ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА________________________Сер. 2 * 2007 Выл. 4
. н ■; :•
!.ЭТЬ.-
М. В. Полевая
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В. В. АНДРЕЕВА НА РУБЕЖЕ XIX— XX вв.
«...Желаю успехов, которые как бы ни были велики, все равно будут малы в сравнении с твоими»1.
Ф, И. Шаляпин
По отношению к мировым процессам современная Россия находится в особо сложном положении. Глубокие перемены, которые произошли в нашей стране на рубеже XX и XXI ст., затронули все стороны национального бытия и едва ли не в наибольшей степени коснулись его духовной составляющей. Взаимная интерференция таких процессов, как переход к рыночной экономике, изменение политической системы, компьютерная революция и интеграция России в глобальные экономическую и информационную инфраструктуры создали новую историческую ситуацию.
Преодоление трудностей переходного периода всегда облегчается благодаря изучению и анализу опьгга прошлого. В этой связи несомненный интерес представляют исследования других сложных и противоречивых периодов в истории нашей страны, таких как конец ХГХ—начало XX вв. То было время стремительного развития промышленного производства и одновременно решительного слома стереотипов, тогда же был совершен рывок в сфере науки и образования и переоценка художественных представлений.
Многие историки отмечают, что на этом этапе произошла смена духовных ориентиров общества, грозившая потерей национальной самобытности в качестве платы за более активную интеграцию России в мировые процессы.
Особое значение приобретает в этот период работа общественных деятелей, ставивших перед собой просветительские задачи и стремившихся в итоге укрепить позиции России в мировом сообществе. Эпоха формировала новые имена, среди которых особое место занял музыкант-просветитель В. В. Андреев (1861-1918), впервые утвердивший принципы просветительской деятельности через народную музыку.
Выдающийся музыкант-просветитель, реставратор народных инструментов России, создатель Великорусского оркестра, публицист—вот составляющие общественной деятельности В. В. Андреева. Взгляды Андреева могут быть востребованы при решении вопросов общественного развитая, проблем национальных отношений в современной России, вопросов образования и построения сильного единого государства.
В данной статье речь пойдет о просвещении через музыку, что имеет особый смысл, т. к. этот вид искусства является мощным фактором влияния на общество, а главными средствами воздействия Андреева на национальное самосознание становятся народные инструменты. Сегодня слова «балалайка», «волынка» (русские народные инструменты), «бандура» (украинский народный инструмент) и т. д.—едва ли не символы всего препятствующего развитию общества. В то же время в других странах мира музыка национальная либо содержащая национальные элементы является одним из популярнейших музыкальных направлений, в первую очередь в молодежной среде.
© М. В. Полевая, 2007
В конце XIX — начале XX вв. в обществе не отмечалось развития народной музыкальной жизни, все более явственно прослеживалась зависимость от Запада, часть высшего общества предпочитала путь копирования западных образцов. Музыкальный инструментарий русского народа, а вместе с ним и подлинная русская песня, оставаясь забытыми, исчезли с лица земли.
Основной причиной подобной ситуации историки называют предвзятое отношение Восточной христианской церкви к «бесовским гудебным сосудам». Несомненно, именно скоморохи с их острыми, критичными выступлениями, того и гляди грозившими посеять смуту, стали основным объектом гонений. Ненависть у властей и священнослужителей вызывали и их инструменты.
На протяжении многих веков велась жестокая непримиримая борьба не толь из со скоморохами, но и с теми, кто слушает и допускает в свой дом «людей веселых» или сам занимается игрой на музыкальных инструментах. Во времена Алексея Михаиловича Тишайшего запрещались «всякие игрища, пляски и даже хлопанье в ладоши». Многие историки, например, В. Михневич, П. Перепелицын, А. Панченко и др., цитируя указ Алексея Михайловича «Об исправлении нравов и уничтожении суеверия» (1648), отмечают, что этот документ и предшествовавшие ему действия церковнослужителей и других приближенных к трону, окончательно приостановили развитие инструментальной музыки в России и «воцарилась великая тишина по всей земле русской»2 вплоть до второй половины XIX в.
Это предубеждение могло привести к тому, что сегодняшние поколения знали бы о балалайке, равно как и о других народных инструментах, только из старинных книг. И если бы не замечательный музыкант, реставратор Василий Васильевич Андреев, не звучали бы нынче завораживающие мелодии русской балалайки.
Василий Васильевич Андреев родился 3(15) января 1861 г. в Бежецке Тверской губернии в семье потомственного купца первой гильдии Василия Андреевича Андреева (1816-1862). Отец будущего музыканта пользовался в городе и губернии большим уважением. Его активное участие в благотворительных акциях, а также работа в качестве попечителя городской больницы заслужили высокую оценку современников: В. А. Андреев получил звание потомственного гражданина. Мать В. В. Андреева Софья Михайловна Веселаго, дочь отставного капитана М. И. Веселаго, играла в воспитании сына особенно большую роль. Современники отмечают, что Софья Михайловна была примечательной женщиной. Дворянка по происхождению, Софья Михайловна была хорошо образована, говорила по-французски, в своем доме имела обширную библиотеку. «Она отличалась независимостью суждений, в семьдесят с лишним лет танцевала мазурку и ездила верхом, как гусар»3.
Детство Василий Андреев провел в с. Марьино Вышневолоцкого уезда Тверской губернии около ст. Еремково. Имение родителей не отличалось большой роскошью, жили с достатком, но без излишеств. Сам Андреев в шутку писал, что все семейное богатство состояло «из петуха, трех кур, кота»4.
Интересно отметить, что Андреев с детства был погружен в фольклорную среду и проявлял серьезный интерес к народному творчеству Он любил слушать народные песни, сказки, пословицы, записывал их и заучивал. Музыкальные способности мальчика были очевидны. Как вспоминал сам Андреев, к 14 годам ему удалось освоить уже 14 (!) инструментов, среди которых были фортепиано, гармоника, гитара, даже мандолина, привезвнная непосредственно из Италии. Андреев с удовольствием играл на народной жалейке, свирели, шумовых и других инструментах.
Первое знакомство Андреева с народным инструментом—балалайкой—произошло в 1883 г в собственном имении Андреевское, расположенном в с. Марьино Лугининской
волости Вышневолоцкого уезда, где семья проводила каждое лето. Андреев вспоминает: «...однажды прелестные звуки, доносившиеся из дома крестьян, прервали эту тишину. Наигрывали плясовую песню. Я почувствовал, как мои ноги стремятся броситься в пляс в такт песне, исполняемой на неведомом инструменте. Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки. Передо мной на ступенях крыльца сидел мой работник, крестьянин, и играл на... балалайке!» 5.
Быстро освоив балалайку, Андреев изредка отваживался показывать ее на публике. Например, в архиве музыканта сохранилась программа любительского концерта, состоявшегося 26 июля 1884 г. в Самаре, на даче Е. Н. Аннаева—известной кумысолечебнице. Андреев играет роль в небольшом водевиле «Жена напрокат», а после спектакля выступает как солист на балалайке6.
В 1886 г. В. В. Андреев заказывает петербургскому мастеру В. В. Иванову модель улучшенной им в акустическом отношении народной балалайки. Документы личного архива музыканта, свидетельствующие о встрече Андреева и известного скрипичного мастера, ярко демонстрируют предубеждение против инструмента, царившее в обществе конца XIX — начала XX вв. Аристократы предпочитали говорить по-французски, стыдясь своего языка и «отдавая» его простому народу, точно также многие интеллектуалы стыдились даже своей культуры, своей музыки, В. В. Андреев пишет: «..он [мастер] согласился сделать мне балалайку, но с тем, чтобы я дал ему честное слово никому и никогда о том не рассказывать, так как такая работа для него унизительна и может серьезно повредить его репутации»7. Данные отклики свидетельствуют о существовании в просвещенном обществе колоссальных предубеждениях против собственного, национального, Андреев поставил перед собой задачу переломить это позорное самоуничижение, добиться уважения собственной культуры самими русскими, а затем и в других странах,
Усовершенствование инструмента сыграло большую роль в распространении балалайки среди народа. Этот инструмент стал намного доступнее для освоения, звук его оказался более звонким и интонационно отчетливым, компактнее стала его форма. Во время реконструкции были сохранены все достоинства народного инструмента, а именно — простота в изготовлении, дешевизна, портативность. Но особенное значение в широкой популяризации балалайки сыграла активная артистическая деятельность самого энтузиаста-просветителя В. Андреева. Без малейших сомнений вывел он балалайку на сцены престижных залов—и победил предубеждения!
Самые высокие эпитеты были адресованы «специально-русскому виртуозу», «молодому отцу балалайки», как тогда называли В. В. Андреева. «Санкт-Петербургская газета» от 24 декабря 1886 г, писала: «Вчера в зале Благородного собрания состоялся концерт... зал был переполнен публикой, даже стоять было негде... Под конец вечера был настоящий сюрприз: это наслаждение, воспринятое от игры — на чем бы вы думали?—на балалайке г-на Андреева. Под пальцами этого артиста (смело даем ему это имя) простой инструмент совершенно заставляет забыть свое низменное происхождение»8.
Обратим особое внимание на зрительскую оценку важнейшего русского народного инструмента: его попрекают «низменным происхождением». Стоит задуматься— а есть ли в арсенале русской музыкальной культуры инструменты «высокого происхождения»? И почему, собственно, иные народы вполне удовлетворены своими народными инструментами, также созданными самим народом? Но русскому музыканту удается преодолеть предубеждение части общества и прессы.
Особую роль в успешном продвижении дела молодого музыканта сыграло внимание к личности Андреева членов императорской семьи. Примечательна встреча у принца
А. П. Ольденбургского, состоявшаяся 29 февраля 1886 г., после которой Андреев был удостоен чести повторить музыкальный вечер в присутствии членов императорской фамилии. Молодой исполнитель на балалайке произвел глубокое впечатление на государя Александра III и императрицу Марию Федоровну, которые «обласкали артиста, пожелав ему дальнейших успехов на поприще совершенствования национального русского инструмента»9.
Постепенно Андреев осознает, что значение его деятельности заключается не просто в предоставлении приятного досуга привилегированным слоям населения, но, прежде всего, в возрождении национального фольклора России. Первым шагом в работе по созданию письменной традиции народной музыки стало издание в 1886 г. «Школы для балалайки».
Усовершенствование инструмента, а также деятельность по формированию репертуара, основанного на старинном русском фольклоре, Андреев совмещает с педагогической работой, начало которой было положено зимой 1887-1888 гг. открытием класса игры на балалайке в Соляном городке в Петербурге. В этот период последователи реконструктора балалайки уже называют его «отцом целой школы». За относительно небольшой промежуток времени балалайка, будучи ранее инструментом народным по своему этнографическому происхождению, стала народной и по совсем другому признаку — массовости распространения,
На фоне общественного подъема конца Х1Х-ХХ вв. в начале октября 1887 г. Андреев создает музыкальный коллектив, который получает название Кружка любителей игры на балалайках. Руководитель музыкально-просветительского объединения ставит перед его участниками серьезные задачи пополнения репертуара и совершенствования мастерства игры. Для Андреева высокий профессиональный уровень созданного им коллектива имел принципиальное значение, т. к. Кружок любителей игры на балалайках должен был стать своего рода эталоном для общества, классическим примером безупречного мастерства и воспитания.
Общий стремительный расцвет концертной и музыкально-театральной жизни, повышение роли частной инициативы в этой области способствовали быстрому проникновению новых творческих явлений в общественное сознание. Концерты Кружка носили просветительский, часто благотворительный характер, т. к. преследовали цель распространения знаний о русском фольклоре, повышения общего культурного уровня населения нашей страны. Успех деятельности Кружка любителей игры на балалайках во главе с Андреевым на этом этапе укрепился благодаря зарубежному признанию, начало которого было положено первым выступлением музыкального объединения на Всемирной выставке в Париже в 1889 г.
На Всемирной выставке в Париже в течение целого месяца андреевцы выступали в Русском павильоне, а также в различных салонах, редакциях газет. Эта поездка была началом широкого признания русских инструментов, а вместе с ними народной музыки, в других странах мира. О том, что это были не просто гастроли, а признание, свидетельствует избрание Андреева вскоре после его триумфального выступления на Всемирной выставке в Париже почетным членом Французской академии изящных искусств. В Парижской консерватории был открыт класс обучения игре на балалайке, что также было сенсацией.
В 1891 г. по приглашению князя М. С. Путятина Андреев начинает бесплатные занятия в сводном гвардейском батальоне Петербурга.
Андреевым не случайно был выбран этот слой общества: для достижения поставленных целей как нельзя лучше подходили солдаты, после прохождения службы
возвращавшиеся домой уже с усовершенствованной балалайкой и немалым багажом знаний по русскому фольклору Благодаря усиленной работе Андреева в 1897 г. был основан штат преподавателей народной музыки в войсковых частях и военно-учебных заведениях. Сам руководитель оркестра был назначен заведующим преподаванием народной музыки в войсках Гвардии и военно-учебных заведениях Петербургского военного округа.
В. В. Андреев добился значительных успехов в обучении нижних чинов игре на инструментах России. Согласно документам с 1891 по 1897 гг. музыкант состоял в качестве преподавателя по обучению игры на народных музыкальных инструментах в сводно-пехотном полку Его Величества, занимаясь обучением еще в 4 Лейб-гвардейских полках—Преображенском, Финляндском, Московском Гренадерском и Новочеркасском10. В этот же период, имея огромное количество учеников, Андреев получает приглашения еще из 10 полков, которые стремились создать у себя балалаечные оркестры11, О том, какова была эта армия балалаечников, говорят такие цифры: в конце XIX — начале XX вв, во всех полках ежегодно обучалось игре на балалайке 600 солдат, из них 300 наиболее успешных выступали в специальных благотворительных концертах в пользу инвалидов12. По словам современника, «ни один полковой праздник не обходился без полковых балалаечников, которые играют на спектаклях, балах, во время обедов, в лагерях, плавании,,,»13. А в 1907 г. оркестр, состоящий из солдат, удостоился чести выступить в Большом Царскосельском дворце в присутствии государя-императора14.
Несмотря на очевидный успех просветительской работы, Андреев не раз испытывал серьезные трудности в реализации поставленных задач. В период тяжелых испытаний Андреев ищет поддержки у Л. Н. Толстого. В своем письме от 3 марта 1896 г. музыкант-просветитель спрашивает у писателя о том, «нужна ли народу его песня и может ли на образцах этой песни, передаваемой в совершенстве балалайкой, развиваться музыкальный вкус народа?»15 Толстой не замедлил с ответом и 20 марта 1896 г. прислал письмо, в котором упомянул, что Андреев стоит на верном пути, выполняя «хорошее дело, стараясь удержать в народе его старинные прелестные песни». Толстой уверил Андреева в том, что путь, выбранный руководителем Кружка любителей игры на балалайках, «приведет к цели»16.
В, В. Андреев активно участвовал в воспитании подрастающего поколения, в том числе через повсеместное создание школ по игре на народных музыкальных инструментах.
Сохранилось немало документов, свидетельствующих о повсеместном распространении балалайки в различных учебных заведениях. В, Теодорович—учитель пения в духовном училище в с. Жировицы Гродненской губернии отмечает, что «легкость, с какой давалась ученикам игра на балалайке дала возможность составить оркестр человек в 14». С течением времени играющих на балалайке прибавлялось все больше. Священник (!), подчас неожиданно для себя, констатирует, что «сильно полюбил эту музыку», а учеников за срок примерно в восемь лет можно «исчислять сотнями»17. Этот пример, как один из многих, показывает, насколько приобщение к народной музыке способствовало укреплению или зарождению в каждом представителе российского общества чувства любви к национальному достоянию.
Самые разнообразные организации благотворительного характера сотрудничали с Андреевым и в большинстве случаев получали положительный ответ на просьбу
о выступлении или содействии в осуществлении мероприятий.
В. В. Андреев активно участвует в работе Комитета общества попечения о бедных и больных детях, Общества вспомоществования нуждающимся ученицам женского коммерческого училища, Общества вспомоществования нуждающимся ученикам
Бологовского технического железнодорожного училища, Общества попечения о Греб-ловской школе для крестьянских детей имени Н. В. Гоголя и др.
После создания Кружка любителей игры на балалайках Андреев продолжает активную работу по возрождению народных инструментов России. В 90-е гг. он начинает сотрудничать с С. И. Налимовым — будущим известным мастером русских народных инструментов, музыкантами Ф. А. Ниманом, П. П. Каркиным, А. В. Ленцом,
В. Д. Даниловым, В. П. Киприяновым, ученым-археологом Н. И. Приваловым и другими деятелями культуры, ставшими впоследствии ближайшими сподвижниками Андреева в деле возрождения народной музыки России18.
В 1896 г. начался переломный этап в жизни В. В. Андреева и руководимого им Кружка любителей игры на балалайках. В этот период происходит всестороннее усовершенствование репертуара, введение в состав новых музыкальных инструментов, которые впоследствии дадут особое звучание коллективу. В этом же году Андреев решает переименовать Кружок в связи с увеличением числа инструментов участников. Руководитель уже довольно известного в России и за рубежом ансамбля дает ему новое название — Великорусский оркестр в виду принадлежности входящих в его состав инструментов к средней и северной полосам России, то есть к Великороссии или древнему государству Московскому.
Возрожденные и усовершенствованные домра, шлемовидные гусли, гусли звон-чаты, клавишные гусли, брелка, парная свирель и другие инструменты пополнили Великорусский оркестр и придали новизну звучащим произведениям.
Великорусский оркестр для выдающегося просветителя стал настоящей семьей, которой он отдавал все свои силы и умения.
Биографы Андреева часто подчеркивают, что до конца своих дней руководитель оркестра прожил со своей матерью Софьей Михайловной Андреевой, которая была его главной опорой и оказывала ему необходимую поддержку в деле возрождения национальной самобытности России. Дом, часто состоящий из нескольких небольших меблированных комнат, не отличавшихся роскошью убранства, был известен особым гостеприимством для друзей и последователей дела Андреева.
С первых лет своего существования коллектив во главе с Андреевым часто выступают с концертами в России и за рубежом. В организации поездок по России руководитель Великорусского оркестра видел глубокий смысл, заключавшийся в необходимости знакомить народ с русскими инструментами не понаслышке, а на личном опыте. Подобное мероприятие позволило бы, по мнению Андреева, быстрее распространить знания, а с ними вернуть России ее исконные традиции. Зарубежные гастроли также играли свою немаловажную роль в деятельности Андреева. Турне во Франции (1899, 1892, 1900, 1910), Германии (1908), Англии (1909), США (1910, 1911) и других странах способствовали популяризации русского фольклора, русских народных инструментов среди огромного числа жителей зарубежных стран. Результатом этих поездок стало возникновение многочисленных Великорусских оркестров в различных уголках Земли. Эти путешествия существенно повышали престиж Великорусского оркестра на Родине, также непосредственным образом влияя на успешную реализацию задач Андреева.
В конце XIX — начале XX вв. в России основная масса населения, а именно— крестьянство, была лишена какого бы то ни было культурного досуга и заполняла свое свободное время сомнительными развлечениями. Многие исследователи этого периода рассматривают проблему «деморализации общественного быта»19 в силу самых разнообразных причин, влияющих на развитие населения. В этой связи создание Андреевым классов по обучению игре на народных инструментах, доступных
и интересных народу, стало действенным методом оздоровления общества. Он считал, что музыка, наиболее доступное средство влияния на массовое сознание, должна давать всем людям без исключения «здоровое, возвышенное, художественное наслаждение». И создание учителями на местах оркестров и хоров давало крестьянам возмоясность общения с искусством, а также служило средством организации свободного времени.
Так, в 1902 г. по инициативе Андреева в Петербурге в Народном доме музыкантов открываются Классы для безвозмездного обучения малосостоятельных людей игре на русских народных инструментах. Занятия имеют огромный успех из-за доступности освоения материала и неподдельного интереса учеников к своей родной музыке.
Кроме того, Андреев говорил об особенном значении музыки на рубеже XIX-XX вв., когда обозначились проблемы взаимодействия общества и церкви.
Авторитет, престиж официальной церкви после событий 1905 г. оказались подорванными. На страницах журнала «Русское богатство» (1912) воспроизведены горестные сетования одного сельского священнослужителя: «...Никогда не было такого ужасающе спокойного, молчаливого отпадения от церкви как ныне» .
Ширившиеся в России религиозно-общественные искания шли помимо и вне церкви. Искали, открывали, сочиняли новые верования писатели и публицисты (Д. С. Мережковский, Д. В. Философов, Вяч. И. Иванов, В. В. Розанов и др.). Центрами религиозных исканий в учено-литературной среде стали собрания Религиозно-философского общества в Петербурге и Москве, на которых с лекциями, докладами и в диспутах выступали Н. Минский, Андрей Белый, А. Блок, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Розанов; бывали в этих собраниях и художники И. Е. Репин, А. Н. Бенуа, М. В. Нестеров, писатели В. Я. Брюсов, М. М, Пришвин и многие др.21
В сложившихся условиях позиция В. В. Андреева была однозначна: «Музыка и религия тесно связаны между собой. Если в народе пошатнулась религия, то музыка может и должна пробудить религиозное чувство, проникая в народ, смягчая и облагораживая его нравы»22.
Деятельность музыканта-просветителя получает большой резонанс в обществе. В 1915 г. в Петрограде создаются Общество распространения игры на народных инструментах и хорового пения, Курсы для обучения игре на русских народных инструментах учителей. В это же время начинают работать Курсы игры на народных инструментах и подготовки инструкторов по организации народных оркестров.
Также В. В. Андрееву принадлежит уникальная для тех исторических условий попытка создания Дома народной музыки как особого типа просветительского учреждения. «Заботы общества и государства,—писал В. Андреев,— о предоставлении народу разумных развлечений ... являются необходимыми, однако благие намерения общества не идут дальше, главным образом, городов, реже поселков и пригородов, деревни же остаются в стороне...»23. Более того, Андреев отмечал важный аспект непосредственного участия крестьян в музыкальном искусстве, в противоположность присутствию их лишь в качестве зрителей на просветительских концертах.
В 1914 г. Великорусский оркестр Андреева был переименован в Императорский Великорусский оркестр, а Андрееву присвоено звание Солиста Его Императорского Величества.
За свою деятельность руководитель Великорусского оркестра не раз был отмечен почетными орденами и грамотами. За особые заслуги перед Отечеством «в воздаяние усердной и ревностной службы» кроме Ордена Св. Станислава Второй и Третьей степеней, Ордена Св. Анны Второй и Третьей степеней, в 1910 г. Андреев был награжден Орденом Св. Равноапостольного Князя Владимира Четвертой степени24. Документы содержат сведения о том, что музыкант-реставратор был приставлен к множеству
наград и получил много благодарностей от различных организаций, в том числе благотворительных. Немало зарубежных грамот и орденов было получено Андреевым за годы его плодотворной работы. Среди наиболее необычных—серебряный Орден Второй степени Бухарской Епархии, переданный воссоздателю русской балалайки Эмиром Благородной Бухары Саидом Абдул-Акадом 18 июня 1895 г. в Пятигорске. «Ввиду уз дружбы и согласия, связующих благородную Бухару с Могущественным Российским Императорским правительством на благо и процветание народов даруем Василию Васильевичу Андрееву орден Бухарской Епархии»25.
До последних дней своей жизни создатель Великорусского оркестра усиленно работал для того, чтобы народное наследие стало главным достоянием России. Революция 1917 г. была воспринята Андреевым как продолжение его дела во имя народа, поэтому после событий 1917 г., в период гражданской войны Великорусский оркестр активно продолжает выступления перед бойцами Красной Армии.
Имея слабое здоровье и работая последние годы жизни в особо трудных условиях, Василий Васильевич Андреев простудился во время выступления на Северном фронте и умер в ночь на 26 декабря 1918 г. Создатель Великорусского оркестра похоронен в Александро-Невской Лавре.
В период общей структурной перестройки общественного сознания создателю Великорусского оркестра принадлежала идея возрождения национальной музыкальной культуры, а вместе с ней укрепления самосознания народа и выведения его на новый уровень.
Андреев стал отражением эпохи, когда русская идеология становилась системной, сохраняя преемственную связь с духовным наследием предшествующих эпох и одновременно оставалась оригинальной. Будучи, по словам современников, скромным, чутким и внимательным человеком, обладающим большим тактом и обаянием26, Андреев сумел создать широкий круг единомышленников, преследующих плавную цель — возрождение русской национальной самобытности.
В результате многих лет плодотворного труда Андреева и целого ряда музыкантов, композиторов, инструментальных мастеров, общественных деятелей появился Великорусский оркестр, деятельность которого оставила особый след в общественном движении рассматриваемого периода.
Заслуга Андреева также заключается в создании новой области музыкального творчества—письменной традиции русского народно-инструментального искусства, что само по себе стало уникальным явлением не только в отечественной, но и во всей мировой истории.
1 РГАЛИ. Ф. 695. Оп. 1. Д. 856. Л. 1.
2 Приваловы. О народной музыке в войсках//Альманах Армии и Флота. СПб., 1902. С. 203.
3 В. В. Андреев. Материалы и документы//Сост. Б. Б. Грановский М., 1986. С. 248.
4 РГАЛИ. Ф. 695. Оп. 2. Д. 10. Л. 3.
5 В. В. Андреев. Материалы... С. 74—75.
6 РГАЛИ. Ф. 695. Оп. 1. Д. 1073. Л. 1.
7 РГАЛИ. Ф. 695. Оп. 1. Д. 5. Л. 26.
8 Цит. по: Оболенский П. А. В. В. Андреев и его оркестр//Нева. 1968. № 4. С. 203.
9 Привалов Н. Указ. соч. С. 206.
10 РГАЛИ. Ф. 695. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-3.
11 В. В. Андреев. Материалы... С.77.
12 Там же. С. 78.
13 Привалов Н. Указ. соч. С. 210-211.
14 РГАЛИ. Ф. 695. Оп. 1. Д. 1016. Л. 4.
15 Цит. по: МаксимовЕ, Первые российские народные оркестры. М., 2001. С, 44.
16 Толстой JI.H. Собрание сочинений: В 20 т. М., 1984, Т. 19. С. 353,
17 РГАЛИ. Ф. 695. On. 1. Д. 779. Л, 1,
18 ИмханицкийМ. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., 1987, С. 74.
19 СиноваИ.В. Российское общество и дети на рубеже XIX-XX веков //Клио. 1998. № 2(5).
С. 64-71.
10 Русское богатство. 1912. № 12. С. 32.
21 Евгенъев-МатшовВ., Максимов Д. Из прошлого русской журналистики. Л, 1930. С. 139—140,
22 РГАЛИ, Ф. 695. On. 1. Д. 111. Л. 3.
23 Там же. Д. 5. Л. 1.
24 Там же. Д. 997. Л 12.
25 Там же. Л. 1-5.
56 В. В. Андреев. Материалы... С, 231.