Научная статья на тему 'Противодействие коррупции в странах ЕАЭС: имплементация мирового опыта'

Противодействие коррупции в странах ЕАЭС: имплементация мирового опыта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
211
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
институционализация коррупции / конвенция ООН о противодействии коррупции / конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию / Евразийский экономический союз. / institutionalization of corruption / UN Convention against corruption / Convention on civil liability for cor- ruption / Eurasian Economic Union.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пасс А. А., Татубаев Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противодействие коррупции в странах ЕАЭС: имплементация мирового опыта»

Пасс А.А.

д.и.н., профессор кафедры политических наук и международных отношений Челябинского государственного

университета

[email protected]

Татубаев Т.М.

председатель Национального бюро по противодействию коррупции Республики Казахстан, соискатель Челябинского государственного университета;

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СТРАНАХ ЕАЭС: ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ МИРОВОГО ОПЫТА

Ключевые слова: институционализация коррупции, конвенция ООН о противодействии коррупции, конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, Евразийский экономический союз.

Keywords: institutionalization of corruption, UN Convention against corruption, Convention on civil liability for corruption, Eurasian Economic Union.

В незападных модернизирующихся обществах сложилась «анклавная структура» с дуальной природой: 1) у развитых стран заимствовались современные и эффективные учреждения и нормы; 2) в странах-реципиентах сохранились и упрочились отношения, связанные с традиционным жизненным укладом [1, с. 8-19]. Агрегирование этих процессов приводит к «институционализации коррупции», когда решения ангажированных политиков определяются исключительно интересами связанной с ними бюрократии, значимой в политическом отношении. При этом ослабевает потенциал прогрессивных преобразований.

Страны ЕАЭС демонстрируют недостаточное внимание к положительному опыту борьбы с коррупцией Сингапура, Дании, Нидерландов, Швеции и др. и продолжают терпеть ущерб от таких коррупциогенных факторов, как медленный отход от закрытости и бесконтрольности власти; экономическая нестабильность, побуждающая предпринимателей «уходить в тень»; противоречивость ряда законов; неэффективность государственного управления; незрелость гражданского общества и демократических процедур.

Наиболее важные положения, которые должны быть имплементированы в законодательство стран Евразийского экономического союза в соответствии с Конвенцией ООН о противодействии коррупции, следующие: антикоррупционный мониторинг; анализ коррупционных рисков; воспитание антикоррупционной культуры; производство экспертизы на предмет выявления коррупциогенных норм; формирование и соблюдение антикоррупционных стандартов; финансовый контроль; антикоррупционные ограничения (например, запрет на работу в одном госучреждении близких родственников); предотвращение и разрешение конфликта интересов; противодействие коррупции в сфере предпринимательства; предание огласке коррупционных правонарушений и устранение их последствий; подготовка ежегодного национального доклада о противодействии коррупции.

Относительно госслужбы общими правилами являются: 1) конкурсный отбор на административные государственные должности и социальную защиту тех, кто их замещает; 2) предварительная проверка на причастность к совершению коррупционных проступков; 3) воплощение в жизнь принципа меритократии1. В сфере госзакупок ведущие тренды - это прозрачность, расширение круга потенциальных участников конкурса, исключение протекционизма и завышения ценовых предложений, усиление конкуренции между заявками. При оказании госуслуг следует исходить из минимизации непосредственных контактов услугодателя (госслужащего) и услугополучателя (юридического или физического лица) через организацию подвижной абонентской сети и личных кабинетов пользователей на веб-портале «электронное правительство».

При уголовном производстве к коррупционерам не должно применяться условное осуждение и положение об освобождении от ответственности в связи с примирением, установлением поручительства, истечением срока давно -сти. По всем составам коррупционных преступлений правомерно практиковать конфискацию имущества.

Странам ЕАЭС пора рассмотреть вопрос о полной или частичной2 имплементации Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (4 ноября 1999 г., г. Страсбург) [2], которая провозглашает право лиц, пострадавших от действий продажных чиновников, подать иск о возмещении материального ущерба, упущенной финансовой выгоды и морального вреда, в том числе, к государству или соответствующим властям. Необходимым шагом

1 Меритократия (от лат. шегйш достойный и греч. кга1ю8 власть) означает систему, при которой положение человека в обществе определяется его способностями и заслугами, а не социальным положением.

2 В конвенции оговаривается прерогатива для любого государства указать конкретный регион, где планируется ее применение. Иначе говоря, возможно ее использование «в тестовом режиме».

является признание недействительными не только контрактов, подписанных вследствие коррупционных соглашений, но и тех, что были заключены честно, однако их исполнение сопровождалось актами коррупции.

Необходимо включить в национальные законодательства Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.) [3], а именно статьи и положения об активном и пассивном подкупе должностных лиц и членов публичных собраний, о злоупотреблении влиянием в корыстных целях, об отмывании доходов от преступлений, связанных с коррупцией, а также об уголовной ответственности юридических лиц и выдаче совершивших коррупционное деяние по запросу заинтересованной стороны. Это поднимет борьбу с коррупцией на новый уровень.

Ждут поддержки такие инициативы, как криминализация незаконного обогащения, сокрытия и удержания имущества, заведомо полученного в результате совершения коррупционного преступления. Ответственность за коррупционные деяния следует распространить на присяжных заседателей. Наказание за клевету и оскорбление следует декриминализировать, поощрив выявление коррупции журналистами, активистами общественных организаций, рядовыми гражданами.

Нуждается в законодательном оформлении лоббистская деятельность, введение всеобщего декларирования доходов и расходов. Сведения из деклараций должностных лиц, подверженных высокому риску коррупции, и их ближайших родственников должны подлежать опубликованию. Дальнейшее совершенствование юридической базы в духе международных соглашений позволит государствам ЕАЭС поставить надежный заслон распространению коррупции.

Список литературы

1. Богатуров А. Д. Понятие экономической политологии и особенности ее проблемного поля в России // Полис. - М., 2011. - № 4.

2. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. - https://www.google.kz/

3. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. -http://www.consultant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.