Научная статья на тему 'KOLAPO, F. J. (2019) CHRISTIAN MISSIONARY ENGAGEMENT IN CENTRAL NIGERIA, 1857-1891. THE CHURCH MISSIONARY SOCIETY’S ALL-AFRICAN MISSION ON THE UPPER NIGER. CHAM: PALGRAVE MACMILLAN. - XVII, 301 P'

KOLAPO, F. J. (2019) CHRISTIAN MISSIONARY ENGAGEMENT IN CENTRAL NIGERIA, 1857-1891. THE CHURCH MISSIONARY SOCIETY’S ALL-AFRICAN MISSION ON THE UPPER NIGER. CHAM: PALGRAVE MACMILLAN. - XVII, 301 P Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
27
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «KOLAPO, F. J. (2019) CHRISTIAN MISSIONARY ENGAGEMENT IN CENTRAL NIGERIA, 1857-1891. THE CHURCH MISSIONARY SOCIETY’S ALL-AFRICAN MISSION ON THE UPPER NIGER. CHAM: PALGRAVE MACMILLAN. - XVII, 301 P»

строительстве, критика римского прошлого (особенно заметная у Тертуллиана и Августина); «ригоризм» (прежде всего у Тертуллиана, Киприана и донатистов); влияние экклезиологии Киприана Карфагенского на всю последующую богословскую мысль и практику (особенно заметное в стремлении африканских церквей к автономии). Автор показывает, что древнее африканское христианство (в том числе его теология) не может быть до конца понято без учета этих характеристик.

Рассматриваемая работа написана на основе огромного

и разнообразного источнико-вого материала, включающего апологетические, полемические, теологические трактаты, деяния соборов, письма, надписи, археологические памятники, что позволяет автору сделать свои выводы и предположения более убедительными. Впрочем, как он сам неоднократно признает, многие вопросы, поднятые в книге, еще требуют более углубленного анализа, а потому само исследование можно рассматривать как приглашение к дальнейшей дискуссии.

Вл. Тюленев

Kolapo, F. J. (2019) Christian Missionary Engagement in Central Nigeria, 1857—1891. The Church Missionary Society's All-African Mission on the Upper Niger. Cham: Palgrave Macmillan. — XVII, 301 pp.

DOI: https://doi.org/lO.22394/2073-7203-2022-40-3-299-305

Профессор истории Африки в канадском Университете Гуэльфа Феми Дж. Колапо в 2019 г. опубликовал монографию, ставшую важной вехой в деле изучения роли протестантских миссионеров в процессе взаимодействия различных культур и цивилизаций на территории Западной Африки в XIX в. Данная книга является логичным итогом изучения автором различных аспектов деятельности христианских проповедников на черном континен-

те, нашедших отражение в целой серии научных статей, а также глав в коллективных трудах1.

1. Kolapo, F. J. (2000) "CMS Missionaries of African Origin and Extra-Religious Encounters at the Niger-Benue Confluence, 1858-1880", African Studies Review 43 (2): 87-115; Kolapo, F. J. (2000) "The 1858-1859 Gbebe Journal of CMS Missionary James Thomas", History in Africa 27: 159-192; Kolapo, F. J. (2005) "Christian Missions and Religious Encounters at the Niger-Benue Confluence before Colonization", in A. Ogundiran (ed.) Precolonial Nigeria, Essays in Honour of Toyin Falola,

В рецензируемой работе Ф. Дж. Колапо исследует специфику деятельности англиканских миссионерских станций в бассейне Нигера с 1857 по 1891 г. Это был уникальный для того времени эксперимент. Церковное миссионерское общество, которое с начала XIX в. приступило к работе по христианизации коренного населения Западной Африки, впервые доверило эту нелегкую работу самим африканцам во главе с освобожденным из рабства Сэмюэлем Кроуте-ром, который в 1864 г. стал первым чернокожим епископом Церкви Англии2. Особое значение созданной в 1857 г. Нигерийской миссии, кроме всего прочего, заключалось в том, что ей предстояло в течение нескольких десятилетий участвовать в сложном диалоге и взаимодействии трех историко-культурных цивилизаций — традиционной африканской, христианской и мусульманской.

pp. 509-524. Africa World Press; Kolapo, F. J. (2005) "Making favorable impressions": Bishop Crowther's CMS Niger mission in jihadist Nupe Emirate, 1859-1879", in Ch. J. Korieh, U. G. Nwokeji (eds) Religion, History, and Politics in Nigeria, pp. 29-51. UPA; Kolapo, F. J. (2018) "Anglicanism in West Africa", in W. Sachs (ed.) Oxford History of Anglicanism. Vol. 5, pp. 124-147. Oxford University Press.

2. Page, J. (1890) Samuel Crowther. The Slave Boy Who Became Bishop of the Niger, р. 118. New York: Fleming H. Revell Company.

Бесспорным достоинством рецензируемой книги является то, что она написана на основе широкого круга первичных источников, в который входят свидетельства и воспоминания современников описываемых событий, письма и отчеты миссионеров, отправлявшиеся в Великобританию, документы и материалы Церковного миссионерского общества. Также автор использует и обширный корпус научных исследований, посвященных различным аспектам деятельности христианских миссионеров в Африке. В этой связи несколько удивляет утверждение Колапо о том, что существует проблема «доступа к историческим источникам» (р. VIII). Спорными представляются и упреки в адрес специалистов по истории Африки в том, что за последние три десятилетия они отдают предпочтение изучению колониальной эпохи и меньше внимания уделяют событиям доколониального периода (р. VIII). Многочисленные источники и научная литература, представленные в библиографии к главам этой книги, явно опровергают указанные утверждения.

Монография Колапо отличается продуманной и логичной структурой. Каждая новая глава позволяет читателю, опираясь на предшествующий материал, получить новую интересную информацию, обратить внимание

на причинно-следственные связи описываемых событий. В начале своей работы автор, прежде всего, отмечает важность деятельности протестантских миссионеров для региона Западной Африки в первой половине XIX в. Христианизация местного населения, антирабовладельческая политика, гуманитарные аспекты деятельности евангелистов, по его мнению, стали фундаментальной основой и предпосылками для модернизации не только духовной, социокультурной, но и хозяйственной сферы жизни африканцев (р. 75-76). Вместе с тем представляется, что больше внимания стоило уделить вопросу о роли миссионерских школ не только в деле обучения аборигенов навыкам ведения эффективного хозяйства, необходимого для обмена товарами с европейцами, но и подготовки местных кадров для управления и дальнейшего распространения на континенте христианства. Как известно, руководитель Нигерийской миссии С. Кроутер был самым талантливым из первых шестерых африканских юношей, обучавшихся в колледже Фура-Бэй, который был открыт в 1827 г. в Сьерра-Леоне Церковным миссионерским обществом при активной поддержке губернатора Ч. Маккарти. Полученные знания он использовал для перевода на язык йоруба Библии, а также составления словарей запад-

ноафриканских языков йоруба, игбо и нупе3. Все это, без сомнения, сыграло важную роль в реализации плана по распространению христианства среди различных племен, проживавших в районе бассейна реки Нигер.

Анализируя полевую практику станций Нигерийской миссии, Колапо особое внимание уделяет проблеме сочетания в их работе задач по христианизации местного населения с развитием коммерческих начал, отмечая, что С. Кроутер и его соратники рассматривали христианство как важное средство приобщения африканцев к просвещению и прогрессу, развития эффективного и производительного хозяйства, вовлечения их в торговые отношения с британцами. «Отличительной чертой миссионерского видения Кроутера, — отмечает автор монографии, — было строительство школ и промышленных учреждений. Он высоко ценил и поддерживал создание институциональных структур, которые создали бы возможности для руководства коренными народами и их непосредственного участия в религии, которую он проповедовал» (р. 122).

В условиях, когда миссионерам необходимо было не только продемонстрировать аборигенам

3. The Centenary Volume of the Church

Missionary Society for Africa and the

East 1799-1899 (1902), р. 12-13.

превосходство христианства над местными традиционными верованиями африканцев, но и конкурировать с исламом, который с середины XVIII в. начал распространяться среди народа нупе в бассейне нижнего Нигера, работа по организации продуктивного хозяйства и решению социальных проблем местных жителей имела огромное значение. Кроме всего прочего, необходимость продуманной институцио-нализации деятельности протестантских проповедников Нигерийской миссии диктовалась и постепенно формировавшимися планами Великобритании по колонизации этого района Западной Африки.

Особый интерес представляет пятая глава рецензируемой книги, в которой рассказывается о роли женщин в деятельности африканской миссии в Нигере. Прежде всего, Колапо отмечает значительное число женщин и маргинализированных слоев населения среди туземцев, обращенных миссионерами в христианство. При этом автор монографии солидаризируется с мнением тех исследователей, которые считают, что это позволяло указанным слоям общества «обрести новые социальный и политический статусы, более высокие, чем те, которые ранее были, стать лидерами и деятелями местного и даже регионального значения» (р. 222-223).

В завершающей части своей работы Колапо пытается дать ответ на вопрос о том, насколько эффективной была деятельность африканской протестантской миссии в долине Нигера. Он справедливо отмечает, что определенный успех достигался в первую очередь в районах, населенных племенами, придерживавшимися традиционных верований и не имевшими устойчивого опыта государственности. При этом для достижения своих целей миссионерские станции должны были фактически брать на себя дополнительные функции, «предоставляя социальные, экономические или охранные услуги, которые должно было обеспечивать государство» (р. 269).

Удивительно, что руководители миссии, которые были выходцами из Сьерра-Леоне, не учли уже имевшийся негативный опыт этой британской колонии. В период с 1818 по 1827 гг. ад-министративно-управленче-ские функции на местном уровне там осуществлялись миссионерскими станциями4. Однако существенно возросший объем сферы ответственности неизбежно сокращал время, которое проповедники могли посвятить своей главной задаче — укреп-

4. Fyfe, Ch. (1964) Sierra Leone Inheritance, рр. 137-138. L.: Oxford University Press.

лению христианской веры среди новообращенных. Как следствие, христианизация местного населения, если говорить о районах действия станций Нигерийской миссии, часто была поверхностной. Элементы христианства у многих местных жителей сочетались с элементами традиционных африканских верований и практик.

В свою очередь, в тех районах бассейна Нигера, которые уже подверглись исламизации, ситуация была абсолютно иной. Учитывая попытки С. Кроутера и его соратников выстроить ци-вилизационный диалог с мусульманским населением, Колапо все же признает, что на территории эмирата Нупе «со стабильной и более устойчивой социально-политической структурой полный успех христианских миссий и их проектов должен был ждать более позднего вмешательства колониальной администрации» (р. 270).

К сожалению, в рецензируемой работе фактически не рассматривается еще один важный фактор, повлиявший на результат деятельности африканской миссии в бассейне Нигера — ее отношения с учредителем, Церковным миссионерским обществом. В начале своей монографии Колапо лишь отмечает, что идея об организации миссии, состоящей целиком из обращенных в христианскую веру африканцев,

не получила безоговорочной поддержки среди руководства Общества и только благодаря настойчивости его секретаря — Генри Венна — все же была воплощена в жизнь (р. VIII).

Относительная автономия Нигерийской миссии, фактическое отсутствие устойчивого и достаточного финансирования, исполнение функций проповедников новообращенными африканцами из Сьерра-Леоне, получившими, в лучшем случае, минимально необходимое образование, — все это вряд ли могло обеспечить высокую эффективность работы. С другой стороны, необходимость ежегодно представлять отчеты о своей деятельности и отсутствие в течение многих лет аудиторов, которые могли бы их проверить, естественным образом привели к припискам и искажению фактов.

В 1880-1890-е годы ситуация в Нигерийской миссии вызывала серьезную озабоченность у руководства Церковного миссионерского общества. Оно возбудило специальное расследование, по результатам которого некоторые африканские агенты были привлечены к дисциплинарной ответственности. Наконец в 1890 г. было принято принципиальное решение — отойти от первоначального плана и отправить в район бассейна Нигера белых проповедников с це-

лью повышения эффективности деятельности по христианизации местного населения в условиях фактически начавшейся британской колонизации этих земель. Сама же миссия в организационном плане была разделена на две части — Миссию Судана и верхнего Нигера и Миссию дельты и нижнего Нигера5.

Следует сказать, что Колапо в своей монографии не дает четкого ответа на вопрос, который неизбежно возникает перед всеми исследователями деятельности христианских миссионеров в доколониальный период: в чем заключалась их главная задача? Были ли проповедники, действовавшие в Западной Африке, «передовым отрядом британского империализма», создававшим необходимые условия для последующей колонизации, или же они руководствовались исключительно антирабовладельческими, гуманистическими и филантропическими мотивами, искренне пытались обратить туземцев в христианскую веру, наладить межкультурный диалог? Кроме того, автор не объясняет эволюцию взглядов и деятельности Сэ-мюэля Кроутера и его африканских сподвижников. Например, в середине XIX в. будущий руководитель Нигерийской миссии

5. Onwuka, D. K. (1962) Origins of the Ni-

ger Mission 1841-1891, р. 19. Ibadan University Press.

был активным сторонником колониальных захватов. Совместно с Г. Венном он приложил немало усилий для того, чтобы убедить британские власти в необходимости захвата острова Лагос, который впоследствии станет важным опорным пунктом при колонизации Нигерии6. Однако уже после увольнения в 1890 г. с должности главы миссии С. Кроутер стал разрабатывать и популяризировать идеи африканского национализма. Кроме того, он выступал за создание в регионе Западной Африки независимой англиканской епархии под руководством священников из числа местных жителей. Ответы на эти вопросы, бесспорно, чрезвычайно важны для всех специалистов, изучающих историю христианского миссионерского движения в доколониальной Африке. Вместе с тем, очевидно, что монография Ф. Дж. Колапо станет полезным подспорьем для студентов, изучающих историю Африки, религиоведение, культурологию и социологию, а также интересующихся разнообразными аспектами и особенностями распространения христианства в различных регионах мира в доколониальный период.

И. Ковалев

6. The Centenary Volume of the Church

Missionary Society for Africa and the

East 1799-1899 (1902), р. 3. London:

Church Missionary Society.

Библиография / References

Fyfe, Ch. (1964) Sierra Leone Inheritance. L.: Oxford University Press.

Kolapo, F. J. (2000) "CMS Missionaries of African Origin and Extra-Religious Encounters at the Niger-Benue Confluence, 1858-1880", African studies review 43 (2): 87-115.

Kolapo, F. J. (2000) "The 1858-1859 Gbebe Journal of CMS Missionary James Thomas", History in Africa 27: 159-192.

Kolapo, F. J. (2005) "Christian Missions and Religious Encounters at the Ni-ger-Benue Confluence before Colonization", in A. Ogundiran (ed.) Precolonial Nigeria, Essays in Honour of Toyin Falola, pp. 509524. Africa World Press.

Kolapo, F. J. (2005) "Making favorable impressions": Bishop Crowther's CMS Niger mission in jihadist Nupe Emirate, 1859-1879", in Ch. J. Ko-rieh, U. G. Nwokeji (eds) Religion, History, and Politics in Nigeria, pp. 29-51. UPA.

Kolapo, F. J. (2018) "Anglicanism in West Africa", in W. Sachs (ed.) Oxford History of Anglicanism. Vol. 5, pp. 124-147. Oxford University Press.

Onwuka, D. K. (1962) Origins of the Niger Mission 1841-1891. Ibadan University Press.

Page, J. (1890) Samuel Crowther. The Slave Boy who became Bishop of the Niger, p. 118. New York: Fleming H. Revell Company.

The Centenary Volume of the Church Missionary Society for Africa and the East 1799- 1899 (1902). London: Church Missionary Society.

Bongmba, E. K. (ed.) (2020) The Routledge Handbook of African Theology. Abingdon: Routledge. — 535 p.

DOI: https://doi.org/lO.22394/2073-7203-2022-40-3-305-3i3

Африканская теология привлекает внимание исследователей из самых разных академических дисциплин. Ключевыми причинами такого интереса можно считать: интеллектуальную притягательность самого континента, проделавшего в западном политическом и культурном дискурсе эволюцию от «континента бедности» до «континента возможностей»1; востребованность

1. Bernhold, Ch. (2014) "Die 'neue' Afrika-Politik der BRD 'Chancenkontinent' deutscher Wirtschafts- und Machtpolitik", Informationsstelle Mil-

знаний о христианской традиции веры, рассмотренной с точки зрения народов Африки в контексте постколониализма; поиски интеллектуальных средств выражения аутентичной африканской идентичности в ее панафриканской или национальной моделях, разворачивающиеся в теологических дискуссиях. Рецензируемый сборник статей, редактором которого является Элиас Кифон

itarisierung (IMI) e.V. 3: 9-14 [http:/ /www.imi-online.de/down-load/Juni20l4_04bernhold.pdf2, accessed on 08.09.2022].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.