Научная статья на тему 'Просвещение скрипки в детстве'

Просвещение скрипки в детстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
33
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Область наук
Ключевые слова
просвещение игре на скрипке / методические подходы / психологические факторы / принципы музыкальной подготовки / музыкальная педагогика / музыкальные навыки / education in violin playing / methodological approaches / psychological factors / principles of musical training / musical pedagogy / musical skills

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сюй Шибинь

В статье рассматриваются цели обучения детей на скрипке, проводится обзор теоретической литературы относительно подходов к процессу обучения детей игре на скрипке, в том числе проводится анализ зависимости музыкальных навыков детей от их возраста. Также в статье проводится определение негативных следствий нерационально спроектированного процесса обучения детей на скрипке, определяются основные направления работы педагога, которые направлены на повышение эффективности просвещения детей игре на скрипке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of the violin in childhood

The article discusses the goals of teaching children the violin, reviews the theoretical literature on approaches to the process of teaching children to play the violin, including an analysis of the dependence of children’s musical skills on their age. The article also defines the negative consequences of the irrationally designed process of teaching children the violin, defines the main areas of work of the teacher, which are aimed at increasing the effectiveness of educating children to play the violin.

Текст научной работы на тему «Просвещение скрипки в детстве»

Сюй Шибинь

Аспирант. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Просвещение скрипки в детстве*

Аннотация. В статье рассматриваются цели обучения детей на скрипке, проводится обзор теоретической литературы относительно подходов к процессу обучения детей игре на скрипке, в том числе проводится анализ зависимости музыкальных навыков детей от их возраста. Также в статье проводится определение негативных следствий нерационально спроектированного процесса обучения детей на скрипке, определяются основные направления работы педагога, которые направлены на повышение эффективности просвещения детей игре на скрипке.

Ключевые слова: просвещение игре на скрипке, методические подходы, психологические факторы, принципы музыкальной подготовки, музыкальная педагогика, музыкальные навыки.

Xu Shibin

Graduate student. Lomonosov Moscow State University.

Education of the violin in childhood

Abstract. The article discusses the goals of teaching children the violin, reviews the theoretical literature on approaches to the process of teaching children to play the violin, including an analysis of the dependence of children's musical skills on their age. The article also defines the negative consequences of the irrationally designed process of teaching children the violin, defines the main areas of work of the teacher, which are aimed at increasing the effectiveness of educating children to play the violin.

Key words: education in violin playing, methodological approaches, psychological factors, principles of musical training, musical pedagogy, musical skills.

Музыкальное образование - важный аспект, формирующий развитие личности ребенка, в том числе его творческого потенциала. Музыкальное искусство на современном этапе включает в себя множество направлений, одним из них выступает игра на скрипке. Используемые методики об-

* © Сюй Шибинь, 2022. Просвещение скрипки в детстве

учения крайне важны для получаемых результатов обучения игре на скрипке. Одновременно с этим, более остро стоит вопрос выбора способов обучения именно детей в связи с наличием градации их психологической подготовки к познанию нового материала, а также изучению техник игры на новых музы-

кальных инструментах.

Рассматривая исполнение детьми музыкальных композиций на скрипке, необходимо отметить, что оно оказывает влияние на развитие таких характеристик ребенка, как воля, воображение и память, учит достигать поставленных целей и обеспечивает формирование навыков активного восприятия музыки.

Рассматриваемую тему изучали следующие авторы в своих трудах:

• теория и методика музыкального образования: Безбородова Л.А., Погоже-ва Т.В., Светланова В.И., Скрипник В.И.

• изучение проблематики обучения игре на скрипке для учеников различного возраста: Берио Ш., Беспалов Ю.И., Джеминиани ф., Мазас Ж.-Ф., Роде П., Крейцер Р., Бальо П.

• методические подходы к процессу преподавания скрипки: Ауэр Л.С., Столяросвский П.С., Ямпольский А.И., Мострас К.Г. и др.

Просвещение детей скрипке - это комплексный процесс, требующий использования подходов к обучению навыкам игры с различных сторон. Процесс просвещения детей скрипке - создание такого фундамента, который позволит развить музыкальный слух, повысить профессиональное мастерство на основе учета различного вида факторов.

Необходимость учета различных аспектов при обучении детей игре на скрипке обуславливает предварительной разработки плана взаимодействия с детьми по повышению их навыков. Часть таких планов, как правило, направлена на изучение не только теоретических алгоритмов исполнения скрипки, но и практических, например, постановка обеих рук. Также направлениями работы при обучении скрипки выступают усиление навыков учени-

ков по выработке ритмической составляющей, умению уловить интонацию исполняемой педагогом или им самим композиции1.

Требуется выполнять следующие направления работы при обучении детей игре на скрипке:

• поиск и культивирование детского музыкального таланта

• стимулирование детей к изучению музыки

• создание творческого потенциала ребенка с точки зрения игры на скрипке

• использование практики игры на скрипке в качестве приятного процесса обучения

• повышение профессиональных навыков.

Технический процесс игры на скрипке сопровождается рядом сложностей: скрипка и смычок должны стать продолжением тела исполнителя, цель - создание взаимосвязи между исполнителем и музыкальным инструментом. В результате анализа особенностей просвещения детей скрипке в Китае, выявлено, что часть педагогов имеют недостаточный теоретический и практический опыт в использовании методик обучения в данном направлении. Причины этого: часто конечной целью обучения игре на скрипке выступает успешная сдача экзамена, а не определение оптимальных методик обучения и совершенствование профессиональных навыков игре на скрипке.

Таким образом, в результате имеет место нехватка базовых знаний у учеников. Примерами недостаточного внимания к процессу обучения игре на скрипке выступают: неправильная

1 Джеминиани ф. Искусство игры на скрипке. Трактат о хорошем вкусе: учебное пособие / М. А. Куперман. - М: Планета музыки, 2021. 108 с.

осанка при исполнении музыкальных произведений, медленное распознавание музыкальных произведений и мелодий, отсутствие пения и здравого смысла в игре.2

Еще одной причиной недостаточно эффективно продуманного процесса просвещения скрипке выступает ориентация современных преподавателей на тестирование и соблюдение необходимых сроков, в данном случае не учитываются психологические характеристики учеников, которые в детском возрасте требуют особых подходов. В результате у детей наблюдается недостаточное число стимулов для продолжения обучения игры на скрипке, в том числе с целью совершенствования своих технических навыков.

Рассматривая особенности обучения скрипке в Китае выявлено, что процесс обучения включает в себя три этапа, большое влияние на результаты обучения имеет начальный этап обучения. В большинстве случаев он предполагает реализацию частных уроков, подразумевающих индивидуальные или групповые занятия с детьми. Следующие два этапа: тестирование на наличие навыков игре на скрипке, и система высшего образования. Оно, в свою очередь, классифицируется на исполнительское и педагогическое. После завершения обучения имеется возможность работы в формате видеоуроков.

Среди знаменитых мастеров скрипки в Китае большой вклад внесли Чжао Нянькуй, Му Чжицин, Цэн Чживун, Цао Жуцзинь, Е Бо. Последние три скрипача из указанных в рамках развития своего мастерства игре на скрипке

2 Берио Ш. Школа для скрипки. В 2-х ча-

стях: учебное пособие. The School of Violin Playing. In Two Parts / С.М. Малахов. - М.: Планета музыки, 2020. 336 с.

осуществляли обучение в Японии, в том числе и по европейским стандартам. именно они стали одними из первых мастеров, распространивших игру на скрипке с помощью обучения большого числа музыкантов.

Другой китайский скрипач Сяо Юмей создал струнный квартет ре мажор на основе использования европейских техник. В мировом масштабе известен также сыту Мэн Янь, именно он самостоятельно создал свою первую скрипку в 1910 году, в честь которой в последующем была организована специальная международная выставка в Панаме.

В результате выполненного исследования выявлено, что специфичной характеристикой исполнения музыкальных произведений в Китае посредством скрипки выступают приоритет в сторону технической безупречности исполнения, повышение роли соответствия стиля эпохи и образно-эмоциональной составляющей. Развитие преподавания скрипки детям в Китае происходит в направлении расширения перечня жанров и стилистических особенностей исполняемых композиций, в том числе не только при исполнении взрослыми, но и детьми. специфичные характеристики китайского подхода к преподаванию скрипки:

• приоритет в пользу программности

• яркая национальная окрашенность

• имитация в скрипичном звучании китайских народных инструментов

• расширение используемых в преподавании скрипки жанров и стилей

• приоритет национальной окрашенности в содержании и используемом в практике музыкальном материале

• расширение стилевых ориентиров

Таблица 1. Зависимость музыкальных навыков детей от их возраста3.

Возраст Музыкальные навыки

0-1 год имеют возможность реагировать на звук

1-2 года обладают навыком спонтанного создания песенных мотивов

2-3 года имеют способность включать в себя часть мелодии, которую они слышат

3-4 года начинают чувствовать мелодию

4-5 лет различают высоту звука, повторяя громко и спокойно простые ритмы мелодий

5-6 лет могут прекратить издавать звуки

7-8 лет появляется способность распознавать, дисгармонировать и гармонировать мелодии

8-9 лет рост уровня музыкальной памяти

10-11 лет развивается навык оценки музыкальной красоты произведения

12-17 лет развитие возможности воспроизведения мелодии в высоком качестве исполнения

от классико-романтических до аван-градных.

Таким образом, авторы различных методик просвещения скрипки включают в свои разработки меры, которые могут обеспечить устранения нерационального сжимания шейки скрипки за счет уменьшения применяемой исполнителем силы. Позиция левой руки для юного скрипача также имеет важное значение, что обуславливает наличие в современных методиках преподавания скрипки позиционной и межпозиционной игры.

В настоящее время наблюдается повышенная длительность I позиции при обучении игры на скрипке, результат - отсутствие у ученика представления о роли подбородка в процессе игры на скрипке. из-за привычки использования только левой руки в процессе исполнения композиций повышается сила сжимания шейки смычка.

Для устранения данного недо-

3 Светланова В.И. Телесноориентиро-ванные методики развития личности и их практическое значение в обучении игре на скрипке // Искусство и образование. 2016. № 6. С. 86-95.

статка в процессе обучения педагоги акцентируют внимание на необходимость смены позиции левой руки и большого пальца при движении вдоль грифа. Педагогу необходимо выполнять разработку планов по взаимодействию с учеником по следующим направлениям:

• развитие у ребенка умения разделять музыкальное произведение на составные элементы

• развитие у ребенка навыков воспринимать музыкальное произведение по смысловым отрезкам

• развитие умения выявлять приоритетные моменты в музыкальном материале

• развитие умения выявлять сходства и различия воспринимаемых музыкальных композиций4.

необходимо поощрять ребенка за его успехи в исполнении техник игры на скрипке, что стимулировать к следу-

4 Роде П., Крейцер Р., Бальо П. Скрипичный самоучитель, или Полная теоретическая и практическая школа для скрипки: учебное пособие / М.А. Куперман - М: Планета музыки, 2021. 88 с.

ющим достижениям. Психологи Р. Шу-тер-Дайсон и К. Гэбриэл в результате исследований выявили, что имеется зависимость между возрастом, психологическим состоянием ребенка и результативностью обучения музыкальным техникам. В результате выполненного ими исследования авторы выявили следующие закономерности, представленные в таблице 1.

оптимальным возрастом для просвещения детей игре на скрипке, согласно результатам исследований, является возраст от 5 до 9 лет. Детей младшего возраста (до 6 лет) требуется не перегружать объемной теоретической информацией ввиду недостаточного развития навыков длительного концентрирования. использование творчества в процессе обучения детей скрипке- необходимый фактор для повышения заинтересованности ребенка в процессе обучения. Но для этого ребенку необходимо продемонстрировать их целесообразность.

Методика обучения школьников несколько иная, это связано с усилением их возможностей в связи с возрастом, например, более быстрая скорость запоминания нот и представленного им теоретического материала. При этом, образная память у детей дошкольного возраста развита в большей степени. стоит отметить, что дети дошкольного возраста копируют преподавателя, что вследствие формирует автоматизм, а школьники обладают навыком самостоятельной работы, что следует учитывать в процессе обучения игре на музыкальных инструментах.

некоторые авторы, например, Якубовская В.А., указывают на необходимость физических нагрузок перед занятием: размять плечи и руки, что будет способствовать улучшению результатов работы с музыкальными инструмента-

ми. В результате можно сделать вывод о том, что для того, чтобы выработать навыки в музыкальном направлении деятельности при работе с детьми требуется проводить работу по улучшению слухового восприятия.

Другой автор, изучавший специфику преподавания детям (в том числе и музыкального мастерства), - это Л.С. Выготский, он указывает на необходимость развития двух зон у детей - актуальной и ближайшей. Первая из указанных выражает способность использовать детьми имеющихся знаний на практике в самостоятельном развитии, а второе - использование совместной с педагогом работы для дальнейшего развития. Данный подход позволяет сделать вывод о необходимости, как самостоятельной работы ребенка в обучении скрипке, так и групповой, в том числе в тандеме с педагогом.

Таким образом, обучение игре на скрипке детей требует выполнения двух этапов:

• подготовка к предпросвещению игре на скрипке

• просвещение детей игре на скрипке.

Первый этап включает в себя учет

психологической подготовленности ребенка к образовательному процессу по обучению игре на скрипке. В данном случае требуется обращать внимание на цели обучения. Это могут быть развитие музыкального слуха (и определение его наличия) для создания творческого потенциала ребенка, или стремление получить в дальнейшем музыкальное образование, что потребует больших усилий. Также требуется оценить взаимодействие родителей с детьми с точки зрения готовности уделять необходимое врем на процесс обучения.

В результате исследования указанных характеристик педагог разрабатывает план просвещения игре на скрипке

с учетом выявленных аспектов. Таким образом, в случаях, когда ребенок и его родители в приоритет ставят получение в дальнейшем музыкального образования, требуется организация обучения с более широким объемом теоретической и практической информации, в первую очередь - технических навыков.

Если планируется развитие творческого потенциала ребенка с помощью просвещения игре на скрипке, то в данном случае, обучение будет направлено на развитие интереса к музыкальному искусству.

Второй этап - непосредственно просвещение детей игре на скрипке. В данном случае большая часть результата зависит от комплексности подхода к образовательному процессу со стороны педагога. Для того, чтобы уровень мастерства ребенка в игре на скрипке повышался, требуется использовать гибкий подход, в рамках которого будут выявляться недостатки в исполнении ребенка музыкальных произведений при игре на скрипке, а далее - разработка мер по их устранению.

Также в процессе непосредственного просвещения детей игре на скрипке требуется использование в работе большого числа учебных материалов, которые содержат, как теоретические аспекты, так и практические. Чем интереснее будет организован процесс обучения игре на скрипке, тем больше будет заинтересованности со стороны ребенка, а значит и результата исполнения музыкальных произведений. По причине наличия возрастных особенностей психологических характеристик детей разного возраста, таких как быстрая утомляемость, отсутствие концентрации внимания, на уроках по обучению игре на скрипке, требуется формировать комплексный подход,

основанный на системном решении возникающих трудностей. Обучение необходимо реализовывать через игровые элементы.

Материал, используемый в процессе обучения требует к себе при отборе соблюдения критериев по выразительности, динамичности и продолжительности. оптимальный вариант - малая продолжительность изучаемых музыкальных произведений или отдельных мелодий, высокая динамичность и выразительность. Еще один вариант передачи новых теоретических знаний детям - использование презентаций для визуального восприятия и усиления заинтересованности.

Анализ различных вариантов преподавания скрипки детям показал, что на практике используется и индивидуальное и групповое обучение. Большое влияние на развитие навыков игры на скрипке имеет ансамблевая игра, которая позволяет улучшить навыки не только сольного исполнения композиций, но и совместного.

Таким образом, в статье рассмотрены цели просвещения детей игре на скрипке, которые связаны с двумя вариантами: развитие творческого потенциала или дальнейшее получение музыкального образования. В зависимости от выбранной цели педагог разрабатывает план обучения ребенка.

Просвещение детей игре на скрипке включает в себя два этапа: первый связан с необходимостью оценки психологической подготовленности ребенка к образовательному процессу по обучению игре на скрипке, а второй - с непосредственным созданием атмосферы процесса обучения игре на скрипке на основе задействованных методик и гибкого подхода. Изучив различные направления взаимодействия с детьми

в процессе просвещения скрипке, в статье определены наиболее перспективные и востребованные среди педагогов, к ним относятся:

• метод создания проблемно-поисковых ситуаций, заключающийся в активизации мышления детей с помощью предложения выбрать оптимальный вариант решения возникающих проблем в исполнении музыкальных произведений

• метод синтеза музыки, речи и движения, что обуславливается необходимости учета в образовательном процессе обучения детей скрипке взаимосвязи психологического состояния и возрастных способностей

• метод создания игровых ситуаций, основа которого - необходимость предупреждения переутомления у детей в процессе обучения

• метод импровизации, связанный с формированием у ребенка потребности к выражению мыслей.

Анализ специфики китайского подхода к обучению игре на скрипке показал, что на начальной стадии становления скрипичных школ использовался приоритет в сторону российских методик преподавания. однако в последующем данное направление перестало быть востребованным. В дальнейшем приоритетом стало развитие технических аспектов исполнения музыкальных композиций на скрипке, приоритет стал трансформироваться в сторону европейских подходов к обучению, которые предполагают развитие творческого потенциала учеников, стремлений к овладению новыми техниками и совершенствование самого процесса преподавания на основе учета психологической подготовки учеников.

Выполненное исследование процес-

са просвещения детей скрипке позволило разработать рекомендации по его совершенствованию:

• демонстрация в процессе обучения материалов, содержащих информацию о знаменитых достижениях скрипачей всех времен, которые после себя оставили немалое наследие. Цель реализации - стремление достичь аналогичных результатов работы.

• организация соревновательной деятельности между учениками в группе с целью повышения их интереса к образовательному процессу игре на скрипке. При этом предлагается лидера выбирать на основании мнения участников обучающейся группы. В результате реализации указанного предложения среди детей возрастет конкуренция и, вследствие этого, повысится качество исполнения мелодий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в процессе обучения детей игре на скрипке требуется учитывать возраст ребенка, его индивидуальные характеристики, а также стремиться создавать индивидуальный и гибкий подход, цель которого - формирование интереса к творческой музыкальной деятельности.

References

[1] Bezborodova L.A. Theory and methodology of music education: textbook / L.A. Bezborodov. -M.: Flinta, 2018. 240 p.

[2] Berio Sh. School for violin. In 2 parts: study guide.

The School of Violin Playing. In Two Parts / S.M. Malakhov. - M.: Planet of Music, 2020. 336 p.

[3] Geminiani F. The Art of Violin Playing. Treatise on good taste: a textbook / M.A. Cooperman. -M: Planet of Music, 2021. 108 p.

[4] Zankov L.V. Selected pedagogical works: teach-

ing aid / L.V. Zankov. - M: New school. 1996. 432 p.

[5] Mazas J.-F. School for violin: study guide / I.V. Grzhimali - M.: Planet of Music, 2021. 104 p.

[6] Pogozheva T.V. Questions of teaching methodol-

ogy to play the violin: teaching aid / T.V. Pogo-zhev. - M.: Planet of Music, 2020. 152 p.

[7] P. Rode, R. Kreutzer, P. Batllo. Violin Tutorial,

or Complete Theoretical and Practical School for Violin: Study Guide / M.A. Kuperman - M.: Planet of Music, 2021. 88 p.

[8] Svetlanova V.I. Body-oriented methods of personality development and their practical significance in teaching to play the violin // Art and Education. 2016. № 6. Р. 86-95.

[9] Skripnik V.I. Problems of the Violinist's Playing Position: Psychophysiological Approach // Art and Education. 2016. № 3. Р. 66.

Список литературы

[1] Безбородова Л.А. Теория и методика музыкального образования: учебное пособие / Л.А. Безбородова. - М.: Флинта, 2018. 240 с.

[2] Берио Ш. Школа для скрипки. В 2-х частях: учебное пособие. The School of Violin Playing. In Two Parts / С.М. Малахов. - М.: Планета музыки, 2020. 336 с.

[3] Джеминиани ф. Искусство игры на скрипке. Трактат о хорошем вкусе: учебное пособие / М.А. Куперман. - М: Планета музыки, 2021. 108 с.

[4] Занков Л.В. Избранные педагогические труды:

учебно-методическое пособие / Л.В. Занков. -М: Новая школа. 1996. 432 с.

[5] Мазас Ж.-Ф. Школа для скрипки: учебное по-

собие / И.В. Гржимали - М.: Планета музыки, 2021. 104 с.

[6] Погожева Т.В. Вопросы методики обучения игре на скрипке: учебно-методическое пособие / Т.В. Погожева. - М.: Планета музыки, 2020. 152 с.

[7] Роде П., Крейцер Р., Бальо П. Скрипичный самоучитель, или Полная теоретическая и практическая школа для скрипки: учебное пособие / М.А. Куперман - М.: Планета музыки, 2021. 88 с.

[8] светланова В.И. Телесноориентированные методики развития личности и их практическое значение в обучении игре на скрипке // Искусство и образование. 2016. № 6. с. 86-95.

[9] скрипник В.И. Проблемы игровой позиции скрипача: психофизиологический подход // Искусство и образование. 2016. № 3. с. 66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.