3. Merkov A.B. IMAGE Recognition. Introduction to methods of statistical training; URSS-M. tutorial, 2011. 256 p.
4. Maklakova T.G. Architectural and structural design of buildings. Volume 1. Residential buildings; Architecture-S-Moscow, 2010. 328 p.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕФОРМАЛЬНЫХ ПОСЕЛЕНИЙ В ГОРОДАХ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН Мердасса Ф.Т.
Мердасса Февен Тарику — аспирант, департамент архитектуры Российский университет дружбы, народов, г. Москва
Аннотация: в неформальных поселениях проживает почти четверть городского населения мира, в основном в развивающихся странах. Лучшее понимание развития и распространения этих поселений играет важную роль в поиске устойчивого и учитывающего региональные особенности политики городского планирования и строительства. В статье анализируются основные факторы, вызывающие развитие и распространение, а также особенности неформальных поселений в таких городах, как Найроби, Ибадан, Каир, Дурбан, Аддис-Абеба.
Ключевые слова: неформальное поселение, трущобы, скваттерские поселения, развивающаяся страна, урбанизация, устойчивое развитие.
Понятие трущоб существовало задолго до того, как в XIX веке возникла терминология, связанная с эпохой индустриализации. В этот период, особенно в XIX и начале ХХ веков, большинство промышленно развитых столиц характеризовались массовой и быстрой урбанизацией и перенаселенностью. Однако во второй половине ХХ века, в эпоху модернизма, поселения в трущобах стали характерной чертой развивающегося мира из-за таких факторов, как: высокий уровень миграции в городские районы; высокий уровень безработицы и городская бедность, рост неформальной экономики, неэффективная политика городского планирования и регулирования; стихийные бедствия, социальная нестабильность; и др. [1].
▼
\ J Is
No data 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Рис. 1. Городское население, живущее в неформальных поселениях и трущобах [2]
Быстрый рост урбанизации без экономического развития является катализатором проблемы расширения трущоб в развивающихся странах. В африканских регионах к югу от Сахары, которые стремительно росли с момента обретения независимости, почти две трети городских жителей проживают в неформальных поселениях [3].
Несмотря на то, что понятие трущоб постоянно менялось, они всегда воспринимались как непригодные для проживания районы, в которых живут малоимущие слои населения. Трущобы традиционно изображались как следствие и средство индустриализации и урбанизации [4].
План действий Альянса городов описывает трущобы как заброшенные районы городов, где жилье и условия жизни плохие [5]. Организация Объединенных Наций определила трущобы как группу семей лишенных хотя бы одного из следующих условий: доступ к питьевой воде; доступ к улучшенной санитарии; достаточного жилого пространства (не более трех человек живут в одной комнате), помещения, предназначенного для постоянного проживания (конструктивное качество/долговечность жилья); права и гарантий владения жильем [6]. Приведенное выше определение фокусируется исключительно на физических и юридических характеристиках этих поселений, исключая более сложные социальные аспекты. В дополнение к этому, для лучшего понимания состояния трущоб ООН-Хабитат предложила более эффективный подход к более точному описанию состояния трущоб, сгруппировав обитателей трущоб в широкие категории: умеренно лишенных (один фактор), сильно лишенных (два фактора) и крайне лишенных (три или больше факторов бытовой неустроенности) [7].
В различной литературе термины «трущобы» и «неформальные поселения» часто используются как синонимы. Эти две концепции во многом пересекаются, но некоторые трущобы являются частью формального жилищного сектора, а некоторые неформальные поселения обеспечивают доступ к качественному жилью. Неформальные поселения - это жилые массивы, сформированные без права собственности на землю, без надлежащих базовых услуг и городской инфраструктуры, не отвечающие нормам планирования и строительства [8]. В данном исследовании термин «трущобы» рассматривается как наиболее неблагополучный вид неформального поселения.
Процесс образования трущоб многогранен и часто варьируется от страны к стране и внутри страны и города. Поиск устойчивых подходов к благоустройству неформальных поселений требует лучшего понимания процесса физического развития трущоб, а также признания его взаимосвязанных экономических, социальных и экологических аспектов. С этой целью были проанализированы различные неформальные поселения и трущобы из разных стран к югу от Сахары.
Найроби - крупнейшие трущобы Кении, расположен в 5 км от центра столицы. Его происхождение восходит к колониальной эпохе, когда городская планировка была основана на расовой сегрегации населения. Трущобы в Найроби могут быть: поселениями скваттеров и поселениями, возникшими из незаконных подразделений государственной или частной земли. Ряд трущоб находится на непригодных для строительства землях, особенно жилых домов. Поселения широко расположены по всему городу, как правило, в непосредственной близости от районов с возможностями трудоустройства. Например, Кибера, одна из самых больших трущоб, имеет выход к промышленной зоне [6].
Большинство трущоб Каира возникло в результате чрезвычайно высоких ростов населения после Второй мировой войны. Типы трущоб в Каире можно классифицировать как [9]:
• неформальные поселения, построенные на незаконно полученных сельскохозяйственных землях без разрешения на строительство. Жилья в таких поселениях обычно хорошего качества, часто строится поэтапно, а в некоторых районах можно наблюдать многоэтажные дома.
• неформальные поселения на государственных пустующих пустынных землях. Качество жилья и условия скученности обычно хуже, чем в неформальных поселениях на сельскохозяйственных землях.
• ветхие поселения в старом центре города из-за отсутствия надлежащего управления.
• обветшавшие городские кварталы с полуразрушенными одно-трехэтажными домами для малообеспеченных семей. Для них характерны ненадежность владения и ограниченные жилищные инвестиции.
Неформальные поселения Каира демонстрируют неоднородность доходов жителей. Одним из примеров является Маншият-Насир, также известен как Город Мусорщиков — христианский коптский квартал на восточной окраине Каира в Египте. Это является центром переработки отходов, жизненно важный для функционирования столицы, однако в большинстве жилищ отсутствует канализация, электричество и водопровод.
В Ибадане, Нигерия, трущобы можно классифицировать как [10]:
• Внутренние городские трущобы: состоят из самых старых жилищ самого низкого качества и характеризуются серьезным износом, самой высокой плотностью населения и отсутствием надлежащей санитарии. Это результат тесно связанных социально-экономических изменений и ограниченных муниципальных бюджетов в течение длительного периода.
• Неформальное население на окраине города - жилищные условия отличаются от городских. Здесь мы можем найти дома, построенные из цемента, самодельные дома из дерева и глиняные дома, оштукатуренные цементом.
• Незапланированные поселения вдоль основных городских дорог.
Нынешняя модель неформального поселения в Дурбане, ЮАР в значительной степени является результатом апартеида второй половины XX века. Неформальные поселения различаются по их строительным материалам, используемых, в том числе гофрированного железа, пластмасс, древесины и листовой металл, или могут быть построены с использованием более традиционными техники мазанки [6].
Городская структура Аддис-Абебы, столицы Эфиопии, характеризуется отсутствием сегрегации по экономическому, религиозному, этническому статусу и отсутствием функционального зонирования. В Аддис-Абебе, с одной стороны, есть большой сегмент неформальных поселений, которые являются «незаконными», но не все эти дома некачественные. С другой стороны, «легальные» поселения в центральной части города, особенно принадлежащие государству, можно охарактеризовать как «неформальное» жилье - трущобы, лишенные одного или нескольких компонентов, необходимых для нормальных условий жизни. Вопреки многим африканским городам, Аддис-Абеба имеет оригинальную модель расселения, отличающуюся от моделей, введенных колониализмом [11]. Неформальные поселения в городе возникли в результате политики землепользования, отсутствия надлежащего управления и обслуживания. Жилища в этих поселениях по своим характеристикам аналогичны преобладающим в стране традиционным жилищам -одноэтажным и прямоугольным по форме домам, построенным из глины [12]. Их можно классифицировать как [13]:
• Неформальные поселения в незаконно приобретенных сельскохозяйственных землях, особенно на окраинах городов - характеризуются хорошим качеством строительства. Поселение в незаконно появившихся жилых массивах носит неформальный характер из-за незаконного доступа к земле, а также нарушения строительных норм и правил.
• Сквоттерские поселения на заброшенных землях, принадлежащих государству, вдоль главных и второстепенных дорог, в скверах и в других пустырях или на открытых общественных местах -одноэтажные дома, построенные из подручных средств, и местные строительные материалы. Данные поселения без гарантий прав на землю и/или разрешения на строительство, и не соблюдают правила и строительные нормы.
• Трущобы в черте города, особенно расположенные в историческом центре города -характеризуются своей формальностью, но и также своей переполненностью и в обветшалом жильем. Эти типы являются результатом незаконного вертикального и горизонтального расширения формальных жилищ и отсутствия надлежащего управления.
Анализ различных неформальных поселений в Африке к югу от Сахары показывает, что факторы, такие как принцип городского планирования колониальной эпохи; неэффективное управление городской землей и жильем в значительной мере способствовали возникновения и расширения неформальных поселений. Кроме того, высокие темпы урбанизации без надлежащего экономического развития играют роль в расширении таких поселений, что еще больше обостряет проблему в развивающихся странах. Исследование также показывает, что неформальные поселения и трущобы могут располагаться как в центральной части города, так и на периферии. Другой важной особенностью является то, что большинство новых поселений на периферии демонстрируют жилья хорошего качества и зачастую строительство ведется по инкрементной модели в соответствии с потребностями и средствами жителей. В основном, дома построены с использованием местных строительных материалов и технологиями,и для таких поселениях характерен оживленная социально-культурная деятельность. В результате, важно отметить, что углубленное понимание неформальных поселений и трущоб способствует значительным урокам для культурно осознанных и устойчивых городских жилищных решений в будущем.
Список литературы
1. Mahabir R. The Study of Slums as Social and Physical Constructs: Challenges and Emerging Research Opportunities / R. Mahabir, A. Crooks, A. Croitoru, & P. Agouris // Regional Studies, Regional Science, 2016. Vol. 3, Issue 1. DOI: 10.1080/21681376.2016.1229130.
2. Population Living In Slums (% Of Urban Population). [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ourworldindata.org/grapher/share-of-urban-population-living-in-slums/ (дата обращения: 11.11.2020).
3. UN-Habitat. State of the World's Cities 2012/2013: Prosperity of Cities; Routledge: London, UK, 2013.
4. Fox, S. The Political Economy of Slums: Theory and Evidence from Sub-Saharan Africa / S. Fox // World Development, 2014. Vol. 54. P. 191-203. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2013.08.005/ (дата обращения: 11.09.2020).
110
5. Cities Alliance. Cities Alliance for Cities Without Slums: Action plan for moving slum upgrading to scale. Cities Alliance - World Bank: Washington. DC, 2006.
6. UN-Habitat. The challenge of slums: global report on human settlements. Nairobi. Kenya: UN-Habitat, 2003.
7. UN-Habitat. State of the world's cities 2008/2009 - harmonious cities. Nairobi, Kenya: UN-Habitat, 2008.
8. United nation. Conference on Housing and Sustainable Urban Development - Habitat III, Issue Paper No. 22 on Informal Settlements. New York, 2015.
9. Khalifa M.A. Redefining slums in Egypt: Unplanned versus unsafe areas / M.A. Khalifa // Habitat International, 2011. № 35. P. 40-49. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.academia.edu/6151303/ (дата обращения: 11.09.2020).
10. Olusola Oladapo Makinde. Housing: Central City Slums, A Case Study оf Ibadan // Journal of Environment and Earth Science, 2012. Vol 2. № 9. P. 21-31. [Электронный ресурс].Режим доступа: https://www.iiste.org/Journals/index.php/JEES/article/view/3045/ (дата обращения: 11.09.2020).
11. Givental E. Addis Ababa Urbanism: Indigenous Urban Legacies and Contemporary Challenges / E. Givental // Journal of Geography and Geology, 2017. Vol. 9. № 1. P. 25-36. D0I:10.5539/jgg.v9n1p25.
12. Мердасса Ф.Т. Архитектура традиционного жилища для малообеспеченных семей в современной Эфиопии // Проблемы науки. Журнал «Современные Инновации», 2018. № 3(28). С. 73-77.
13. Belete A.W. Assessment of Addis Ababa's Urban Land Lease Implementation: A Backing to Make Informed Decision / A.W. Belete // Civil and Environmental Research, 2017. Vol. 9. № 5. P. 38-47. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/320956953/ (дата обращения 28.10.2019).