Научная статья на тему 'Просянка Emberiza calandra в Калининградской области - локальный феномен численности редкого вида'

Просянка Emberiza calandra в Калининградской области - локальный феномен численности редкого вида Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Просянка Emberiza calandra в Калининградской области - локальный феномен численности редкого вида»

Нечаев В.А. 1991. Птицы острова Сахалин. Владивосток: 1-748.

Нечаев В.А., Гамова Т.В. 2009. Птицы Дальнего Востока России (аннотированный

каталог). Владивосток: 1-564. Сотников В.Н., Вальчук О.П., Редькин Я.А., Акулинкин С.Ф., Атрохова Т.А. 2013.

Фаунистические находки и новые сведения о редких и малоизученных видах птиц в окрестностях залива Чайво (северо-восточный Сахалин) в 2004-2013 годах // Рус. ор-нитол. журн. 22 (932): 2903-2913. Шульпин Л.М. 1931. Поездка с орнитологической целью в область хребта Сихотэ-Алинь

в 1928 г. // Изв. АН СССР 7, 4: 589-601. Handbook of the Birds of the World. 2008. Vol. 10. Cuckoo-shrikes to Thrushes. Barcelona: 1895.

Ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1877: 275-279

Просянка Emberiza calandra в Калининградской области - локальный феномен численности редкого вида

Д.В.Кулаков, Г.В.Гришанов

Дмитрий Владимирович Кулаков. Санкт-Петербургское отделение Института геоэкологии им. Е.М.Сергеева РАН, Средний пр., д. 41, Санкт-Петербург, 199004, Россия. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская набережная, д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034, Россия. E-mail: dvkulakov@mail.ru Геннадий Викторович Гришанов. Русское общество сохранения и изучения птиц им. М.А.Мензбира (РОСИП), Калининградское отделение, Калининград, Россия. E-mail: ggrishanov@kantiana.ru

Поступила в редакцию 13 января 2020

Просянка в Калининградской области

В Калининградской области просянка Emberiza calandra относится к редким видам с сокращающейся численностью (Красная книга... 2010). В первой половине XX века она была относительно обычна в северо-восточной части Восточной Пруссии (в границах современной Калининградской области). В этой провинции была распространена неравномерно, местами характеризовалась как весьма частая (в западной и центральной части), местами полностью отсутствовала. Численность вида испытывала значительные межгодовые колебания, однако в 1939 году произошло её резкое сокращение практически повсеместно (Tischler 1941). Во второй половине XX века (с середины 1970-х по 1999 год) случаев гнездования просянки в Калининградской области не зарегистрировано (Гришанов, Беляков 2000). В начале XXI века просянка встречалась локально и нерегулярно в западной и юго-восточной частях области, оставаясь крайне редким гнездящимся видом.

Гнездовой биотоп просянки (1, 2, 3), фото Г.В.Гришанова. Район исследований (4); просянки в окрестностях города Неман (5, 6, 7), фото Д.В.Кулакова.

В период с 2016 по 2019 год нами обнаружен участок агроланд-шафта в окрестностях города Немана с очень высокой плотностью населения просянки. В июне 2016 года отмечен один поющий самец, но уже в июне и июле 2017 года численность этих птиц увеличилась до 4 пар (Кулаков, Гришанов 2017). Просянки встречались на многолетней зарастающей залежи, где к настоящему времени сельскохозяйственная деятельность не велась больше 7 лет. Участок представляет собой типичный для этого вида биотоп — сухой луг с куртинной древесной растительностью в мозаичном агроландшафте, граничащий с постройками на окраине города и обширной дачной застройкой (см. рисунок). Площадь обследованной территории, на которой гнездились просянки, составляет примерно 2 км2. На прилежащей территории в радиусе до 30 км гнездование вида не обнаружено. Плотность населения просянки на исследуемой площадке возросла с 1 пары в 2016 году до 12 пар в мае 2019 года (см. таблицу)

Во время учётов были сделаны аудиозаписи голосов просянок*. Каждый самец держался на индивидуальной территории, кроме того, наблюдались птицы с пойманными насекомыми — кормом для птенцов (рисунок). Стабильный рост численности и регулярные регистрации

* Ссылки на аудиозаписи голосов просянок: 28 июня 2016 — www.xeno-canto.org/325363; 25 июня 2018 — www.xeno-canto.org/423124; 22 мая 2019 — www.xeno-canto.org/478553.

кормящих птенцов птиц свидетельствуют об их успешном размножении в окрестностях города Немана.

Динамика плотности населения просянки в период гнездования (май-июнь) в окрестностях города Немана Калининградской области

Год Число гнездящихся пар 2 Плотность гнездования, пар/км

2016 1 0.5

2017 4 2.0

2018 10 5.0

2019 7-12 3.5-6.0

Просянка в Европе

В 1970-1990-е годы происходило быстрое сокращение ареала и численности просянки в Северной, Западной и Центральной Европе. Наибольшее сокращение численности установлено в Великобритании, Швеции, Дании, Нидерландах, Швейцарии, Германии, Бельгии (Hage -meijer, Blair 1997).

Современные европейские тенденции противоречивы. Снижается численность небольших популяций вида в Бельгии, Нидерландах, Дании, Венгрии. Однако для обширных территорий в Европе численность просянки оценивается как стабильная (Франция), или растущая (Германия, Польша). Для европейской части России тоже установлен рост численности вида. В целом для Европы состояние просянки оценивается как стабильное (Staneva, Burfield 2017).

В соседней с Калининградской областью Литве просянка распространена локально, занесена в Красную книгу и численность её оценивается в 20-50 пар (Lithuanian breeding... 2006; Red Data... 2007), а современное состояние как стабильное (Staneva, Burfield 2017).

С вязи с гне з довым биотопом и причины изменений численности

В Восточной Пруссии в первые десятилетия ХХ века в мозаичном агроландшафте просянка предпочитала участки с посевами зерновых. В долине реки Преголи она часто гнездилась там, где луга граничили с пашней. Отмечена негативная реакция вида на осушительную мелиорацию. Предполагалось, что местами просянку вытесняет обыкновенная овсянка Emberiza citrinella (Tischler 1941).

В качестве вероятных причин сокращения численности просянки в Европе в 1970-1990-е годы названы изменение сельскохозяйственной практики (увеличение площади посевов озимых, ранняя уборка урожая, осенняя запашка стерни) и уязвимость птиц к крайним вариантам климатических условий, особенно на границах ареала (Hagemeijer, Blair 1997).

В Германии, где современная численность просянки оценивается в 25-44 тыс. пар (Staneva, Burfield 2017), резкое снижение плотности населения вида с 1970-х годов произошло из-за интенсификации землепользования, приводящей к низкой успешности размножения и высокой смертности. После объединения в Германии в 1990 году крупные восточногерманские фермы прекратили сельскохозяйственную деятельность и значительные площади земель в агроландшафте были выведены из использования. Отмеченный через несколько лет рост численности просянки был связан с возросшим разнообразием и богатством структуры растительности заброшенных земель, где редкая растительность создавала благоприятные условия для питания, а густая - для гнездования, а также с более высокой численностью и ранним пиком изобилия предпочитаемого птенцами корма (Saltatoria, Araneae, гусеницы Lepidoptera), отсутствием беспокойства от работы сельхозтехники (Fischer 1998). Просянка предпочитала гнездиться на 4-5-летних залежах, где за счёт высокой численности насекомых успешность гнездования превышала 80%. Такая реакция птиц на характер землепользования, по мнению немецких авторов, делает просянку лучшим индикаторным видом состояния агроландшафта (Fischer, Schneider 1996).

Типичным местом обитания этих птиц в современной Калининградской области являются залежные земли в мозаичном агроландшафте, где луговое высокотравье чередуется с кустарниковыми зарослями, лесополосами и отдельно стоящими деревьями. Посевы зерновых, как и распаханные земли, не являются обязательным элементом гнездового биотопа просянки на исследованной территории.

Плотность населения просянки на исследованном участке агр о-ландшафта близ города Немана в 2018 и 2019 годах могут оцениваться как беспрецедентно высокие для территории Калининградской области за весь период орнитологических наблюдений, включая довоенный. Они сопоставимы с гнездовой плотностью вида на отдельных территориях Польши, где популяция просянки растёт и достигает максимальной плотности в 3-6 пар/км2 (Kuzniak, Dombrowski 2007).

Результаты наших исследований просянки в Калининградской области дают основание считать, что интенсификация сельскохозяйственной деятельности в разные исторические периоды, как в довоенный, так и при социалистической системе хозяйствования, оказала определённое негативное влияние на состояние вида. При последующем упадке объёмов сельскохозяйственного производства, сопровождающемся быстрым ростом площади земель, выведенных из хозяйственного оборота и заброшенных, хаотично зарастающих мозаичным высокотравь-ем, куртинами кустарников, на отдельных участках сформировались крайне благоприятные условия для гнездования просянки. Видимо, исследуемый нами участок залежных земель близ окраины города Не-

мана является своего рода «локальным рефугиумом», способным поддерживать необычайно высокую для юго-восточной части Балтийского региона плотность населения просянки в современных биотопических и климатических условиях. Однако остаётся неясным, почему на других участках залежных земель, по видимым характеристикам близким к исследуемому, просянка регистрируется либо единичными парами, либо полностью отсутствует.

Литератур а

Гришанов Г.В., Беляков В.В. 2000. Наземные позвоночные Калининградской области:

Справочное пособие. Калининград: 1-69. Красная книга Калининградской области. 2010. Калининград: 1-333. Кулаков Д.В., Гришанов Г.В. 2017. Новые сведения о регистрациях просянки Emberiza

calandra в Калининградской области // Рус. орнитол. журн. 26 (1504): 4080-4081. Staneva A, Burfield I. (comp.) 2017. European Birds of Conservation Concern: Populations,

Trends and National Responsibilities. Cambridge: BirdLife International. Fischer S., Schneider R. 1996. Die Grauammer Emberiza calandra als Leitart der Agrarlandschaft // Vogelwelt 117, 4/6: 225-234. Fischer S. 1998. Corn Buntings Miliaria calandra profit by set-asides in agricultural landscapes // Ostrich 69, 3/4: 283-284. Hagemeijer E.J.M., Blair M.J. (eds.). 1997. The EBCC Atlas of European Breeding Birds:

Their Distribution and Abundance. London: 390-391. Kurlavicius P. (eds). 2006. Lithuanian Breeding Bird Atlas. Vilnius.

Kuzniak S., Dombrowski A. 2007. Potrzeszcz Emberiza calandra // Atlas rozmieszczenia

ptakow Iqgowych Polski 1985-2004. Poznan: 516-517, 596. Rasomavicius V. (eds). 2007. Red Data Book of Lithuania. Vilnius. Tischler F. 1941. Die Vögel Ostpreußens und seiner Nachbargebiete. Königsberg; Berlin, 1.

Ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1877: 279-283

О пролёте чёрного аиста Ciconia nigra в долине Иртыша между городами Усть-Каменогорск и Семей (Семипалатинск)

Н.Н.Березовиков

Николай Николаевич Березовиков. Институт зоологии, Министерство образования и науки. Проспект Аль-Фараби, д. 93, Алматы, 050060, Казахстан. E-mail: berezovikov_n@mail.ru

Поступила в редакцию 13 января 2020

Информация о том, что чёрные аисты Ciconia nigra в последние годы стали встречаться по Иртышу в Восточно-Казахстанской области, была удивительной не только для людей, интересующихся птицами, но и для большинства местных жителей, впервые увидевших чёрных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.