Научная статья на тему 'Противодействие коррупции как основа обеспечения экономической безопасности России'

Противодействие коррупции как основа обеспечения экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
997
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / COUNTERACTION / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / LEGISLATIVE REGULATION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СЛУЖЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / PREVENTION OF OFFICE AND ECONOMIC CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Михаил Георгиевич

Рассматриваются актуальные проблемы законодательной регламентации уголовной ответственности за коррупционные, служебно-экономические преступления, обеспечение служебноэкономической безопасности в системе органов управления государственной власти и бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов Михаил Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION COUNTERACTION AS BASIS OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA

Actual problems of a legislative regulation of criminal responsibility for corruption, office and economic crimes, office economic safety provision in the system of state bodies and business are considered.

Текст научной работы на тему «Противодействие коррупции как основа обеспечения экономической безопасности России»

просов чисто бытового характера. Свои бытовые функции община реализовала как в форме непосредственного вмешательства в духовную жизнь крестьян, так и с применением экономических и особенно административно-юридических мер.

Список литературы

1. Александров В.А. Обычное право в России в отечественной науке XIX - начала XX вв. // Вопр. истории. 1981. № 11. С. 41-55.

2. Евсевьев Т.Е. Важнейшие моменты правового быта и обычного права марийского народа. Марий Эл, 1928. № 5-6; № 7-8; № 9-10.

3. Износков Л.А. Обычаи горных черемис // Памятная книга Казанской губернии на 1868 и 1869 гг. Казань, 1868. 33 с.

4. Соловьев Е.Т. Гражданское право: Очерки народного юридического быта. Казань: Тип. губернского правления, 1888. 166 с.

ЕФРЕМОВ Александр Владимирович - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: avefremov74@ yandex. ru

ПЕТРЕНКО Николай Иванович - доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой теории и истории государства и права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

EFREMOV, Aleksander Vladimirovich - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

PETRENKO, Nikolay Ivanovich - Doctor of Legal Sciences, Professor, Head of Department of the Theory and History of State and Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

УДК 343.7

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

М.Г. Иванов

Рассматриваются актуальные проблемы законодательной регламентации уголовной ответственности за коррупционные, служебно-экономические преступления, обеспечение служебно-экономической безопасности в системе органов управления государственной власти и бизнеса.

Ключевые слова: коррупция; противодействие; законодательная регламентация; экономическая безопасность; предупреждение служебно-экономической преступности.

M.G. Ivanov. CORRUPTION COUNTERACTION AS BASIS OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA

Actual problems of a legislative regulation of criminal responsibility for corruption, office and economic crimes, office economic safety provision in the system of state bodies and business are considered.

Keywords: corruption; counteraction; legislative regulation; economic security; prevention of office and economic crime.

Современные управленческие технологии существенно зависят не только от структуры экономики, механизмов функционирования общественных институтов, институтов государственной власти, но и от образа жизни и мышления людей. В связи с резким увеличением управленческих уровней, направлений и низким уровнем правовой культуры значительно расширились масштабы неосознаваемого воздействия на личность, что способствует появлению новых угроз конституционным пра-

вам и свободам граждан, безопасности Российского государства в целом.

Россия, которая вступила в эпоху глобализации, активно делает первые шаги по модернизации правового регулирования служебно-управленческой деятельности в сфере экономики. Вместе с тем существующий понятийный аппарат анализа проблем правонарушений в сфере новых технологий управленческой деятельности в настоящее время характеризуется высокой степенью неопределенности,

неоднозначностью используемых при этом понятий. Нормативно-правовая база управленческой деятельности в сфере экономики также представляется неполной, в ряде случаев противоречивой. Дополнительным дестабилизирующим фактором является нигилистическая, деформированная ценностная ориентация определенной части управленческого аппарата. Основные проблемы в правовом регулировании связаны, к тому же, с несоответствием права уровню экономических отношений и общему ходу общественного развития. Отсюда и проблема, связанная с принципиальными расхождениями взглядов экономистов и юристов на управленческую деятельность вообще и на государственное управление экономикой в частности.

В связи с этим следует отметить, что при формировании и использовании научно-познавательных методик необходимо выделить одну интегративную методологию, которая связана с основной целью концептуального исследования, как научной прикладной деятельности, так и функциональных основ методик исследования. Цель любого научного исследования - это планируемый результат, который, во-первых, соответствовал бы назначению познания, во-вторых, оправдывал бы усилия, прилагаемые исследователями. Генеральной цели могут быть подчинены другие цели научного познания, вместе с тем она должна отражаться в качестве основной в каждой конкретной методике, являться основой построения иерархической системы целеполагания.

В контексте вышеуказанных рассуждений можно указать, что отражение объективной реальности в разрабатываемых законодательных актах по обеспечению уголовно-правовой защиты служебно-управленческой деятельности в сфере экономических отношений, к примеру, есть основная цель предполагаемых научных исследований [3]. Разумеется, в этих случаях перед исследователем встает задача не из легких. Не всегда собранные на момент принятия правового акта научные обоснования удовлетворяют требованиям времени, и в этой связи и допустимости. Это при том, что достоверность полученных в результате исследования данных сомнений не вызывает ни у законодателя, ни у исследователя. Научное исследование всегда оценивается его востребованностью не только с позиции установления истины, но и с позиции допустимости и достаточности и достоверности той совокупности научных результатов, которые были получены в настоящий момент. Только уверенность в наличии такой совокупности позволит

законодателю принять то или иное правовое решение.

Не секрет, что именно различное понимание цели между исследователем, законодателем и правоприменителем предопределяет дефекты взаимодействия, конфликты в научно-познавательной деятельности. В конечном итоге в действительности появляются основные, фатальные и, что самое опасное, - системные ошибки законодательной регламентации конкретных социально-правовых отношений, в том числе и уголовной ответственности за служебно-управленческое криминальное поведение в сфере экономики.

Например, коррупцию можно рассматривать как сложное, многоаспектное явление, в значительной степени влияющее на жизнь современного российского общества. Смеем предположить, что как социально-политический, экономико-правовой и общественный феномен она появляется или может появиться на той стадии развития человеческого общества, когда развитие производительных сил и производственных отношений создают условия для разделения труда на управленческий и производительный. В связи с этим дальнейшее самостоятельное существование отдельных групп и слоев в обществе, которые обладают различными возможностями распоряжаться экономическими возможностями и присваивать произведенный общественный продукт, влечет за собой расхождение интересов и целей группы управленцев с интересами и задачами другой, производящей части общества.

Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует как у служебно-управленческого персонала, так и населения «двойной стандарт» морали и поведения. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права, религии, общественного мнения и др.

В этих условиях усиление коррупции ведет к дальнейшему ослаблению института государственной власти, скептическому отношению к ней со стороны граждан, формирует в народе социальную пассивность, социальное расслоение и неравенство, социальные конфликты и провоцирует появление институциональной анархии.

Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу

отдельных олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и усиление социальной напряженности в регионе.

В контексте рассмотрения проблем их разрешения возможно обращение к вопросам о роли среднего класса в деле стабилизации общественного спокойствия. Представляется, что в любой региональной социально-экономической среде средний класс населения является основным налогоплательщиком. А от экономического его положения в большей части зависит инвестиционная активность населения, состояние государственного бюджета, реализация государственных социальных программ и другие важнейшие социально-экономические процессы. В связи с этим можно указать, что формирование «полноценного», т.е. без признаков «двойного стандарта» поведения среднего класса можно рассматривать как критерий эффективности всей системы государства: социальных, экономических и политических институтов.

В любом регионе России социальную структуру можно представить в виде пирамиды, верхнюю и нижнюю части которой образуют, соответственно, элита и бедные слои, а основную, значительно превосходящую их по численности, - средний класс. Полагаем, что именно средний класс является основным «двигателем» экономического развития, гарантом политической, экономической и социальной стабильности, проводником мобильности государственной политики противодействия коррупции. Средний класс характеризуется высоким образовательным уровнем и профессионализмом, социальной и экономической активностью, наличием финансовых и материальных активов. Выполняя функцию гаранта политической нейтральности и определенной стабильности общества и всего государства, средний класс способен выступать носителем идей по ликвидации последствий экономической нестабильности. Средний класс также может стать основным позитивным фактором развития Чувашской Республики, при условии, разумеется, что социально-экономические реформы будут направлены на поддержку предприимчивых и инициативных представителей среднего класса.

Рассуждения в подобном ключе позволяют нам выдвинуть гипотезу о том, что совершенствование социальной структуры в целом предполагает упрочить социального положения конкретного человека, обозначить «человеческое измерение» социально-экономической действительности.

В связи с этим уместно возникают принципиально важные вопросы о пределах вмешательства государства в частноправовые отношения. Разумеется, немаловажно уяснить: отвечает ли институт государственного присутствия, к примеру в сфере экономики, объективным требованиям. По всей видимости, в этой области есть определенные противоречия и нестыковки. Между тем проводимыми исследованиями существующее «противостояние» между частным и публичным правом предлагаются определенным образом смягчить, устранить, но тем не менее особой динамики в этом вопросе не наблюдается. Законодатель или не учитывает существующие объективные условия, или в определенном смысле не создает условия по реализации принципов справедливости и законности. Очевидно то, что при совершении практически любого служеб-но-экономического преступления коррупционного характера страдают интересы не только и не столько отдельного субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности, сколько публичный интерес. Законодательный акт не может не отразить происшедшие в результате совершения преступления изменения в социально-экономической деятельности, а правоприменительные органы не могут не реагировать. Более того, они, опираясь на соответствующий правовой акт, должны работать на опережение, чтобы не допустить более тяжких последствий.

Критерий для публично-правового вмешательства со стороны государства один: когда преступное поведение субъекта предпринимательской деятельности затрагивает интересы других лиц и тем самым подрывает правопорядок в сфере предпринимательской деятельности, создает предпосылки для угрозы региональной экономической безопасности страны.

Правильная корреляция служебно-эконо-мической деятельности должностного лица с реальным его вкладом в общественное производство, с его творческим потенциалом и профессиональной подготовкой, навыками и активностью позволит уйти от экономики взяток, блата, «дарообменных» и «услугоплатежных» социально-экономических отношений, от генезиса новых форм проявления политаризма.

Казалось бы, что предлагаемая гипотеза для формирования основ государственной политики по защите служебно-управленче-ских отношений в сфере экономики очевидна как для законодателя, так и для исследователя. Но не так-то все просто. По всей видимости, экономику следует рассматривать не только как совокупность производственных

отношений и производительных сил, но и как открытую систему со сложным механизмом обратных связей, которая может находиться, как отмечают экономисты, в равновесном, слабо равновесном и сильно равновесном состояниях.

В состояниях, далеких от равновесия, когда прекращается или стирается действие стабильных и якобы непреходящих законов, введение в экономику даже незначительных инноваций, в силу наличия нелинейных процессов, может привести к нарушению структурной устойчивости всей системы, т.е. нарушению связей между элементами системы. В таких состояниях, в силу зависимости системы взаимодействия большого числа элементов, каждое отдельное действие или локальное вмешательство в систему может повлечь за собой совершенно неожиданные глобальные изменения [9].

Так, к примеру, возвращаясь к характеристике коррупции, следует отметить, что признаки понятийного ее аппарата содержатся в различных международно-правовых актах [48]. Они указывают на то, что коррупция есть просьба, предложение, дача или получение, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности, или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового. По данному определению усматриваются две стороны предполагаемой «сделки»: подкупающая и подкупаемая.

Вместе с тем в Уголовном кодексе России в содержаниях диспозиции статей используются два термина: и «подкуп», и «взятка». Взятка по своему этимологическому содержанию означает как получение взятки, так и дачу взятки. Уголовно-правовые нормы, отражающие подкуп в различных его проявлениях, находятся в разных главах, даже разделах. Получение, дача взятки, подкуп рассматриваются как самостоятельные преступления в ст. 290, 291, 291-1, 204, 141, 183, 184, 309 УК РФ. Такая разрозненная расположенность не позволяет рассматривать коррупцию как цельное уголовно-правовое явление, имеющее социальную обусловленность и экономическую направленность, исследовать ее как негативную, острую форму проявления служебно-экономи-ческой преступности. При таком положении дел без уголовно-правового внимания остается целая отрасль незаконной профессиональной (предпринимательской) деятельности служебно-эко-номического направления.

Результаты криминологических исследо-

ваний, данные оперативно-розыскного характера свидетельствуют о наличии различного рода преступных образований, которые занимаются «пробиванием» «серых» схем в легальный бизнес с помощью коррупции, ее организацией в широких масштабах. Отдельные коррупционные проявления имеют форму криминального предпринимательства, являются эффективным способом обеспечения как легального бизнеса, так и воспроизводства теневой экономики. В конечном итоге экономическую форму проявления коррупции следует рассматривать как данность объективной реальности, результат отсутствия цельной системы уголовно-правовых механизмов обеспечения нормальной служебно-управленче-ской деятельности профессионального менеджмента.

Господство коррумпированной экономики лишает стимулов к занятию легальным бизнесом, и в то же время талантливые предприниматели предпочитают отказаться от деловой карьеры ради криминально ориентированного поведения. Собственно в управленческом звене возникает недостаток в грамотных и талантливых людях, так как отсутствует эффективная система подготовки, должностного назначения и продвижения кадров.

Коррумпированный интерес искажает принятие инвестиционных решений разного масштаба. Естественно, это ведет к растрате национального капитала.

Разумеется, мы должны понимать и исходить из того посыла, что правовые методы борьбы со служебно-экономической преступностью, коррупцией не приведут и не могут привести к их абсолютному искоренению. Вместе с тем их снижение возможно до приемлемого, социально-терпимого уровня, при котором она не сможет оказывать какого-либо значимого влияния на жизнь государства, общества, их институтов и механизмов, препятствовать развитию конкретной личности в соответствии с социально-значимыми целями и ценностями.

Список литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.

2. Баранов В.М. Законодательное определение понятия «экономическая безопасность государства» и современные проблемы ее правового обеспечения // Вестник Нижегородской академии МВД РФ. 2001. № 1. С. 14-27.

3. ИвановМ.Г. Служебно-экономические преступления (Вопросы теории и практики): монография. Нижний Новгород. 2003.

4. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию: принята Комитетом министров Совета Европы 4 ноября 1999 г.

5. Конвенция об уголовно-правовой ответственности за коррупцию: принята Советом Европы 27 января 1999 г.

6. Конвенция ООН против коррупции: принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 г.

7. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности: принята 15 ноября 2000 г.

8. Конвенция по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций: принята 21 ноября 1997 г.

9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

ИВАНОВ Михаил Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

IVANOV, Mikhail Georgiyevich - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Head of Department of the Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

УДК 343.85

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РОСТУ ПРЕСТУПНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ

В.А. Купцов

Социально-экономическое состояние общества генерирует преступность, воспроизводит и усиливает ее. Кризис экономики сопровождается резким социально-имущественным расслоением населения, что, несомненно, вызывает социальную напряженность в государстве. Кроме того, высокий уровень коррупционности органов власти и их бездействие приводят к утрате доверия населения к ним. Эти факторы наблюдаются в ряде регионов Российской Федерации в настоящее время.

Автором представлен теоретический анализ социальных детерминантов преступности в современной России. Рассматриваются основные направления деятельности органов государственной власти, способствующие сокращению количества преступлений.

Ключевые слова: социальные проблемы; криминальная обстановка; экономическое развитие; преступные посягательства; антиобщественное поведение; материальные средства; государственная власть; коррупция; пропаганда; криминогенная ситуация.

V.A. Kuptsov. THE CHARACTERISTICS OF THE MAIN REASONS AND CONDITIONS ENCOURAGING CRIME IN A SOCIETY

The social and economic condition of a society generates crime, reproduces and strengthens it. Economic crisis is followed by sharp social and income inequality of the population that undoubtedly causes social strain in the state. Besides, the high level of corruptibility of authorities and their inactivity lead to loss of trust of the population to them. These factors are observed in a number of regions of the Russian Federation now.

The theoretical analysis of social determinants of crime in modern Russia is presented in the article. The main activities of public authorities promoting quantity reduction of crimes are considered.

Keywords: social problems; criminal situation; economic development; criminal encroachments; antisocial behavior; means; government; corruption; promotion; crime rate.

В середине 90-х гг. прошлого столетия Россия вступила в период кардинальных преобразований всех сфер общественной жизни. Это было продиктовано в основном объективными факторами, которые имели место в то сложное

и противоречивое время. Застой в производстве, тоталитаризм в политике, главенство одной идеологии в духовной жизни привели страну к незамедлительному реформированию всех сфер жизни и деятельности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.