Научная статья на тему 'Противоборство США и Китая в политической и военной сферах на территории стран Южной Азии, Ближнего Востока и Африканского Рога'

Противоборство США и Китая в политической и военной сферах на территории стран Южной Азии, Ближнего Востока и Африканского Рога Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Африканский рог / Ближний Восток / военная политика / вооруженные силы / военное строительство / военное планирование / военно-техническое сотрудничество / политика / КНР / Южная Азия / Horn of Africa / Middle East / military policy / armed forces / military construction / military planning / military-technical cooperation / politics / China / South Asia

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Полончук Р.А.

В статье на основе открытых источников информации проведен анализ основных внешнеполитических установок, определяющих противоборство США и Китая в политической и военной сферах на территории стран Южной Азии, Ближнего Востока и Африканского Рога. Автором показаны подходы китайского руководства к взаимодействию с со странами указанных регионов в вопросах обеспечения обороны и безопасности. Особое внимание уделено рассмотрению конфликтного потенциала между США и КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Confrontation between the United States and China in the political and military spheres in the countries of South Asia, the Middle East and the Horn of Africa

The article, based on open sources of information, analyzes the main foreign policy guidelines that determine the confrontation between the United States and China in the political and military spheres in the countries of South Asia, the Middle East and the Horn of Africa. The author shows the approaches of the Chinese leadership to interaction with the countries of these regions in matters of ensuring defense and security. Particular attention is paid to the consideration of the conflict potential between the United States and China.

Текст научной работы на тему «Противоборство США и Китая в политической и военной сферах на территории стран Южной Азии, Ближнего Востока и Африканского Рога»

Полончук Р.А.

Кандидат политических наук, докторант кафедры внешнеполитической деятельности России Факультета национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации.

Противоборство США и Китая в политической и военной сферах на территории стран Южной Азии, Ближнего Востока и Африканского Рога

В своей Стратегии национальной безопасности президент США Джо Байден изложил свой взгляд на конкуренцию за мировое господство с Китаем и стремление американцев «работать рука об руку с союзниками и партнерами, а также со всеми, кто разделяет американские интересы»1. Но это стремление к сотрудничеству сталкивается с очевидной проблемой: многие страны предпочитают не выбирать чью-либо сторону и получают выгоды, используя в своих интересах противостояние между великими державами. Особенно остро этот проблемный вопрос стоит в регионах, где интересы США противоречат интересам правительств некоторых стран.

В 2020-2023 гг. американские эксперты посвятили ряд отчетных аналитических документов взаимодействию Китая с новыми «неприсоединившимся» к международной конкуренции странами, в частности со странами Южной Азии, Ближнего Востока и Африканского Рога. Американцы отдают себе отчет, что существует риск зайти слишком далеко, полагаясь на мышление Холодной войны, например, на политику невмешательства. В данном случае имеются в виду страны, предпочитающие не столь однозначную ориентацию на сотрудничество с США или Китаем. Отношения Китая с Пакистаном рассматриваются американскими специалистами очень подробно, поскольку могут служить наилучшим примером модели взаимодействия Пекина со странами, которые сохраняют нейтралитет.

1 Национальная стратегия безопасности, Белый дом, Вашингтон, октябрь 12, 2022 // URL: https:// www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strate-gy-10.2022.pdf.

Важно осознавать, что Китай, по американской оценке, не применяет универсальный подход к конкуренции великих держав, и, следовательно, Соединенным Штатам также не стоит этого делать. Во многих странах Китай активно использует экономическую интеграцию в качестве основы стратегического и политического влияния, используя свое экономическое превосходство для получения стратегического преимущества. Модель Пекина действительно глобальна: как сказал один высокопоставленный западный чиновник, «китайцы расставляют свои фигуры по всей доске2». Такая модель отвечает требованиям стран Ближнего Востока и Южной Азии, которые стремятся диверсифицировать свои взаимоотношения в условиях, по их мнению, все более многополярного мира. Эти факторы представляют собой как вызов, так и возможность для американской политики.

Эксперты Брукингского института Мадиха Афзал3, Брюс Ридель4, Натан Сакс5 считают, что в регионах Южной Азии, Ближнего Востока и Африканского Рога, где Соединенные Штаты не могут рассчитывать на приверженность той или иной страны мировому порядку, который они возглавляют, США должны предпринимать следующие действия:

- применять гибкий подход, отказываться от универсальной позиции, отдавать предпочтение решениям, ориентированным на более конкретные меры;

- в условиях глобальной конкуренции сужать фокус внимания до вопросов, наиболее важных для достижения целей США, при этом избегая радикальных позиций «с нами или против нас», которые могут сыграть на руку конкурентам (Китаю или России);

- применять активное двустороннее и многостороннее давление в тех областях политики, которые определены как наиболее важные для интересов или ценностей США;

- оставить определенное пространство для беспрепятственного разрушения китайской модели (позиция Китая страдает от существующих в отношениях с некоторыми сохраняющими нейтралитет странами недостатков; Соединенным Штатам было бы полезно проявить терпение в тех

2 «Китай усиливает свою власть в Азии — и не только», The Economist, 10 октября 2022 // URL: https://www.economist.com/special-report/2022/10/10/china-is-exerting-greater-power-across-asia-and-beyond

3 Научный сотрудник программы внешней политики в Брукингсе, автор книги «Пакистан в осаде: экстремизм, общество и государство». Ее работа посвящена Пакистану, Афганистану и отношениям США с обеими странами.

4 Старший научный сотрудник Брукингса. Автор восьми книг по Южной Азии и Ближнему Востоку.

5 Директор Центра ближневосточной политики при Брукингсе и старший научный сотрудник программы «Внешняя политика».

случаях, когда эти слабости будут наиболее ярко проявляться;

- признать важность дипломатии, в том числе коммерческой, и использовать преимущества США и их союзников в экономическом взаимодействии.

Изучение китайской модели регионального воздействия и стратегического подхода: экспансия экономического влияния

Китай предпринимает активные и широкомасштабные усилия для демонстрации экономического влияния, особенно в рамках инициативы «Один пояс и один путь» (ОПОП). За последнее десятилетие в рамках ОПОП было выделено около 1 трлн. долл. на проекты развития почти в 150 странах, что делает КНР крупнейшим официальным кредитором в мире6. Среди крупных проектов - 10-летний Китайско-пакистанский экономический коридор (КПЭК) стоимостью 62 млрд. долл., запущенный в 2015 году и названный флагманским проектом ОПОП, а также обещанные китайские инвестиции в Иран (потенциальный объем которых, если план будет реализован, составит 400 млрд. долл.).

Предоставляя кредиты и финансирование, Китай помогает удовлетворять острые экономические и инфраструктурные потребности развивающихся стран Ближнего и Среднего Востока. При этом проекты Китая, такие как мосты, автомобильные и железные дороги, местные жители видят каждый день, что, в свою очередь, в случае успешной их реализации дает дополнительные выгоды Китаю (и местным политикам).

Однако в последнее время ОПОП столкнулась с трудностями во многих регионах мира. По данным издания Wall Street Journal, 60% зарубежных займов Китая в настоящее время приходится на страны, находящиеся в тяжелом финансовом положении.7 В целом, экономические и управленческие проблемы многих стран - держателей долга перед КНР привели к тому, что Китай оказался в ситуации с высокими рисками и теперь имеет огромное количество должников. Кроме того, из-за пандемии замедлилось и развитие ОПОП. Третьей проблемой является безопасность. За последние годы в Пакистане участились случаи нападения на китайских граждан, в том числе на сотрудников КПЭК в городе Карачи, а также в провинциях Белуджистан и Хайбер-Пахтунхва. Опасения по поводу безопасности также, несомненно, сдерживают рост инвестиций

6 Линлинг Вэй, «Китай сдерживает свою программу «Пояс и путь», The Wall Street Journal, 26 сентября 2022 // URL: https://www.wsj.com/articles/china-belt-road-debt-11663961638.

7 Там же.

в Эфиопию и другие страны, где в последние годы происходят военные конфликты. Китай не решается также инвестировать в Афганистан, и прогнозы о том, что Пекин займет место, освободившееся после вывода американских войск в 2021 году, не оправдались.

Хотя Китай не спешит прощать кредиты (а предпочитает отодвигать сроки погашения), он признает возросшие трудности с должниками: два года назад страна подписала одобренную G-20 «Общую рамочную программу», которая помогает координировать переговоры кредиторов по вопросам задолженности. Китай также, по некоторым данным, пересматривает и изменяет свой подход к ОПОП. Кредитование Африки сократилось после критической точки, достигнутой в 2016 году, и теперь ориентируется на торговлю и инвестиции8.

И все же, несмотря на замедление темпов развития и неудачи, принято считать, что «за последнее десятилетие проекту удалось вовлечь в сферу деятельности Пекина все больше стран» . Это помогло ему укрепить политическое влияние и стратегические преимущества в странах Африки и Азии, а также привело к росту его «культурно-гуманитарного влияния за рубежом». Исследования показывают, что среди 4,6 млрд. человек, проживающих в странах, поддерживающих ОПОП, почти две трети придерживаются позитивного мнения о Китае, по сравнению с четвертью (27%) в странах, не принимающих участия в проекте9.

В целом инвестиционная модель Китая значительно отличается от американской: китайское финансирование в основном состоит из кредитов местных банков и государственных предприятий. Американские же инвестиции в основном поступают от частных компаний и корпораций по их собственному заказу; следовательно, эти инвестиции сложнее контролировать американской политике. Кроме того, в китайской модели большее внимание уделяется коммерческой дипломатии. По одной из оценок, в посольствах и консульствах по всему миру на каждое американское представительство, занимающееся коммерческими вопросами (торговля и инвестиции), приходится три-четыре представительства Китая10.

8 «Китайские займы и инвестиции в инфраструктуру были огромными», The Economist, 20 мая 2022 // URL: https://www.economist.com/special-report/2022/05/20/chinese-loans-and-investment-in-infrastructure-have-been-huge.

9 Роберто С. Фоа, Марго Моллат, Хан Иша, Ксавье Ромеро-Видаль, Дэвид Эванс и Эндрю Дж. Классен, «Разделенный мир: Россия, Китай и Запад», (Кембридж: Центр будущего демократии, октябрь 2022 г.) // URL: https://www.bennettinstitute.cam.ac.uk/publications/a-world-divided/.

10 Нахал Туси, «Разочарованные и бессильные»: В борьбе с Китаем за глобальное влияние, дипломатия - самая большая слабость Америки», Politico, 23 октября 2022 // URL: https://www.politico.com/ news/2022/10/23/china-diplomacy-panama-00062828.

Торговля, безусловно, также является частью этой картины: в прошлом году объем торговли Китая с Африкой составил 261 млрд. долл., что более чем в четыре раза превышает объем американо-африканской торговли (64 млрд. долл.).11 А торговля Китая с Саудовской Аравией уже много лет превосходит американо-саудовскую. Во время визита в Саудовскую Аравию в декабре 2022 года председателю КНР Си Цзиньпину был оказан пышный прием, а между двумя странами было подписано «Всеобъемлющее соглашение о стратегическом партнерстве»12.

Для многих стран Южной Азии, Ближнего Востока и Африканского Рога анализ торговых данных Всемирного банка показывает, что импорт из Китая превысил импорт из США, а экспорт в Китай и США представляет собой более противоречивую картину. Таким образом, как для США, так и для стран вышеперечисленных регионов существуют возможности для развития торговых отношений.

Военные базы и распространение влияния

Экспансия Соединенных Штатов в регионе Ближнего Востока значительно превосходит Китай благодаря наличию у американцев более разветвленной сети военных баз. Однако Китай активно работает над наращиванием своего базирования и проецирования военной мощи даже за пределами своих границ (не только в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях). Помимо военной базы в Джибути, Китай в последнее время активизировал взаимодействие в военной сфере с некоторыми африканскими странами, проведя в 2018 году учения в Габоне, Гане, Нигерии, Камеруне, а также совместные учения в Танзании и трехсторонние военно-морские учения с ЮАР и Россией в 2019 году13. По данным журнала The Economist, в период с 2016 по 2020 гг. на китайскую военную технику приходилось 20% импорта вооружений в страны Африки к югу от Сахары, в то время как на американскую - только 5%14.

Китай обеспечил себе инфраструктуру базирования и другими способами: в настоящее время страна располагает глобальной сетью из

11 Деклан Уолш, «Байден приглашает лидеров Африки в Вашингтон, надеясь произвести впечатление», The New York Times, 12 декабря 2022 // URL: https://www.nytimes.com/2022/12/12/world/africa/us-africa-summit.html

12 Вивиан Нерейм, «Китай и Саудовская Аравия подписывают стратегическое партнерство во время визита Си», The New York Times, 8 декабря 2022 // URL: https://www.nytimes.com/2022/12/08/world/middleeast/ china-saudi-arabia-agreement.html.

13 «Туз в базах», The Economist, 20 мая 2022 // URL: https://www.economist.com/special-report/2022/05/20/ ace-of-bases.

14 Там же.

более чем 90 портов, которые частично или полностью принадлежат китайским компаниям15, и эта сеть может разрастаться в будущем. Стоит отметить, что в настоящее время строительство порта стоимостью 800 млн. долл. в Гвадаре (Пакистан) (в дополнение к другим китайским инвестициям в эту страну) застопорилось, но сам проект позволяет Китаю в будущем получить полноценный доступ к Индийскому океану и Персидскому заливу. Американские исследователи утверждают, что за последние три года Китай пытался договориться о создании собственного военно-морского форпоста в Экваториальной Гвинее и тайно начал строительство военного объекта в управляемом Китаем порту в ОАЭ, хотя строительство последнего также застопорилось16. Как правило, подобные соглашения с Китаем реализуются в качестве сделки в интересах обеспечения безопасности коммерческих предприятий и экономических интересов Китая.

В отношении строительства китайских портов в Южной Азии, на Ближнем Востоке и Африканском Роге (см. таблицу) большинством аналитиков выдвигаются два ключевых аргумента:

- официальный Пекин наращивает свой военный потенциал за рубежом на дальнейшую перспективу;

- политическое и военное руководство КНР ищет экономические инструменты для защиты своей торговли на море в интересах поддержания текущих темпов товарооборота17.

Эксперты Брукингского института считают, что это ложная дихотомия, и, скорее всего, существует целый спектр других скрытых мотивов, в зависимости от места строительства, и эти мотивы не связаны между собой и не противоречат друг другу. По крайней мере, во многих случаях поведение Китая обусловлено его стремлением к стратегическому базированию и долгосрочными намерениями. В этом плане представляет интерес мнение исследователя из Брукингса Майкла О'Хэнлона, который считает, что военно-морские амбиции Китая являются «валютой» соперничества великих держав (см. таблицу).

15 «Китай хочет увеличить свою военную присутствие за рубежом», The Economist, 5 мая 2022 // URL: https://www.economist.com/china/2022/05/05/china-wants-to-increase-its-military-presence-abroad.

16 Там же.

17 Амар Бхаттачарья, Дэвид Доллар, Раш Доши, Райан Хасс, Хоми Харас, Мирея Солис, Джонатан Стромсет, «Пояс и путь Китая: Новая геополитика глобального развития инфраструктуры», (Вашингтон, округ Колумбия: Институт Бруклингс, апрель 2019 г.) // URL: https://www.brookings.edu/research/chinas-belt-and-road-the-new-geopolitics-of-global-infrastructure-development/.

Таблица. Американские и китайские объекты в Афганистане и Пакистане, на Ближнем Востоке и Африканском Роге18.

Категория Военные базы и соглашения о доступе к ним Крупные инвестиции в портовую и транспортную инфраструктуру

Название страны США Китай США Китай

Афганистан - - - -

Бахрейн + - - -

Джибути + + - +

Ирак + - - -

Иран - - - +

Йемен - - - -

Катар + - - -

Кения - - - +

Кувейт + - - -

ОАЭ + - - +

Оман + - + +

Пакистан - - - +

Саудовская Аравия + - - -

Сомали + - - -

Судан - - - -

Эритрея - - - -

Эфиопия - - - +

Южный Судан - - - +

К числу американских военных баз и соглашений о доступе в страны, перечисленные в таблице, относятся следующие:

- военно-морская база в Бахрейне (Манама)19;

- лагерь Леммонье в Джибути20;

18 Источник: Анализ, проведенный авторами Брукингского института, октябрь 2022.

19 «Морская база поддержки в Бахрейне», Военный журнал США // URL: https://installations. militaryonesource.mil/military-installation/naval-support-activity-bahrain.

20 «Добро пожаловать в Кэмп Лемонье, Джибути», Бюллетень командующего в зоне ответственности Европы и Африки // URL: https://cnreurafcent.cnic.navy.mil/Installations/Camp-Lemonnier-Djibouti/.

- иракская авиабаза Айн аль-Асад, на которой размещены американские военные инструкторы21;

- лагерь Арифджан в Кувейте22;

- соглашение о доступе ВМС США к портам Дукм и Салалах на южном побережье Омана23;

- авиабаза Аль-Удейд (крупнейшая военная база США в регионе) и другие объекты в Катаре24;

- соглашение о размещении около 3000 американских военнослужащих в Саудовской Аравии (точное количество военнослужащих требует уточнения);

- соглашение о размещении менее 500 американских военнослужащих (точное количество военнослужащих требует уточнения) в Сомали25 для борьбы с запрещенной террористической группировкой «Аш-Шабаб»;

- авиабаза Аль-Дафра в ОАЭ26.

На данный момент единственная официальная китайская военная база находится в Джибути и непосредственно примыкает к порту Дора-ле27. Среди основных китайских инвестиций в экономику и инфраструктуру стран, представленных в таблице, можно назвать следующие:

- подписанное в 2021 году соглашение между Китаем и Ираном о 25-летнем экономическом сотрудничестве28;

- инвестиции в транспортный коридор Ламу-порт Южный Судан-Эфиопия, который позволит создать инфраструктурные связи между

21 «Пять ракет приземлились недалеко от военно-воздушной базы Айн-Аль-Асад в Ираке - сообщил коалиционный представитель», Reuters, 5 января 2022 // URL: https://www.reuters.com/world/middle-east/five-rockets-land-near-iraqs-ain-al-asad-air-base-coalition-official-2022-01-05/.

22 «Группа обеспечения - Кувейт», Армия США // URL: https://www.usarcent.army.mil/About/Units/ ASGKuwait/.

23 Кристиан Хеллер, «США обеспечивают доступ к переполненным портам Омана», Arab Gulf States Institute, 6 мая 2019 // URL: https://agsiw.org/u-s-secures-access-to-omans-crowded-ports/.

24 Адам Тейлор, «Пока Трамп пытается завершить бесконечные войны, самая крупная военная база Америки становится еще больше», The Washington Post, 21 августа 2019 // URL: https://www.washingtonpost.com/ world/as-trump-tries-to-end-endless-wars-americas-biggest-mideast-base-is-getting-bigger/2019/08/20/47ac5854-bab4-11e9-8e83-4e6687e99814_story.html.

25 Анита Пауэлл и Джефф Селдин, «Байден одобряет постоянное военное присутствие США в Сомали», Голос Америки, 16 мая 2022 // URL: https://www.voanews.com/a/officials-biden-approves-redeployment-of-some-ground-troops-to-somalia-/6575412.html.

26 «380-е воздушное экспедиционное крыло», Воздушные силы США // URL: https://www.afcent.af.mil/ Units/380th-Air-Expeditionary-Wing/Fact-Sheets/Article/445043/380th-air-expeditionary-wing/.

27 Арва Деймон и Брент Свейлс, «Китай и Соединенные Штаты сталкиваются в Джибути, когда мировые державы борются за влияние в Африке», CNN, 27 мая 2019 // URL: https://www.cnn.com/2019/05/26/africa/ china-belt-road-initiative-djibouti-intl;

Мерси А. Куо, «Китай в Джибути: Сила портов», The Diplomat, 25 марта 2019 // URL: https://thediplomat. com/2019/03/china-in-djibouti-the-power-of-ports/.

28 Мазиар Мотамеди, «Иран говорит, что соглашение с Китаем на 25 лет вступает в стадию реализации», Aljazeera, 15 января 2022 // URL: https://www.aljazeera.com/news/2022/1/15/iran-says-25-year-china-agreement-enters-implementation-stage.

Южным Суданом и Эфиопией, а также с портом Ламу в Кении29;

- инвестиции в порт Дукм в Омане;

- инвестиции в порт Гвадар в Пакистане в рамках проекта КПЭК30;

- инвестиции в порт Халифа в Абу-Даби (ОАЭ)31;

- помощь китайских специалистов Саудовской Аравии в ходе создания баллистических ракет национального производства32;

- переговоры китайских дипломатов о возможности крупномасштабных инвестиций в горнодобывающую промышленность Афганистана. К сожалению, эти переговоры зашли в тупик из-за опасений Китая по поводу связей запрещенного экстремистского движения «Талибан» с сепаратистскими группировками в Синьцзяне (административно-территориальная единица КНР)33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дипломатическое сотрудничество

Китайская модель дипломатического взаимодействия со странами Южной Азии, Ближнего Востока и Африканского Рога существенно отличается от американской. Пекин не вмешивается во «внутренние дела» и внутренние проблемы (например, проблемы прав человека) других стран и ожидает того же в ответ по таким ключевым вопросам, как китайская политическая система, ситуация в Синьцзяне и проблема Тайваня. В то же время эта модель дает Китаю преимущество в отношениях с авторитарными правительствами, но, возможно, не с некоторыми из их граждан, которые являются жертвами нарушений прав человека. С другой стороны, Соединенные Штаты иногда оказывают давление на страны в отношении демократических принципов и прав человека. Но такой подход не устраивает лидеров некоторых стран из рассматриваемых регионов.

29 Абхишек Мишра, «Китайский порт в Индийском океане: история порта Ламу в Кении», Observer Research Foundation // URL: https://www.orfonline.org/expert-speak/a-chinese-built-port-in-the-indian-ocean-the-story-of-kenyas-lamu-port/.

30 Гурмит Канвал, «Гавань Гвадар в Пакистане: Новая военная база в Жемчужном ожерелье Китая в Индо-Тихом океане», (Вашингтон, округ Колумбия: Центр стратегических и международных исследований, апрель 2018 г.) // URL: https://www.csis.org/analysis/pakistans-gwadar-port-new-naval-base-chinas-string-pearls-indo-pacific.

31 Фрэнк Кейн, «Китай выделяет ОАЭ как мега-хаб Шелкового пути с сделкой на 300 млн.», Arab News, 10 декабря 2018 // URL: https://www.arabnews.com/node/1418636/business-economy;%20https://www.wsj.com/ articles/us-china-uae-military-11637274224.

32 Закари Коэн, «США и данные спутников показывают, что Саудовская Аравия теперь производит свои собственные баллистические ракеты при поддержке Китая», CNN, 23 декабря 2021 // URL: https://edition. cnn.com/2021/12/23/politics/saudi-ballistic-missiles-china/index.html.

33 Элтаф Наджафизада, «Китай увлек «Талибан» обещаниями инвестиций, которые не были реализованы», // URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-09-26/china-s-failure-to-invest-in-afghanistan-is-frustrating-the-taliban.

Модели содействия

В то время как китайская модель оказания помощи Ближнему Востоку и Африке основана на выдаче кредитов для реализации крупных и значимых инфраструктурных проектов, американская же основана на грантах и пособиях. Например, в Эфиопии США являются крупнейшим донором гуманитарной помощи, но в городах стран-реципиентов доминирует инфраструктура, финансируемая Китаем. Анализ AidData показывает, что «на каждый доллар помощи странам с низкими и средними доходами Китай предоставил 9 долларов долга. Противоположная картина наблюдается в отношении США: на каждый доллар долга, который они предоставляют странам с низким и средним уровнем дохода, они предоставляют не менее 9 долл. помощи». Это означает, что китайская модель помощи в большей степени проявляется в виде инфраструктуры, чем в виде гуманитарной помощи, и в то же время чревата обратной реакцией со стороны стран с новой задолженностью, как это уже произошло, например, в Шри-Ланке.

Разница в этих двух моделях оказания помощи проявилась и во время пандемии COVID-19, когда Китай продал свои вакцины развивающимся странам на ранних стадиях пандемии. Это привело к первоначальному росту положительного общественного мнения в отношении Китая, несмотря на то, что его вакцины не были пожертвованы. В отличие от этого, Соединенные Штаты предоставили вакцины американского производства по всему миру, но сделали это позже, чем началась пандемия. Конечно, американская гуманитарная помощь может и часто завоевывает сердца и умы людей34, как это было продемонстрировано в Пакистане после землетрясения 2005 году.

Пакистанский пример

Подход Китая к международной силовой конкуренции, пожалуй, лучше всего иллюстрируют его отношения с Пакистаном. Конечно, действия Пекина многообразны и не могут быть экстраполированы слишком широко, но на примере Пакистана стоит остановиться несколько подробнее. Как для Китая, так и для Пакистана партнерские отношения являются наиболее важными для их внешней и оборонной политики. Китайская

34 Тахир Андраби и Джишну Дас, «В помощи мы доверяем: сердца и умы и землетрясение в Пакистане 2005 года», (Вашингтон, округ Колумбия: Группа Всемирного банка, октябрь 2010 г.) // URL: https://elibrary. worldbank.org/doi/abs/10.1596/1813-9450-5440;

Ричард Уайк, «Улучшает ли гуманитарная помощь имидж Америки?», (Вашингтон, округ Колумбия: Центр исследований Pew, март 2012 г.) // URL: https://www.pewresearch.org/global/2012/03/06/does-humanitarian-aid-improve-americas-image/.

помощь была жизненно необходима для создания пакистанского ядерного оружия. Вооруженные Силы двух стран часто проводят совместные учения. Китай является крупнейшим поставщиком военной техники в Пакистан: в период 2017-2021 гг. почти 47% экспортируемого Китаем оружия было закуплено Пакистаном35. Как отмечалось ранее, стратегическое положение Пакистана открывает Китаю доступ к Индийскому океану и Персидскому заливу. Взаимодействие Пакистана с Китаем является сдерживающим фактором против использования индийской военной мощи. Кроме того, и Пакистан, и Китай имеют нерешенные территориальные споры с Индией.

Военное сотрудничество Китая с Пакистаном в значительной степени предшествовало налаживанию экономических связей, а также запуску проекта КПЭК в 2015 году, но экономический аспект в последние годы действительно закрепил близость двусторонних отношений. Китай не случайно выбрал своего «проверенного временем друга» в качестве флагмана инициативы «Один пояс, один путь». И, как и в других странах, экономические отношения в рамках этой инициативы, в свою очередь, способствовали укреплению партнерства в области обороны: в последние годы две страны проводят совместные военно-морские учения, а Китай помогает Пакистану модернизировать его военно-морской флот36. По сообщениям, в рамках КПЭК Китай и Пакистан также подписали соглашение о строительстве истребителей нового поколения37.

Тем не менее, в реализации проекта КПЭК наблюдаются замедления и препятствия по целому ряду причин, включая безопасность, внутреннюю политику и экономические проблемы Пакистана, а также пандемию. Строительство порта Гвадар, по сути, приостановлено: проект окутан тайной, но, безусловно, свою роль сыграло и противодействие местных жителей. Желание Китая сделать Пакистан флагманским элементом ОПОП пока не оправдалось. Но ни одна из стран не отказывается от этой идеи: стратегические отношения для обеих сторон слишком значимы, чтобы это делать.

35 Саид Фазл-э-Хайдер, «Китай увеличивает поддержку модернизации военно-морских сил Пакистана с взглядом на Индийский океан», China Brief 22, № 20 (ноябрь 2022 г.): 18-21 // URL: https://james-town.org/program/china-increases-support-for-pakistans-naval-modernization-with-an-eye-on-the-indian-ocean/.

36 Там же.

37 Мария Аби-Хабиб, «План «Пояса и пути» Китая в Пакистане принимает военный оборот», The New York Times, 19 декабря 2018 // URL: https://www. nytimes.com/2018/12/19/world/asia/paki- stan-china-belt-road-military.html.

Последствия для стратегии США

Американские исследователи считают, что учитывая подход Китая к своему влиянию и стратегии в странах Южной Азии, Ближнего Востока и Африканского Рога, а также преимущества и недостатки нынешней позиции США, в регионах, не попадающих под прямое влияние американо-китайской конкуренции, Соединенные Штаты должны проводить гибкую, тщательно продуманную и, в случае необходимости, активную политику для достижения своих целей. Америка не должна стремиться к всеохватывающему или универсальному подходу, а также к созданию согласованного блока стран, поддерживающих усилия США. Вместо этого следует использовать свое влияние в сочетании с влиянием союзников для решения вопросов, в которых интересы и ценности США находятся под наибольшей угрозой.

Отмечается, что Соединенные Штаты должны признать, что китайский подход столкнулся с определенными трудностями, особенно в связи с ОПОП. Применяя универсальный и целенаправленный подход, Соединенные Штаты должны проявить терпение и предоставить возможность китайской модели самостоятельно и беспрепятственно потерпеть неудачу. Недавно США и другие страны «Большой семерки» объявили о создании Партнерства для глобальной инфраструктуры и инвестиций (РвИ) - проекта, цель которого привлечь 600 млрд. долл. для инвестиций в инфраструктуру по всему миру в течение следующих пяти лет. Однако только в долларовом эквиваленте этот проект уступает ОПОП, к тому же есть реальные вопросы и скептицизм в отношении того, будет ли он реализован.

В то время как инициатива ОПОП позволила Китаю добиться политического и стратегического влияния на Ближнем и Среднем Востоке за счет экономического вмешательства, Соединенным Штатам следует придерживаться более прагматичного подхода, а не конкурировать с ОПОП посредством таких крупных проектов, как РвП. Предполагается, что американские стратеги должны ставить перед собой более целенаправленные задачи по активному продвижению коммерческой дипломатии, экономических предприятий, торговли и инвестиций в тех странах, которые представляют значительный стратегический интерес для США. Таким образом, Соединенные Штаты не будут подстраиваться под выбранные Китаем точки конкуренции, а сами установят свои правила.

Пакистан (сосед Китая, Индии, Ирана и Афганистана) является одним из примеров стран, требующих пристального внимания. В последние годы американцы уделяли недостаточно внимания дипломатии в отношении Пакистана, и разница с китайским подходом разительна. Например, когда Дж. Байден занимал свой пост половину срока, он еще ни разу на официальном уровне не контактировал с премьер-министром Пакистана, в то время как только в 2022 году два премьер-министра Пакистана подряд совершили поездки в Китай для встречи с Си Цзиньпином. Партнеры Америки на Ближнем Востоке, а также растущие экономики Африки также рассматривают возможность установления более тесных отношений с Китаем.

Новые сохраняющие нейтралитет страны в Южной Азии, на Ближнем Востоке и в некоторых частях Африки неоднократно заявляли, что не хотят выбирать между США и Китаем (часто повторяется фраза о том, что они не хотят быть втянутыми в борьбу за гегемонию). Более того, предполагаемая конкуренция за членство в американском или китайском «блоке» дает им чрезмерно высокий уровень влияния на американскую внешнюю политику. Вместо этого Соединенным Штатам следует играть на их сильных сторонах. Эти страны в целом приветствуют американские инвестиции и торговлю.

Руководство Пакистана говорит примерно то же самое, а Соединенные Штаты, несмотря на тесные экономические отношения его с Китаем, остаются главным экспортным направлением Пакистана. Должники по программам ОПОП, как правило, обижаются на заявления США о проблемах, связанных с китайскими сделками и долгами (особенно на любые упоминания, касающиеся «дипломатии долговой ловушки»), и вместо этого хотят, чтобы США и Запад предложили реальные альтернативы38. Американские исследователи делают вывод, что политическому руководству страны следует усилить внимание к коммерческой дипломатии в странах Ближнего и Среднего Востока. Назначение администрацией Дж. Байдена первого специального представителя Госдепартамента по коммерческим и деловым вопросам является правильным первым шагом в этом направлении.

Что касается дипломатии, то Соединенные Штаты не должны отказываться от подхода, основанного на стремления к выгоде, но, разумеется, они должны осознавать, что подход Китая, основанный на принципах

38 Нахаль Туши, «Разочарованные и бессильные: в борьбе с Китаем за глобальное влияние дипломатия - самое большое слабое место Америки», Politico, 23 октября 2022 г.

невмешательства, зачастую больше подходит авторитарным лидерам некоторых стран Ближнего Востока. В таких местах, особенно там, где США проявляют наибольшую заинтересованность, напряженность отношений порой будет неизбежной: Соединенные Штаты должны сосредоточить дипломатию на конструктивных сферах интересов, продолжая при этом делать зачастую трудный, но важный для них акцент на правах человека и демократии.

Список литературы:

1. «380-е воздушное экспедиционное крыло», Воздушные силы США // URL: https://www.afcent.af.mil/Units/380th-Air-Expeditionary-Wing/Fact-Sheets/Article/445043/380th-air-expeditionary-wing/.

2. «Группа обеспечения - Кувейт», Армия США // URL: https://www.usarcent.army.mil/About/Units/ASGKuwait/.

3. «Добро пожаловать в Кэмп Лемонье, Джибути», Бюллетень командующего в зоне ответственности Европы и Африки, https://cnreurafcent.cnic.navy.mil/Installations/Camp-Lemonnier-Djibouti/.

4. «Пять ракет приземлились недалеко от военно-воздушной базы Айн-Аль-Асад в Ираке - сообщил коалиционный представитель», Reuters, 5 января 2022 г. // URL: https://www.reuters.com/world/middle-east/five-rockets-land-near-iraqs-ain-al-asad-air-base-coalition-official-2022-01-05/.

5. «Китай усиливает свою власть в Азии — и не только», The Economist, 10 октября 2022 г. // URL: https://www.economist.com/ special-report/2022/10/10/china-is-exerting-greater-power-across-asia-and-beyond

6. «Китай хочет увеличить свою военную присутствие за рубежом», The Economist, 5 мая 2022 г. // URL: https://www.economist. com/china/2022/05/05/china-wants-to-increase-its-military-presence-abroad.

7. «Китайские займы и инвестиции в инфраструктуру были огромными», The Economist, 20 мая 2022 г. // URL: https://www. economist.com/special-report/2022/05/20/chinese-loans-and-investment-in-infrastructure-have-been-huge.

8. «Морская база поддержки в Бахрейне», Военный журнал США // URL: https://installations.militaryonesource.mil/military-installation/naval-support-activity-bahrain.

9. «Туз в базах», The Economist, 20 мая 2022 г. // URL: https://www.economist.com/special-report/2022/05/20/ace-of-bases.

10. Абхишек Мишра, «Китайский порт в Индийском океане: история порта Ламу в Кении», Observer Research Foundation // URL: https://www.orfonline.org/expert-speak/a-chinese-built-port-in-the-indian-ocean-the-story-of-kenyas-lamu-port/.

11. Адам Тейлор, «Пока Трамп пытается завершить бесконечные войны, самая крупная военная база Америки становится еще больше», The Washington Post, 21 августа 2019 г. // URL: https://www.washingtonpost.com/world/as-trump-tries-to-end-endless-wars-americas-biggest-mideast-base-is-getting-bigger/2019/08/20/47ac5854-bab4-11e9-8e83-4e6687e99814_story.html.

12. Амар Бхаттачарья, Дэвид Доллар, Раш Доши, Райан Хасс, Хоми Харас, Мирея Солис, Джонатан Стромсет, «Пояс и путь Китая: Новая геополитика глобального развития инфраструктуры», (Вашингтон, округ Колумбия: Институт Бруклингс, апрель 2019 г.) // URL: https://www.brookings.edu/research/chinas-belt-and-road-the-new-geopolitics-of-global-infrastructure-development/.

13. Анита Пауэлл и Джефф Селдин, «Байден одобряет постоянное военное присутствие США в Сомали», Голос Америки, 16 мая 2022 г. // URL: https://www.voanews.com/a/officials-biden-approves-redeployment-of-some-ground-troops-to-somalia-/6575412. html.

14. Арва Деймон и Брент Свейлс, «Китай и Соединенные Штаты сталкиваются в Джибути, когда мировые державы борются за влияние в Африке», CNN, 27 мая 2019 г. // URL: https://www.cnn.com/2019/05/26/africa/china-belt-road-ini-tiative-djibouti-intl

15. Вивиан Нерейм, «Китай и Саудовская Аравия подписывают стратегическое партнерство во время визита Си», The New York Times, 8 декабря 2022 г. // URL: https://www.nytimes.com/2022/12/08/world/middleeast/china-saudi-arabia-agreement.html.

16. Гурмит Канвал, «Гавань Гвадар в Пакистане: Новая военная база в Жемчужном ожерелье Китая в Индо-Тихом океане», (Вашингтон, округ Колумбия: Центр стратегических и международных исследований, апрель 2018 г.) // URL: https://www.csis. org/analysis/pakistans-gwadar-port-new-naval-base-chinas-string-pearls-indo-pacific.

17. Деклан Уолш, «Байден приглашает лидеров Африки в Вашингтон, надеясь произвести впечатление», The New York Times, 12 декабря 2022 г. // URL: https://www.nytimes.com/2022/12/12/world/africa/us-africa-summit.html

18. Закари Коэн, «США и данные спутников показывают, что Саудовская Аравия теперь производит свои собственные баллистические ракеты при поддержке Китая», CNN, 23 декабря 2021 г. // URL: https://edition.cnn.com/2021/12/23/politics/saudi-ballistic-missiles-china/index.html.

19. Кристиан Хеллер, «США обеспечивают доступ к переполненным портам Омана», Arab Gulf States Institute, 6 мая 2019 г. // URL: https://agsiw.org/u-s-secures-access-to-omans-crowded-ports/.

20. Линлинг Вэй, «Китай сдерживает свою программу «Пояс и путь», The Wall Street Journal, 26 сентября 2022 г. // URL: https:// www.wsj.com/articles/china-belt-road-debt-11663961638.

21. Мазиар Мотамеди, «Иран говорит, что соглашение с Китаем на 25 лет вступает в стадию реализации», Aljazeera, 15 января 2022 г. // URL: https://www.aljazeera.com/news/2022/1/15/iran-says-25-year-china-agreement-enters-implementation-stage.

22. Мария Аби-Хабиб, «План «Пояса и пути» Китая в Пакистане принимает военный оборот», The New York Times, 19 декабря 2018 г. // URL: https://www. nytimes.com/2018/12/19/world/asia/paki- stan-china-belt-road-military.html.

23. Мерси А. Куо, «Китай в Джибути: Сила портов», The Diplomat, 25 марта 2019 г. // URL: https://thediplomat.com/2019/03/ china-in-djibouti-the-power-of-ports/.

24. Нахал Туси, «Разочарованные и бессильные»: В борьбе с Китаем за глобальное влияние, дипломатия - самая большая слабость Америки», Politico, 23 октября 2022 г. // URL: https://www.politico.com/news/2022/10/23/china-diplomacy-panama-00062828.

25. Нахаль Туши, «Разочарованные и бессильные: в борьбе с Китаем за глобальное влияние дипломатия - самое большое слабое место Америки», Politico, 23 октября 2022 г.

26. Национальная стратегия безопасности, Белый дом, Вашингтон, октябрь 12, 2022 г. // URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf.

27. Ричард Уайк, «Улучшает ли гуманитарная помощь имидж Америки?», (Вашингтон, округ Колумбия: Центр исследований Pew, март 2012 г.) // URL: https://www.pewresearch.org/global/2012/03/06/does-humanitarian-aid-improve-americas-image/.

28. Роберто С. Фоа, Марго Моллат, Хан Иша, Ксавье Ромеро-Видаль, Дэвид Эванс и Эндрю Дж. Классен, «Разделенный мир: Россия, Китай и Запад», (Кембридж: Центр будущего демократии, октябрь 2022 г.) // URL: https://www.bennettinstitute.cam. ac.uk/publications/a-world-divided/.

29. Саид Фазл-э-Хайдер, «Китай увеличивает поддержку модернизации военно-морских сил Пакистана с взглядом на Индийский океан», China Brief 22, № 20 (ноябрь 2022 г.): 18-21 // URL: https://jamestown.org/program/china-increases-support-for-pakistans-naval-modernization-with-an-eye-on-the-indian-ocean/.

30. Тахир Андраби и Джишну Дас, «В помощи мы доверяем: сердца и умы и землетрясение в Пакистане 2005 года», (Вашингтон, округ Колумбия: Группа Всемирного банка, октябрь 2010 г.) // URL: https://elibrary.worldbank.org/doi/abs/10.1596/1813-9450-5440

31. Фрэнк Кейн, «Китай выделяет ОАЭ как мега-хаб Шелкового пути с сделкой на 300 млн.», Arab News, 10 декабря 2018 г. // URL: https://www.arabnews.com/node/1418636/business-economy;%20https://www.wsj.com/articles/us-china-uae-mili-tary-11637274224.

32. Элтаф Наджафизада, «Китай увлек «Талибан» обещаниями инвестиций, которые не были реализованы» // URL: https:// www.bloomberg.com/news/articles/2022-09-26/china-s-failure-to-invest-in-afghanistan-is-frustrating-the-taliban.

Bibliography

1. "380th Air Expeditionary Wing," US Air Force // URL: https://www.afcent.af.mil/Units/380th-Air-Expeditionary-Wing/Fact-Sheets/Article/445043/380th- air-expeditionary-wing/.

2. "Support Group - Kuwait", US Army // URL: https://www.usarcent.army.mil/About/Units/ASGKuwait/.

3. "Welcome to Camp Lemonnier, Djibouti," Commander's AOREA Bulletin, https://cnreurafcent.cnic.navy.mil/Installations/Camp-Lemonnier-Djibouti/.

4. "Five missiles landed near Ain al-Assad air base in Iraq, coalition official said," Reuters, January 5, 2022 // URL: https://www.reuters. com/world/middle-east/five-rockets-land-near-iraqs-ain-al-asad-air-base-coalition-official-2022-01-05/.

5. "China is strengthening its power in Asia—and beyond," The Economist, October 10, 2022 // URL: https://www.economist.com/ special-report/2022/10/10/china-is -exerting-greater-power-across-asia-and-beyond

6. "China wants to increase its military presence abroad," The Economist, May 5, 2022 // URL: https://www.economist.com/chi-na/2022/05/05/china-wants-to-increase-its-military-presence-abroad.

7. "Chinese loans and infrastructure investment have been huge," The Economist, May 20, 2022 // URL: https://www.economist.com/ special-report/2022/05/20/chinese-loans-and-investment-in-infrastructure-have-been-huge.

8. "Naval Support Activity Bahrain," US Military Journal // URL: https://installations.militaryonesource.mil/military-installation/ naval-support-activity-bahrain.

9. "Ace of Bases," The Economist, May 20, 2022 // URL: https://www.economist.com/special-report/2022/05/20/ace-of-bases.

10. Abhishek Mishra, "Chinese Indian Ocean Port: The Story of Lamu Port in Kenya," Observer Research Foundation // URL: https:// www.orfonline.org/expert-speak/a-chinese-built-port-in- the-indian-ocean-the-story-of-kenyas-lamu-port/.

11. Adam Taylor, "As Trump tries to end endless wars, America's largest military base gets even bigger," The Washington Post, August 21, 2019 // URL: https://www.washingtonpost.com/world/as- trump-tries-to-end-endless-wars-americas-biggest-mideast-base-is-getting-bigger/2019/08/20/47ac5854-bab4-11e9-8e83-4e6687e99814_story.html.

12. Amar Bhattacharya, David Dollar, Rush Doshi, Ryan Hass, Homi Kharas, Mireya Solis, Jonathan Stromseth, China's Belt and Road: The New Geopolitics of Global Infrastructure Development, (Washington, DC: Brooklings Institution, April 2019) // URL: https:// www.brookings.edu/research/chinas-belt-and-road-the-new-geopolitics-of-global-infrastructure-development/.

13. Anita Powell and Jeff Seldin, "Biden Approves Permanent US Military Presence in Somalia," Voice of America, May 16, 2022 // URL: https://www.voanews.com/a/officials-biden-approves-redeployment-of-some-ground-troops-to-somalia-/6575412.html.

14. Arwa Damon and Brent Swales, "China and United States clash in Djibouti as world powers vie for influence in Africa," CNN, May 27, 2019 // URL: https://www.cnn.com/2019/ 05/26/africa/china-belt-road-initiative-djibouti-intl

15. Vivian Nereim, "China, Saudi Arabia Sign Strategic Partnership During Xi's Visit," The New York Times, December 8, 2022 // URL: https://www.nytimes.com/2022/12/08/world/middleeast/china-saudi-arabia-agreement.html.

16. Gurmeet Kanwal, "Pakistan's Gwadar Harbor: New Military Base in China's Indo-Pacific Pearl Necklace," (Washington, DC: Center for Strategic and International Studies, April 2018) // URL: https:// www.csis.org/analysis/pakistans-gwadar-port-new-naval-base-chinas-string-pearls-indo-pacific.

17. Declan Walsh, "Biden Invites African Leaders to Washington, Hoping to Impress," The New York Times, December 12, 2022 // URL: https://www.nytimes.com/2022/12/12/world/ africa/us-africa-summit.html

18. Zachary Cohen, "US, Satellite Data Show Saudi Arabia Now Produces Its Own Ballistic Missiles with Chinese Backing," CNN, December 23, 2021 // URL: https://edition.cnn.com/2021/12/23/politics/saudi-ballistic-missiles-china/index.html.

19. Christian Heller, "US secures access to Oman's crowded ports," Arab Gulf States Institute, May 6, 2019 // URL: https://agsiw.org/u-

s-secures-access-to-omans-crowded-ports/.

20. Lingling Wei, "China Contains Its Belt and Road Program," The Wall Street Journal, September 26, 2022 // URL: https://www.wsj. com/articles/china-belt-road-debt-11663961638.

21. Maziar Motamedi, "Iran Says 25-Year Deal With China Enters Implementation Stage," Aljazeera, January 15, 2022 // URL: https:// www.aljazeera.com/news/2022/1/15/iran-says-25-year-china-agreement-enters-implementation-stage.

22. Maria Abi-Habib, "China's Belt and Road Plan Takes Military Turn in Pakistan," The New York Times, December 19, 2018, // URL: https://www. nytimes.com/2018/12/19/world/asia/paki-stan-china-belt-road-military.html.

23. Mercy A. Kuo, "China in Djibouti: The Power of Ports," The Diplomat, March 25, 2019 // URL: https://thediplomat.com/2019/03/ china-in-djibouti-the-power-of-ports/.

24. Nahal Thusi, "Frustrated and Powerless": In the Struggle with China for Global Influence, Diplomacy Is America's Biggest Weakness," Politico, October 23, 2022 // URL: https://www.politico.com/news/2022/10/23/china-diplomacy-panama-00062828.

25. Nahal Tushy, "Frustrated and Powerless: In the Struggle with China for Global Influence, Diplomacy Is America's Biggest Weakness," Politico, October 23, 2022.

26. National Security Strategy, White House, Washington, October 12, 2022 // URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/up-loads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf.

27. Richard Wike, "Does Humanitarian Aid Improve America's Image?" (Washington, DC: Pew Research Center, March 2012) // URL: https://www.pewresearch.org/global/2012/03/06/does-humanitarian-aid-improve-americas-image/.

28. Roberto S. Foa, Margo Mollat, Khan Isha, Xavier Romero-Vidal, David Evans and Andrew J. Klassen, A World Divided: Russia, China and the West, (Cambridge: Center for the Future of Democracy, October 2022) // URL: https://www.bennettinstitute.cam.ac.uk/ publications/a-world-divided/.

29. Saeed Fazl-e-Haider, "China Increases Support for Pakistan Navy Modernization with Eye on Indian Ocean," China Brief 22, No. 20 (November 2022): 18-21 // URL: https:// jamestown.org/program/china-increases-support-for-pakistans-naval-moderniza-tion-with-an-eye-on-the-indian-ocean/.

30. Tahir Andrabi and Jishnu Das, "In Help We Trust: Hearts and Minds and the 2005 Pakistan Earthquake," (Washington, DC: World Bank Group, October 2010) // URL: https://elibrary. worldbank.org/doi/abs/10.1596/1813-9450-5440

31. Frank Kane, "China Highlights UAE as Silk Road Mega Hub with $300M Deal," Arab News, December 10, 2018 // URL: http s://www. arab ne ws. com/node/1418636/busine ss-economy;%20https://www. wsj. com/article s/us-china-uae-mili-tary-11637274224.

32. Eltaf Najafizada, "China lured the Taliban with promises of investments that were not realized" // URL: https://www.bloomberg. com/news/articles/2022-09-26/china-s-failure-to -invest-in-afghanistan-is-frustrating-the-taliban.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.