Научная статья на тему 'Просветительный центр Тамбовской губернии: к истории внешкольного образования'

Просветительный центр Тамбовской губернии: к истории внешкольного образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
174
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Щербакова Елена Николаевна

The article tells of Tambov Society for Arranging Voluntary Public Readings as the centre of enlightenment in the Tambov Province. At the turn of the century, it succeeded in uniting the efforts of various scientific, cultural and educational organizations and some individuals with the purpose of educating people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAMBOV PROVINCIAL CENTER OF ENLIGHTENMENT: A CONTRIBUTION TO THE HISTORY OF OUT-OF-SCHOOL EDUCATION

The article tells of Tambov Society for Arranging Voluntary Public Readings as the centre of enlightenment in the Tambov Province. At the turn of the century, it succeeded in uniting the efforts of various scientific, cultural and educational organizations and some individuals with the purpose of educating people.

Текст научной работы на тему «Просветительный центр Тамбовской губернии: к истории внешкольного образования»

9. Лынник Н.В. Некоторые экономические 10. Бешелев С.Д., Гурвт Ф.Г. Нововведения и проблемы совершенствования управления мы. М., 1990. С. 188.

изобретательством // Вопр. изобретательства. 1987. № 9. С. 10-15.

ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ: К ИСТОРИИ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.Н. Щербакова

Scherbakova E.N. Tambov Provincial Center of Enlightenment: A Contribution to the History of Out-of-school Education. The article tells of Tambov Society for Arranging Voluntary Public Readings as the centre of enlightenment in the Tambov Province. At the turn of the century, it succeeded in uniting the efforts of various scientific, cultural and educational organisations and some individuals with the purpose of educating people.

Конец XIX века был временем создания просветительных обществ. Потребность в просветительской, образовательной деятельности являлась насущной и для Тамбовской губернии, которая по всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года по уровню грамотности не достигала 20 процентов [1]. В Тамбове было основано первое в России специальное общество по устройству народных чтений, которое по размаху деятельности и направлениям работы явилось просветительным центром города Тамбова и Тамбовской губернии в целом. Оно внесло вклад в становление внешкольного образования, в развитие библиотечного дела, в повышение уровня культуры на Тамбовщине.

Общество по устройству народных чтений в г. Тамбове и Тамбовской губернии (далее Общество) было учреждено 11 июля 1893 года, когда "Устав общества..." утвердил Министр народного просвещения. Заслуга в создании Общества принадлежала тамбовскому меценату и благотворителю Эммануилу Дмитриевичу Нарышкину (1818 - 1901), который высказал саму идею создания Общества, ходатайствовал об этом в правительстве, построил на свои средства здание для Общества, обеспечил материальную сторону существования Общества капиталом в 200 тысяч рублей. Это был неприкосновенный капитал, проценты с него шли на содержание здания и на деятельность Общества [2]. В благодарность учредителю в аванзале второго этажа здания был установлен бюст Э.Д. Нарышкину. В 1908 году было принято решение правления о присвоении имени Нарышки-

на Обществу, оно стало называться "Нарышкинское общество по устройству народных чтений в г. Тамбове и Тамбовской губернии".

Здание Общества соответствовало достижениям строительного искусства своего времени, было построено с учетом пожарной безопасности. При строительстве использовались машинный кирпич, бетон, металл, асфальт, метлахская плитка, металлические балки, чугунные лестницы. Имелся в здании водопровод, канализация и электричество. Помимо аудитории для народных чтений на 600 мест в здании были помещения, где размещались: Особая библиотека, Художественный отдел при Особой библиотеке, Народная бесплатная читальня, "Выдачная" библиотека, Историко-этнографический музей. Целый комплекс научных, культурно-просветительных организаций располагался под крышей Общества. Это был прообраз Народного дома, которые создавались земствами в начале XX века. В 1894 году сюда перенесли заседания Тамбовской ученой архивной комиссии. Тамбовское физикомедицинское общество и местное отделение Общества Красного Креста проводили в нем публичные лекции на актуальные темы медицинского и естественнонаучного содержания. Аудиторией для народных чтений пользовалось Общество приказчиков для проведения литературных вечеров и лекций, в 1901 году в ней были педагогические курсы народных учителей. Популярностью пользовались проводившиеся здесь общедоступные концерты народного хора под управлением П.Н. Бигдаш-Богданова (1877 - 1975). Тамбовское отде-

ление Палестинского общества, кружок местного духовенства и кружок христианского содружества проводили в здании Общества народные чтения, лекции и беседы. Так, например, в 1913 году было проведено 9 заседаний физико-медицинского общества и 21 заседание Тамбовской ученой архивной комиссии; просветительные религиозные организации провели 32 народных чтения и 4 собеседования религиозно-нравственного содержания [3].

Сфера деятельности Общества определялась следующими направлениями: 1) проведение народных чтений в г. Тамбове; 2) помощь в организации и проведении народных чтений в уездных городах и селах Тамбовской губернии; 3) основание бесплатных народных библиотек; 4) обеспечение функционирования: книжного

склада народных изданий при Обществе и 20-ти его отделений в уездах, Народной читальни, "Выдачной" библиотеки, Особой библиотеки, Художественного отделения при Особой библиотеке, Справочного отдела Общества, Историко-этнографического музея.

Главным направлением деятельности Общества было проведение народных чтений. Они представляли собой публичное чтение книг и брошюр, сопровождавшееся демонстрацией "туманных картин", проводились в г. Тамбове с 1890 года, а в городах и селах Тамбовской губернии с конца 1893 года (исключение - г. Козлов, в нем -с 1890 года). Идея устройства народных чтений принадлежала группе преподавателей средних учебных заведений г. Тамбова. Во главе ее стоял директор реального училища В.А. Заринский. Активными ее членами были В.В. Соловский, В.К. Вяжлин-ский и В.Н. Евгенов. Первоначально народные чтения проводились в гимнастическом зале мужской гимназии (22 - 23 чтения в год), когда же они начали устраиваться в специальной аудитории Общества, число чтений в год составляло от 71 в 1893 году до 138 в 1899 году. Народные чтения проводились в течение 8 месяцев с августа по май в воскресные и праздничные дни. Причем, одно и тоже чтение проводилось дважды в день в 15 и 16 часов. Слушатели были платные и бесплатные. Отмечалась тенденция уменьшения числа платных слушателей. Так, в 1983/1984 годах платных - 3841 человек, бесплатных - 41714 человек; в 1902 году соответственно 340 и 45857 человек.

Кроме народных чтений проводились ученические й военные чтения. По числу посетителей народные чтения в г. Тамбове

занимали первое место в России. В год все виды чтений посещало 50 - 60 тысяч слушателей при населении 45 тысяч человек. Только в Москве и Санкт-Петербурге число посетителей достигало 50 тысяч.

Помимо обычных народных чтений устраивались юбилейные и различные торжества. 25 мая 1899 года было проведено чтение по особой программе в память

А.С. Пушкина, а в 1902 году отмечались юбилеи Н.В. Гоголя, В.А. Жуковского, Н.А. Некрасова. На чтениях в память Пушкина и Гоголя слушателям выдавались их произведения. Оркестр и хор исполняли пьесы на слова этих писателей. В 1901 году было проведено чтение в лицах комедии Н. Островского "Бедность - не порок", которое вызвало интерес слушателей. В 1903 году была организована историческая выставка в память Петра Первого. Книги, гравюры, разнообразные предметы были предоставлены Тамбовской ученой архивной комиссией. Часто народные чтения сопровождались показом живых картин с участием актеров, иногда демонстрацией опытов. А в 1913 году было признано желательным "демонстрирование движущихся картин" для иллюстрации чтений, то есть привлечение кинематографа.

Согласно Уставу программа чтений разрабатывалась правлением Общества за два месяца вперед, подробно указывалось, в какой день и час, где, кто, о чем будет вести чтение и по какому изданию книги это чтение будет производиться. В первое время народные чтения проводились разрозненно, без какой-либо последовательности, так как к чтению было разрешено не более 200 разнохарактерных брошюр. Затем выбор расширился и организаторы народных чтений главное внимание уделяли их систематичности и последовательности. Народные чтения устраивались не только Правлением и членами Общества, но и Тамбовской ученой архивной комиссией, Тамбовским физико-медицинским обществом, религиозными обществами и другими организациями.

В 1893 году народные чтения проводились в 15 уездных городах и в одном селе (с. Рассказово). С каждым годом число пунктов по губернии, где проводились народные чтения, увеличивалось. К 1902 году в городах было 25 пунктов, а в селах -294. В некоторых городах имелось несколько пунктов, например, в г. Мор-шанске - 6 мест.

Общество помогало городам и селам в устройстве народных чтений следующим образом: бесплатно выдавало картины и

брошюры, высылало их за счет Общества, продавало фонари по удешевленным ценам, оказывало помощь по методике проведения народных чтений. Народные чтения проводились в уездных училищах, школах, в народных библиотеках. Читались книги религиозно-нравственного содержания, географические, исторические и литературные произведения. Проводили народные чтения учителя, священнослужители, а с начала XX века - земские агрономы и врачи по вопросам сельского хозяйства, медицины и санитарии. Осуществлялись опросы посетителей чтений по опросным листам, разработанным справочным отделом Общества. Благодаря им можно было судить об отношении к одному и тому же произведению разных слушателей, об отношении слушателей к различным видам чтений, о чтениях понравившихся и не понравившихся.

Просвещению народа в Тамбовской губернии способствовали появившиеся в конце XIX века народные библиотеки. Они стали создаваться в губернии с 1895 года, когда Общество получило право открывать библиотеки. С января 1895 года по июль 1896 года Обществом было основано 257 библиотек на сумму 15200 рублей. В числе первых были открыты библиотеки в селах Верхоценье, Большая Липовица, Тулиновка и других (1895 год, Тамбовский уезд). К январю 1902 года в губернии действовали уже 684 народные библиотеки [4]. Таким образом, в губернии начала формироваться сеть народных библиотек, бесплатных и общедоступных, имевших целью обслуживание читателей, которые получили основы грамотности. Открывались они при сельских земских школах, были библиотеки при волостных правлениях, при народных столовых. Заведовали ими преимущественно сельские учителя, выполнявшие функции библиотекарей бесплатно.

При Обществе была организована специальная комиссия для подбора книг в библиотеки. В 1898/1899 году ею был составлен каталог книг для народных библиотек на сумму 25 - 200 рублей. Им пользовались при организации библиотек. Наличие собственного книжного склада помогало Обществу при учреждении и пополнении народных библиотек.

Читателями народной библиотеки были в основном жители того населенного пункта, где она располагалась. По возрастному составу преобладала учащаяся молодежь (65 процентов), по социальному -крестьяне (94 процентов).

Общество работало в тесном контакте с органами местного самоуправления. Открытие народных библиотек происходило с привлечением денежных средств земств и сельских обществ, так как у Общества не было средств на организацию необходимого для губернии числа библиотек.

Приведем расходование сумм на организацию народных библиотек в 1895 - 1903 годах [5].

рублей %

Сельские общества и частные лица 12238,38 22,5

Заказы от уездных земств 5955,68 11,0

Субсидии Обществу:

Губернского земства 10800,0 20,5

Уездных земств 9670,0 18,0

Из средств Общества 14556,35 28,0

Губернское земское собрание ежегодно выделяло Обществу субсидию в размере 1200 - 2400 рублей на сельские народные библиотеки и приобретение световых картин для народных чтений и 500 рублей на типографские расходы [6].

Как уже отмечалось выше, в здании Общества размещалось несколько библиотек. Особый интерес представляла собой так называемая Особая библиотека. Такое название она получила потому, что специально для нее были разработаны Министерством Народного Просвещения "Особые" правила, которые были утверждены Министром народного просвещения в декабре 1893 года. По этим правилам в фонде могли находиться книги, изъятые из библиотек, и книги, формально не разрешенные цензурой. Выдаваться они могли лишь благонадежным лицам для научных занятий и под личную ответственность библиотекаря.

Основой Особой библиотеки послужили два старинных фамильных собрания: библиотека библиофила, историка и археолога Д.В. Поленова (1806 - 1878) и библиотека статиста и историка Тамбовского края Л.А. Воейкова (1818 - 1885). Они были переданы в дар городу художником

В.Д. Поленовым (1844 - 1927), который унаследовал эти уникальные собрания. В них были книги из личной библиотеки Г.Р. Державина, прижизненные издания

А.С. Пушкина и других русских классиков, книги петровского времени, издания Н.И. Новикова, комплекты журналов XVIII - XIX веков.

Особая библиотека была открыта 2 января 1894 года. Пополнялась она за счет процентов с капитала в 10 тысяч рублей,

пожертвованных от лица, пожелавшего остаться неизвестным. Так, за 1894 - 1903 годы на это было израсходовано Обществом 4073 рубля. Были и дары от частных лиц. Тамбовский дворянин Ф.Д. Хво-щинский передал более 1200 экземпляров книг, среди которых были собрания сочинений европейских классиков XVII - XVIII веков и первой половины XIX столетия на французском и немецком языках.

С.В. Воейкова подарила коллекцию портретов великих исторических личностей. В 1913 году Особая библиотека была пополнена дублетными экземплярами книг из Румянцевского музея.

К 1 января 1903 года в фонде насчитывалось 6319 названий книг. В 1915 году в печатном каталоге библиотеки числилось 9825 названий или 16000 экземпляров. Библиотечный фонд был представлен следующими отделами: 1) богословие; 2) история (преимущественно русская); 3) география и статистика (много материалов о Тамбовском крае); 4) сельское хозяйство, промышленность, пути сообщения, народное образование и прочее; 5) словесность и литература; 6) периодические издания; 7) смесь.

Состав читателей был практически постоянным и даже среднее число посещений на рабочий день из года в год было одинаково - 40-50 человек.

Издания по искусству, репродукции картин были собраны в Художественном отделе, основанном АВ. Вышеславцевой. Она подарила Обществу библиотеку АВ. Вышеславцева (1831 - 1888), написавшего ряд сочинений по истории искусства. Его библиотека включала издания по искусству эпохи Возрождения, репродукции картин из европейских галерей и другие материалы. Наряду с коллекцией русских гравюрных портретов Л.А. Воейкова они вошли в самостоятельный Художественный отдел, разместившийся в отдельном помещении. Отдел пополнялся и другими изданиями, например, альбомами "Третьяковская галерея", "Художественные сокровища России" и другими.

Посещение этого отдела было обусловлено определенными правилами. Число посетителей в год было около 100 человек. К 1903 году в Художественном отделе было 349 названий.

Общедоступной бесплатной библиотекой в Тамбове была Народная читальня, открытая 1 июля 1894 года, а отделение ее для выдачи книг на дом - "Выдачная" библиотека - 20 мая 1896 года. Читальня и библиотека работали ежедневно с 9 часов

утра до 9 часов вечера. Эти две библиотеки представляли собой единое целое и по содержанию фонда, и по составу читателей. В фондах этих библиотек были книги по всем отраслям знаний, а так же педагогические, литературные, иллюстрированные, сельскохозяйственные, детские и другие журналы. Популярностью пользовалась беллетристика, исторические книги и периодические издания. В народной читальне имелся детский отдел. Подавляющее большинство посетителей составляли учащиеся и горожане из низших сословий. С открытием "Выдачной” библиотеки возросло число посещений в день. Если в 1894/1895 годах было 89 посещений, то в 1896/1897 годах уже 106, а к 1902 году этот показатель составил 144 посещения. Общий объем фондов читальни и "Выдачной" библиотеки составлял в 1913 году 13822 книги.

История Тамбовского края, его культура не могли быть обойденными вниманием просветительного Общества. В здании Общества находился Историко-этнографический музей и проводились заседания Тамбовской ученой архивной комиссии. Музей возник в Тамбове в 1879 году в память столетия губернии по инициативе И.И. Дубасова. В 1884 году музей поступил в ведение Тамбовской ученой архивной комиссии, образовавшейся в том же году, и располагался в неудобном помещении на третьем этаже здания публичной библиотеки. По распоряжению Э.Д. Нарышкина в середине 1893 года музей перевели в здание Общества, а с 16 февраля 1895 года он был открыт для посетителей. К 1903 году музей посетило 17060 человек.

Члены Общества, его Правление понимали, что изолированность и разобщенность в деятельности просветительских организаций недопустимы, что слишком большая роскошь - повторение одних и тех же ошибок. Поэтому при Обществе был образован Справочный отдел, который поддерживал связь с другими просветительными учреждениями России. С целью знакомства членов Общества с опытом их работы отдел публиковал в "Отчетах правления Общества..." выдержки из материалов, присылаемых другими обществами, например, материалы Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии, Общества попечения о начальном образовании в г. Томске и других. В свою очередь Общество помогало комиссиям по устройству народных чтений в различных городах России.

Оно посылало свои отчеты и необходимые сведения даже в Сибирь и Закавказье.

Справочный отдел поставил себе задачу: "...путем особого исследования составить полную картину всего, что делается в Тамбовской губернии для внешкольного образования народа" [7]. Для ее решения отдел собирал статистические данные. Справочным отделом была разработана специальная программа, по которой заведующие народных библиотек составляли ежегодные отчеты. Отчеты о деятельности библиотек поступали в Общество независимо от того, кто их открыл. Они обрабатывались, а итоги публиковались в ежегодных изданиях "Отчет правления Общества..." в специальном разделе. Таким образом, Общество предоставляло статистические данные о составе фондов библиотек, о читаемости по отделам, о составе читателей из народа. Причем, наряду с цифровыми показателями, приводились выдержки из информационных отчетов заведующих. Отдел разрабатывал специальные опросные листы для изучения читателей народных библиотек и слушателей народных чтений.

Широкой была издательская деятельность Общества. Это прежде всего ежегодники: "Отчет правления Общества по устройству народных чтений в г. Тамбове и Тамбовской губернии за ... год" (с 1894 -1895 по 1913 годы), "Протокол ревизионной комиссии Общества по устройству народных чтений в г. Тамбове и Тамбовской губернии за ... год" (с 1909 по 1914 годы), различные каталоги: "Список книг Д.В. Поленова и А.А. Воейкова, пожертвованных городу Тамбову" (1893 год), "Каталог книг бесплатной народной читальни" (1894 год), "Каталог иллюстрированных световыми картинами чтений Общества" (1901 год) и другие; доклады: "Доклад о нормальных каталогах для народных библиотек" (1898 год), "Доклад о нормальных каталогах народных библиотек" (дополнение к основной 50-ти рублевой библиотеке, от 75 рублей до 200 рублей и выше" (1899 год) и другие; материалы обобщающего характера: "Народные чтения в г. Тамбове (1890-1893 годы)" (1893 год), "Десятилетие народных чтений в Тамбове (1890-1990 годы)" (1899 год) и другие. Материалы о деятельности Общества публиковались на страницах местных периодических изданий: "Тамбовские губернские ведомости", "Тамбовский листок", "Тамбовский край", "Тамбовские епархиальные ведомости" и центральных: журналы "Жизнь", "Нива", "Русская

мысль", "Русское богатство", "Вестник Европы", "Образование".

Признанием вклада Общества в дело просвещения народа служат награды, полученные им на различных выставках: в 1895 году на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве награждено большой серебряной медалью, 1896 году на Нижегородской Всероссийской выставке -дипломом, в 1900 году на Парижской Всемирной выставке - бронзовой медалью. Общество получало благодарности от частных лиц и от уездных земств.

Судьба Общества после 1917 года сложилась следующим образом. Здание Общества получило название - Дом собраний и конференций (в настоящее время - Тамбовская областная картинная галерея). В нем в начале марта 1918 года на Первом Съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов была провозглашена Советская власть в Тамбовской губернии. В апреле 1918 года здание и все ценности Общества были национализированы. Библиотеки - Особая, "Выдачная", Народная бесплатная читальня были объединены в единую библиотеку. На основе ее и Центрального губернского книгохранилища (бывшая Публичная библиотека) в 20-х годах была образована Центральная губернская библиотека (впоследствии Тамбовская областная универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина). К сожалению, уникальные фонды библиотек Общества не дошли до нас в полном объеме, виной чему разные обстоятельства: от большой политики - до элементарной небрежности и некомпетентности. Так, в книге В.Г. Лидина "Друзья мои - книги. Заметки книголюба" сообщается такой факт, что в 30-е годы в букинистических магазинах в Москве распродавались книги со штампом "Нарышкинская Особая библиотека в г. Тамбове", с экслибрис-монограммой "ДВП", с надписью чернилами "Ф.Д. Хвощинский". В.Г. Лидин обнаружил книги из библиотеки Г.Р. Державина, подаренные ему авторами, с их автографами.

Экспонаты Историко-этнографического музея вошли в собрание историкохудожественного музея, созданного в 1918 году. Он был предшественником Тамбовского областного краеведческого музея. Художественный отдел в 1918 году был переведен в другое помещение (дом Шер-шова) и послужил базой создания художественного музея (в настоящее время -Тамбовская областная картинная галерея).

Народные библиотеки, создававшиеся по инициативе Общества, также не исчезли бесследно. По данным статистики в 1918 году на территории Тамбовской губернии было открыто в сельской местности 389 библиотек, изб-читален, народных домов. Их фонд насчитывал около 33 тысяч экземпляров. На пустом месте создать это было бы невозможно.

1. Россия. 1913 год: Стат. - док. справ. СПб., 1995. С. 342.

2. Десятилетие народных чтений в г. Тамбове, 1890 - 1900 гг.: Крат, очерк возникновения и деятельности общества по устройству народных чтений в г. Тамбове и Тамб. губернии по отчетам за 1893 - 1899 гг. Тамбов, 1899. 39 с.

3. Отчет правления общества по устройству народных чтений в г. Тамбове и Тамбовской губернии за 1913 год. Тамбов, 1915. 128 с.

4. Список народных библиотек Тамбовской губернии, учрежденных при содействии Общества по устройству народных чтений в г. Тамбове и Тамбовской губернии с первого января 1895 года по январь 1902 года. Тамбов, 1902. С. 38.

5. Евгенов В. Очерк десятилетней деятельности Общества по устройству народных чтений в г. Тамбове и Тамбовской губернии в связи с историей его образования // Сборник-календарь Тамбовской губернии на 1903 г. Тамбов, 1903. С. 228.

6. Журналы Тамбовского губернского земского собрания очередной сессии 1912 года с приложениями. Тамбов, 1913. С. 25.

7. Отчет правления общества по устройству народных чтений в г. Тамбове и Тамбовской губернии за 1897 - 1898 годы. Тамбов, 1898. С. 123.

ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

В.А. Сластенин, М.И. Старое

Slastenin V.A., Starov M.I. Forming and Correcting a System of the Would-be Teacher's Attitudes. The authors select a sample system of attitudes in the student's vital activity. Its formation and subsequent correction in the process of college training enable to improve the would-be teacher's vocation and readiness for teaching.

В настоящей публикации представлен некоторый опыт учебно-воспитательной и исследовательской деятельности преподавателей, аспирантов, студентов-дипломни-ков кафедры психологии нашего вуза, начатой под руководством профессора

В.А. Яковлева в 1959 году и продолжающейся его учениками-последователями в настоящее время.

Прежде всего определим свои методологические позиции. В качестве исходного мы приняли системный подход и то, что личность человека есть совокупность общественных отношений. Это положение

A.Ф. Лазурского развито его учениками

B.Н. Мясищевым, А.Г. Ковалевым и их последователями. Продолжая и развивая учение об отношениях, их непосредственной роли в процессе профессиональной подготовки учителя, мы будем рассматривать проблему с позиций интеграции наук психологии и. педагогики. По нашему глу-

бокому убеждению, учитель должен быть одновременно и педагогом, и психологом.

Содружество этих наук, от которых зависит создание глубоко обоснованной теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения, по словам А.Л. Бодалева, предполагает: а) совместное концептуальное осмысление всей фемено-логии, относящейся к целям воспитания, воплощенной в формировании всесторонне развитого человека; б) совместное рассмотрение основных факторов, включенных в воспитание и обеспечивающих это развитие [1]-

Осуществляя формирование профессионально-педагогической направленности системы отношений у студентов педвуза, надо помнить истину, что каждый человек - личность, причем неповторимая и своеобразная индивидуальность. Однако направленность личности по Б.Ф. Ломову и К.К. Платонову, включающая цели, мировоззрения, взгляды, отношения, моти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.