Научная статья на тему 'Противодействие автотранспортным преступлениям'

Противодействие автотранспортным преступлениям Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
655
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ / ROAD CRIME / ROAD SAFETY / CRIME PREVENTION / CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мубинов Азат Гавизович

Данная работа посвящена анализу противодействия автотранспортным преступлениям. В статье выявляется понятие «автотранспортного преступления», рассматриваются статьи УК РФ, регулирующие ответственность за совершение автотранспортных преступлений. Рассматривается статистика дорожно-транспортных происшествий, и меры, принимаемые органами власти по их сокращению. На основе анализа научной литературы выделены основные возможные мероприятия, воплощение которых позволит снизить количество автотранспортных преступлений. Выявлено также воздействие мер, принимаемых правительством страны, и законодательными органами по сокращению числа ДТП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Combating vehicle crime

The given work is devoted to the analysis of counteraction to motor transport crimes. The article reveals the notion of "vehicular crime", examines articles of the Criminal Code of the Russian Federation, which regulate liability for committing motor transport crimes. The statistics of road accidents and the measures taken by the authorities to reduce them are considered. Based on the analysis of the scientific literature, the main possible measures have been identified, the implementation of which will reduce the number of motor vehicle crimes. The impact of measures taken by the government of the country and legislative bodies on reducing the number of road accidents was also revealed.

Текст научной работы на тему «Противодействие автотранспортным преступлениям»

Противодействие автотранспортным преступлениям Combating vehicle crime

Мубинов Азат Гавизович

Студент 2 курса Факультет Юридический факультет Башкирский Государственный Университет Россия, Республика Башкортостан, город Стерлитамак

e-mail: magazat@gmail.com

Mubinov Azat Gavizovich

Student 2 term Faculty of Faculty of Law Bashkir State University Russia, the Republic of Bashkortostan, the city of Sterlitamak

e-mail: magazat@gmail.com

Научный руководитель Крепышев Александр Михайлович Кандидат юридических наук Башкирский Государственный Университет Россия, Республика Башкортостан, город Стерлитамак

e-mail: magazat@gmail.com

Scientific adviser Krepyshev Alexander Mikhailovich Candidate of Legal Sciences Bashkir State University Russia, the Republic of Bashkortostan, the city of Sterlitamak

Аннотация.

Данная работа посвящена анализу противодействия автотранспортным преступлениям. В статье выявляется понятие «автотранспортного преступления», рассматриваются статьи УК РФ, регулирующие ответственность за совершение автотранспортных преступлений. Рассматривается статистика дорожно-транспортных происшествий, и меры, принимаемые органами власти по их сокращению. На основе анализа научной литературы выделены основные возможные мероприятия, воплощение которых позволит снизить количество автотранспортных преступлений. Выявлено также воздействие мер, принимаемых правительством страны, и законодательными органами по сокращению числа ДТП.

Annotation.

The given work is devoted to the analysis of counteraction to motor transport crimes. The article reveals the notion of "vehicular crime", examines articles of the Criminal Code of the Russian Federation, which regulate liability for committing motor transport crimes. The statistics of road accidents and the measures taken by the authorities to reduce them are considered. Based on the analysis of the scientific literature, the main possible measures have been identified, the implementation of which will reduce the number of motor vehicle crimes. The impact of measures taken by the government of the country and legislative bodies on reducing the number of road accidents was also revealed.

Ключевые слова: автотранспортное преступление, дорожная безопасность, предупреждение преступлений, Уголовный кодекс РФ.

Key words: road crime, road safety, crime prevention, Criminal Code of the Russian Federation.

Автотранспортным преступлением является предусмотренное законом общественно опасное деяние, посягающее на нормальное функционирование автомобильного транспорта, и причинившее вред жизни, здоровью граждан либо ущерб имущественного, организационного, морального характера. На данный момент УК РФ предусматривает несколько статей, регулирующих ответственность за автотранспортные преступления. Именно автотранспорт рассматривают статьи 264, 266 и 268. Первая из перечисленных статей рассматривает ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; вторая рассматривает ответственность за некачественный ремонт транспортных средств, и выпуск их в эксплуатацию, а третья статья

касается нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, и рассматривает в первую очередь ответственность пассажиров и пешеходов за нарушение ПДД, или правил эксплуатации транспортного средства.

Как отмечает Федеральная служба государственной статистики, к концу 2015 года выросло число основных объектов, повышающих безопасность на дорогах федерального и местного значения: тротуаров и пешеходных дорожек с твердым покрытием, автобусных остановок, укрепленных обочин, проезжих частей с разметкой, дорожных знаков и указателей, пешеходных переходов, и протяженность транспортных развязок в случае дорог федерального значения. Тем не менее, в сравнении с 2014 годом снизилось число съездов с твердым покрытием с основной дороги на дорогах федерального значения, и протяженность транспортных развязок на дорогах местного значения.

Согласно данным Росстата, в 2015 году снизилось количество дорожно-транспортных происшествий, от 199,7 тысяч в 2014 году до 184 тысяч к концу 2015 года. Почти треть всех ДТП 2015 года произошло из -за неудовлетворительного состояния улиц и дорог, доля ДТП по этой причине выросла от 22% в 2011 году до 34% в 2015. Число погибших в дорожно- транспортных происшествиях неуклонно идет на убыль, и достигла 17300 человек, из которых 8000 погибли из-за неудовлетворительного состояния дорог. Число раненых в ДТП также снижается, и достигло к концу 2015 году 231200 человек, из которых более трети- 79200 были ранены ввиду неудовлетворительного состояния дорожной инфраструктуры. Наиболее распространенные виды дорожно -транспортных происшествий: столкновения и наезды на пешеходов. 14, 9 тысяч из ДТП 2015 произошли по вине водителей, находящихся в алкогольном опьянении, а большая часть ДТП в целом произошли с легковыми автомобилями.

Тем не менее, Ю.А. Гусельников, и Я.А. Борщенко отмечают, что меры, предпринимаемые правительством РФ, помогают достигать устойчивых положительных результатов как в сокращении числа дорожно-транспортных происшествий, так и их жертв. Авторы, однако, отмечают недостаточную системность подхода к организации безопасности дорожного движения, поскольку федеральное нормативное регулирование на данный момент уже устарело, и требует редакции на уровне субъектов федерации или муниципалитетов и местного самоуправления. Ю.А. Гусельников и Я.А. Борщенко рассматривают реализацию в г. Кургане целевой программы, направленной на увеличение безопасности дорожного движения, и отмечают, что в результате ее воплощения увеличилось количество совершенных автотранспортных происшествий и их жертв. Авторы считают, что в первую очередь при работе над законами или же целевыми программами, предусматривающими снижение количества автотранспортных преступлений, необходимо избегать абстрактных терминов, внутренних или смысловых противоречий.

Д.Г. Домрачев в своей статье отмечает, что в результате ДТП Россия ежегодно теряет более миллиарда рублей, и считает, что важным шагом по сокращению количества автотранспортных преступлений явилось бы более широкое использование данных авторегистраторов на машинах граждан для возбуждения дел об административных правонарушениях, что послужило бы сокращению административных, а в перспективе и уголовных правонарушений на дороге. Автором, тем не менее, отмечается, что на данный момент данный рычаг воздействия на автолюбителей не используется, поскольку полицейские чаще всего требуют официального обращения в полицию гражданина, имеющего запись с определенным правонарушением, и написания им заявления, на что граждане, опасающиеся потерять свое время, зачастую боящиеся мести ,не соглашаются. Вместе с тем действующим законодательством предусмотрена возможность возбуждения административного производства по фактам нарушений ПДД, зафиксированных любыми средствами видеосъемки, в том числе авторегистраторами, и привлечения виновных лиц к административной ответственности без каких-либо заявлений, обращений граждан и организаций по данным фактам в правоохранительные органы. По мнению автора, широкое использование полицейскими возможностей, которые предоставляет им закон, позволит сократить как количество административных, так и уголовных правонарушений.

Г.А. Рублев отмечает необходимость редакции УК РФ, поскольку, по его мнению, существующая редакция

статьи 264.1. не в полной мере способна обеспечить несовершение автотранспортных преступлений, или же наступление ответственности за них. Автор считает, что привлечение нетрезвого водителя к уголовной ответственности в данный момент является делом малоэффективным. Он отмечает, что поскольку статья 264.1. вводит уголовную ответственность в случае нахождение гражданина за рулем в состоянии алкогольного опьянении при имеющемся у него административном наказании за нахождение за рулем в состоянии алкогольного опьянения, или отказе от медосвидетельствования, водители стали искать другие способы ухода от уголовной ответственности. Нетрезвые водители, уже имеющие административное правонарушение, стали употреблять алкоголь уже после остановки их транспортного средства сотрудниками ГИБДД, что позволило им переквалифицировать возможную уголовную ответственность по статье 264.1. в административную ответственность по статье 12.27. часть.3 КОАП РФ. Соответственно, решением данной проблемы А.Г.. Рублев видит расширение статьи 264.1 УК РФ, и добавление в нее пункта о повторном нарушении статьи 12.27. часть.3 КОАП РФ. Как видится нам, данная мера позволит снизить количество нетрезвых водителей, и соответственно, число ДТП, в которых они будут принимать участие, позитивно влияя на количество совершаемых автотранспортных преступлений.

В.М. Митник также признает проблему большего, хоть уменьшающегося год за годом количества автотранспортных преступлений, и выделяет их основные причины на примере Самарской области, в которой он занимает пост заместителя начальника УГИБДД:

• Несоответствие уровня эксплуатационного состояния улично-дорожной сети нормативным требованиям.

• Рост количества транспорта происходит значительно быстрее развития транспортной инфраструктуры.

• Значительный прирост количества автотранспорта (ежегодно около 50 тыс.). не позволяет должностным и юридическим лицам, отвечающим за состояние инфраструктуры быстро адаптироваться к меняющимся условиям работы

• Ежегодное увеличение числа «молодых водителей» (2010 г. — 39 тыс., 2011 г. — 38 тыс., 2012 г. — 45,4 тыс.), связанно с ростом количества выпускников автошкол.

• «Привыкание» участников дорожного движения к ужесточению административных штрафов за нарушение Правил дорожного движения.

• Неразвитая система организационных, плановых и инженерных мероприятий в области совершенствования системы управления движением транспорта, в том числе при градостроительстве.

• Резкий рост числа велосипедистов и водителей скутеров (мопедов) на улично-дорожной сети, отсутствие правовых норм, регламентирующих контроль за их использованием.

• Также к условиям, способствующим росту числа ДТП, следует отнести низкий уровень правовой культуры участников дорожного движения, прежде всего водителей автотранспортных средств, а также необеспечение на практике неотвратимости ответственности (административной и уголовной) за нарушение правил дорожного движения.

В.М. Митник отмечает, что необходимо принимать меры общего характера, то есть не останавливаться на ужесточении санкций за совершение автотранспортных преступлений, но и проводить социальную работу среди участников дорожного движения, а также улучшать качество дорожной инфраструктуры. Уголовные же меры, по мнению полковника милиции, должны в первую очередь предотвращать нарушения, вызывать у автолюбителей, пешеходов, пассажиров, опасение в случае обдумывания нарушения ПДД. Тем не менее, конкретные меры В.М. Митник не приводит, что не позволяет признать предлагаемые меры полезными в случае их воплощения. По нашему же мнению, на данный момент необходимо усилить работу как с участниками дорожного движения, так и с должностными и юридическими лицами, ответственными за состояние дорожной инфраструктуры с возможным их

привлечение к ответственности.

Тем не менее, как отмечает Е.В. Никитин, проводимые правительством, общественными организациями, органами правопорядка, законодательными органами меры, не дают весомого результата. Мнение данного ученого подтверждается приведенной ранее статистикой Росстата. Е.В. Никитин предлагает определить общие черты гражданина, имеющего наибольшие шансы попасть, или даже получить травмы в результате ДТП: игнорирует ремни безопасности; использует неисправный автомобиль; садится пассажиром к нетрезвому водителю;

не соблюдает технику безопасности при поездке, отвлекается сам или отвлекает водителя от дорожной обстановки.

В целях ликвидации безграмотности подобных участников дорожного движения Е.В. Никитин предлагает сосредоточить профилактику автопреступлений на гражданах, обладающих выявленными выше чертами. Помимо этого, ученый считает необходимым расширение знаний автолюбителей об опасных участках трассах, случившихся на дороге ДТП, резком изменении погодных условий, что позволит им избежать потенциально опасных ситуаций. Данная информация, по мнению Е.В. Никитина, должна передаваться на электронные устройства в автомобиле, например, на авторегистратор. В целях снижения количества дорожно-транспортных происшествий, ученым предлагается расширение использование ABS, системы, позволяющей полноценно управлять автомобилем при резком торможении, однако зачастую увеличивающей тормозной путь.

А.Ю. Кравцов отмечает, что процесс выявления предполагаемой жертвы ДТП, или же нарушителя ПДД, и таким образом, предупреждения автотранспортных преступлений,, является достаточно сложным, поскольку лица, совершающие дорожно-транспортные происшествия зачастую не обладают выраженной общественной опасностью для общества, а их преступление носит случайный характер.. Поэтому ученый предлагает сосредоточиться на общей подготовке всех автолюбителей, что, по его мнению, позволит им избежать совершения преступления. В первую очередь, по мнению А.Ю. Кравцова, необходимо проводить обучение водителей на действия в предаварийной или аварийной ситуации. Как отмечает юрист, в условиях дорожного невозможно проводить данное обучение ввиду его повышенной опасности, однако компьютерные технологии позволят избежать лишнего риска, и выработать у водителей необходимые рефлексы. Данная мера, по нашему мнению, не позволит полноценно подготовить водителя, поскольку компьютерные программы в любом случае не смогут точно передать аварийную или предаварийную ситуацию, что лишь смутит автолюбителя в случае возможного реального ДТП. Второй мерой, предлагаемой А.Ю. Кравцовым, служит пропаганда и агитация, направленные на широкое распространение последствий ДТП, выраженных как в ущербе для машин и граждан, так и в возможных уголовных последствиях, а также на представление нарушителей правил дорожного движения в глупом карикатурном виде, что по мнению ученого, должно способствовать улучшению безопасности дорожного движения.

Таким образом, можно отметить, что несмотря на обдуманную политику государства по сокращению автотранспортных преступлений, достигнутые результаты не являются достаточными. На данный момент в России произошло резкое сокращение ДТП, а также их жертв с участием пьяных водителей, однако столь же резко возросло количество ДТП и их жертв из-за некачественной дорожной инфраструктуры.

На данный момент можно выявить основные меры, воплощение которых способно сократить количество автотранспортных преступлений:

Усиление санкций за нарушение ПДД, расширение УК РФ;

Выявление возможного преступника, и проведение с ним отдельно профилактической работы; Передача водителям с помощью электронных средств связи информации о резких изменениях погоды, аварийных участках дороги;

Улучшение дорожной инфраструктуры;

Улучшение рефлексов водителей с помощью использования компьютерных программ;

Широкая агитация среди автолюбителей.

Как уже отмечалось в начале статьи, более трети ДТП совершается из-за недостатков дорожной инфраструктуры, что требует привлечения к ответственности должностных лиц, в круг обязанностей которых входит ремонт и укладка нового дорожного полотна, установка знаков, и т.п. На данный момент требуется как расширение УК с увеличение санкций, так и ведение широкой профилактической работы не только среди автолюбителей, но и пассажиров, пешеходов, мотоциклистов и велосипедистов. Как показывает статистика, основное внимание следует обратить на пешеходов и водителей легковых автомобилей, поскольку именно они чаще всего являются участниками ДТП, и, следовательно, именно с их участие происходит наибольшее число автотранспортных преступлений в РФ.

Список используемой литературы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ [Электронный ресурс]// Консультантплюс: URL: http:// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 (дата обращения: 15.01.2018).

2. Гусельников Ю.А. Борщенко Я.А.Решение проблем организационно-нормативного обеспечения безопасности дорожного движения. // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. -2015. — Вып.6. ч.1.- С.3-11.

3. Домрачев Д.Г. О некоторых вопросах применения административного законодательства в целях профилактики дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации// Вестник Вятского государственного университета. - 2015. — №2. - С.122-126.

4. Кравцов А.Ю. Направления совершенствования индивидуального предупреждения дорожно-транспортной преступности// Сибирский юридический вестник. 2016 — .№3.- С.97-102.

5. Митник В.В. Проблемы аварийности на дорогах и пути ее снижения// Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право.- 2013.- № 1.- С. 110-115.

6. Никитин Е.В. Проблемы виктимной безопасности дорожного движения// Виктимология. - 2016. — № 4. -С.36-50.

7. Рублев А.Г. Некоторые аспекты противодействия транспортным преступлениям //Проблемы правоохранительной деятельности. - 2016. — №2.- С.113-115.

8. Транспорт и связь в России. 2016: Стат.сб. [Электронный ресурс]// Федеральная служба статистики. URL: http:// http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/transp-sv16.pdf (дата обращения: 15.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.