Научная статья на тему 'Пространство - время в прозе Пола Остера (роман "Измышление одиночества")'

Пространство - время в прозе Пола Остера (роман "Измышление одиночества") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
117
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТО-ГЕТЕРОКЛИТ / ГЕТЕРОТОПИЯ / ВЫМЫСЕЛ / FICTION / УТОПИЯ / UTOPIA / ПОЛ ОСТЕР / PAUL AUSTER / МИШЕЛЬ ФУКО / MICHEL FOUCAULT / HETEROCLITE / HETEROTOPIC SPACE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кулькина Варвара Михайловна

В статье рассматриваются основные приемы формирования постмодернистской системы художественного отображения пространства-времени на примере произведений Пола Остера. Автор оперирует понятием гетеротопия, означающим индивидуальное восприятие взаимодействия пространства и времени в движении. Гетеротопия позволяет интерпретировать современную литературу в контексте противоречий социальной и духовной жизни писателя, и использовать базовую форму гетеротопии местогетероклит, на основе построения которого анализируется воспоминания Пола Остера в романе «Измышление одиночества».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Space/Time in Paul Auster's Prose (the novel “Invention of Solitude”)

The article reveals Paul Auster's devices promoting formation of the postmodernist system of reflecting space/time in narratives. Auster uses such a concept as heterotopia which also means individual perception of interaction of space and time in the movement. Heterotopia also allows to interpret modern literature in the context of the writer's contradictions of social and spiritual life which leads the writer to use a basic form of heterotopia heteroclite. Paul Auster's memoirs in his novel The Invention of Solitude were analyzed on the basis of heteroclite.

Текст научной работы на тему «Пространство - время в прозе Пола Остера (роман "Измышление одиночества")»

Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2018. № 1

В.М. Кулькина

ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ В ПРОЗЕ ПОЛА ОСТЕРА

(роман «Измышление одиночества»)1

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

«Институт научной информации по общественным наукам

Российской академии наук»

117218, Москва, ул. Кржижановского, д.15, к. 2

В статье рассматриваются основные приемы формирования постмодернистской системы художественного отображения пространства-времени на примере произведений Пола Остера. Автор оперирует понятием гете-ротопия, означающим индивидуальное восприятие взаимодействия пространства и времени в движении. Гетеротопия позволяет интерпретировать современную литературу в контексте противоречий социальной и духовной жизни писателя, и использовать базовую форму гетеротопии — место-гетероклит, на основе построения которого анализируется воспоминания Пола Остера в романе «Измышление одиночества».

Ключевые слова: место-гетероклит; гетеротопия; вымысел; утопия; Пол Остер; Мишель Фуко.

Опубликовав в 1982 г. автобиографическую книгу «Измышление одиночества» (The Invention of Solitude), Пол Бенджамин Остер признал, что все описанное в ней — это размышление «о некоторых общих проблемах, объектом которых является он сам» [Auster, 1996: 106]. Произведение, призванное «восстановить» образ умершего отца писателя посредством текста, доказало невозможность этого намерения («Портрет невидимки», с. 31). Другим утверждением Остера, ставшим темой второй части книги («Книга памяти»), стало признание вымысла как единственно возможного способа представить образ другого человека. «Измышление одиночества» соединило элементы «достоверного», «фактографического», являющихся признаками мемуарного жанра, с «вымыслом». Постепенное преобладание вымысла в следующих произведениях Остера повлияло на развитие пространственной структуры его романов и ее взаимодействие с вымышленными формами — «комнатами», или метафорической формой сознания персонажей [Auster, 2003: 118—121]. Такие «комнаты» становятся особым способом видения мира писателем. Вымышленные пространства исполняют функции мест-гетероклитов,

Кулькина Варвара Михайловна — сотрудник Института научной информации по общественным наукам (e-mail: retradazia@gmail.com).

1 Работа выполнена при поддержке гранта № 17-33-00025.

производящих разрыв в повседневности, мест, где для субъекта время течет в ином привычном лишь для него ритме, а пространство воспринимается как «реализуемаяутопия» [Кулькина, 2016].

Обращаясь к теме одиночества современного человека, Пол Остер нашел способ отображения мысли и видения в их развитии. Писатель выстраивает сюжеты таким образом, чтобы читатель легко воспринимал динамику восприятия действительности через гетеротопии — места, в которых реальное местоположение объекта одновременно и присутствует, и отсутствует.

Иллюстрацией понятий гетеротопия и место-гетероклит может быть музей, в котором связь между временем и местом в общепринятом понимании изменяется. Согласно исследованиям Российского этнографического музея [Вахштайн, 2014; Руденко, 2015], вещи, вышедшие из повседневного обихода и пополнившие ряды экспонатов музеев (т.е. объектов, которые автор понятия Мишель Фуко изначально включает в список гетеротопий [Фуко, 194]), переходят в пространство музейной гетеротопии, где для них меняется привычный ход времени (оно замедляется). Далее экспонаты попадают в семиотическую сеть музея, где каждый предмет связан с другим не только тем, что он приписан к музею, но и новой семиотической нагрузкой (его история включается в истории других экспонатов, он становится искусственно воссозданной частью иной среды). Данный процесс как раз описывает контакт между двумя пространствами, двумя временами.

Другой пример изменения пространства-времени в гетеротопиях сформулирован М. Фуко как разрушение общепринятого понимания места, которое произошло после открытий Галилея в XVII столетии. Знание того, что Земля вращается вокруг Солнца, заставило ученых задуматься о пространстве бесконечности. Место превратилось в движущуюся точку. Другими словами, протяженность заменяет локацию, а местоположение заменяет протяженность, так как оно (местоположение) может меняться. Отныне местоположение определяется через отношения между точками. Последняя проблема в определении местонахождения людей — проблема восприятия места и понимания своего местонахождения [Фуко, 2006: 196].

Обращая внимания на то, что человечество начинает по-разному трактовать течение времени, Остер определяет понятие гетеротопии как пространство, противоречащее всем остальным пространствам. У Остера гетеротопия рассматривается как противовес утопии, т.е. местоположение без реального места. Отныне герой являет собственное воплощение реальности, свой частный, малый, взгляд на мир. Пространство-время изменяется в зависимости от точки зрения пишущего, создающего, трактующего свой взгляд на мир персонажа.

Понятие гетеротопии представляет интерес как более концентрированный вариант отражения мировоззрений современного

индивида. Рассуждая о «месте» в книге «Измышление одиночества», Остер пишет: «Память, как место, как здание, как последовательность колонн, карнизов, портиков. Тело внутри ума, словно мы движемся из одного места к следующему, и шаги наши звучат, когда мы идем из одного места в следующее <...> Память: пространство, в котором что-то происходит вторично» [Остер, 2016: 126, 129]. Итак, пространство в прозе Остера начинает превалировать над временем, которое предстает как взаимодействие элементов в пространстве. Свобода от противоречий современного мира допускает «возможное» как вариант реального. Но для этого необходима воля человека, приравнивающая вымысел к «реализуемой утопии».

Гетеротопия допускает взаимодействие возможного и реального, объединенных субъективным пониманием места и времени. Роман «Измышление одиночества» — попытка вторгнуться в чужую гете-ротопию, сформировало в прозе Остера особое пространство-время, трактовка которого воспроизводилась писателем в сознании его героев в каждом отдельном романе.

«Мир, на который он (отец) смотрел, был местом практическим. Все понималось лишь с точки зрения функциональности, судилось лишь по тому, сколько оно стоит, а никогда не как действительный предмет со своими особыми свойствами» [Остер, 2016: 88]. Источник и база этого места-гетероклита — автобиографическая книга «Измышление одиночества»: «В таком образе мыслей просматривался примитивизм восприятия. В более общем смысле это превращалось в неизбывную чувственную аскезу: закрывая на столь многое глаза, лишаешь себя непосредственного контакта с миром, отрезаешь возможность пережить эстетическое наслаждение. <...> В итоге не видишь мира вообще» [там же: 87].

Итак, условно назовем основной гетеротопией Остера — его дом. Не конкретное здание или квартиру, а место, куда раз за разом мысленно возвращается герой романа. «В какой миг дом перестает быть домом? Когда крышу срывает? Когда бьют окна? В какой миг он превращается в кучу мусора? И вот однажды стены дома наконец обвалятся. Если же дверь еще стоит, нужно только пройти в нее — и ты снова в доме. Приятно спать под звездами. Дождик — ну и ладно. Ненадолго же» — рассуждает Пол Остер [там же: 41].

Дальнейшие размышления о жизненном пространстве — о «комнате» как о «тюрьме» или как о преображающейся в сознании человека «маленьком космосе», «месте перерождения» [Auster, 2003: 73, 118, 121], также содержатся в романе «Измышлении одиночества». Концепт «комнаты» для Пола Остера одновременно является и местом-гетероклитом, отсекающим сознание от мира и выстраивающим свою временную линию в воображении писателя.

Концепт «комнаты» также полностью отвечает шести принципам гетеротопий Фуко:

1) передает место, занимаемое человеком, когда он рассматривает себя в нем в связи со всем окружающим его пространством, в том числе — и с совершенно нереальным;

2) каждая гетеротопия функционирует в рамках общества;

3) гетеротопии сопоставляют в одном единственном месте несколько пространств, которые сами по себе несовместимы (в данном случае «свободная мысль» человека и его «замкнутое в пространстве тело»);

4) гетеротопии связаны с «раскроем» времени: с его накоплением или с его непостоянством;

5) гетеротопии предполагают систему открытости/замкнутости, которая одновременно делает их проницаемыми и изолированными;

6) особая функция гетеротопии по отношению к остальному пространству: создание иллюзорного пространства, которое изобличает, как еще более иллюзорное, все реальное пространство.

Гетеротопия как пространство и восприятие времени каждого отдельного индивидуума представляет в прозе Пола Остера желание писателя сформулировать пути обретения свободы от противоречий современного мира. В ранних произведениях автор допускает, что «возможность» может превратиться в действительность. По мнению Остера, именно сосредоточенный в «комнате» разум человека способен правильно оценить реальность. «Комната — необязательно образ герметичного сознания, и когда мужчина или женщина стоят или сидят в комнате в одиночестве, там, понимает он, происходит больше, нежели безмолвие мысли, безмолвие тела, с трудом старающегося облечь свои мысли в слова. "Полнота и самодостаточность настоящего мгновения"» [Остер, 2016: 225].

Концепт «комнаты» формируется в творчестве Остера, начиная со второй части его воспоминаний (Книга памяти). Точкой отсчета концепта «комнаты» по праву можно назвать цитату из «Мыслей» Паскаля, приведенную здесь же: «Вот в тот миг, осознал он впоследствии, и началась "Книга памяти". <...> Повторить Паскаля: "Все несчастие людей происходит только от того, что они не умеют спокойно сидеть в своей комнате"» [Остер, 2016: 128]. Писатель подразумевает не просто комнату, не просто часть гетеротопии, а особое, значимое, место. «Комната» каждого персонажа как часть художественного топоса у Остера перерастает в реальный топос. Так, дом отца вызывает у рассказчика воспоминания о детстве, что наполняет материальный объект (дом) новым содержанием. Из обычной локации дом превращается в место-гетераклит, представляющий образ прошлого в настоящем.

Идея о существовании мира, который больше не отражает реальность, изначально прослеживается, как известно, у Бодрийяра,

предложившего понятие симулякра как «копии», скрывающей действительность. Остер отмечает, что «перо никогда не сумеет двигаться с той же скоростью, чтобы успевать записывать каждое слово, открытое в пространстве памяти» [Остер, 2016: 224]. Представляя сознание как материальный объект (комната), писатель маскирует реальность от исчезновения из сознания своих героев, тем самым сохраняя идею подлинного. Задачей рассказчика в автобиографии «Измышление одиночества» становится поиск индивидуальности среди абсурдной действительности.

Список литературы

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Заключительные замечания // Очерки по исторической поэтике. URL: http://www. chronos.msu.ru/old/RREPORTS/bakhtin_hronotop/hronotop10.html Вахштайн В^. Пересборка города: между языком и пространством город в теории // Социология власти. 2014. № 2. С. 9—38. Геллер Л. Воскрешение понятия, или слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе. Труды Лозаннского симпозиума. М., 2002. С. 18. Городницкий Е.А. Экфрасис в структуре литературного произведения: изобразительная и нарративная функции // Вестник Днепропетровского университета им. А. Нобеля. Минск, 2014. № 2 (8). С. 13—18. БодрийярЖ. Симулякры и симуляция / Перевод О.А. Печенкина. Тула, 2013. URL: http://lit.lib.rU/p/pechenkina_o_a/jeanbaudrillard-1.shtml Кулькина В.М. Гетеротопия: литературоведческий аспект (Сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7. Литературоведение. РЖ / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. литературоведения. М., 2016. № 4. С. 18-25. Остер П. Измышление одиночества. М., 2016.

Руденко Н. Гетеротопия как переописание: музейные экспонаты, сети

и практики // Социология власти. 2015. № 1. С. 181-195. Фуко М. Другие пространства // Интеллектуалы и власть: Избранные

статьи, выступления и интервью. Ч. 3. М., 2006. С. 191-204. Шестакова Э.Г. Гетеротопия — рабочее понятие современной гумани-таристики: литературоведческий аспект // Критика и семиотика. Новосибирск, 2014. № 1. С. 58-72. Auster P. The Invention of Solitude in Collected Prose. N.Y., 2003. P. 121, 73, 118.

Auster P. The Red Notebook. L., 1996. P. 106.

Simut A. Metaphorical dystopias and the end of the world (s) in Auster's Country of last things and Jose Saramago's Blindness // STUDIA UBB PHILOLOGIA. Cluj-Napoca, Romania. 2012. LVII. N 4. P. 109-117.

Varvara M. Kulkina

THE SPACE/TIME IN PAUL AUSTER'S PROSE (the Novel "Invention of Solitude")

Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences 15/2 Krzhizhanovsky, Moscow, 117218

The article reveals Paul Auster's devices promoting formation of the postmodernist system of reflecting space/time in narratives. Auster uses such a concept as heterotopia which also means individual perception of interaction of space and time in the movement. Heterotopia also allows to interpret modern literature in the context of the writer's contradictions of social and spiritual life which leads the writer to use a basic form of heterotopia — heteroclite. Paul Auster's memoirs in his novel The Invention of Solitude were analyzed on the basis of heteroclite.

Key words: Heteroclite; heterotopic space; fiction, utopia; Paul Auster; Michel Foucault.

About the author: Varvara M. Kulkina — employee of Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences (e-mail: retradazia@gmail.com).

References

Bahtin M.M. Formy vremeni i hronotopa v romane. Zakljuchitel'nye za-mechanija. Ocherki po istoricheskoj pojetike. URL: http://www.chronos. msu.ru/old/RREPORTS/bakhtin_hronotop/hronotoplO.html Vahstajn V.C. Peresborka goroda: mezhdu jazykom i prostranstvom gorod v

teorii. Sociologja vlasti, № 2, RANHiGS, 2014, pp. 9-38. Geller L. Voskreshenie ponjatija, ili slovo ob jekfrasise. Jekfrasis v russkoj literature. Trudy Lozannskogo simpoziuma. M., 2002, pp. 18. Gorodnickij E.A. Jekfrasis v strukture literaturnogo proizvedenija: izobrazitel'naja i narrativnaja funkcii. Vestnik Dnepropetrovskogo univer-siteta im. A. Nobelja. Minsk, 2014, № 2 (8), pp. 13-18. Baudrillard J. Simuljakry i simuljacija. Perevod O.A. Pechenkina. Tula, 2013.

URL: http://lit.lib.ru/p/pechenkina_o_a/jeanbaudrillard-1.shtml Foucault M. Drugie prostranstva. Intellektualy i vlast': Izbrannye stat'i, vystu-

plenja i intervju. M., 2006, ch. 3, pp. 191-204. Kulkina V.M. Geterotopij a: literaturovedcheskij aspekt. (Svodnyj referat). Social'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaja i zarubezhnaja literatura. Ser. 7. Literaturovedenie. RZh/RAN. INION. Centr gumanit. nauch. — inform. issled. Otd. literaturovedenja. M., 2016. № 4, pp. 18-25. Auster P. Izmyshlenie odinochestva. M., 2016.

Rudenko N. Geterotopja kak pereopisanie: muzejnye jeksponaty, seti i prak-

tiki. Sociologja vlasti. № 1. RANHiGS, 2015, pp. 181-195. Shestakova Je. G. Geterotopja — rabochee ponjatie sovremennoj gumanitaris-tiki: literaturovedcheskj aspect Kritika i semiotika. Novosibirsk, 2014, № 1, pp. 58-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.