Научная статья на тему 'Просветительские проекты как мультимедийные ресурсы (на примере онлайн-проектов «Арзамас», «Магистерия» и «Полка»)'

Просветительские проекты как мультимедийные ресурсы (на примере онлайн-проектов «Арзамас», «Магистерия» и «Полка») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
376
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онлайн-образование / «Арзамас» / «Магистерия» и «Полка» / просветительские проекты / мультимедиа / распространение науки / online education / Arzamas / Magisteria and Polka / educational projects / multimedia / dissemination of science

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Низаметдинова Лилия Рустамовна

С каждым годом растет потребность в онлайн-образовании. Люди по всему миру выбирают образовательные курсы и развивают свои навыки. Особое значение имеют просветительские проекты: и школьники, и люди преклонного возраста выбирают их, чтобы узнать больше о мире, гуманитарных или прикладных науках. Однако требуется более глубокое изучение подобных ресурсов. В своей работе автор ставит целью сравнительно-сопоставительный анализ, выявление достоинств и недостатков, особенностей подачи материалов трех просветительских проектов («Арзамас», «Магистерия» и «Полка») как мультимедийных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Низаметдинова Лилия Рустамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Просветительские проекты как мультимедийные ресурсы (на примере онлайн-проектов «Арзамас», «Магистерия» и «Полка»)»

Word in science No. 15, 2023

Просветительские проекты как мультимедийные ресурсы (на примере онлайн-проектов «Арзамас», «Магистерия» и «Полка»)

Низаметдинова Лилия Рустамовна

Студентка

Российский государственный гуманитарный университет (Москва, Россия) АННОТАЦИЯ

С каждым годом растет потребность в онлайн-образовании. Люди по всему миру выбирают образовательные курсы и развивают свои навыки. Особое значение имеют просветительские проекты: и школьники, и люди преклонного возраста выбирают их, чтобы узнать больше о мире, гуманитарных или прикладных науках. Однако требуется более глубокое изучение подобных ресурсов. В своей работе автор ставит целью сравнительно-сопоставительный анализ, выявление достоинств и недостатков, особенностей подачи материалов трех просветительских проектов («Арзамас», «Магистерия» и «Полка») как мультимедийных ресурсов.

Ключевые слова: онлайн-образование, «Арзамас», «Магистерия» и «Полка», просветительские проекты, мультимедиа, распространение науки.

Key words: online education, Arzamas, Magisteria and Polka, educational projects, multimedia, dissemination of science.

Популяризация науки стала неотъемлемой частью общества ещё несколько веков назад. В течение многих лет учёные всего мира старались адаптировать научное знание и распространить его на широкую аудиторию. Сначала в качестве способа научной популяризации выступали книги, затем периодические издания, открытые лекции и многое другое. В середине XV в Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок, что повлияло не только на развитие литературы, но и на распространение знаний.

Затем, вместе с активным развитием науки в Европе, учёные начали объединяться в сообщества с целью передачи научного знания, новых открытий, ценной информации. Именно в связи с данным фактором и стали создаваться новые формы общения учёных, в дальнейшем оказавших большое влияние на распространение академического знания, - научные журналы.

Говоря о научной популяризации в России, стоит уделить внимание книге журналиста Андрея Ваганова «Спираль жанра: от «народной науки» до развлекательного бизнеса: История и перспективы популяризации науки в России» [4, с. 224], написанной в 2014 году. В ней автор выделяет четыре основных этапа научной популяризации в России.

Первый этап напрямую связан с научной революцией в Европе (XVII - начало XVIII вв.), второй этап - 1750-1850 гг. («промышленное просвещение), третий этап - с середины XIX до середины ХХ

вв. (так называемая автором «занимательная наука») и последний четвертый этап - середина ХХ -начало XXI вв., определяемый как «научпоп, Popular Science 0.2».

Стоит отметить, что в рецензии на книгу исследователь Ю. Б. Балашова выражает несогласие с определением главного жанра выделенного А. Вагановым второго этапа. Автор определяет их как пособия в помощь техническому любительству, однако

Ю. Б. Балашова говорит о другой доминанте - энциклопедических журналах: «Основой и отнюдь не жанр, а тип издания в это время - энциклопедический журнал, если мы понимаем под научной популяризацией текстовый канал распространения информации».

Однако произведение А. Ваганова, несомненно, является одним из ключевых и авторитетных текстов. Именно на основе исследования, проведенного журналистом в данной работе, представляются исторические аспекты развития научно-популярных жанров и проектов в России.

Стоит дать и точное определение термину «научная популяризация». Исследователь Е. Е. Макарова так трактует данный термин: «Феномен, носящий название «научная популяризация», возник в России в конце XVII - начале XVIII в., когда появились первые публикации, авторы которых пытались изложить сложный научный материал так, чтобы он был понятен наиболее широкому кругу людей».

Однако развитие глобальной мировой сети позволило вывести популяризацию науки и сделать её более доступной. Сейчас пользователям не нужно практически ничего, кроме желания обучаться и устройства с выходом в интернет. Теперь образовательные проекты доступны каждому, вне зависимости от места жительства.

Начиная с 2019 года прослеживается тенденция увеличения популярности просветительских проектов среди различных слоёв населения. По данным исследования «Яндекс.Кассы» и «Нетологии», опубликованным 3 октября 2019 года, рынок онлайн-образования ежегодно растёт более чем на 60%. [8] Но научных работ, изучающих онлайн-проекты с различных аспектов, представлено недостаточно. Поэтому встаёт вопрос о необходимости более подробного изучения просветительских онлайн-проектов и типологизации данных знаний.

Е. Е. Макарова провела первое комплексное исследование, в котором были изучены научно-популярные сайты и традиционные СМИ. В своей работе исследователь выделяет различные признаки [6, с. 26]. Среди этих признаков: аудиторные особенности, предметно-тематическая направленность, жанровые характеристики научно-популярных сайтов.

Однако за пределами внимания исследователя остаются иные не менее значимые аспекты, к примеру, функционально-целевое назначение данных ресурсов. Кроме того, стоит отметить, что данное диссертационное исследование было опубликовано в 2010 году, когда многих просветительских ресурсов, имеющих значение в наши дни, не существовало.

Именно с 2010 года наблюдался рост количества медиапроектов образовательной направленности. Понятие «просветительские» - более точное определение данного типа проектов. Этот термин предлагает использовать исследователь А. С. Колоев. Просветительские проекты относят к специализированным, а их целью считают «.. .распространять знания прежде всего научно-популярного характера и способствовать через это повышению культурного уровня аудитории».

Данная классификация, предложенная исследователем А. С. Колоевым, была сформулирована в процессе анализа печатных изданий с научно-просветительской направленностью. В основе данного подхода лежат базовые типоформирующие признаки, среди которых мы можем выделить аудиторию, целевое назначение и предметную область. Именно по этой причине подход, разработанный А. С. Колоевым, может быть применён и для онлайн-проектов.

Исследователи Л. В. Черниченко и А. В. Лапко предлагают расширить данный план и включить в этот перечень жанрово-форматные характеристики, «поскольку они связаны с функциями, которые выполняют просветительские медиа».

В соответствии с информацией, изложенной выше, автором статьи выделены следующие пункты при анализе:

При сопоставительном анализе проектов учитывается четыре основных критерия:

1. Целевая аудитория;

2. Направленность;

3. Используемые форматы и особенности подачи материала;

4. Стоимость, наличие платных и бесплатных форматов.

Материалы исследования: текстовые публикации, подкасты, лекции и видеоматериалы, опубликованные на платформах в период с 01.12.2022 по 31.12.2022 и отдельно взятые наиболее популярные и значимые материалы, опубликованные на данных ресурсах.

Целевая аудитория

«Арзамас» адаптирует научное знание под запросы людей любого возраста: детей, подростков, молодых людей, лиц среднего и преклонного возраста. «ГусьГусь» и «Детская комната» - два отдельных раздела, представленных на сайте и в качестве отдельного предложения, адаптированные для детей и подростков. Разделы сайта «Курсы», «Подкасты», «Материалы», «Журнал» и отдельное приложение «Радио Arzamas» охватывают довольно широкий круг населения: учеников старшей школы, студентов, лиц среднего и преклонного возраста, желающих открыть для себя что-то новое и изучить интересные материалы.

«Магистерия», в отличие от «Арзамаса», скорее адаптирована для определенной, не массовой аудитории, а для людей, желающих глубоко изучать науку. Как отмечают сами редакторы, онлайн-лекции представлены для студентов, старшеклассников и всех людей с культурными запросами. Такие материалы и разделы, как, например, «ГусьГусь» и «Детская комната» Arzamas не представлены. Соответственно, можно сделать вывод о том, что целевая аудитория «Магистерии» значительно уже, чем аудитория «Арзамаса», что, разумеется, отразится и в особенностях подачи материала и работы с контентом.

«Полка» - проект, информации о пользователях которого нет в открытых источниках. Целевая аудитория - школьники и подростки, но ознакомиться с материалами сервиса смогут люди любых возрастов, единственный критерий - интерес к культовым текстам, подробным разборам и анализам.

Особой условной границы, как у «Магистерии» и ориентированности на научный подход, нет. Но и нет такого разнообразия, как у «Арзамаса» - проекты для детей, адаптированные специально для детского восприятия.

Направленность

Все три ресурса («Арзамас», «Магистерия», «Полка») имеют схожую направленность. В основном главным объектом для изучения служат именно гуманитарные науки. Однако стоит отметить, что «Арзамас» и «Магистерия» затрагивают гораздо больше направлений и тем.

На сайте «Арзамаса» можно найти такие разделы: искусство, мировая история, история России, литература, антропология, кино, театр, музыка, архитектура, философия, экономика. На сайте «Магистерии» представлены следующие разделы: литература, музыка, искусство, философия, религия, история, психология и «вкус жизни» - раздел, в котором публикуются курсы, связанные с историей пищевых продуктов, рассматриваются исторические, исторические и эстетические особенности подачи, например, чая, кофе и винных напитков.

«Полка» - это отдельный, узконаправленный формат, в рамках которого рассматриваются только литературные произведения, причём в большинстве именно прозаические, не лирические. В разделе «Подкасты» представлены различные материалы, связанные только с литературой в различных аспектах: подкасты о биографии авторов, достижениях поэтов и писателей, образах и многом другом. Кстати, в данном разделе представлено гораздо больше анализируемых лирических текстов, нежели в классическом текстовом формате. Несмотря на то, что на «Полке» есть ещё и раздел статей, в котором публикуются интересные форматы, интервью, заметки, другие науки не затрагиваются и не рассматриваются.

Используемые форматы и особенности подачи материала

«Арзамас» использует различные форматы и способы работы с информацией: практически каждый курс представляет собой не только собрание лекцией, но и дополнительный текстовый формат, визуальные форматы (таймлайны, тесты, справочные материалы, структурно упорядоченные способы представления текста). Это помогает пользователям проекта лучше усваивать информацию, ведь, как показывают последние исследования, наилучше всего человек запоминает информацию тогда, когда она представлена сразу в нескольких форматах, а не лишь в одном. По последним данным, «человек запоминает 15 % информации, получаемой им в речевой форме и 25 % - в зрительной; если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65 % содержания этой информации» [5, с. 106-113]

Поскольку основной целью был анализ материалов, опубликованных на сайте за определенный период, обратимся к разделу «Журнал» на сайте «Арзамас». За период с 01.12.2022 по 31.12.2022 было опубликовано 5 материалов: интервью с археологом Юрий Березкиным, статья о берестяных грамотах, формат «Чтение на 15 минут», игра на знание трилогии Толкина «Властелин колец», подборка трех самых необычных рождественских фильмов. Форматы не повторяются. Если говорить об особенностях подачи контента, стоит рассмотреть каждую публикацию отдельно.

1. Интервью с археологом Юрием Берёзкиным

Данный формат помогает узнать больше о жизни учёных, людей, полностью отдающих свою жизнь науке и, конечно, об их исследованиях и интересной научной работе. Сначала представлены основные аспекты биографии археолога Юрия Берёзкина, затем представлено интервью в двух различных формах: видео и текст, что помогает читателю выбрать самому более приятный для восприятия каждого формат.

Интервью записано так, что самого интервьюера не видно, перед нами только сам герой, что, разумеется, сразу помогает сместить акцент. Даже не слышно голоса за кадром, когда озвучивают вопросы - вместо них на экране появляется текст, расшифровка. Интервью полностью посвящено именно герою, человеку, личность которого хотят раскрыть, а сам интервьюер остается в буквальном смысле за кадром. Антураж приятный, располагающий к беседе, тёплые тона, на заднем фоне книги, фигурки динозавров, панно с узорами.

Вопросы, которые задаются герою, связаны не только с профессиональной деятельностью, но и с личной жизнью: семьей, желаниями, стремлениями, целями, интересах. Благодаря этому интервью становятся более живым и интересным для слушателя, ведь переплетаются аспекты науки и обыденной жизни учёных. Так формат будет просто воспринимать и тем, кто никогда не углублялся в изучение археологии.

2. Статья о берестяных грамотах

Данный формат представляет собой «пересказ ежегодной лекции Алексея Гиппиуса». Сначала представлена прямая ссылка на сам источник - вставлена видеозапись лекции (для тех, кто предпочитает обращаться к первоисточнику). Сам текстовый формат представляет собой своеобразную «выжимку» - основные моменты, грамоты, ссылки на сайт, фотографии.

Объем текста значительно меньше оригинального видео (самая лекция длилась порядка двух часов), что опять же помогает заинтересовать читателя. При желании, если «пересказ» заинтересует пользователя сайта, он сможет посмотреть и двухчасовую лекцию целиком. Стоит отметить, что в данном случае текст изложения более научный, нет привычных для «Арзамаса» каламбуров.

3. «Чтение на 15 минут»

Формат представляет собой следующее: «Арзамас» выбирает небольшую часть определённого произведения (в данном случае была представлена книга Александра Долинина «Путешествие по „Путешествию в Арзрум"» - о кавказском тревелоге Пушкина) и предоставляет пользователю сайта возможность ознакомиться с отрывком.

Чаще всего в качестве ознакомительных фрагментов берутся тексты современных научных книг. Части произведения чередуются с картинами, подобранными «Арзамасом» для большей наглядности. В подобном формате нет каламбуров, видеоматериалов или инфографик, но была проведена работа, помогающая облегчить восприятие и заинтересовать читателя.

Один из элементов популяризации - публикация части новой книги, работа над визуальным рядом и лидом («На Кавказе когда-то был Эдемский сад? Или это инфернальное пространство с входом в ад? И как оно изображено у Пушкина?»), подогревает интерес читателя. Также подобный формат помогает показать, что чтение научных книг может быть приятным и интересным процессом.

4. От и до: расставьте события «Властелина колец» в правильном порядке

Данный формат относится скорее к развлекательным, поскольку представляет собой игру. В случайном порядке пользователю сайта даются 33 события романа, цель -сопоставить их в нужной последовательности, не теряя жизней. В конце авторы игры обещают награду.

Обычно в качестве приза предоставляется скидка на подписку на «Радио Арзамас» (подобный формат встречается довольно часто, даже вне заданного диапазона, буквально спустя несколько дней после публикации игры по «Властелину колец» была опубликована подобная игра с идентичным функционалом, но уже по серии культовых книг о «Гарри Поттере»).

Данный формат нельзя назвать однозначно научным, однако он понравится фанатам известных книг - это отличный способ проверить свою память. Кроме того, он может заинтересовать и тех, кто не был знаком с данными произведениями, поскольку те события, которые нужно расставить в хронологическом порядке, являются интересными и необычными.

Стоит отметить и красивый минималистичный дизайн, простоту правил, доступность и адаптированность для всех: с этой игрой справится как взрослый пользователь сайта, так и подросток-фанат «Властелина колец».

5. Три самых необычных рождественских фильма

Данный формат тоже является скорее обобщающим, представляет собой обзор киноведа Всеволода Коршунова на необычное и неочевидное рождественское кино (полная версия -представлена в приложении «Радио Арзамас»). Вероятнее всего, эта публикация была создана скорее с целью привлечь аудиторию в приложение, слушать подкасты там, поскольку показан обзор всего трёх необычных интригующих фильмов.

Стоит отметить, что обзор довольно легко и интересно читается: несмотря на то, что рецензии относительно небольшие, они достаточно информативные (много разобранных аллюзий, отсылки к мифологии, культуре и истории, работа с цветом, светом и иными важными для сферы кино деталями) и будут полезны для тех, кто решил узнать что-то новое об авторском кино.

В разделах «Курсы», «Подкасты», «Материалы» нет указания на дату публикации, поэтому невозможно сказать, сколько было опубликовано материалов.

Кроме отдельных полноценных курсов, посвященных глубокому изучению некоторой темы, у «Арзамаса» есть ещё и вводные общие видео. Например, «Древняя Греция за 18 минут», «Русский язык за 18 минут» - все эти форматы представляют собой краткие, относительно небольшие видео с высокой информативностью, дающие общее представление об определённых исторических событиях, развитии языковых систем и так далее.

По словам редактора сайта, зачастую материалы вводных курсов способствуют тому, что у слушателя появляется желание изучить материал на более глубоком уровне, поскольку материалы подогревают интерес к определенному событию, явлению, изучаемой культурной среде.

Значимым является то, что «Арзамас» в своих материалах не просто рассказывает об абстрактных явлениях, но и публикует материалы, которые могут быть применимы в реальной жизни. Здесь и прослеживается тенденция «быть ближе к слушателю», и показано, как проект адаптирует научное знание и делает его доступнее.

Любую информацию воспринимать значительно проще, особенно когда речь идёт об исторических процессах, если есть осознание того, что в центре стоит человек - тот самый, с которым слушатели могут отождествлять себя сегодня. Любой формат становится более живым и простым для восприятия, если в центре внимания - человек, а не абстрактная фигура.

Если точное количество курсов, предоставляемых «Арзамасом» неизвестно, то «Магистерия»

предоставляет пользователям выбор из 108 различных курсов. Среди них можно выделить 19 курсов в разделе «Навыки» и 89 курсов в разделе «Знания». Разница заключается в том, что в первом формате представлены форматы, которые можно применять на практике: «Как учить язык, чтобы его выучить», «Разбивая оковы тревоги», «Как снимать смелее: свобода технического приёма». Во втором формате больше классических теоретических курсов, имеющих академическую ценность, но не ориентированных на практическое применение.

Анализируя раздел «Знания» стоит отметить, что наибольшее количество курсов представлено в рамках направления «Искусство» - 32 курса. Далее идут: «Литература» - 17, «История» - 16, «Философия» - 9, «Религия» - 7, «Музыка» - 4, «Психология» - 3, «Вкус жизни» - 1. Количество бесплатных курсов - 38, количество платных курсов - 51. Ценовой диапазон можно назвать широким: есть курсы, стоимость которых составляет порядка пятисот рублей, однако есть и те курсы, стоимость которых составляет практически две тысячи рублей. В разделе «Навыки» представлен только один бесплатный курс.

Поскольку на сайте курсы расположены не в порядке выпуска или обновления, для анализа были выбраны десять бесплатных курсов, расположенных на сайте: «Природа библейских земель», «Введение в феноменологию», «Римская Британия», «Бурная молодость социализма», «Эллинизм: мир в движении», «Иконография Нового Завета», «Анатолий Зверев в зеркале мирового искусства», «Русский консерватизм в эпоху империй», «Бетховен: похищение божественного огня», «Русская историософия». В связи с тем, что материалы типовые, то есть существенная разница заключается только в содержании, будет представлен общий анализ курсов с выявлением характерных черт и особенностей.

Каждый курс начинается с того, что сначала пользователю предоставляется анонс, а затем небольшая биографическая сводка об авторе. Это помогает избавиться от ощущения обезличенности, поскольку вместе с биографией представлена фотография и основные сведения о научных работах. Затем представлены блоки «Кому подойдёт этот курс» и «Чему вы научитесь»: данные материалы помогают слушателю лучше понять, действительно ли курс подходит под его интересы. После колонки «Отзывы» появляется программа курса: для каждой лекции есть небольшой анонс, помогающий лучше понять, о чём пойдёт речь.

Само видео напоминает классическую аудиторную лекцию в университете: сменяются картинки, как слайды презентаций, а лектор параллельно рассказывает, объясняет, дополняет информацию. Также имеется и расшифровка видео: текст, повторяющий слова диктора, к которому параллельно добавляются мультимедийные инструменты: например, в первой лекции курса «Природа библейских земель» справа от основного текста всплывают дополнительные фотографии. Если речь идёт о картах, то появляется прототип карты, если лектор начинает говорить об уникальной флоре и фауне земель Израиля, то автоматически появляются картинки животных или растений, о которых идёт речь.

В среднем лекции длятся 30-50 минут, однако для многих лекций появляются ещё и дополнительные видеоматериалы длиной в 5-10 минут. Это мини-лекции, в которых рассматривается исключительно один аспект чего-либо, напрямую связанного с темой. Например, в курсе «Природа библейских земель» в дополнение к третьей лекции «Дикорастущие растения...» - небольшая лекция (длиной 5 минут) о традициях праздника Ту би-Шват.

Формат каждого из бесплатных курсов одинаковый: несколько лекций, представленных в хронологическом порядке, расшифровка, мультимедийные элементы, список источников. Сами лекции напоминают классические университетские занятия, что, разумеется, подойдёт для студентов или академиков, желающих изучить новый предмет или расширить знания в сфере своих научных интересов, но формат не подходит для детей и школьников.

Если рассматривать анонсы и демонстрационные версии платных курсов, то у них значительно больше мультимедийных элементов, упрощающих восприятие и анализ информации. Например, это таймлайны, графики, таблицы или иные способы систематизации и наглядного представления информации. В бесплатных курсах, анализированных в рамках этой работы, такие форматы не были представлены.

Как уже было отмечено ранее, на сайте образовательного проекта «Полка» представлен подробный анализ более сотни различных прозаических (и нескольких лирических) произведений. Поскольку

анализируемые «Полкой» книги расположены не в хронологическом порядке, а по рейтингу, для анализа выбраны статьи о пяти книгах, которые сервис относит к наиболее популярным: «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Анна Каренина» Л. В. Толстого, «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, «Капитанская дочка» А. С. Пушкина и «Война и мир» Л. Н. Толстого. Поскольку все материалы типовые и имеют схожую структуру, представлен общий анализ с выделением структурных особенностей.

Любой материал начинается с блока «О чём эта книга», представляющим собой краткое содержание, небольшую «выжимку» основных моментов, необходимых для дальнейшей работы с текстом. Затем стандартно идут блоки «Как она написана?», «Что на неё повлияло?», «Как она была опубликована?», «Как её приняли?», «Что было дальше?». Все перечисленные блоки помогают составить представление об историческом контексте, необходимым для более глубоко понимания произведений.

Однако затем блоки становятся различными, адаптированными под ту или иную книгу: даются ответы на основные вопросы, поясняется смысл названия, характеристика сюжета и хронологии, внимание уделяется образам, символам, культурным аллюзиям.

Текст статей представляет собой нечто среднее между «Арзамасом» и «Магистерией»: с одной стороны, это научный текст, в котором есть немало мультимедийных элементов, ссылок на статьи известных авторов, критиков, исследователей литературы. С другой стороны, сам формат отличается от классического представления о университетских или школьных лекциях: он несколько шире.

Авторы заранее отвечают на вопросы, которые могут возникнуть у потенциальных читателей, причём зачастую эти вопросы либо не имеют прямого отношения к классическому научному анализу, ведь отвечают не на вопросы построения текста, а на более приближённые для обывателя вопросы; либо представляют собой кричащие, обращающие на себя внимания заголовки блоков: «Соотносил ли себя Лермонтов с главным героем романа «Герой нашего времени? Насколько современным роман «Анна Каренина» выглядел в период публикации? Была ли афера Чичикова осуществима на практике? А может быть, Чичиков - чёрт?». Разумеется, подобный подход повышает интерес читателей, вне зависимости от возраста и сферы интересов.

Стоимость, наличие платных и бесплатных форматов

Среди анализируемых проектов полностью бесплатным является онлайн-ресурс «Полка» - у него нет ни одного платного формата (ни разовой оплаты для доступа к каким-то материалам, ни ежемесячной оплаты). Все подкасты доступны любому пользователю мировой сети на любой платформе, в том числе и на привычном сайте «Полки». Несмотря на это «Полка» среди трёх представленных ресурсов по количеству пользователей занимает только третье место.

У просветительского проекта «Арзамас» представлен смешанный формат, при котором есть и бесплатные форматы, и отдельное приложение «Радио Арзамас», которое работает только с ежемесячной подпиской (все материалы, представленные в отдельном приложении, дублируются в разделе «Курсы» на официальном сайте - их можно слушать, смотреть и читать вне приложения в том числе по единой подписке). Также есть возможность приобретения подписки для приложения «ГусьГусь» (курсы, подкасты и различные форматы для детей) - оно имеет такую же стоимость, как и «Радио Арзамас» - 150 рублей в месяц.

Отдельно понравившиеся платные курсы выкупить нельзя, «Арзамас» предоставляет несколько лекций в открытом доступе, но только в ограниченном количестве. Если у слушателя появляется желание дослушать курс полностью, ему необходимо оформить подписку. Информации о том, где представлено больше форматов - в платной или бесплатной версиях - нет, однако стоит отметить, что некоторые уникальные курсы представлены только в платной версии. Однако стоит учесть, что все остальные форматы - игры, ликбезы, интервью, статьи и многое другое - предоставляются бесплатно.

Проект «Магистерия» предоставляет как бесплатный доступ к курсам, так и предоставляет возможность приобрести некоторые. Количество бесплатных курсов - 38, количество платных курсов - 51. Абонемента или ежемесячной подписки нет. Однако в этом есть и преимущество: все курсы, приобретённые единовременно, не пропадут или не исчезнут, а навсегда останутся в личном кабинете. Если же приостанавливается действие подписки «Арзамаса», то и доступ к курсам исчезает.

Ценовой диапазон можно назвать широким: есть курсы, стоимость которых составляет порядка пятисот рублей, однако есть и те курсы, стоимость которых составляет практически две тысячи рублей.

В разделе «Навыки» представлен только один бесплатный курс. Итого из 108 курсов бесплатно можно ознакомиться с 39, что составляет чуть более трети - 36% от общего количества курсов.

Таким образом, среди анализируемых проектов самым популярным является «Арзамас» -его аудитория свыше четырех миллионов человек. Также стоит отметить, что именно этот ресурс представляет наибольшее количество различных форматов и направлений, в рамках которых пользователи могут изучать материалы. На сайте «Арзамас» представлено 11 разделов, в то время как у «Магистерии» 8, а проект «Полка» является узконаправленным - исключительно литературным.

Если анализировать соотношение платных и бесплатных форматов, то абсолютным лидером является «Полка» - у данного ресурса нет ни одного платного формата. «Арзамас» занимает второе место, предоставляя пользователям как возможность слушать и смотреть курсы бесплатно, так и приобрести подписку за 150 рублей в месяц и получить доступ к большему количеству контента.

У проекта «Магистерия» превалирует количество платных форматов, а бесплатные курсы скорее нужны для того, чтобы пользователь мог ознакомиться с форматом в целом - все курсы проекта имеют схожую структуру и практически не имеют формальных различий.

Соответственно, можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что в основе каждого из проекта лежит популяризация научного знания (в частности, гуманитарных наук), наибольшей популярностью пользуются именно тот ресурс, у которого представлен наиболее широкий диапазон наук и форматов -- это онлайн-проект «Арзамас». Проект «Магистерия» уступает «Арзамасу» по количеству пользователей, поскольку охватывает менее широкую аудиторию. Во-первых, разделов на сайте значительно меньше. Во-вторых, формат, который использует «Магистерия» - исключительно формат университетских лекций, только с небольшими дополнениями.

«Полка», будучи полностью бесплатным ресурсом, занимает только последнее место среди анализируемых проектов по количеству пользователей. Вероятнее всего, это связано с тем, что проект узконаправленный и не имеет столь широкого обилия мультимедийных форматов, как «Арзамас». Однако стоит отметить, что недавно на сайте «Полке» появился и новый формат - подкасты. Вероятно, данный формат позволит привлечь большее количество людей, поскольку современному человеку, по последним данным, необходимо задействовать практически все органы чувств в процессе обучения, чтобы получить наиболее продуктивный результат.

Таким образом, стоит отметить, что наибольшим преимуществом является разнообразие контента, мультимедийных форматов и сфер обучения. Чем более узконаправленным является проект, тем меньшая у него будет аудитория. Если на сайте проекта представлено достаточно разделов, но формат лишь один, данный ресурс так же будет менее популярен, поскольку мультимедийные ресурсы, в которых сочетается подача аудио-, видео-, текстового и других материалов будут находиться в выигрышном положении.

Проекту «Магистерия» стоит расширить предоставляемые форматы, как минимум в рамках бесплатных лекций. Возможно, стоит обратить внимание на упрощенное представление информации, добавить таймлайны, инфографику и другие материалы.

Проекту «Полка» также стоит расширить предоставляемые форматы, добавить аудио- или видеоматериалы. Кроме того, поскольку проект является узконаправленным, стоит расширить количество разделов, даже не меняя предмет исследований - канонические литературные тексты. Стоит отметить, что «Полка» развивается в рамках данного пути, добавляя новые аудиоматериалы в разделе «Подкасты». Но на данный момент этих материалов недостаточно, требуются новые мультимедийные форматы.

Таким образом, сопоставительный анализ помог выявить достоинства и недостатки современных просветительских мультимедийных онлайн-ресурсов. Полученные данные будут полезны как при доработке уже существующих проектов, так и при создании новых.

ИСТОЧНИКИ:

1. «Арзамас» // Интернет-портал «Арзамас» // [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// arzamas.academy

2. «Магистерия» // Интернет-портал «Магистерия» // [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://magisteria.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. «Полка» // Интернет-портал «Полка» // [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://polka. academy

ЛИТЕРАТУРА:

4. Ваганов А. Г. Спираль жанра: от «народной' науки» до развлекательного бизнеса. История и перспективы популяризации науки в России / А. Г. Ваганов. - Москва: ЛЕНАНД, 2014. - 224 с. -(Наука в СССР: через тернии к звёздам. N29).

5. Гаряев Л. В., Гаряева Т. П. «Психолого-физиологические особенности визуального восприятия информации и их учет при создании учебных презентаций» Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании, no. 4, 2008, pp. 106-113.

6. Макарова Е. Е. Научно-популярные сайты в системе СМИ: типологические и профильные особенности: автореф. дис. канд. филол. - Москва, 2013. - 26 с.

7. Чередниченко Людмила Викторовна, Лапко Анастасия Валерьевна // Формы представления контента в просветительских медиа (на примере просветительского медиапроекта Arzamas) // Litera. -2021. - №5. - С. 115-131.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

8. Яндекс.Касса» и «Нетология»: рынок онлайн-образования ежегодно растет на 60%: [Электронный ресурс] // Интернет-портал Cnews. - URL: https://www.cnews.ru/news/line/2019-10-03_ yandekskassa_i_netologiya Режим доступа: свободный (Дата обращения: 13.11.2022)

9. Бирюкова А. Больше, чем популяризация: [Электронный ресурс] // Сайт NEWTONEW. -URL: https://newtonew.com/science/nauchkom-v-rossii Режим доступа: свободный (Дата обращения: 21.11.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.