. Кроме того, коррупция и взяточничество являются тревожащими проблемами для граждан России и в рейтинге проблем занимают строчку наряду с бедностью большинства населения [16]. Отсюда проблемы доверия к власти. Граждане считают, что получение взяток чиновниками и их аресты являются проявлением всеобщего разложения и коррумпированности власти [7]. Руководитель экспертного совета Экспертного института социальных исследований Г.Ю. Кузнецов высказался следующим образом: «Россияне воспринимают коррупцию через призму своего недовольства государством в целом, они не верят, что государственный аппарат работает в их интересах». Таким образом, можно констатировать деструктивность рассматриваемого нами явления в механизме государства, что подтверждается убежденностью большинства граждан в том, что аресты представителей власти есть не успешная борьба с коррупцией, но проявление коррупции как части государственной системы, которая не работает для обеспечения прав и свобод человека.

К сожалению, в России продолжает прогрессировать процесс отчуждения политической власти от общества. К примеру, проявления электоральной коррупции создают угрозу нормальному протеканию процесса принятия важнейших решений для государства, что, в свою очередь, может привести к снижению уровня доверия к политической власти в целом и к отдельным органам государственной власти и местного самоуправления [9]. Отстраненность граждан обусловливается тем, что голосование, по их мнению, не способно что - то изменить (стереотип «мой голос ничего не решает») [1].

В Красноярском крае в 2020 году обнаружили более 100 фактов коррупционной деятельности, что на 20% выше показателей 2019 года. Средняя сумма взятки составила 523 тысячи рублей [14].

В качестве вопиющих примеров коррупционных преступлений в Красноярске в 2020 году можно назвать возбужденные уголовные дела по 9 эпизодам взяточничества в отношении экс - заместителя руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений Ирины Тюриной на общую сумму более 6 миллионов рублей, а также экс - депутата Красноярского городского Совета Ивана Азаренко, который оказался посредником во взятке вышеуказанной чиновнице на сумму 3 миллиона рублей [2].

Еще одним примером проявления коррупции в механизме государства в Красноярском крае может стать депутат Законодательного Собрания Красноярского края III созыва от Либерально-демократической партии России Сергей Титов, в отношении которого в феврале 2020 года был вынесен обвинительный приговор суда по факту получения взятки в особо крупном размере, с вымогательством (ч.6. ст. 290 УК РФ) на сумму 4 миллиона рублей, который обещал поспособствовать увеличению тарифа на теплоэнергию для теплоснабжающей организации [8].

В сентябре 2020 года обвинение во взяточничестве было предъявлено также экс-министру лесного хозяйства регионального правительства Димитрию Маслодудову на общую сумму около 4 миллионов рублей за подбор и оформление участков земли под рубки [10].

Раскрывая объект настоящего исследования, важно обратиться к понятию и сущности противодействия коррупции, под которым понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Выделяют разные средства противодействия коррупции, важное место среди которых занимают правовые средства, выражающиеся через нормативные правовые предписания и юридические технологии, целями которых являются обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка, формирование правового государства и высокого уровня правовой культуры общества и личности [4, с. 69].

На сегодняшний день в антикоррупционном законодательстве России уже сформирована правовая основа противодействия коррупции. Субъекты противодействия перечислены в статье 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-Ф3. Если деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления четко отрегулирована и механизм такой деятельности ясен, то участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией недостаточно эффективно [17, ^ 228] [18, ^ 11]. Участие последних направлено на обеспечение информационной прозрачности процесса принятия решений органами власти; введение механизмов общественного влияния на деятельность ведомств; придание гласности фактов коррупции во властных структурах путем создания специальных информационных каналов [6, ^ 235]. Неэффективность, прежде всего, связана с укоренившемся правовым нигилизмом граждан. Для устранения данного феномена необходимо комплексное формирование заинтересованности и осознания проблемы коррупции со стороны каждого гражданина, пробуждение личной и общественной инициативы. Одним из главных элементов просвещения должно выступать преодоление основных коррупциогенных стереотипов.

Большой упор должен быть сделан на молодежи, в сознании которой в данный жизненный период должны лечь основы культуры антикоррупционного поведения и нетерпимости к решению проблем с использованием коррупционных схем [5, ^ 134].

Коррупция негативно влияет не только на органы публичной власти, но и на население любого муниципального образования, что приводит к неблагоприятным последствиям в социальной сфере. Причины коррупционных проявлений в органах государственной власти и местного самоуправления обусловлены рядом отрицательных социальных факторов экономического, идеологического и духовно-нравственного характера, а также недостатками в деятельности органов государственной власти, осуществляющих противодействие коррупции. Нельзя не отметить, что коррупция, ее реальные масштабы и негативные последствия в социальной сфере отдельных должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления являются серьезным барьером для их эффективного политического, социального и экономического развития [3, ^ 24].

Таким образом, для Российского государства на данном этапе развития важное значение должно приобретать направление по совершенствованию привлечения граждан и взаимодействие с ними государственного аппарата по противодействию коррупции.

Итак, влияние коррупции в современной России на государственный механизм существенно. Недостаточная систематичность и последовательность мер по улучшению взаимодействия институтов гражданского общества с иными субъектами противодействия коррупции не позволяет констатировать эффективность антикоррупционной политики, реализуемой в современном российском государстве. Указанную проблему осложняет и то, что в сознании большинства граждан работает устоявшееся мнение о полной коррумпированности государства. В сложившейся ситуации необходимы комплексные меры по противодействию коррупции, а также совместные усилия органов государственной и муниципальной власти с институтами гражданского общества.

Библиогра фия:

1. «Более трети россиян считают приговоры по «московскому делу» политически мотивированными» // Официальный сайт Левада-центра: https://www.levada.ru

2. «В отношении чиновницы красноярской мэрии возбудили еще одно уголовное дело» // NEWSLAB.ru: https://newslab.ru/news

3. Власов В.А., Болдарева Е.Е., Левияйнен А.Ю. Некоторые теоретические и практические аспекты противодействия коррупции в социальной сфере на уровне субъектов Российской Федерации и на муниципальном уровне // Право и государство: теория и практика. 2019. № 8 (176). С. 24-26.

4. Власенко Н. А., Грачева С. А., Рафалюк Е. Е. Теоретический анализ правовых средств и правовых моделей противодействия коррупции // Журнал российского права. 2012. №11 (191). С.68-60.

5. Воронцов С.А. О некоторых особенностях противодействия коррупции на региональном уровне // СевероКавказский юридический вестник. 2020. №1. С.130-134.

6. Гридякин Д. А. Коррупция в государственном механизме современной России // Via in tempore. История. Политология. 2009. №7 (62). С.230-235.

7. «Две трети россиян считают взятки и аресты чиновников проявлением разложения власти» // Официальный сайт Левада-центра: https://www.levada.ru

8. «Депутата красноярского Заксобрания приговорили к восьми годам колонии за взятку» // ТАСС: https://tass.ru/sibir-news/7857975

9. Кочетова П.О., Тепляшин П.В. Криминологические аспекты электоральной преступности: понятие, структура и формы // Научно-практический журнал Сибирского юридического института МВД России «Научный компонент». 2019. № 4 (4). С.89-97

10. «Министра кормил лес» // Коммерсантъ: https://www.kommersant.ru

11. Ромашов Р. А. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / Р. А. Ромашов. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 443 с.

12. «Россияне ждут от 2020 года коррупционных скандалов и отставок в правительстве» // Левада-центр: https://www.levada.ru

13. Хабибуллин А.Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения // Журнал российского права. 2007. №2. С. 45-49.

14. «Средняя взятка в Красноярском крае - 523 тысячи рублей» // GORNOVOSTI: https://www.gornovosti.ru/news

15. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года, утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

16. «Тревожащие проблемы» // Официальный сайт Левада-центра: https://www.levada.ru

17. Федорова И.В. Взаимодействие полиции с институтами гражданского общества в борьбе с коррупцией // Вестник экономической безопасности. 2020. №1. С.228-230.

18. Фастович Г.Г. Эффективность правоохранительной деятельности как критерий и качество функционирования государственного механизма // Аграрное и земельное право. 2018. № 2 (158). С. 11-15.

19. Хесин Б. Л. Механизм современного российского государства: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.01. Нижний Новгород, 2001.

200 с.

20. Чиркин В.Е. Государствоведение. Учебник. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юристь, 2000. 382 с. References (transliterated):

1. «Bolee treti rossiyan schitayut prigovory po «moskovskomu delu» politicheski motivirovannymi» // Oficial'nyj sajt Levada-centra: https://www.levada.ru

2. «V otnoshenii chinovnicy krasnoyarskoj merii vozbudili eshche odno ugolovnoe delo» // NEWSLAB.ru: https://newslab.ru/news

3. Vlasov V.A., Boldareva E.E., Leviyajnen A.YU. Nekotorye teoreticheskie i prakticheskie aspekty protivodejstviya korrupcii v social'noj sfere na urovne sub"ektov Rossijskoj Federacii i na municipal'nom urovne // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2019. № 8 (176). S. 24-26.

4. Vlasenko N. A., Gracheva S. A., Rafalyuk E. E. Teoreticheskij analiz pravovyh sredstv i pravovyh modelej protivodejstviya korrupcii // ZHurnal rossijskogo prava. 2012. №11 (191). S.68-60.

5. Voroncov S.A. O nekotoryh osobennostyah protivodejstviya korrupcii na regional'nom urovne // SeveroKavkazskij yuridicheskij vestnik. 2020. №1. S.130-

134.

6. Gridyakin D. A. Korrupciya v gosudarstvennom mekhanizme sovremennoj Rossii // Via in tempore. Istoriya. Politologiya. 2009. №7 (62). S.230-235.

7. «Dve treti rossiyan schitayut vzyatki i aresty chinovnikov proyavleniem razlozheniya vlasti» // Oficial'nyj sajt Levada-centra: https://www.levada.ru

8. «Deputata krasnoyarskogo Zaksobraniya prigovorili k vos'mi godam kolonii za vzyatku» // TASS: https://tass.ru/sibir-news/7857975

9. Kochetova P.O., Teplyashin P.V. Kriminologicheskie aspekty elektoral'noj prestupnosti: ponyatie, struktura i formy // Nauchno-prakticheskij zhurnal Sibirskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii «Nauchnyj komponent». 2019. № 4 (4). S.89-97

10. «Ministra kormil les» // Kommersant": https://www.kommersant.ru

11. Romashov R. A. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata / R. A. Romashov. Moskva: Izdatel'stvo YUrajt,

2019. 443 s.

12. «Rossiyane zhdut ot 2020 goda korrupcionnyh skandalov i otstavok v pravitel'stve» // Levada-centr: https://www.levada.ru

13. Habibullin A.G. Korrupciya kak ugroza nacional'noj bezopasnosti: metodologiya, problemy i puti ih resheniya // ZHurnal rossijskogo prava. 2007. №2. S.

45-49.

14. «Srednyaya vzyatka v Krasnoyarskom krae - 523 tysyachi rublej» // GORNOVOSTI: https://www.gornovosti.ru/news

15. Strategiya nacional'noj bezopasnosti RF do 2020 goda, utv. Ukazom Prezidenta RF ot 12 maya 2009 g. № 537 // SZ RF. 2009. № 20. St. 2444.

16. «Trevozhashchie problemy» // Oficial'nyj sajt Levada-centra: https://www.levada.ru

17. Fedorova I.V. Vzaimodejstvie policii s institutami grazhdanskogo obshchestva v bor'be s korrupciej // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. 2020. №1.

S.228-230.

18. Fastovich G.G. Effektivnost pravoohranitel'noj deyatel'nosti kak kriterij i kachestvo funkcionirovaniya gosudarstvennogo mekhanizma // Ag-rarnoe i zemel'noe pravo. 2018. № 2 (158). S. 11-15.

19. Hesin B. L. Mekhanizm sovremennogo rossijskogo gosudarstva: dissertaciya ... kandidata yuridicheskih nauk: 12.00.01. Nizhnij Novgorod, 2001. 200 s.

20. CHirkin V.E. Gosudarstvovedenie. Uchebnik. 2-e izd., ispr. i dop. M.: YUrisf, 2000. 382 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.