ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
Яковлева Я.С.
магистр юриспруденции, Северо-Западный институт управления РАНХиГС
1акоу1еуа-1$@ша11. ги
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА В СИРИЙСКОЙ
АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Аннотация: статья посвящена исследованию проблемы противодействия финансированию терроризма в Сирийской Арабской Республике. Автор рассматривает источники финансирования террористических организаций, исследует меры, предпринимаемые для борьбы с отмыванием денег, анализирует действия международных организаций по борьбе с финансированием терроризма, а также влияние контртеррористических действий на террористические организации в Сирии.
Ключевые слова: терроризм, противодействие финансированию терроризма, отмывание денег, контртеррористические меры
Сирия (полное наименование Сирийская Арабская республика) - государство на Ближнем Востоке со столицей в городе Дамаск, являющийся самой древней из всех современных столиц в мире. Сирия граничит с Ливаном и Израилем, Иорданией, Ираком и Турцией. По состоянию на 2021 г. население Сирии составляет около 17 млн. жителей, 93% из которых - мусульмане. С 2011 г. в стране идет гражданская война между сторонниками официального правительства (Башара Асада и партии «Баас»), вооруженной оппозицией, курдами, а с 2014 г. - ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта)1. ИГИЛ -международная экстремистская террористическая организация, «действующая преимущественно на территории Сирии и Ирака» [6].
Бывший министр иностранных дел ЦК Дэвид Милибэнд, а позднее и другие первые лица стран, в том числе и Барак Обама заявили о том, что вторжение США в 2003 г. в Ирак дестабилизировало ситуацию в стране и привело к возникновению военной группировки ИГИЛ. 5 мая 2017 г. первый президент Афганистана Хамид Карзай в интервью отметил, что «ИГИЛ является продуктом США» [7].
«Исламское государство» (ИГ) признано террористической организацией практически во всех странах мира с запретом деятельности на их территории.
По состоянию на 2021 г. в Сирии с начала гражданской войны совершено более ста террористических актов. Естественно, встает вопрос о финансировании террористов, о снабжении оружием и военной техникой, позволяющей беспрерывно вести боевые действия.
С начала июня 2014 г. террористы оккупировали нефтяные месторождения в Ираке, захватили крупные военные базы с большим количеством оружия, переносными зенитно-ракетными комплексами, танками, бронетранспортерами и др.
По состоянию на 2016 г. эксперты оценили бюджет Исламского государства в 2,3 млрд. долларов, ежедневно пополняющийся за счет торговли нефтью на черном рынке. Иногда торговля приносила до 3 миллиардов долларов в день. Президент РФ Владимир Путин заявлял, что России давно известно, что «на территорию Турции идет большое количество нефти и нефтепродуктов с захваченных ИГИЛ земель» [5]. США в свою очередь утверждали, что большую часть закупки нефти у террористов производит режим Асада. Оплата происходит наличным расчетом. Таким образом, выделен первый источник финансирования террористической организации.
Вторым по значимости источником дохода является торговля артефактами. Всем известно, что территория Сирийской Арабской Республики - кладезь исторического мирового
1 Запрещена на территории Российской Федерации.
наследия. На захваченных террористами землях оказались зоны археологических раскопок, около 5 тысяч памятников, многие из которых в списке объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Американские эксперты подсчитали, что торговля историческими реликвиями приносила ИГ ежегодных доход около 100 млн. долларов.
Третьим источников выделяется наркоторговля. В марте 2015 г. директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов заявил, что «на транзите афганского героина в Европу группировка ежегодно зарабатывает около 200-500 миллионов долларов ежегодно» [2].
Так же источниками финансирования являются грабежи, торговля оружием на черном рынке, похищение людей с целью выкупа, торговля зерном, человеческими органами, фосфатом и серой. Кроме того, террористы получают спонсорскую помощь от частных инвесторов из стран Персидского залива, поддерживающих войну с Башаром Асадом. Зачастую такие деньги переводятся через интернет.
Само собой разумеется, что страны должны поддерживать борьбу с терроризмом и помогать Сирии, но в 2021 г. на канале Aljazeera была опубликована статья о том, что французская компания Lafarge содействовала террористам. Lafarge обвиняется в выплате почти 13 млн. евро вооруженным группам, в том числе ИГИЛ для поддержания работы своего цементного завода на севере Сирии после начала конфликта в 2011 г. Согласно документам, опубликованным французской ежедневной газетой Liberation и турецким агентством Anadolu, представителям французской разведки было известно о соглашении между Lafarge и ИГИЛ в 2014 г. В отчете Liberation говорится, что документ Главного управления внешней безопасности (DGSE) от 26 августа 2014 г., помеченный как «конфиденциальная защита», свидетельствует о том, что французское государство «хорошо знало об условиях, в которых Lafarge осуществляла свою деятельность в Сирии, в территории, частично оккупированной Исламским государством». После того, как Lafarge инвестировала 680 млн. евро в Сирию перед конфликтом, ей пришлось выбирать между «либо резким отказом от любого коммерческого сотрудничества и, следовательно, потерей инвестиций, либо установлением связей с теми, кто находился на местах, для поддержания той или иной формы экономической деятельности». В то же время «ИГИЛ нуждался в первичных ресурсах, предоставляемых кем бы то ни было. Лафарж был одним из них». Сообщается, что с помощью поставленного цемента ИГИЛ построило укрепленные убежища и сеть туннелей против возглавляемой США коалиции. По словам Абдулразака, «ИГИЛ в то время пыталось управлять квазигосударством, поэтому цемент был важен как строительный материал как в гражданских, так и в военных целях». По данным французских СМИ, компания также поставляла материалы и топливо вооруженной группе для продолжения ее деятельности в районе Джалабия [8].
В 2018 г. в отчете из Соединенных Штатов рассказывается, как торговцы наркотиками, спонсоры вооруженных групп, таких как «Хизбалла», и даже двоюродный брат президента Сирии Башара Асада используют недвижимость в Дубае для отмывания денег. Организация, проводившая годичное исследование, Центр перспективных оборонных исследований (C4ADS) в США, изучила недвижимость, принадлежащую нескольким людям, находящимся под санкциями США или Европейского союза. По данным C4ADS, имущество, которым они совместно владеют, стоит более 100 млн. долларов в известных местах Дубая, таких как Бурдж-Халифа и Пальма Джумейра. «Превращение рынка недвижимости Дубая в убежище для незаконного капитала имеет далеко идущие последствия для глобальной стабильности и безопасности, позволяя и способствуя глобальным поставщикам коррупции, преступности, экстремизма и террора», — говорится в отчете. В отчете говорится, что Дубай является популярным местом для отмывания денег с использованием недвижимости, поскольку здесь отсутствуют строгие правила и надзор. Субъекты отчета скрывают свое истинное право собственности на недвижимость, используя подставные компании и членов семьи. «Плохо регулируемый сектор недвижимости выходит далеко за рамки простого разрешения
незаконных инвестиций; это также напрямую способствует возникновению самого высокого уровня глобальных угроз — от терроризма и организованной преступности до коррупции и финансирования конфликтов». Для устранения этих угроз потребуются существенные улучшения в охране и мониторинге международной финансовой системы, в частности, путем закрытия информационных пробелов на рынках элитной недвижимости по всему миру», — говорится в сообщении. Семь тематических исследований в отчете варьируются от мексиканского торговца наркотиками Хассейна Эдуардо Фигероа Гомеса до Рами Махлуфа, сирийского бизнесмена и двоюродного брата Асада. Рами Махлуф, один из владельцев телекоммуникационной компании «Сирител» и считающийся одним из самых богатых людей Сирии, владеет недвижимостью стоимостью почти 4 млн. долларов на роскошном Пальме Джумейра, искусственном острове в форме пальмы. Другие дела касаются людей, которые руководили международной сетью, чтобы обойти топливные санкции, наложенные на Сирию, и гражданина Ирана, попавшего под санкции после того, как он пытался незаконно приобрести компоненты для иранской программы баллистических ракет. C4ADS подчеркивает, что Дубай — не единственный привлекательный рынок недвижимости, используемый для отмывания денег. Другие рынки элитной недвижимости, такие как Лондон, Нью-Йорк, Майами, Доха, Гонконг и Сидней, также регулярно используются в незаконных целях.
В Сирии и Ираке ИГИЛ обвиняют во всех зарегистрированных международных преступлениях, включая попытку геноцида езидов. Экономика ИГИЛ зависела от транснациональной организованной преступности, включая незаконную продажу нефти через Турцию и на международные рынки. Хотя уничтожение культурно охраняемых объектов привлекло значительное внимание средств массовой информации, ИГИЛ также сохранило некоторые предметы старины, чтобы незаконно продавать их на черных рынках. Такие транснациональные преступления позволили ИГИЛ выжить — и терроризировать гражданское население — так долго, как оно это делало. Учитывая сложность и трудность привлечения к реальной ответственности за массовые злодеяния, а также медлительность международного уголовного правосудия, настало время подумать о том, чтобы уделить больше внимания расследованию лиц, совершивших международные преступления, на предмет их причастности к сетям незаконной торговли. Можно и нужно сделать больше, чтобы дестабилизировать финансирование виновных в массовых злодеяниях. Это потребует согласованных усилий со стороны государственных учреждений, а также международных организаций. Одним из многообещающих путей может стать обеспечение того, чтобы следователи, расследующие массовые злодеяния, были лучше оснащены для сбора доказательств транснациональной организованной преступности. Там, где они не могут использовать эти доказательства для построения своих собственных дел, они должны поделиться ими с государствами и учреждениями, которые могут это сделать и которые, таким образом, могут разрушить незаконные сети. Государствам также следует изучить возможность создания постоянного международного трибунала с конкретным мандатом по борьбе с транснациональной организованной преступностью, возможно, в сочетании с усилиями по созданию международного антикоррупционного суда. Ежегодно транснациональная организованная преступность приносит сотни миллиардов долларов. Но это не просто дорого в долларах и центах. Это стоит человеческих жизней. Таким образом, борьба с такими незаконными преступлениями может помочь защитить гражданских лиц от насилия и злодеяний. Разрушение сетей незаконной торговли и судебное преследование лиц, совершивших транснациональные преступления, нейтрализует способность режимов, совершающих геноцид, террористических организаций и повстанческих группировок финансировать свое насилие, тем самым сдерживая зверства.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что не только Сирия должна предпринимать действия по противодействию финансированию терроризма, но и другие
страны не должны содействовать террористическим группировкам и, зная, что средства пойдут на разрушение и убийство, сознательно идти на преступление против человечества.
Перейдем к методам существующего на настоящий момент противодействия. Еще в 1989 году была основана группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (от английского - Financial Action Task Force on Money Laundering- FATF). ФАТФ -это межправительственная организация, которая «занимается разработкой и внедрением международных стандартов в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. На сегодняшний день членами ФАТФ являются 37 стран и две международные организации (Еврокомиссия и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива)» [4]. Сирийская Арабская Республика входит в серый список группы ФАТФ. Российская Федерация продолжает добиваться, чтобы международная комиссия отправилась в Дамаск и убедилась, что там выполняются все требования по противодействию финансированию терроризма, однако США против по соображениям безопасности.
Кроме того, существуют три основных источника, регламентирующих международное противодействие терроризму:
1. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г. Конвенция требует от государств-участников признавать правонарушением предоставление или сбор средств любым способом, прямо или косвенно, незаконно и умышленно, с намерением их использования или с осознанием того, что они будут использоваться полностью или частично для совершения террористического акта.
2. В 2001 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию о масштабных мерах по борьбе с терроризмом, в том числе по пресечению финансовой поддержки, необходимой боевикам для осуществления террористических действий. По настоящее время Совет Безопасности играет центральную роль в разработке международной нормативно-правовой базы для борьбы с терроризмом, требующей от государств принятия ряда мер. К ним относятся введение финансовых санкций в отношении групп, признанных террористическими. Это было сделано двумя способами. Во-первых, Совет установил режим санкций, в котором особое внимание уделяется ИГИЛ/Аль-Каиде и связанными с ними организациями. По состоянию на июнь 2021 г. под этим режимом находятся 72 группы и 425 человек. Эти санкции запрещают предоставление средств, финансовых активов, экономических ресурсов прямо или косвенно определенным лицам или группам. Кроме того, Резолюция 1373 (2001) Совета Безопасности является первой из серии тематических резолюций о борьбе с терроризмом, требующая, чтобы государства вводили аналогичные финансовые санкции в отношении террористических групп. Сама резолюция не включает список подрежимных лиц и групп. Составление собственных списков остается на усмотрение государств и соответствующих региональных межправительственных организаций, таких как ЕС.
Другие резолюции этой серии требуют от государств принятия широкого спектра мер по борьбе с терроризмом. Например, резолюция 2178 (2014) Совета Безопасности об «иностранных боевиках» требует от государств криминализировать поездки с целью совершения, планирования или подготовки террористических актов или участия в них.
3. Третий источник контртеррористических мер - это соглашения о финансировании гуманитарной деятельности. Доноры гуманитарной деятельности, государства и межправительственные организации, такие как ЕС, ввели в свои соглашения ограничения и требования по финансированию, чтобы гарантировать, что средства не доходят до террористических групп.
Что касается непосредственно Сирийской Арабской Республики, в 2012 г. был создан Контртеррористический Суд, а также принят закон № 19 о борьбе с терроризмом, в том числе о пресечении финансирования и любой поддержки террористических группировок. В частности статья 4 пункт 1 о финансировании и подготовке террористических актов гласит
«... тот, кто финансирует один или более террористических актов, подлежит наказанию в виде каторжных работ сроком от 15 до 20 лет и штрафуется размером двукратной стоимости движимого и недвижимого имущества или иных объектов, подлежащих финансовой оценке».
Безусловно, перечисленных мер по противодействию финансирования терроризма на территории Сирийской Арабской республики достаточно, но с каждым днем появляются новые неуловимые источники, которые необходимо постоянно контролировать, отслеживать, в частности речь идет о глобальной сети Интернет. Так, в 2020 г. в Российской Федерации глава Росфинмониторинга заявил, что даже внутриигровая валюта в компьютерных играх служит источником финансирования терроризма. Группе ФАТФ следует проводить постоянные исследования новых методов финансирования терроризма, а также приложить все усилия, чтобы призвать страны к полному осуществлению мер по борьбе с отмыванием денег.
Возможным решением прекращения финансового потока в террористические группировки, как считает РФ, станет исключение Сирии из серого списка ФАТФ, так как это сильно влияет на экономическое благополучие страны. В 2021 г. Объединенные Арабские Эмираты заявили, что договорились с Сирией об укрепление торгово-экономического сотрудничества. Министр иностранных дел ОАЭ шейх Абдулла бин Заид стал первым с 2011 г. официальным лицом эмиратов, посетившим Асада в Дамаске, обсудившим улучшение двусторонних и коммерческих связей [8]. Это свидетельствует о начале доверительного отношения к Сирии. Как только правительство Сирии будет усердно стараться исполнять все предписания ФАТФ, пресекать любые возможные финансовые потоки в сторону терроризма, другие страны последуют примеру эмиратов. Укрепление государства на международной арене поможет постепенно разрушить саму идеологию терроризма.
Литература:
1. Амиров К.-И.Г. Финансирование экстремизма и терроризма: опыт международного и отечественного противодействий// Исламоведение, 2011. № 3. С. 63-69.
2. Доход ИГ от героина. URL: https://www.interfax.ru/world/486397 (дата обращения: 25.11.2021).
3. Мельник Т.В. Международно-правовое регулирование борьбы с финансированием терроризма на универсальном уровне: дис. .канд. юр. наук. - М., 2010. - 167 с.
4. О ФАТФ. URL: https://www.fedsfm.ru/activity/fatf (дата обращения: 02.12.2021).
5. Путин о роли Турции в денежной подпитке ИГИЛ. URL: https://www.gazeta.ru/business/video/2015/11/24/putin_obvinil_turtsiyu_v_neftyanyh_zakupkah_u _ig.shtml (дата обращения: 25.11.2021).
6. Сирия. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 20.11.2021).
7. Экс-президент Афганистана назвал ИГИЛ продуктом и инструментом США. URL: https://strana.today/news/69255-eks-prezident-afganistana-nazval-islamskoe-gosudarstvo-produktom-i-instrumentom-ssha.html (дата обращения: 20.11.2021).
8. Aljazeera. URL: https://www.aljazeera.com/news/2021/12/30/in-2021-normalisation-failed-to-mask-the-suffering-in-syria (дата обращения: 02.12.2021).
9. Counterterrorism and humanitarian action in Syria. URL: https://www.diakonia.se/ihl/news/syria-region-publication/fact-sheet-counterterrorism-humanitarian-action-syria/ (дата обращения: 02.12.2021).
10. FATF report. URL: https://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/reports/Financing-of-the-terrorist-organisation-ISIL.pdf (дата обращения: 03.12.2021).
11. Special report on Counterterrorism Law № 19 and the Counterterrorism Court in Syria (Violations Documentation Center in Syria). URL: https://syriaaccountability.org/wp-
content/uploads/Counter-Terrorism-Court-in-Syria-a-Tool-for-War-Crimes.pdf (дата обращения: 03.12.2021).
References:
1. Amirov K.-I.G. Finansirovanie jekstremizma i terrorizma: opyt mezhdunarodnogo i otechestvennogo protivodejstvij// Islamovedenie, 2011. № 3. S. 63-69.
2. Dohod IG ot geroina. URL: https://www.interfax.ru/world/486397 (data obrashhenija: 25.11.2021).
3. Mel'nik T. V. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie bor'by s finansirovaniem terrorizma na universal'nom urovne: dis. .. .kand. jur. nauk. - M., 2010. - 167 s.
4. O FATF. URL: https://www.fedsfm.ru/activity/fatf (data obrashhenija: 02.12.2021).
5. Putin o roli Turcii v denezhnoj podpitke IGIL. URL: https://www.gazeta.ru/business/video/2015/11/24/putin_obvinil_turtsiyu_v_neftyanyh_zakupkah_u _ig.shtml (data obrashhenija: 25.11.2021).
6. Sirija. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%8F (data obrashhenija: 20.11.2021).
7. Jeks-prezident Afganistana nazval IGIL produktom i instrumentom SShA. URL: https://strana.today/news/69255-eks-prezident-afganistana-nazval-islamskoe-gosudarstvo-produktom-i-instrumentom-ssha.html (data obrashhenija: 20.11.2021).
8. Aljazeera. URL: https://www.aljazeera.com/news/2021/12/30/in-2021-normalisation-failed-to-mask-the-suffering-in-syria (data obrashhenija: 02.12.2021).
9. Counterterrorism and humanitarian action in Syria. URL: https://www.diakonia.se/ihl/news/syria-region-publication/fact-sheet-counterterrorism-humanitarian-action-syria/ (data obrashhenija: 02.12.2021).
10. FATF report. URL: https://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/reports/Financing-of-the-terrorist-organisation-ISIL.pdf (data obrashhenija: 03.12.2021).
11. Special report on Counterterrorism Law № 19 and the Counterterrorism Court in Syria (Violations Documentation Center in Syria). URL: https://syriaaccountability.org/wp-content/uploads/Counter-Terrorism-Court-in-Syria-a-Tool-for-War-Crimes.pdf (data obrashhenij a: 03.12.2021).
COUNTERING THE FINANCING OF TERRORISM IN THE SYRIAN ARAB REPUBLIC
Iakovleva Ia.S.
master of Law, North-West Institute of Management, branch of RANEPA [email protected]
Abstract: the article is devoted to the study of the problem of countering the financing of terrorism in the Syrian Arab Republic. The author examines the sources of financing of terrorist organizations, examines the measures taken to counteract money laundering, analyzes the actions of international organizations to counteract the financing of terrorism, as well as the impact of counter-terrorism actions on terrorist organizations in Syria.
Key words: terrorism, countering the financing of terrorism, money laundering, counter-terrorism measures
Для цитирования: Яковлева Я.С. Противодействие финансированию терроризма в Сирийской Арабской Республике// Архонт, 2024. № 5(44). С. 32-37.