Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 113-119 Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2024, vol. 24, iss. 1, pp. 113-119
https://soziopolit.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1818-9601-2024-24-1-113-119, EDN: RSQANU
Научная статья УДК 327.8:341.655
Противодействие антироссийским экономическим санкциям 2022-2023 гг
Н. В. Самаков
Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9
Самаков Никита Владимирович, аспирант кафедры политических институтов и прикладных политических исследований, meepokappa@ yandex.ru, https://orcid.org/0009-0005-3097-4927
Аннотация. В статье приведён анализ противодействия антироссийским экономическим санкциям. Противодействие санкциям рассматривается через призму политики обеспечения экономической безопасности страны. Раскрывается механизм принятия решений в области противодействия экономическим санкциям, выделяются основные направления мер, способствующих адаптации экономики страны к условиям санкционных ограничений и защите от угроз, сопряжённых с экономическими санкциями. Обеспечение экономической безопасности в условиях санкционных ограничений осуществляется на двух уровнях - федеральном и региональном. При этом формирование рамок и основных направлений такой политики осуществляется на федеральном уровне. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, издаёт указы, определяющие основные положения того или иного направления политики. Правительство и Федеральное Собрание РФ реализуют обозначенные направления и влияют на обеспечение экономической безопасности страны в целом. Так, в период санкционных ограничений Президент РФ дал ряд поручений, направленных на поддержку определённых отраслей экономики, укрепление экономического суверенитета страны, а также определил географические направления для переориентации внешнеэкономического сотрудничества - СНГ, Азия, Африка и Латинская Америка. Более конкретную политику в рамках направлений, определённых на федеральном уровне, на субнациональном уровне формируют региональные органы власти. Основными направлениями мер регионального уровня стали: импортозамещение, стимулирование экспортной деятельности, формирование новых логистических цепочек, интенсификация межрегиональной кооперации, развитие внешней торговли, формирование более привлекательного инвестиционного климата. При этом в зависимости от специфики региона отличается и набор инструментов и ресурсов, более активно применяемый региональной властью в рамках противодействия санкциям. Ключевые слова: антироссийские санкции, противодействие санкциям, экономическая безопасность
Для цитирования: Самаков Н. В. Противодействие антироссийским экономическим санкциям 2022-2023 гг. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 113-119. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2024-24-1-113-119, EDN: RSQANU
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article
Countering anti-Russian economic sanctions: 2022-2023 N. V. Samakov
St. Petersburg University, 7-9 Universitetskaya Emb., St. Petersburg 199034, Russia Nikita V. Samakov, [email protected], https://orcid.org/0009-0005-3097-4927
Abstract. The article provides an analysis of measures designed to counter anti-Russian sanctions. Countering sanctions is considered in the context of ensuring economic security. The article reveals decision making in the field of countering economic sanctions. It identifies the main directions of measures introduced to help the economy to adjust to the restrictions and to counter the threats posed by the new sanctions. Ensuring economic security in the context of sanctions is carried out at two levels: national and subnational. The framework and main directions of the respective policy are determined at the national level. The president of Russia determines the guidelines of the internal and foreign policies of the state, issues decrees and orders defining the particularities of a policy. The Government and the Federal Assembly of the Russian Federation implement policies determined by the president and generally influence economic security of the country. Thus, when the new sanctions were imposed, the president issued several orders designed to support certain sectors of the economy and strengthen the economic sovereignty and also defined new priorities for foreign economic cooperation - The Commonwealth of Independent States (CIS), Asia, Africa and Latin America. At the subnational level, regional authorities determine more specific policies within the framework formed at the national level. The common directions of measures designed to counter the sanctions at the regional level were the following: import substitution, stimulation of export activity, formation of new logistics chains, enhancement of cooperation between
Russian regions, development of some other directions for foreign trade, formation of a more attractive investment climate. However, the set of tools and resources regional authorities used more actively in the context of countering the new sanctions differs from region to region. Keywords: anti-Russian sanctions, countering sanctions, economic security
For citation: Samakov N. V. Countering anti-Russian economic sanctions: 2022-2023. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2024,
vol. 24, iss. 1, pp. 113-119 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1818-9601-2024-24-1-113-119, EDN: RSQANU
This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)
Актуальность темы научного исследования обусловлена изменениями на международной арене, которые формируют новые угрозы национальной безопасности Российской Федерации. В 2022 г. Россия стала мировым лидером по количеству санкций [1]. Санкционные ограничения подвергают угрозам экономическую безопасность страны: разрушают логистические цепочки, нарушают связи с поставщиками продукции, с рынками сбыта, сокращают возможности для реализации товаров и услуг, обслуживания производственного оборудования. Антироссийские санкции также имеют неформальный аспект - прочие акторы могут избегать связей с Россией и отказываться от сделок с ней ввиду потенциальных санкционных и имиджевых рисков. Уход иностранных компаний также формирует ряд угроз для экономики страны в краткосрочной перспективе.
Российская экономика подвержена санкциям уже несколько лет и имеет некоторый опыт противодействия негативным последствиям санкционных ограничений и преобразования их в положительные для национальной экономики факторы, однако текущие изменения экономической конъюнктуры имеют несопоставимые с прежним опытом масштабы. Текущее положение можно охарактеризовать как развитие качественно нового этапа санкционного противостояния.
В сложившихся условиях российская экономика в целях обеспечения и поддержания экономической безопасности страны вынуждена адаптироваться к новым реалиям. Несмотря на беспрецедентные масштабы санкцион-ных ограничений, многие негативные прогнозы о спаде российской экономики не оправдались [2]. Более того, объём товарного экспорта в 2022 г. установил исторический рекорд [3]. Всё это стало возможным благодаря деятельности политических акторов, реализующих и координирующих меры, направленные на обеспечение экономической безопасности и противодействие санкционным угрозам в сфере экономики.
Под санкциями понимаются ограничительные меры, предназначение которых - оказание давления на другое государство в целях
изменения его политического курса. Санкции являются инструментом внешней политики и зачастую носят экономический характер. Для обозначения такого рода санкций наиболее подходящим представляется термин «экономические санкции».
Экономические санкции неизбежно формируют ряд угроз для экономической безопасности государства (хотя при должной политике в долгосрочной перспективе они могут выступать позитивным фактором для экономического развития и укрепления экономической безопасности). Под угрозами экономической безопасности, как правило, понимаются прямые или косвенные возможности нанесения ущерба экономическим интересам личности, общества или государства [4, с. 48] либо же явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, общества, личности [5, с. 28].
На сегодняшний день в академическом сообществе не сложилось единого подхода к определению экономической безопасности. Ряд авторов определяют экономическую безопасность как совокупность условий и свойств, характеризующих состояние экономики (например, В. К. Сенчагов [6, с. 368]). Другая группа авторов делает упор на такие элементы, как состояние независимости и свободы от угроз, суверенитет (например, С. Н. Яшин и Е. Н. Пузов [7, с. 32]). Третья группа авторов рассматривает экономическую безопасность как способность (возможность) создавать необходимые условия для жизни и развития, а также обеспечивать ресурсами (например, Е. А. Чурикова [8, с. 43]). Также возможно сочетание различных акцентов в одном определении (как это делают, к примеру, Ю. А. Саликов, И. И. Золотарева, Т. А. Бородки-на [9, с. 491]).
В контексте исследования политики противодействия экономическим санкциям следует применять такую интерпретацию экономической безопасности, которая предполагает активный, деятельностный подход, так как исследуются меры, предпринимаемые политическими акторами. Наиболее подходящим представляется следующий вариант определения: экономическая безопасность - это состояние
защищённости хозяйствующих субъектов, государства, общества, индивида от угроз и их последствий в экономической сфере, обеспечиваемое органами государственной власти. Данное определение делает акцент на деятельности политических акторов - органов государственной власти, а также разделяет деятельностный подход, так как условия защищённости экономики государства обеспечиваются за счёт активных действий органов власти. Оно позволяет исследовать политику, направленную на обеспечение экономической безопасности страны и противодействие санкциям. Кроме того, данное определение не противоречит традициям развития понятия экономической безопасности, но в то же время адаптирует его под нужды исследования. В конечном счёте оно позволяет сфокусироваться на политической стороне вопроса.
Политика противодействия экономическим санкциям нацелена, в первую очередь, на обеспечение экономической безопасности, предотвращение и ликвидацию угроз экономической безопасности страны. Термин «политика» содержит в себе три базовых значения: деятельность людей, организаций, направленная на получение политической власти (politics), совокупность мер, реализуемых в рамках определённого курса (policy) и политическое образование (polity). В рамках данного исследования под «политикой» имеется в виду совокупность мер, реализуемых в рамках определённого курса (т. е. policy). Исследуется политика, нацеленная на защиту экономической безопасности, которую можно определить как разрабатываемый и реализуемый органами государственной власти комплекс мер и средств, направленных на обеспечение состояния защищённости государства, его жителей и хозяйствующих субъектов от угроз и их последствий в экономической сфере.
Экономическая безопасность государства формируется на основе экономической безопасности его регионов. Так, ряд авторов рассматривают экономическую безопасность региона как неотъемлемую часть экономической безопасности государства (например, Ш. А. Ила-ев [10, с. 205-206]). Соответственно, обеспечение экономической безопасности страны, как и противодействие экономическим санкциям, осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном, или, другими словами, национальном и субнациональном.
Говоря о механизме принятия решений в области обеспечения экономической без-
опасности в контексте санкционных угроз, на федеральном уровне следует выделить роль президента страны. Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики, а также обладает правом законодательной инициативы. Так, российский президент утвердил ряд нормативно-правовых актов, которые легли в основу политики обеспечения экономической безопасности. Это такие документы, как Стратегия национальной безопасности [11], Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [12], пришедшая на смену Указу «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» [13].
Федеральное Собрание РФ посредством законодательной деятельности формирует институциональный каскад для обеспечения экономической безопасности, а Правительство РФ, помимо законодательных инициатив, реализует меры в рамках направлений внутренней и внешней политики, определённых Президентом РФ. Кроме того, в рамках Федерального Собрания и Правительства РФ действуют специализированные комитеты и комиссии (например, Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики в условиях санкций, Комитет Государственной Думы по промышленности и торговле), а правительство включает в свой состав министров, деятельность которых затрагивает и вопросы обеспечения экономической безопасности. Помимо формирования общегосударственных условий обеспечения экономической безопасности, Федеральное Собрание и Правительство РФ могут разрабатывать нормативно-правовые акты, касающиеся конкретного региона. Например, один из последних таких законопроектов касается экономического развития Республики Крым - законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"» [14], выдвинутый Правительством России.
Регионы (субъекты) Российской Федерации также обладают возможностями для реализации собственной политики в сфере экономики, однако такая политика лимитируется рамками, установленными на федеральном уровне, и разграничениями предметов ведения. Таким образом, условия формирования и реализации политики в области обеспечения экономиче-
ской безопасности во многом определяются на федеральном уровне. В то же время у регионов сохраняется значительное пространство для возможностей - в области развития торгово-экономических связей с другими странами и их регионами, импортозамещения, развития внутрирегионального производства в целях импортозамещения в конкретных секторах экономики и снижения зависимости от поставок и обслуживания оборудования иностранными игроками.
Общий каркас региональной системы органов власти повторяет структуру федерального уровня: глава субъекта, региональное правительство и региональный орган законодательного собрания. В то же время региональным структурам органов власти, компетентных в сфере обеспечения экономической безопасности, присущи некоторые индивидуальные особенности. В качестве примера среди наиболее активных во внешнеэкономической деятельности российских регионов можно выделить следующие особенности. В рамках Правительства Москвы выделяется ряд комплексов городского управления, созданных для координации деятельности и совершенствования структуры органов исполнительной власти города Москвы (например, комплекс экономической политики и развития, который включает такие ведомства, как Департамент1 экономической политики и развития и Департамент торговли и услуг города Москвы), в то время как ряд департаментов не входит ни в какой комплекс городского управления (например, Департамент внешнеэкономических и международных связей). Республику Татарстан отличает наличие собственной сети представительств как за рубежом, так и в рамках Российской Федерации. Кроме того, в структуре исполнительной власти Республики Татарстан функционируют два специализированных отдела, деятельность которых направлена на развитие международного сотрудничества, - Департамент внешних связей в администрации Раиса РТ2 и Отдел международных связей в Министерстве промышленности и торговли Республики Татарстан.
В рамках обеспечения экономической безопасности в условиях санкционных ограничений принимались меры как на федеральном, так и на региональном уровне. Так, Президент РФ дал ряд поручений, среди которых было расширение внешнеэкономического взаимодействия
1 Аналог министерства.
2 Официальное наименование главы Республики Татарстан.
с перспективными партнёрами из дружественных государств, включая наращивание объёмов взаимной торговли и расчётов в национальных валютах, укрепление технологического и обеспечение финансового суверенитета страны, увеличение инвестиционной активности [15]. В качестве основных географических направлений были выделены страны СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки [15]. Кроме того, следует отметить формирование Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики в условиях санкций, а также принятие Комиссией ряда пакетов федеральных мер поддержки в рамках реализации Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления [16] и федеральные программы поддержки системообразующих предприятий [17].
Аналогичные пакеты мер финансовой поддержки, направленные на поддержку бизнеса и граждан, принимаются на региональном уровне [18], в том числе как мера поддержки экспортёров [19] и промышленных производителей [20]. Также формируются региональные перечни системообразующих предприятий, предполагающие программы поддержки таких предприятий [21].
Обобщая множество предпринимаемых на региональном уровне мер, на примере некоторых наиболее активных во внешнеэкономической деятельность регионов можно выделить следующие общие направления: импортозаме-щение, стимулирование экспортной деятельности, формирование новых логистических цепочек, интенсификация межрегиональной кооперации, развитие направлений для внешний торговли посредством взаимодействия с другими государствами (или их регионами/городами), формирование привлекательных условий для привлечения инвестиций в регион.
В то же время в рамках данных направлений наблюдается ряд различий. Москва, например, отличается стимулированием развития собственного промышленного производства, применяя в основном финансовые ресурсы: субсидии, займы на льготных условиях, гранты на создание и развитие производства, импортозамещающих проектов. Усилия столицы были направлены во многом на локализацию такого производства в городе за счёт предоставления земельных участков на льготных условиях и офсетных контрактов. Также Правительство Москвы заключило соглашение с другими производственными силами - соглашение о техно-
логическом сотрудничестве с ПАО «КамАЗ» [22]. Кроме того, был создан ряд сервисов, позволяющих предприятиям искать необходимые товары среди отечественных поставщиков и производителей, а через портал поставщиков Москва закупала преимущественно продукцию российских производителей [23].
В Санкт-Петербурге также в целях локализации производства на территории города был заключён офсетный контракт [24]. Как и в Москве, были заключены соглашения с рядом организаций: с Объединенной судостроительной корпорацией - в рамках проекта высокотехнологичного центра машиностроения и логистики; с Росатомом - в сфере импортозамещающих и новых технологий для атомной промышленности; с Трансмашхолдингом - о создании площадки для производства современного электрического транспорта; с компанией «Прибор» - для создания Национального центра авиационного приборостроения [25]. В Санкт-Петербурге, в отличие от Москвы, не были созданы сервисы по поиску отечественных поставщиков в целях импортозамещения. Вместо этого наблюдается более активное сотрудничество с другими субъектами Российской Федерации в торгово-экономическом направлении.
Ханты-Мансийский автономный округ -Югра принимает меры, направленные на развитие сотрудничества с другими регионами РФ. В целях локализации производства была создана ОЭЗ производственно-промышленного типа «Нягань» [26]. Кроме того, в целях укрепления технологического суверенитета был сформирован проект, предусматривающий создание научно-технологического центра - «Юнити парк» [27].
В Республике Татарстан, как и в Москве, была создана организация, основной целью которой является поиск замещающей продукции, - «Центр импортозамещения» [28]. Также Республика Татарстан активно формировала линии торгово-экономического сотрудничества с другими регионами Российской Федерации.
Таким образом, в рамках направления им-портозамещения выделяются следующие отличия. Наиболее активное применение финансовых инструментов, в том числе направленных на конкретные экономические отрасли, характерно для Москвы. Усилия по локализации и созданию местного импортозамещающего производства также в большей степени присущи Москве. Заключением соглашения с различными организациями в рамках импортозамеще-ния более активно занимался Санкт-Петербург.
С точки зрения развития межрегионального сотрудничества наиболее активным регионом стала Республика Татарстан, наименьшая активность в данном аспекте характерна для Москвы и ХМАО. В целом за первый год с начала специальной военной операции и массированного введения антироссийских санкций у главы Республики Татарстан состоялись встречи с представителями 16 регионов РФ, у Санкт-Петербурга - 10, у Москвы и ХМАО -2 регионов.
Одним из факторов высокой активности Республики Татарстан (помимо развитой экономики) в межрегиональном сотрудничестве является национальный компонент республики, который формирует новые связующие элементы между регионами - диаспора, культура. Москва вместо прямых связей главы субъекта с представителями других регионов в данном вопросе применяет сервисы по поиску импортозамещающей продукции (аналогичную применяет и Республика Татарстан). Для ХМАО характерна меньшая активность в рамках им-портозамещения, так как регион - экспортно ориентированный, и экономика данного субъекта в меньшей степени зависит от импорта, который составляет низкую долю в структуре товарооборота ХМАО.
В целях стимулирования экспорта региональной продукции в регионах действуют региональные экспортные центры, оказывающие помощь местным экспортёрам, в том числе в рамках представления местного продукта на зарубежных выставках. В контексте данного направления опять же для Москвы характерно применение финансовых инструментов - компенсации части расходов для экспортёров. Аналогичная мера введена в Санкт-Петербурге, но с более узкой отраслевой направленностью.
Кроме того, развивались международные связи с другими государствами. Такие связи создают возможности развития торгово-экономического сотрудничества в различных сферах, а также реализации различных совместных проектов. В целом наиболее активные во внешнеэкономической сфере регионы Российской Федерации расширяли контакты по направлениям, обозначенным Президентом РФ. Высокой активностью в данном вопросе выделяется Республика Татарстан. За первый год с начала массированного введения антироссийских санкций Раис Республики Татарстан провёл встречи по вопросам, затрагивающим торгово-экономическое сотрудничество, с представителями 15 государств. Глава ХМАО встретился с
представителями 9 стран, Санкт-Петербурга - 9 стран, Москвы - с представителями 1 страны. В данном вопросе следует отметить следующие факторы. Во-первых, как и в случае с межрегиональным сотрудничеством, важное значение имеет национальный и религиозный компонент Республики Татарстан. Он даёт РТ дополнительные точки соприкосновения во взаимодействии с иностранными государствами. Преимущественно взаимодействие главы Республики Татарстан осуществлялось со странами, основная масса населения которых придерживается ислама. Татарстан с такими странами объединяет единство религии и, соответственно, культуры, что позволяет ему взаимодействовать в том числе в сферах, связанных с мусульманскими обычаями, такими как индустрия халяль. Кроме того, сотрудничеству способствует наличие татарской диаспоры в ряде стран. Немаловажным фактором является наличие Департамента внешних связей непосредственно в структуре администрации Раиса РТ. В Москве, в свою очередь, ставка делается не на личные контакты губернатора, а на работу специализированных ведомств (таких как региональный экспортный центр, сервисы по поиску замещающих товаров, портал поставщиков). Кроме того, за счёт столичного статуса города московские производители обладают доступом к инфраструктуре федерального уровня, что также снижает необходимость в прямых контактах с губернатором как связующим звеном между производителями города и внешним миром.
В целом внешние экономические связи активно развивались в соответствии с географическими направлениями, обозначенными Президентом Российской Федерации. Выбираемые для сотрудничества страны объединяют в основном положительные взаимоотношения с Россией, такие страны не поддержали антироссийские санкции и не имеют антироссийской позиции и русофобских настроений (хотя в силу дипломатических причин в ряде случаев некоторые из стран поддержали негативные по отношению к России международные инициативы).
Подытоживая результаты противодействия санкционным угрозам, следует отметить, что принимаемые меры способствуют укреплению экономического суверенитета, самодостаточности, снижению зависимости от «недружественных стран», развитию собственного производственного потенциала, межрегионального сотрудничества и сотрудничества с иностранными государствами по новым направлениям, а
также ликвидации последствий угроз экономической безопасности, связанных с международными санкциями. Вдобавок к этому, реализуя такие меры, Российская Федерация участвует и в более глобальных процессах мировой политики: за счёт развития межгосударственного сотрудничества по новым направлениям Россия способствует формированию более поли-центричного и многополярного мира, а также снижению зависимости от одного мирового центра, от доллара и евро.
Список литературы
1. Россия занимает первое место в мире по числу введенных санкций // Коммерсантъ. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/5249730 (дата обращения: 14.07.2023).
2. Кеффер Л. Матвиенко считает, что негативные прогнозы о российской экономике не оправдались // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/ 5735356 (дата обращения: 19.07.2023).
3. Ткачёв И., Дзядко Т., Виноградова Е. Экспорт российских товаров в 2022 году установил рекорд // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/14/03/2023/ 640f35739a7947254d6f8154 (дата обращения: 15.07.2023).
4. Титов А. Б., Михеенко О. В. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 1. С. 46-49. EDN: XRJPMD
5. Манохина Н. В. Экономическая безопасность : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2014. 320 с.
6. Экономическая безопасность: Производство - Финансы - Банки / под ред. В. К. Сенчагова. М. : Фин-статинформ, 1998. 621 с. EDN: TNFURF
7. Яшин С. Н., Пузов Е. Н. Мониторинг экономической безопасности регионов на базе их сравнительной оценки и определения эффективности развития территорий // Финансы и кредит. 2006. № 3 (207). С. 31-36. EDN: NBXNOZ
8. Чурикова Е. А. Механизм обеспечения экономической безопасности государства и его регионов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 1, ч. 1. С. 42-48. EDN: VWOBLP
9. Саликов Ю. А., Золотарева И. И., Бородкина Т. А. Угрозы экономической безопасности региона // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2017. № 1 (71). С. 490-496. https://doi.org/10.20914/2310-1202-2017-1-490-496, EDN: YTNJPT
10. Илаев Ш. А. Региональные интересы и угрозы экономической безопасности региона как составной части экономической безопасности России // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 5. С. 205-209. EDN: QZDQYP
11. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности». URL: http:// static.kremlin.ru/media/events/files/ru/QZw6hSk5z9 gWq0plD1ZzmR5cER0g5tZC.pdf (дата обращения: 28.08.2023).
12. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208. Доступ из справ.-правовой система «Гарант».
13. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях) : указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 (утратил силу). Доступ из справ.-правовой система «Гарант».
14. Законопроект № 346758-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"». URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/346758-8 (дата обращения: 14.08.2023).
15. Перечень поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/assignments/orders/70412 (дата обращения: 18.08.2023).
16. Михаил Мишустин утвердил план первоочередных мер по обеспечению работы российской экономики в условиях частичной мобилизации. URL: http://government.ru/news/46753/ (дата обращения: 15.08.2023).
17. Правительство выделило более 3 млрд рублей на обслуживание кредитов для системообразующих предприятий промышленности и торговли. URL: http://government.ru/news/48917/ (дата обращения: 15.08.2023).
18. В Петербурге разработан пакет мер поддержки экономики в условиях санкций. URL: https://www. gov.spb.ru/press/governor/233836/ (дата обращения: 20.08.2023).
19. Город выделяет субсидии для поддержки экспортеров. URL: https://www.gov.spb.ru/press/governor/ 243702/ (дата обращения: 21.08.2023).
20. В Москве действует масштабная антикризисная программа - Сергей Собянин. URL: https://www. mos.ru/mayor/themes/12299/8928050/ (дата обращения: 12.08.2023).
21. Сергей Собянин: Перед регионами стоят задачи по импортозамещению нового уровня и качества. URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/12299/8251050/ (дата обращения: 12.08.2023).
22. Завод «Москвич» заключил один из крупнейших в мире контрактов на поставку электромобилей для такси и каршеринга - Сергей Собянин. URL: https:// www.mos.ru/mayor/themes/12299/9237050/ (дата обращения: 12.08.2023).
23. Сергей Собянин: Почти 80 процентов контрактов Москвы на портале поставщиков - закупки товаров отечественного производства. URL: https://www. mos.ru/mayor/themes/12299/9274050/ (дата обращения: 12.08.2023).
24. Офсетный контракт по производству лекарственных препаратов обеспечит импортозамещение и независимость от внешних поставок. URL: https:// www.gov.spb.ru/press/governor/243603/ (дата обращения: 17.08.2023).
25. Александр Беглов о ПМЭФ-2022: Мы сделали ставку на качество инвестиций в экономику города. URL: https://www.gov.spb.ru/press/governor/240965/ (дата обращения: 17.08.2023).
26. В Югре будет создана первая особая экономическая зона. URL: https://gov.admhmao.ru/vse-novosti/7897882/ (дата обращения: 20.08.2023).
27. Создание НТЦ «ЮНИТИ ПАРК» в Югре поможет достижению технологического суверенитета страны. URL: https://gov.admhmao.ru/vse-novosti/8282429/ (дата обращения: 20.08.2023).
28. В Татарстане создан «Центр импортозамещения». URL: https://mert.tatarstan.ru/index.htm/news/2068309. htm (дата обращения: 21.08.2023).
Поступила в редакцию 17.09.2023; одобрена после рецензирования 15.11.2023; принята к публикации 25.11.2023 The article was submitted 17.09.2023; approved after reviewing 15.11.2023; accepted for publication 25.11.2023