Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ ПРИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯХ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И В РОССИИ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ ПРИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯХ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
284
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовно-правовая охрана / противодействие коррупции / злоупотребления / сфера государственных закупок / правовое обеспечение / уголовно-правовые меры / внешние и внутренние угрозы и факторы / опасности и риски. / criminal legal protection / anti-corruption / abuse / public procurement / legal support / criminal legal measures / external and internal threats and factors / dangers and risks

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Василий Иванович Долинко

Рассматриваются вопросы противодействия коррупционным проявлениям при злоупотреблениях в сфере государственных закупок в зарубежных странах и в России. Государства всего мира и их правоохранительные органы эффективно противодействуют различного рода коррупционным проявлениям при злоупотреблениях в сфере государственных закупок, защищая бюджетную сферу своих государств от разрушающего воздействия внешних и внутренних угроз и факторов, от опасностей и различного рода негативных вызовов и рисков в области противодействия злоупотреблениям в сфере государственных закупок. Актуальность данной статьи заключается в том, что в ней показан анализ статистических данных опроса населения в разных странах мира за 5 лет по данной тематике (2015−2019 гг.) и указано, что данное направление находится в современном русле мировых тенденций развития уголовно-правового воздействия на современную преступность в области противодействия коррупционным проявлениям при злоупотреблениях в сфере государственных закупок, главенствующую роль в котором выполняют органы государственной власти зарубежных стран и России, а также институты современного гражданского общества, что весьма актуально в настоящий период времени. Оригинальность материала состоит в том, что в настоящий момент времени в России и в зарубежных странах имеется всесторонне качественно разработанная теоретическая база для эффективного формирования системы уголовно-правовых мер противодействия коррупционным проявлениям при злоупотреблениях в сфере государственных закупок, которая законодательно закреплена современной нормативно-правовой базой. Среди государственных органов определены субъекты, деятельность которых направлена на эффективное обеспечение безопасности бюджетной сферы России и зарубежных стран, а также их хозяйствующих субъектов. Вывод статьи заключается в том, что, исходя из обобщенного анализа нормативно-правовой базы Российской Федерации и зарубежных стран, существующих теоретических взглядов и высказанных автором предложений и замечаний, автором предлагается концептуально новый подход к определению уголовно-правовых мер противодействия коррупционным проявлениям при злоупотреблениях в сфере государственных закупок, сущность которого (в обобщенном виде) отражается в положениях настоящей статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERING CORRUPTION IN PUBLIC PROCUREMENT ABUSES IN FOREIGN COUNTRIES AND IN RUSSIA

The article deals with the issues of countering corruption in cases of abuse in the field of public procurement in foreign countries and in Russia. States around the world and their law enforcement agencies effectively counteract various types of corruption in public procurement abuses, protecting the budgetary sphere of their States from the destructive impact of external and internal threats and factors, from dangers and various negative challenges and risks in the field of countering abuses in public procurement. The relevance of this article is that it shows statistical data analysis of the survey population in the different countries of the world for 5 years on this subject (2015-2019) and indicates that this direction is in the modern mainstream of development of criminal-legal influence on modern crime in the field of combating corruption when abuses in procurement, leading role in which perform public authorities of foreign countries and Russia, as well as the institutions of a modern civil society, which is very relevant at this time. The originality of the material consists in the fact that at the present time in Russia and in foreign countries there is a comprehensive and well-developed theoretical base for the effective formation of a system of criminal legal measures to counter corruption in cases of abuse in public procurement, which is legally enshrined in the modern legal framework. Among the state bodies, the subjects whose activities are aimed at effectively ensuring the security of the budget sphere of Russia and foreign countries, as well as their economic entities, have been identified. The conclusion of the article is that, based on a generalized analysis of the legal framework of the Russian Federation and foreign countries, existing theoretical views and suggestions and comments made by the author, the author proposes a conceptually new approach to the definition of criminal legal measures to counter corruption in the field of public procurement, the essence of which (in a generalized form) is reflected in the provisions of this article.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ ПРИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯХ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И В РОССИИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.355.41 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10334

ББК 67 © В.И. Долинко, 2020

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ ПРИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯХ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И В РОССИИ

Василий Иванович Долинко, Заместитель начальника редакционно-издательского отдела Академия управления МВД России (125171, г. Москва, улица Зои и Александра Космодемьянских, д/ 8) E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматриваются вопросы противодействия коррупционным проявлениям при злоупотреблениях в сфере государственных закупок в зарубежных странах и в России. Государства всего мира и их правоохранительные органы эффективно противодействуют различного рода коррупционным проявлениям при злоупотреблениях в сфере государственных закупок, защищая бюджетную сферу своих государств от разрушающего воздействия внешних и внутренних угроз и факторов, от опасностей и различного рода негативных вызовов и рисков в области противодействия злоупотреблениям в сфере государственных закупок. Актуальность данной статьи заключается в том, что в ней показан анализ статистических данных опроса населения в разных странах мира за 5 лет по данной тематике (2015-2019 гг.) и указано, что данное направление находится в современном русле мировых тенденций развития уголовно-правового воздействия на современную преступность в области противодействия коррупционным проявлениям при злоупотреблениях в сфере государственных закупок, главенствующую роль в котором выполняют органы государственной власти зарубежных стран и России, а также институты современного гражданского общества, что весьма актуально в настоящий период времени. Оригинальность материала состоит в том, что в настоящий момент времени в России и в зарубежных странах имеется всесторонне качественно разработанная теоретическая база для эффективного формирования системы уголовно-правовых мер противодействия коррупционным проявлениям при злоупотреблениях в сфере государственных закупок, которая законодательно закреплена современной нормативно-правовой базой. Среди государственных органов определены субъекты, деятельность которых направлена на эффективное обеспечение безопасности бюджетной сферы России и зарубежных стран, а также их хозяйствующих субъектов. Вывод статьи заключается в том, что, исходя из обобщенного анализа нормативно-правовой базы Российской Федерации и зарубежных стран, существующих теоретических взглядов и высказанных автором предложений и замечаний, автором предлагается концептуально новый подход к определению уголовно-правовых мер противодействия коррупционным проявлениям при злоупотреблениях в сфере государственных закупок, сущность которого (в обобщенном виде) отражается в положениях настоящей статьи.

Ключевые слова: уголовно-правовая охрана, противодействие коррупции, злоупотребления, сфера государственных закупок, правовое обеспечение, уголовно-правовые меры, внешние и внутренние угрозы и факторы, опасности и риски.

COUNTERING CORRUPTION IN PUBLIC PROCUREMENT ABUSES IN FOREIGN COUNTRIES AND IN RUSSIA

Vasily I. Dolinko, Deputy Head of Editorial and Publishing Department

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia (125171, Moscow, Zoe and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8) E-mail: [email protected]

Abstract. The article deals with the issues of countering corruption in cases of abuse in the field of public procurement in foreign countries and in Russia. States around the world and their law enforcement agencies effectively counteract various types of corruption in public procurement abuses, protecting the budgetary sphere of their States from the destructive impact of external and internal threats and factors, from dangers and various negative challenges and risks in the field of countering abuses in public procurement. The relevance of this article is that it shows statistical data analysis of the survey population in the different countries of the world for 5 years on this subject (2015-2019) and indicates that this direction is in the modern mainstream of development of criminal-legal influence on modern crime in the field of combating corruption when abuses in procurement, leading role in which perform public authorities of foreign countries and Russia, as well as the institutions of a modern civil society, which is very relevant at this time. The originality of the material consists in the fact that at the present time in Russia and in foreign countries there is a comprehensive and well-developed theoretical base for the effective formation of a system of

criminal legal measures to counter corruption in cases of abuse in public procurement, which is legally enshrined in the modern legal framework. Among the state bodies, the subjects whose activities are aimed at effectively ensuring the security of the budget sphere of Russia and foreign countries, as well as their economic entities, have been identified. The conclusion of the article is that, based on a generalized analysis of the legal framework of the Russian Federation and foreign countries, existing theoretical views and suggestions and comments made by the author, the author proposes a conceptually new approach to the definition of criminal legal measures to counter corruption in the field of public procurement, the essence of which (in a generalized form) is reflected in the provisions of this article.

Keywords: criminal legal protection, anti-corruption, abuse, public procurement, legal support, criminal legal measures, external and internal threats and factors, dangers and risks.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Долинко В.И. Противодействие коррупционным проявлениям при злоупотреблениях в сфере государственных закупок в зарубежных странах и в России. Вестник Московского университета МВД России. 2020(6):106-15.

Постановка проблемы. Достаточно сложное социально-экономическое положение как в России, так и во всем мире, определяет крайнюю актуальность постоянной эффективной государственной деятельности по противодействию коррупции, что особенно актуально в области противодействия злоупотреблениям в сфере государственных закупок. Усиление значимости целенаправленной деятельности в этой области определяется всеми коренными политическими и экономическими преобразованиями, которые произошли за последние годы в России и в зарубежных странах. Мнение общества о коррупции имеет главенствующее значение. Общественное мнение ясно показывает то, как коррупция влияет на жизнь всех простых членов общества во всем мире, в том числе и в России. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд влекут за собой существенный ущерб бюджетной системе, как в зарубежных странах, так и в России, а также бюджетным учреждениям Российской Федерации, иным лицам, являющимся в соответствии с Федеральным законом РФ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчиками или участниками закупки. С этой целью российский законодатель принял Федеральный закон РФ от 23 апреля 2018 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», который направлен на устранение пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд и противодействие коррупции в этой сфере. Уголовный кодекс Российской Федерации дополняется статьей 200.4, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,

услуг для государственных и муниципальных нужд, совершаемое из корыстной или другой личной заинтересованности лицами, уполномоченными заказчиком, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или другой организации, если деяние причинило крупный ущерб [1].

Анализ последних исследований и публикаций. Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Transparency International»1 считает, что в настоящий период времени мнение широкой общественности о коррупции имеет столь большое значение, поскольку именно общественность страдает от его прямых и косвенных последствий во всем мире. В то же время, «Transparency International» призывает общественность играть более активную роль в предотвращении коррупционных проявлений и повышению эффективности управления государствами во всем мире, в том числе и в России.

Основными показателями исследования «Transparency International», являются следующие результаты:

• коррупционный уровень за последние 5 лет (2015-2019 гг.) во всем мире рассматривается как повышенный: 5 из 10 опрошенных граждан (50 %) сообщают, что уровень коррупции в государствах мира с течением времени только растет. Наибольший рост коррупции наблюдается в США и в странах Европы;

• мало доверия вызывают формальные институты по борьбе с коррупцией, в том числе и в сфере государственных закупок. Один из 3-х человек во всем мире не доверяет какому-либо конкретному учреждению по борьбе с коррупцией. Каждый 3-й опрошенный отмечает, что в борьбе с коррупцией он доверяет больше все-

1 Сайт www.transparency.org/policy_research/surveys_indices/bpi (дата обращения: 20.06.2020).

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

го средствам массовой информации или своему правительству;

политические партии определены как наиболее коррумпированные учреждения во всем мире. Семь из 10-ти человек рассматривают политические партии как коррумпированные либо чрезвычайно коррумпированные. Затем по степени коррумпированности идут гражданская служба, полиция, судебная система и парламент государства. С течением времени общественное мнение о коррупции в политических партиях ухудшилось, в то время как немного улучшилось мнение граждан в мире о коррупции в судебной системе; опыт мелкого взяточничества широко распространен и остается неизменным по сравнению с периодом 2010-2014 гг. Наиболее частыми получателями взяток в последнее время граждане различных стран мира считают полицейских. Согласно опросу, полиция также имеет наибольший рост случаев взяточничества при изменении данных опросов с течением времени; при оценке деятельности 10-ти различных служб, в странах мира было выяснено, что люди с меньшим доходом чаще дают взятки, чем люди с более высоким доходом. Причина, наиболее часто, выдвигаемая при выплате взятки, звучит так: «чтобы избежать проблем с государственными чиновниками»; действия государственного аппарата по борьбе с коррупцией часто рассматриваются как неэффективные. Во всем мире каждый второй опрошенный считает действия своего правительства по борьбе с коррупцией неэффективными. Хотя глобальные взгляды на коррупцию не менялись с течением времени, отзывы о действиях правительства по борьбе с коррупцией ухудшились в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке и в Африке южнее Сахары, но улучшились в СНГ и в Северной Америке;

6 из 10-ти опрошенных считают, что простые граждане могут вполне изменить ситуацию в борьбе с коррупцией, а половина опрошенных (50 %) может представить себя вовлеченным в процесс борьбы с коррупцией. Граждане готовы сообщать о фактах коррупции государственным органам: 6 из 10-ти опрошенных (60 %) сообщили, что они будут сообщать о коррупционных действиях. Эта готовность сообщать властям о случаях коррупции является

наиболее выраженной в Америке и в странах Европы;

• во всем мире существует серьезное убеждение, что гражданское общество может играть значительную роль в эффективной борьбе с коррупцией и готово к действиям в виде предоставления отчетности о фактах коррупционных действий, что особенно актуально при государственных закупках, на что выделяются огромные бюджетные средства.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. В соответствии с опросами респондентов, уровень коррупции в течение последних 5 лет (2015-2019 гг.) вырос. Так считает большинство граждан мира, в то время как 4 из 10-ти человек (40 %) уверены, что уровень коррупции в течение последних 5 лет остался почти без серьезных изменений. При этом только один из каждых 6-ти опрошенных считает, что уровень коррупции в последние 5 лет снизился. При этом женщины чаще 62 %, чем мужчины 54 %, отмечают увеличение уровня коррупции в мире за последние 5 лет (2015-2019 гг.).

Необходимо заметить, что также существуют региональные различия в восприятии изменения уровня коррупции в мире. По мнению более 2/3 опрошенных, в странах Северной Америки и Европы за последние 5 лет наблюдался рост коррупционных проявлений (рис. 1). Однако даже в этих 2-х больших регионах планеты примерно в 3 раза большее число опрошенных сообщало об увеличении коррупционных проявлений, чем число опрошенных граждан, которые сообщали о снижении уровня коррупции.

Рисунок 1. Изменение уровня коррупции в мире за последние 5 лет (2015-2019 гг.), в %

При изучении мнений жителей нашей планеты, в том числе и России, выяснилось, что наиболее пострадавшими от коррупции секторами являются политические партии. Для этого опрошенных попросили вы-

сказать свое мнение относительно степени, в которой, как они полагают, одиннадцать ключевых секторов и учреждений в данной стране страдают от коррупционных проявлений. Список включает следующие области: судебная система; средства массовой информации; государственная служба; система образования; военизированные структуры; частный сектор; религиозные организации; неправительственные организации; парламент; политические партии; полиция. Наиболее пострадавшими от коррупционных проявлений считают политические партии (82% всех опрошенных уверены, что они либо просто подвержены коррупции, либо чрезвычайно коррумпированы). Ко 2-й группе они причисляют государственных служащих, парламент и полицию. Третью группу учреждений представляет частный сектор, религиозные организации, судебная власть, средства массовой информации и система образования. Люди во всем мире считают, в том числе и в России, что военизированные структуры и неправительственные организации меньше всего пострадали от коррупции, хотя 28% опрошенных по-прежнему считает их коррумпированными или чрезвычайно коррумпированными (рис. 2).

яния коррупции на ключевые секторы значительно не изменилось с течением времени. С 2015 по 2019 годы в списках лидируют политические партии, неправительственные организации, завершают рейтинг военные структуры. Тем не менее, религиозные организации и политические партии стали восприниматься как секторы, демонстрирующие с течением времени большой рост коррупции. Восприятие коррупции в неправительственных организациях и частном секторе, однако, также ухудшилось. Стоит отметить, что улучшилось общественное мнение о судебной системе: число тех респондентов, которые рассматривали ее как коррумпированную или чрезвычайно коррумпированную снизилось на 10% (рис. 3).

1. Политические партии;

2. Государственные служащие;

3. Парламент;

4. Полиция;

5. Частный сектор;

6. Религиозные организации;

7. Судебная система;

8. Средства массовой информации;

9. Система образования;

10. Неправительственные организации;

11. Военизированные структуры.

Рисунок 2. Уровень коррупции в ключевых институтах общества в мире, в %

Восприятие гражданами России и за рубежом вли-

1. Военизированные структуры;

2. Неправительственные организации;

3. Система образования;

4. Средства массовой информации;

5. Судебная система;

6. Частный сектор;

7. Религиозные организации;

8. Полиция;

9. Парламент;

10. Политические партии.

Рисунок 3. Влияние коррупции на ключевые институты общества с течением времени (общие результаты), в %

Формулирование целей статьи. Цель статьи — обобщить оценку гражданами усилий своих правительств в противодействии коррупции в общем и в сфере государственных закупок в частности, которая практически не изменилась с течением времени. Однако существуют региональные различия. Хотя меньшее число граждан в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке и Африке южнее Сахары оценивают усилия своих правительств как эффективные в

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

2019 году по сравнению с 2018 годом, противоположная тенденция наблюдается в Союзе независимых государств (СНГ) и в Северной Америке, где усилия правительств, по мнению граждан, стали более эффективными (рис. 4).

Рисунок 5. Кому люди доверяют вести борьбу с коррупцией в своих странах? Доверие населения, в %о

1. Западные Балканы и Турция;

2. Страны южнее Сахары;

3. Северная Америка;

4. СНГ;

5. Латинская Америка;

6. Европа;

7. Азиатско-Тихоокеанский регион.

Рисунок 4. Процент людей, которые считают, что усилия правительства по борьбе с коррупцией являются эффективными (сравнение по времени и по регионам)

Изложение основного материала. Широкую общественность в 2019 году спросили о том, усилиям какой организации по пресечению коррупции, в том числе и в сфере государственных закупок, в государстве, можно доверять. Результаты показывают, что большинство граждан доверяют средствам массовой информации. Почти столько же граждан доверяют своим правительствам в их усилиях обуздать коррупцию. Тем не менее, 24 % опрошенных сообщили, что они не доверяют никакой организации. Примерно 9 % опрошенных наибольшее доверие оказали частному сектору, деятельности неправительственных организаций или международных институтов, соответственно (рис. 5).

Отношения между видами учреждений по борьбе с коррупцией и степенью общественного доверия к указанным институтам видны на рисунке 6. Неудивительно, что те, кто считает действия своего правительства эффективными, доверяют ему. Напротив, те, кто думает, что их правительство не ведет полноценной работы по борьбе с коррупцией, в большей степени склонны не доверять никакому институту в деле пресечения коррупции в своей стране.

Рисунок 6. Зависимость доверия населения от оценки усилий правительства по борьбе с коррупцией, в %

Шесть из 10-ти (60%) опрошенных граждан считают, что широкая общественность может внести значительный вклад в борьбу с коррупцией и, безусловно, будут поддерживать других граждан, которые захотят участвовать в этой благородной миссии. Отвечая на вопрос о своем личном участии, граждане обнаруживают несколько меньшую готовность к борьбе с коррупцией: только половина опрошенных сообщила, что они могли бы представить себя лично принимающими участие в борьбе с коррупцией. Большая доля мужчин по сравнению с долей женщин указала, что они стали бы заниматься борьбой с коррупцией (56% против 44%).

Предстоит многое еще сделать для того, чтобы гарантировать простым людям свободный доступ к основным государственным услугам и благам (здравоохранение, ЖКХ и образование), которые не будут связаны с коррупцией [2]. Организации, которые при-

званы предотвращать коррупцию и гарантировать соблюдение законов (полиция и судебные органы), обязаны эффективно работать во всех государствах мира, включая Россию, без малейших коррупционных проявлений, которые имеют место сейчас во многих уголках земного шара. В подавляющем большинстве государств мира широкая общественность продолжает рассматривать политические партии как институт, наиболее подверженный коррупционным проявлениям [3]. Эти представления населения о коррупции в политических партиях, не только отражают негативный образ политических партий, но и создают определенный риск для государств, подрывая представления населения об основной роли партий в демократическом процессе во всех странах мира [4].

Половиной общественности во всем мире усилия правительств по борьбе с коррупцией считаются неэффективными. Примерно 25 % опрошенных по-прежнему доверяет своему правительству, и, прежде всего, в деле борьбы с коррупционными проявлениями. Это кажущееся противоречие, возможно, отражает целый ряд факторов. Граждане испытывают чувство обязанности перед государством, чувство оптимизма или даже испытывают солидарность по отношению к основным целям правительства — действовать, соблюдая принципы строгой отчетности, честности и прозрачности в его деятельности на благо населения государства [5]. Граждане надеются, что система сдер-жек и противовесов в действиях правительства, получающая известность, прежде всего, благодаря средствам массовой информации, которым оказал доверие каждый 4-й опрошенный, сыграет ведущую роль в стремлении эффективно противостоять коррупционным проявлениям. Необходимо будет еще многое сделать в масштабе планеты для того, чтобы у граждан появились гарантии того, что они не будут подвергаться опасности взяточничества и не станут бедными от действий коррумпированных чиновников. Кредит доверия населения к усилиям, предпринимаемым правительствами всех стран в борьбе с коррупцией, несмотря на то, что их обещания выполняются не всегда, также становится посланием для руководителей государств: сейчас необходимо работать так, чтобы оправдать ожидания простых граждан. Если этот принцип не будет соблюден, то риски для правительств во всех странах мира весьма велики. Потеря поддержки лидеров государств со стороны своих граждан будет подрывать те усилия, которые необходимы для предупреждения и пресечения коррупции в масштабах всего мирового сообщества на нашей планете [6].

Приятной новостью является тот факт, что широкая общественность выражает большее, чем раньше, желание участвовать в борьбе с коррупцией и, что особенно важно, считает, что это может принести свои положительные результаты. Эта энергия граждан и их приверженность делу в борьбе с коррупцией должны быть поддержаны, поскольку они могут улучшить управление государством и принести огромную пользу всем людям. Такие публичные обязательства, как реальные, так и потенциальные, фокусируют внимание на ответственности, как правительства, так и самих граждан, в создании системы такого вида, в которой отвергаются взяточничество и коррупционные проявления [7]. В соответствии с результатами за 5 лет (2015-2019 гг.), цель для всех тех, кто хочет покончить с коррупцией, является предельно сформулированной. Для этого необходимо привлечь граждан к борьбе с коррупцией, вооружить их знаниями и предоставить им возможности выбора полезных действий, одинаковых для населения во всем мире и основанных на институциональных рамках, которые могут и должны поддерживать выполнение этой важнейшей задачи. В итоге, противодействие коррупции во всех ее проявлениях будет укрепляться за счет эффективных решений, которые создают широкую основу для поддержки этой борьбы гражданами стран всего мира [8].

9 декабря 2019 года в Международный день противодействия коррупции Центр антикоррупционных исследований инициатив Трансперенси Интернешнл (Transparency International) и международное движение по противодействию коррупции Transparency International представили результаты своего ежегодного исследования Всемирный Барометр Коррупции за 2019 год1. Основной вывод, который был сделан Трансперенси Интернешнл по результатам исследования коррупции в мире, заключается в том, что на фоне растущего уровня коррупции в государствах всё больше и больше граждан выражают готовность противодействовать коррупционным проявлениям.

За последний год качественные показатели коррупции в мире если и изменились, то не намного. По-прежнему, 25 % граждан в течение 2019 года были вынуждены платить взятки при общении с правоохранительными органами, при обращении в органы, регулирующие образование, здравоохранение, в коммунальные службы и др.

6% опрошенных граждан указали, что они платят

1 Пресс-релиз российского отделения Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International от 09.12.2019.

взятки для того, чтобы избежать проблем с государственными органами, 8 % оплачивают ускорение работы государственных органов и более 3 % платят за то, что им и так полагается в соответствии с законами страны. Весьма любопытен тот факт, что если в 2018 году лишь 7% граждан России признались, что они решились обжаловать коррупционное поведение государственных чиновников, в то время как остальные сочли это бесполезным и опасным. По данным опроса за 2019 год, 51% опрошенных утвердительно ответили на вопрос «Готовы ли вы сообщить о факте коррупции?». Итоги результатов проведенного исследования показывают, что рост коррупции в мире и в России не остается незамеченным населением и всё большее число людей готово в силу своих возможностей в той или иной форме присоединиться к противодействию коррупции. Опрос проводился во всем мире по заказу Transparency International в декабре 2019 года. Было опрошено 5000 мужчин и женщин в возрасте старше 16 лет. В рамках исследования им было задано 12 вопросов, касавшихся как непосредственной практики столкновений с коррупционными проявлениями, так и представлений граждан об уровне коррумпированности отдельных сфер жизни в мире. Необходимо сказать, что темпы роста коррупции в мире опережают эффективность борьбы с этим негативным явлением [9]. Считается, что большая часть граждан мира относится к коррупции достаточно терпимо и не слишком обращает на неё внимание, считая её неизбежным негативным явлением. При этом людей, которые считают, что те меры, которые предпринимает правительство по обузданию коррупционных проявлений, эффективны, по-прежнему не так много, хотя и больше, чем в прошлом году. При этом 49% граждан мира ответили, что за последние 5 лет (2015-2019 гг.) уровень коррупционных проявлений существенно возрос.

Таблица 1

Ответы на вопрос «Как Вы считаете, насколько изменился уровень коррупции в мире за последние 5 лет?», в %

Значительно повысился 29

Немного повысился 19

Остался на том же уровне 35,2

Немного понизился 6,8

Сильно понизился 1.0

Не знаю, нет ответа 9.7

Таблица 2

Ответы на вопрос «Как бы Вы оценили действия правительств, направленные на борьбу с коррупцией?», в %

Правительство очень эффективно борется с коррупцией 5.6

Правительство скорее эффективно борется с коррупцией 18.4

Правительство как эффективно, так и не эффективно в борьбе с коррупцией 20

Правительство скорее не эффективно борется с коррупцией 23.8

Правительство совсем не эффективно борется с коррупцией 24.6

Не знаю, нет ответа 7.6

Важно подметить, что опрошенные граждане мира весьма скептически относятся к организованному, институциональному противодействию коррупции в государстве в целом, не наделяя никакие из существующих институтов некой особой ролью по организации эффективного противодействия коррупционным проявлениям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица3

Ответы на вопрос «Как вы думаете, кто наиболее эффективно может бороться с коррупцией в мире?», в %

Лидеры государства 22.4

Бизнес и предприниматели 3.9

Общественные организации 5.2

Средства массовой информации 8.1

Международные организации (Мировой Банк, Международный Валютный Фонд и др.) 6.5

Никто 42

Не знаю 11.8

Отметим тот факт, что в 2019 г. граждане, как и прежде, наиболее коррумпированными считают именно те сферы государственного регулирования, которые напрямую связаны с обеспечением качества жизни и обеспечением безопасности. И именно в них же граждане наиболее часто сталкиваются с проявлениями коррупционных проявлений.

В сравнении с 2018 годом, количество граждан мира, столкнувшихся со взяточничеством, значительно увеличилось: в здравоохранении (2018 г. — 9%, 2019 г. — 12%); образовании (2018 г. — 7%, 2019 г. — 9%); при решении земельных вопросов (2018 г. — 8%, 2019 г. — 11%); в судах (2018 г. — 5%, 2019 г. — 7%). Отмечено также и незначительное снижение уровня

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

столкновения с коррупцией в коммунальных службах, регистрационных и правоохранительных органах.

Таблица 4

Ответы на вопрос «Приходилось ли Вам или кому-то из членов Вашей семьи за последние 12 месяцев давать взятку в каком-либо виде следующим институтам/организациям?», в %

Да Нет Не знаю, нет ответа

Образование 18.3 79.8 1.8

Суды 17.7 81.3 1.1

Медицинское обслуживание 20.7 76.5 2.9

Правоохранительные органы, полиция 27.7 70.4 1.9

Регистрационные органы: Регистрация рождения, брака, проживания, получение разрешений и т.д. 8.6 89.8 1.5

Коммунальные службы 3.3 95.5 1.2

Налоговые службы 5.9 92.1 2

Земельные службы 20.2 79.3 0.5

Таможня 10.9 88.0 1.1

Данные по коррупции в мире за 2019 год чётко указывают на тенденцию роста количества граждан, которые хотели бы каким-либо образом противостоять коррупционным проявлениям. Необходимо отметить, что в целом, в возможности гражданского противодействия коррупции, в то, что может быть эффективной именно общественная антикоррупционная деятельность обычных граждан, казалось бы, верят совсем не многие — 66 % опрошенных сочли, что никакая помощь общества не сможет оказать существенного влияния на снижение уровня коррупции в мире.

Таблица 5

Ответы на вопрос «Согласны ли вы со следующим утверждением: Простые граждане могут помочь победить коррупцию? в %

Полностью согласен 9.4

Согласен 24.2

Не согласен 41.3

Совершенно не согласен 25

Однако, как только речь заходит о коллективном действии или о личной позиции каждого, картина кар-

динальным образом меняется. Поддержать антикоррупционные действия, инициированные кем-то другим — другом, родственником, коллегой, готово практически такое же количество опрошенных граждан (62%), да и представить лично себя вовлеченным в некие конкретные действия, связанные борьбой с коррупционерами может не такое уж незначительно количество населения мира (42%). Из этого следует, что лично для себя многие делают выбор в пользу более активной гражданской позиции, особенно если она совпадает с позицией тех людей, мнение которых для них имеет значение. Однако в то же время «гражданскому обществу» большинство по-прежнему не доверяет и считает его не способным противостоять давлению коррумпированной власти. Весьма интересными являются и ответы на вопрос, связанные с готовностью населения сообщать о коррупционных фактах. Ведь известно, что правоохранительные органы, как и органы власти в целом, регулярно указывают на пассивное поведение население и жалуются, что для эффективного противодействия коррупции не хватает собственно официальных заявлений о фактах коррупции. Действительно, количество таких заявлений не от непосредственных «жертв» коррупции, а от тех, кто стал свидетелем коррупционных правонарушений или знает о них из иных источников, критически мало. И тому есть совершенно логичное объяснение: в мире до настоящего времени отсутствуют какие бы то ни было правовые гарантии защиты заявителей о коррупционных проявлениях. Гражданин, решившийся говорить о фактах коррупции вслух, а тем более обращающийся с ними в правоохранительные органы, не может чувствовать себя защищенным полностью от всех угроз ему лично и его родственникам в том числе. Ещё менее защищенным чувствует себя предприниматель, говорящий о коррупционных проявлениях. Ведь озвучивая подобные проблемы, он ставит под удар не только себя, но и своих сотрудников и само существование своего бизнеса, поскольку коррупционеры отнюдь не молчат в ответ на обвинения, а активно защищаются, используя для этого методы давления, связанные всё с той же коррупционной составляющей. Ситуация с коррупцией в мире дошла до той точки, когда у граждан не остается иного выбора, как заявлять о коррупции, невзирая на страх [10]. Ведь недаром в ходе опроса о своей готовности сообщать о коррупционных случаях положительно высказалось 51% граждан.

Выводы из данного исследования и перспективы. Используя результаты проведенного исследования, Центр Трансперенси Интернешнл — Р призывает российское общество и органы государственной власти государства в течение ближайшего года пред-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

принять ряд очевидных, но до сих пор не реализованных антикоррупционных мер, которые могут серьёзнейшим образом способствовать снижению уровня коррупции в России в ближайшие годы. Предлагаемые меры не являются исчерпывающими, поскольку очевидно, что для достижения серьёзных и устойчивых успехов в борьбе с коррупцией в России необходимо осуществить кардинальные административные и правовые реформы. На основании вышесказанного предлагается 6 мер, которые смогут кардинально изменить ситуацию с коррупцией в России, в том числе и в сфере госзакупок. Эти же 6 шагов направлены на то, чтобы меры по противодействию коррупции в ближайшем будущем положительно сказались на экономии бюджетных средств и на жизни отдельных граждан Российской Федерации и уменьшили давление на них коррупционных проявлений.

Ввести норму «коллективного иска» по защите интересов неопределенной группы лиц по коррупционным делам, дав возможность общественным организациям и отдельным гражданам России активно участвовать в противодействии коррупционным проявлениям в правовом поле.

Разработать и принять комплекс мер по защите заявителей о фактах коррупции, распространив его как на физических лиц, так и на юридических лиц России;

Ужесточить ответственность за сокрытие информации о коррупционных правонарушениях и за отсутствие соответствующего реагирования на сообщения граждан и предпринимателей в России.

Разработать процедуру обязательного реагирования правоохранительных органов, органов следствия и иных контролирующих органов на сообщения о коррупции в средствах массовой информации и сети «Интернет» с установлением чётких сроков реагирования и обязательного публичного отчёта о принятых мерах по данным фактам.

Разработать норму обязательной ответственности за коррупционные нарушения не только лица, непосредственно уличенного в таком нарушении, но его непосредственного начальства и контролирующих органов соответствующего ведомства органов государственной власти.

Создать институт общественных слушаний на федеральном, региональном и местном уровнях по наиболее резонансным темам, связанным с коррупцией, с обязательным присутствием на таких слушаниях представителей органов власти, обеспечением трансляции в средствах массовой информации и сети «Интернет» и передачей материалов слушаний в правоохранительные органы России.

Литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2009.

2. Долинко В.И. Комплекс мер по обеспечению экономической безопасности тыла органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 4 (40). С. 63-67.

3. Обеспечение экономической безопасности системы материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях: монография. Гапонен-ко В.Ф., Долинко В.И. Москва, 2014.

4. Организация оперативно-розыскной деятельности территориальных органов внутренних дел по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Дорофеев И.Н., Строгалов В.В., Долинко В.И. учебно-методическое пособие / Москва, 2013.

5. Федеральная служба по финансовому мониторингу как субъект, обеспечивающий экономическую безопасность России и ее правовое положение. Васильев Ф.П., Долинко В.И. Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 12. С. 109-113.

6. Анализ специфики материально-технического снабжения органов внутренних дел МВД России в особых условиях. Гапоненко В.Ф., До-линко В.И. Общество и право. 2012. № 5 (42). С. 300-304.

7. Обеспечение экономической безопасности России органами внутренних дел в сфере государственных закупок. Долинко В.И. Российский следователь. 2011. № 7. С. 29-30.

8. Файбусович К.Б., Долинко В.И. Некоторые аспекты коррупции в зарубежных странах и в Российской Федерации // Актуальные проблемы противодействия коррупции в контрактной системе госзакупок России: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. 2017. С. 104-109.

9. Долинко В.И. Уголовно-правовая охрана экономической безопасности стран — членов Содружества Независимых Государств // Труды Академии управления МВД России. 2019 № 4 (52), С. 46-55.

10. Долинко В.И. Исторический аспект уголовно-правовой охраны экономической безопасности российского государства // Труды Академии

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

управления МВД России. 2019 № 1 (49), С. 80-87.

References

1. Criminal code of the Russian Federation. M., 2009.

2. Dolinko V.I. Set ofmeasures to ensure the economic security of the rear of internal Affairs bodies // Proceedings of the Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2016. No. 4 (40). Pp. 63-67.

3. Ensuring the economic security of the material and technical supply system of the internal affairs bodies of the Russian Federation in special conditions: monograph. Gaponenko V.F., Dolinko V.I. Moscow, 2014.

4. Organization of operational search activities of territorial bodies of internal Affairs to combat economic and corruption crimes in the sphere of housing and communal services. Dorofeev I.N., Strogalov V.V., Dolinko V.I. educational and methodological guide / Moscow, 2013.

5. Federal service for financial monitoring as a subject that ensures the economic security of Russia and its legal status. Vasiliev F.P., Dolinko V.I. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2013. no. 12. Pp. 109-113.

6. Analysis of the specifics of material and technical supply of internal Affairs bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia in special conditions. Gaponenko V.F., Dolinko V.I. Society and law. 2012. No. 5 (42). Pp. 300-304.

7. Ensuring the economic security of Russia by internal Affairs bodies in the field of public Procurement. Dolinko V.I. Russian investigator. 2011. No. 7. pp. 29-30.

8. Faibusovich K.B., Dolinko V.I. Some aspects of corruption in foreign countries and in the Russian Federation // Actual problems of anti-corruption in the contract system of public procurement in Russia: collection of materials of the interuniversity scientific and practical conference. 2017. Pp. 104109.

9. Dolinko V.I. Criminal law protection of economic security of the member States of the Commonwealth of Independent States // Proceedings of the Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2019 No. 4 (52), p. 46-55.

10. Dolinko V.I. Historical aspect of criminal law protection of economic security of the Russian state // Proceedings of the Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2019 No. 1 (49), Pp. 80-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.