Научная статья на тему 'Пространство состязательности в культуре оренбургских казаков (по материалам этноэкспедиции 2012 г. )'

Пространство состязательности в культуре оренбургских казаков (по материалам этноэкспедиции 2012 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
142
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРЕНБУРГСКОЕ КАЗАЧЕСТВО / НОВАЯ ЛИНИЯ / СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ АГОНАЛЬНОСТЬ / БОРЬБА / КАЗАКИ / ORENBURG’S COSSACKS / NEW LINE / CONTENTION / COMPETITIVENESS / CONFLICT / THE COSSACKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Печняк Вячеслав Александрович

Казачество как уникальное культурное явление представляет собой большой интерес. Прежде всего, тем, что в нём живет дух состязательности и противоборства, который изначально был призван поддерживать боевой дух военного сословия. Оренбургское казачье войско образовано «сверху», кроме того в него вошли представители разных сословий и народов. Тем не менее, характерная для всех казачьих войск состязательность наблюдается и у них. В статье предпринята попытка ответить на следующие вопросы: какие формы приобретала состязательность? Какие сферы жизни пронизывала и насколько глубоко укоренилась в сознании казаков и их современных потомков?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS IN THE CULTURE OF ORENBURG COSSACKS

Cossacks as a cultural phenomenon are of great interest primarily because of their spirit of competition and contention that initially was meant to keep up the morale of the military class. Orenburg Cossack Army was formed by the government. It involved representatives of different social and ethnic groups. However, they also happen to display competitiveness that is typical of all Cossack Armies. The author of the article makes an attempt to supply answers to the following questions: What forms did competiveness take? What areas of life did it permeate? And how deeply is it ingrained in the minds of the Cossacks and their modern descendants?

Текст научной работы на тему «Пространство состязательности в культуре оренбургских казаков (по материалам этноэкспедиции 2012 г. )»

ВаленцоваМ.М. 2012: Узел // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5-ти т. Т. 5. М.

Каргин А. С. 2008. Прагматика фольклора. M.

Литвиненко О. 1997: Заметки о свадебных обрядах в северных районах Ростовской области // Памяти Листопадова. Сборник статей. Ростов-на-Дону.

Проценко Б. Н. 2004: Свадебный обряд донских казаков во времени и пространстве // Традиционная культура. 4 (16), 26-34.

MONITORING OF COSSACK VILLAGE RASDORSKAYA TRADITIONAL

RITES

N. S. Popova

The paper deals with tradition monitoring within the framework of a concrete historical and cultural territory by the example of stanitsa Rasdorskaya in Ust-Donetsk district of Rostov oblast. The object of the study is a fragment of traditional rites (weddings and Trinity Sunday) covering several periods. The material of the study is derived from field work data acquired during several years in the historical and cultural territory under study.

Key words: traditional culture, transformation, Cossacks of the Don, wedding rite, Trinity Sunday

© 2013

В. А. Печняк

ПРОСТРАНСТВО СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ В КУЛЬТУРЕ ОРЕНБУРГСКИХ КАЗАКОВ (по материалам этноэкспедиции 2012 г.)

Казачество как уникальное культурное явление представляет собой большой интерес. Прежде всего, тем, что в нём живет дух состязательности и противоборства, который изначально был призван поддерживать боевой дух военного сословия. Оренбургское казачье войско образовано «сверху», кроме того в него вошли представители разных сословий и народов. Тем не менее, характерная для всех казачьих войск состязательность наблюдается и у них. В статье предпринята попытка ответить на следующие вопросы: какие формы приобретала состязательность? Какие сферы жизни пронизывала и насколько глубоко укоренилась в сознании казаков и их современных потомков?

Ключевые слова: оренбургское казачество, новая линия, состязательность агональ-ность, борьба, казаки

Печняк Вячеслав Александрович — аспирант Института истории и археологии УрО РАН. Е-шаД: [email protected]

В последнее время необычайную популярность набирают исследования, посвященные тендерной проблематике. Но исследователи традиционно уделяли внимание преимущественно женщинам и «женскому». «Мужская» тематика оставалась на задворках этих исследований и рассматривалась в основном как отражение «женского». Ввиду малоразработанности проблематики, связанной с мужественностью, указанная выше тема представляется чрезвычайно актуальной.

Разнообразные виды состязаний, характерные для всех без исключения народов, возникли в глубокой древности как элемент физической подготовки для успешной охоты, ведения военных действий, охраны соплеменников, собственности и т.д. Они становились неотъемлемой частью традиционной культуры этносов. Как составная часть традиционной культуры русских, многие элементы состязаний сохраняются до наших дней. Одним из важных элементов в мужской воинской культуре, отражающим мен-тальность русского человека, являются рукопашные состязания. Происхождение единоборств у русских — узловой вопрос истории состязательной культуры.

Особый интерес в рамках данной темы представляет собой казачество. В среде казачества как военизированного общества, где состязательность является еще и полноценной составляющей для воспитания дееспособного члена общества, состязательность, на наш взгляд, проявлена наиболее ярко. Проблемой состязательности в среде донского казачества занимается А. В. Яровой. По его мнению, с утратой казачеством политической самостоятельности быт казачьих станиц переходит от военного к военизированному1. Учитывая, что Оренбургское Казачье Войско было создано «сверху», такая «военизированность» особенно характерна для него. В описаниях этнографов начала XX в. часто встречаются упоминания о боевитости и особом состязательном духе среди оренбургских казаков. А. И. Мя-кутин, описывая любимые забавы казачат (катание верхом, взятие снежных городков и т.д.), отмечает, что особенно любят они играть в войну2. Игры в войну, как и драки, были очень важны для формирования будущего казака. Обычай молодежных драк — «край на край села» — характерен для общерусского контекста, но в казачьих поселках приобретал специфическую окраску и кристаллизовался, отвечая требованиям военизированного быта казаков: «Эти драки «край на край» были своего рода развлечением, обучением военному делу. Старые казаки их не осуждали, но даже разжигали, подзуживали»3.

Оренбургское казачье войско являлось этнически неоднородным: помимо славянского населения, в него входили башкиры, калмыки, кайсаки, а также на-гайбаки. Тем не менее, наблюдалось общее для всего войска стремление к состязательности, а также схожие его проявление среди представителей разных народов, входивших в ОКВ.

Объектом нашего исследования является состязательность, предметом — её проявления во всех аспектах и формах как неотъемлемая часть жизни человека и общества, и в особенности — маскулинной части культуры.

Состязательность — понятие, включающее в себя стремление превзойти окружающих, создать, включиться и победить в любом виде соревнования. Широко это понятие используется для культуры античности. Для древнегреческого

1 http://dikoepole.com/2010/03/30/man_cossacks_kulture/

2 Мякутин 1910, 52.

3 Мякутин 1910, 352.

общества состязательность имела большое значение. А. И. Зайцев отметил, что «древнегреческое общество принадлежало, во всяком случае, от гомеровской до классической эпохи, к категории обществ, в которых важное значение имела установка индивида на то, чтобы превзойти окружающих в достижении своих жизненных целей»4.

Для культуры русских, как и для большинства мировых культур, также характерна состязательность, проявляющаяся в различных физических формах мужских состязаний спортивного характера (праздничные кулачные бои, борьба и т.д.) и «игры в войну»5, перерастающую в перманентное противостояние (двор на двор, деревня на деревню, деление по «концам» и улицам), а также на бытовом уровне (противостояние мужчина-женщина, состязание соседей и т.д.).

Под аспектами состязательности мы будем понимать комплекс переживаний, чувствований, мыслей, оценивающих определенный момент жизни как состязание. Здесь можно говорить о некоторых состязательных способах человеческого существования. В центре этого противоборства и находится человек. Также в понятие состязательности входят и различные формы физических состязаний спортивного характера: кулачные бои, борьба, скачки, палочные бои, взятие снежного городка, драки и т.д.

Состязательность пронизывает все сферы общества, создавая пространство для индивидуальной и коллективной жизни. Она содержит не просто природное влечение, но активную борьбу за жизненное пространство, будь то личная свобода индивида или благосостояние общества. В этой борьбе проявляется уже не столько природная, инстинктивной агрессивности, которая замыкается в рамки ритуала, здесь обнаруживаются различные формы состязательности, которые можно назвать превращенными формами агона — это конкуренция в экономике, борьба за власть в политике, борьба за любовь в интимной сфере, состязательность в доблести и т.д.

Состязательность образует особое пространство, пронизывающее все сферы общества и человеческой жизни. В данном докладе мы остановимся на основных из них — тех, которые были выявлены в ходе полевых исследований.

В августе 2012 года состоялась этноэкспедиция сектора этноиистории УрО РАН совместно с кафедрой археологии и этнологии УрФУ в Нагайбакский район Челябинской области. Исследуемая народность — нагайбаки — этнографическая группа кряшен, говорящих на среднетатарском диалекте. Конфессиональная принадлежность народа — православное христианство. При этом, в отличие от кря-шен, нагайбаки не причисляют себя к татарам.

В ходе экспедиции нами было проведено исследование состояния состязательности нагайбаков. Как и у большинства казаков, в поселениях нагайбаков бытовала «игра в войну». В селе Фершампенуаз существовало разделение по центральной дороге, проходящей через всё село: «И поселились у нас по центральному переулку разделение идет тот конец, этот конец. Как таковых драк не было, но всё равно было некое напряжение», — рассказывает А. Г. Тептеев 1943 г.р.6 «Ох-

4 Зайцев 2001, 81.

5 Горбунов, http://www.buza.ru/textphp?cat_id=9&text_id=19.

6 Полевые исследования автора, Этноэкспедиция 2012, Южный отряд, с.Фершанпенуаз, Нагай-бакского р-она Челябинской обл. Тептеев А.Г. 1943 г.р.

рана» своей территории бытовала у нагайбаков с детского возраста: дети строили снежные крепости у себя во дворе, при этом объявлялась «война» следили за тем чтобы не допустить разрушение собственной крепости, и по возможности разрушить чужую: «У нас были крепостя ... снегу много было, даже бураны были и снегу наметало к заборам. И мы бегали друг у друга эти крепости разрушали. Следили «ага, нету его» прибегали и разрушали, потом это в драку превращалось»7.

Подключение мальчика к состоянию взрослости происходило через гендер-ные маркеры: демонстрацию атрибутов «мужского». Также респонденты отмечают, что мальчика с самого раннего возраста называли «казак», что призвано было приобщить ребенка к гендерным стереотипам: «Мальчик растет, он как родился, значит казак... Воспитывается как? Воспитание. в первую очередь показывал вот винтовку свою, саблю свою. Вот это мужское. Вот висел здесь»8.

Вхождение в пространство состязательности происходило и через вертикальную трансмиссию. Иногда за состязаниями детей и подростков наблюдали и старики, которые, порой, сами могли вступать в спор: «Мы там крутимся-вертимся. Один встает, показывает. Вот так делать, вот так надо делать. Вот так мы рубили. А потом второй встает и говорит: не, ты неправильно показываешь! Начинают уже деды ругаться из за внуков, что вот делается не так»9.

Также маленькие нагайбаки постоянно «фехтовали» на игрушечных шашках из проволоки. В дворовых войнах она становилась непремернным участником: «На саблях . была проволока какая-то она не круглая, толщиной мм пять и там был профиль, она очень сталистая, вот мы её делали и очень много было того что там щеку кому.»10. Территориальное противостояние продолжалось и в более взрослом возрасте. Во время проводов в армию в с. Фершампенуаз для призывника и его провожающих считалось почетным перегородить всю улицу, чем больше народу придет провожать — тем лучше и почетнее. К тому же такая демонстрация носила провокационный характер для предстоящей драки: «Накануне (проводов) обычно вечер, молодежью собираемся. Там чисто молодежь, водку пили, там вино, ходили по улицам пели, плясали. Ну тогда обязательно с гармошкой и чем больше улицу загораживают тем лучше считалось. А тогда это это с песнями с плясками, к военкомату, там кто больше кого пересвистит, перепоет ... потом обязательно было подраться, с приезжими особенно, с отделения или других совхозов»11. Порой драку на проводах специально провоцировали: «Да вот там начинается «Ты че его толкнул, он маленький ты прыгаешь на него!?», а он специально идет, чтобы на него прыгнули»12.

7 Полевые исследования автора, Этноэкспедиция 2012, Южный отряд, с.Фершанпенуаз, Нагай-бакского р-она Челябинской обл. Тептеев А.Г. 1943 г.р.

8 Полевые исследования автора, Этноэкспедиция 2012, Южный отряд, с .Париж, Нагайбакского р-на Челябинской обл. Ишмекеев Н.П., 1953 г.р.

9 Полевые исследования автора, Этноэкспедиция 2012, Южный отряд, с.Париж, Нагайбакского р-на Челябинской обл. Ишмекеев Н.П., 1953 г.р.

10 Полевые исследования автора, Этноэкспедиция 2012, Южный отряд, с.Фершанпенуаз, Нагайбакского р-на Челябинской обл. Тептеев А.Г., 1943 г.р.

11 Полевые исследования автора, Этноэкспедиция 2012, Южный отряд, с.Фершанпенуаз, Нагайбакского р-на Челябинской обл. Тептеев А.Г., 1943 г.р.

12 Полевые исследования автора, Этноэкспедиция 2012, Южный отряд, с.Фершанпенуаз, Нагайбакского р-на Челябинской обл. Тептеев А.Г., 1943 г.р.

Сама драка проходила по определенным условным правилам: «Ну вот пример, тогда мода была с ремнями ходить. И ими дрались. Вот гумбейский был Яша Ишменев, я ему руку захватил (ремнем), дернул — он упал. Я его тащу. Пока я его тащу его кто-то пинает. Он кричит: «Подожди, руку отпусти!» Вот я ему дал возможность освободить руку, подняться. И дальше начли драться. (Смеясь) Вот оно, вроде и так. Но не помню, чтобы было такое, чтоб там кого -то покалечили. Хотя, бывало, что и сильно дрались»13.

Скачки устраивались рядом с реками и озерами — в наиболее подходящих для этого местах. Все участники стартовали в один забег. Победителем считался тот, кто придет первым, проскакав 3 круга. Для победителей существовала награда — полотенце от лучшей мастерицы: «Вот на скачках, со слов моей бабушки, девушки которые выходили осенью замуж, в течение зимы рукоделием занимались, среди них проводился конкурс, когда полотенце вышитое, кто на скачках побеждал тому приз первого места рукодельниц»14. Со слов респондентов, в еще более раннее время победитель и девушка, изготовившая «лучшее» полотенце, должны были вступить в брак, что в свою очередь указывает на связь состязательности с жизнью общества, где состязательность выступает методом отбора партнеров.

Кроме физических состязаний, мы зафиксировали характерную для всех на-гайбаков бытовую состязательность. Подавляющее большинство опрошенных указывают на то, что существует негласное соревнование между соседями. Например, если кто-то на улице сменил черепицу на крыше дома, то через какое-то время соседи тоже начнут менять черепицу, причем постараются в чем-то превзойти «начавшего»: «Все нагайбаки очень хозяйственные и вот еще что... Если например я дом сайдингом покрыл, то сосед моё не успокоится пока тоже дом сайдингом не закроет или вообще фасад облицует по-модному!»15. Некоторыми опрошенными это качество расценивается как зависть. Однако мы склонны видеть в этом скорее проявление состязательности.

Итак, мы рассмотрели основные аспекты проявления состязательности у оренбургских казаков на примере нагайбаков по материалам экспедиции 2012 года. Мы привели ряд примеров, на которых постарались показать разносторонние проявления состязательности в виде физических состязаний и присутствия особого пространства, которое находит проявление и в бытовой сфере.

ЛИТЕРАТУРА

Яровой А. В. 2000: Мужская культура конца Х1Х — нач ХХ вв. в Задонских станицах. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dikoepole.com/2010/03/30/man_cossacks_ kulture/

Горбунов Б. В. 1996: Игра «В войну» в народной традиции (по материалам Рязанского края станицах. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.buza.ru/text.php7cat_ id=9&text_id=19

13 Полевые исследования автора, Этноэкспедиция 2012, Южный отряд, с.Фершанпенуаз, На-гайбакского р-на Челябинской обл. Тептеев А.Г., 1943 г.р.

14 Полевые исследования автора, Этноэкспедиция 2012, Южный отряд, с.Фершанпенуаз, На-гайбакского р-на Челябинской обл. Тептеев А.Г., 1943 г.р.

15 Полевые исследования автора, ЭтноЭкспедиция 2012, Южный отряд, с. Фершанпенуаз, На-гайбакского р-она Челябинской обл. Ишменев А. Д. 1985г.р.

Зайцев А. И. 2001: Культурный переворот в Древней Греции УШ-У вв. до н.э. СПб. Мякутин А. И. 1910: Песни оренбургских казаков: Песни обрядовые. Духовные стихи. Апокрифы. Заговоры. Очерки обрядов. Ч. 4. Казань.

COMPETITIVENESS IN THE CULTURE OF ORENBURG COSSACKS

V. A. Pechnyak

Cossacks as a cultural phenomenon are of great interest primarily because of their spirit of competition and contention that initially was meant to keep up the morale of the military class. Orenburg Cossack Army was formed by the government. It involved representatives of different social and ethnic groups. However, they also happen to display competitiveness that is typical of all Cossack Armies. The author of the article makes an attempt to supply answers to the following questions: What forms did competiveness take? What areas of life did it permeate? And how deeply is it ingrained in the minds of the Cossacks and their modern descendants?

Keywords: Orenburg's Cossacks, new line, contention, competitiveness, conflict, the Cossacks

© 2013

С. А. Моисеева

ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ КАК ЗНАК «ПЕРЕХОДА» В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ГОРНОЗАВОДСКИХ СЁЛ ЮЖНОУРАЛЬСКОГО РЕГИОНА (на материале экспедиций второй половины ХХ в.)*

В статье предлагаются результаты исследования одного из наиболее выразительных видов традиционной одежды — женского праздничного костюма русских сел Белорецко-го района Башкортостана. Автор рассматривает костюмный комплекс в качестве половозрастного кода региональной культуры, отражающего трансформации социального статуса женщины в пространственно-временной системе координат.

Ключевые слова: праздничный костюм, половозрастной код, социальный статус, региональная культура, ритуально-мифологические функции

Основным контекстом символического функционирования женской одежды, высвечивающим её знаковую сторону, являлись календарные и семейные ритуалы.

Моисеева Светлана Алексеевна — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник лаборатории народной культуры Магнитогорского государственного университета. Е-таД: folklab@ masu.ru

* Работа выполнена в рамках проекта № 6.2693.2011 «Антропологический потенциал фольклорных исследований в современном мире: культурные смыслы, дискурсы, ритуальные практики» Министерства образования и науки РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.