Научная статья на тему 'Пространство и время в буддийской картине мира'

Пространство и время в буддийской картине мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3921
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДДИЗМ / ПРОСТРАНСТВО / ВРЕМЯ / КАРТИНА МИРА / БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / BUDDHISM / SPACE / TIME / WORLD / BUDDHIST PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Васькин Андрей Асхатович, Уланов Мерген Санджиевич

В статье рассматривается проблем пространства и времени в буддийской картине мира. Автор отмечает, что развитие буддийской философии свидетельствует об единство в вопросе о неразделимом «пространственно-временном» характере бытия и относительности этих категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPACE AND TIME IN BUDDHIST PAINTING THE WORLD

The article deals with problems of space and time in the Buddhist world view. The author notes that the development of Buddhist philosophy indicates the unity on the issue of indivisible “space-time” nature of being and the relativity of these categories.

Текст научной работы на тему «Пространство и время в буддийской картине мира»

УДК 294.3 ББК 86.3

А.А. Васькин, М.С. Уланов ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В БУДДИЙСКОЙ КАРТИНЕ МИРА

Аннотация. В статье рассматривается проблем пространства и времени в буддийской картине мира. Автор отмечает, что развитие буддийской философии свидетельствует об единство в вопросе о неразделимом «пространственно-временном» характере бытия и относительности этих категорий.

Ключевые слова: буддизм, пространство, время, картина мира, буддийская философия.

A.A. Vas’kin, M.S. Ulanov SPACE AND TIME IN BUDDHIST PAINTING THE WORLD

Summary.The article deals with problems of space and time in the Buddhist world view. The author notes that the development of Buddhist philosophy indicates the unity on the issue of indivisible “space-time" nature of being and the relativity of these categories.

Keywords: Buddhism, space, time, world, Buddhist philosophy.

Понятие пространства является одним из наиболее важных и ключевых в мировой философии. Начиная с эпохи античности, тема пространства всегда находила место в философии. Исследованием феномена пространства занимались такие крупные античные мыслители как Демокрит, Аристотель, Эпикур, Лукреций и т.д. В Новое время проблеме пространства уделяли внимание Г.В. Лейбниц, И. Ньютон, Ш.Монтескье, Ж.Ж. Руссо, П.Гольбах и др. Философия XX столетия привнесла в понимание пространства дифференциацию: появилось «пространство как способ протяженности»

О.Шпенглера, «пространство жизни» Э.Гуссерля, «пространство как место этоса» М.Хайдеггера, «очеловеченное пространство» В.И. Вернадского, «пространство как самоорганизующаяся система» - И.Пригожина и т.д.

Известно, что представления о пространстве и времени историчны, они изменяются по мере развития познания природы. «Следует помнить о том, какой путь пришла наука, чтобы, например, отказаться от анизотропного пространства и естественности замкнутых траекторий (Аристотель) в пользу изотропности и бесконечности пространства (Ньютон), а затем, уже на новом витке «спирали» познания, вновь ввести представления об искривленности пространства, возможности замкнутой (конечной, но безграничной) Вселенной, естественности финитной траектории (Эйнштейн). Кроме того, еще не закончена дискуссия об абсолютности и релятивности пространства, о том, являются ли пространство и время «формой» или «условием» существования материи. До сих пор открытыми остаются проблемы дискретности и непрерывности пространства и времени, существования «фундаментальной длины», проблема теоретического обоснования мерности пространства и времени, проблема природы необратимости реальных процессов во времени, асимметрии прошлого и будущего и т.д.». [2, С.17].

Каков же взгляд на пространство и время у буддистов? Если рассматривать их с позиции Абхидхармы (буддийская метафизика, составляющая часть буддийского канона «Трипитака»), то пространственная организация мироздания включает в себя три сферы. Первая сфера - камалока представляет собой чувственный, или реальный, мир. Вторая сфера - рупалока - это мир форм, или иллюзорный мир. И, наконец, третья сфера -арупа-лока является миром без форм, или сферой чистого сознания. Считается, что камалока имеет 11 уровней, рупа-лока - 16, арупалока - 4 уровня. Таким образом, насчитывается 31 уровень существования, которые располагаются в виде перевернутой пирамиды, поскольку срок жизни существ на нижнем уровне наиболее короткий, а на самом высшем уровне - огромен.

В целом, буддийская Вселенная бесконечна, она представляет собой соединение бесчисленное количество миров. «Согласно канонической Абхидхарме, бесчисленные мировые системы, представляющие собой конгломерат множества солнц, лун и т.д., следует одна за другой, без начала и конца. Этот подход близок современной астрономии, в которой утверждается о существовании бесчисленного множества «островных вселенных», многие из которых находятся на расстоянии от одного до двух миллионов световых лет от Земли. В Европе же до открытия Коперника и изобретения телескопа западный мир верил в существование только одной, небольшой по своим размерам Вселенной» [3, С.72].

Что касается описания беспредельности времени, то индийские мыслители, подобно современным ученым, чувствуют себя неспособными выразить его посредством обычных, известных человеку, единиц измерения. Время в Абхидхарме исчисляется кальпами. Понятие «кальпа» (полный временной космический цикл) характеризуют хронотоп буддийской культуры, опосредованный деятельностью живых существ. По мнению буддистов, каждая кальпа включает в себя этапы разрушения мира огнем, водой и ветром, стабильности, возрождения и разворачивания мира. В конце каждой кальпы Вселенная разрушается, и все начинается сначала.

В то же время, категории пространства и времени, согласно буддизму, составляют две величайшие тайны человеческого ума. Сознание человека в первую очередь осознает реальность пространства и только гораздо позже - реальность времени. По мнению некоторых буддийских мыслителей, этот факт можно объяснить тем, что ощущение пространства связано с движением тела, а ощущение времени - с движением ума. «И хотя ощущение пространства начинается с движениями тела, оно не остается на этой стадии, а постепенно заменяется функцией сознания, создавая концепцию пространства, которая независима от тела, независима от материальных объектов, независима даже от любого рода ограничений, достигая высшей точки в опыте чистого пространства, или бесконечности пространства. Эта бесконечность не может быть постигнута, ментально представлена или определена, она может быть только пережита. Только когда человек переживет этот опыт, можно говорить об открытии времени как о новом измерении сознания» [Цит. по: 4, С.5].

Современная физика удивительным образом подтвердила одно из основных положений буддизма, смысл которого заключается в том, что все используемые нами для описания природы понятия ограничены, что они являются не свойствами реальности, а только продуктами мышления. Сегодня становится очевидной ограниченность возможностей рационального мышления, поэтому ученым приходится изменить некоторые из устоявшихся понятий, или даже отказаться от них. Буддийская философия всегда утверждала, что пространство и время представляют собой порождение ума. Так, например, в одном из буддийских сочинений говорится:

«О монахи, Будда учил, что... прошлое, будущее, физическое пространство... и личность. Все это - лишь имена, формы мышления, общеупотребительные слова, попросту искусственная, вымышленная действительность» [5, С.138-140].

Известный буддийский философ Нагарджуна также говорил, что три времени не реальны, они ни что иное, как ложные понятия, ибо созданы взаимодействием, а не по своей природе, и меняются местами. Нагарджуна в «Шуньятасаптати» замечает: «Три времени (прошлое, настоящее и будущее) не существуют [в действительности], так как они неустановимы и взаимоопределяемы, так как они изменяются и неопределяемы через себя и так как они не «сущность». Они - просто различительные признаки» [6, С.215]. Таким образом, Нагарджуна считал, что три времени существуют только благодаря тому, что каждое из них возникает из взаимоотношения двух остальных. Кроме того, три времени всегда превращаются, взаимообусловливаются и сменяются, поэтому невозможно вести речь о существующем по своей природе наличном времени. «Единое время, согласно мадхьямике, делится на три части только в сознании, а это является лишь собственным представлением людей о времени, поэтому нет прошлого, настоящего и будущего как отдельных категорий времени. Что же касается времени как единого целого, то оно также «пустотно», поскольку распадается на бесконечное множество долей - мгновений» [7, С.24].

В буддийской философии, по мнению известного буддолога Г. Гюнтера, понятие пространства никогда не указывает ни на математические пространство, ни на местоположение. Оно более подобно пространству проживания, или жизненному пространству. Это пространство несводимо и непреходяще; оно существует до тех пор, пока оно живое [8, С.54]. Г. Гюнтер также указывает, в тантрическом буддизме пространство выступает и как прямое осознание внутреннего опыта, согласно которому пространство и время представляют два неразделимых аспекта реальности. «Только в наших умах, - пишет Гюнтер, - мы имеем тенденцию выделять три измерения пространства и одно измерение времени. Но это разделение часто субъективно. Пространство не имеет объективной реальности, за исключением тех случаев, когда мы постигаем в нем порядок или систематизацию вещей, и время не имеет независимого существования от последовательности событий, которой мы измеряем его» [Цит. по: 4, С.12].

Буддийская «Аватамсака-сутра» содержит яркое описание мировосприятия, достигаемого в момент просветления. Эта сутра упоминает об особом ощущении взаимопроникновения пространства и времени». Ф.К. Капра приводит мнение известного буддийского философа и практика Д. Судзуки о том, «можно осознать значение «Аватамсаки» и ее философию только в том случае, если мы однажды достигнем состояния, в котором наше «я» полностью растворяется, и исчезают разграничения между телом и сознанием, субъектом и объектом... каждая вещь связана с остальными вещами... не только в пространственном, но и во временном отношении... Мы невооруженным глазом видим, что не существует пространства без времени и времени без пространства - они пронизывают друг друга» [Цит. по 5, С.149].

Таким образом, все развитие буддийской философии свидетельствует об удивительном единство в вопросе о неразделимом «пространственно-временном» характере бытия и относительности данных категорий. В различных буддийских текстах вновь и вновь подчеркивают тот факт, что пространство и время неразрывно взаимосвязаны и зависят от сознания, что согласуется и с теорией относительности.

Список литературы

1. Ляпкина Т.Ф. Архитектоника культурного пространства Восточной Сибири (конец XVII - начало XX вв.). Автореф. дисс. ... канд. культурологии. СПб., 2007. - 41 с.

2. Головко Н.В. Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени. Концептуальное пространство-время и реальность. Новосибирск: Изд-во НГУ 2006. - 226 с.

3. Уланов М.С. Буддизм в социокультурном пространстве России: Дисс. на соиск. уч. ст. доктора философ. наук. Ростов-на-Дону, 2010. 369 с.

4. Далыкова-Парфинович В.С. Калачакра, пространство и время в тибетском буддизме // Гленн Муллин. Практика Калачакры. М.: Беловодье, 2002. - 368 с.

5. Капра Ф. Дао физики. СПб.: ТОО «ОРИС»: ТОО «ЯНА-принт», 1994. - 302 с.

6. Нагарджуна. О пустоте в семидесяти строфах (Шуньятасаптати) // Лепехов С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - 236 с.

7. Уланов М.С. Буддизм в социокультурном пространстве России. Элиста: Изд-во КалмГУ 2009. - 236 с.

8. Гюнтер Г., Трунгпа Ч. Тантра. Рассвет без заката. Харьков: Эльф-Внедрение, 1993. - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.