Научная статья на тему 'Пространство и время «Скрытой страны»'

Пространство и время «Скрытой страны» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
55
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мозговой С. Г.

В статье рассматривается проблема «скрытой страны» как культурно-исторического феномена, воплощающего определенные социальные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пространство и время «Скрытой страны»»

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ «СКРЫТОЙ СТРАНЫ»

© Мозговой С.Г.*

Филиал Дальневосточного федерального университета, г. Арсеньев

В статье рассматривается проблема «скрытой страны» как куньтур-но-исторического феномена, воплощающего определенные социальные ценности.

История развития мировых цивилизаций породила распространенное ныне, присутствующее в исторической философии различных цивилизаций, культурно-историческое понятие «скрытой страны» - цивилизационного образования, отчужденного от мира в пространстве и / или во времени. В разное время в роли «скрытой страны» выступали царство пресвитера Иоанна, страна Офир, Шамбала, Беловодье, Эльдорадо и др. Все эти феномены цивилизационного сознания воплощали стремление людей к познанию неведомого и освоению неизвестных земель, представляли собой попытку осмысления устройства общества и создания модели идеального социального устройства, являлись выражением отношения к основным ценностям социума.

При всем разнообразии конкретного воплощения «скрытой страны», такая страна есть результат развития различных парадигм культуры, предполагающих разные параметры идентификации символа. Главным параметром исследуемого символа представляется отношение к пространству и времени.

В пространстве определенной цивилизации «скрытая страна» может находиться непосредственно рядом с территорией, освоенной, или осваиваемой данной цивилизацией, но быть отделенной от нее какой-либо преградой. Такая преграда может быть реальной, в виде морей, рек, гор, лесов, пустынь и иных труднопроходимых ландшафтных зон. Либо это некая мистическая преграда, делающая страну достижимой лишь для избранных. Иные не могут достичь «скрытую страну» ни в коем случае.

В ином случае, «скрытая страна» может находиться вне реального, «земного» пространства, будучи отнесена к иному, обычно «небесному» миру. В таком случае, пребывая вне пространства, страна оказывается исключенной и из обычного времени. Вообще, во времени, «скрытая страна» может принадлежать к прошлому, быть частью настоящего, или определять будущее мира - пространства как локальной, так и глобальной (земной и человеческой) цивилизации.

Определенная пространственно-временная принадлежность, если считать ее критерием идентификации «скрытой страны», во многом ориентирует ее в отношении ведущих социальных ценностей, как социальных

* Доцент кафедры Социально-экономических дисциплин, кандидат социологических наук, доцент.

благ. Данными ценностями можно считать материальные и духовные блага, значимые для развития цивилизации. Основным материальным благом, безусловно, выступает материальное богатство, имеющее свой эквивалент в драгоценных металлах и минералах - прежде всего в золоте, серебре, драгоценных камнях. Главными духовными благами, без сомнения, надо признать знание и веру.

Если взять за основу другой критерий идентификации - отношение к реальности, то по способу восприятия действительности, все ценности можно разделить на рациональные, выражаемые в понятиях и мистические, иррациональные, интуитивные - ценности. Предельно рациональной ценностью, конечно, выступает материальное богатство, имеющее количественное выражение. Но столь же определенно к рациональным ценностям надо отнести знание. Все рациональные ценности основываются на предметных образах, в то время как, мистические ценности ориентируются на глубинный смысл бытия [1, с. 581-582; 732-733].

Деление ценностей на рациональные и мистические весьма значимо, поскольку оно способно оказать влияние на сами критерии идентификации. Так, в зависимости от выбора, в качестве приоритета рациональной, либо мистической ценности, определяется сам субъект генезиса эволюционной линии символа «скрытого города». При выборе приоритета рациональных ценностей, таким субъектом следует признать самого человека, как свободного субъекта выбора, использующего знания для приумножения земного могуще -ства и обычно отдающего приоритет материальному. При выборе мистического, в качестве главного ценностного ориентира, человек определяет свое бытие в «этом мире» как суетное и тщетное и устремлен на спасение своей бессмертной души. Он ориентирован на будущее, в его понимании более связанное с миром небесным, чем с земным. Сама надчеловеческая реальность, вне времени и пространства, олицетворяемая в виде конкретной сущности -бога, или некой абстрактной сущности, становится таким субъектом.

Названные выше «полюсы мировосприятия» предельно конкретизировал Р. Генон, обозначив их термином «Туле» (или «Тула»). «Туле» обозначается местопребыванием духовной власти. Но Генон различает «Туле гипербореев» - первый и высший центр, и «Туле атлантов» [2, с. 756]. Таким образом, косвенно связывая мистическое ценностное начало с Центром Духа, или образом «Туле гипербореев», а рациональное начало - с Центром Знания, или «Туле атлантов». Впрочем отметим, что определение второго Центра есть скорее современная интерпретация позиции известного мистика [3]. Последователи различных мистических учений предлагают иные интерпретации. К примеру, адепты Шамбалы увязывают эволюцию человеческих рас прежде всего с Атлантидой [4, с. 239-256].

Два центра различаются, во-первых, как центры связанные более с «тем», или «этим» мирами, расположенными, соответственно на небесах, или под

землей. Во-вторых, их разделяют приоритеты духа, духовного поиска, направленного на спасение души - с одной стороны, и знания, вместе с богатством, которые равно ориентируют человека на обретение могущества в этом мире - с другой стороны. В-третьих, центры отличны друг от друга, поскольку Центр Духа предполагает интуитивный поиск спасения, как мистерию -разрыв с «миром». Примером такого поиска можно считать способ выбора пути в поиске Беловодья легендарного первопроходца этой страны Отца Сергия [5]. Тогда как Центр знания ставит во главу угла разумный поиск, как предприятие, деятельность по расширению границ мира. Часто такие предприятия непосредственно связаны с политикой, преследуют конкретные военно-политические цели. Примеры тому - тибетско-гималайская экспедиция Н.К. Рериха [6], оккультно-научные изыскания A.B. Барченко [7] и поиски Шамбалы / Аггарти, предпринятые гитлеровской Германией [8].

Применительно к конкретным выражениям символа «скрытого города», «чистыми моделями» символа допустимо назвать Беловодье, Шамбалу (иногда совмещаемую с Тебу [9] и Аггарти [10, с. 610]) и Эльдорадо. Беловодье, представляющее собой символ страны счастливых людей (или счастливых душ?), возникнув как образ прошлого, прародины индоевропейцев / ариев / славян [11], развиваясь, определенно эволюционировало, став символом -глубинным мыслеобразом-смыслом «того мира», прибежищем духа, ищущего спасения под дланью «Отца небесного». Иными словами, Беловодье, со временем - в период противостояния «старой» и «новой» вер, со времен Церковного раскола, превратилось в аллегорию личного выбора православного человека. В этом смысле, данная «скрытая страна» стоит несколько особняком по отношению к другим (табл. 1).

Таблица 1

Фундаментальные характеристики «скрытой страны»

^—Цаименование «скрытой страны» Характеристика ^^^^^^ Беловодье Шамбала, Тебу, Аггарти

Характер центра, породившего данную традицию Центр духа I «Туле гипербореев» Центр знания I «Туле атлантов»

Образ мира, в котором находится «скрытая страна» «Тот мир» I Небеса «Этот мир» I подземелье

Базовая ценность и ее предназначение в этом мире Дух 4 спасение души Знание 1 власть, могущество

Характер и цель поиска «скрытой страны» в пространстве-времени Интуитивный поиск - мистерия 4 разрыв с этим миром Разумный поиск - предприятие 1 расширение границ известного мира

Определение символа Глубинный смысл Предметный образ

Допустимо провести определенные параллели эволюции символа Беловодья с символами царства пресвитера Иоанна и страны Офир (эфиопский Афар?), как образов близких христианскому миропониманию. Беловодье, изначально, пришло в христианство в качестве абстрактного образа «обители вечной красоты и истины» [5] («вечная истина», здесь явно не соотносится с понятием «знание» - относительной, преходящей истиной). Постепенно, символ превратился в образ, преисполненный глубинного смысла чистоты веры (истинной = «старой») вне «мира сего».

Символ царства пресвитера Иоанна, возник, по мнению Л.Н. Гумилева (ссылающегося, в свою очередь, на В.В. Бартольда), под влиянием противоборства мусульман-сельджуков с кара-киданями (кара-китаями), с участием на стороне последних христиан-несторианцев [12, с. 9]. Изначально, Царство стало образом-знаком христианского царства, авангарда веры перед лицом наступления мусульманского мира. Кроме того, государство пресвитера Иоанна надо рассматривать и как символ-показатель несокрушимости христианства в борьбе (в «этом мире», в конкретном идеологическом и военно-политическом смысле) с врагами христианского мира-цивилизации.

Страна Офир, в традиционном, библейском восприятии данного символа, осталась в сознании европейца в виде предельно конкретного предметного образа-символа материального богатства, сродни более позднему образу-символу Эльдорадо [13, с. 373]. Это, несомненно, качественно отличает данные материально-ориентированные образы от духовно-ориентированных образов Беловодья и, по определению, от клерикального государственного образования пресвитера Иоанна. Что роднит Царство и Эльдорадо - так это то, что их символические образы прямо способствовали военным предприятиям европейцев - соотвественно, португальским завоеваниям в Старом свете [14, с. 369] и мероприятиям конкисты в Новом свете [15, с. 165-172]. Поиск страны Офир стимулировал Великие географические открытия [14, с. 392]. Тогда как, Беловодье породило немного менее массовый, но мирный исход староверов в поисках места спасения души, вне мира «поврежденной» веры, способствовало складыванию, по сути дела, особой страты старообрядцев со своим неповторимым социальным укладом [16].

Символы Беловодья, с одной стороны, и Шамбалы и Эльдорадо - с другой, качественно отличает нахождение первого символа «вне мира» и пребывание других символов где-то «рядом с миром» - под землей, или на до сих пор неисследованном пространстве земной поверхности. Также Беловодье, в общем, есть принадлежность прошлого, как древнеславян-ского, так и староверческого. Тогда как Шамбалу и Эльдорадо связывает их временная определенность, как символов настоящего и будущего. Современность Шамбалы определяет ее функция е своеобразного «ресурса развития» - хранилища знания, пригодного в будущем, реального центра мира в недалеком будущем и т.д. [4, с. 328-336]. Актуальность Эльдорадо

обозначает реальность страны в качестве археологического объекта, связываемого или с цивилизацией Муисков [17], или с Пайтити [18], или с доселе неизвестной цивилизацией Амазонии [19] (табл. 2).

Таблица 2

Пространственно-временные характеристики «чистых типов» «скрытой страны»

Наименование «чистого ^\типа» Характеристика Беловодье Шамбала Эльдорадо

Отношение к пространству - место в этом мире Вне мира Рядом с миром -ограждена мистической преградой Рядом с миром - ограждена трудно-преодолимым ландшафтом

Отношение к времени Образ прошлого: - прародина славян (для неоязычников); - место «истинной веры» (для староверов). Образ будущего -станет зримой с приходом Матрейи Образ настоящего -объект постоянного поиска во все времена

Будучи более реальными, чем мистическими объектами, Шамбала и Эльдорадо обладают конкретной структурной организацией. Прежде всего, их образы тяготеют к конкретной привязке по местности [20, с. 9-23]. Существует множество вариантов карт той и другой «скрытой страны» [21]. Кроме того, много говорится об архитектурно-технологических образах данных стран, включающих как наземные, так и подземные сооружения и устройства, где хранятся материально-вещественные артефакты, несметные сокровища и прочее. Помимо того, много внимания уделяется образам самих создателей и обитателей «скрытых стран». Но, если в Шамбале обитают мудрецы-махатмы, то страна Эльдорадо (Пайтити, город «Зет» по версии П. Фосетта, или нечто сродни тому) в настоящее время либо заброшена, либо на ее территории обитают социально деградировавшие, вернувшиеся в состояние первобытности индейские племена. Впрочем, если принять во внимание связь легенд об Эльдорадо с рассказами о подземных обитателях - хранителях сокровищ («чуди» и т.п., типичное описание такого рода явления [22]) и подземных пространствах [23, с. 7-46], то нечто подобное можно отыскать и в легендах, укоренившихся на Американской земле...

Современная эволюция символов «скрытой страны» привела к значительной диффузии образов. Так, произошло тесное сближение и значительное смешение образов Беловодья и Шамбалы. Или «поглощение» образа Беловодья детальным описанием организации и эволюции Шамбалы [24]. Что явилось следствием, прежде всего, усилий сторонников и последователей Н. и Е. Рерихов «приватизировать» древнюю легенду о Беловодье. В процессе совмещения двух «скрытых стран», как подметил В.Г. Иванченко: «Благочестие заменено справедливостью, истинная вера - «высшим

знанием», а спасение в конце времен - спасением «будущего» [3]. Данный процесс имеет место как в результате сознательных намерений в контексте общих усилий по развитию экуменизма, так и в силу интеллектуального невежества адептов «новых культов». Это должно стать дополнительным побуждением к дальнейшим исследованиям феномена «скрытой страны».

Список литературы:

1. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверин-цева, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичева и др. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989.

2. Генон Р. Кризис современного мира. - М., Эксмо, 2008.

3. Иванченко В.Г. Алтайская традиция. Криптологические размышления о мифологическом образе Алтая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.varvar.ru.

4. Шамбала - это не миф... / Авт.-сост. Н.Е. Ковалева. - М., 2003.

5. Сокровенное сказание о Беловодье // Библиотека «Моя Шамбала» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.myshambala.com.

6. Шишкин О.А. Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж. - М., ОЛМА-ПРЕСС, 1999.

7. Андреев А.И. Время Шамбалы. - СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002.

8. Демиденко М.И. По следам СС в Тибет. - СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

9. Буланцев С. Беловодье, Тебу, Шамбала? // Вокруг Света. - 1979. - № 3.

10. Дугин А.Г. Абсолютная Родина. Пути абсолюта. Метафизика Благой Вести. Мистерии Евразии. - М.: АРКТОГЕЯ-центр, 1999.

11. Дий Велислав Беловодье - прародина славян [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.arij.hotbox.ru.

12. Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. - М.: Товарищество Клышников, Комаров и К°, 1992.

13. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. - М.: Российское библейское общество, 1994.

14. Магидович В.И., Магидович И.П. Открытия древних и средневековых народов. - М.: Астрель, 2009.

15. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий: в 5-ти т. - Т. 2. Великие географические открытия (конец XV - середина XVII в.). - М.: Просвещение, 1983.

16. Бухтарминские старообрядцы. Материалы комиссии экспедиционных исследований. - Л.: Изд. Академии наук СССР. - Вып. 17, 1930.

17. Паласио М. Золотое озеро // Итоги. - № 38 / 484. - 19.09.05.

18. Тюленева В. Пайтити - город затерянный в амазонской сельве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dopotopa.com.

19. Погибшая цивилизация Амазонки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sciam.com.

20. Рамсей Р. Открытия, которых никогда не было. - М.: Прогресс, 1982.

21. Mapas historíeos y El Dorado [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.eldoradocolombia.com.

22. Люди подземелья [Электронныйресурс]. - Режим доступа: www.pa-ranormal-news/ru.

23. фон Дэникен Э. Золото богов. - М.: Крон-пресс, 1998.

24. Рерих Н.К. Алтай и Гималаи. - М.: Эксмо, 2010.

25. Рерих Е.И. Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги. -М.: Эксмо, 2010.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

© Отюцкий Т.П.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

В статье выявляется сущность человекотворческой функции культуры применительно к диалектике куньтуры и цивилизации. Рассматриваются основные факторы духовной безопасности в условиях глобализации современного общества.

В информатизирующемся и глобализирующемся мире возросли возможности информационных «инструментов проникновения». Так, всего 10 западных телекоммуникационных компаний владеют 86 % мирового рынка телекоммуникаций [8, с. 32]. Они способны нивелировать любые проявления национальной духовности, вплоть до использования «всемирного языка» - адаптированного посредством вульгарных упрощений английского.

Часто культура трактуется как продукт человеческой деятельности. Но человеком создается и цивилизация. Различие лежит в их системообразующих функциях. Главной функцией культуры выступает человекотвор-чество: именно культура формирует человека как личность, культура образует внутреннюю социальную сущность и конкретную социальную специфику человека, конкретной социальной группы, общества, нации. Цивилизация же выступает в качестве внешнего условия человеческого бытия, образуя объективные материальные и социальные условия человеческой деятельности. Цивилизация оказывается как бы внешней оболочкой культуры, ее материальным и нормативным «каркасом». Может быть предложена формула: Ц = К - Ч (Д), где Ц - цивилизация, К - культура, Ч (Д) - человек, рассматриваемый в аспекте его духовности. Таким образом, наглядной становится значимость духовной безопасности человека, на-

* Профессор кафедры Социальной философии, доктор философских наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.