ЭКОНОМИКА
УДК 331.55 С.Е. МЕТЕЛЁВ
Омский институт (филиал) РГТЭУ
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА_
Формирование международного потока трудящихся-мигрантов в российскую экономжу складывается под влиянием весьма противоречивых тенденций на национальном рынке труда, отражающих структурные изменения в экономике, занятости и безработице, спросе и предложении рабочей силы. К их числу следует отнести существенные территориальные различия. Важной отличительной особенностью сложившейся модели российской экономики является то обстоятельство, что сформировался устойчивый спрос на жостратую рабочую силу практически во всех регионах, даже в тех, в которых имеется кризисная и критическая ситуация в сфере занятости и безработицы.
В целом текущая ситуация на российском рынке труда остается достаточно сложной. Поскольку, с одной стороны, отсутствуют значительные свободные трудовые ресурсы, связанные с циклическим характером безработицы, которые можно было бы использовать для поддержания дальнейшего роста российской экономики, с другой стороны, сохраняется существенный уровень свободных ресурсов, обусловленный структурным характером безработицы. В связи с этим в современных условиях особую значимость приобретает реализация мер, направленных на устранение структурных диспропорций предложения рабочей силы на отечественном рынке труда в пользу динамично развивающихся отраслей и территорий путем повышения мобильности рабочей силы.
Долгосрочные перспективы экономического роста в России зависят от многих внутренних и внешних факторов. При этом существенное влияние на них оказывают возможные изменения в пространственном распределении хозяйственной активности. Переход к рыночной экономике меняет расклад сил, влияющих на пространственное развитие, многосто-
ронне трансформируя побудительные мотивы движения в стране товаров, инвестиций, материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Рост внутреннего рынка, потребительского спроса и импортозамещающих производств, диверсификация отраслевой структуры экономики с акцентом на развитие перерабатывающих отраслей предопределяют конкурентные преимущества регионов европейской части страны. В этих условиях можно ожидать, что большинство ее восточных регионов будут развиваться по кластерному типу, ограничиваясь точечными (очаговыми) «оазисами» экономической активности, с весьма слабо освоенными межкластерными промежутками. Уже сейчас основные ресурсы экономики восточных регионов страны во все возрастающих масштабах сосредоточиваются в крупных и средних городах. Потенциальную угрозу стабильности экономического развития регионов создают стихийные процессы эволюции системы расселения. «Голосование ногами» приводит к разрушению естественных воспроизводственных процессов на селе и в малых городах и, в конечном счете, к деградации сложившейся системы расселения. Эти процес-
Группировка субъектов Российской Федерации по степени влияния показателей естественного движения и миграции на изменение численности населения
Таблица 1
2003 г.
2004 г.
Субъекты Российской Федерации, входящие в группу по показателям 2004 года
Число субъектов Российской Федерации, в которых население сократилось
Всего в том числе за счет:
естественной убыли и миграционного оттока населения
75
37
76
44
Республики Башкортостан, Бурятия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Удмуртская, Чувашская; Алтайский, Красноярский, Приморский и Хабаровский края; Амурская, Архангельская, Астраханская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Ивановская, Иркутская, Камчатская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Липецкая, Магаданская, Мурманская, Омская, Оренбургская, Пермская, Ростовская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская, Томская, Тульская, Ульяновская, Челябинская и Читинская области; Еврейская автономная область; Коми-Пермяцкий, Корякский и Усть-Ордынский Бурятский автономные округа
превышение естественной убыли над миграционным приростом
33
26
Республики Адыгея, Карелия, Татарстан, Хакасия; Краснодарский и Ставропольский края; Белгородская, Вологодская, Воронежская, Калининградская, Кемеровская, Ленинградская, Калужская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Орловская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тверская и Ярославская области; Санкт-Петербург_
превышение миграционного оттока над естественным. приростом__
Республики Кабардино-Балкарская, Калмыкия; Таймырский (Долгано-Ненецкий), Чукотский и Эвенкийский автономные округа
Число субъектов Российской Федерации, в которых население увеличилось
Всего в том числе за счет:
14
13
естественного и миграционного прироста
Республики Алтай и Ингушетия; Тюменская область; Агинский-Бурятский, Ненецкий, Ханты-Мансийский-Югра и Ямало-ненецкий автономные округа
превышение естественного прироста над миграционным оттоком
Республика Дагестан, Саха (Якутия), Тыва, Чеченская
превышение миграционного прироста над естественной убылью
Московская область и Москва
сы в значительной мере коснулись большинства регионов Сибири и Дальнего Востока и во все большей степени становятся реальными ограничениями перспективного экономического роста [5, с. 53].
На протяжении XX в. доминирующей тенденцией расселения был регулируемый, подчас весьма жесткими мерами, сдвиг населения на север и восток и в меньшей степени на юг [4]. Доля россиян, проживающих в азиатской части страны, стабильно, хотя и с заметным замедлением в 60-е - 80-е гг., росла - от 13,3% в 1926 до 21,8% в 1989 г. Постоянно увеличивалось население, проживающее на территории современных Уральского (с 5,3 до 8,5%), Сибирского (с 10,6 до 14,3%), Дальневосточного (с 1,7 до 5,4%) и Южного (с 12,5 до 14,0%) федеральных округов. Удельный вес населения Центрального и Приволжского округов, напротив, неуклонно сокращался (соответственно с 34,5 до 25,9% и с 26,2 до 21,5% в 1989 г.). Для периода после переписи 1989 г. стала характерной обратная тенденция - перемещение населения с северо-восточных окраин страны в юго-западном направлении. В результате население азиатской части страны уменьшилось за 1989-2002 гг. на 2095 тыс. человек, а доля
его сократилась до 20,7%. Число проживающих в Европейской части, напротив, увеличилось на 237 тыс. человек. Число жителей выросло в Южном (на 2371 тыс. человек, иЛи 11,5%) и Центральном (на 60 тыс. человек, или 0,2%) федеральных округах, а в остальных округах сократилось. Больше всего сократилось население Дальневосточного округа - на 15,8% (на 1257 тыс. человек), причем значительная часть убыли населения - 3,9% - не была зафиксирована в ходе текущей регистрации демографических событий. Большие потери понесли также Северо-Западный (1264 тыс. человек) и Сибирский (1005тыс. человек) федеральные округа.
Важнейшим фактором, усугубляющим в долгосрочной перспективе трудности социально-экономического развития России, является существенное ухудшение демографической ситуации в стране. Численность населения в настоящее время ежегодно сокращается примерно на 800 тыс. человек. При этом число субъектов РФ, в которых оно уменьшилось за счет естественной убыли и миграционного оттока, за 2003-2004 гг. возросло с 37 до 44; в 26 субъектах РФ в 2004 г. наблюдалось превышение естественной убы-
ли над миграционным приростом (табл. 1). Внешний миграционный прирост компенсирует в последние годы лишь десятую часть естественной убыли населения по сравнению с 45% за 1992-2003 гг.
Самоустранение федеральной власти от ответственности за положением дел в восточных регионах в 1990-е годы способствовало не только развитию процессов деградации научно-производственного потенциала, но и формированию обширного сектора теневой экономики. В связи с этим особенно сложная ситуация сложилась в дальневосточных регионах, экономика которых приобрела следующие характерны черты [1, с. 92-93]. Во-первых, стали формироваться мощные «теневые» трансрегиональные отраслевые комплексы, объединяющие компании главных, наиболее прибыльных отраслей регионального хозяйства с корпорациями соответствующих отраслей Японии, Китая и Кореи. Такие комплексы сложились прежде всего в сферах добычи морепродуктов, золотодобычи, производства леса, торговли подержанными автомашинами, а также, в меньшей степени, газа на о. Сахалин. Во-вторых, формирование этих трансрегиональных комплексов происходило вне контроля со стороны федеральной власти, но в ряде случаев при неформальном участии региональной власти. Оно приняло форму создания полукриминальных транснациональных структур, состоящих из системы звеньев, связанных непосредственно с производством или добычей ресурсов и нелегальной доставке продукции за рубеж. Зарубежные компании выступали исходными кредиторами деятельности российских частей конгломератов, источниками необходимой техники и технологии. Российские - отвечали непосредственно за производство неучитываемой продукции, ее доставку (контрабанду) за рубеж и административно-организационное «прикрытие» на всех участках российских составляющих этого цикла. К финансированию подобных начинаний вскоре подключились крупные московские банковские структуры, осознавшие доходность подобного полукриминального транснационального бизнеса. В-третьих, в начале нового века новое российское руководство стало тяготеть к восстановлению рычагов управления дальневосточными регионами, хотя бы в ключевых вопросах развития. К середине первого десятилетия нового века Москва, похоже, выбрала линию частичного субсидирования дальневосточных регионов. Она не стремится восстановить полный контроль над ними, как это было в годы советской власти, но и не желает полностью брать на себя их финансирование. В настоящее время решение финансово-экономических проблем оказывается тесно связано с эффективностью контроля федеральной власти над регионами, борьбой с транснациональной преступностью и преобразованием территориально-хозяйственных структур на легальных основаниях.
Важно учитывать, что отток населения из северных и восточных регионов будет способствовать углублению уже возникших территориальных диспропорций, катастрофически усиливая нехватку трудового потенциала в трудодефицитных регионах. В связи с этим в российской экономике будет формироваться демографо-территориальная ловушка, блокирующая в значительной степени рост ее производительности. Дефицит трудового потенциала будет создавать труднопреодолимые барьеры на пути экономического роста и повышение доходов населения в восточных и северных регионах, иммиграционная их не привлекательность будет стимулировать
отток населения и приводить к ухудшению социально-экономической ситуации, что с вою очередь будет резко усиливать импульсы, стимулирующие выезд населения с данной территории, усугубляя критический ход развития событий. Все это крайне негативно скажется на социально-экономическом развитии страны в целом, формируя мощные геополитические угрозы ее интересам.
Региональное и отраслевое распределение человеческого потенциала, обусловленное сложившейся привлекательностью территорий, отраслей и профессий формирует перекосы в концентрации рабочей силы в рамках отдельных территориально-хозяйственных образований и технико-экономических укладов усиливает дисбаланс в распределении трудовых ресурсов и блокирует осуществление прогрессивных институционально-технологических трансформаций в рамках территориального пространства России. Возникающие в связи с этим негативные тенденции будут усиливать дотационный характер отношений Центра с неблагополучными регионами. Данные тенденции способны стать необратимыми, создавая угрозы социально-экономической безопасности страны.
В современных условиях все более настоятельной становится проблема выбора эффективной стратегии пространственного развития, исходя из того, что важным является не только использование факторов динамизации темпов роста экономики, но и ее существенная трансформация ее структуры, обеспечивающая развитие конкурентных преимуществ и производительности предприятий. Как свидетельствует мировой опыт, решающее значение для изменения сложившейся ситуации к лучшему имеет не столько сами по себе количественные показатели экономического роста, сколько его качественные параметры. Необходим поворот в сторону решения стратегических задач повышения производительности экономики на основе формирования инновационной модели ее развития, активного использования при-родно-ресурсного потенциала и полномасштабного освоения высоких технологий (рис. 1).
Для выработки адекватной российским реалиям и вызовам XXI в. стратегии развития национальной экономики и иммиграционной политики следует пересмотреть утвердившиеся подходы, в которых недооценивается значимость человеческого капитала и дефицита человеческих ресурсов, как факторов экономического роста и изменения его качества. Важно учитывать, что связь между производительностью и качеством человеческих ресурсов в российской экономике в стратегической перспективе не будет являться жесткой. Производительность труда в существенной степени будет зависеть и от численности трудовых ресурсов, привлекаемых для производства природно-территори-альной и научно-технической ренты, а при их значительном дефиците могут возникнуть дополнительные трудности, ограничивающие рост производительности труда. Поэтому, например, привлечение иностранной рабочей силы даже невысокой квалификации в границах иммиграционной емкости страны создает дополнительные источники не только для увеличебния масштабов национальной экономики, но и активизации инновационных процессов и повышения выпуска ВВП на одного занятого при улучшении территориально-отраслевой структуры занятых и увеличения на данной основе производства научно-технической и при-родно-территориальной ренты.
В связи с этим необходимо отказываться от ошибочных подходов, которые возникают на основе пред-
ставлений о наличии жесткой связи между производительностью национального труда и качеством человеческого капитала и абсолютизируют положение о том, что увеличение в экономике количества рабочей силы невысокого качества, например, за счет привлечения иммигрантов, всегда негативно сказывается на росте производительности труда совокупного человеческого капитала.
Согласно прогнозу Росстата в период до 2025 г. будет сохраняться тенденция сосредоточения населения в Центральном и Южном федеральных округах, их доля в населении страны увеличится за 2002-2026 гг. соответственно с 26,3 до 27,3% и с 15,8 до 16,9%. Вместе с тем продолжится сокращение численности населения в Северо-Западном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, их удельный вес в численности населения страны снизится соответственно за 2002-2026 гг. с 9,6 до 9,0%, с 13,8 до 13,1% и с 4,6 до 4,4%. В рамках данного прогноза сальдо миграции кардинально не меняет сложившейся тенденции, обусловливающей нарастание диспропорций в размещении населения по регионам страны. В Центральном федеральном округе положительное сальдо за 2005-2025 гг. увеличит в 2,4 раза и в 2025 г. на него будет приходиться около 80% общего сальдо страны (подавляющая часть притока будет в Москве и Московской области). При этом в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах будет по прежнему происходить отток населения, хотя в Сибирском округе за 2005-2025 гг. он сократится на треть, а в Дальневосточном - он должен почти прекратиться. Таким образом, заложенный в прогнозе Росстата сценарий развития миграционных процессов предполагает сохранение сложившихся негативных тенденций в размещении населения и трудовых ресурсов по территории страны.
Регионы к востоку от Урала - Сибири и Дальнего Востока - являются стратегическим резервом выживаемости России и развития сравнительных преимуществ ее экономики. Вместе с тем активное включение России в мировые хозяйственные связи и неспособность эффективно управлять этим резервом в период экономического спада в 1990-х годах стимулировали укрепление за рубежом позиций сторонников концепции рассмотрения ресурсов Сибири и Дальнего Востока как достояние не только Рос-
сии, но и всего мирового сообщества. Зарубежные страны как на Западе, так и на Востоке заинтересованы в совместном освоении этих ресурсов, при этом они не исключают возможностей воспользоваться в своих интересах в случае усиления дезинтегрированных процессов в России появления сценария ее нового «полураспада».
В стратегической перспективе освоение ресурсов Сибири и Дальнего Востока - это новый потенциал, новая точка развития всего мира. По своему значению оно превосходит освоение запада США, освоение Канады и Австралии. Как свидетельствует практика, стратегия экономического развития на базе абстрактного либерально-экономического подхода пригодна для территориально компактных стран, для страны же с громадной территорией, с точечно-развитой переходной экономикой она разрушительна, дезинтеграционна. Она вызвала цивилизационно-эт-ническое сжатие (депопуляция и отток населения), и является не признаком смерти восточных регионов, а признаком бифуркации, в которой этнос адаптируется к новой ситуации, а при правильной политике его ожидает период расцвета [2).
Реализуемая в настоящее время стратегия развития Сибири и Дальнего Востока не позволяет преодолеть негативные тенденции, которые вызовут такие социально-экономические процессы-следствия: 1) пассивный протест населения в форме усиления миграции из Сибири; активный протест в форме голодовок, забастовок и усиления сепаратистских настроений; 2) окончательная примитивизация сибирской экономики и ее полная зависимость от конъюнктуры на мировых рынках сырья и полуфабрикатов; 3) уход сибирских участников внешней торговли в «тень» и усиление в этой связи криминализации данной сферы; 4) низкие темпы развития экономики Сибири, низкая инвестиционная активность, прогрессирующая деструкция сферы жизнеобеспечения - и далее по кругу, см. пункт 1" [3].
России, как и другие пережившие второй демографический переход развитые страны, тоже нуждается в привлечении мигрантов, испытывая мощный демографический напор перенаселенных соседних стран. При этом важно реально оценивать объективные границы миграционной емкости страны. Они связаны не только с меняющейся ситуацией на рынке труда в ре-
Барьеры роста в рамсах ресурсоемкой модели
Ограиченность топливно-сырьевых ресурсов
Сокращение свободных производственных мощностей
Снижение численности трудоспособного населения
* Пределы ценовой конкуренции
Реасция экономики
Повышение восприимчивости к новым технологиям и инвестиционной активности
Снижение ресурсоемкое™ и рост производительности 1руда
Рост технологической сложности и конкурентоспособности предприятий
X
Повышение теш ов и качества экономического роста
Рис, 1, Переход от ресурсоемкой модели развития экономики к инновационной модели
Реализация организационно-экономических и производственно-технологических мероприятий
Повышение качеств а государственного регулирования малого, среднего и крупного
бизнеса, формирование благоприятной финансово-инвестиционной среды предпринимательства
Программно-целевой подход к поддержке пространственных изменений экономики в сторону высоко техно л огиче ски х производства секторов
Программа формирования кластеров институтов инновационного развития в опорных регионах
Ро ст кэтества человеческих ресурсов, активизация миграционных процессов
зультате структурных преобразований экономики, но и адаптационной способностью механизмов социально-экономической и культурной интеграции иммигрантов в принимающее общество. Миграционная емкость России, как и любой другой страны, эластична, она может быть увеличена путем осуществления адекватных реалиям мер. Но меры эти способны лишь в той или иной степени изменить границы миграционной емкости, но не могут их устранить.
В стратегической перспективе складывает качественно новый формат для социально-экономического развития России. Реализация ключевых сравнительных преимуществ национальной экономики -топливно-энергетического, научно-технического, сельскохозяйственного и транзитного во многом будет зависеть от того, как будет использоваться преимущества, определяемые иммиграционной ее привлекательностью. Выработка адекватного стратегического ответа России на вызовы XXI в. должна обеспечивать укрепление ее позиций в мировой экономике на основе формирования научно-технической, природной и транзитной ренты. Существенный вклад в получение данной ренты способен внести иммиграционный ресурс. Для России ситуация во многом осложняется тем, что многие ее потенциальные конкурентные преимущества не могут быть реализованы при дефиците человеческих ресурсов. К их числу относятся огромные слабозаселенные территории, богатые природными ресурсами, в том числе такими важными для XXI в., как пригодные для сельского хозяйства земли, пресная вода, энергоносители. Это усиливает одновременно и потребность России в трудовых ресурсах, и ее миграционную привлекательность в условиях нарастающего демографического давления со стороны перенаселенных стран ближнего и дальнего зарубежья. Выработка
Система СВШЦНЙ относительно
незаконных мигрантов
нелегал ышх посредников
-| работодателей
Административные меры
Пресечение нелегального въезда (правоприменительная практика)
Репатриация трудовых мигрантов
м
Государствен мое регулирование импорта иностранной рабочей силы
Орган нзацнонио-ннеппуцнональное обеспечение
Нормативно-правовые регуляторы
спешим ж рмаиные государственные институты
процедурные нерыы ей мюдс Астма ыагрант*.
работодателя н уполномоченных государгосняих органе*
ывшуиаровнъш еоглашаша:
- двусторонние
- ыиогосторонмвс
_ Прямое квотирование
Временные ограничения
вриорвты к ограничат
хтх:
Национал ьно-гсографглескне приоритет
яСврытые* регуляторы _
(ограничения)
Качественные требования в ИРС
диференш-роваююе
дола КРС во<якЯ численности
сшлношенж между иностранными а ыеспшмя кадрами на прсалриатнн
косвенное регулирование на основе экономических критериев
финансовые нормативы доходя фирмы (юр лица)
физически* лица
инвесторы
другие категории
обычные трудовые мигранты
Рве. 2. Государственное регулирование импорта иностранной рабочей силы
адекватного ответа на иммиграционный вызов XXI в. в ближайшие десятилетия могут стать одной из главнейших задач для российского общества.
Низкая интенсивность внутрироссийской миграции, составляющая лишь 1,4% численности населения, ограничивает осуществление позитивных изменений в численности и структуре трудовых ресурсов территорий, сдерживая рост их производительности. Она способствует формированию застойной безработицы особенно в депрессивных регионах, обусловливая повышение социальной напряженности. Рост миграционной подвижности будет позитивно влиять не только на использование человеческого капитала нации, но и на формирование внешних потоков мигрантов, качественного и количественного их состава в связи с ростом конкурентоспособности наемных работников. По инновационно - активному варианту прогноза Минэкономразвития России в 2011 -2015 гг. темпы роста ВВП повысятся до 7,0-7,4%. Структурные сдвиги в экономике будут происходить на основе приоритетного развития машиностроения и пищевой промышленности (рост в 1,9 и 2,3 раза). Увеличению миграционной мобильности будут способствовать повышение темпов экономического роста и формирование поляризованной его модели, что приведет к изменению миграционной привлекательности регионов, ускорению структурных сдвигов на территории страны, динамизации процессов перераспределения трудовых ресурсов между отраслями и регионами, повышению уровня доходов населения и снижению уровня безработицы. Важное значение при этом будет иметь результативность осуществления мер, которые призваны ослабить влияние на миграцию негативно действующих факторов, связанных с неразвитостью рынка жилья, отсутствием достоверной информации об условиях жизни и труда в регионе, высоким уровнем транспортных расходов при переезде в другую местность, сложной криминогенной обстановкой в стране и значительными угрозами терроризма, особенно в крупных городах [6].
Сценарий развития событий, который исходит из концентрации сложившихся тенденций, связанных с существенным сокращением численности населения страны и углублением территориальных диспропорций в распределении трудового потенциала, остается весьма нежелательным и опасным. Вместе с тем имеют реальные и значительно более предпочтительные возможности изменения демографической и социально-экономической ситуации в будущем за счет проведения более активной миграционной и инновационно-экономической политики. В связи с этим в качестве минимально приемлемого выступает сценарий, который обеспечивает к 2025 году сохранение доли федеральных округов в общей численности населения страны. Это предполагает рост численности население Сибирского, Дальневосточного и СевероЗападного округов на 2,1 млн человек по сравнению с прогнозом Росстата. Более предпочтительными является сценарий, позволяющий получить достаточный прирост численности населения в данных округах при повышении их удельного веса в общей численности населения страны. Для этого демографические ресурсы Сибирского, Дальневосточного и Северо-Западного округов должны увеличиться примерно на 5 млн человек. Реализация данного сценария предусматривает существенное улучшение социально-экономической ситуации в данных регионах и повышение их миграционной привлекательности с тем, чтобы значительно уменьшить отток населения из восточных и северных территорий с одновремен-
ным наращиваем его притока, что требует изменения отношения к ним Центра и мобилизации значительных финансовых ресурсов, за счет повышения доли природно-территориальной ренты, оставляемой на развитие регионов. В рамках данного сценария потребуется также реализация дифференцированного подхода к освоению территорий и развитию территориально-институциональных структур. В южной части Сибири и Дальнего Востока, где имеются условия благоприятные для постоянного проживания людей, потребуется направление ресурсов на модернизацию всего комплекса объектов производственного и социального назначения. Для районов Крайнего Севера возникает необходимость их обустройства с учетом проживания работников на основе их периодической смены.
Если большая часть территории восточных районов страны будет подвергаться естественным процессам кластеризации с очевидными последствиями обеспечения в них ограниченных, минимально достаточных социально-экономических Потребностей населения, предприятий и учреждений, то единственной компенсационной возможностью для макрорегиона в целом может стать лишь образование в более благоприятных условиях зон, готовых в перспективе воспроизводить в расширенных масштабах современные типы расселения и организации экономики, а при должном внимании со стороны государства способных не только превратиться в ни в чем не уступающую другим регионам часть экономического пространства страны, но и стать полноценным плацдармом для интенсивного и избирательного развития регионов восточной части России. Под влиянием геополитических перспектив и угроз, описываемых в разных сценариях мирового развития, значение таких зон для страны в целом со временем может только усиливаться. В Сибирском федеральном округе к роли опорной территории в наибольшей степени готовы регионы юга Западной Сибири, в Уральском федеральном округе такими регионами являются Свердловская и Челябинская области, на Дальнем Востоке - регионы южной зоны [5, с 53-55].
Для проведения благоприятных территориально-демографических сдвигов потребуется реализация экономически эффективных мер по радикальному обновлению производственного аппарата, позволяющих за счет использования трудосберегающих технологий, адекватных природно-ресурсной базе институционально-организационных форм и структурных изменений в занятости значительно повысить производительность экономики регионов.
Принимая во внимание необходимость обеспечения защиты национальных интересов, а так же потребность решения актуальных задач социально-экономического развития страны практически все страны мира регулируют потоки международных мигрантов, применяя сложную систему административных, организационно-правовых и экономических мер, и тем самым ограничивая проникновение на свою территорию иностранных работников. Ре-стрективно-запретительный подход сочетается с селективным (рис. 2). Трудовые мигранты по своему
составу неоднородны. Протекционистские меры принимающих стран обычно распространяются на их отдельные категории, среди них обычно можно выделить следующие группы: 1) работники низкой квалификации, которые готовы выполнять неперспективную тяжелую и вредную работу (строительство, сезонные работы по уборке урожая, работа в ремонтных мастерских и т.п.); 2) специалисты быстро развивающихся и приоритетных сфер экономической деятельности (работники новых высоко-технологичиных отраслей, банков и т.п.); 3) представители редких профессий; 4) специалисты высшего класса и представители свободных профессий (выдающиеся ученые, спортсмены, музыканты, эксперты, консультанты и т.п.); 5) руководящий персонал фирм, а также предприниматели, которые переносят инвестиции в принимающую страну и создают новые рабочие места.
Глубокие изменения демографических процессов в стране, которые неразрывно связаны с модернизацией хода воспроизводства человеческих поколений в условиях социально-экономической трансформации, порождают вызовы, относящиеся к числу главных, на которые предстоит ответить российскому обществу в XXI веке. Оно успешно сможет это сделать, если соединит ответы, которые позволяют развивать социально-экономические преимущества стран при эффективном использовании возможностей осуществления благоприятных качественных и количественных изменений в человеческом капитале России на основе радикального улучшения динамических и структурных параметров процесса воспроизводства населения страны и движения международных мигрантов.
Библиографический список
1. Багатуров А. Российский Дальний Восток в новых геопространственных измерениях Восточной Евразии // МЭ и МО. 2004. №10.
2. Дубнов А.П., Дубовцев A.B. Сибирь в геополитических теориях: благо, бремя, зло для России// Регион. 2006. № 1.
3. Кибалов Е.Б., Кулешов В.В. Стратегия Сибири: сопоставительный анализ вариантов и направления дальнейших исследований// Регион: экономика и социология. 2002. №4.
4. Население России 2002 / Под ред. А.Г.Вишневского. -М.: 2004.
5. Суспицын С.А. Пространственные трансформации в контрастных сценариях ее развития: постановка проблемы и эмпирические оценки // Регион: экономика и социология. 2006. № 1 •
6. Топилин А. Прогнозы миграции населения Росстата и национальные интересы России // Международная экономика. 2006. №3.
МЕТЕЛЕВ Сергей Евгеньевич, директор, профессор Омского института (филиала) РГТЭУ, помощник депутата Государственной думы ФС РФ, депутат Омского районного совета, полковник милиции в запасе.
Дата поступления статьи в редакцию: 29.05.2006 г. © Метелев С.Е.