В СМЕЖНЫХ НАУКАХ. МАЦУКЕВИЧ О.Ю., ВОДОСТОЕВА В.А.ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕАТРА-СТУДИИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
В статье рассматриваются особенности просветительской деятельности театра-студии для профилактики аддиктивного поведения у подростков. Показаны особенности его социально-культурной деятельности в партнерстве между подростками и работниками культуры. Определяются основные принципы работы театра-студии за счет которых происходит выявление, развитие и становление индивидуальности подростка.
Ключевые слова: наркомания, наркопотребление, наркозависимые, молодежь, аддиктивное поведение, театральная деятельность, театр-студия, социально-педагогическая модель
Matsukevitch O. Yu., Vodoleev V. A.
Educational activities of the studio theatre as the direction of prevention of addictive behavior in adolescents
The article deals with the issues of the peculiarities of educational activities of the studio theater for the prevention of addictive behavior in adolescents. The features of his socio-cultural activities in partnership between adolescents and cultural workers are shown. The basic principles of the studio theater work are determined, due to which the identification, development and formation of the personality of a teenager takes place.
Keywords: drug addiction, drug use, drug addicts, youth, addictive behavior, theatrical activities, studio theater, socio-pedagogical model.
В СМЕЖНЫХ НАУКАХ. МАЦУКЕВИЧ О.Ю., ВОДОСТОЕВА В.А.ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕАТРА-СТУДИИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ_
В Основах законодательства Российской Федерации о культуре [7] культура наделена основополагающей ролью «в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов...... Поэтому решая социальные проблемы, включая проблему
профилактики аддиктивного поведения и наркозависимости в подростковой среде, значимым является социально-культурный аспект.
В современном обществе социально-культурная деятельность рассматривается шире, чем культурно-просветительская. Она основана на субъект-субъектной модели, за счет чего эффективность профилактических мероприятий аддиктивного поведения среди подростков повышается. Именно театральная деятельность является основным средством социально-культурной деятельности, так как позволяет реализовывать креативные проекты, несет в себе интересные формы проведения профилактической
работы, использует электронные и инновационные технологии, что привлекает внимание подростков и увлекает их.
В современных условиях средством профилактики социальных рисков является дополнительное образование как информационно насыщенное социально-культурное пространство конструирования идентичности. Сегодня в учреждениях культуры, дополнительного образования, некоммерческих общественных организациях обеспечиваются возможности для раскрытия и эффективного развития способностей, создаются условия для формирования творческой, социально-зрелой и активной личности [5, с. 11].
Театральное искусство, наделенное синтетическим характером, является уникальным средством художественно-эстетического воспитания молодого поколения. Благодаря этому, театр играет существенную роль в общей системе воспитания подростков.
Подготовка театральных постановок, непосредственное участие в них становится актом коллективного творчества для подростков, которые выполняют роли актеров, музыкантов, вокалистов, осветителей, организаторов и педагогов [6, с. 22].
Крупнейший отечественный педагог С.Т. Шацкий рассматривал детские постановка как «важное средство сплочения детского коллектива, нравственного перевоспитания "детей улицы", их приобщения к ценностям культуры» [9, с. 387].
По мнению С.Т. Шацкого в образовательном процессе театральная деятельность должна быть представлена следующими направлениями:
• профессиональное искусство со своими общекультурными ценностями позволяет решать проблемы формирования и развития зрительской культуры школьников;
• детский любительский театр решает проблему художественно-педагогического развития детей;
• театр как учебный предмет позволяет развить социальную компетентность учеников [9, с. 388].
Театр, решая проблему профилактики аддиктивного поведения подростков, предлагает «им неформальное, откровенное и серьезное общение по злободневным социальным и моральным проблемам, создавая тем самым защитную социально-здоровую культурную среду» [2, с. 31].
В последнее время очень популярна студийная деятельность. Работа театра-студии максимально приближена к подростковой среде. Именно средства студийно-театральной педагогики позволяют организовать «некую креативную среду, в которой вырабатывается творческий метод выявления, развития и становления индивидуальности на основе ее уникальной природы [аналог педагогики «свободного развития», «свободного воспитания» или пайдейи]» [8, с. 137].
Как направление профилактики аддиктивного поведения у подростков «студийность» включает разнообразные творческие методы и приемы,
которые начали формироваться еще в начале XX столетия как «выход за рамки конкретно-предметной, специализированной деятельности» [8, с. 137].
«Студийность» задает вектор творческого мышления от наглядно-конкретного [видимого или зрелищного] к умопостигаемому [невидимому, идеально-эйдетическому], т.е. метатеоретическому и метафизическому - «дух студийности» [8, с. 137].
Методы организации театра-студии существенно отличаются от организации театра, включенного в систему театрально сценической педагогики, основной целью которой является обучение актёрскому мастерству.
В качестве основных принципов работы театра-студии можно указать следующие:
- единство этического и эстетического;
- единство ритма организации;
- возвышенность духовного;
- гармонизация и гармоничность;
- реальность духовной жизни;
- совместное деятельностное сотрудничество;
- индивидуально-творческое развитие;
- природосообразность;
- наличие межиндивидуальных связей;
- вариативность формообразований;
- художественно-творческая автономность;
- поиск новых методов и форм работы;
- постоянно совершенствование деятельности;
- создание креативной среды;
- использование инноваций и инновационного подхода;
- комплексность организации деятельности;
- систематичность, последовательность, целенаправленность и непрерывность саморазвития;
- формирование студийных традиций в непосредственном сочетании с внедрением творчески-инновационных технологий [9, с. 390].
В этих принципах заключены художественные особенности развития индивидуально-творческого потенциала личности. Это и является основой реализации просветительской деятельности театра-студии как направления профилактики аддиктивного поведения у подростков.
В качестве основных задач театра-студии в рамках профилактики аддиктивного поведения в подростковой среде можно обозначить следующие:
- развитие чувства прекрасного;
- формирование высоких этических вкусов;
- умение понимать и ценить жизнь;
- помощь в становлении самосознания подростка;
- решение воспитательных задач в эмоциональной и межличностной сферах.
Решение данных задач способствует изменению целостной структуры личности подростка. В итоге у него формируются умения чувствовать, воспринимать, ценить прекрасное и создавать художественные, эстетические и духовные ценности. Студия-театр актуализирует те проблемы, которые присущи подростковому возрасту, а использование инновационных технологий максимально вовлекает его в театральную постановку.
Эстетическое воспитание и развитие через театр связано с непосредственным воздействием самого художественного произведения, его идейно-художественной ценности на формирование эстетического впечатления и культуры видения у подростка.
Благодаря использованию просветительской деятельности театра-студии, разнообразных элементов театральности возможно достигнуть высокой эффективности в реализации профилактических мероприятий аддиктивного поведения у подростков. В их личности происходят позитивные изменения: меняется мировоззрение, появляется стремление к самосовершенствованию, формируется эмоционально-образное отношение подростков к действительности, происходит их духовный рост и существенно повышается уровень их общей культуры. Именно театр-студия позволяет подросткам переоценить свои ценности. Поэтому театр-студия оказывает положительные влияние на профилактику аддиктивного поведения в подростковой среде.
В заключении можно отметить, что профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде до сих пор остается актуальной, а сфера культуры через популяризацию творчества и развития социально значимых способностей человека является важнейшим инструментом в борьбе с социально значимыми проблемами XXI века. Театр-студия располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания подростков, нацеленного на формирование художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы в коллективе, навыков самовоспитания, организованности и ответственного поведения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Акунина, Ю.А. Технологический потенциал социально-культурной деятельности в профилактике деструктивных стратегий поведения // Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в современной России: монография. - М.: МГУКИ, 2018. - С. 185-194.
2. Васильева, Р.М. Социально-культурная деятельность как фактор профилактики девиантного поведения подростков: монография. - Чебоксары: БОУ ВПО «ЧГИКИ» Минкультуры Чувашии, 2015. - 113 с.
3. Вахтангов, Е.Б. Сборник / Сост., ред., авт. коммент. Л.Д. Вендровская, Г.П. Каптерева. - М.: Всероссийское театральное общество, 1984. - 583 с.
4. Гребенкин, А. Театральная педагогика вчера и сегодня. М.,2013. [Электронный ресурс]. URL: http ://the aterll 1.ru/science03.php?print=pdf
5. Мацукевич, О.Ю. Теоретико-методологические основы социально-культурной ресоциализации личности дезадаптантов : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.05 / Мацукевич Ольга Юрьевна. - Москва, 2014. -405 с.
6. Нагорнова, А.Ю., Андруник, А.П., Клейберг, Ю.А. Проблема отклоняющегося поведения в современном образовании: коллективная монография. - Ульяновск: Зебра, 2018. - 180 с.
7. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 №3612-1) (ред. от 01.04.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
8. Титов, А.Ю. Студийно-театральные принципы организации развития уникальной природы человека в системе общечеловеческих ценностей: антропологический подход // Сборник материалов I Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А. Сулержицкого. Научные и научно-методические материалы, воспоминания. - М.:, 2013. - С. 137-144.
9. Шацкий, С.Т. Бодрая жизнь. // Педагогич. сочинения. В 4 т. - Т. 1. -М, 1962. - С 386-390.
10. Шекова, Е.Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях: учеб. пособие. - СПб.: Лань :Планета музыки, 2014. - 416 с.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Мацукевич Ольга Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедры социально- культурной деятельности ФГБОУ «Московский государственный институт культуры» E-mail: ol [email protected]
Водостоева Виктория Александровна, магистрантка кафедры социально-культурной деятельности ФГБОУ «Московский государственный институт культуры»
E-mail: [email protected]