Научная статья на тему 'Противодействие казачьих организаций деятельности сект на юге России'

Противодействие казачьих организаций деятельности сект на юге России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
409
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАКИ / ПРАВОСЛАВИЕ / СЕКТЫ / ЦЕРКОВЬ / ЭКСТРЕМИЗМ / ЮГ РОССИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бредихин Антон Викторович

Введение: Юг России выступает территорией, имеющей интерес для работы новых религиозных движений. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. определяет деятельность ряда новых религиозных объединений как экстремистскую, способствующую развитию межнациональной и межконфессиональной розни. Вместе с тем южнороссийские регионы являются наиболее подверженными внешнему воздействию, в том числе и в религиозном плане. Методы: посредством институционального анализа в исследовании будет дана оценка противодействию деятельности сект казачьими сообществами. Анализ: Политический и социокультурный кризис в приграничных регионах Украины выступил источником поддержки ряда сект региона. В число их первоочередных задач отнесена работа в казачьих сообществах. Проникновение неоязычества, сект западного происхождения в казачью среду отмечается на уровне руководств регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также Русской православной церкви. Актуализировался вопрос создания автокефальной «церкви» для казаков, что также носит деструктивную роль. Результаты: дана оценка деятельности новых культов в казачьей среде, попыткам создания маргинальными группами казачества своей «церкви». Определена необходимость усиления работы органов исполнительной власти по борьбе с тоталитарными сектами в южнороссийских регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPOSITION OF THE COSSACK ORGANIZATIONS TO THE ACTIVITIES OF SECTS IN THE SOUTH OF RUSSIA

The South of Russia acts as a territory of interest for operating of new religious movements. The strategy of fighting extremism in the Russian Federation until 2025 defines the activities of a number of new religious associations as extremist and contributing to the development of ethnic and religious strife. At the same time, the southern Russian regions are the most exposed to external influence, including religious aspect. Methods: through institutional analysis, the study is to assess the activity of new religious movements in the Cossack environment. Analysis: Political and socio-cultural crisis in the border regions of Ukraine served as a source of support for a number of sects in the region. Among their priorities were activities in the Cossack communities. The infiltration of neo-paganism, sects of Western origin within the Cossack environment was detected at the level of leadership of regions of the Southern and North Caucasus Federal districts, as well as the Russian Orthodox Church. The issue of creation of Autocephalous “Church” for Cossacks, also constituting a destructive role, was actualized. Results: the paper evaluates the activity of new cults in the Cossack environment, as well as the attempts made by marginal groups of the Cossacks of creating the “Church” of their own. The study has identified the necessity of strengthening the efforts of the Executive authorities to combat totalitarian sects in the Southern Russian regions.

Текст научной работы на тему «Противодействие казачьих организаций деятельности сект на юге России»

DOI: https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-56-45-54 l©_®_

УДК 008 ББК 71 + 86.39

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

© 2020 г. А. В. Бредихин

г. Москва, Россия

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КАЗАЧЬИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕКТ НА ЮГЕ РОССИИ

Статья подготовлена в ФГБНУ Центр исследования проблем безопасности Российской академии наук при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 17-68-00001 «Влияние институциональной нестабильности сопредельных стран на деятельность экстремистских организаций Юга России»)

Аннотация: Введение: Юг России выступает территорией, имеющей интерес для работы новых религиозных движений. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. определяет деятельность ряда новых религиозных объединений как экстремистскую, способствующую развитию межнациональной и межконфессиональной розни. Вместе с тем южнороссийские регионы являются наиболее подверженными внешнему воздействию, в том числе и в религиозном плане. Методы: посредством институционального анализа в исследовании будет дана оценка противодействию деятельности сект казачьими сообществами. Анализ: Политический и социокультурный кризис в приграничных регионах Украины выступил источником поддержки ряда сект региона. В число их первоочередных задач отнесена работа в казачьих сообществах. Проникновение неоязычества, сект западного происхождения в казачью среду отмечается на уровне руководств регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также Русской православной церкви. Актуализировался вопрос создания автокефальной «церкви» для казаков, что также носит деструктивную роль. Результаты: дана оценка деятельности новых культов в казачьей среде, попыткам создания маргинальными группами казачества своей «церкви». Определена необходимость усиления работы органов исполнительной власти по борьбе с тоталитарными сектами в южнороссийских регионах.

Ключевые слова: казаки, православие, секты, церковь, экстремизм, Юг России. Информация об авторе: Антон Викторович Бредихин — кандидат исторических наук, советник директора, Центр исследования проблем безопасности Российской академии наук, ул. Гарибальди, д. 21 б, 117335 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4097-3854. E-mail: bredikhin90@yandex.ru Дата поступления статьи: 17.02.2019 Дата публикации: 28.06.2020

Для цитирования: Бредихин А. В. Противодействие казачьих организаций деятельности сект на Юге России // Вестник славянских культур. 2020. Т. 56. С. 45-54. DOI: https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-56-45-54

Введение. «Все еретики, сектанты и раскольники не могут быть в общении с Богом и достигнуть спасения души, хотя бы раздали все свое имущество и хотя бы были замучены за Христа», — писал святитель Иоанн Кронштадтский. Распад СССР, отмена коммунистической идеологии в качестве государственной, способствовали росту религиозных движений как традиционных конфессий (христианство, ислам, буддизм, иудаизм), так и новых религиозных организаций, не имеющих официального признания. Отступление атеистической идеологии с духовной «передовой» повлекло образование значительной лакуны, заполнить которую начали стремиться в том числе и культы, признаваемые как секты. Качественной характеристикой их выступало наличие надэтнического и наднационального компонента. Не малозначительным стало влияние стран Запада в их развитии.

Как отмечает И. В. Колосова, среди распространившихся на пространстве СНГ движений представлены широко известные крупные новые религиозные организации (Церковь Саентологии, Международное общество Сознания Кришны, Церковь Объединения Мун Сан Мена, Движение Раджниша (группы ОШО), группы последователей Шри Чинмоя, Трансцедентальной медитации, Сахаджа-йоги и др.), так и многочисленные местные религиозные группы (Церковь последнего завета (учение Виссариона-Христа), «Радастея» (учение Евдокии Марченко), Анастасийцы и пр). [14]. Их работа во многом оценивается в качестве дестабилизирующей, наносящей значительный урон общественному сознанию, порой носящей экстремистский характер.

Данный тезис подтверждается и в государственных документах. В Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. отмечено, что многие экстремистские организации стремятся использовать религию как инструмент для вовлечения в свои ряды новых членов, средство для разжигания и обострения межконфессиональных и межэтнических конфликтов, которые создают угрозу территориальной целостности Российской Федерации. Особую опасность данные движения несут в регионах Юга России, где активную деятельность проявляет Исламское Государство1.

«Воины Христовы», защитники Православной веры, именно с такими понятиями ассоциируются казаки. Веками проживая на территории Дикого поля, выступая фронтирменами трансграничья мира Ислама и Православия, казачество сегодня сталкивается с новыми вызовами, которые имеют в том числе и иностранное влияние.

В рамках данного исследования нами ставится цель рассмотрения вопроса развития новых религиозных движений в казачьей среде и влияния на этот процесс зарубежных акторов.

В исследовании предполагается рассмотреть следующие задачи:

выявить исторические предпосылки к принятию новых религиозных движений

в казачьей среде;

проанализировать направления работы сект среди казаков Юга России; - дать оценку вопросу создания автокефальной церкви казаков.

Методы. В рамках исследования используется институциональная методология, позволяющая определить уровень деятельности сект в казачьей среде.

Анализ. Исторически казачьи общества представляли собой «плавильный котел» народов, религий, традиций. Старообрядчество именно в казачьих регионах Российской империи обладало самыми сильными позициями. Это Верхний Дон, Кубань и Сибирь. Данную проблему на современном этапе рассматривают Г. Я. Иванов,

1 Запрещенная в Российской Федерации террористическая организация.

О. В. Рвачева [18], аспекты развития казаков-некрасовцев раскрываются в статьях Ю. В. Аргудяевой [1], Н. Г. Волковой, Л. Б. Заседателевой [3], Д. В. Сеня [21] и др.

Казаки-мусульмане были и на Дону, и на Яике, и на Кавказе. Внеся значительный вклад в этногенез казаков, что повлекло за собой название нижнедонских казаков «тума», многие из них сохраняли свою религиозную идентичность в составе Всевели-кого войска Донского [2], Оренбургского [4], Уральского казачьих войск [10].

Казаки-буддисты — это калмыки (бузавы) и буряты, переходившие в казачьи сообщества: донское, уральское [6], оренбургское [7], забайкальское. Они имели свое самоуправление, сохраняли свою идентичность.

Незначителен был кластер казаков-иудеев, большей частью выраженный сектой субботников-«жидовствующих». Они были представлены и в Хоперском округе Области войска Донского, и в Кубанской и Терской областях [17]. Активность в казачьей среде проявляли и менее значимые секты: духоборы, молокане, христоверы и другие.

Религия выступила важным фактором формирования новых этнических иден-тичностей у славянских народов, как, например, грекокатолицизм у русинов, ислам у бошняков, католицизм у хорватов. Ряд представителей казачьих экстремистских организаций отмечают необходимость формирования своей религиозной организации для казаков в целях развития этнической идентичности, выделения казаков в отдельный народ.

Политика «расказачивания», проводимая советской властью, отодвинула религиозный вопрос на задний план. Однако процесс Возрождения казачества, начавшийся в 1980-х гг., повлек за собой не только духовно-патриотический подъем среди казаков, но и появление деструктивных религиозных движений, способных дестабилизировать казачьи общества.

С момента распада СССР религиозные секты западного происхождения стремились заполнить идеологическую лакуну, образовавшуюся с распадом КПСС. Особую активность они имели на Украине, переходя из сферы религиозной в сферу политическую, примерами чего выступают баптист, секретарь СНБО Украины А. В. Турчинов, член секты «Посольство Божие», мэр Киева в 2006-2012 гг. Л. М. Черновецкий, сайентолог, премьер-министр Украины в 2014-2016 гг. А. П. Яценюк и многие др. Аналогичные тенденции имеют место и в приграничных российских регионах исторически населенных казаками.

Фактором активизации религиозных сект в казачьей среде Юга России выступила военная операция украинских властей в Донбассе, в результате чего ряд сепаратистки настроенных организаций неоязычников выступили за единство Украины и регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов [16]. В этой связи Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко) подчеркнул глубокое проникновение деструктивных культов в среду кубанского казачества, отмечая, что неоязычество и экстремизм подпитываются с территории Украины.

Финансовую сторону вопроса в том, что именно кубанские казаки стали целью для украинских сект видит специалист по реабилитации жертв деструктивных культов, психотерапевт и нарколог, кандидат медицинских наук Николай Каклюгин. «То, что реестровое казачество заражено неоязычеством, тоже верно на сто процентов, — считает он. — Кубань, где местные казаки вместе с полицией ходят на патрулирование, охраняют церкви, получают госдотации — это еще самый благополучный казачий регион. Например, в Ростовской области, где казаки предоставлены сами себе, ситуация с их вовлеченностью в неоязычество куда хуже. Порой беседуешь с казаком-автором

книжки о язычестве и видишь, что он двух слов по собственной книге связать не может. Его книга с хорошей полиграфией и дорогой бумагой издана не в России, и вполне вероятно, что написана не им самим. Кубанские секты с украинской "пропиской" — это неопятидесятники. Я в основном работаю по ним, поскольку они занимаются реабилитацией наркозависимых. Лютеране, баптисты, методисты и другие традиционные протестанты воспринимают этих "целителей" как "харизматический вирус"» [15].

В это же время современное казачество считает своей целью противостояние деятельности деструктивных культов. Контрреакцией на проявление неоязычества стало исключение казаков-язычников из рядов Горячеводского ГКО Терского войскового казачьего общества. Позиция руководства Ставропольского края по отношению к развитию сект носит жесткий характер, и именно в казаках оно видит основных акторов, препятствующих их работе [5].

По мнению атамана центрального районного Ставропольского краевого казачьего общества Терского казачества Алексея Лихачева, казаки видят свою роль в духовном противостоянии как роль просветителей, роль воспитателей молодежи в традиционном духе, взаимодействие с государственными органами в плане выявления таких организаций. Никто из казаков не рассматривает возможность противостояния физического. Это духовная борьба, казаки должны быть помощниками православной церкви [12].

Противостояние развитию сект и неоязычеству включено в план мероприятий Синодального комитета Русской православной церкви по взаимодействию с казачеством. Позиция руководителей ряда субъектов ЮФО и СКФО была определена с точки зрения усиления роли казаков в противодействии работе сект. В структуре штаба ВКО «Всевеликое войско Донское» существовал отдел по борьбе с тоталитарными сектами, направленный на предупреждение и предотвращение сектантства на начальном этапе, проведение разъяснительной работы по пребыванию сектантов на Донской земле [9]. Ранее при штабе Таганрогского окружного казачьего общества ВКО «Всевеликое войско Донское» был создан Казачий антисектантский информационно-консультативный центр, направленный на борьбу «с подрывной, антиобщественной и антигосударственной деятельностью тоталитарных сект» [19].

Проявляют активную деятельность секты языческого характера, в частности на территории Ростовской области ведут свою деятельность секта «Новая Русь — Центр (Ростов-на-Дону)», секта «Языческая Ростовская Община "Славянское Возрождение"», секта «Ростовская славянская Община ССО СРВ», секта «Славянская община. г. Ростов-на-Дону», секта «Славянская община "Радолад"», секта «Родноверы Ростова-на-Дону», секта «Община «Внуки Дажбожьи», секта «НП "Родовая Община Славянской Мудрости"», неоязыческое объединение «Центр Славянской Культуры в Ростове-на-Дону». Общее количество подпольных сект в регионе по данным заведующего кафедрой философии и мировых религий Донского государственного технического университета Евгения Несмеянова превышает 100.

Вместе с развитием сектантства на Украине происходит процесс раскола православного сообщества. Параллельно Украинской Православной Церкви Московского Патриархата властями страны были созданы УПЦ Киевского Патриархата и Украинская автокефальная православная церковь, объединившиеся в Православную церковь Украины в декабре 2018 г. - январе 2019 г. Подобные действия вызвали достаточно жесткую реакцию со стороны кубанских и терских казаков, выступивших с официальными обращениями к Константинопольскому патриарху Варфоломею. Однако тенден-

ции к религиозному сепаратизму характерны и для казачьих сообществ Российской Федерации.

В частности, на территории Ростовской области ведут свою деятельность такие псевдоправославные организации, как Псевдоправославная секта «Русская Истинно-Православная Церковь» (г. Азов, пос. Еремеевка Азовского район, с. Ново-Мирский), Псевдоправославная секта «Русская Православная Церковь За границей (Владимира)» (пос. Еремеевка Азовского район), Псевдоправославная секта «Русская Православная Церковь Заграницей (Агафангела)» (ст. Егорлыкская), Псевдоправославная секта «Российская Православная Автономная Церковь» (с. Советовка) [20].

В 2011 г. при содействии «митрополита Крутицкого и Можайского» Стефана (Липецкого), окормлявшего Союз Казачьих Войск России и Енисейское Казачье Войско, была создана так называемая «Казачья поместная церковь». Новая организация заявила исключительное право быть единственным религиозным институтом для казаков. Признания от канонических Православных Церквей ей получено не было [11]. В 2018 г. в соответствии с украинским примером общественной организацией «Все-казачий общественный центр» была основана так называемая «Казачья православная апостольская церковь» и направлено прошение о ее признании в Константинопольский патриархат [13].

Важность исследуемой проблематики определяет председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством РПЦ, Митрополит Ставропольский и Неви-номысский Кирилл: «Недавно в городе Подольске небольшой группой "казаков" вместе с раскольным "лжеепископом" была образована "казачья автокефальная церковь". Причем было сказано, что это "воссоздание казачьей церкви". Это полная ложь, так как никогда в истории не было такой Церкви. На территории Ставрополья есть казаки-язычники. И все это заставляет нас говорить о главном духовном стержне — Православии — в духовной жизни казачества. И стоит назвать самозванцев своими подлинными именами и донести до казачества, кто эти самозванцы на самом деле, и сказать о том, что они никогда не были казаками и не являются таковыми сегодня» [8].

Формирование казачьей «церковной» структуры в рамках организаций, не имеющих отношение к реестровым казачьим обществам, а также крупнейшему общественному объединению СКВРиЗ, говорит о маргинальности данного движения, отсутствии его широкой поддержки в казачьей среде.

Результаты. На основании изложенного переходим к выводам:

Во-первых, казаки, выступая «Воинами Христовыми» и хранителями Православия, имели в рамках своих сообществ представителей иных конфессий. Данный аспект был связан с полиэтничностью казачьих сообществ. Работа новых религиозных движений в Российской империи среди казаков не носила значимой деструктивной функции.

Во-вторых, деструктивные культы проявили особую активность в казачьей среде ввиду влияния дестабилизационных процессов из Украины, поддержки западными фондами неоязычества и сект. При этом казаки выступают наиболее значительной самоорганизованной силой, проводящей последовательную политику по преодолению распространения работы сект среди регионов ЮФО и СКФО.

В-третьих, по примеру Украины в казачьей среде активизировались маргинальные силы, выступающие за создание автокефальной «церкви». Данные тенденции носят дестабилизирующую роль в процессе интеграции казачьих сообществ, развитии этносепаратизма среди казаков. Противостояние распространению деятельности данных организаций входит в число первоочередных задач органов исполнительной власти субъектов Юга России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Аргудяева Ю. В. Потомки русских казаков-старообрядцев в Турции и Северной Америке // Религиоведение. 2014. № 3. С. 46-61.

2 Бредихин А. В. Роль тюркско-татарского компонента Золотоордынских государств в этносоциальном развитии донских казаков // Казачество. 2017. № 29 (5). С. 7-13.

3 Волкова Н. Г., Заседателева Л. Б. Казаки-некрасовцы: основные этапы этнического развития // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 1986. № 4. С. 44-54.

4 Годовова Е. В. Тюрки в составе Оренбургского казачьего войска: сохранение эт-ноконфессиональной идентичности (исторический опыт XVIII-XIX вв.) // Средневековые тюрко-татарские государства. 2016. № 8. С. 103-107.

5 Губернатор Ставрополья призвал казаков бороться с сектами // Комсомольская правда. URL: https://www.stav.kp.ru/online/news/1405544/ (дата обращения: 10.02.2019).

6 Джунджузов С. В. Буддийское духовенство у калмыков-казаков Уральского войска в начале ХХ в.: обучение, посвящение, служение // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2016. № 2. С. 25-33.

7 Джунджузов С. В. Легализация буддизма в Оренбургском казачьем войске (1906-1917 гг.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2013. № 22 (165). С. 121-127.

8 Доклад епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла на I Межрегиональной конференции «Православие — духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения» // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1600500.html (дата обращения: 10.02.2019).

9 Донские казаки намерены бороться с тоталитарными сектами // Интерфакс-религия. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=22133 (дата обращения: 10.02.2019).

10 Дубовиков А. М. Казаки-мусульмане Уральского войска на государевой службе // Средневековые тюрко-татарские государства. 2016. № 8. С. 139-145.

11 К вопросу о Казачьей Поместной Церкви // Казачий информационно-аналитический центр. URL: http://kazak-center.ru/publ/novosti_kazak_inform/kazaki_i_ vera/k_voprosu_o_kazachej_pomestnoj_cerkvi/170-1-0-3110 (дата обращения: 11.02.2019).

12 Казаки обрадовались разрешению бороться с сектами и собираются играть роль "просветителей" населения // Национальный акцент. URL: http://nazaccent.ru/ content/7488-kazaki-obradovalis-razresheniyu-borotsya-s-sektami.html (дата обращения: 10.02.2019).

13 Казаки основали свою церковь // НГ. URL: http://www.ng.ru/ng_ religii/2018-12-18/11_456_kazaki.html (дата обращения: 11.02.2019).

14 Колосова И. В. Новые религиозные движения в России и СНГ // Обозреватель — Observer. 2016. № 11 (322). С. 19-35.

15 Кубанских казаков толкают из Киева к оккультистам, царебожникам и «майдану» // EADaily. URL: https://eadaily.com/ru/news/2018/01/15/kubanskih-kazakov-tolkayut-iz-kieva-k-okkultistam-carebozhnikam-i-maydanu (дата обращения: 10.02.2019).

16 Неоказачество и неоязычество // Кавказская политика. URL: http://kavpolit.com/ articles/neokazachestvo_i_neojazychestvo-14110/ (дата обращения: 10.02.2019).

17 Нутрихин Р. В., Савченко С. П. Русский «каган» и «иудействующие казаки» // Евреи на Ставрополье: с древнейших времен до 1917 года. Ставрополь: Издательский дом «Тэсэра», 2016. С. 33-40.

18 Рвачева О. В., Иванов Г. Я. Казаки-старообрядцы Волгоградской области в конце ХХ - начале XXI вв. // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2015. Т. 21. № 7 (167). С. 35-37.

19 С нагайкой против сектантов // НГ. URL: http://www.ng.ru/ng_region/2008-07-07/11_sekta.html (дата обращения: 10.02.2019).

20 Секты в Ростове-на-Дону и Ростовской области // Сектаинфо. URL: https:// sektainfo.ru/sekty-v-regionah-rf/sekty-v-rostove-na-donu-i-rostovskoy-oblasti/ (дата обращения: 10.06.2019).

21 Сень Д. В. Старообрядцы Малой Азии в первой половине ХХ в.: новые материалы о липованах и некрасовцах // Липоване: история и культура русских-старообрядцев. 2011. № 8. С. 66-87.

***

© 2020. Anton V. Bredikhin

Moscow, Russia

OPPOSITION OF THE COSSACK ORGANIZATIONS TO THE ACTIVITIES OF SECTS IN THE SOUTH OF RUSSIA

Acknowledgements: The paper is prepared in FSBSI Security problems studies center of RAS with financial support of the Russian scientific fund (project № 17-68-00001 "The impact of institutional instability in adjacent states on activities of extremist organizations of Russia's South".

Abstract: The South of Russia acts as a territory of interest for operating of new religious movements. The strategy of fighting extremism in the Russian Federation until 2025 defines the activities of a number of new religious associations as extremist and contributing to the development of ethnic and religious strife. At the same time, the southern Russian regions are the most exposed to external influence, including religious aspect. Methods: through institutional analysis, the study is to assess the activity of new religious movements in the Cossack environment. Analysis: Political and socio-cultural crisis in the border regions of Ukraine served as a source of support for a number of sects in the region. Among their priorities were activities in the Cossack communities. The infiltration of neo-paganism, sects of Western origin within the Cossack environment was detected at the level of leadership of regions of the Southern and North Caucasus Federal districts, as well as the Russian Orthodox Church. The issue of creation of Autocephalous "Church" for Cossacks, also constituting a destructive role, was actualized. Results: the paper evaluates the activity of new cults in the Cossack environment, as well as the attempts made by marginal groups of the Cossacks of creating the "Church" of their own. The study has identified the necessity of strengthening the efforts of the Executive authorities to combat totalitarian sects in the Southern Russian regions.

Keywords: Cossacks, Orthodoxy, sects, Church, extremism, South of Russia. Information about the author: Anton V. Bredikhin — PhD in History, Advisor to Director, Center for Security Studies of the Russian Academy of Sciences, Garibaldi St. 216, 117335 Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4097-3854. E-mail: bredikhin90@yandex.ru Received: February 17, 2019 Date of publication: June 28, 2020

For citation: Bredikhin A. V. Opposition of the Cossack organizations to the activities of sects in the South of Russia. Vestnik slavianskikh kul'tur, 2020, vol. 56, pp. 45-54. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-56-45-54

REFERENCES

1 Argudiaeva Iu. V. Potomki russkikh kazakov-staroobriadtsev v Turtsii i Severnoi Amerike [Descendants of Russian Cossacks-old believers in Turkey and North America]. Religiovedenie, 2014, no 3, pp. 46-61. (In Russian)

2 Bredikhin A. V. Rol' tiurksko-tatarskogo komponenta Zolotoordynskikh gosudarstv v etnosotsial'nom razvitii donskikh kazakov [The role of the Turkish-Tatar component of the Golden Horde States in the ethno-social development of the don Cossacks]. Kazachestvo, 2017, no 29 (5), pp. 7-13. (In Russian)

3 Volkova N. G., Zasedateleva L. B. Kazaki-nekrasovtsy: osnovnye etapy etnicheskogo razvitiia [Cossacks-nekrasovites: the main stages of ethnic development]. Vestnik Moskovskogo universiteta, Series 8: Istoriia [Historia], 1986, no 4, pp. 44-54. (In Russian)

4 Godovova E. V. Tiurki v sostave Orenburgskogo kazach'ego voiska: sokhranenie etnokonfessional'noi identichnosti (istoricheskii opyt XVIII-XIX vv.) [The Turks as part of the Orenburg Cossack army: preserving ethno-confessional identity (historical experience of the 18th-19th cs.)]. Srednevekovye tiurko-tatarskie gosudarstva, 2016, no 8, pp. 103-107. (In Russian)

5 Gubernator Stavropol'ia prizval kazakov borot'sia s sektami [The Governor of Stavropol urged the Cossacks to fight sects]. Komsomol'skaiapravda. Available at: https://www. stav.kp.ru/online/news/1405544/ (accessed 10 February 2019). (In Russian)

6 Dzhundzhuzov S. V. Buddiiskoe dukhovenstvo u kalmykov-kazakov Ural'skogo voiska v nachale XX v.: obuchenie, posviashchenie, sluzhenie [Buddhist clergy among the Kalmyk Cossacks of the Ural army in the early 20th century: training, initiation, and service]. Vestnik Kalmytskogo instituta gumanitarnykh issledovanii RAN, 2016, no 2, pp. 25-33. (In Russian)

7 Dzhundzhuzov S. V. Legalizatsiia buddizma v Orenburgskom kazach'em voiske (1906-1917 gg.) [Legalization of Buddhism in the Orenburg Cossack army (19061917)]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta, Series: Istoriia. Politologiia [History. Political science], 2013, no 22 (165), pp. 121-127. (In Russian)

8 Doklad episkopa Stavropol'skogo i Nevinnomysskogo Kirilla na I Mezhregional'noi konferentsii "Pravoslavie — dukhovno-nravstvennyi sterzhen' kazach'ego mirovozzreniia" [Report of Bishop Kirill of Stavropol and Nevinnomyssk at the I Interregional conference "Orthodoxy — the spiritual and moral core of the Cossack worldview"]. Ofitsial'nyi sait Moskovskogo Patriarkhata [Official website of the

Moscow Patriarchate]. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/1600500.html (accessed 10 February 2019). (In Russian)

9 Donskie kazaki namereny borot'sia s totalitarnymi sektami [Don Cossacks intend to fight totalitarian sects]. Interfaks-religiia [Interfax-religion]. Available at: http://www. interfax-religion.ru/?act=news&div=22133 (accessed 10 February 2019). (In Russian)

10 Dubovikov A. M. Kazaki-musul'mane Ural'skogo voiska na gosudarevoi sluzhbe [Muslim Cossacks of the Ural army in the state service]. Srednevekovye tiurko-tatarskie gosudarstva, 2016, no 8, pp. 139-145. (In Russian)

11 K voprosu o Kazach'ei Pomestnoi Tserkvi [On the issue of the Cossack Local Church]. Kazachii informatsionno-analiticheskii tsentr [Cossack information and analytical center]. Available at: http://kazak-center.ru/publ/novosti_kazak_inform/kazaki_i_ vera/k_voprosu_o_kazachej_pomestnoj_cerkvi/170-1-0-3110 (accessed 10 February 2019). (In Russian)

12 Kazaki obradovalis' razresheniiu borot'sia s sektami i sobiraiutsia igrat' rol' "prosvetitelei" naseleniia [The Cossacks were happy to be allowed to fight sects and are going to play the role of "enlighteners" of the population]. Natsional'nyi aktsent [The national accent]. Available at: http://nazaccent.ru/content/7488-kazaki-obradovalis-razresheniyu-borotsya-s-sektami.html (accessed 10 February 2019). (In Russian)

13 Kazaki osnovali svoiu tserkov' [Cossacks founded their own Church]. NG. Available at: http://www.ng.ru/ng_religii/2018-12-18/11_456_kazaki.html (accessed 10 February 2019). (In Russian)

14 Kolosova I. V. Novye religioznye dvizheniia v Rossii i SNG [New religious movements in Russia and the CIS]. Obozrevatel' — Observer, 2016, no 11 (322), pp. 19-35. (In Russian)

15 Kubanskikh kazakov tolkaiut iz Kieva k okkul'tistam, tsarebozhnikam i "maidanu" [Kiev to push the Kuban Cossacks to the occultist, ultra-right monarchists and "Maidan"]. EADaily. Available at: https://eadaily.com/ru/news/2018/01/15/kubanskih-kazakov-tolkayut-iz-kieva-k-okkultistam-carebozhnikam-i-maydanu (accessed 10 February 2019). (In Russian)

16 Neokazachestvo i neoiazychestvo [Neo-Cossacks and neo-paganism]. Kavkazskaia politika [Caucasus policy].Available at: http://kavpolit.com/articles/neokazachestvo_i_ neojazychestvo-14110/ (accessed 10 February 2019). (In Russian)

17 Nutrikhin R. V., Savchenko S. P. Russkii "kagan" i "iudeistvuiushchie kazaki" [Russian "Kagan" and "Judaizing Cossacks"]. Evrei na Stavropol'e: s drevneishikh vremen do 1917 goda [Jews in Stavropol: from ancient times to 1917]. Stavropol', Izdatel'skii dom "Tesera" Publ., 2016, pp. 33-40. (In Russian)

18 Rvacheva O. V., Ivanov G. Ia. Kazaki-staroobriadtsy Volgogradskoi oblasti v kontse XX - nachale XXI vv. [Cossacks-old believers of the Volgograd region in the late 20th - early 21th cs.]. Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, Series: Problemy sotsial'no-gumanitarnogo znaniia [Issues of social and humanitarian knowledge], 2015, vol. 21, no 7 (167), pp. 35-37. (In Russian)

19 S nagaikoi protiv sektantov [With a whip against sectarians]. NG. Available at: http:// www.ng.ru/ng_region/2008-07-07/11_sekta.html (accessed 10 February 2019). (In Russian)

20 Sekty v Rostove-na-Donu i Rostovskoi oblasti [Sect in Rostov-on-Don and the Rostov region]. Sektainfo [Sect-info]. Available at: https://sektainfo.ru/sekty-v-regionah-rf/ sekty-v-rostove-na-donu-i-rostovskoy-oblasti/ (accessed 10 June 2019). (In Russian)

21 Sen' D. V. Staroobriadtsy Maloi Azii v pervoi polovine KhKh v.: novye materialy

0 lipovanakh i nekrasovtsakh [Old believers of Asia Minor in the first half of the twentieth century: new materials about Lipovans and nekrasovites]. Lipovane: istoriia

1 kul'tura russkikh-staroobriadtsev, 2011, no 8, pp. 66-87. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.