Научная статья на тему 'Пространственный подход в стратегии развития регионов'

Пространственный подход в стратегии развития регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
453
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПОДХОД / РАЗВИТИЕ / ПРИМОРСКИЙ СУБЪЕКТ / ПРИБРЕЖНО-МОРСКОЙ БЛОК / REGION / SPATIAL APPROACH / DEVELOPMENT / THE SUBJECT OF THE SEASIDE / COASTAL-MARINE UNIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доронина Фарида Хаметовна

В условиях кризисных процессов в экономике современные российские регионы переживают серьёзные трудности. Преодоление сложившейся специализации регионов, с одной стороны, ужесточение конкуренции регионов за инвестиции и рынки сбыта, с другой, требуют новых подходов, методов и инструментов к формированию региональной стратегии. Необходима такая система управления территориями, которая будет обеспечивать их устойчивое развитие. В статье обоснована необходимость внедрения пространственного подхода к формированию стратегии развития регионов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spatial approach in development strategies of regions

In the context of crisis processes in the economy are experiencing severe difficulties with the temporary Russian regions. Overcoming the existing specialization of the regions, on the one hand, the growing competition of regions for investments and the markets, on the other, require new approaches, methods and tools to the formation of regional strategies. Need a system of territory management, which will ensure their sustainable development. The article substantiates the necessity of introducing a spatial approach to formation of strategy of development of regions

Текст научной работы на тему «Пространственный подход в стратегии развития регионов»

5. Максиров Д.А. Развитие ЖКХ: в современной России // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2013. № 4.

6. Николаева Е.А. Проблемы реформирования ЖКХ и пути их решения // ЖКХ: Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5.

7. Прокофьев В.Ю. Концепция развития коммунальной инфраструктуры // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2014. № 9.

8. Демонов А.А. Развитие ЖКХ в 2014 году // Реформа ЖКХ. 2014. № 1.

9. Юкаева B.C. Управленческие решения. М.: Дашков и К, 2013.

10. Ясин Е.Г. Хозяйственные системы и радикальная реформа. М.: Экономика, 2014.

Management of development of municipal economy in the period structural transformation in the economy

Grigory Vladimirovich Volodin, Master

The article talks about how serious the problem ofpoor quality of urban governance in the country, as well as the mechanisms through which it is possible to resolve this issue, as well as to organize the conditions for the further development and modernization of municipal economy in Russia.

Keywords: urban agriculture, housing and communal services of the country, infrastructure, Executive power, innovative methods, municipalities, situational management of urban performance, infrastructure problems of the cities

УДК 332.1

ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПОДХОД В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Фарида Хаметовна Доронина, канд. экон. наук, доц., доц. кафедры бухгалтерского учёта и налогообложения, E-mail: fdoronina@mail.ru, Московский университет имени С.Ю. Витте, http://muiv.ru

В условиях кризисных процессов в экономике современные российские регионы переживают серьёзные трудности. Преодоление сложившейся специализации регионов, с одной стороны, ужесточение конкуренции регионов за инвестиции и рынки сбыта, с другой, требуют новых подходов, методов и инструментов к формированию региональной стратегии. Необходима такая система управления территориями, которая будет обеспечивать их устойчивое развитие. В статье обоснована необходимость внедрения пространственного подхода к формированию стратегии развития регионов.

Ключевые слова: регион, пространственный подход, развитие, приморский субъект,

В современной экономической науке всё большее распространение получает концепция пространственного развития регионов. Руководитель программы «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез», утвержденной Президиумом РАН 18 ноября 2008 года, А.Н. Гранберг так объясняет переход к пространственному развитию: «В физической географии принято разделение понятий: «территория» ограниченная часть твёрдой поверхности Земли, «акватория» - ограниченная часть водной поверхности Земли и «аэротория» -часть воздушной оболочки Земли, соотнесённая с определённой территорией или акваторией [3; 9]. Таким образом, территория, акватория и аэротория - это части земного пространства. И есть ещё внутренняя,

прибрежно-морской блок

BsJÉ

Ф.Х. Доронина

наибольшая по своей массе, часть земного пространства. Поэтому представление о пространственном, а не территориальном развитии более точно соответствует замыслу комплексной исследовательской программы» [8].

Исходя из этого, предприятия, осуществляющие экономическую деятельность, целесообразно подразделять на:

- предприятия воздушного бассейна, деятельность которых связана с использованием воздушного и космического пространства;

- предприятия водного бассейна, чья экономическая деятельность связана с использованием воды (рыболовство, рыбоводство, предприятия, эксплуатирующие водный флот, осуществляющие сбор, очистку и распределение воды);

- территориальные предприятия - предприятия обрабатывающих отраслей, сферы услуг, финансовые, образовательные учреждения, предприятия малого бизнеса, осуществляющие свою деятельность в торговле, в сфере услуг, инноваций и т.д.;

- недро-почвенные предприятия - те предприятия, деятельность которых связана с извлечением дохода от использования почв либо недр Земли.

Исходя их этого, регион предлагается рассматривать по отношению ко всем сферам пространства, а ресурсный потенциал оценивать применительно к видам экономической деятельности воздушного бассейна, водного бассейна, территориальным и недро-почвенным [2; 8].

Исследования в области пространственного развития связаны с разработками таких учёных как А.Г. Гранберг, С.А. Суспицын, Н.Е. Колесников, П.А. Ми-никир, В.И. Суслова и др.

Базовая логико-методологическая парадигма пространственного подхода в экономике А.Г. Гранбергом сформулирована следующим образом: «Экономика России - не монообъект, а пространственный (многорегиональный) организм, функционирующий на основе вертикальных (центр-регионы) и горизонтальных (межрегиональных) экономических взаимодействий и входящий в систему мирохозяйственных связей» [9].

В данной трактовке экономика представляется не в традиционных для классической экономической теории терминах «факторов производства», которыми следует управлять, а в категориях «связей» и «взаимодействия», как пространство отношений и непрерывности процессов, что даёт возможность изучать и анализировать «пространство процессов» в рамках одного региона, связанных с процессами в других регионах [8].

Для понимания сущности региона как пространства отношений экономических агентов в оборот необходимо ввести категории экономического и социального пространства. Для целей управления социально-экономическим развитием региона социальное пространство необходимо рассматривать не только как пространство отношений социальных субъектов, но и как сферу действия социальных институтов, сферу жизнедеятельности социума, имеющую собственные объекты инфраструктуры, собственные нормативные и иные механизмы регуляции отношений.

Пространственный подход в развитии территории особенно важен для приморских регионов, где в рамках единого объекта стратегического планирования объединяются приморские территории и прибрежные акватории [7].

Сложившийся в стране подход к освоению морской среды, при котором не учитываются взаимосвязи между отдельными отраслями и их влияние на состояние морской среды в целом, является односторонним и не способствует устойчивому развитию регионов. Снижает эффективность развития отраслей, использующих природные ресурсы морей и океанов, отсутствие экосистемного подхода к

проблемам сохранения качества морской среды, рассматривающего морскую среду как единое целое, а происходящие в ней процессы во взаимосвязи.

Комплексное управление прибрежными зонами-методология инновационного управления, ориентированная на достижение синергии за счет учета взаимодействия процессов, происходящих на море и на суше [7; 6].

Стратегии и программы социально-экономического развития приморских территорий должны включать самостоятельный прибрежно-морской компонент. Формирование прибрежно-морского компонента направлено на эффективное использование морских и прибрежных ресурсов, охрану морской окружающей среды, гармонизацию интересов в сфере морской деятельности между федеральным центром и приморскими регионами путем увязки долгосрочных планов развития региональных морехозяй-ственных комплексов и прибрежной инфраструктуры приморских регионов с целями и задачами развития морской деятельности на различных региональных и функциональных направлениях национальной морской политики.

Основой для формирования прибрежно-морского компонента является прибрежно-морской блок, разработка которого должна основываться на комплексном межотраслевом подходе и быть направлена на реализацию конкурентных преимуществ приморских территорий. Конкурентные преимущества приморских территорий определяются наличием морских ресурсов в широком смысле этого понятия, а также мультипликативным воздействием морской деятельности на другие виды хозяйственной деятельности.

Ключевым аспектом стратегии пространственного развития приморского субъекта Российской Федерации является выделение внутрирегиональных зон опережающего развития, которые могут рассматриваться как территории локализации формирующихся кластеров в различных морских отраслях и видах деятельности [1].

Принципиально важное значение для разработки прибрежно-морского блока Стратегии приморского субъекта имеет такое направление региональной политики, как максимальное использование ресурсных отличий региона, позволяющее специализироваться регионам на тех видах деятельности, в которых эффективность выше. Для этих целей проводится анализ природно-ресурсного базиса региона. Исходными данными для такой оценки могут являться следующие значимые показатели: длина береговой линии; доля населения, проживающего в приморских муниципалитетах; количество приморских городов; площадь береговых пространств, занятых промышленными предприятиями; основные транспортные пути на акватории; рыбопродуктивность акватории; перспективы развития нефтегазового комплекса и др. [4].

Оценка уровня вовлеченности муниципальных образований в региональный мо-рехозяйственный комплекс позволяет выделить, в том числе, производственно-хозяйственные комплексы, не расположенные непосредственно в береговой зоне, но играющие важную роль в функционировании регионального морехозяйственного комплекса в силу специфики структуры своей хозяйственной деятельности. В числе таких муниципальных образований, например, могут оказаться муниципальные образования, в хозяйственной структуре которых преобладают предприятия нефтеперерабатывающей промышленности, обеспечивающие поставками своей продукции морской экспорт углеводородов, муниципальные образования, имеющие на своей территории крупные транспортно-логистические центры или промышленно-производственные зоны, функционирование которых непосредственно связано с морской портовой деятельностью.

При разработке прибрежно-морского блока важно также учитывать факторы, ухудшающие социально-экономическую ситуацию приморского субъекта Российской Федерации. Такие виды рисков, как усиление конфликтов природопользователей, эрозия берегов, аварийное загрязнение нефтью, наводнения, внешнеэкономические риски, связанные со специализацией морского региона в международном разделении труда и другие, должны быть учтены в разрабатываемых документах.

Повышенное внимание следует уделить развитию государственно-частного партнерства, предусматривающего широкое вовлечение предпринимательской инициативы населения и бизнеса в решение проблем регионального развития, в реализацию крупных инвестиционных инфраструктурных проектов с участием федерального, регионального бюджетов, частных инвестиций [5].

Формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства осуществляется, в том числе, за счет социального развития субъекта Российской Федерации в процессе роста занятости [6] доходов в сфере морской деятельности, развития морской рекреации и туризма, сохранения морского наследия, развития морских видов спорта и сохранения морских традиций.

Политика экономического развития государства должна быть направлена на комплексное и эффективное использование пространства, что позволит субъектам экономики системно подходить к построению бизнеса, органам государственного управления по-новому оценить потенциал пространства страны, выработать новые цели, методы и принципы управления, а населению страны сформировать достойное качество жизни.

Литература

1. Бродунов А.Н, Бушуева Н.В., Буневич К.Г. Экономический потенциал прибрежных регионов РФ и проблемы его использования // Современные проблемы использования потенциала морских акваторий и прибрежных зон: материалы XI международной научной конференции; в 2-х ч. М.: МУ им. С.Ю. Витте, 2015. С. 357-371.

2. Головков А.Н. Пространственное развитие как экономическая категория // Управление экономическими системами. 2011. № 2.

3. Гранберг А.Г. О программе фундаментальных исследований пространственного развития России // Регион: экономика и социология. 2009. С. 166-178.

4. Доронина Ф.Х. Методические подходы к оценке эффективности экономической деятельности прибрежных регионов Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9 (ч. 2). С. 324-328.

5. Доронина Ф.Х. О подготовке и реализации стратегических документов федерального уровня, направленных на повышение эффективности управления морской деятельностью и увеличение её вклада в социально-экономическое развитие страны // Транспортное дело России. 2015. № 2. С. 6-8.

6. Доронина Ф.Х. Особенности социально-экономического развития регионов, связанных с морской деятельностью // Региональные особенности рыночных социально-экономических систем (структур) и их правовое обеспечение: материалы VI-й международной научно-практической конференции. Московский университет им. С.Ю. Витте; ф-л Моск. ун-та им. С.Ю. Витте в г. Пензе. М.: МУ им. С.Ю. Витте, 2015. С. 165-170.

7. Доронина Ф.Х., Лущик И.В. Развитие морской деятельности как фактор построения новой модели роста национальной экономики // Современные проблемы использования потенциала морских акваторий и прибрежных зон: материалы XI международной научной конференции; в 2-х ч. М.: МУ им. С.Ю. Витте, 2015. С. 77-91.

8. Иванов С.А., Ложко В.В. О пространственном подходе в теории региональной экономики // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Экономика и менеджмент». 2015. Т. 9. № 1. С. 18-25.

9. Стратегия макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / под ред. акад. А.Г. Грандберга. М.: Наука, 2004. 720 с.

Spatial approach in development strategies of regions

Farida Hometown Doronina, Candidate of Economic Sciences, associate Professor, associate Professor of accounting and taxation, Witte Moscow University

In the context of crisis processes in the economy are experiencing severe difficulties with the temporary Russian regions. Overcoming the existing specialization of the regions, on the one hand, the growing competition of regions ^ for investments and the markets, on the other, require new approaches, methods and tools to the ^ formation of regional strategies. Need a system of territory management, which will ensure their sustainable development. The article substantiates the necessity of introducing a spatial approach to formation of strategy of development of regions.

Keywords: region, spatial approach, the development, the subject of the seaside, coastal-marine unit

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.