Научная статья на тему 'Пространственные изменения российской экономики и иммиграционная политика'

Пространственные изменения российской экономики и иммиграционная политика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Метелёв С. Е.

Формирование международного потока трудящихся-мигрантов в российскую экономику складывается под влиянием весьма противоречивых тенденций на национальном рынке труда, отражающих структурные изменения в экономике, занятости и безработице, спросе и предложении рабочей силы. К их числу следует отнести существенные территориальные различия. Важной отличительной особенностью сложившейся модели российской экономики является то обстоятельство, что сформировался устойчивый спрос на иностранную рабочую силу практически во всех регионах, даже в тех, в которых имеется кризисная и критическая ситуация в сфере занятости и безработицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Метелёв С. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spatial Changes in Russian Economical Policy and Immigration Policy

The development of an international flow of labor migrants into Russian economy is influenced by contradictory tendencies in the national labor market. It depicts structural changes in the economy, employment and unemployment, demands and offers of labor force.

Текст научной работы на тему «Пространственные изменения российской экономики и иммиграционная политика»

ЭКОНОМИКА

УДК 331.55 С.Е. МЕТЕЛЁВ

Омский институт (филиал) РГТЭУ

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА_

Формирование международного потока трудящихся-мигрантов в российскую экономжу складывается под влиянием весьма противоречивых тенденций на национальном рынке труда, отражающих структурные изменения в экономике, занятости и безработице, спросе и предложении рабочей силы. К их числу следует отнести существенные территориальные различия. Важной отличительной особенностью сложившейся модели российской экономики является то обстоятельство, что сформировался устойчивый спрос на жостратую рабочую силу практически во всех регионах, даже в тех, в которых имеется кризисная и критическая ситуация в сфере занятости и безработицы.

В целом текущая ситуация на российском рынке труда остается достаточно сложной. Поскольку, с одной стороны, отсутствуют значительные свободные трудовые ресурсы, связанные с циклическим характером безработицы, которые можно было бы использовать для поддержания дальнейшего роста российской экономики, с другой стороны, сохраняется существенный уровень свободных ресурсов, обусловленный структурным характером безработицы. В связи с этим в современных условиях особую значимость приобретает реализация мер, направленных на устранение структурных диспропорций предложения рабочей силы на отечественном рынке труда в пользу динамично развивающихся отраслей и территорий путем повышения мобильности рабочей силы.

Долгосрочные перспективы экономического роста в России зависят от многих внутренних и внешних факторов. При этом существенное влияние на них оказывают возможные изменения в пространственном распределении хозяйственной активности. Переход к рыночной экономике меняет расклад сил, влияющих на пространственное развитие, многосто-

ронне трансформируя побудительные мотивы движения в стране товаров, инвестиций, материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Рост внутреннего рынка, потребительского спроса и импортозамещающих производств, диверсификация отраслевой структуры экономики с акцентом на развитие перерабатывающих отраслей предопределяют конкурентные преимущества регионов европейской части страны. В этих условиях можно ожидать, что большинство ее восточных регионов будут развиваться по кластерному типу, ограничиваясь точечными (очаговыми) «оазисами» экономической активности, с весьма слабо освоенными межкластерными промежутками. Уже сейчас основные ресурсы экономики восточных регионов страны во все возрастающих масштабах сосредоточиваются в крупных и средних городах. Потенциальную угрозу стабильности экономического развития регионов создают стихийные процессы эволюции системы расселения. «Голосование ногами» приводит к разрушению естественных воспроизводственных процессов на селе и в малых городах и, в конечном счете, к деградации сложившейся системы расселения. Эти процес-

Группировка субъектов Российской Федерации по степени влияния показателей естественного движения и миграции на изменение численности населения

Таблица 1

2003 г.

2004 г.

Субъекты Российской Федерации, входящие в группу по показателям 2004 года

Число субъектов Российской Федерации, в которых население сократилось

Всего в том числе за счет:

естественной убыли и миграционного оттока населения

75

37

76

44

Республики Башкортостан, Бурятия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Удмуртская, Чувашская; Алтайский, Красноярский, Приморский и Хабаровский края; Амурская, Архангельская, Астраханская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Ивановская, Иркутская, Камчатская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Липецкая, Магаданская, Мурманская, Омская, Оренбургская, Пермская, Ростовская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская, Томская, Тульская, Ульяновская, Челябинская и Читинская области; Еврейская автономная область; Коми-Пермяцкий, Корякский и Усть-Ордынский Бурятский автономные округа

превышение естественной убыли над миграционным приростом

33

26

Республики Адыгея, Карелия, Татарстан, Хакасия; Краснодарский и Ставропольский края; Белгородская, Вологодская, Воронежская, Калининградская, Кемеровская, Ленинградская, Калужская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Орловская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тверская и Ярославская области; Санкт-Петербург_

превышение миграционного оттока над естественным. приростом__

Республики Кабардино-Балкарская, Калмыкия; Таймырский (Долгано-Ненецкий), Чукотский и Эвенкийский автономные округа

Число субъектов Российской Федерации, в которых население увеличилось

Всего в том числе за счет:

14

13

естественного и миграционного прироста

Республики Алтай и Ингушетия; Тюменская область; Агинский-Бурятский, Ненецкий, Ханты-Мансийский-Югра и Ямало-ненецкий автономные округа

превышение естественного прироста над миграционным оттоком

Республика Дагестан, Саха (Якутия), Тыва, Чеченская

превышение миграционного прироста над естественной убылью

Московская область и Москва

сы в значительной мере коснулись большинства регионов Сибири и Дальнего Востока и во все большей степени становятся реальными ограничениями перспективного экономического роста [5, с. 53].

На протяжении XX в. доминирующей тенденцией расселения был регулируемый, подчас весьма жесткими мерами, сдвиг населения на север и восток и в меньшей степени на юг [4]. Доля россиян, проживающих в азиатской части страны, стабильно, хотя и с заметным замедлением в 60-е - 80-е гг., росла - от 13,3% в 1926 до 21,8% в 1989 г. Постоянно увеличивалось население, проживающее на территории современных Уральского (с 5,3 до 8,5%), Сибирского (с 10,6 до 14,3%), Дальневосточного (с 1,7 до 5,4%) и Южного (с 12,5 до 14,0%) федеральных округов. Удельный вес населения Центрального и Приволжского округов, напротив, неуклонно сокращался (соответственно с 34,5 до 25,9% и с 26,2 до 21,5% в 1989 г.). Для периода после переписи 1989 г. стала характерной обратная тенденция - перемещение населения с северо-восточных окраин страны в юго-западном направлении. В результате население азиатской части страны уменьшилось за 1989-2002 гг. на 2095 тыс. человек, а доля

его сократилась до 20,7%. Число проживающих в Европейской части, напротив, увеличилось на 237 тыс. человек. Число жителей выросло в Южном (на 2371 тыс. человек, иЛи 11,5%) и Центральном (на 60 тыс. человек, или 0,2%) федеральных округах, а в остальных округах сократилось. Больше всего сократилось население Дальневосточного округа - на 15,8% (на 1257 тыс. человек), причем значительная часть убыли населения - 3,9% - не была зафиксирована в ходе текущей регистрации демографических событий. Большие потери понесли также Северо-Западный (1264 тыс. человек) и Сибирский (1005тыс. человек) федеральные округа.

Важнейшим фактором, усугубляющим в долгосрочной перспективе трудности социально-экономического развития России, является существенное ухудшение демографической ситуации в стране. Численность населения в настоящее время ежегодно сокращается примерно на 800 тыс. человек. При этом число субъектов РФ, в которых оно уменьшилось за счет естественной убыли и миграционного оттока, за 2003-2004 гг. возросло с 37 до 44; в 26 субъектах РФ в 2004 г. наблюдалось превышение естественной убы-

ли над миграционным приростом (табл. 1). Внешний миграционный прирост компенсирует в последние годы лишь десятую часть естественной убыли населения по сравнению с 45% за 1992-2003 гг.

Самоустранение федеральной власти от ответственности за положением дел в восточных регионах в 1990-е годы способствовало не только развитию процессов деградации научно-производственного потенциала, но и формированию обширного сектора теневой экономики. В связи с этим особенно сложная ситуация сложилась в дальневосточных регионах, экономика которых приобрела следующие характерны черты [1, с. 92-93]. Во-первых, стали формироваться мощные «теневые» трансрегиональные отраслевые комплексы, объединяющие компании главных, наиболее прибыльных отраслей регионального хозяйства с корпорациями соответствующих отраслей Японии, Китая и Кореи. Такие комплексы сложились прежде всего в сферах добычи морепродуктов, золотодобычи, производства леса, торговли подержанными автомашинами, а также, в меньшей степени, газа на о. Сахалин. Во-вторых, формирование этих трансрегиональных комплексов происходило вне контроля со стороны федеральной власти, но в ряде случаев при неформальном участии региональной власти. Оно приняло форму создания полукриминальных транснациональных структур, состоящих из системы звеньев, связанных непосредственно с производством или добычей ресурсов и нелегальной доставке продукции за рубеж. Зарубежные компании выступали исходными кредиторами деятельности российских частей конгломератов, источниками необходимой техники и технологии. Российские - отвечали непосредственно за производство неучитываемой продукции, ее доставку (контрабанду) за рубеж и административно-организационное «прикрытие» на всех участках российских составляющих этого цикла. К финансированию подобных начинаний вскоре подключились крупные московские банковские структуры, осознавшие доходность подобного полукриминального транснационального бизнеса. В-третьих, в начале нового века новое российское руководство стало тяготеть к восстановлению рычагов управления дальневосточными регионами, хотя бы в ключевых вопросах развития. К середине первого десятилетия нового века Москва, похоже, выбрала линию частичного субсидирования дальневосточных регионов. Она не стремится восстановить полный контроль над ними, как это было в годы советской власти, но и не желает полностью брать на себя их финансирование. В настоящее время решение финансово-экономических проблем оказывается тесно связано с эффективностью контроля федеральной власти над регионами, борьбой с транснациональной преступностью и преобразованием территориально-хозяйственных структур на легальных основаниях.

Важно учитывать, что отток населения из северных и восточных регионов будет способствовать углублению уже возникших территориальных диспропорций, катастрофически усиливая нехватку трудового потенциала в трудодефицитных регионах. В связи с этим в российской экономике будет формироваться демографо-территориальная ловушка, блокирующая в значительной степени рост ее производительности. Дефицит трудового потенциала будет создавать труднопреодолимые барьеры на пути экономического роста и повышение доходов населения в восточных и северных регионах, иммиграционная их не привлекательность будет стимулировать

отток населения и приводить к ухудшению социально-экономической ситуации, что с вою очередь будет резко усиливать импульсы, стимулирующие выезд населения с данной территории, усугубляя критический ход развития событий. Все это крайне негативно скажется на социально-экономическом развитии страны в целом, формируя мощные геополитические угрозы ее интересам.

Региональное и отраслевое распределение человеческого потенциала, обусловленное сложившейся привлекательностью территорий, отраслей и профессий формирует перекосы в концентрации рабочей силы в рамках отдельных территориально-хозяйственных образований и технико-экономических укладов усиливает дисбаланс в распределении трудовых ресурсов и блокирует осуществление прогрессивных институционально-технологических трансформаций в рамках территориального пространства России. Возникающие в связи с этим негативные тенденции будут усиливать дотационный характер отношений Центра с неблагополучными регионами. Данные тенденции способны стать необратимыми, создавая угрозы социально-экономической безопасности страны.

В современных условиях все более настоятельной становится проблема выбора эффективной стратегии пространственного развития, исходя из того, что важным является не только использование факторов динамизации темпов роста экономики, но и ее существенная трансформация ее структуры, обеспечивающая развитие конкурентных преимуществ и производительности предприятий. Как свидетельствует мировой опыт, решающее значение для изменения сложившейся ситуации к лучшему имеет не столько сами по себе количественные показатели экономического роста, сколько его качественные параметры. Необходим поворот в сторону решения стратегических задач повышения производительности экономики на основе формирования инновационной модели ее развития, активного использования при-родно-ресурсного потенциала и полномасштабного освоения высоких технологий (рис. 1).

Для выработки адекватной российским реалиям и вызовам XXI в. стратегии развития национальной экономики и иммиграционной политики следует пересмотреть утвердившиеся подходы, в которых недооценивается значимость человеческого капитала и дефицита человеческих ресурсов, как факторов экономического роста и изменения его качества. Важно учитывать, что связь между производительностью и качеством человеческих ресурсов в российской экономике в стратегической перспективе не будет являться жесткой. Производительность труда в существенной степени будет зависеть и от численности трудовых ресурсов, привлекаемых для производства природно-территори-альной и научно-технической ренты, а при их значительном дефиците могут возникнуть дополнительные трудности, ограничивающие рост производительности труда. Поэтому, например, привлечение иностранной рабочей силы даже невысокой квалификации в границах иммиграционной емкости страны создает дополнительные источники не только для увеличебния масштабов национальной экономики, но и активизации инновационных процессов и повышения выпуска ВВП на одного занятого при улучшении территориально-отраслевой структуры занятых и увеличения на данной основе производства научно-технической и при-родно-территориальной ренты.

В связи с этим необходимо отказываться от ошибочных подходов, которые возникают на основе пред-

ставлений о наличии жесткой связи между производительностью национального труда и качеством человеческого капитала и абсолютизируют положение о том, что увеличение в экономике количества рабочей силы невысокого качества, например, за счет привлечения иммигрантов, всегда негативно сказывается на росте производительности труда совокупного человеческого капитала.

Согласно прогнозу Росстата в период до 2025 г. будет сохраняться тенденция сосредоточения населения в Центральном и Южном федеральных округах, их доля в населении страны увеличится за 2002-2026 гг. соответственно с 26,3 до 27,3% и с 15,8 до 16,9%. Вместе с тем продолжится сокращение численности населения в Северо-Западном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, их удельный вес в численности населения страны снизится соответственно за 2002-2026 гг. с 9,6 до 9,0%, с 13,8 до 13,1% и с 4,6 до 4,4%. В рамках данного прогноза сальдо миграции кардинально не меняет сложившейся тенденции, обусловливающей нарастание диспропорций в размещении населения по регионам страны. В Центральном федеральном округе положительное сальдо за 2005-2025 гг. увеличит в 2,4 раза и в 2025 г. на него будет приходиться около 80% общего сальдо страны (подавляющая часть притока будет в Москве и Московской области). При этом в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах будет по прежнему происходить отток населения, хотя в Сибирском округе за 2005-2025 гг. он сократится на треть, а в Дальневосточном - он должен почти прекратиться. Таким образом, заложенный в прогнозе Росстата сценарий развития миграционных процессов предполагает сохранение сложившихся негативных тенденций в размещении населения и трудовых ресурсов по территории страны.

Регионы к востоку от Урала - Сибири и Дальнего Востока - являются стратегическим резервом выживаемости России и развития сравнительных преимуществ ее экономики. Вместе с тем активное включение России в мировые хозяйственные связи и неспособность эффективно управлять этим резервом в период экономического спада в 1990-х годах стимулировали укрепление за рубежом позиций сторонников концепции рассмотрения ресурсов Сибири и Дальнего Востока как достояние не только Рос-

сии, но и всего мирового сообщества. Зарубежные страны как на Западе, так и на Востоке заинтересованы в совместном освоении этих ресурсов, при этом они не исключают возможностей воспользоваться в своих интересах в случае усиления дезинтегрированных процессов в России появления сценария ее нового «полураспада».

В стратегической перспективе освоение ресурсов Сибири и Дальнего Востока - это новый потенциал, новая точка развития всего мира. По своему значению оно превосходит освоение запада США, освоение Канады и Австралии. Как свидетельствует практика, стратегия экономического развития на базе абстрактного либерально-экономического подхода пригодна для территориально компактных стран, для страны же с громадной территорией, с точечно-развитой переходной экономикой она разрушительна, дезинтеграционна. Она вызвала цивилизационно-эт-ническое сжатие (депопуляция и отток населения), и является не признаком смерти восточных регионов, а признаком бифуркации, в которой этнос адаптируется к новой ситуации, а при правильной политике его ожидает период расцвета [2).

Реализуемая в настоящее время стратегия развития Сибири и Дальнего Востока не позволяет преодолеть негативные тенденции, которые вызовут такие социально-экономические процессы-следствия: 1) пассивный протест населения в форме усиления миграции из Сибири; активный протест в форме голодовок, забастовок и усиления сепаратистских настроений; 2) окончательная примитивизация сибирской экономики и ее полная зависимость от конъюнктуры на мировых рынках сырья и полуфабрикатов; 3) уход сибирских участников внешней торговли в «тень» и усиление в этой связи криминализации данной сферы; 4) низкие темпы развития экономики Сибири, низкая инвестиционная активность, прогрессирующая деструкция сферы жизнеобеспечения - и далее по кругу, см. пункт 1" [3].

России, как и другие пережившие второй демографический переход развитые страны, тоже нуждается в привлечении мигрантов, испытывая мощный демографический напор перенаселенных соседних стран. При этом важно реально оценивать объективные границы миграционной емкости страны. Они связаны не только с меняющейся ситуацией на рынке труда в ре-

Барьеры роста в рамсах ресурсоемкой модели

Ограиченность топливно-сырьевых ресурсов

Сокращение свободных производственных мощностей

Снижение численности трудоспособного населения

* Пределы ценовой конкуренции

Реасция экономики

Повышение восприимчивости к новым технологиям и инвестиционной активности

Снижение ресурсоемкое™ и рост производительности 1руда

Рост технологической сложности и конкурентоспособности предприятий

X

Повышение теш ов и качества экономического роста

Рис, 1, Переход от ресурсоемкой модели развития экономики к инновационной модели

Реализация организационно-экономических и производственно-технологических мероприятий

Повышение качеств а государственного регулирования малого, среднего и крупного

бизнеса, формирование благоприятной финансово-инвестиционной среды предпринимательства

Программно-целевой подход к поддержке пространственных изменений экономики в сторону высоко техно л огиче ски х производства секторов

Программа формирования кластеров институтов инновационного развития в опорных регионах

Ро ст кэтества человеческих ресурсов, активизация миграционных процессов

зультате структурных преобразований экономики, но и адаптационной способностью механизмов социально-экономической и культурной интеграции иммигрантов в принимающее общество. Миграционная емкость России, как и любой другой страны, эластична, она может быть увеличена путем осуществления адекватных реалиям мер. Но меры эти способны лишь в той или иной степени изменить границы миграционной емкости, но не могут их устранить.

В стратегической перспективе складывает качественно новый формат для социально-экономического развития России. Реализация ключевых сравнительных преимуществ национальной экономики -топливно-энергетического, научно-технического, сельскохозяйственного и транзитного во многом будет зависеть от того, как будет использоваться преимущества, определяемые иммиграционной ее привлекательностью. Выработка адекватного стратегического ответа России на вызовы XXI в. должна обеспечивать укрепление ее позиций в мировой экономике на основе формирования научно-технической, природной и транзитной ренты. Существенный вклад в получение данной ренты способен внести иммиграционный ресурс. Для России ситуация во многом осложняется тем, что многие ее потенциальные конкурентные преимущества не могут быть реализованы при дефиците человеческих ресурсов. К их числу относятся огромные слабозаселенные территории, богатые природными ресурсами, в том числе такими важными для XXI в., как пригодные для сельского хозяйства земли, пресная вода, энергоносители. Это усиливает одновременно и потребность России в трудовых ресурсах, и ее миграционную привлекательность в условиях нарастающего демографического давления со стороны перенаселенных стран ближнего и дальнего зарубежья. Выработка

Система СВШЦНЙ относительно

незаконных мигрантов

нелегал ышх посредников

-| работодателей

Административные меры

Пресечение нелегального въезда (правоприменительная практика)

Репатриация трудовых мигрантов

м

Государствен мое регулирование импорта иностранной рабочей силы

Орган нзацнонио-ннеппуцнональное обеспечение

Нормативно-правовые регуляторы

спешим ж рмаиные государственные институты

процедурные нерыы ей мюдс Астма ыагрант*.

работодателя н уполномоченных государгосняих органе*

ывшуиаровнъш еоглашаша:

- двусторонние

- ыиогосторонмвс

_ Прямое квотирование

Временные ограничения

вриорвты к ограничат

хтх:

Национал ьно-гсографглескне приоритет

яСврытые* регуляторы _

(ограничения)

Качественные требования в ИРС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

диференш-роваююе

дола КРС во<якЯ численности

сшлношенж между иностранными а ыеспшмя кадрами на прсалриатнн

косвенное регулирование на основе экономических критериев

финансовые нормативы доходя фирмы (юр лица)

физически* лица

инвесторы

другие категории

обычные трудовые мигранты

Рве. 2. Государственное регулирование импорта иностранной рабочей силы

адекватного ответа на иммиграционный вызов XXI в. в ближайшие десятилетия могут стать одной из главнейших задач для российского общества.

Низкая интенсивность внутрироссийской миграции, составляющая лишь 1,4% численности населения, ограничивает осуществление позитивных изменений в численности и структуре трудовых ресурсов территорий, сдерживая рост их производительности. Она способствует формированию застойной безработицы особенно в депрессивных регионах, обусловливая повышение социальной напряженности. Рост миграционной подвижности будет позитивно влиять не только на использование человеческого капитала нации, но и на формирование внешних потоков мигрантов, качественного и количественного их состава в связи с ростом конкурентоспособности наемных работников. По инновационно - активному варианту прогноза Минэкономразвития России в 2011 -2015 гг. темпы роста ВВП повысятся до 7,0-7,4%. Структурные сдвиги в экономике будут происходить на основе приоритетного развития машиностроения и пищевой промышленности (рост в 1,9 и 2,3 раза). Увеличению миграционной мобильности будут способствовать повышение темпов экономического роста и формирование поляризованной его модели, что приведет к изменению миграционной привлекательности регионов, ускорению структурных сдвигов на территории страны, динамизации процессов перераспределения трудовых ресурсов между отраслями и регионами, повышению уровня доходов населения и снижению уровня безработицы. Важное значение при этом будет иметь результативность осуществления мер, которые призваны ослабить влияние на миграцию негативно действующих факторов, связанных с неразвитостью рынка жилья, отсутствием достоверной информации об условиях жизни и труда в регионе, высоким уровнем транспортных расходов при переезде в другую местность, сложной криминогенной обстановкой в стране и значительными угрозами терроризма, особенно в крупных городах [6].

Сценарий развития событий, который исходит из концентрации сложившихся тенденций, связанных с существенным сокращением численности населения страны и углублением территориальных диспропорций в распределении трудового потенциала, остается весьма нежелательным и опасным. Вместе с тем имеют реальные и значительно более предпочтительные возможности изменения демографической и социально-экономической ситуации в будущем за счет проведения более активной миграционной и инновационно-экономической политики. В связи с этим в качестве минимально приемлемого выступает сценарий, который обеспечивает к 2025 году сохранение доли федеральных округов в общей численности населения страны. Это предполагает рост численности население Сибирского, Дальневосточного и СевероЗападного округов на 2,1 млн человек по сравнению с прогнозом Росстата. Более предпочтительными является сценарий, позволяющий получить достаточный прирост численности населения в данных округах при повышении их удельного веса в общей численности населения страны. Для этого демографические ресурсы Сибирского, Дальневосточного и Северо-Западного округов должны увеличиться примерно на 5 млн человек. Реализация данного сценария предусматривает существенное улучшение социально-экономической ситуации в данных регионах и повышение их миграционной привлекательности с тем, чтобы значительно уменьшить отток населения из восточных и северных территорий с одновремен-

ным наращиваем его притока, что требует изменения отношения к ним Центра и мобилизации значительных финансовых ресурсов, за счет повышения доли природно-территориальной ренты, оставляемой на развитие регионов. В рамках данного сценария потребуется также реализация дифференцированного подхода к освоению территорий и развитию территориально-институциональных структур. В южной части Сибири и Дальнего Востока, где имеются условия благоприятные для постоянного проживания людей, потребуется направление ресурсов на модернизацию всего комплекса объектов производственного и социального назначения. Для районов Крайнего Севера возникает необходимость их обустройства с учетом проживания работников на основе их периодической смены.

Если большая часть территории восточных районов страны будет подвергаться естественным процессам кластеризации с очевидными последствиями обеспечения в них ограниченных, минимально достаточных социально-экономических Потребностей населения, предприятий и учреждений, то единственной компенсационной возможностью для макрорегиона в целом может стать лишь образование в более благоприятных условиях зон, готовых в перспективе воспроизводить в расширенных масштабах современные типы расселения и организации экономики, а при должном внимании со стороны государства способных не только превратиться в ни в чем не уступающую другим регионам часть экономического пространства страны, но и стать полноценным плацдармом для интенсивного и избирательного развития регионов восточной части России. Под влиянием геополитических перспектив и угроз, описываемых в разных сценариях мирового развития, значение таких зон для страны в целом со временем может только усиливаться. В Сибирском федеральном округе к роли опорной территории в наибольшей степени готовы регионы юга Западной Сибири, в Уральском федеральном округе такими регионами являются Свердловская и Челябинская области, на Дальнем Востоке - регионы южной зоны [5, с 53-55].

Для проведения благоприятных территориально-демографических сдвигов потребуется реализация экономически эффективных мер по радикальному обновлению производственного аппарата, позволяющих за счет использования трудосберегающих технологий, адекватных природно-ресурсной базе институционально-организационных форм и структурных изменений в занятости значительно повысить производительность экономики регионов.

Принимая во внимание необходимость обеспечения защиты национальных интересов, а так же потребность решения актуальных задач социально-экономического развития страны практически все страны мира регулируют потоки международных мигрантов, применяя сложную систему административных, организационно-правовых и экономических мер, и тем самым ограничивая проникновение на свою территорию иностранных работников. Ре-стрективно-запретительный подход сочетается с селективным (рис. 2). Трудовые мигранты по своему

составу неоднородны. Протекционистские меры принимающих стран обычно распространяются на их отдельные категории, среди них обычно можно выделить следующие группы: 1) работники низкой квалификации, которые готовы выполнять неперспективную тяжелую и вредную работу (строительство, сезонные работы по уборке урожая, работа в ремонтных мастерских и т.п.); 2) специалисты быстро развивающихся и приоритетных сфер экономической деятельности (работники новых высоко-технологичиных отраслей, банков и т.п.); 3) представители редких профессий; 4) специалисты высшего класса и представители свободных профессий (выдающиеся ученые, спортсмены, музыканты, эксперты, консультанты и т.п.); 5) руководящий персонал фирм, а также предприниматели, которые переносят инвестиции в принимающую страну и создают новые рабочие места.

Глубокие изменения демографических процессов в стране, которые неразрывно связаны с модернизацией хода воспроизводства человеческих поколений в условиях социально-экономической трансформации, порождают вызовы, относящиеся к числу главных, на которые предстоит ответить российскому обществу в XXI веке. Оно успешно сможет это сделать, если соединит ответы, которые позволяют развивать социально-экономические преимущества стран при эффективном использовании возможностей осуществления благоприятных качественных и количественных изменений в человеческом капитале России на основе радикального улучшения динамических и структурных параметров процесса воспроизводства населения страны и движения международных мигрантов.

Библиографический список

1. Багатуров А. Российский Дальний Восток в новых геопространственных измерениях Восточной Евразии // МЭ и МО. 2004. №10.

2. Дубнов А.П., Дубовцев A.B. Сибирь в геополитических теориях: благо, бремя, зло для России// Регион. 2006. № 1.

3. Кибалов Е.Б., Кулешов В.В. Стратегия Сибири: сопоставительный анализ вариантов и направления дальнейших исследований// Регион: экономика и социология. 2002. №4.

4. Население России 2002 / Под ред. А.Г.Вишневского. -М.: 2004.

5. Суспицын С.А. Пространственные трансформации в контрастных сценариях ее развития: постановка проблемы и эмпирические оценки // Регион: экономика и социология. 2006. № 1 •

6. Топилин А. Прогнозы миграции населения Росстата и национальные интересы России // Международная экономика. 2006. №3.

МЕТЕЛЕВ Сергей Евгеньевич, директор, профессор Омского института (филиала) РГТЭУ, помощник депутата Государственной думы ФС РФ, депутат Омского районного совета, полковник милиции в запасе.

Дата поступления статьи в редакцию: 29.05.2006 г. © Метелев С.Е.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.