УДК 343.97
Н. А. Подольный
Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)
г. Казань, Российская Федерация
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. Коррупция - это проблема общества и государства сегодняшнего дня. От успеха борьбы с ней зависит благополучие граждан. Понимание этого имеется на всех уровнях государственной власти. Поэтому принимаются законы и подзаконные нормативные акты, направленные на борьбу с коррупцией, проводятся в соответствии с ними мероприятия. Результаты борьбы с коррупцией внушительны, но в силу того, что коррупция становится всё более изощрённой, нуждаются в дальнейшем своём совершенствовании. Отдельно рассмотрены три вида коррупции: бытовая, системная и корпоративная. Применительно к каждой выделены общие и специальные характеристики. Сформулированы рекомендации по противодействию данным явлениям. Уделено внимание влиянию на уровень коррупции при повышении активности преступных сообществ.
Ключевые слова: коррупция; противодействие коррупции; бытовая коррупция; системная коррупция; корпоративная коррупция; преступные сообщества.
N. A. Podol'nyy
The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)
Kazan, the Russian Federation
ANTI-CORRUPTION IN THE RUSSIAN FEDERATION: TRENDS AND PROSPECTS
Abstract. Corruption is a problem of society and the state of today. The well-being of citizens depends on the success of the fight against it. There is an understanding of these at all levels of government. An understanding of this exists with the legislative, the executive, and the judiciary. Therefore, laws and by-laws aimed at combating corruption are enacted, and activities are carried out in accordance with them. The results of the fight against corruption are impressive, but because corruption is becoming more sophisticated, they need to be further improved. Three types of corruption are considered separately: domestic, systemic and corporate. In relation to each, general and special characteristics are highlighted. Recommendations are formulated to counteract these phenomena. Attention is paid to the effect on the level of corruption while increasing the activity of criminal communities.
Key words: corruption; anti-corruption; domestic corruption; systemic corruption; corporate corruption; criminal communities.
Понятие «коррупция» в законодательстве России появилось лишь с принятием Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции». В Советский период в России понятие «коррупция» использовалось по преимуществу в научной литературе и популярной публицистике [1]. Объяснялось это прежде всего тем, что, хотя коррупция имела место и в тот период времени, однако масштабы её были несоразмерно меньшими, чем в настоящее время. Обусловлено это было отсутствием соответствующих экономических условий. Деньги не представляли той универсальной ценности в экономике, какую они представляют в настоящее время в России и во всех странах, которые именуются, как капиталистические. В Советском союзе, имея деньги, далеко не всё можно было на них купить. Имелась масса ограничений на приобретение дорогих товаров и объектов
недвижимости. Так, имелось ограничение на жильё. В соответствии со ст. 107 Гражданского кодекса РСФСР собственник не мог иметь жилых домов более одного. В случае если у него в собственности было сверх одного дома, то один из них, по своему выбору, он должен был продать, подарить или иным способом произвести отчуждение. Также имелись и иные ограничения в праве собственности, что существенно ограничивало денежный оборот, снижая значение денег в экономических отношениях с участием граждан. Это создавало неблагоприятные условия для коррупции, а потому не было смысла в детальной регламентации действий и мероприятий по борьбе с ней.
В связи со сменой экономической системы, которая произошла в России, экономические отношения, основанные на денежном обороте, приобрели гораздо больший масштаб, что повысило значение денег. На основе этого, а также новых экономических отношений сформировались условия не только для экономического развития государства, но и для коррупции. Эти проблемы усугубились существованием большого бюрократического аппарата государства, который был ориентирован на решение совсем иного рода экономических задач, стоявших при социалистическом укладе, но совершенно не способным для решения новых экономических задач. Данная особенность стала негативно влиять на управляемость государственным аппаратом, возможность эффективно решать проблемы, которые встают перед государством и обществом. Работа на государственной службе стала восприниматься отдельными чиновниками, как способ обогащения. Такие недобросовестные чиновники стали облагать бизнес незаконными поборами и подношениями. Это заставило государство предпринять целую систему мер, составивших общую стратегию борьбы с коррупцией. Так, Указом Президента Российской Федерации № 460 от 13 апреля 2010 г. была принята Национальная стратегия противодействия коррупции, одной из основных задач которой является снижение коррупционных рисков. В частности, были существенно сокращены такие полномочия государственных служащих, использование которых позволило бы им необоснованно и незаконно обогащаться за счёт различного рода коррупционной деятельности.
В настоящее время в Российской Федерации принят целый комплекс нормативных актов, которые являются правовой основой борьбы с коррупцией. Центральное место в системе этих нормативных актов занимает Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции». Также были приняты следующие законы, направленные на борьбу с коррупцией:
- Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Помимо этого, были приняты законы, которыми были ратифицированы соответствующие международные документы, направленные на борьбу с коррупцией. Так, был принят Федеральный закон Российской Федерации от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» и Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» [2].
В настоящее время в России принято выделять, как минимум, три вида коррупции: бытовую, системную и корпоративную. Бытовая коррупция охватывает одноразовое и за сравнительно небольшую плату решение должностным лицом вопреки интересам службы с использованием своих полномочий определённых проблем, возникших перед конкретным частным лицом. Как правило, в бытовую коррупцию бывают вовлечены должностные лица из «низовых» инстанций государственного аппарата. Наибольшую опасность в настоящее время представляет системная коррупция. На это неоднократно обращал своё внимание и Президент Российской Федерации В. В. Путин1. Основная опасность системной коррупции состоит в том, что она предполагает формирование преступных сообществ, состоящих из должностных лиц, которые превращают получение незаконного дохода от исполнения ими должностных обязанностей в промысел, то есть в постоянный доход. При этом охватывается значительное число служащих, которые наделены значительными полномочиями. Этим наносится большой вред государству, поскольку блокируется деятельность по реализации его отдельных функций [3; 4]. Корпоративная коррупция охватывает коррупционные проявления в деятельности юридических лиц. Это преступления, которыми наносится вред экономике и экономической стабильности страны. В него втягиваются лица, занимающие руководящие должности в соответствующих акционерных обществах и иных хозяйствующих субъектах [5]. Данный вид преступности характеризуется дестабилизацией деятельности соответствующих юридических лиц, нарушением принципов свободной конкуренции.
В настоящее время уделяется внимание борьбе со всеми названными видами коррупции, однако наибольшее значение всё же придаётся борьбе с системной коррупцией. Это обусловлено стремлением гарантировать эффективное управление государственным аппаратом, обеспечить своевременность и чёткость решения всех возникающих перед государством проблем. Так, только с 2015 года было возбуждено уголовное преследование или вынесен приговор в отношении четырёх губернаторов (Н. Белых - Кировская область; В. Гайзер - Республика Коми; А. Хорошавин - Сахалинская область; Н. Денин - Брянская область). Было возбуждено уголовное дело в отношении федерального министра А.В. Улюкаева (Министр экономического развития Российской Федерации). Достаточно эффективно выявляются и привлекаются к уголовной ответственности и виновные должностные лица иных уровней власти.
Помимо этого, создаются условия, неблагоприятные для развития коррупционных отношений. В частности, уменьшается количество контролирующих и надзирающих государственных органов, ограничиваются их полномочия, законодательные и другие нормативные акты проходят антикоррупционную экспертизу. Так, была устранена Федеральная миграционная служба, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Предполагается ликвидация Ростехнадзора, Росаккредитации, Роскомнадзора, Ространснадзора и Рос-стандарта. Рассматривается вопрос об объединении в единое ведомство Росфин-надзора, Росалкогольрегулирования и Счетной палаты. Помимо этого, принимаются меры к сокращению количества проверок, которые часто становятся основой для коррупционных отношений. Так, в соответствии с Распоряжение правительства от 1 апреля 2016 г. № 559-Р планируется сократить количество проверок в отношении бизнеса от 30 до 90 % (в зависимости от категории бизнеса). Всё это уже позволяет получить определённые позитивные результаты. Так, Россия по уровню коррупции в бизнесе, по данным EY («Эрнст энд Янг»), одной из четырёх
1 Владимир Путин: Борьба с коррупцией. Цитаты и призывы 2000-2016 г.г. / Портал LiveJournal. — URL: http://simbiblis.livejournal.com/515245.html (дата обращения: 26.10.2019).
самых авторитетных аудиторских компаний планеты уже находится рядом с США и Польшей и по этому показателю она ниже, чем в Чехии, Словакии и Италии2.
В связи с изложенным вполне очевидно то, что в Российской Федерации сложились позитивные тенденции в борьбе с коррупцией - имеется достаточно чёткая, ясная и учитывающая все сложившиеся реалии политика и законодательство, соответствующее мировым стандартам. При этом предстоит ещё немало сделать в направлении профилактики и борьбы с этим опасным социальным явлением, используя уже имеющийся позитивный опыт. Одним из важных моментов в оценке уровня и состояния коррупции в России является принятие к сведению лишь тех фактов, утверждений и иных данных, которые соответствуют действительности, а не являются измышлениями соответствующих авторов, ориентированных на удовлетворение вполне конкретного политического заказа, направленного на очернительство России и действующих в ней властей. С сожалением приходится признать то, что в последнее время появилось слишком много высказываний и утверждений о высоком уровне коррупции в Российской Федерации, которые при этом не основаны на фактических данных, отражающих действительность. Серьёзный, действенный подход к борьбе с коррупцией всегда чужд честолюбивым замыслам отдельных политиков, он предполагает кропотливую работу, основанную на принципах, отрицающих «кампанейщину» и краткосрочность, которая ориентирована лишь на достижение вполне определённых политических целей. Данный подход в настоящее время является преобладающим в деятельности государства, которое стремится к самоочищению от тех государственных служащих, которые своими коррупционными действиями порочат его.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахметова Н. А. Борьба с коррупцией: история и современность / Н. А. Ахметова, С. А. Фролов // Современная научная мысль. — 2017. — № 1. — С. 250-254.
2. Романовский Г.Б. Контроль над расходами чиновников / Г. Б. Романовский // Гражданин и право. — 2013. — № 4. — С. 3-10.
3. Горбаль М.Н. Коррупция как дисфункция органов государственного управления: криминологические предпосылки //Новая наука: От идеи к результату. — 2017. — Т. 1, № 2. — С. 221-225.
4. Романовский Г. Б. Проблемы противодействия коррупции: право и криминология / Г. Б. Романовский // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». —2015. — Т. 3, № 4 (12). — С. 66-71. — URL: https://esj.pnzgu.ru/iiles/esj.pnzgu.ru/ romanovsky_gb_15_4_09.pdf. — Дата публикации: 30.12.2015.
5. Ширманов Е. В. Коррупция: на пути от социального явления к социальному институту // Проблемы права. — 2019. — № 4 (73). — С. 23-27
REFERENCES
1. Akhmetova N. A., Frolov S. A. Fighting against corruption: past and present. Sov-remennaia nauchnaia mysl' = Modern Scientific Thought, 2017, no. 1, pp. 250-254 (in Russian).
2. Romanovskii G.B. Control over expenses of officials. Grazhdanin i pravo = Citizen and right, 2013, no. 4, pp. 3-10 (in Russian).
3. Gorbal' M. N. Corruption as a dysfunction of public administration: criminological prerequisites. Novaia nauka: Ot idei к rezul'tatu = New Science: From Idea to Result, 2017, vol. 1, no. 2, pp. 221-225 (in Russian).
4. Romanovskii G. B. Anti-corruption activity problems: law and criminology. El-ektronnyi nauchnyi zhurnal «Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo» = Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2015, vol. 3, no. 4 (12), pp. 66-71. (in Russian). Available at: https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/romanovsky_gb_15_4_09.pdf. (accessed 01.11.2019).
2 Статистика коррупции в России / Портал LiveJournal. — URL: http://dfedbees.livejournal.com/899271.html (дата обращения: 25.10.2019).
5. Shirmanov E. V. Corruption: from social phenomenon to social institution. Problemy prava = Issue of Law, 2019, no. 4 (73), pp. 23-27 (in Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Подольный Николай Александрович— заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), доктор юридических наук, доцент, 420126, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Фатыха Амирхана 12а, Российская Федерация; e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Podol'nyy Nikolay A. — Head of Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Kazan Institute (branch), The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Doctor of Law, Associate Professor, 12a Fatykh Amirkhan Street, Kazan, 420126, the Russian Federation; e-mail: [email protected].
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Подольный Н. А. Противодействие коррупции в Российской Федерации: тенденции и перспективы / Н. А. Подольный // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2019. — Т. 7, № 4 (28). — С. 79-83. — URL: http://esj.pnzgu.ru.
FOR CITATION
Podol'nyy N. A. Anti-corruption in the Russian Federation: trends and prospects. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2019, vol. 7, no. 4, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).