Научная статья на тему 'ПРОСТРАНСТВО В РОМАНЕ Ч. Т. АЙТМАТОВА "И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ..."'

ПРОСТРАНСТВО В РОМАНЕ Ч. Т. АЙТМАТОВА "И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ..." Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
400
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО / Ч. АЙТМАТОВ / РОМАН / "И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ..." / "БУРАННЫЙ ПОЛУСТАНОК" / SPACE / CHYNGYZ AITMATOV / NOVEL / "THE DAY LASTS MORE THAN A HUNDRED YEARS" / "THE BURANNY RAILWAY STOP"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Назарбекова А. Э., Чымылдаков Э. Н.

В статье предпринята попытка раскрыть поэтику создания образа «пути», «пространства» через характеристику творчества писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPACE IN THE NOVEL OF CH. T. AITMATOV "THE DAY LASTS MORE THAN A HUNDRED YEARS"

The article attempts to reveal the poetics of creating the image of «the way», «space» through the characteristic of the writer's creativity.

Текст научной работы на тему «ПРОСТРАНСТВО В РОМАНЕ Ч. Т. АЙТМАТОВА "И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ..."»

УДК 8

Назарбекова А. Э.

студент

Стерлитамакский филиал Башкирский Государственный Университет

Россия, г. Стерлитамак Чымылдаков Э. Н. старший преподаватель Нарынский Государственный Университет

Кыргызстан, г. Нарын ПРОСТРАНСТВО В РОМАНЕ Ч. Т. АЙТМАТОВА «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ...»

Аннотация: В статье предпринята попытка раскрыть поэтику создания образа «пути», «пространства» через характеристику творчества писателя.

Ключевые слова: Пространство, Ч. Айтматов, роман, «И дольше века длится день...», «Буранный полустанок».

Nazarbekova A.E.

Student

Bashkir State University Sterlitamak branch

Sterlitamak, Russia Chymyldakov E.N.

Senior lecturer Naryn, Kyrgyzstan SPACE IN THE NOVEL OF CH. T. AITMATOV «THE DAY LASTS MORE THAN A HUNDRED YEARS»

Annotation: The article attempts to reveal the poetics of creating the image of «the way», «space» through the characteristic of the writer's creativity.

Keywords: Space, Chyngyz Aitmatov, novel, «The Day Lasts More Than a Hundred Years», «The Buranny Railway Stop».

Назарбекова А. Э Первый роман Чынгыза Айтматова «И дольше века длится день...» («Буранный полустанок») увидел свет в журнале «Новый мир» в 1980 году. Роман представляет собой гармоничное переплетение реализма и мифологии с научной фантастикой. Неодноименное название романа привлекало внимание многих советских и зарубежных критиков. По поводу названия произведения Чынгыз Торокулович говорил следующее: «Изначально книга называлась «Обруч». Имелся в виду «обруч» манкуртовский, трансформированный в обруч космический, который накладывался на голову человечества сверхдержавами в процессе соперничества на мировое господство... Но цензура довольно быстро раскусила смысл такого названия книги... Потребовали более упрощенное, «соцреалистическое» название - и тогда явился на свет «Буранный

полустанок»... Шел я на это скрепя сердце, выбирая наименьшее из зол...» [2, с. 4].

Название произведения - символическое, в романе автор повествует о жизни и смерти, любви и памяти, взаимоотношениях человека и власти, личности и истории.

Внутреннее жанровое содержание романа диктует «внешнюю» жанровую форму. Этому способствуют выражение авторской позиции через использование вставных новелл, особый романный хронотоп, сталкивающий различные пространственно-временные пласты. Говоря о пространстве романа, прежде всего, следует отметить, что оно трехмерно:

1. Реальное;

В первой композиционной линии показан действительный мир 50 - х годов ХХ столетия на разъезде Буранный.

2. Мифологическое;

Во второй линии «легендарный, мифический» мир. (Легенда о «манкурте»).

3. Фантастическое.

Фантастический мир: планета Лесная Грудь и ее обитатели.

Перемещение в пространстве и путь, соединяясь во времени, образуют мифологему пути, когда приближение к сакральному центру пространства одновременно становится движением во внутреннем пространстве души, поиском высших человеческих ценностей в самом себе.

Путь как одна из составных частей пространства представлен в романе двояко - буквально и метафорически.

1. Путь - как передвижение в пространстве - движение похоронной процессии к кладбищу;

2. Путь во времени как жизненный путь в воспоминаниях Едигея.

Для Айтматова очень важно географическое название местности оно в

романе несёт большую художественную нагрузку, дают дополнительную информацию о человеке, о местности, о животных, которые становятся полноценными героями произведения. [3, с. 16].

Как было сказано, пространство во всех трех сюжетных линиях содержит в себе образ пути: пространство в «реальной» сюжетной линии передается через образ поезда, железной дороги, Сарозекских степей: «Один ушел на запад, другой на восток. Опустели разъездные пути Боранлы -Буранного. И сразу все обнажилось вокруг - звезды с темного неба засветились вроде сильнее, отчетливее, и ветер резвее загулял по откосам...» [1, с. 14]. Как можно заметить из примера «механическое» соприкасается с «природным», образуя некоего рода пространственного столкновения хаоса с космосом, в таком случае Буранный полустанок выступает в роли среднего звена (Земли). Тут автор выходит на мифологическую степень понимания пространственного мира: космос возникает в пространстве путём замены, «прояснения» свойств хаоса: тьма преобразуется в свет, аморфность в порядок, динамика в статику. По нашему мнению, Буранный полустанок, как

и его житель Едигей является средоточием, соединяющим звеном всего происходящего, вокруг которого пространство реальное (историческое), мифологическое, фантастическое соприкасаются: «На Боранлы-Буранном только двое укоренились тут на всю жизнь - Казангап и он, Буранный Едигей.. .Ты здесь второй год, а мы с ним тридцать лет проработали вместе». [1, с. 21]. Таким образом, можно заметить взаимодействие Едигея Буранного с реальным пространством. Особое место занимает история кладбища Ана -Бейит. Кладбище символ страны и памяти о прошлом. Вместо кладбища в романе появляется космодром. Отношения между этими пространственными образами очень существенны в общей концепции романа.

К проявлению «фантастического пространтсва» можно отнести III главу. Факт использования фантастики, вымысла, фантастики связан с особенностями мировоззрения Ч. Айтматова, с его особым типом художественного мышления. И это привело к выводу, что использование фантастики в романе сыграло большую роль в определении жанрового своеобразия романа. В результате работы над текстом романа, с научно -критической литературой по теории фантастики, мы пришли к выводу, что фантастика использована писателем в жанре романа как фантастическое допущение и явилась вспомогательным элементом раскрытия авторского замысла: «Как и прежде в своих произведениях, и в этот раз я опираюсь на легенды и мифы, на предания... И вместе с тем впервые в своей писательской практике я прибегаю к использованию фантастического сюжета. И то и другое для меня не самоцель, а всего лишь метод мышления, один из способов познания и истолкования реальной действительности....Вся «космологическая» история вымышлена мной с одной лишь целью -заострить в парадоксальной, гиперболизированной форме те ситуации, которые чреваты потенциальными опасностями для людей на земле» [2, с.

3].

Таким образом, как вывод можно сказать, что понятие пространства в творчестве кыргызского писателя своеобразна: оно через описание национальной, народной жизни выходит на уровень восприятия целого мира.

Использованные источники:

1. Айтматов Ч. Т. И дольше века длится день. - М.: Известия, 1989. - 432 с.

2. Айтматов Ч.Т. Вся правда, девять лет спустя.// Айтматов Ч.Т. И дольше века длится день («Белое облако Чигисхана»); Лицом к лицу. - Бишкек, 1991. - С. 6.

3. Арстанбекова Ж. А. Жанровое своеобразие романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день». автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук (10.01.01) /Арстанбекова Жамийла Арстанбековна; Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына. - Бишкек, 2016. - 22 с.

4. Гачев Г. Чингиз Айтматов: В свете мировой культуры.- Фрунзе,1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.