Игорь Ковалев
Протестантские миссионеры и британская колонизация Западной Африки в конце XVIII - начале XIX в.
DOI: https://doi.org/lO.22394/2073-7203-2022-40-3-59-83 Igor Kovalev
Protestant Missionaries and the British Colonization of West Africa in the Late 18th — Early 19th Centuries
Igor Kovalev — HSE University (Moscow, Russia). [email protected]
The article analyzes the reasons for the radical transformation of British policy towards West Africa, which led to the rejection of the long-standing bet on obtaining super-profits from the slave trade and the gradual formation of traditional colonial possessions in the region. The author shows the role of Protestant preachers in the formation and dissemination of concepts about the civilizing mission and the need for Christianization. The article compares the policy of Great Britain with that of other European powers, primarily France. It shows the role of British missionaries in the study of West African territories and the promotion of the European exploration of the new lands and the development of the school education system. The authors show how these efforts were connected with the goals of extracting economic benefits from the colonies. The article draws upon a variety of primary sources, as well as upon academic publications about the role of Protestant missionaries in the colonization process.
Keywords: West Africa, Protestant missionaries, colonialism, abolitionism, Church Missionary Society, Sierra Leone.
ИСТОРИЯ европейских колониальных захватов вообще, и британских в частности, всегда была неразрывно связана с религиозным фактором. Достаточно вспомнить, какую роль сыграли отцы-пилигримы в формировании и развитии английских владений на северо-востоке нынешних США. Вместе с тем современная историография по-разному оценивает роль
Ковалев И. Протестантские миссионеры и британская колонизация Западной Африки в конце XVIII — начале XIX в. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022. № 40(3). С. 59-83. 59
Kovalev, Igor. (2022) "Protestant Missionaries and the British Colonization of West Africa in the Late i8th — Early I9th Centuries", Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom 40(3): 59-83.
протестантских миссионеров в строительстве африканской части британской империи. Часть исследователей считает, что они искренне стремились искупить вину за долгие годы ужасной работорговли, принести на черный континент вместе с христианской религией достижения и блага европейской цивилизации, дать освобожденным африканцам те навыки и умения, которые позволили бы им успешно адаптироваться к новым условиям жизни. При этом они были готовы жертвовать своим здоровьем и даже жизнью ради благой и святой цели. Британский историк Эндрю Портер даже полагает, что протестантские миссионеры считали себя антиимпериалистами, а их отношения с колониальными администрациями в лучшем случае были очень двусмысленными1. Аналогичной точки зрения придерживается и Клейтон Мак-кензи. В своей работе, посвященной проблеме демифилогизации деятельности миссионеров в области образования, он утверждает, что они «были скорее пешками колониальных режимов, чем агентами империалистических завоеваний»2.
Другая крайняя точка зрения заключается в восприятии миссионеров как активных и беспринципных пособников колониальных захватов. Такой подход был не только безальтернативным в советской историографии, но и постепенно получил широкое распространение среди западных исследователей. Так, например, известный историк-африканист Уолтер Энтони Родни считал, что
христианские миссионеры были существенной частью колониализма, как и исследователи, торговцы и солдаты. Можно дискутировать о том, привели ли миссионеры на ту или иную территорию другие колониальные силы или наоборот, но нет никаких сомнений в том, что миссионеры были агентами колониализма в практическом смысле, вне зависимости от того, считали ли они себя таковыми3.
Однако наиболее яркую картину взаимосвязи колониальной экспансии с продвижением коммерческих интересов и роли в этих процессах протестантских миссионеров дал знаменитый драма-
1. Porter, A. (2004) Religious versus Empire: British Protestant Missionaries and Overseas Expansion, 1700—1914, pp. 12-13. Manchester: Manchester University Press.
2. Mackenzie, C. G. (1993) "Demythologising the Missionaries: A Reassessment of the Functions and Relationships of Christian Missionary Education under Colonialism", Comparative Education 29 (1): 45-66.
3. Rodney, W. (1982) How Europe Underdeveloped Africa, p. 252. Washington, D. C.: Howard University Press.
тург Бернард Шоу. В пьесе «Избранник судьбы» он вложил в уста Наполеона Бонапарта следующую оценку англичан:
Каждый англичанин от рожденья наделен некоей чудодейственной способностью, благодаря которой он и стал владыкой мира. Когда ему что-нибудь нужно, он нипочем не признается себе в этом. Он будет терпеливо ждать, пока в голове у него неведомо как не сложится твердое убеждение, что его нравственный, его христианский долг — покорить тех, кто владеет предметом его вожделений. Тогда сопротивляться ему уже невозможно. Подобно аристократу, он делает все, что ему вздумается, и хватает то, что ему приглянулось; подобно лавочнику, он вкладывает в достижение своей цели упорство и трудолюбие, рожденные крепкими религиозными убеждениями и высокоразвитым чувством моральной ответственности. Он всегда найдет подходящую нравственную позицию. Как рьяный поборник свободы и национальной независимости он захватывает и подчиняет себе полмира и называет это Колонизацией. Когда у него возникает нужда в новом рынке для его подмоченных манчестерских товаров, он посылает миссионера проповедовать туземцам евангелие Мира. Туземцы миссионера убивают. Тогда он поднимает меч в защиту христианства. Сражается за него. Побеждает. И забирает себе нужный рынок как награду свыше4.
Вместе с тем очевидно, что на различных этапах строительства Британской империи трансформировались как стратегия колониальной экспансии, так и роль протестантских церквей в этом процессе. В данной связи эволюция политики англичан в отношении Западной Африки, цели и особенности деятельности протестантских миссий, действовавших в этом регионе в начале XIX в., бесспорно, представляют собой вопрос, заслуживающий самого пристального изучения. К сожалению, до сих пор это малоисследованная тема в отечественной африканистике.
Африканская работорговля и зарождение протестантского миссионерского движения
Уже в середине XVI в. первые английские купеческие корабли добрались до форта Элмина в Гвинейском заливе и вступили в конкуренцию сначала с португальцами, а затем с голландцами и ис-
4. Шоу Б. Полное собрание пьес в шести томах. Ленинград: Искусство, 1978. Т. 1.
С. 510-511.
панцами в сфере работорговли, которая велась вплоть до начала XIX в. Вскоре Англия сумела добиться доминирования в этом регионе. Она захватила чужие или основала собственные торговые фактории на Атлантическом побережье Западной Африки. До законодательного запрета работорговли в 1807 г. ее купцы перевезли в британские колонии, а также во владения других стран в Карибском бассейне, Северной и Южной Америке по разным данным от 2,8 до 3,4 млн африканцев5. Однако говорить о колониальном освоении самой Западной Африки британцами в период работорговли было бы неверным. Территории, на которых располагались форты и торговые фактории, просто арендовались у местных вождей и правителей за определенную плату или регулярные подарки. Они предназначались для обеспечения безопасности, совершения торговых сделок, а также для ремонта судов, пополнения запасов воды и продовольствия6. Необходимости ограничивать каким-то образом суверенитет или устанавливать контроль над владениями африканцев просто не было. Местные вожди были самым активным образом вовлечены в работорговлю, бесперебойно и с большой выгодой для себя поставляли живой товар английским купцам.
Что касается миссионерского движения в период работорговли, то на территории Западной Африки оно столкнулось с большим количеством проблем. Прежде всего, католические португальские и французские миссионеры, раньше других появившиеся на побережье Гвинейского залива, столкнулись с губительным влиянием на европейцев непривычного для них экваториального климата, вспышками эпидемий и высоким уровнем смертности. Во-вторых, им пришлось противостоять набиравшей обороты исламизации проживавших здесь африканских народов. Наконец, незнание европейскими миссионерами местных языков, а также морально-этический диссонанс работорговли с христианским вероучением, бесспорно, служили серьезными препятствиями для их сколько-нибудь успешной деятельности. Протестантские же
5. "Britain and the Slave Trade", The National Archives [https://www.nationalarchives. gov.uk/slavery/pdf/britain-and-the-trade.pdf, accessed on 14.06.2021]; Marshall, P. J. (ed.) (1998) The Oxford History of the British Empire. Vol. 2: The Eighteenth Century, p. 454. Oxford: Oxford University Press; Prior, K. (2014) Fierce Convictions: The Extraordinary Life of Hannah More: Poet, Reformer, Abolitionist, p. 28. Nashville, TN: Nelson Books; Gates, H. R., Yacovone, D. (2013) The African Americans: Many Rivers to Cross, p. 30. Carlsbad: Hay House.
6. Dorjahn, V. R., Fyfe, Ch. (1962) "Landlord and Stranger: Change in Tenancy Relations in Sierra Leone", The Journal of African History 3(3): 391-397.
миссионеры и вовсе вплоть до середины XVIII в. не вели никакой работы в Африке южнее Сахары.
Церковь Англии длительное время последовательно выступала на стороне работорговцев. Она не только идеологически обосновывала допустимость и законность работорговли и рабства, призывала африканцев, обращенных в христианство, к покорности и смирению, но и сама выступала в качестве рабовладельца. В частности, англиканское миссионерское Общество распространения Евангелия в зарубежных странах, учрежденное на основании королевской хартии в 1701 г. и действовавшее на территории Северной Америки и Вест-Индии, использовало труд невольников на своих карибских плантациях7. Высший иерарх Церкви Англии, архиепископ Кентерберийский Томас Секкер в одном из писем отмечал:
Я долго удивлялся и сокрушался, что количество негров на наших плантациях уменьшается, а новые их поставки становятся необходимыми постоянно. Несомненно, это проистекает из какого-то недостатка, как человечности, так и просто хорошего управления. Но мы должны принимать вещи такими, какими они есть в настоящее время8.
Вместе с тем первая англиканская миссия в Западной Африке была основана именно членом этого общества, Томасом Томпсоном, который сумел убедить членов правления в необходимости миссионерской работы в этом регионе. В 1752 г. он прибыл в один из крупнейших центров работорговли на берегу Гвинейского залива — Кейп-Коаст, однако, не достигнув каких-либо заметных успехов в своей деятельности и не сумев адаптироваться к местному климату, спустя четыре года покинул основанный им миссионерский пункт. Главным достижением Т. Томпсона можно считать отправку на обучение в Англию трех мальчиков из семей местной африканской элиты. Один из них — Филип Куоку — после изучения теологии в Оксфордском университете стал первым африканцем, рукоположенным в сан англиканского священника, и в 1766 г. вернулся на историческую родину для ведения миссионерской деятельности9.
7. O'Connor, D. (ed.) (2000) Three Centuries of Mission: The United Society for the Propagation of the Gospel, 1701—2000, pp. 34—37. London: Continuum.
8. Цит. по: Hochschild, A. (2005) Bury the Chains: Prophets and Rebels in the Fight to Free an Empire's Slaves, p. 68. New York: Houghton Mifflin Harcourt.
9. Fox, W. (1851) A Brief History of the Wesleyan Missions on the West Coast of Africa: Including Biographical Sketches of All the Missionaries Who Have Died in That. European Settlements and of the Slave-Trade, pp. 156—157. London: Aylott and Jones.
На самом деле Ф. Куоку фактически был нанят в качестве капеллана Королевской африканской компанией, занимавшейся работорговлей в Западной Африке и рассчитывавшей, что родственные связи священника с местной элитой станут хорошим подспорьем в коммерции. Кроме того, Куоку открыл в собственном доме школу, в которой первоначально обучались местные дети-мулаты, а затем и дети африканцев. Однако миссионерской деятельности среди аборигенов он практически не вел. Во-первых, за годы обучения в Англии первый чернокожий священник забыл местный язык фанти и испытывал сложности в общении с бывшими соплеменниками. Во-вторых, коренные жители не доверяли человеку, не просто находившемуся на службе у работорговцев, но и использовавшему труд невольников. В списке рабов Королевской африканской компании в Кейп-Коасте за 1771 г. был, например, зафиксирован в качестве «слуги капеллана» двадцатишестилетний мужчина по имени Ад-жумакон10. Несмотря на то, что Куоку обратил в англиканскую веру несколько десятков европейцев и мулатов, в ежегодных отчетах Общества распространения Евангелия в зарубежных странах данная миссия характеризовалась как достигшая незначительного прогресса, а после 1780 г. перестала упоминаться вовсе11.
Весьма скромные результаты деятельности Куоку в Кейп-Коа-сте, тем не менее, имели важные последствия. В частности, стала очевидной настоятельная необходимость изучения африканских языков, без знания которых донести Слово Божие до аборигенов было практически невозможно. В 1797 г. Эдинбургское миссионерское общество отправило в Западную Африку двух своих представителей с целью изучения языка сусу, на котором говорили африканцы на обширной территории от Гамбии до Сьерра-Леоне12. Несмотря на то, что миссионеры очень быстро заболели лихорадкой, а один из них и вовсе был убит аборигенами фуль-бе, выживший преподобный Генри Брантон после возвращения в Шотландию составил грамматику и словарь языка сусу, опубликовал разговорник для миссионеров, а также перевел на язык сусу три катехизиса и несколько религиозных книг13. Появление этих
10. Glasson, T. (2009) "Missionaries, Methodists, and a Ghost: Philip Quaque in London
and Cape Coast, 1756-1816", Journal of British Studies 48(1): 29-50.
11. Ibid., pp. 44-45.
12. Brown, W. (1816) The History of the Propagation of Christianity among the Heathen,
since the Reformation. Vol. 2, p. 422—424. New York: E. Low.
13. Ibid., p. 437.
работ позволило начать обучение в Африканской академии, организованной в 1799 г. в Клэпхеме аболиционистским Обществом по образованию африканцев, более двух десятков детей аборигенов из Сьерра-Леоне14.
Примечательно также, что начало работы протестантских миссий в Западной Африке хронологически совпало с первой попыткой создания полноценной английской колонии в этом регионе, которая должна была поставить точку в длительной и ожесточенной британо-французской конкуренции за контроль над работорговлей в районе современных Сенегала и Гамбии. После победы Британии в Семилетней войне, несмотря на явную нехватку денежных средств и острые дискуссии в Парламенте, правительство Дж. Грен-вилла настояло на превращении Гамбии и отторгнутых в ходе войны французских владений в Сенегале в единую коронную колонию. Таким образом, в мае 1765 г. в Западной Африке появилась провинция Сенегамбия с административным центром в Сент-Луисе, находившемся в устье реки Сенегал. Законодательная власть в колонии находилась в руках губернатора и Совета, назначаемых короной. Британское правительство выделяло средства на содержание администрации, а также назначало судей, шерифов и констеблей15.
Важно отметить, что, помимо фактора соперничества с Францией, весомым аргументом в пользу именно такого решения стало заметное сокращение торговли в этом районе в 1760-х гг. По данным британского правительства, вывоз отсюда рабов в годовом исчислении упал с 2 тыс. до 800 человек. Экспорт золота, составлявший в лучшие годы 4 тыс. унций, а также слоновой кости, достигавший 10 тонн, практически прекратился16. В этих условиях министры пришли к выводу, что только государственный контроль над стратегически важным районом позволит обуздать алчность частных торговцев и оградить британские коммерческие и политические интересы от дальнейшего ущерба.
Однако создать жизнеспособную коронную колонию на территории, ориентированной с хозяйственной точки зрения исключительно на торговлю рабами (только теперь она контролировалась не частными торговцами, а правительственными чиновниками
14. Seddall, H. (1874) The Missionary History of Sierra Leone, p. 55. London: Hatchards.
15. Newton, J. D. (2013) "Naval Power and the Province of Senegambia, 1758-1779", Journal for Maritime Research 15(2): 129-147.
16. Dziennik, M. P. (2015) "'Till these Experiments be Made': Senegambia and British Imperial Policy in the Eighteenth Century", The English Historical Review 130(546): 1132-1161.
в колониальной администрации), не удалось. Ситуацию усугубляли постоянные эпидемии, уносившие жизни британских моряков и солдат, столкновения с местными племенами, а также скудное финансирование нужд провинции. К тому же Франции вскоре удалось взять своеобразный реванш. Поддержав американских колонистов в Войне за независимость, она смогла в итоге добиться заключения с Великобританией Версальского договора 1783 г., в девятой статье которого говорилось о передаче ей реки Сенегал и прилегающих к ней владений с фортами Сент-Луис, Подор, Галам, Арген и Пор-тендик, а также острова Гори17. Форт Джеймс и Гамбия, согласно другой статье договора, остались за англичанами18. Однако теперь эта территория уже не имела статуса коронной колонии, а возвращалась под управление Королевской африканской компании. Примечательно, что спустя почти 200 лет на политической карте Африки появится Конфедерация Сенегамбия, просуществовавшая с 1982 по 1989 г. и представлявшая собой, пусть и не увенчавшуюся успехом, попытку разрешить политические и экономические проблемы двух бывших колоний в новых исторических условиях.
В контексте данного исследования неудача первых попыток создания британской колонии в Западной Африке и деятельности в этом регионе протестантских миссий, помимо обширного комплекса собственных внутренних и внешних причин, на наш взгляд, связана и с тем, что они не дополняли друг друга. В коронной провинции Сенегамбия не работали миссионеры, которые могли бы сыграть важную роль в распространении христианства, развитии образования, обучении местного населения английскому языку и навыкам ведения хозяйственной деятельности. Все это были необходимые факторы, без которых формирование устойчивой классической колонии, управляемой администрацией, назначаемой правительством в Лондоне, вряд ли было возможным. Протестантская миссия в Кейп-Коасте, в свою очередь, была почти всецело ориентирована на обслуживание интересов купцов-работорговцев и небольшого количества креолов, которых вполне устраивала сложившаяся система коммерческих отношений с местными правителями, вследствие чего они не видели никакого смысла в захвате и освоении внутренних территорий. Еще в меньшей степени их интересовало вероисповедание невольников.
17. "Treaty of Versailles (France). September 3, 1783" [http://www.emersonkent.com/his-toric_documents/treaty_of_versailles_l783_france.htm, accessed on 14.06.2021].
18. Ibid.
Ветер перемен
Вместе с тем в последние два десятилетия XVIII в. целый ряд новых обстоятельств стал все более настойчиво диктовать необходимость изменения британской политики в отношении Западной Африки и активизации миссионерской деятельности. Во-первых, в условиях набиравшего обороты промышленного переворота и перманентного роста количества товаров фабричного производства Великобритания все больше нуждалась в новых рынках сбыта такой продукции, а также в новых источниках сырья для ее изготовления. В этой связи все больше предпринимателей и политиков ратовали за отмену протекционизма, сыгравшего важную роль в возникновении и развитии работорговли, и переходу к системе свободной торговли. Во-вторых, утрата по итогам Войны за независимость 13 североамериканских колоний была не только серьезным имиджевым ударом, породившим рост реваншистских настроений, но и диктовала настоятельную необходимость серьезного пересмотра прежней английской колониальной политики. В-третьих, нараставшие в течение длительного времени британо-французские противоречия достигли своего апогея в период наполеоновских войн и заставляли по-новому оценивать историческую конкуренцию между двумя державами за преобладание в Западной Африке. Наконец, важнейшим фактором в таких делах — как колонизации данного региона, так и активизации миссионерской деятельности — стало аболиционистское движение.
Инициаторами кампании по борьбе с работорговлей и рабством выступили представители нонконформистских религиозных организаций. Так, например, лидер английских квакеров Джон Фокс еще после визита на Барбадос и Ямайку в 1671 г. решительно осудил систему трансатлантической торговли невольниками19. В 1774 г. основоположник методизма Джон Уэсли издал специальную брошюру «Мысли о рабстве», в которой решительным образом осуждал рабовладение как систему, противоречащую «естественной справедливости»20. Постепенно в ряды аболиционистов стали вливаться и представители Церкви Англии. Три представителя государственной церкви — Филип Сэнсом, Грэн-
19. Walvin, J. (2008) "Slavery, the Slave Trade and the Churches", Quaker Studies 12(2): 189-195.
20. Wesley, J. (1778) "Thoughts upon Slavery", pp. 34-35 [https://docsouth.unc.edu/ church/wesley/wesley.html, accessed on 14.06.2021].
вилл Шарп и Томас Кларксон в 1787 г. стали соучредителями межконфессионального Общества за отмену работорговли21.
Активная общественная и пропагандистская деятельность аболиционистов привела к распространению их идей и среди некоторых известных политиков, преимущественно из партии вигов. Вскоре появились и видимые практические результаты. В 1772 г. решением Суда королевской скамьи по делу Сомерсета против Стюарта рабство было запрещено в Англии и Уэльсе22. В результате более 10 тыс. африканцев, проживавших к тому времени на территории королевства, обрели свободу, но зачастую они не имели никаких средств к существованию, что представляло угрозу социальной стабильности. После окончания Войны за независимость США к ним добавились и чернокожие солдаты-лоя-листы, воевавшие в рядах британской армии.
Оригинальное решение проблемы черных бедняков предложил уже упоминавшийся англиканский аболиционист Г. Шарп. В 1786 г. он опубликовал книгу «Краткий свод временных правил (пока не будут выработаны лучшие) для предполагаемого поселения на Зерновом берегу Африки около Сьерра-Леоне», в которой предлагал переселить бывших рабов в самоуправлявшуюся колонию. Примечательно, что Шарп не только детально прописал особенности организации, управления, а также финансирования колонии, но и считал, что она должна стать центром распространения в регионе европейских ценностей и христианства. В связи с этим он даже посчитал необходимым включить в свой план тексты кратких молитв для будущих колонистов23. Данный проект был поддержан соратниками Шарпа по Клэпхемской секте — группе британских реформаторов-евангеликов, противников рабства и сторонников миссионерской деятельности в Африке24.
При финансовой поддержке британского правительства на выкупленном у местных вождей Сьерра-Леоне побережье в мае 1787 г. был основан Грэнвилл-таун — административный центр
21. "Foundation of the Society for Effecting the Abolition of the Slave Trade" [https://www. historyofinformation.com/detail.php?id=3700, accessed on 14.06.2021].
22. "Somerset against Stewart. May 14, 1772" [http://www.commonlii.org/int/cases/ EngR/1772/57.pdf, accessed on 14.06.2021].
23. Granville, S. (1788) A Short Sketch of Temporary Regulations (Until Better Shall Be Proposed): for the Intended Settlement of the Grain Coast of Africa, Near Sierra Leone, p. 129—177. London: H. Baldwin.
24. Tomkins, S. (2010) The Clapham Sect: How Wilberforce's Circle Changed Britain, p. 11. Oxford: Lion Hudson.
самоуправляющейся Провинции свободы. Первыми жителями колонии стали около 411 переселенцев (из которых около 300 были бывшими рабами), согласившихся покинуть территорию Великобритании. Однако суровые реалии очень быстро заставили усомниться в жизнеспособности проекта. В сезон дождей почти все колонисты переболели лихорадкой и дизентерией, отсутствие навыков ведения сельского хозяйства и плохие семена поставили их на грань голода. Наконец, работорговцы, видевшие в свободном поселении очевидную угрозу своему бизнесу, спровоцировали в декабре 1789 г. нападение на него воинов племени темне, в ходе которого Грэнвилл-таун был сожжен25.
Инициаторы проекта, рассматривавшие Провинцию свободы как важный символ борьбы с работорговлей и христианизации африканцев, вынуждены были пойти на экстренные меры. Члены Клэпхемской секты спешно учредили Компанию залива Святого Георга, которой в апреле 1791 г. была предоставлена королевская хартия, даровавшая право на все земли колонии и организацию на них надлежащего управления26. Обращение к уже апробированной, например, в Северной Америке, практике передачи права на освоение заморской территории торговой компании, бесспорно, спасло проект Г. Шарпа от неминуемого краха. Отправленный в Африку агент компании А. Фальконбридж собрал оставшихся чуть более четырех десятков поселенцев и начал заново отстраивать Грэнвилл-таун27.
Совет директоров компании также предпринял ряд усилий по доставке в колонию новых освобожденных потомков африканцев из заморских владений Великобритании. В частности, в начале 1792 г. прибыло более 1 тыс. новошотландцев — бывших чернокожих солдат, воевавших в рядах английской армии в период Войны за независимость США. После окончания войны они оказались на территории Новой Шотландии в Канаде и добивались получения не только личной свободы, но и обещанного им участка земли. Не дождавшись последнего, часть из бывших рабов согласилась вернуться на историческую родину в Африку. Под руководством служащих акционерного общества, которое вскоре было переименовано в Компанию Сьерра-Леоне, новошотланд-
25. Seddall, H. The Missionary History of Sierra Leone, p. 37—38.
26. Hoare, P. (1828) Memoirs of Granville Sharp, Esq. Vol. 2, p. 23—24. London: Henry
Colburn.
27. Ibid., p. 25.
цы основали поселение Фритаун28. Позже в 1800 г. в молодую колонию также согласились перебраться из Новой Шотландии около 500 маронов — потомков беглых рабов из Ямайки29. Важно отметить, что прибытие в Сьерра-Леоне в достаточно большом количестве обращенных в христианство бывших невольников из Северной Америки (новошотландцы, например, высаживаясь на африканский берег, громко распевали религиозные гимны) открывало путь для активизации миссионерской деятельности различных протестантских церквей в западной части африканского континента.
Таким образом, деятельность привилегированной торговой Компании Сьерра-Леоне, с одной стороны, позволила сохранить под британским контролем стратегически важную часть западного побережья Африки и даже противостоять попыткам Франции в период с 1794 по 1800 г. захватить эту территорию или пресечь возможности ее транспортного сообщения с Британскими островами30. С другой стороны, ей так и не удалось совместить филантропические и аболиционистские идеи с задачей получения коммерческой выгоды. Колония так и не вышла даже на уровень самоокупаемости, и начиная с 1802 г. она существовала за счет правительственных субсидий, которые составляли от 4 до 10 тыс. фунтов стерлингов в год31. Сами руководители компании в условиях ее фактического банкротства выступили с предложением передать колонию государству. В итоге, на основании акта, принятого британским парламентом, Сьерра-Леоне с 1 января 1808 г. года стала коронной колонией32. Непосредственно функции по управлению новым владением были переданы Африканскому институту, председателем и патроном которого стал племянник короля Георга III — Уильям Фредерик, герцог Глостерский, а в составе учредителей значились канцлер Казначейства, иерархи Церкви Англии, представители других проте-
28. Brooks, G. E. (1974) "The Providence African Society's Sierra Leone Emigration Scheme, 1794—1795: Prologue to the African Colonization Movement", The International Journal of African Historical Studies 7(2): 183-202.
29. Hoare, P. Memoirs of Granville Sharp, Esq., p. 65.
30. Williams, J. B. (1935) "The Development of British Trade with West Africa, 1750 to 1850", Political Science Quarterly 50(2): 203—204.
31. Crooks, J. J. (1972) A History of Colony of Sierra Leone Western Africa, p. 61. London: Metro Books.
32. Hoare, P. (1828) Memoirs of Granville Sharp, Esq. Vol. 2, pp. 76—78. London: Henry Colburn.
стантских конфессий, а также известные аболиционисты Джеймс Стивен и Уильям Уилберфорс33.
Важно отметить, что незадолго до этого законодатели в Вестминстере проголосовали за Акт о запрете торговли невольниками, согласно которому работорговля была объявлена вне закона34. Как следствие, британское правительство начало использовать Сьерра-Леоне в качестве опорного пункта для борьбы с торговцами живым товаром, а сама колония стала пополняться африканцами, которых освобождали после захвата купеческих кораблей, пытавшихся по-прежнему перевозить невольников через Атлантический океан. Эти люди, представлявшие различные племена Западной Африки, говорившие на разных языках, не имевшие никаких прав и принудительно изъятые из изначальной социокультурной среды, негативно воспринимались первыми поселенцами Фритауна, которые считали освобожденных рабов варварами, несущими угрозу их привычному образу жизни35. В этих условиях задача превращения вчерашних невольников из опасных дикарей и язычников в цивилизованных христиан придавала особое значение миссионерской деятельности в регионе. Первые четыре губернатора молодой колонии — Томас Томпсон, Эдвард Ко-лумбайн, Чарльз Максвелл и Чарльз Маккарти — считали, что совместно с миссионерами им следует найти необходимые средства, инструменты и механизмы для того, чтобы обратить освобожденных рабов в христианство, познакомить их с плодами и благами европейской цивилизации, интегрировать в местное общество.
В целом же на примере Сьерра-Леоне можно говорить об эволюции английских интересов в Западной Африке и сложном поиске наиболее приемлемых форм взаимоотношений с местным населением. Пройдя путь от торговых факторий, специализировавшихся на покупке рабов, предприняв утопическую попытку создать самоуправляющуюся территорию для переселения бывших невольников, не сумев добиться экономической рентабельности в деятельности привилегированной торговой компании, Британия извлекла уроки из опыта по освоению Сенегам-
33. Rules and Regulations of the African Institution (1807), pp. 7—8. London: William Phillips.
34. "Parliament abolishes the slave trade", UK Parliament [https://www.parliament.uk/ about/living-heritage/transformingsociety/tradeindustry/slavetrade/overview/parlia-ment-abolishes-the-slave-trade/, accessed on 14.06.2021].
35. Porter, A. T. (1967) Creoledom. A Study of the Development of Freetown Society, p. 38. London: Oxford University Press.
бии и вернулась к идее классической коронной колонии. Более того, в 1821 г. под управление губернатора Сьерра-Леоне были переданы все английские форты и поселения в регионе (включая Гамбию и Золотой берег). В результате на политической карте континента появилась Британская Западная Африка, просуществовавшая до 1850 г.36 Важно отметить, что теперь эти владения короны рассматривались не как территории работорговли, а как источники сырья для английских фабрик и рынки сбыта для произведенных ими промышленных товаров.
Миссия в Сьерра-Леоне
В новых исторических условиях деятельность протестантских миссионеров в Западной Африке приобрела особое значение. Им предстояло не только идеологически обосновать европейскую колонизацию, но и решить сложнейший комплекс духовно-культурных вопросов, вытекающих из необходимости сосуществования и взаимодействия по всему спектру социально-экономических отношений между европейцами и африканцами. Именно от них во многом зависело то, насколько быстро коренное население региона обретет необходимые навыки и умения, сможет превратиться в производителей колониальных товаров, а также в потребителей индустриальной продукции метрополии, вступившей в завершающий период промышленного переворота.
Важные изменения происходили и в Церкви Англии. После принятия Закона о запрете работорговли ее иерархи уже больше не могли официально поддерживать систему, предполагавшую труд невольников. Кроме того, во второй половине XVIII в. уже упоминавшийся Дж. Уэсли начал активно пропагандировать необходимость усиления социальной миссии государственной церкви. Он убеждал своих последователей в том, что священники должны оказывать помощь неимущим и лицам, попавшим в сложные жизненные обстоятельства. Самой же церкви, по его мнению, следовало предпринять меры по распространению школьного образования, создать структуры по уходу за престарелыми, оказанию нуждающимся медицинской помощи и т. д.37 Одним из направлений
36. Mockler-Ferryman, A. F. (1900) British West Africa: Its Rise and Progress, pp. 29—30.
New York: Swan Sonnenshein.
37. "Wesley on Social Holiness" [https://www.methodist.org.uk/downloads/wc_Eur_John_
Mcmaster_Wesley_on_Social_Holiness.pdf, accessed on 14.06.21].
деятельности Церкви Англии в новых исторических условиях должна была стать и существенная активизация миссионерской деятельности, причем не только в белых переселенческих владениях Британии, но и среди туземного населения Африки и Азии. Именно для этих целей в 1799 г. было создано Общество для миссий в Африке и на Востоке (с 1812 г. — Церковное миссионерское общество)38. Аналогичные структуры учредили и другие протестантские церкви — Баптистское миссионерское общество (1792); формально межконфессиональное, но фактически конгрегационалистское Лондонское миссионерское общество (1795); методистские миссионерские общества в Глазго и Эдинбурге (1796)39.
Показательно, что с самого начала своей деятельности все они получали достаточно внушительную финансовую поддержку со стороны британских торговцев, промышленников и прочих спонсоров. Так, по свидетельству одного из современников, только Лондонское миссионерское общество в течение всего лишь нескольких дней смогло собрать пожертвований на сумму в 10 тыс. фунтов стерлингов40. Формировавшаяся в Великобритании новая экономическая элита уже прекрасно понимала, что эти вложения многократно окупятся, если при помощи миссионеров удастся расширить границы империи, интенсифицировать торговлю, захватить новые рынки и источники необходимого для английских фабрик сырья.
Однако первые шаги по организации сети миссионерских станций во владениях короны в Западной Африке наглядно продемонстрировали, насколько сложна была эта задача, даже несмотря на уже упомянутую полную поддержку и содействие со стороны властей колонии. Широко известная слава данного региона как «могилы для белого человека» привела к тому, что Церковное миссионерское общество, например, долго не могло найти англичан, которые согласились бы отправиться туда работать. В итоге пришлось прибегнуть к услугам наемных работников из числа иностранцев. Первые два миссионера — Мельхиор Реннер (уроженец Вюртемберга) и Питер Хартвиг (родом
38. The Centenary Volume of the Church Missionary Society for Africa and the East 1799— 1899. (1902), p. 2—3. London: Church Missionary Society.
39. Etherington, N. (ed.) (2005) Mission and Empire, p. 46. Oxford: Oxford University Press.
40. Elbourne, E. (1993) "The Foundation of the Church Missionary Society: The Anglican Missionary Impulse", in J. Walsh, C. Haydon, S. Taylor (eds) The Church of England, c. 1689—1833, p. 247. Cambridge: Cambridge University Press.
из Пруссии), отправленные этим обществом во Фритаун в апреле 1804 г., были рекрутированы в миссионерской школе, организованной в Берлине. Следующие 9 сотрудников, прибывшие в Сьерра-Леоне в промежутке с 1806 по 1812 г., также были
немцами41.
Тем не менее, в начале XIX в. уже можно говорить о первых серьезных шагах, направленных на создание целой сети протестантских миссионерских станций, причем ориентированных не на обслуживание европейцев или мулатов в пределах опорных пунктов на побережье, а нацеленных на работу с туземцами во внутренних районах колонии. Также были сделаны выводы из опыта прежних проектов. Например, Церковное миссионерское общество перед отправкой своих представителей в Западную Африку организовало им несколько встреч с мальчиками-африканцами, которые обучались в академии в Клэпхеме и владели языком сусу, с целью приобретения миссионерами первичных навыков для предстоящего общения с аборигенами. Кроме того, когда количество миссионеров в Сьерра-Леоне достигло пяти человек, четырем из них было предписано не задерживаться во Фритауне, а отправляться во внутренние районы колонии, где им следовало основывать миссионерские станции, изучать африканские языки и проповедовать христианство местному населению. Лишь Густаву Ниландеру, прибывшему в 1806 г., было разрешено остаться в административном центре для исполнения обязанностей капеллана42.
Одним из важнейших направлений работы формирующейся сети протестантских миссионерских станций в Западной Африке стала организация начального образования. Во-первых, и в самой метрополии церковные учебные заведения были основополагающим элементом всей системы образования. Во-вторых, приобщить африканцев к христианству, не научив их читать религиозные тексты, было невозможно. Именно миссионерская начальная школа должна была познакомить детей туземцев с новой для них верой и европейской культурой, показать их преимущества по сравнению с традиционными ценностными ориентирами, сформировать новое поколение жителей колонии, воспитанных в духе христианского терпения и покорности. Одновременно
41. The Centenary Volume of the Church Missionary Society for Africa and the East 1799—
1899, p. 618.
42. Seddall, H. The Missionary History of Sierra Leone, pp. 60—61.
с этим она же должна была дать африканцам надежду на возможное продвижение вверх по социальной лестнице.
Первая начальная школа в Сьерра-Леоне была организована представителями Церковного миссионерского общества в 1807 г. в городке Башия с согласия одного из дружелюбно настроенных к миссионерам вождей сусу, сын которого обучался в Африканской академии в Клэпхеме. Проект оказался весьма успешным. К 1811 г. количество обучавшихся в школе выросло в два раза и насчитывало 120 детей43. Маленькие африканцы изучали не только религиозные предметы (Библию, катехизис), но и английский язык, арифметику, географию. Впоследствии местные вожди часто посылали своих детей обучаться в миссионерских школах для того, чтобы потом они могли выполнять функцию их секретарей в общении с колониальной администрацией. Огромное значение имело и то, что обучение сочеталось с физическим трудом. Ученики получали навыки эффективного ведения сельского хозяйства, осваивали различные ремесла. Затем приобретенные полезные умения зачастую передавались от детей их родителям
Вдохновленные первыми успехами в сфере образования детей, члены руководящего комитета Церковного миссионерского общества на очередном ежегодном собрании в мае 1812 г. констатировали, что пришло время для привлечения не только детей, но и взрослых африканцев к посещению проповедей и чтения им Евангелия44. Постепенное распространение среди аборигенов, благодаря активной деятельности миссионерских школ, новых методов агрикультуры и ремесленного производства позволило губернатору Т. Томпсону уже в 1809 г. инициировать практику постепенного переселения освобожденных африканцев за пределы Фритауна. Бывшие невольники, захваченные в разных частях региона, должны были интегрироваться в местные общины и работать на сельскохозяйственных угодьях. Как следствие, только за период с 1809 по 1826 гг. в колонии возникло 24 новых поселения45. Таким образом, миссионерские школы, во-первых, позволяли туземцам получить
43. Ibid., pp. 62-63, 67.
44. Stock, E. (1899) The History of the Church Missionary Society. Its Environment, Its Men and Its Work. Vol. 1, p. 158. London: Church Missionary Society.
45. Fyfe, Ch. (1962) The History of Sierra Leone, pp. 114-115, 183. London: Oxford University Press.
профессиональную квалификацию, причем не только в аграрной сфере, но и в различного рода ремеслах (столярном, ткацком, строительном, гончарном, кузнечном и т. д.). Во-вторых, они внесли существенный вклад в освоение территории колоний, способствовали организации эффективной хозяйственной деятельности в них.
В 1816 г. Церковное миссионерское общество отправило священника Эдварда Бикерстета проинспектировать работу всех своих станций, созданных в Сьерра-Леоне. В инструкциях, которые он получил накануне отплытия, центральное внимание предписывалось уделить именно состоянию дел в школьном образовании. Прежде всего, Бикерстету предстояло выяснить, сколько детей посещает миссионерские учебные заведения и сколько требуется для них учителей. Кроме того, по итогам проверки он должен был предложить меры, которые необходимо будет предпринять для улучшения работы школ, а также устройства на работу тех африканцев, которые завершили обучение46. Результаты инспекции, которая проводилась на протяжении трех месяцев, превзошли все ожидания. Несмотря на все сложности и превратности миссионерской работы, выяснилось, что школы работают успешно, дети африканцев охотно овладевают знаниями и получают полезные профессиональные навыки.
Успехи миссионеров в области развития образования также были высоко оценены колониальной администрацией. Губернатор Сьерра-Леоне Чарльз Маккарти в письме секретарю Африканского института от 6 марта 1818 г. отмечал:
Я воспользуюсь первой же возможностью, чтобы ускорить развитие школ. Число учеников обоих полов в провинциальных городах увеличилось, а общее число мужчин, женщин, мальчиков и девочек, которые в настоящее время посещают школы, составляет не менее двух тысяч. ...мне очень приятно, что в мои обязанности входит возможность доказать с помощью неопровержимых документов, что это обеспечило существенное улучшение коммерческого значения этой колонии. Прилагаемые декларации доказывают, что в 1817 г. стоимость товаров, ввезенных в колонию, возросла на 39 266 фунтов стерлингов по сравнению с предыдущим годом, а количество судов, прибывших в колонию — на четырнадцать. Я не сомневаюсь,
46. Birks, T. R. (1851) Memoir of the Rev. Edward Bickersteth. Vol. 1, p. 238. New York: Harper & Brothers.
что вы с удовольствием заметите, что это увеличение касается британских товаров47.
Очевидно, что губернатор видел прямую причинно-следственную связь между успехами в развитии школьного образования и увеличением товарооборота с метрополией. Как следствие, колониальные власти оказывали всяческое содействие миссионерам в этой сфере и реализовывали схему, по которой они предоставляли земельные участки, а также покрывали финансовые расходы на строительство школ. В свою очередь, миссионеры должны были обеспечивать необходимое количество учителей, снабжать школы бесплатными для каждого учащегося тетрадями, письменными принадлежностями, учебниками и религиозными кни-гами48. С целью подготовки школьных преподавателей из числа наиболее способных местных жителей и дальнейшего распространения христианства в 1827 г. Церковное миссионерское общество при активной поддержке губернатора Ч. Маккарти основало первое в Тропической Африке европейского типа учреждение высшего образования — колледж Фура-Бэй. Первыми студентами этого учебного заведения стали шесть африканских юношей, причем самый талантливый из них — освобожденный раб Сэмюэль Кроутер — уже через два года был назначен школьным учителем в Ридженте. Позже в качестве представителя Церковного миссионерского общества он работал в Нигерии, перевел на язык йору-ба Библию, составил словари западноафриканских языков йору-ба, игбо и нупе, а в 1864 г. стал первым англиканским епископом африканского происхождения49.
Таким образом, можно утверждать, что именно благодаря усилиям протестантских миссионеров в Сьерра-Леоне за достаточно короткий срок были достигнуты значительные успехи в деле развития образования. Фритаун из-за большого количества школ в самом городе и прилегающих к нему районах стал известен как «Афины Африки» и выполнял функцию центра обучения и подготовки местных кадров для всего региона. Распространение грамотности среди туземцев стало одним из факторов успешного
47. Twelfth Report of the Directors of the African Institution. (1818), pp. 170—171. London: African Institution.
48. Seddall, H. The Missionary History of Sierra Leone, pp. 118—119.
49. The Centenary Volume of the Church Missionary Society for Africa and the East 1799— 1899, pp. 12—13.
развития колонии и роста ее товарооборота с метрополией. Наконец, это также привело к широкому привлечению африканцев к миссионерской деятельности. По данным Церковного миссионерского общества, к концу XIX в. в ее миссиях на территории Западной Африки работало всего 50 европейцев и уже 61 местный священник, 299 африканских евангеликов и учителей, функционировало 134 школы, в которых обучалось 8850 человек50.
Впрочем, деятельность протестантских миссионеров в Западной Африке не ограничивалась усилиями по обращению туземного населения в христианство, налаживанием взаимодействия между европейской и местными культурами и развитием образования. Посланники Церкви Англии активно участвовали в организации системы управления колонизируемыми территориями. Так, например, Ф. Куоку за отдельное вознаграждение выполнял функции секретаря отделения Королевской африканской компании в Кейп-Коа-сте и вел ее переписку51. Результатом тесного сотрудничества протестантских миссионеров с губернатором Сьерра-Леоне Ч. Маккарти стало появление плана, согласно которому проповедников предлагалось наделить административными и даже судебными функциями. В депеше, которую губернатор отправил в Министерство по делам войны и колоний в мае 1816 г., он предлагал в целях эффективного управления постоянно растущим населением колонии и экономии средств разделить вверенную ему территорию на приходы. Главой (суперинтендантом) каждой из таких местных административных единиц должен был стать миссионер. В качестве не только духовного руководителя, но и представителя властей колонии он должен был нести ответственность за благосостояние и развитие прихода. Проект Ч. Маккарти был одобрен британским правительством, и к концу 1818 г. в Сьерра-Леоне было сформировано девять приходов, в которых освобожденные и местные африканцы под руководством миссионеров должны были налаживать новую жизнь52.
По имеющимся свидетельствам современников, данная административная реформа достаточно быстро привела к позитивным результатам. В конце 1821 г. редактор «Сьерра-Леоне газет» в своей статье отмечал, что в поселениях свободных африканцев
50. Ibid., p. 13.
51. Andrews, E. E. (2009) Christian Missions and Colonial Empires Reconsidered: A Black Evangelist in West Africa, 1766—1816 [https://digitalcommons.providence.edu/cgi/ viewcontent.cgi?article=1002&context=history_fac, accessed on 14.06.2021].
52. Fyfe, Ch. (1964) Sierra Leone Inheritance, p. 132—133. London: Oxford University Press.
«можно с наслаждением наблюдать великолепные плоды этой системы, главной особенностью которой является обучение религии, благодаря чему происходит распространение нравственности и трудолюбия. Хорошие дороги, чистота и респектабельный вид деревень, возведенные самими африканцами здания свидетельствуют об их способностях и стремлению к совершенствованию»53. В свою очередь, главный судья колонии в письме, отправленном в том же году в Церковное миссионерское общество, поздравлял его с успешной деятельностью, а также отмечал «благочестивое поведение африканцев в различных деревенских церквах»54.
Однако, несмотря на очевидный успех, система управления приходами, инициированная Ч. Маккарти, просуществовала недолго. Сами миссионеры достаточно быстро стали тяготиться тем, что им приходилось выполнять административные функции. В штаб-квартиру в Лондоне стали поступать письма, в которых руководители станций жаловались на то, что вопросы, связанные с местным управлением, отнимают слишком много времени и что это может оказать негативное влияние на успешное выполнение ими религиозных функций, ради которых они, собственно, и были посланы в Западную Африку. Приняв во внимание эти сигналы, Церковное миссионерское общество в 1824 г. обратилось к правительству с просьбой освободить их проповедников от управленческих обязанностей55.
Новый губернатор Сьерра-Леоне Н. Кэмпбелл в 1827 г. разделил территорию коронной колонии на три административных округа. Управленческие же функции в деревнях, где проживали аборигены и освобожденные африканцы, были возложены на глав поселений, назначаемых, как правило, из демобилизованных солдат56. Миссионеры в рамках новой системы местного управления получили возможность полностью сконцентрироваться на вопросах миссионерской работы, религиозной практики и школьного образования. Однако при этом они фактически сохранили за собой право осуществлять общий контроль за деятельностью гражданской администрации в сельской местности.
Оценивая в целом роль протестантских миссионеров в сложном процессе британской колонизации Западной Африки в начале XIX в., можно констатировать, что часть миссионеров действи-
53. Цит. по: Seddall, H. The Missionary History of Sierra Leone, p. 112.
54. Цит. по: Ibid., p. 110.
55. Fyfe, Ch. Sierra Leone Inheritance, pp. 137—138.
56. Crooks, J. J. A History of Colony of Sierra Leone Western Africa, pp. 132—133.
тельно были движимы филантропическими и гуманистическими мотивами. Стремясь искупить вину за позорные годы работорговли, они отправлялись в Тропическую Африку и, невзирая на то, что им грозила смерть от лихорадки или от рук враждебно настроенных туземцев, пытались принести туда христианскую веру и наладить межкультурный диалог с аборигенами.
Вместе с тем очевидно, что их усилия по приобщению освобожденных рабов к достижениям европейской цивилизации, обучению африканцев навыкам ведения товарного сельского хозяйства и различным ремеслам, развитию системы школьного образования для детей и взрослых объективно стали важнейшей частью империалистической политики Великобритании по колонизации Западной Африки. Кроме того, и сами проповедники Евангелия являлись неотъемлемой частью хозяйственной жизни колонии. С целью изыскания необходимых для функционирования станций средств и в полном соответствии с протестантской этикой они активно занимались коммерцией, владели торговыми кораблями, занимались сельским хозяйством. Существенное значение имела и постоянная пропаганда протестантскими миссионерами идей христианского терпения и покорности. Станции, основанные разными деноминациями в Западной Африке, функционировали не только с согласия, но и в тесном взаимодействии с колониальными администрациями. Более того, метрополия предоставляла миссионерам существенные финансовые субсидии, понимая, что объективно деятельность евангелистов имеет огромное значение как для оправдания, так и для продвижения имперских интересов, укрепления колониальной гегемонии.
Следует также признать, что имеется множество примеров и доказательств того, что миссионеры воспринимали африканцев в качестве людей второго сорта, чей удел — исключительно работа, требующая выносливости или грубой физической силы. Освобожденные африканцы зачастую использовались в качестве практически бесплатной рабочей силы на полях при миссионерских станциях, домашней прислуги в домах проповедников и т. п. Примечательно, что даже после запрета работорговли часть миссионеров не только поощряла этот бизнес, но и даже участвовала в разделе прибыли, полученной от продажи невольников. К примеру, в этом был уличен уже упоминавшийся Питер Хартвиг. В итоге это стало причиной того, что он на несколько лет был отстранен от работы57.
57. Seddall, H. The Missionary History of Sierra Leone, p. 61.
Огромное значение имело и то обстоятельство, что протестантские миссии в Западной Африке были первым опытом работы евангелистов за пределами белых переселенческих владений британской короны. Анализ достигнутых позитивных результатов их деятельности, подготовка необходимых кадров из числа местных жителей, а также извлечение необходимых уроков из ошибок позволили британцам не только успешно осваивать новые территории в данном регионе, например, колонизировать Нигерию, но и использовать этот опыт в других частях мира — Восточной и Южной Азии, Вест-Индии, Океании.
Наконец, успехи протестантских миссионеров в Сьерра-Леоне и их тесное взаимодействие с колониальными властями не могло остаться вне поля зрения исторических конкурентов англичан в этой части африканского континента — французов. В 1802 г. при содействии Наполеона Бонапарта началось восстановление деятельности Конгрегации Святого Духа — французской миссионерской организации, которая с 1778 г. действовала в Сенегале и работа которой была практически свернута в период Французской буржуазной революции. В 1807 г. свою деятельность начала Конгрегация Сестер Святого Иосифа Клюнийского, основной задачей которой стало образование детей в Африке и Азии. Дело дошло до того, что в 1814 г. было восстановлено Общество Иисуса, формально ликвидированное в 1773 г. папой Климентом XIV в.58 Все эти католические организации со временем не просто возобновят свою миссионерскую деятельность в Африке, но и вступят в ожесточенную конкуренцию с британскими протестантскими евангелистами. В свою очередь, это соперничество станет прелюдией к знаменитой «драке за Африку», основными участниками которой, как известно, были Соединенное Королевство и Франция.
Библиография / References
Шоу Б. (1978) Полное собрание пьес в шести томах. Ленинград: Искусство, 1978. Т. 1.
Andrews, E. E. (2009) Christian Missions and Colonial Empires Reconsidered: A Black Evangelist in West Africa, 1766—1816 [https://digitalcommons.providence.edu/cgi/ viewcontent.cgi?article=loo2&context=history_fac, accessed on 14.06.2021]
58. Mkenda, F. (2018) "Jesuits, Protestants, and Africa before the Twentieth Century", in R. A. Maryks, F. Mkenda (eds) Encounters between Jesuits and Protestants in Africa, p. 15. Leiden and Boston: Brill.
Birks, T. R. (1851) Memoir of the Rev. Edward Bickersteth. Vol. 1. New York: Harper & Brothers.
"Britain and the Slave Trade", The National Archives [https://www.nationalarchives.gov. uk/slavery/pdf/britain-and-the-trade.pdf, accessed on 14.06.2021]
Brooks, G. E. (1974) "The Providence African Society's Sierra Leone Emigration Scheme, 1794—1795: Prologue to the African Colonization Movement", The International Journal of African Historical Studies 7(2): 183—202.
Brown, W. (1816) The History of the Propagation of Christianity among the Heathen, since the Reformation. Vol. 2. New York: E. Low.
Crooks, J. J. (1972) A History of Colony of Sierra Leone Western Africa. London: Metro Books.
Dorjahn, V. R., Fyfe, Ch. (1962) "Landlord and Stranger: Change in Tenancy Relations in Sierra Leone", The Journal of African History 3(3): 391—397.
Dziennik, M. P. (2015) "'Till these Experiments be Made': Senegambia and British Imperial Policy in the Eighteenth Century", The English Historical Review 130(546): 1132—1161.
Elbourne, E. (1993) "The Foundation of the Church Missionary Society: The Anglican Missionary Impulse", in J. Walsh, C. Haydon, S. Taylor (eds) The Church of England, c. 1689—1833, pp. 247-264. Cambridge: Cambridge University Press.
Etherington, N. (ed.) (2005) Mission and Empire. Oxford: Oxford University Press.
Fyfe, Ch. (1962) The History of Sierra Leone. London: Oxford University Press.
Fyfe, Ch. (1964) Sierra Leone Inheritance. London: Oxford University Press.
"Foundation of the Society for Effecting the Abolition of the Slave Trade" [https://www. historyofinformation.com/detail.php?id=3700, accessed on 14.06.2021]
Fox, W. (1851) A Brief History of the Wesleyan Missions on the West Coast of Africa: Including Biographical Sketches of All the Missionaries Who Have Died in That. European Settlements and of the Slave-Trade. London: Aylott and Jones.
Gates, H. R., Yacovone, D. (2013) The African Americans: Many Rivers to Cross. Carlsbad: Hay House.
Glasson, T. (2009) "Missionaries, Methodists, and a Ghost: Philip Quaque in London and Cape Coast, 1756—1816", Journal of British Studies 48(1): 29—50.
Granville, S. (1788) A Short Sketch of Temporary Regulations (Until Better Shall Be Proposed): for the Intended Settlement of the Grain Coast of Africa, Near Sierra Leone. London: H. Baldwin.
Hoare, P. (1828) Memoirs of Granville Sharp, Esq. Vol. 2. London: Henry Colburn.
Hochschild, A. (2005) Bury the Chains: Prophets and Rebels in the Fight to Free an Empire's Slaves. New York: Houghton Mifflin Harcourt.
Mackenzie, C. G. (1993) "Demythologising the Missionaries: a Reassessment of the Functions and Relationships of Christian Missionary Education under Colonialism", Comparative Education 29 (1): 45-66.
Mkenda, F. (2018) "Jesuits, Protestants, and Africa before the Twentieth Century", in R. A. Maryks, F. Mkenda (eds) Encounters between Jesuits and Protestants in Africa. Leiden and Boston: Brill.
Marshall, P. J. (ed.) (1998) The Oxford History of the British Empire. Vol. 2: The Eighteenth Century. Oxford: Oxford University Press.
Mockler-Ferryman, A. F. (1900) British West Africa: Its Rise and Progress. New York: Swan Sonnenshein.
Newton, J. D. (2013) "Naval Power and the Province of Senegambia, 1758—1779", Journal for Maritime Research 15(2): 129—147.
O'Connor, D. (ed.) (2000) Three Centuries of Mission: The United Society for the Propagation of the Gospel, 1701—2000. London: Continuum.
"Parliament abolishes the slave trade", UK Parliament [https://www.parliament.uk/about/ living-heritage/transformingsociety/tradeindustry/slavetrade/overview/ parliament-abolishes-the-slave-trade/].
Porter, A. T. (1967) Creoledom. A Study of the Development of Freetown Society. London: Oxford University Press.
Porter, A. (2004) Religious versus Empire: British Protestant Missionaries and Overseas Expansion, 1700—1914. Manchester: Manchester University Press.
Prior, K. (2014) Fierce Convictions: the Extraordinary Life of Hannah More: Poet, Reformer, Abolitionist. Nashville, Tennessee: Nelson Books.
Rodney, W. (1982) How Europe Underdeveloped Africa. Washington, DC: Howard University Press.
Rules and Regulations of the African Institution. (1807) London: William Phillips, 1807.
Seddall, H. (1874) The Missionary History of Sierra Leone. London: Hatchards.
Shaw, B. (1978) Polnoe sobranie p'es v shesti tomax. T. 1 [The collection of plays in six volumes. Vol. 1]. Leningrad: Iskusstvo.
"Somerset against Stewart. May 14, 1772" [http://www.commonlii.org/int/cases/ EngR/1772/57.pdf, accessed on 14.06.2021]
Stock, E. (1899) The History of the Church Missionary Society. Its Environment, Its Men and Its Work. Vol. 1. London: Church Missionary Society.
The Centenary Volume of the Church Missionary Society for Africa and the East 1799— 1899. (1902) London: Church Missionary Society.
Thomas, H. (1997) The Slave Trade: the Story of the Atlantic Slave Trade, 1440-1870. New York: Simon & Schuster.
Tomkins, S. (2010) The Clapham Sect: How Wilberforce's Circle Changed Britain. Oxford: Lion Hudson.
"Treaty of Versailles (France) — September 3, 1783" [http://www.emersonkent.com/historic_ documents/treaty_of_versailles_1783_france.htm, accessed on 14.06.2021].
Twelfth Report of the Directors of the African Institution. (1818) London: African Institution.
Walvin, J. (2008) "Slavery, the Slave Trade and the Churches", Quaker Studies 12(2): 189195.
Wesley, J. (1778) "Thoughts upon Slavery" [https://docsouth.unc.edu/church/wesley/wes-ley.html, accessed on 14.06.2021].
"Wesley on Social Holiness" [https://www.methodist.org.uk/downloads/wc_Eur_John_Mc-master_Wesley_on_Social_Holiness.pdf, accessed on 14.06.21].
Williams, J. B. (1935) "The Development of British Trade with West Africa, 1750 to 1850", Political Science Quarterly 50(2): 194-213.