Научная статья на тему 'Просветительско-издательская деятельность М. М. Хераскова и «Путешествия разума» русского культурного общества его времени'

Просветительско-издательская деятельность М. М. Хераскова и «Путешествия разума» русского культурного общества его времени Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
355
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / XVIII ВЕК / М.М.ХЕРАСКОВ / МАСОНСТВО / РАЦИОНАЛИЗМ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖУРНАЛЫ / ПОЭЗИЯ / НРАВОУЧИТЕЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ / RUSSIAN LITERATURE / 18TH CENTURY / M.M.KHERASKOV / FREEMASONRY / RATIONALISM / LITERARY MAGAZINES / POETRY / MORAL ESSAYS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Блудилина Наталья Даниловна

В статье исследуется связь философии рационалистического масонства с «путешествиями разума» М.М.Хераскова и его литературного окружения, анализируются тексты их нравоучительных сочинений в журналах 1760-х годов. История развития духовной культуры России восемнадцатого столетия содержит еще много спорных и непрочитанных страниц. Одна из них история русского масонства как философского, идеологического течения среди мыслящих кругов русского общества и его влияния на литературный процесс о чем и в прошлых и в современных трудах иногда встречаются весьма противоречивые суждения, порой упрощение сложных и неоднозначных процессов. Парадокс духовного развития целого поколения русских образованных людей 1760-х гг. при усвоении ими идей западноевропейского Просвещения и трудов античных философов, покоившихся в его основании, заключался в следующем. Рационализм, основанный на познании естества, и идеальная мораль стоиков, приводили русских философов-масонов к гармоничному слиянию мудрости разума с учением Священного Писания к началам христианства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL AND PUBLISHING ACTIVITY OF M.M.KHERASKOV AND «TRAVELS OF THE MIND» OF THE RUSSIAN CULTURAL SOCIETY OF HIS TIME

This article explores the relationship of rationalist philosophy of freemasonry with «the journeys of the mind» by M.M.Kheraskov and his literary community, analyses texts of their moral essays in 1760th magazines. The history of development of Russian spiritual culture of the eighteenth century contains many controversial and unread pages. One of them is history of the Russian freemasonry as philosophical, ideological current among the conceiving circles of the Russian society and its influence on literary process about what both in last and in modern works there are sometimes very contradictory judgments, sometimes simplification of difficult and ambiguous processes. The paradox of spiritual development of the whole 1760th generation of the Russian educated people at assimilation of the Western European Education ideas and works of the antique philosophers which were based in them basis is consisted in the following. The rationalism based on knowledge of a nature and the ideal moral of stoik, led the Russian freemasonry philosophers to harmonious merge of reason wisdom to the doctrine of the Scripture to the beginnings of Christianity.

Текст научной работы на тему «Просветительско-издательская деятельность М. М. Хераскова и «Путешествия разума» русского культурного общества его времени»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ HUMANITARIAN SCIENCES

УДК 930.85+82(091) (История цивилизации. История культуры (общие вопросы) История литературы (в целом))

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.М.ХЕРАСКОВА И «ПУТЕШЕСТВИЯ РАЗУМА» РУССКОГО КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА

ЕГО ВРЕМЕНИ

© 2017 Н.Д.Блудилина

Блудилина Наталья Даниловна, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой

литературы имени А.М. Горького. E-mail: dilinata@mail. ru

Российская академия наук, Москва, Россия

Статья поступила в редакцию 23.06.2016

В статье исследуется связь философии рационалистического масонства с «путешествиями разума» М.М.Хераскова и его литературного окружения, анализируются тексты их нравоучительных сочинений в журналах 1760-х годов. История развития духовной культуры России восемнадцатого столетия содержит еще много спорных и непрочитанных страниц. Одна из них — история русского масонства как философского, идеологического течения среди мыслящих кругов русского общества и его влияния на литературный процесс — о чем и в прошлых и в современных трудах иногда встречаются весьма противоречивые суждения, порой упрощение сложных и неоднозначных процессов. Парадокс духовного развития целого поколения русских образованных людей 1760-х гг. при усвоении ими идей западноевропейского Просвещения и трудов античных философов, покоившихся в его основании, заключался в следующем. Рационализм, основанный на познании естества, и идеальная мораль стоиков, приводили русских философов-масонов к гармоничному слиянию мудрости разума с учением Священного Писания — к началам христианства.

Ключевые слова: Русская литература; XVIII век; М.М.Херасков; масонство; рационализм; литературные журналы; поэзия; нравоучительные сочинения.

История развития духовной культуры России восемнадцатого столетия содержит еще много спорных и непрочитанных страниц. Одна из них — история русского масонства как философского, идеологического течения среди мыслящих кругов русского общества и его влияния на литературный процесс — о чем и в прошлых [3, 4, 8, 10, 17, 18, 25, 38, 43] и в современных трудах [2, 13, 15, 16, 19, 31-34, 36, 39, 40, 44] иногда встречаются весьма противоречивые суждения, порой упрощение сложных и неоднозначных процессов. Работ посвященных конкретно творчеству М.М. Хераскова и его окружению в свете духовных исканий эпохи немного [5, 11, 14, 26, 28, 29,]. Постараемся объективно разобраться в «путешествиях разума» М.М.Хераскова и его литературного окружения в 1760-е гг., отчасти отражавших сложные процессы становления духовной культуры России в XVIII в.

Хорошо известно, что Михаил Михайлович Херасков годы своей жизни посвятил просвети-тельско-издательской деятельности. Он возглавил и объединил вокруг Московского универси-

тета группу литераторов: А.А.Нартов, А.А.Ржевский, Алексей и Семен Нарышкины, Д.Аничков, Я.И.Булгаков, В.И.Майков, И.Ф.Богданович, — считавших себя учениками А.П.Сумарокова, которые стали сотрудниками и авторами журнала «Полезное увеселение», издававшегося при том же университете под руководством Хераскова с января 1760 по июль 1762 г. В январе 1763 г. на смену журналу «Полезное увеселение» пришло издание «Свободные часы», издававшиеся ежемесячно, его редактором по-прежнему был Херасков с неизменным кругом сотрудником.

Выпуск журналов для членов московского литературного кружка был не только наиболее удобной формой контактов с читателями в целях творческого самоутверждения, но и просвещения — приобщения к литературе своих соотечественников. Эти литераторы впервые образовали единую группу со своей философской, политической и литературной позицией.

Если внимательно проанализировать более ранние статьи указанных авторов в других жур-

налах, например, «Ежемесячных сочинениях к пользе и увеселению служащих» (особенно за первые годы издания — 1755-1758), то увидим, что они проводят один и тот же взгляд на жизнь: она есть только тлен и суета, в смертном теле есть только вечная душа, которую надо укреплять и воспитывать принципами неуклонной морали. Этой мыслью проникнуты и духовные оды (частью переложение псалмов), и нравоучительные басни. Авторы од и басен — А.А.Сумароков [41] и М.М.Херасков [46].

Весь строй подобных мыслей близок, несомненно, философии рационалистического масонства, о чем мы писали в разделе своей монографии [1]. Рационалистическое направление, было не чуждо идеям Просвещения. Но просвещение ограничивалось пределами одной личности — самопознанием и самосовершенствованием; общение сводилось к узкому кругу лиц — едино мыслящих и просвещенных. Постичь «законы разума» и на основании этих законов построить жизнь своего духа и тела — такова цель, стремление к которой проповедовалось в масонских организациях. Просвещенный разум рождает и совершенствует душу, открытую добру и любви. В основе нравственной жизни лежит осознанный моральный императив, утверждали члены братства. Масоны пытались создать новую мораль, которая опиралась бы не на авторитет религии, а на главенство разума.

Но в указанном выше можно усмотреть не только идейную близость, но и личностную связь. Сумароков уже в конце 1750-х гг. состоял в масонстве. В донесении Олсуфьева, поданном около 1756 г. императрице Елизавете, описывается ложа, относящаяся к французскому рыцарскому масонству, судя по ее сложному ритуалу. В числе других ее членов — «бригадир» Александр Сумароков [12, с. 49-50]. Херасков стал деятельным масоном позже в 1770-х и 1780-х гг. А.А. Ржевский впоследствии стал видным петербургским розенкрейцером. Д. Аничков позже печатал у Новикова в Москве свои учебники по математике. Я.С.Булгаков одно время был близок с Новиковым по литературным делам, о чем свидетельствуют письма Новикова к нему 1779-1780 гг. [30, с. 737-747].

Из трудов Сумарокова в «Ежемесячных сочинениях к пользе и увеселению служащих» следует выделить «Оды духовные»— переложение псалмов I, XXXIV, XXXI, LI и CIV и III главы Си-раха [27] — во втором томе «Ежемесячных сочинений» [6]; «Оду» (из псалма LXX) — в третьем томе [7]. Хераскову принадлежит «Ода Христианскому закону» в третьем томе журнала [7]. Ав-

торами и переводчиками нравственных повестей и рассуждений был и А.А.Нартов, также напечатал особенно много переводов и сочинений. Можно назвать следующие: «Рассуждение о смерти» в третьем томе [7], «Письмо о дружестве» в пятом томе, «Слово похвальное графу Тю-ренну» в семнадцатом томе.

В другом журнале «Праздное время» (издания 1759-1760 гг.) сотрудничали Нартов и Сумароков. Вероятно, первому принадлежат переводы следующих нравственно-философских сочинений: «Рассуждение о душевном спокойствии и безумных людских желаниях», «Рассуждение о пределах дружества», «О успокоении совести» (первая часть журнала) [24].

В 1759 г. Сумароков издавал журнал «Трудолюбивая пчела». В нем, кроме Сумарокова и Нартова, писали статьи философско-нравст-венного характера Алексей и Семен Нарышкины. Интересны для нашей темы их переводы «Мнений Оксентирна» (сентябрьский выпуск) [42].

Но «Полезное увеселение» был наиболее живой и интересный журнал среди остальных до-новиковских изданий. Сам Херасков в первый год издания журнала опубликовал в нем 86 своих произведений, и в стихах, и в прозе, в которых постоянно затрагивал вопросы моральной философии. Характерны названия его произведений: «Все на свете сем преходит», «Разговоры в царстве мертвых», «Путешествия Разума» (стансы в первом томе) [20], эпистола «Что мыслишь, человек» и ода «Утешайся, мысль прискорбна» (во втором томе) [20].

А.Нарышкин поместил в этом журнале стихи «На злобу» (во втором томе) [20] и статьи «Уединенная жизнь» и «Умирающий христианин в душе своей» (в третьем томе) [21]. С. Нарышкин во втором томе опубликовал стихотворное письмо к Ржевскому [20]. Аничков (в четвертом томе) — «Рассуждение о бессмертии души человеческой» [22]. Булгаков печатал переводы из Исократа и Лукиана; Ржевский — рондо «Не лучше ль умереть» и сонеты «К тебе, Владыко» и «Где смертным обрести» [22]. В пятом томе журнала за 1762 г. был помещен анонимный перевод (возможно, А. Нарышкина) «Экономии жизни человеческой, перевод с индейского на французский, а потом на русский язык» [23].

Немного подробнее о значении этой книги для русских масонов (о чем свидетельствуют ее многочисленные переводы в России и более десяти публикаций) — это сочинение «Economy of human Life» [48, с. IV.] английского поэта и известного книгопродавца XVIII в. Роберта Додсли (1703-1764), Книга Додсли была для русских ма-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №2, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 2, 2017

сонов как бы сжатой энциклопедией нравственности, изложенной необычайно легко и изящно. «Падши на колена, житель Земли, в молчании и благоговении прими наставления Всевышнего, — такими словами начиналась книга Додсли, — чтобы везде, где только солнце светит или ветер веет, где уши к слышанию и разум к понятию есть, законы жизни введены и правила правды почитаемы и последуемы были» [48, с. 1]. «Экономия жизни человеческой» касалась тех же вопросов, какие ставились обыкновенно и масонами в их речах и изъяснениях к «актам» и катехизисам. Сочинение Додсли было как бы настольной книгой нравственности, руководством к жизни чистой и безгрешной. Не случайно «Экономия...» в другом переводе и с сокращениями была включена в состав «Карманной книжки для В. К.», изданной Новиковым в Москве в 1783 г. [9]. Позже на эту же тему выйдет книга Д.Н. Синьковского «Слово о вероятном познании нравов человеческих по некоторым знакам» [37].

Духовным интересам рационалистического масонства отвечали также сочинения, «скептического» направления мысли. К ним относились и переводы произведений Монтеня и Фонтенеля из новых писателей и Лукиана — из древних. Подобные сочинения рассматривали жизнь с точки зрения ничтожества человеческого существования.

Лукиан переводился в нескольких журналах доекатеринской эпохи: «Ежемесячные сочинения» (1757, том пятый, январь), «Праздное время» (1760, часть четвертая, октябрь), «Трудолюбивая пчела» (1759, март), «Полезное увеселение» (1760, том первый, май, июнь; 1761, том третий, март). «Разговоры по подобию Лукиано-вых» Фонтенеля помещались в журналах «Ежемесячные сочинения» (1756, том третий, август; перевод Нартова) и «Праздное время» (1759, часть первая, февраль; вероятно, перевод тоже Нартова).

Русский масон-рационалист, опираясь на стоицизм, размышляя о ничтожестве и суете человеческой жизни, уходил в сферу иного мировосприятия — начинал искать нетленные ценности вне материального мира.

Журнал «Ежемесячные сочинения» поучал своего читателя в переводе «Господина Геллерта достойная любви»:

Одна лишь красота телесна, Приятность и очам прелестна, Не может вечно нас зажечь; Что в членах льстит и нас пленяет,

То наглость времени съедает, И может вскоре все пресечь [6, с. 153-155].

О тщетности земных тщеславных устремлений писал Сумароков в «Одах Духовных»: Колико будешь вознесен, Толико будешь ты смирен; Бог души горды ненавидит, И зря с небесной высоты, Все действо здешне ясно видит [6, с. 260].

Опровергая мнение Лукреция, Дмитрий Аничков в своих рассуждениях «О бессмертии души человеческой» утверждал: «Душа человеческая есть подлинно бессмертная» [22 ,с. 24-37].

«Смерть, где твое жало? — вопрошал Алексей Нарышкин в статье "Умирающий Христианин в душе своей". — Живущая искра небесного пламени, оставь сие смертное тело. Дрожать, надеяться, трепетать, лететь — какое мучение! Какое блаженство в смерти!» [21, с. 23-24]

Нартов в своих «Рассуждениях о смерти» исходил из положения, «что вечное блаженство смертных не может быть не естественно, но должно соответствовать естеству, одаренному изобильно разумом и волею» [5, с. 92-95]. Это естественное блаженство не может заключаться в материальной жизни, так как она не вечна — следовательно, оно — в жизни духа, которую смерть не прекращает; поэтому человек «должен привесть свою волю и желания в порядок целомудрием, обузданием своих страстей и всеми прочими добродетелями» [7, с. 92-95.].

Приведенные цитаты из сочинений сотрудников литературного круга Хераскова ясно выражает образ мыслей представителей скептического направления. Скептицизм тесными узами сплетался с новой моралью разумной философии. Если телесная жизнь человеческая — тлен и суета, то не надо в ней искать смысл бытия: руководящее начало разума освещает существование человека, дает ему истинную мудрость; воспитание души и спокойствие духа — цель самосовершенствования просвещенной личности.

Мотив этот повторяется многократно в материалах журналов, отмеченных нами выше. В сочинении неизвестного автора в «Полезном увеселении» читаем:

Не постоянен свет, все в свете суета, Проходит все как дым, сон краткий и мечта. Нет в свете ничего, чтоб было непременно, Нет постоянного на свете совершенно [21, с. 49].

Парадокс духовного развития целого поколения русских образованных людей 1760-х гг. при усвоении ими идей западноевропейского Просвещения и трудов античных философов, покоившихся в его основании, заключался в следующем. Рационализм, основанный на познании естества, и идеальная мораль стоиков, приводили русских философов-масонов к гармоничному слиянию мудрости разума с учением Священного Писания — к началам христианства.

Переложение Херасковым «Почерпнутые мысли из Екклезиаста» Вольтера в 1764 г. (книга переиздавалась в 1779, 1786 гг.) как бы закрепляло эту связь между рациональным восприятием и мистическим мироощущением, когда даже познание самого себя дается как откровение свыше. На философском языке та же связь была вы-

ражена понятием о божественности разума: всю жизнь надо строить по велениям естества, но сам разум — только искра «небесного пламени», зажигающая душу человека [45, с. 6].

Искусственная нить, связующая разум и Священное Писание, была найдена, но внутреннее противоречие, существующее между двумя различными типами мировоззрений, рационалистическим и мистическим, не исчезло. Наступило лишь как бы внешнее равновесие двух систем, и упадок одной из них был неизбежен. И вскоре в русском масонстве в конце 1770-х гг., как и в миросозерцании эпохи в целом, наступил период разложения рационализма и следующего за ним господства мистики, что нашло отражение в смене соответствующих направлений в русской литературе: классицизма и сентиментализма.

1. Блудилина, Н.Д. Европейское Просвещение и русские масоны. (Отражение их философии в литературе 17601790-х гг.) // Блудилина, Н.Д. Запад в русской литературе XVIII века. М., Российский писатель, 2005. 295 с.

2. Бухаркин, П.Е. Православная церковная и русская литература XVIII-XIX вв. Проблемы культурного диалога. СПб., Изд-во СПб ун-та, 1996. 172 с.

3. Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II. Пг., Тип.Акционерного О-ва. Б.г. 287 с.

4. Гуковский Г.А. Очерки по истории русской литературы XVIII века. Дворянская фронда в литературе 17501760 гг. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1936. 453 с.

5. Давыдов, Г.А. Поэзия М.М. Хераскова и религиозные искания русских масонов // Масонство и русская литература XVIII начала XIX вв. М., Эдиториал УРСС, 2000. С. 130-143.

6. Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащих. СПб., Петербургская АН, 1755. Т. 2. 96 с.

7. Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие. СПб., Петербургская АН, 1756. Т. 3. 96 с.

8. Иванов, В.Ф. Православный мир и масонство. Харбин, 1935. Репринт. М., ТРИМ, 1993. 96 с.

9. Карманная книжка для В.К. и для тех, которые не принадлежат к числу оных. М., Университетская тип. у Н.Новикова, 1783. 116 с.

10. Ковалевский, М.М. Масонство во времена Екатерины // Вестник Европы. 1915. № 9. С. 21-32.

11. Левицкий, А. Н.И.Новиков и М.М.Херасков. Масонская тема в творчестве. (Предпосылки для дальнейшего исследования) // Новиков и русское масонство. М., Искусство, 1996. С. 37-59.

12. Летописи русской литературы и древности / изд. Н.С.Тихомировым. М., 1861. Ч. IV. Отд. III. С. 49-50.

13. Масоны и масонство: сб. статей. М., Эра, 1994. Вып. I. 122 с.

14. Назаретская, К.А. Сентиментальные и предромантические мотивы в творчестве М.Хераскова и поэтов его школы 60-70-х годов // Вопросы романтизма. Вып. 3: Уч. записки Казанского государственного университета. Т. 127, кн. 2. Казань, 1976. С. 3-37.

15. Новиков, В.И. Масонство и русская культура. М., Искусство, 1998. 495 с.

16. Острецов, В. Масонство, культура и русская история. М., ООО «Штрихтон», 1998. 696 с.

17. Пекарский, П.П. Дополнения к истории масонства в России XVIII столетия. СПб., 1869. Сб. статей, читанных в отделении русского языка и словесности Императорской Академии Наук. Т. VII. № 4.

18. Пиксанов, Н.К. Масонская литература // История русской литературы: в X т. М.; Л., Изд-во Академии наук СССР, 1947. Т. IV. Ч. 2. С. 87-94.

19. Платонов, О.А. Терновый венец России: тайная история масонства, 1731-2000. М., Русский вестник, 2000. 1456 с.

20. Полезное увеселение. 1760. Т. 1. Т. 2.

21. Полезное увеселение. 1761. Т. 3.

22. Полезное увеселение. 1762. Т. 4.

23. Полезное увеселение. 1762. Т. 5.

24. Праздное время. 1759-1760.

25. Пыпин, А.Н. Русское масонство до Новикова // Вестник Европы. 1868. № 6. С. 554-559.

26. Романов, И.Н. М.М.Херасков // Масонство в его прошлом и настоящем. М., 1915. Т. 2. (Репринт: М.,1991).

27. Ровнер, М.Л. Масонские мотивы в переложениях псалмов А.П.Сумарокова // Масонство и русская литература XVIII начала XIX вв. М., Эдиториал УРСС, 2000. С. 119-129.

28. Розанов, И.Н. Михаил Матвеевич Херасков // История масонства. Великие цели. Мистические искания. Таинство обрядов: в 2 т. М., Эксмо-Пресс, 2002. Т. 2. С. 410-426.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №2, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 2, 2017

29. Руднева, О.Н. Поэтическая индивидуальность М.М.Хераскова: философские и эстетические искания: дисс... канд. филол. наук. Липецк, 2003. 245 с.: http://www.dissercat.com/content/poeticheskaya-individualnost-mm-kheraskova-filosofskie-i-esteticheskie-iskaniva

30. Русский архив. 1864. Вып. 1.

31. Сахаров, В.И. Концепция человека в философии русских масонсов. (По архивным материалам) // Дельфис. 1997. № 4. С. 3-26.

32. Сахаров, В.И. Масонство, литература и эзотерическая традиция в век Просвещения (вместо введения) // Масонство и русская литература XVIII - начала XIX вв. М., Эдиториал УРСС, 2000. С. 3-29.

33. Сахаров В.И. Русская масонская поэзия (к постановке проблемы) // Масонство и русская литература XVIII начала XIX вв. М., Эдиториал УРСС, 2000. С. 66-118.

34. Сахаров, В.И. Масонская проза: история, поэтика, теория // Масонство и русская литература XVIII начала XIX вв. М., Эдиториал УРСС, 2000. С. 221-242.

35. Свободные часы. 1763. Январь. Март. Октябрь.

36. Семека, А.В. Русское масонство в XVIII веке // История масонства. Великие цели. Мистические искания. Таинство обрядов: в 2 т. М., Эксмо-Пресс, 2002. Т. 1. С. 165-253.

37. Синьковский, Д.Н. Слово о вероятном познании нравов человеческих по некоторым знакам. М., Унив.тип. у А.Светушкина, 1789.

38. Соколовская, Т.О. Масонские системы // История масонства. Великие цели. Мистические искания. Таинство обрядов: в 2 т. М., Эксмо-Пресс, 2002. Т. 2. С. 427-461.

39. Соловьев, О.Ф. Русское масонство 1730-1917. М., Крафт+, 2004. 720 с.

40. Стенник, Ю.В. Православие и масонство в России XVIII века. (К постановке проблемы) // Русская литература. 1995. № 1. С. 79-92.

41. Сумароков, А.П. Полное собрание всех сочинений в стихах и прозе: в X ч. М., 1781-1782.

42. Трудолюбивая пчела. 1759. Май. Март. Сентябрь.

43. Тукалевский, В.Н. Искания русских масонов. СПб., Сенатская тип., 1911. 71 с.

44. Харитонович, Д.Э. Масонство. М., Весь мир, 2001. 223 с.

45. Херасков, М.М. Почерпнутые мысли из Екклезиаста. СПб., [Б.и.],1764.

46. Херасков, М.М. Философические оды или песни. М., [Б.и.], 1769.

47. Херасков, М.М. Творения: в XII ч. М., [Б.и.], 1796-1802. Ч. VII. Б.г.

48. Экономия жизни человеческой. М., [Б.и.], 1765.

EDUCATIONAL AND PUBLISHING ACTIVITY OF M.M.KHERASKOV AND «TRAVELS OF THE MIND» OF THE RUSSIAN CULTURAL SOCIETY OF HIS TIME

© 2017 N.D.Bludilina

Natalia D. Bludilina, Doctor of Philology, Leading Scientific Researcher of the Institute of World Literature

Named after AM.Gorky. dilinata@mail.ru

Russian Academy of Sciences. Moscow, Russia

This article explores the relationship of rationalist philosophy of freemasonry with «the journeys of the mind» by M.M.Kheraskov and his literary community, analyses texts of their moral essays in 1760th magazines. The history of development of Russian spiritual culture of the eighteenth century contains many controversial and unread pages. One of them is history of the Russian freemasonry as philosophical, ideological current among the conceiving circles of the Russian society and its influence on literary process about what both in last and in modern works there are sometimes very contradictory judgments, sometimes simplification of difficult and ambiguous processes. The paradox of spiritual development of the whole 1760th generation of the Russian educated people at assimilation of the Western European Education ideas and works of the antique philosophers which were based in them basis is consisted in the following. The rationalism based on knowledge of a nature and the ideal moral of stoik, led the Russian freemasonry philosophers to harmonious merge of reason wisdom to the doctrine of the Scripture — to the beginnings of Christianity.

Key word: Russian literature; The 18th century; M.M.Kheraskov; freemasonry; rationalism; literary magazines; poetry; moral essays.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bludilina, N.D. Evropeiskoe Prosveshchenie i russkie masony. (Otrazhenie ikh filosofii v literature 1760-1790-kh gg.) (European Education and Russian masons. (Reflection of their philosophy in literature of the 1760- 1790th)). Bludilina, N.D. Zapad v russkoi literature XVIII veka. M., Rossiiskii pisatel', 2005. 295 s.

2. Bukharkin, P.E. Pravoslavnaya tserkovnaya i russkaya literatura XVIII-XIX vv. Problemy kul'turnogo dialoga (Orthodox ecclesiastical and Russian writing of the 18-19th centuries. Problems of cultural dialogue). SPb., Izd-vo SPb un-ta, 1996. 172 s.

3. Vernadskii, G.V. Russkoe masonstvo v tsarstvovanie Ekateriny II (The Russian freemasonry in Catherine Il's reign). Pg., Tip.Aktsionernogo O-va. B.g. 287 s.

4. Gukovskii, G.A. Ocherki po istorii russkoi literatury XVIII veka. Dvoryanskaya fronda v literature 1750-1760 gg. (Sketches on stories of the Russian literature of the 18th century. Noble opposition in literature of the 17501760th). M.; L., Izd-vo AN SSSR, 1936. 453 s.

5. Davydov, G.A. Poeziya M.M.Kheraskova i religioznye iskaniya russkikh masonov (M.M.Heraskov's poetry and religious searches of the Russian masons). Masonstvo i russkaya literatura XVIII nachala XIX vv. M., Editorial URSS, 2000. S. 130-143.

6. Ezhemesyachnye sochineniya k pol'ze i uveseleniyu sluzhashchikh (Monthly compositions to advantage and amusement of employees). SPb., Peterburgskaya AN, 1755. T. 2. 96 s.

7. Ezhemesyachnye sochineniya k pol'ze i uveseleniyu sluzhashchie (Monthly compositions to advantage and amusement of employees). SPb., Peterburgskaya AN, 1756. T. 3. 96 s.

8. Ivanov, V.F. Pravoslavnyi mir i masonstvo (Orthodox world and freemasonry). Kharbin, 1935. Reprint. M., TRIM, 1993. 96 s.

9. Karmannaya knizhka dlya V. K. i dlya tekh, kotorye ne prinadlezhat k chislu onykh (The pocket book for V.K. and for those which do not belong to number of it). M., Universitetskaya tip. u N.Novikova, 1783. 116 s.

10. Kovalevskii, M.M. Masonstvo vo vremena Ekateriny (Freemasonry at the time of Ekaterina). Vestnik Evropy. 1915. № 9. S. 21-32.

11. Levitskii, A. N.I.Novikov i M.M.Kheraskov. Masonskaya tema v tvorchestve. (Predposylki dlya dal'neishego issledovaniya) (N.I.Novikov and M.M.Heraskov. A Masonic subject in creativity. (Prerequisites for a further research)). Novikov i russkoe masonstvo. M., Iskusstvo, 1996. S. 37-59.

12. Letopisi russkoi literatury i drevnosti / izd. N.S.Tikhomirovym (Chronicles of the Russian literature and antiquity / prod. N.S.Tikhomirov). M., 1861. Ch. IV. Otd. III. C. 49-50.

13. Masony i masonstvo: sb. statei (Masons and freemasonry: collection of articles). M., Era, 1994. Vyp. I. 122 s.

14. Nazaretskaya, K.A. Sentimental'nye i predromanticheskie motivy v tvorchestve M.Kheraskova i poetov ego shkoly 60-70-kh godov (Sentimental and preromantic motives in creativity of M. Heraskov and poets of his school of the 60-70th years). Voprosy romantizma. Vyp. 3: Uch. zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta. T. 127, kn. 2. Kazan', 1976. S. 3-37.

15. Novikov, V.I. Masonstvo i russkaya kul'tura (Freemasonry and Russian culture). M., Iskusstvo, 1998. 495 s.

16. Ostretsov, V. Masonstvo, kul'tura i russkaya istoriya (Freemasonry, culture and Russian history). M., OOO «Shtrikhton», 1998. 696 s.

17. Pekarskii, P.P. Dopolneniya k istorii masonstva v Rossii XVIII stoletiya (Additions to freemasonry history in Russia of the XVIII century). SPb., 1869. Sb. statei, chitannykh v otdelenii russkogo yazyka i slovesnosti Imperatorskoi Akademii Nauk. T. VII. № 4.

18. Piksanov, N.K. Masonskaya literatura (Masonic literature). Istoriya russkoi literatury: v X t. M.; L., Izd-vo Akademii nauk SSSR, 1947. T. IV. Ch. 2. S. 87-94.

19. Platonov, O.A. Ternovyi venets Rossii: tainaya istoriya masonstva, 1731-2000 (Russian Crown of thorns: Secret History of a freemasonry, 1731-2000). M., Russkii vestnik, 2000. 1456 s.

20. Poleznoe uveselenie (Useful amusement). 1760. T. 1. T. 2.

21. Poleznoe uveselenie (Useful amusement). 1761. T. 3.

22. Poleznoe uveselenie (Useful amusement). 1762. T. 4.

23. Poleznoe uveselenie (Useful amusement). 1762. T. 5.

24. Prazdnoe vremya (Idle time). 1759-1760.

25. Pypin, A.N. Russkoe masonstvo do Novikova (The Russian freemasonry up to Novikov). Vestnik Evropy. 1868. № 6. S. 554-559.

26. Romanov, I.N. M.M.Kheraskov (M.M.Heraskov). Masonstvo v ego proshlom i nastoyashchem. M., 1915. T. 2. (Reprint: M.,1991).

27. Rovner, M.L. Masonskie motivy v perelozheniyakh psalmov A.P.Sumarokova (Masonic motives in transpositions of psalms of A.P.Sumarokov). Masonstvo i russkaya literatura XVIII nachala XIX vv. M., Editorial URSS, 2000. S. 119-129.

28. Rozanov, I.N. Mikhail Matveevich Kheraskov (Mikhail Matveevich Heraskov). Istoriya masonstva. Velikie tseli. Misticheskie iskaniya. Tainstvo obryadov: v 2 t. M., Eksmo-Press, 2002. T. 2. S. 410-426.

29. Rudneva, O.N. Poeticheskaya individual'nost' M.M.Kheraskova: filosofskie i esteticheskie iskaniya: (Poetic identity of M.M.Heraskov: philosophical and esthetic searches) diss... kand. filol. nauk. Lipetsk, 2003. 245 s.: http://www.dissercat.com/content/poeticheskaya-individualnost-mm-kheraskova-filosofskie-i-esteticheskie-iskaniya

30. Russkii arkhiv (Russian archive). 1864. Vyp. 1.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №2, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 2, 2017

31. Sakharov, V.I. Kontseptsiya cheloveka v filosofii russkikh masonsov. (Po arkhivnym materialam) (The concept of the person in philosophy of the Russian masons. (On archival materials)). Del'fis. 1997. № 4. S. 3-26.

32. Sakharov, V.I. Masonstvo, literatura i ezotericheskaya traditsiya v vek Prosveshcheniya (vmesto vvedeniya) (Freemasonry, literature and esoteric tradition in a century of Education (instead of introduction)). Masonstvo i russkaya literatura XVIII - nachala XIX vv. M., Editorial URSS, 2000. S. 3-29.

33. Sakharov, V.I. Russkaya masonskaya poeziya (k postanovke problemy) (The Russian Masonic poetry (to statement of a problem)). Masonstvo i russkaya literatura XVIII nachala XIX vv. M., Editorial URSS, 2000. S. 66-118.

34. Sakharov, V.I. Masonskaya proza: istoriya, poetika, teoriya (Masonic prose: history, poetics, theory). Masonstvo i russkaya literatura XVIII nachalaXIX vv. M., Editorial URSS, 2000. S. 221-242.

35. Svobodnye chasy (Leisure hours). 1763. Yanvar'. Mart. Oktyabr'.

36. Semeka, A.V. Russkoe masonstvo v XVIII veke (The Russian freemasonry in the 18th century). Istoriya masonstva. Velikie tseli. Misticheskie iskaniya. Tainstvo obryadov: v 2 t. M., Eksmo-Press, 2002. T. 1. S. 165-253.

37. Sin'kovskii, D.N. Slovo o veroyatnom poznanii nravov chelovecheskikh po nekotorym znakam (The word about probable knowledge of human customs on some signs). M., Univ.tip. u A.Svetushkina, 1789.

38. Sokolovskaya, T.O. Masonskie sistemy (Masonic systems). Istoriya masonstva. Velikie tseli. Misticheskie iskaniya. Tainstvo obryadov: v 2 t. M., Eksmo-Press, 2002. T. 2. S. 427-461.

39. Solov'ev, O.F. Russkoe masonstvo 1730-1917 (Russian freemasonry of 1730-1917). M., Kraft+, 2004. 720 s.

40. Stennik, Yu.V. Pravoslavie i masonstvo v Rossii XVIII veka. (K postanovke problemy) (Orthodoxy and freemasonry in Russia of the 18th century. (To statement of a problem)). Russkaya literatura. 1995. № 1. S. 79-92.

41. Sumarokov, A.P. Polnoe sobranie vsekh sochinenii v stikhakh i proze: v X ch. (Complete collection of all compositions in verses and prose: in X parts). M., 1781-1782.

42. Trudolyubivaya pchela (Hardworking bee). 1759. Mai. Mart. Sentyabr'.

43. Tukalevskii, V.N. Iskaniya russkikh masonov (Searches of the Russian masons). SPb., Senatskaya tip., 1911. 71 s.

44. Kharitonovich, D.E. Masonstvo(Freemasonry). M., Ves' mir, 2001. 223 s.

45. Kheraskov, M.M. Pocherpnutye mysli iz Ekkleziasta (Obtained thoughts from Ecclesiastes). SPb., [B.i.],1764.

46. Kheraskov, M.M. Filosoficheskie ody ili pesni (Philosophic odes or songs). M., [B.i.], 1769.

47. Kheraskov, M.M. Tvoreniya: v XII ch. (Creations: in XII parts). M., [B.i.], 1796-1802. Ch. VII. B.g.

48. Ekonomiya zhizni chelovecheskoi (Economy of life human). M., [B.i.], 1765.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.