ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 328.185(470)
Е. В. Галкина
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В статье рассматриваются современные механизмы участия институтов гражданского общества в деле противодействия коррупции в современной России. Анализируются различные исследовательские подходы к концепциям противодействия коррупции в современном политологическом и правовом дискурсе. Актуальным является рассмотрение автором новых концепций в деле вовлеченно-
сти институтов гражданского общества в государственно важные проекты, в том числе, по профилактике коррупционных действий.
Ключевые слова: гражданское общество, противодействие коррупции, общественные организации, государственные услуги, коррупционное поведение, правовая культура, национальная стратегия.
E. V. Galkina
COUNTERACTION OF CORRUPTION IN MODERN RUSSIA: INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND CIVIL SOCIETY
This paper examines the current mechanisms for participation of civil society in combating corruption in modern Russia. The various research approaches to the concepts of combating corruption in the modern political science and legal discourse. Urgent consideration is the author of new concepts in the involvement
Мировой опыт успешного противодействия коррупции свидетельствует, что институты гражданского общества играют важную роль в профилактике коррупционных действий. Эта роль зафиксирована во всех основных международных документах, которые подписала и ратифицировала Россия. В частности, Конвенция ООН по противодействию коррупции рекомендует ряд мер профилактического характера, осуществляемых общественными организациями, в том числе: привлечение институтов гражданского общества к предупреждению коррупции, для углубления понимания обществом причин и опасного характера коррупции, а также создаваемых ею угроз. Добиться этого можно путем планомерного повышения культуры населения, достижения максимальной прозрачности (транспарентности) процедур предоставления государственных услуг, а также постоянной профилактической, предупредительной работой всех государственных органов и институтов гражданского общества. Поэтому
of civil society institutions in the state important projects, including the prevention of corruption.
Key words: civil society, the fight against corruption, public organizations, public services, corruption behavior, legal culture, national strategy.
в числе важнейших задач государственной антикоррупционной политики - коренной перелом общественного сознания. Национальная стратегия противодействия коррупции, утвержденная Президентом РФ, предлагает общественным организациям, политическим партиям и саморегулируемым организациям проводить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению.
Деятельность институтов гражданского общества в последнее время стали рассматривать как важную составную часть и российской антикоррупционной политики. Роль гражданского общества в борьбе с коррупцией определена в Национальной Стратегии противодействия коррупции, Национальных планах и федеральном законодательстве. Так, в Национальной Стратегии прямо указывается, что обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции является одним из основных на-
ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
правлений этой работы. Федеральный антикоррупционный закон 2008 г. возводит сотрудничество государства с институтами гражданского общества в основной принцип противодействия коррупции [7]. Из этого следует, что обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции является одним из ключевых направлений реализации Национальной стратегии и Национальных планов утвержденных главой государства.
Роль общественных организаций, средств массовой информации в борьбе с коррупцией отмечал Президент Российской Федерации В. В. Путин. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в конце 2012 г. он прямо указал, что необходимым условием «действенности борьбы с коррупцией» является «активное гражданское участие, эффективный общественный контроль» [5]. Выступая на заседании Совета по противодействию коррупции 30 октября 2013 г., глава государства поставил задачу: «Нам необходимо сформировать общественную атмосферу неприятия коррупции (мы об этом много раз уже говорили) и в том числе, конечно, выстроить надёжную систему обратной связи между обществом и государством. Каждый сигнал о коррупции и коррупционных проявлениях должен получать адекватную реакцию» [1]. Эти высказывания Президента России В. В. Путина свидетельствуют о том большом значении, которое политическое руководство придает участию общества в борьбе с коррупцией.
В работах российских политологов, посвященных проблеме участия гражданского общества в реализации государственной политики противодействия коррупции, наибольший интерес, на наш взгляд, представляют труды А. Н. Сухаренко [6], О. В. Поповой [4], О. С. Новиковой [3], А. Е. Чуклинова, В. В. Моисеева, В. Н. Прокуратова [2] и др. Так, В. Н. Прокуратов среди форм и методов вовлечения институтов гражданского общества в работу политических механизмов противодействия выделяет следующие:
- внесение предложений в органы государственной и муниципальной власти по совершенствованию антикоррупционного законодательства;
независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов;
- общественное расследование;
- реализация антикоррупционных образовательных программ и проектов;
- проведение публичных мероприятий и акций (научно-практических конференций, круглых столов, семинаров и т. п.);
- работа в общественных антикоррупционных приемных;
- создание и поддержка Интернет-порталов и других сайтов, освещающих проблемы в сфере противодействия коррупции и др. [2].
К этому стоит добавить, что институты гражданского общества должны формировать правовую культуру, воспитывать в гражданах неприятие коррупционных отношений, в целом антикоррупционное поведение. Дело в том, что по данным социологических опросов, проведенных в последние годы, деформация жизненных ориентиров у значительной части россиян, особенно в молодежной среде, привела к тому, что стали признаваться социально одобряемыми некоторые формы аморального, антиобщественного и преступного поведения, не считаются позорными коррупционные действия. В сознании многих людей утрачена ценность продуктивного труда как источника благополучия и главного средства самореализации личности. Криминогенно значимые деформации духовно-нравственной сферы в значительной мере связаны со злоупотреблениями свободой слова в средствах массовой информации, пропагандой насилия и культа наживы любой ценой.
Но чтобы реализовывать указанные выше мероприятия противодействия коррупции, институты гражданского общества должны быть законодательно наделены определенными полномочиями и обеспечены всем необходимым для работы. Однако российские политологи и правоведы вынуждены констатировать, что существенным недостатком действующего российского законодательства является отсутствие четкого механизма участия этих институтов в противодействии коррупции; они по-прежнему не обладают полномочиями, и лишены возможности контролировать деятельность органов власти и управления. Несмотря на то, что Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» предусматривает участие структур гражданского общества в проведении независимой антикоррупционной экспертизы
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
нормативно-правовых актов, привлечение граждан и общественных организаций к обсуждению законопроектов не стало системой.
Между тем, Указ Президента РФ от 9 февраля 2011 г. № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» нацеливает на привлечение институтов гражданского общества к обсуждению важнейших законопроектов, однако реализация этих нормативно-правовых актов оставляет желать лучшего. Получается, что законодательная основа взаимодействия власти и общества в этом направлении борьбы с коррупцией сформирована, а правоприменительная практика, которая бы свидетельствовала об активном участии гражданского общества, оставляет желать лучшего. Так, в докладе Общественной палаты Российской Федерации, подготовленном в 2012 г., дается объективная оценка
эффективности проводимых в стране антикоррупционных мероприятий и участия различных институтов гражданского общества в реализации мер антикоррупционной политики. В документе, в частности, отмечается, что несмотря на появление в России Национального плана по борьбе с коррупцией и Национальной Стратегии, принятие федерального закона, «пока того результата, которого ждет общество, нет. Россияне по-прежнему не верят в эффективность борьбы с коррупцией и относятся к ней вполне толерантно».
В заключение отметим, что для исправления ситуации необходимо на федеральном и региональном уровнях принять недостающие правовые акты, которые будут способствовать повышению роль институтов гражданского общества в реализации государственной антикоррупционной политики.
Литература
1. Заседание Совета по противодействию коррупции 30 октября 2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации В.В. Путина. URL: http://kremlin.ru/ news/19516 (дата обращения: 30.06.2015).
2. Моисеев В. В., Прокуратов В. Н. Противодействие коррупции в современной России. Монография. Орёл: АПЛИТ, 2012. 428 с.
3. Новикова О. С. Место и роль институтов гражданского общества в формировании антикоррупционной политики. [Электронный ресурс] // Вестник Белгородского университета. URL: http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=Pub/novikova(16-10-08).htm (дата обращения: 16.04.2012).
4. Попова О. В. Борьба с коррупцией в Российской Федерации как инновационный проект гражданского общества? // ПОЛИТЭКС. 2006. № 4.
5. Послание Президента В. В. Путина Федеральному Собранию РФ 12.12.2012 г. [Электронный ресурс] // Сайт «Base. consultant.ru». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? base=LAW;n=138990;req=doc (дата обращения: 30.06.2015).
6. Сухаренко А. Н. Общественный контроль как средство противодействия коррупции в России // Российская юстиция. 2013. № 6.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ. Статьи 3, 7.