Научная статья на тему 'Просвещение в Сибири на страницах сатирических еженедельных журналов рубежа XIX-XX вв'

Просвещение в Сибири на страницах сатирических еженедельных журналов рубежа XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
403
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕПРЕЗЕНТАЦИИ РЕГИОНА В ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫХ ЖУРНАЛАХ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Анатольевна

Статья раскрывает специфику темы просвещения Сибири в сатирических еженедельных журналах конца XIX - начала XX вв. Показывает взаимосвязь публикаций с актуальными вопросами просвещения на восточной окраине Российской империи, выявлены особенные черты в их интерпретации в еженедельных журналах для семейного чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кузнецова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Просвещение в Сибири на страницах сатирических еженедельных журналов рубежа XIX-XX вв»

УДК 94 (47)

Кузнецова Татьяна Анатольевна

Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Новосибирского государственного педагогического университета, kta_06@list.ru, Новосибирск

ПРОСВЕЩЕНИЕ В СИБИРИ НА СТРАНИЦАХ САТИРИЧЕСКИХ ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫХ ЖУРНАЛОВ РУБЕЖА Х1Х-ХХ ВВ.*

Аннотация. Статья раскрывает специфику темы просвещения Сибири в сатирических еженедельных журналах конца XIX - начала XX вв. Показывает взаимосвязь публикаций с актуальными вопросами просвещения на восточной окраине Российской империи, выявлены особенные черты в их интерпретации в еженедельных журналах для семейного чтения.

Ключевые слова: история русской журналистики, история образования, репрезентации региона в еженедельных журналах.

Kuznetsova Tatyana Anatolievna

Candidate of Historical Sciences, Docent of the Department of Russian History at Novosibirsk State Pedagogical University, kta_06@list.ru, Novosibirsk

THE ENLIGHTENMENT IN SIBERIA ON THE PAGES OF THE WEEKLY MAGAZINES AT THE TURN OF THE XIX-XX CENTURY**

Abstract. The article is devoted to the specifics of coverage of the topic of education in Siberia in satirical weeklies in the late of the XIX - early XX century. Showing the relations hip of publications with current issues of education on the eastern edge of the Russian Empire, identified specific features in their interpretation in weeklies for family reading.

Keywords: the history of Russian journalism, the history of the Russian enlightenment, representation of the region in the weekly magazines.

Просвещение в Сибири рубежа XIX-XX вв. - достаточно изученная тема в отечественной историографии, имеющая богатую традицию [см. напр.:1; 2; 13; 16; 27]. Авторы работ в качестве исторических источников для характеристики развития просвещения на восточной окраине использовали как официальные документы, так и источники личного происхождения (воспоминания, письма, дневники) и др. Но за пределами внимания исследователей долгое время оставалась периодическая печать пореформенного периода, на страницах которой современники активно обсуждали вопросы развития образования окраин Российской империи. Отмечу, что за последнее десятилетие этот пробел начал заполняться.

В первую очередь исследователи обратили внимание на ежемесячные периодические издания (так называемые «толстые» журналы) [17; 18; 19; 20; 22; 23], а в дальнейшем на еженедельные иллюстрированные журналы, имевшие широкое распространение среди населения в изучаемый период. Так, например, сотрудники кафедры отечественной истории НГПУ, работая над аннотированным библиографическим указателем «Репрезентации Сибири в русских еженедельных изданиях второй половины XIX - начала ХХ вв.», опубликовали серию статей, которые позволяют уточнить отдельные сюжеты истории малоизвестных иллюстрированных изданий [см., напр.: 8; 10; 11; 21]. Но несмотря на пристальное внимание региональных исто-

* Статья написана при финансовой поддержке РГНФ, грант № 12-01-00258 «Репрезентации Сибири в русских еженедельных изданиях второй половины XIX - начала ХХ в.: аннотированный библиографический указатель».

** The article is written with the financial support of RGNF grant № 12-01-00258 «Representation of Siberia in Russian weekly editions of the second half of XIX - early XX century: an annotated bibliography.».

риков к информативному потенциалу периодической печати, характеристика вопросов просвещения Сибири на страницах сатирических изданий рубежа Х1Х-ХХ вв. еще не были предметом специального изучения.

Сатирические журналы рубежа веков, по замечанию признанных исследователей истории журналистики Б. И. Есина и С. Я. Махониной, не самые «долговечные» [7; 12]. Редакторы, выбирая в качестве цели критики в своих изданиях «запретные» политические и социальные темы, могли получить не только денежные штрафы, но и запрет на издание журнала. Хотя интерес публики к склонным к риску издателей и их журналам был высок, о чем говорят большие тиражи изданий (более 50 000 экземпляров).

Среди множества сатирических изданий к «долгожителям» можно отнести «Осколки» (1881-1916) и «Сатирикон» (1908-1913). Ключевыми жанрами в изданиях были фельетон и карикатура, часто запрещенные в других журналах. Стремление не показать «как оно было на самом деле», а высмеять самые порочные явления в жизни общества и привлечь внимание к наиболее острым проблемам создавали особые образы событий, явлений и людей Российской империи конца XIX - начала XX вв., которые отличались от образов реальности, конструировавшихся в литературных, общественно-политических и других журналах.

Юмористический литературно-художественный журнал «Осколки» был создан в 1881 г. на основе предшествовавшего ему художественного еженедельника «Собрание картин». В первый год существования журнала его редактором был статский советник и владелец типографии Роман Романович Голике. В первом выпуске редактор «Осколков» Р. Голике обозначил программу журнала, которая отличалась от предшествующего издания «Собрание картин» более богатым содержанием. К художественному и литературному отделам были добавлены фотолитографированные картины с пояснительным текстом, фельетон и «Смесь». Во вступительной статье к первому выпуску «Осколков» редактор обозначил, что основной темой для журнала являются повседневность Петербурга и Москвы с вкраплениями «провинциальной жизни». Первый номер был разослан в виде отдельного приложения при «больших газетах», тираж которого со-

ставил 40 000 экземпляров.

С 1882 г. по 1906 г. редактированием журнала занимался популярный писатель и журналист Николай Александрович Лейкин. С 1906 по 1908 гг. редакцию возглавлял писатель-юморист Виктор Викторович Били-бин, использовавший в публикациях псевдоним И. Грэк. В последние несколько лет, до 1916 г. редактором-издателем был К. Михайлов. Отмечу, что в последние годы своей издательской «жизни» журнал получал далеко не лестные отзывы от редакторов других периодических изданий. Так, например, его характеризовала редакция «Сатирикона» в 1908 г.: «Был честный, симпатичный журнал "Осколки", в котором при Н. А. Лейкине работали А. П. Чехов, А. Н. Будищев и др. Теперь - это кокотка, павшая на склоне своих дней, размалеванная копеечными красками, безрадостная, со своим примитивным обольщением с помощью скверно нарисованной ноги или лихо выведенного женского бедра» [24, с. 6].

«Сатирикон» - сатирический журнал, первый номер которого вышел в 1908 г. благодаря группе молодых художников и поэтов. Редактором журнала стал недавно приехавший из Харькова писатель и сатирик А. Т. Аверченко, который сумел привлечь к работе с изданием плеяду знаменитых людей - писателей Тэффи (Н. А. Лохвицкую) и Осипа Дымова, поэта Сашу Чёрного (А. М. Гликберга), художника Н. В. Ремизова и др. «Сатирикон» выходил до 1913 г., после чего издание было переименован в «Новый сатирикон».

В публикациях сатирических изданий, затрагивающих просвещение сибирского края, обращает на себя внимание то, что авторы старались «охватить» в статьях вопросы развития образовательных учреждений, уровень грамотности населения, работу местных музеев, театров, библиотек. Информация о тех или иных учебных заведениях восточного края чаще всего появлялась на страницах журналов в связи с необычными распоряжениями / действиями начальствующих кругов училища, школы или гимназии, формируя образ «чиновничьего произвола» и недалекости сибирского начальства на стезе просвещения. Например, в «Осколках» рассказывается о директоре ветеринарной школы в Тобольске, который ввел «повинность» для воспитанников - обязательная игра на музыкальных инструментах. Это

привело к забастовке, а школа оказалась на гране закрытия [9, с. 5]. Или другой пример, предложенный «Сатириконом». Омский педагогический совет учительской семинарии после попытки самоубийства одного из воспитанников, решил снизить ему оценку по поведению до трех баллов. На это сообщение редакция журнала дала довольно едкий комментарий: «Не много ли три? Если ученик дрожал, тогда еще тройку можно поставить, так как стрельба по движущейся цели труднее, а если не дрожал, за что же тогда три?» [4, с. 7].

Надо отметить, что журналистами уделялось внимание не только учащимся, но и учителям, которые чаще всего оказывались «пострадавшей стороной» в вопросах взаимоотношений с начальством. Проиллюстрируем примером, в «Сатириконе» редакция рассказывает о следующей новости: в Красноярске директором народных училищ было разослано распоряжение учителям народных школ, которым под угрозой увольнения запрещалось написание рапортов и других официальных бумаг без употребления твердого знака, который в начале XX в. был грамматическим «атавизмом» [3, с. 5].

В изданиях поднимался вопрос об уровне образования в Сибири и в России в целом. При этом недостатки в вопросах просвещения, по мнению редакций, зависели как от политики правительства, так и от нравов самого общества. Например, в одном из номеров «Сатирикона» за 1913 г. характеризуются непопулярные среди либералов действия министра народного просвещения Л. А. Кассо, который был сторонником консервативных идей в сфере образования. Массовыми на страницах сатирических журналов были примеры малограмотности сибирского общества, которые проявлялись в разных кругах - начиная со священнослужителей и купцов, заканчивая журналистами и ректорами сибирских газет. Например, в одном из разделов «Сатирикона» приводится цитата из хабаровской газеты «Восток»: «Казалось бы, что вопрос об «отцах и детях» уже давно разрешен нашим маститым писателем Л. Н. Толстым. Но это нам только кажется». Комментарий редакции был следующий: «И справедливо: «только кажется». Присмотришься: он уже не Толстой, а Тургенев. Ах, «Восток», «Восток»! Недаром говорят: ex oriente lux!» [15, с. 10].

Вопрос, связанный с высшим образованием в Сибири, упоминается только один раз в «Осколках» автором, скрытым под псевдонимом Северный варвар:

«Восточный институт во Владивостоке. Мертворожденное чадо, Пышный пустоцвет: Много есть, чего не надо, Лишь студентов нет...» [25, с. 5]. Надо сказать, что подобная нелестная характеристика для восточного института была, скорее всего, последствием интереса к русскому Дальнему востоку российского общества и, в первую очередь, властей. Стремление заселить восточную окраину в короткие сроки привело к тому, что на Дальнем востоке оказались далеко не лучшие представители российского общества, что и позволило журналистам и редакторам давать нелестные характеристики жителям и переселенцам восточной окраины.

Ключевой частью политики просвещения являются также учреждения культуры, как музеи, библиотеки, театры и др. В сатирических журналах о них изредка упоминается, но в основном для демонстрации недостатков этих сибирских учреждений. В «Осколках» приводятся примеры плохо работающих библиотек и музеев, разорившихся театров (а также незаинтересованности местных жителей в их восстановлении или строительстве) [см., напр.: 5; 6; 14].

Обобщающую характеристику результатов политики просвещения в Сибири хорошо изложил в стихотворной форме известный поэт Л. М. Медведев, скрывавшийся под псевдонимом Топтыгин [26]. Позволю себе процитировать это произведение: «Протянувшись вдаль и вширь Территорией громадной, просвещается Сибирь

Современностью отрадной. Томск приветствовать готов Я в прогрессе неустанно: Там игорных тьма домов Появилась вдруг нежданно». Итак, тема просвещения Сибири в сатирических журналах (как и в других еженедельниках) [18], несмотря на массовость статей о восточной окраине в изданиях, была малопривлекательной для редакторов. Небольшое количество публикаций по данной тематике можно объяснить, например, тем, что авторы считали образование и просве-

щение частью успешной цивилизаторской функции русских на востоке. Поэтому сюжеты, связанные с провалом культуртрегерской роли представителей Европейской России в Сибири относились к числу тех, над которыми не стоит смеяться. Хотя определенная доля критики в публикациях встречается. Особенно ярко это прослеживается в «кор-респонденциях» «Осколков», в которых авторы стараются привлечь внимание к тому, что чаще всего восточный регион является центром притяжения людей бесталанных, невостребованных в столичных городах. В статьях «Сатирикона» таких противопоставлений практически не встречается.

Библиографический список

1. Ангарский М. Нужды начального образования в Сибири // Молодая Сибирь. - 1909. -№ 9. - С. 53-66.

2. Андреев Н. Начальная школа в Сибири (по данным переписи 18 января 1911 г.) // Русская школа. - 1915. - № 2. - С. 45-60.

3. Волчьи ягоды // Сатирикон. - 1911. - № 52. - С. 5.

4. Волчьи ягоды // Сатирикон. - 1912. - № 24. - С. 7.

5. Грэк И. и К°. Коротенькие корреспонденции // Осколки. - 1896. - № 13. - С. 4.

6. Грэк И. и К°. Коротенькие корреспонденции // Осколки. - 1896. - № 37. - С. 5.

7. Есин Б. И. История русской журналистики (1703-1917) [Электронный ресурс]: учебное пособие. - М., 2000. URL: http://www.evartist.narod. ru/text4/10.htm (дата обращения: 26.02.2014).

8. Землякова Н. А. Церковь и общество на страницах «Томских епархиальных ведомостей» во второй половине XIX - начале XX в. [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5. URL: http://www.science-education.ru/105-6997 (дата обращения: 10.02.2014).

9. Коротенькие корреспонденции // Осколки. - 1907. - № 6. - С. 5.

10. Котович Л. В. «Наш журнал найдет много друзей и помощников для борьбы на поприще сельского хозяйства - за процветание нашей Родины» // Журналистика в коммуникативной культуре современности: новые журналисты для новых медиа. - Новосибирск, 2012. - С. 48-49.

11. Кузнецова Т. А. Репрезентации Сибири в иллюстрированных еженедельных изданиях в конце XIX - начале XX в. (на примере журнала для семейного чтения «Родина») // Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых. - Новосибирск, 2012. - С. 146-149.

12. Махонина С. Я. История русской журналистики начала ХХ в. [Электронный ресурс]: учебное пособие. - М., 2002. URL: http://www. evartist.narod.ru/text1/94.htm (дата обращения:

26.02.2014).

13. Мисюрев А. А. Краткие сведения из истории дирекции училищ Томской губернии. -Томск, 1913. - 86 с.

14. Осколки провинциальной жизни // Осколки. - 1884. - № 4. - С. 3-4.

15. Перья из хвоста // Сатирикон. - 1913. -№ 5. - С. 10.

16. Потанин Г. Н. Нужды Сибири // Сибирь: ее современное состояние и ее нужды. - СПб., 1908. - С. 260-294.

17. Реутова М. А. Тема сибирской начальной школы в освещении ведомственных педагогических журналов (1907-1914 гг.) // Философия образования. - 2011. - № 5 (38). - С. 84-91.

18. Родигина Н. Н. «Исполнение культурной миссии России на востоке»: образование в Сибири в освещении еженедельных иллюстрированных журналов второй половины XIX - начала ХХ вв. // Сибирский педагогический журнал. - 2013. -№ 1. - С. 44-49.

19. Родигина Н. Н. «Какая школа нужна Сибири?»: вопросы регионального образования в освещении педагогических журналов конца XIX - начала ХХ в. // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 5. - С. 141-150.

20. Родигина Н. Н. «Кому просвещать Сибирь?»: Образовательная проблематика общественно-политических журналов второй половины XIX в. // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 5. - С. 141-150.

21. Родигина Н. Н. Журнал «Всемирная иллюстрация» и репрезентации Сибири на его страницах // Гуманитарные науки. - 2013. - № 1. - С. 76-80.

22. Родигина Н. Н. Образ Сибири в педагогических ежемесячниках рубежа XIX - ХХ вв. // Культура и интеллигенция меняющихся регионов России: ХХ век. Интеллектуальные диалоги: ХХ! век. Россия - Сибирь - Казахстан: Материалы VI Всерос. науч. и науч.-практ. конф. с международным участием (Омск, 3-5 октября 2006 г.). Омск : Международ. ин-т стратегич. проектир., -2006. - С. 127-131.

23. Родигина Н. Н., Кузнецова Т. А. Тема Сибири в частных и официальных педагогических журналах второй половины XIX - начала ХХ в. // Гуманитарные науки в Сибири. - 2012. - № 4. - С. 19-23.

24. Русский юмор // Сатирикон. - 1908. - № 34. - С. 6.

25. Северный варвар. С Дальнего Востока. Факторы окраинного прогресса (из неизданного справочного словаря Дальнего Востока) // Осколки. - 1903. - № 41. - С. 5.

26. Топтыгин М. Сибирское просвещение // Осколки. - 1892. - № 8. - С. 5.

27. Турчанинов Н. В. Школьное дело за Уралом // Азиатская Россия. - 1914. - Т .1. - С. 243-269.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.